Значение валютного контроля

Важный материал по теме: "Значение валютного контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Читайте так же:  Образец распределения имущественного налогового вычета между супругами

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Источник:

Значение валютного контроля

Экономические науки/1.Банки и банковская система

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова

Алматинская область, город Талдыкорган

Абдибеков С.У.,

Талдыбаева М.К.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. И, кроме того, система государственного регулирования направлена на создание и поддержание относительных конкурентных преимуществ страны в международных отношениях[1.с.85].

Границы между этими двумя формами валютного регулирования гибкие и зависят от конкретной экономической ситуации в данной стране. Так, во время нарастания кризисных явлений степень государственного регулирования возрастает, и наоборот, в условиях относительно стабильного развития возможна либерализация деятельности субъектов валютного рынка, т.е. снижение уровня государственного регулирования внешнеэкономического сектора. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Независимо от юридического режима воздействия на валютные отношения, контрольные мероприятия всегда являются составной частью валютной политике государства. Однако их значение максимально, если государство использует для выравнивания платежного баланса и обеспечения устойчивости национальной валюты механизм валютного регулирования. В том случае число участников валютных отношений не ограничено, но их деятельность поставлена в жесткие рамки валютных ограничений, что создает потенциальную угрозу увеличения попыток обойти нормы валютного законодательства. Можно сказать, что расходы государства на создание системы валютного контроля — плата за экономическую эффективность валютного регулирования.

Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.

Во-первых, он является одной из функций государственного управления. Валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства.

Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив правело обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютно-экспортного контроль отслеживает движение выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.

В-третьих, валютный контроль — форма обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Действующая в России система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправный, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым, становится возможным оценка результатов валютных мероприятий государства и их своевременная коррекция. Например, получая информацию о многочисленных фактах приобретения резидентами недвижимого имущества за рубежом без оформления лицензии на вывоз капитала, Банк России принял решение о переходе к уведомительному порядку совершения таких операций, поскольку массовые нарушения нерационального требования подрывали уважение к любым правилам валютного регулирования как таковым.

В-четвертых, как уже было показано выше, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций ( валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.

Государственное валютное регулирование может осуществляться в двух формах:
— прямое (административное), реализуемое путем разработки соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения участниками валютного рынка;

Читайте так же:  Налог на собственность квартиры как оплачивать

— косвенное (экономическое), осуществляемое путем использования экономических стимулов и методов воздействия на поведение участников валютного рынка.

Рассмотрим основные методы государственного валютного регулирования:
— дисконтная политика;

— девальвация и ревальвация;

— управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации и др.

Дисконтная политика (учетная) — изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

Выделяют «стерилизованные» и «нестерилизованные» валютные интервенции. «Стерилизованные» интервенции предполагают одновременное проведение мероприятий, нейтрализующих влияние интервенций на внутренний денежный рынок (и прежде всего на денежную базу). Это означает, что изменение в ходе интервенции иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими обратными изменениями внутренних активов (например, покупкой-продажей государственных ценных бумаг). «Нестерилизованные» интервенции не предполагают подобных компенсирующих мер. Однако необходимо учитывать, что проведение валютных интервенций не затрагивает сущностных причин долгосрочного движения валютных курсов, что снижает их эффективность как метода валютного регулирования.

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в дол­госрочной перспективе, необходимо: наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций; доверие участников рынка к долгосрочной политике цент­рального банка; изменение фундаментальных экономических показателей, таких, как темп экономического роста, темп инфляции, темп из­менения увеличения денежной массы и др.

«Протекционистские меры» — это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения — законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями.
Видами валютных ограничений являются: валютная блокада;
запрет на свободную покупку-продажу иностранной валюты внутри страны;
регулирование международных платежей и движения капиталов (репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг т.д.); концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей; множественность валютных курсов.

Жесткость валютных ограничений определяется уровнем развития экономики, положением страны во внешнеэкономическом обороте, конкретной ситуацией, сложившейся на валютном рынке. Использование большинства валютных ограничений предполагает ограничение обратимости национальной и иностранной валют, блокирование (полное или частичное) валютных счетов, требование лицензирования и централизации валютных операций (выделение так называемых «уполномоченных банков»). Девальвация и ревальвация — традиционные методы валютной политики. При использовании режимов фиксации обменного курса национальной валюты по отношению к иностранной, нарушение синхронности процессов девальвации (ревальвации) и инфляции (девальвации) может привести к изменению реального курса национальных денег. В результате реальный курс будет отклонятся от официального, что и требует девальвации (ревальвации) валюты[3.с.14].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки 2010г.-85с.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н.Красавиной, М., Финансы и статистика,2005, -381 с.

3. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000,-14 с.

Источник:

Понятие валютного контроля

Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III). По-мимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности», ТК РФ-

Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 413

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных ак-тов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регу-лировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовав-шем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не опре-деляется. Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет эконо-мических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вме-шательства государства и его органов в валютные операции рези-дентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валют-ной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осу-ществлении валютных операций.

Валютный контролъ можно определить как контроль Прави-тельства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблю-дением валютного законодательства при осуществлении валют-ных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов ва-лютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные орга-ны) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни-тельной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного кон-троля регулируются различными нормативными актами. Так, Правителъство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Россий-ской Федерации»). В частности, Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнитель-ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. Банк России осу-

Учебник: Краткий курс. Особенная чаеть

ществляет контроль за совершением валютных операций кре-дитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействует с другими органами валютного контроля, обес-печивая их взаимодействие с такими агентами валютного конт-роля, как уполномоченные банки.

Федералъиые органы исполнителъной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осущеетвляют конт-роль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными бир-жами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 федеральным органом валютного контроля ис-полнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, яв-ляется Федералъная служба финансово-бюджетного надзора, нахо-дящаяся в ведении Министерства финансов РФ’. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением рези-дентами и нерезидентами (за исключением кредитных органи-заций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, тре-бований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных опе-раций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Читайте так же:  Смягчающие обстоятельства по административному делу

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осу-ществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган испол-нительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь ор-ганом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия орга-нов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обя-зательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить провер-ки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного

Ведомости РФ. 1991. № 15. Ст. 492; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711-

Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 415

законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно-сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запра-шивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

К исключительной компетенции органов валютнбго контро-ля Законом от 10 декабря 2003 г. отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры от-ветственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контро-ля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от рези-дентов и нерезидентов документы (копии документов), связан-ные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность фи-зического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; докумен-ты, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезиден-тов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям ре-зидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществ-лении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нере-зиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) ор-ганов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реаль-ного ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их Должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валют-Ные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам ва-

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

лютного контроля документы и информацию, запрашиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «О валют-ном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установ-ленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответ-ствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нару-шений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного ре-гулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законода-тельством РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия валюты, валюты РФ, иностранной валюты, конвертируемой валюты.

2. Каковы источники правового регулирования валютных отношений в РФ?

3. Каково соотношение правовых понятий «валюта» и «ва-лютные ценности»?

4. Кто понимается под «резидентами» и «нерезидентами» по российскому валютному законодательству?

5. Определите понятие «валютное регулирование>> и «валют-ный контроль». Каково их соотношение, как эти понятия соот-носятся с понятием «валютного надзора»?

6. Назовите основные направления валютного регулирова-ния в РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Кто (какие органы) составляют систему органов валютно-го контроля в РФ?

8. Какова роль нормативных актов Банка России в осуществ-лении валютного регулирования и валютного контроля?

9. Раскройте понятия «орган валютного контроля», «агент валютного контроля». Каково соотношение их правомочий?

10. Раскройте полномочия Правительства РФ, Банка России, Министерства финансов РФ, налоговых органов в сфере валют-ных отношений. Какие еще органы обладают правомочиями в данной сфере?

Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 417

11. Какие виды операций с иностранной валютой закрепле-ны в Федеральном законе «О валютном регулировании и валют-ном контроле»?

12. Каковы полномочия таможенных органов в сфере валют-ного контроля?

13. Дайте правовую характеристику понятию «валютные цен-ности».

14. Дайте характеристику валютному правоотношению. Оп-ределите сходные признаки валютного и финансового правоот-ношения.

15. Какие источники правового регулирования валютных отношений действуют в Российской Федерации?

Словарь-справочник основных понятий и терминов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

Источник:

Понятие и значение валютного контроля. Полномочия субъектов, осуществляющих валютный контроль

Валютный контроль— деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основные направления валютного контроля

следующие:

· определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Организационно-правовое обеспечение валютного контроля в Республике Беларусь выполняют органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Система органов валютного контроля

включает:

1) Совет Министров Республики Беларусь, который определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

Читайте так же:  Практика осуществления таможенными органами валютного контроля

2) Национальный банк Республики Беларусь, осуществляющий валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняющий другие функции, предусмотренные законодательством;

3) Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством. Комитет государственного контроля осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций;

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, осуществляющий организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные иным законодательством.

Вышеуказанные органы в пределах своей компетенции при осуществлении валютного контроля вправе:

· проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований — законности происхождения валютных ценностей;

· осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

· получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

· приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

· осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля

являются:

1) республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции:

· осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;

· принимают меры по устранению подчиненными (подведомственными, входящими в состав) им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

· представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

· осуществляют иные функции, предусмотренные валютным законодательством;

2) таможни, которые:

· производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;

· контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;

· осуществляют контроль за соблюдением законодатель­ства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей;

· осуществляют иные функции, предусмотренные валют­ным законодательством;

3) банки и небанковские кредитно-финансовые организа­ции как агенты валютного контроля вправе:

· осуществлять контроль за полнотой и своевременно­стью представления клиентами информации, относящейся к валютным операциям, и соответствием ее требованиям ва­лютного законодательства;

· осуществлять контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного зако­нодательства;

· получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществлении валютных операций;

· осуществлять иные функции, предусмотренные валют­ным законодательством.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

· если такое перечисление не соответствует режиму функ­ционирования счета резидента или нерезидента;

· если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

· если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные требованиями нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и (или) нормативных правовых актов Национального банка, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь;

· в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными право­выми актами Национального банка.

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанков­ские кредитно-финансовые организации, если иное не уста­новлено законодательными актами Республики Беларусь, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля в порядке и сроки, определяе­мые Национальным банком Республики Беларусь.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля, а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9062 — | 7684 — или читать все.

Источник:

Валютный контроль: понятие и значение

Валютный контроль – это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Важным является разработка и применение системы мер валютного контроля. Деятельность во внешней торговле сопровождается операциями, связанными с движением валютных средств. Такая деятельность должна контролироваться в особом порядке. IX Конгресс ИНТОСАИ, который проходил в г. Лиме в 1977 году принял документ, определяющий руководящие принципы валютного контроля. Было отмечено, что контроль не является самоцелью, он осуществляется для того, чтобы исправить ошибки и просчеты в принятых стандартах во избежание нарушения принципа законности. В отдельных случаях контроль позволяет привлекать к ответственности виновных, проводить профилактические мероприятия по предотвращению нарушений.

Механизм контроля за валютными операциями

Валютный контроль реализуется при помощи специфического механизма, который является способом организации и функционирования управленческой контролирующей деятельности. В широком смысле под термином «механизм» следует понимать согласованное воздействие субъектов на явления окружающей действительности.

Механизм валютного контроля выступает как организационно-правовая система государственного воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере совершения валютных сделок и операций в целях соблюдения валютной дисциплины участниками валютных правоотношений.

Контроль – совокупность мер гос. регулирования, направленных на обеспечение экономической безопасности и соблюдения интересов государства в правоотношениях. Валютный контроль – деятельность специальных органов, направленная на соблюдение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования участниками валютных правоотношений.

В Законе о валютном регулировании определены принципы валютного контроля:

  • невмешательство государства в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы регулирования и контроля;
  • защита прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении операций в валюте.

Подход объединения принципов регулирования и контроля законодатель объясняет тем, что эти две системы должны эффективно функционировать и быть согласованными, так как порядок проведения валютных операций может быть обеспечен только посредством контроля за их соблюдением валютного законодательства. Например, правительство РФ и Банк России наделены одновременно функциями по валютному регулированию и контролю.

Читайте так же:  Возврат налога неработающему

Валютные ограничения отменяются и закрепляются, это существенно влияет на механизм валютного контроля. Появление ограничений означает то, что у резидентов и нерезидентов возникают дополнительные обязанности, поэтому появляются новые объекты контроля. Права и обязанности резидентов, которые установлены в рамках ограничений, обуславливают проведение различного рода мероприятий, касающихся контроля в валютной сфере.

Контролю подлежат все без исключения валютные операции независимо от того, совершаются они свободно либо с валютными ограничениями.

Регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  • создание организационных структур и наделение их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций;
  • определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами валютного контроля.

Меры валютного контроля являются производными от валютных ограничений, но они не тождественны. Посредством ограничений государство регулирует операции с валютой, а через меры контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований.

Существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, банк может отказать в проведении валютной операции при отсутствии необходимых для валютного контроля документов.

Есть случаи, когда мероприятия валютного контроля становятся ограничительными мерами.

Это происходит в случаях необоснованного ввода государством процедур контроля, которые делают законные операции затруднительными или вовсе невозможными. В этом случае меры валютного контроля начинают выполнять не контролирующую, а регулирующую функцию. Происходит воздействие на добросовестных участников валютных отношений.

Механизм валютного контроля функционирует качественно, когда существуют границы внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает наличие субординации между субъектами. Конечная цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютной дисциплины.

Цель валютного контроля

Целью является недопущение нарушений валютного законодательства при осуществлении операций с валютой. Все операции этого вида подлежат валютному контролю независимо от того проводятся они с валютными ограничениями или без них. Если валютная операция проводится без ограничений, ряд мер пассивного контроля все равно предусмотрен. К таким мерам относятся: предоставление данных статистики, паспорт сделки и пр. Органы валютного контроля таким образом накапливают информацию для последующей корректировки государственной политики в этой области.

Понятие валютного контроля является разновидностью контроля финансового со своими отличительными особенностями. Основной формой валютного контроля являются проверки:

  • операций с валютой на соответствие законодательству;
  • наличия лицензий и соглашений;
  • выполнения обязательств в иностранной валюте резидентами перед государством;
  • обоснованности валютных платежей;
  • учета и отчетности по валютным операциям.

Замечание 1

Сущность валютного контроля в использовании организационно-правовых способов и средств для выяснения соответствия деятельности подконтрольных субъектов законам, анализе результатов, выявлении отклонений, принятии мер по исключению этих отклонений и привлечении к ответственности виновных.

Валютный контроль – функция государственного управления, являющаяся видом государственного финансового контроля.

Основная цель как финансового, так и валютного контроля в обеспечении успешной реализации валютной политики государства.

Контроль за операциями с валютой можно рассматривать как многоаспектный вид контроля. Во-первых, он является государственной функцией управления и обеспечивает проверку, наблюдение, анализ, что характеризует его как функцию. Во-вторых, это определенная стадия конкретных государственных действий. В-третьих, это форма обратной связи при регулировании валютных отношений. В процессе контроля осуществляется постоянный мониторинг действий участников правоотношений, связанных с валютой. Результаты анализируются и оцениваются, в валютное законодательство вносятся корректировки. В-четвертых, валютный контроль обеспечивает соблюдение ограничений в валютной сфере, поэтому он является средством поддержания правопорядка.

Валютная дисциплина

Валютная дисциплина – это добровольное признание и надлежащее исполнение субъектами валютного права правил и предписаний уполномоченных органов государственной власти в сфере валютного регулирования и валютного контроля в целях реализации валютной политики государства.

Это правосознание субъекта валютного права, которому необходим механизм валютного контроля и юридической ответственности. Здесь контроль выступает в роли предупреждения, предохранения, способствуя соблюдению установленного порядка в правоотношениях, связанных с валютой. Вместе с мерами юр. ответственности контроль дает гарантию соблюдения валютной дисциплины, применяя меры предупредительного, пресекательного, обеспечительного и правовосстановительного характера.

Структуру валютного контроля образуют три уровня: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. У каждого субъекта имеется свой круг полномочий. Можно выделить четыре основных группы процедур валютного контроля:

  • сбор сведений о валютных операциях;
  • обработка и систематизация данных;
  • предупреждение правонарушений в области валютных операций;
  • выявление правонарушений.

Данные процедуры чаще всего применяются в комплексе, и эффективными они будут только тогда, когда органы и агенты валютного контроля будут надлежащим образом выполнять свои обязанности. Деятельность этих субъектов связана с принятием индивидуально-правовых актов – предписаний, протоколов и пр.

Действенный механизм валютного контроля необходим для того, чтобы обеспечить экономические интересы страны. Контроль за операциями позволяет учитывать внешнеэкономические сделки, выявлять нарушения, не ущемляя при этом прав субъектов, подвергшихся контролю. Поэтому в РФ резиденты и нерезиденты имеют право:

  • быть ознакомленными с проверочными актами и другими документами;
  • обжаловать решения и действия контролирующих органов в суде;
  • требовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями.

У резидентов и нерезидентов, совершающих валютные операции также есть и обязанности:

  • представлять документы по валютным операциям и счетам;
  • вести учет по совершенным валютным операциям;
  • сохранять отчетные материалы в течение 3-х лет;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении нарушений.

В любой финансовой сфере контроль необходим, в валютной особенно, поэтому очень важно разработать законодательство без просчетов и ошибок. Несовершенство закона используется в преступных целях, наносящих ущерб экономике.

Российское валютное законодательство разрабатывалось в 1980-90-е гг. В публичной финансовой деятельности шли негативные процессы, сокращались резервы государства в иностранной валюте, внешний долг России нарастал, наблюдался отток капитала за рубеж, национальная денежная единица обесценивалась. Все это оказывало влияние на валютную политику государства и ее правовое оформление.

В мире наблюдаются тенденции к отмене ограничений в валютной сфере. Но мировой опыт показывает, что справиться с финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов, очень сложно. Это под силу только странам с мощным экономическим и финансовым капиталом. Сегодня Россия не может полностью отказаться от мер валютного регулирования и контроля. Для того, чтобы Россия была интегрирована в международную хозяйственную систему, необходимо компромиссное решение, где бы сочетались либерализация правил операций с валютой и сохранение оптимальной структуры платежного баланса. Россия присоединилась к международной борьбе с отмыванием денег. Эти вопросы по-прежнему остаются актуальными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Значение валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here