Возмещение вреда причиненного загрязнением окружающей среды

Важный материал по теме: "Возмещение вреда причиненного загрязнением окружающей среды" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 32 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

Источник:

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 78 настоящего Федерального закона

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 марта 2017 г.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Источник:

2.12. Понятие вреда, нанесённого загрязнением окружающей среды. Формы возмещения вреда

Под негативным воздействием на окружающую природную среду понимают любые (прямые или косвенные, немедленные или возникшие через какое-то время) вредные последствия попадания в нее загрязняющих веществ, в частности для людей, флоры и фауны; литосферы, гидросферы, атмосферы и ландшафта, а также взаимосвязи между перечисленными выше факторами.

Вред, нанесенный природной среде, – это негативные изменения и последствия снижения качества природных ресурсов и среды обитания человека, биологического разнообразия и биопродуктивности природных компонентов, в конечном итоге – снижение эколого-ресурсного потенциала территорий. Оценка вреда, нанесенного окружающей среде, производится на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на природную среду сброшенных/выброшенных загрязняющих веществ.

Возмещение вреда (потерпевшей стороне) может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счёт собственных средств виновника аварии или за счёт средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам возмещения вреда относятся такие меры:

1) восстановление эквивалента утраченному количеству и качеству природного ресурса;

2) предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

3) восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

4) выделение заменяющих объектов, материалов и т.д.;

5) строительство за счёт виновной стороны и передачи потерпевшей стороне объектов и сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся:

1) предоставление финансовых средств на восстановление нарушенного состояния окружающей среды до исходного к моменту нанесения вреда уровня;

2) финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

3) финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную в связи с этим потерпевшей стороной выгоду;

4) компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса и продукции.

Форма возмещения вреда предлагается пострадавшей стороной. Если пострадавшей стороной является государство, то форма возмещения вреда предлагается территориальными органами Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей природной среды и определяется решением судебных или судебно-арбитражных органов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или как затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся загрязнению. Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние определяются выбираемым комплексом необходимых мероприятий, характером изменений, спецификой природного объекта и особенностями региона. Так, попадание нефти в прибрежные морские воды требует проведения работ по локализации разлива, очистке береговой зоны, спасению птиц и животных, уничтожению или переработке собранной нефти и загрязненных материалов. Гибель участка леса влечет комплекс работ по вырубке засохших деревьев, очистке поверхности земли, посадке и выращиванию саженцев.

Если истцом выступает Государственная экологическая инспекция Министерства охраны окружающей природной среды Украины, то взыскание средств в возмещение вреда производится в региональный экологический фонд. Государственный контроль за полным исполнением мероприятий по возмещению причиненного вреда осуществляет Министерство охраны окружающей природной среды и территориальные органы его Государственной экологической инспекции.

Источник:

Возмещение вреда природной среде

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной при­родных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых нахо­дятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и националь­ных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различ­ных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре мо­жет быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, кот­лованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков.

Читайте так же:  Меры ответственности административных правонарушений

Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

— восстановление объективно возможно и

— правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении опре­деляется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» возмещение при­чиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения произ­водится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет це­лью возмещение затрат, другая — на наказание виновного.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причи­ненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответст­вующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правона­рушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

4. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного небла­гоприятным воздействием окружающей среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболе­вания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоро­вье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от за­грязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом «О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными законами.

Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболе­вания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, Закон гарантирует:

— бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бес­платное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное еже­годное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенса­ции в размере средней стоимости путевки, др.;

— выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% факти­ческого заработка без ограничения двумя тарифными ставками (окладами);

— оплату занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных дейст­вующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за поль­зование телефоном, радио и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

— бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской ме­стности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приоб­ретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сооб­щения, — воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом;

— другие существенные льготы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Механизм возмещения вреда окружающей среде.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ)

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Механизм возмещения вреда окружающей среде.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

Читайте так же:  Оплата торгового сбора сроки

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре(предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре­делены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), при­чинная связь между действием (бездействием) и наступившим ре­зультатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причи­нителя вреда — в частности, если вред причинен источником по­вышенной опасности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10101 — | 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:

Компенсация вреда окружающей среде в 2020 году

Компенсация вреда окружающей среде

На законодательном уровне определено 2 способа компенсации вреда, причиненного окружающей среде: в натуральном выражении и путем выплаты денежной суммы, соразмерной ущербу. Суд оценивает наличие технических и материальных возможностей причинителя вреда и, если находит их достаточными, требует проведения восстановительных работ за счет бюджета и сил виновного лица. Бывает и так, что компенсация вреда окружающей среде возмещается сразу обоими способами. Если виновник причинения ущерба уклоняется от обязательств по компенсации ущерба природе в натуре, с него взыскиваются деньги.

Понятие вреда окружающей среде, когда вред подлежит компенсации

Четких критериев деградации природных систем и истощения ресурсов не установлены, а значит оценивать степень и тяжесть вреда объективно не представляется возможным.

Когда речь идет о причинении вреда природе, подразумевается негативное ее изменение под воздействием загрязняющих факторов, из-за которого деградировали естественные экологические системы, а также истощились отдельные ресурсы.

Как физические, так и юридические лица, обязаны взять на себя ответственность и компенсировать вред природе в полной мере в следующих случаях:

  • при разрушении природных комплексов и ландшафтов, экологических систем;
  • при деградации экологических комплексов;
  • при загрязнении природы;
  • при порче и полном уничтожении природных ресурсов;
  • при истощении природных ресурсов;
  • при нерациональном использовании ресурсов природы.

Компенсация вреда окружающей среде: таксы для расчета компенсации

Закон предписывает рассчитывать денежный эквивалент причиненному природе ущербу на основании целого ряда такс. При расчете используются следующие таксы:

  1. Такса, установленная с целью определения размера взысканий за вред, который был причинен лесам. Здесь таксы различны для:
    • деревьев, насаждений и кустарников, допущенных для лесозаготовительных работ;
    • деревьев, насаждений и кустарников, из которых заготавливать древесину запрещено;
    • нарушений, обнаруженных на территории защитных и особо защитных участках эксплуатационных лесов (такса удваивается);
    • нарушений, совершенных на особо защитных участках защитных лесов (такса увеличивается в 3 раза).
  2. Такса для определения величины взыскания за вред, который был причинен рыбным запасам и водным биологическим ресурсам. Такса определяется властями субъекта РФ в зависимости от экологической ценности вида животного и растения в отношении единичного экземпляра.
  3. Такса для расчета стоимости всех объектов животного мира, добытых или убитых незаконно (за каждый экземпляр):
    • для возмещения вреда при незаконном отлове и убийстве животных, которые относятся к объектам охоты;
    • для компенсации вреда при незаконной добыче и уничтожении животных, упомянутых в Красной Книге.

Если физическое или юридическое лицо причинило вред состоянию почвы, атмосферного воздуха, вод, используются методики расчета величины ущерба. Методики применяются с учетом экономических, биологических, природно-климатических и прочих показателей, демонстрирующих стоимость поврежденного природного объекта и количество денежных средств, которое потребуется для восстановления и развития нарушенных систем.

При допущении нарушений в области водных ресурсов, денежная компенсация взыскивается в размере суммы:

  • вреда от изменения качества воды;
  • вреда, выраженного в снижении биопродуктивности водного объекта.

Если ущерб причинен атмосферному воздуху, сперва определяется масса загрязняющих компонентов – для этого применяется расчетный или экспертный метод оценки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вред, причиненный почве, исчисляется в зависимости от того, каким именно образом он был причинен нарушителем:

  • путем незаконного перекрытия поверхности почвы или почвенного профиля;
  • путем размещения отходов потребления и производства в неположенном месте;
  • путем допущения проникновения в почву химических веществ и их смесей.

Как определить, в каком размере должна быть выплачена компенсация вреда окружающей среде

Ущерб природе компенсируется в полной мере. При определении размера компенсации учитываются таксы и установленные ранее методики расчета масштабности причиненного природе вреда. Если методики и таксы в отношении конкретного случая не установлены, компенсация выплачивается на основании фактически требуемых расходов на проведение восстановительных работ и упущенной выгоды (убытков).

Читайте так же:  Заполнение декларации на возврат налога образец


Методики расчета и таксы утверждаются органами исполнительной власти, специализирующимися в сфере охраны природы и ресурсов. Такса – метод компенсации вреда окружающей среде, применяемый в сфере гражданско-правовой ответственности; это взыскание с виновного лица определенной суммы денег. Сумма средств рассчитывается на основании подзаконных актов; здесь учитывается стоимость природного объекта и количество денежных средств, которого будет достаточно для восстановления и развития комплекса или объекта природы.

Если вред был причинен особо охраняемым объектам природы, например, упомянутым в Красной Книге, сумма таксы будет увеличена на повышающий коэффициент.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды и компенсации причиненного ей вреда
Приказ Минприроды России от 01.08.2011 № 658 Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов
Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

Ответы на распространенные вопросы о том, когда выплачивается компенсация вреда окружающей среде

Вопрос №1: Применяются ли общие установленные таксы и методики расчета компенсации вреда окружающей среде в случаях, когда ущерб носит глобальный характер?

Ответ: Нет, в случае катастрофического масштаба вреда природе взыскиваются деньги на проведение восстановительных работ, на развитие поврежденных природных комплексов, на выплату компенсаций жителям района и т.д.

Вопрос №2: Как рассчитать, сколько с причинителя вреда природе взыщет суд, если таксы и методики для конкретного случая отсутствуют?

Ответ: В такой ситуации суд будет отталкиваться от размера фактических расходов на восстановление нарушенного природного комплекса или системы, с учетом материального ущерба и упущенной выгоды.

Типичные ошибки

Ошибка: Причинитель вреда окружающей среде уплатил штрафы за экологическое правонарушение и полагает, что этим его возмещение вреда природе ограничивается.

Комментарий: Уплата штрафных санкций не освобождает от выплаты компенсации за причинение вреда природе или ее объектам.

Ошибка: Причинитель вреда природе, который разместил биологические отходы в неположенном месте, провел расчет компенсационной суммы в счет возмещения ущерба на основании установленных общих такс и методик.

Комментарий: Если речь идет о загрязнении природы путем размещения биологических и радиоактивных отходов, а также отходов лечебно-профилактических организаций, компенсация взыскивается в большем размере, не по общим таксам и методикам расчета.

?Видео-советы. Какие новые требования и порядок возмещения вреда окружающей среде?

В видео раскрывается информация о возмещении вреда окружающей среде – оценка экологических рисков⇓

Источник:

Ущерб окружающей среде: как доказать, и кто возместит?

При переходе к рыночной экономике, который сопровождался масштабной приватизацией и сокращением промышленного производства, много экономически непривлекательных активов с высокой степенью опасности для окружающей среды, здоровья населения, и территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, было передано государством в частные руки без каких-либо четких правил разделения ответственности за накопленный экологический ущерб.

Во многом, именно это стало причиной возникновения острой проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба для действующих предприятий, не говоря о предприятиях, испытывающих экономические трудности или даже находящихся на стадии банкротства.

Сегодня под понятием вред (ущерб) окружающей среде принято понимаеть ее негативное изменение в результате загрязнения, которое повлекло за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Предполагалось, что внесенный в Госдуму законопроект № 504011-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде» (далее – Законопроект) 1 введет в Закон № 7-ФЗ четкий порядок возмещения вреда окружающей среде, и последовательность способов его устранения. И что самое главное – решит проблему возмещения экологического ущерба прошлых лет. К сожалению, Законопроект никоим образом не решает эти проблемы.

Более того, Законопроект не решает концептуальную задачу, о которой уже много лет говорят представители бизнес-сообщества, – разделение ответственности за накопленный экологический ущерб между государством и частником. В зависимости от того, в чьей собственности находился объект, генерирующий экологический вред, на момент создания той или иной части накопленного экологического ущерба.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в представленном Законопроекте есть ряд положений, которые вызывают недоумение. Так, ст. 77 Закона № 7-ФЗ предлагается дополнить п. 4, в котором перечисляются случаи технической невозможности проведения рекультивации земель и иных восстановительных работ.

  • загрязнение атмосферного воздуха;
  • безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод;
  • безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания.

Предполагается, что на основании технической невозможности проведения работ предприятиям будут выдвигаться требования о проведении иных мероприятий о возмещении ущерба. Например, среди случаев, перечисленных в п. 4 ст. 77 Законопроекта, обозначено безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод, то есть безвозвратное водопотребление. Закроем глаза на то, что питьевая вода попадает под эту норму и даже предприятия замкнутого цикла, которые выводят воду из обращения, замыкают ее в своем производственном цикле и не сбрасывают в окружающую среду никаких загрязняющих веществ. А согласно предлагаемой поправке получается, что такие предприятия, действуя по лучшим технологиям, максимально защищающим окружающую среду, будут вынуждены проводить дополнительные мероприятия по возмещению ущерба, а значит, нести необоснованные дополнительные расходы – это абсолютно абсурдная ситуация.

Не меньшее удивление вызывает предлагаемая Законопроектом конструкция ст. 77 Закона № 7-ФЗ. Так, с одной стороны п. 12 ст. 77 Законопроекта предусматривается, что вред окружающей среде в стоимостном выражении исчисляется по таксам или по методикам, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, то есть государством. А с другой стороны, п. 15 ст. 77 Законопроекта прямо говорит о том, что » если затраты на проведение рекультивации земель и иных восстановительных работ в соответствии с проектами рекультивации земель или иных восстановительных работ превышают указанные в п. 12 настоящей статьи » денежные средства, то орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе взыскать с причинителя вреда денежных средств, недостающие для полного покрытия расходов. Сложно представить более коррупционную норму.

Вместе с тем, п. 16 ст. 77 Законопроекта с целью решения проблемы накопленного экологического ущерба прошлых лет, решением которой раньше не занимались вообще, предлагается ввести 20-летний срок исковой давности. Во-первых, абсолютно непонятно, как доказать через 20 лет, что весь зафиксированный ущерб был нанесен конкретным предприятием или конкретным физическим лицом. Во-вторых, возникает вопрос – как будет проходить процесс доказывания? Если учесть, что средний возраст руководителей составляет 40-45 лет, а средний возраст жизни мужчин в РФ – около 63 лет. Получается, что тех людей, которые могли быть свидетелями процесса загрязнения окружающей среды, просто не будет в живых.

Читайте так же:  Стандартные налоговые вычеты по совместительству

И последнее – финансовое обеспечение, необходимое для реализации предусмотренных проектом программы мероприятий, в федеральном бюджете не заложено вообще.

При этом очевидно, что без реального финансирования мероприятий, поставленная Законопроектом задача решена не будет. Высокая стоимость банковских кредитов и закредитованность бизнеса не позволяют ему самостоятельно решить проблему аккумулирования денежных средств, необходимых для осуществления масштабных мероприятий по ликвидации накопленного ущерба. Если мы посмотрим на текущую ситуацию, то консолидированные убытки угольной промышленности по 2013 году составили более 22 млрд руб., против прибыли в 2012 году – более 60 млрд руб. Сегодня в угольной промышленности, по данным Минэнерго России, 40% предприятий работает за гранью рентабельности, а это более 40 тыс. человек, проживающих, как правило, в моногородах. Если будут введены предлагаемые законопроектом нормы, то где эти предприятия возьмут деньги? Речь идет о десятках миллиардов рублей. Банки их в нынешних условиях кредитовать не будут – нужна государственная поддержка. Что будет с работниками, если дополнительная финансовая нагрузка ускорит банкротство тех предприятий, которые пока работают с прибылью? Соответственно, принимая Законопроект в таком виде, мы должны понимать, что финансовых ресурсов для его реализации нет. И, следовательно, если его примут, «работать» он не будет.

Надеюсь, что в этой ситуации в Законопроект будут внесены соответствующие изменения, и будет увеличено финансовое обеспечение мероприятий. Однако, если даже в федеральном бюджете будут выделены средства на реализацию мероприятий по возмещению вреда окружающей среде, то, учитывая их ограниченный объем, нельзя направлять финансирование на все возможные проекты сразу. Иначе принятый закон «работать» сможет, но очень ограниченно. И будет представлять собой развернутую во времени программу, которая даст результаты лет через 50. Если нужен четкий понятных эффект, необходимо направлять финансирование на проекты, способные дать понятный мультипликативный эффект в короткой перспективе, а также в первоочередном порядке профинансировать проблемные объекты, которые могут стать в скором будущем источником масштабных техногенных катастроф. Например, ситуация в Копейске, где существует горящий разрез, под которым проходит геологический разлом, и который, расширяясь, создает угрозу гибели более 70 тыс. человек.

Источник:

Возмещение вреда окружающей среде

02.11.2011.

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде

Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Читайте так же:  Объектом финансового контроля являются

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования , а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Возмещение вреда причиненного загрязнением окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here