Возбуждение административного дела таможенными органами

Важный материал по теме: "Возбуждение административного дела таможенными органами" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

§ 3. Возбуждение дела о нарушении таможенных правил и его административное расследование

Возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) является начальной стадией производства по делу. Основной задачей данной стадии является официальная констатация факта совершения правонарушения.

Поводами к возбуждению дела о нарушении таможенных правил могут послужить: непосредственное обнаружение должностными лицами таможенных органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушениях таможенных правил), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на нали- чиє события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данйые, указывающие на наличие события правонарушения238.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения.

Дело о нарушении таможенных правил считается возбужденным с момента: составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП; составления протокола или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП; оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол не составляется.

Протокол о нарушении таможенных правил является основным процессуальным документом, который свидетельствует о совершении административного правонарушения в таможенной сфере. Его составляют уполномоченные должностные лица таможенных органов, перечень которых устанавливает Федеральная таможенная служба в соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит требования к основному документу на стадии возбуждения дела (протоколу). Протокол должен содержать такие реквизиты, как: дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершенней событие правонарушения; номер статьи Кодекса, предусматривающей административную ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола о нарушении таможенных правил физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело, потерпевшему и их законным представителям.

Протокол составляется немедленно после выявления факта совершения правонарушения, однако если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, например о личности правонарушителя, он составляется в течение двух суток с момента выявления.

В случае необходимости проведения административного расследования (проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат) протокол составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП.

Решение о возбуждении дела о правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта его совершения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в определении.

Порядок и сроки вручения копии определения о нарушении таможенных правил и проведении административного расследования те же, что и при вручении протокола о правонарушении. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения должностным лицом таможенного органа, уполномоченным составлять протоколы о нарушении таможенных правил и иных административных правонарушениях, а по решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

По окончании административного расследования составляется протокол о нарушении таможенных правил либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

Протокол по делу о нарушении таможенных правил или постановление прокурора направляется сУдъе, таможенному органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента составления (ч. 1 ст. 28.$ КоАП).

Законодатель устанавливает также особые случаи, когда протокол по делу о нарушении таможенных правил не составляется, а предусматривается так называемый упрощенный порядок производства. Например, исходя из смысла ст. 28.6 КоАП, если при совершении правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 10 МРОТ, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения нарушения таможенных правил оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.

Однако в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное .ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, составляется протокол и дело рассматривается в обычном порядке.

Читайте так же:  Инструкция 138 и цб рф валютный контроль

Источник: http://lib.sale/tamojennoe-pravo-uchebnik/vozbujdenie-dela-narushenii-tamojennyih-pravil-34114.html

Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела является начальной стадией производства по делу. Основной задачей данной стадии является официальная констатация факта совершения АП.
Производство по делу о нарушении таможенных правил начинается с момента заведения дела.
Дело заводится при наличии к тому поводов и оснований (ст. 293 ТК России). Поводами к заведению дела о нарушении таможенных правил являются:
— непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;
— сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
— материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирую­щих и иных государственных органов;
— информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
— материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.
Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в формеумысла и в форменеосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым с момента:
— составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 289 ТК РФ);
— фактического получения таможенным органом от органов предвари­тель­ного следствия, других органов дознания, прокурора или суда материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела или вынесено постановление о прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, при наличии в этих материалах признаков нарушения таможенных правил (ст. 302 ТК);
— вынесения начальником таможенного органа или его заместителем постановления об отмене акта о наложении взыскания и о заведении дела о нарушении таможенных правил (ст. 386 ТК).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/2-77928.html

Административное расследование, как форма производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Читайте также:
  1. I. Общие основания прекращения трудового договора
  2. I. Основания соборности
  3. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  4. Автономные области и округа как национально-государственные субъекты РФ.
  5. Административно-восстановительные меры: понятие, виды, основания применения
  6. Административно-правовое регулирование в области экономики.
  7. Административное расследование, как форма производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
  8. Акты органов государственной власти и местного самоуправления как основания возникновения прав на земельные участки.
  9. Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России и бюджета Курской области за 2007-2009гг.
  10. Ананьинская и пьяноборская культурно-исторические области.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении проводится указанным должностным лицо, либо другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. О необходимости проведения административного расследования выносится определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования должностным лицом таможенного органа, обнаружившим признаки правонарушения и уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.

Стадия административного расследования состоит из семи этапов

1. принятие решения о проведении административного расследования;

2. установление обстоятельств дела;

3. приостановление административного расследования;

4. процессуальное оформление результатов административного расследования;

5. направление протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу;

6. дополнительное административное расследование;

7. повторное направление материалов дела для рассмотрения.

По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об административном правонарушении

Читайте также:
  1. C)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  2. C. достигнуты довоенные показатели сельскохозяйственного и промышленного производства
  3. Cдельная форма оплаты труда
  4. D)& сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных или национально-государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью
  5. If условие then серия; — это сокращенная форма команды если
  6. II форма — эндокринные формы ожирения
  7. II. Автоматизация делопроизводства
  8. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  9. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  10. III. Трансформационный метод.

, который должен содержать помимо сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, способ совершения, нормы закона, которые нарушены, ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (заключения экспертов, показания свидетелей и т.д.) и их оценку, описание доказательств указывается в форме запрос — ответ, правовое обоснование привлечения к административной ответственности, об имеющихся вещественных доказательствах.
При составлении протокола по делу об АП, при производстве и рассмотрении дела об АП должны быть соблюдены процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также лиц, участвующих в деле об АП.

Читайте так же:  Какой срок давности у приставов

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.net/2-77935.html

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела.

Возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела является начальной стадией производства по делу. Основной задачей данной стадии является официальная констатация факта совершения АП.
Поводами к возбуждению дела об АП могут послужить:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами таможенных органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области таможенного дела;
  2. получение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  3. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  4. сообщения и заявления физических и юридических лиц
  5. сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события АП.

В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.
Основанием для возбуждения дела об АП является наличие достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения.

Дело об АП считается возбужденным с момента:

  1. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;
  2. составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  3. вынесения определения о возбуждении об АП при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП;
  4. оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения АП если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об АП не составляется.

Протокол об АП является основным процессуальным документом, который свидетельствует о совершении административного правонарушения в таможенной сфере. Его составляют уполномоченные должностные лица таможенных органов, перечень которых устанавливает ФТС.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит требования к основному документу на стадии возбуждения дела (протоколу). Протокол об АП должен содержать такие реквизиты как:

  1. дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
  2. сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП;
  3. фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются;
  4. место, время совершения и событие АП;
  5. номер статьи КоАП, предусматривающей административную ответственность за данное правонарушение;
  6. объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  7. иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Законодательство устанавливает также особые случаи, когда протокол по делу об АП не составляется, а предусматривается так называемый упрощенный порядок производства, протокол об АП не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения АП оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф.
Однако в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения АП, составляется протокол об АП и дело рассматривается в обычном порядке.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 161 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/2-77932.html

К вопросу об особенностях проведения расследования по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Шаповаленко А. С. К вопросу об особенностях проведения расследования по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/archive/114/29424/ (дата обращения: 17.02.2020).

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое наступает административная ответственность [1].

Таможенные правонарушения,по которымтаможенные органы ведут административное расследование, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как оказывают негативное влияние на экономическую безопасность страны в целом [2, с. 136].

Читайте также:
  1. A. Возбуждения
  2. II. Организация и порядок работы комиссии по трудовым спорам
  3. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  4. II. Порядок оказания скорой медицинской помощи
  5. III Порядок проведения Фестиваля
  6. III. Порядок заполнения бланков
  7. III. Порядок и формы контроля за качеством скорой медицинской помощи
  8. III. Порядок организации и проведения Олимпиады
  9. III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА
  10. IV. Порядок обжалования действий (бездействий) при оказании скорой медицинской помощи
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение дела является одной из стадий административного процесса. На данной стадии решается вопрос о возможности привлечения физического или юридического лица к административной ответственности, а также определения вида и размера наказаний, в зависимости от правонарушения. Рассмотрение осуществляется по месту совершения правонарушения, либо же по месту нахождения органа, который проводил административное расследование. Срок рассмотрения дела, согласно КоАП РФ, составляет 15 дней, однако, существует возможность его продления на один месяц.

Доказать факт правонарушения и виновность лица, совершившее данное правонарушение можно лишь на основе совокупности доказательств. Совокупность обстоятельств, которые подлежат выяснению по делу о таможенном правонарушении, образует предмет доказывания. Административное расследование по делу об административном правонарушении в основном состоит из трех отдельных этапов: первоначального; последующего; заключительного.

Недекларирование, либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2) — это одно из самых распространенных правонарушений в области таможенного дела, которое совершается как юридическими, так и физическими лицами. Как показывает практика, большая часть дел возбуждается и рассматривается по части 1 ст. 16.2, где физические или юридические лица при перемещении товаров через таможенную границу не декларируют их и не заявляют об этом должностному лицу таможенного органа (кроме товаров для личного пользования). Помимо этого, статья 16.2 часть 1 устанавливает ответственность не только за недекларирование сокрытых товаров, но и за недекларирование по установленной форме товаров, то есть когда таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть.

Для полноты представления о содержании данного таможенного правонарушения, рассмотрим пример:

1. Если в таможенной декларации не заявляется часть однородного товара, а в частности, когда декларируются 10 телевизоров конкретного размера, а при таможенном досмотре обнаруживается 30 телевизоров того же размера, имеет место недекларирование 20 телевизоров;

2. При декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только лишь об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются телевизоры, но кроме них при таможенном досмотре обнаруживаются также и принтеры, имеет место недекларирование принтеров);

3. Неверно указывается наименование товара, т. е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены ранее в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется [3].

В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела подлежат выяснению следующие обстоятельства: способы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, факт недекларирования товаров, подлежащих декларированию, наличие предмета административного правонарушения, которым являются товары и (или) сведения о которых не заявлены, а также лицо, которое совершило противоправное действие (бездействие) и его виновность.

Согласно КоАП РФ, существуют процессуальные действия и мероприятия, которые необходимо произвести, а именно:

1. Направить запросы в Центральное информационно-техническое таможенное управление Федеральной таможенной службы (ЦИТТУ ФТС России), в таможенные органы Российской Федерации или государств-членов Евразийского экономического союза с целью установления факта перемещения товаров через таможенную границу, фактов недекларирования товаров, а также с целью установления лица, переместившего товары.

2. Произвести изъятие товаров и транспортных средств, которые являются предметом административного правонарушения, при этом необходимо составить протокол, в котором должны быть сведения о наименовании, состоянии, маркировки, количестве или же иных идентификационных признаках изъятых товаров.

При невозможности изъятия следует наложить арест на товары и (или) транспортные средства, которые являются предметами административного правонарушения, и также составить протокол об аресте. После чего, товар необходимо передать на хранение по акту приема-передачи на ответственное хранение [4].

3. В зависимости от характера правонарушения назначается соответствующая экспертиза: товароведческая, оценочная, идентификационная и другие. Полученное заключение эксперта приобщается к материалам дела об административном правонарушении.

4. Произвести, в установленной форме, опрос физического лица, в отношении которого возбуждено дело, разъяснив ему права и обязанности; опрос свидетелей данного административного правонарушения.

5. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории Российской Федерации и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса.

6. В зависимости от конкретных обстоятельств дела в ходе расследования возможно также проведение иных процессуальных действий, направленных на доказывание события административного правонарушения и вины лица, его совершившего. По окончании административного расследования, после сбора всех доказательств, которые подтверждают событие данного правонарушения и вину совершившего его лица, должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен в течение трех суток с момента его составления начальнику таможенного поста.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть вынесены два принципиально отличных друг от друга вида решения: по результатам рассмотрения дела по существу или носящее процессуальный характер и не затрагивающее существо дела.

Завершается рассмотрение дела по существу важнейшим процессуальным документом — постановлением по делу об административном правонарушении, и в виде постановления выносятся: решение о назначении административного наказания; решение о прекращении производства по делу; решение о прекращении производства по делу в случае освобождения лица от административной ответственности; решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Решение, которое носит процессуальный характер и не затрагивает существа дела, принимается в форме определения. Определение — процессуальный документ, в котором оформляются различного рода решения на всех стадиях производства по делу, носящие процессуальный характер. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится следующее определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с российским законодательством;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, которые рассматривали данное дело.

Подведя итог, можно сказать о том, что в связи с последними событиями, а именно с введением санкций, как ответная реакция со стороны России, участились случаи сокрытия товаров, при перемещении через таможенную границу, вследствие чего с каждым годом увеличивается количество возбуждаемых административных дел по части 1 ст. 16.2, что в свою очередь, усложняет процесс административного расследования таможенными органами, так как большинство виновных лиц являются гражданами Украины, а в настоящее время уведомить их о процессуальном действии весьма затруднительно.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
  2. Селюков М. В. Коррупция в таможенных органах и меры ее предотвращения / М. В. Селюков, В. Расколенко // Наука и образование в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31.10.2014г.: Часть 10. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юкон», 2014. С.136–137.
  3. Через таможенную границу // Узловская газета: Знамя. 2013. 26 ноября.
  4. О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях: Приказ ФТС России от 18. 12. 2006 № 1339 // Российская газета. 2007. 23 мая.

Источник: http://moluch.ru/archive/114/29424/

§ 4. Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и вынесение постановления по делу

Стадия рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) является центральной, поскольку здесь По существу расследуется сам факт правонарушения, проверяются, анализируются и оцениваются доказательства.

Основной задачей данного этапа административного производства является выяснение следующих вопросов: было ли совершено правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность либо исключающие производство по делу. Такие вопросы решаются не только в отношении физических, но и юридических лиц.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении позволяет решить часть из поставленных вопросов, однако на стадии его рассмотрения дело разрешается по существу. Для этого оно должно быть подготовлено к рассмотрению.

При подготовке к рассмотрению дела судья (или должностное лицо таможенного органа) решает, относится ли дело к его компетенции, оценивает качество административного расследования по делу; проверяет соблюдение прав и обязанностей участников административного процесса, законность, обоснованность составления протоколов, совершения конкретных процессуальных действий; отслеживает, извещены ли должным образом лица, участвующие в производстве по делу, о месте и времени его рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; заявлены ли ходатайства и отводы (ст. 29.1 КоАП).

Судья, должностное лицо таможенного органа, на рассмотрение которых передано дело о нарушении таможенных правил, не могут рассматривать данное дело в случае родственной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем, а также в случае личной, прямой или косвенной заинтересованности в разрешении дела. При наличии таких обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства по делу вправе заявить отвод таким должностным лицам. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю таможенного органа, вышестоящему должностному лицу, которые по результатам его рассмотрения выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

В процессе подготовки к рассмотрению дела о нарушении таможенных правил разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости уполномоченное должностное лицо или таможенный орган, в производстве которого находится дело, выносит определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, участвующих в производстве по делу; об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его составления и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, таможенного органа, его должностного лица, к которым протокол правонарушений и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, выносится постановление о прекращении производства по делу.

В случае если рассмотрение дела б нарушении таможенных правил отложено в связи с неявкой без уважительной причины вызванных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, таможенный орган, компетентное должностное лицо таможенного органа, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц (ст.

Дело об административном правонарушении, по общему правилу, может быть рассмотрено как по месту его совершения, так и по месту жительства правонарушителя. Однако дела о нарушении таможенных правил, как правило, требуют проведения административного расследования, поэтому подлежат рассмотрению по месту нахождения таможенного органа, его проводившего (ч. 2 ст. 29.5 КоАП). В случаях, когда в административном расследовании нет необходимости, дело о правонарушении по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, может быть рассмотрено по месту его ^жительства.

Кто же вправе рассматривать дело о нарушении таможенных правил? Ответ на этот вопрос содержится в ст. 23.1,23.8 КоАП. Обязательный судебный порядок рассмотрения дела предусмотрен для правонарушений, квалифицируемых по ч. 2 ст. 16.1 КоАП (ч. 1 ст. 23.1 КоАП). Вместе с тем законодатель предусматривает случаи, когда таможенный орган, должностное лицо, к которым поступило дело на рассмотрение, могут передать его судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП)239. К ним относятся все те ситуации, при которых в качестве основной или дополнительной меры наказания предусмотрена конфискация (ч. 1, 3 ст. 16.1, ст. 16.2, ч. 2 ст. 16. 3, ст. 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.16, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1—3 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП).

Дела о нарушениях таможенных правил, административная ответственность за совершение которых установлена в названных выше статьях гл. 16 КоАП, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела о нарушениях таможенных правил, которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Интересно, что дела, возбужденные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматриваются судами общей юрисдикции или таможенными органами.

Таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16. 1, ст. 16.2—16.23 КоАП. От имени таможенных органов дела рассматривают: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (руководитель Федеральной таможенной службы, его заместители); начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов — только дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней со дня получения судьей, таможенным органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола о правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Дело о нарушении таможенных правил, возбужденное в отношении лица, подвергнутого адми- нитративному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания.

При рассмотрении дела объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение

о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 разрешило многие спорные вопросы, в том числе по поводу способа оповещения лиц, обязанных присутствовать на рассмотрении дела. Оно возможно путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным даже в том случае, если с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

На данной стадии производства по делу лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их процессуальные права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в случаях, установленных ст. 29.7 КоАП.

Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил может быть отложено в случаях, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП: поступление заявления о самоотводе или об отводе уполномоченных лиц, рассматривающих дело, либо отводе специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения, показания участников производства, заключения эксперта, исследуются доказательства, а в случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

В случае рассмотрения дела таможенным органом в коллегиальном порядке составляется протокол о рассмотрении дела (ст. 29.8 КоАП). Возможность составления подобного процессуального документа при единоличном рассмотрении дела (например, судьей) Кодекс об административном правонарушении не исключает. На этр указал в названном выше постановлении Верховный Суд РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в области таможенного дела может быть вынесено постанов ление, решающее дело по существу: о Назначении административного наказания; о прекращении производства по делу. Последнее может быть вынесено в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; объявления устного замечания в силу малозначительности правонарушения; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу о нарушении таможенных правил является важнейшим процессуальным документом, которым завершается стадия рассмотрения дела. Оно должно содержать такие сведения, как: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование таможенного бргана, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Постановление должно содержать подпись уполномоченного должностного лица (судьи), вынесшего постановление.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо названных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

При решении вопроса о назначении судьей административного наказания за правонарушение он вправе при отсутствии спора решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делам, рассматриваемым таможенными органами и их должностными лицами, этот вопрос разрешается в исковом порядке.

В постановлении по делу о нарушении таможенных правил должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом следует руководствоваться положениями п. 1—4 ч. 3 ст. 29.10 КоАП.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расциску физическому лицу, законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно выне сено, а также потерпевшему, по его просьбе, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Копия постановления судьи по делу о нарушении таможенных правил, ином административном правонарушении направляется должностному лицу таможенного органа, составившему протокол по делу, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено иное решение, не затрагивающее существо дела, но влияющее на ход и характер производства по делу, — определение. В виде определения выносится решение о передаче дела судье, таможенному органу, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иноґо вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В результате рассмотрения дела судья, таможенный орган, должностное лицо при установлении причин нарушения таможенных правил и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Оно подлежит рассмотрению в течение месяца со дня получения, а получившие его должностные лица и организации должны сообщить о принятых мерах судье, в таможенный орган, должностному лицу, внесшим представление.

Источник: http://lib.sale/tamojennoe-pravo-uchebnik/rassmotrenie-dela-narushenii-tamojennyih-34115.html

Читайте так же:  Кассация по административным делам сроки
Возбуждение административного дела таможенными органами
Оценка 5 проголосовавших: 1