Водный налог субъект налогообложения

Важный материал по теме: "Водный налог субъект налогообложения" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Водный налог: сущность, элементы и характеристика сбора

Любая организация, промышленное предприятие, ИП и даже физическое лицо может пользоваться водными ресурсами страны в промышленных целях. Водные ресурсы состоят из разных объектов: рек, морей, водохранилищ, подземных вод и даже ледников.

Когда лицо в результате своей деятельности использует водный объект при помощи специальных средств и сооружений, она должно платить за это налог. Основные моменты налогообложения водным налогом рассмотрены далее.

Что такое водный налог

Каждый налог можно отнести к определённому виду, в зависимости от того, в какой бюджет он уплачивается. Любая система налогообложения имеет различные цели, и является инструментом государственного контроля. Какие задачи решает водный налог?

Понятие и суть

Один из прямых ресурсных налогов, водный налог пополняет федеральный бюджет страны с момента своего действия, а именно с начала 5-го года XXI века. Основные элементы налогообложения водным налогом, такие как сроки сдачи отчётности и уплаты, периоды, ставки, коэффициенты, всё это определяется федеральным законодательством, а не муниципальными актами.

Суть водного налога, как части доходов государства, формирующей бюджет, заключается в том, что за использование водных ресурсов страны частные лица и организации должны вносить плату. Водные объекты являются национальным богатством и достоянием государства, поэтому за пользование ими устанавливаются соответствующие платежи на федеральном уровне. В собственности муниципалитетов находятся только отдельные мелкие водоёмы, не связанные с крупными водными артериями страны.

Нормативное регулирование

Основы налогообложения плательщиков водного налога заложены в главе 25.2 НК РФ. Кроме Налогового Кодекса (НК) РФ нормативное регулирование водопользования осуществляется следующими актами:

  • Законом № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах»;
  • Водным Кодексом, утверждённым Федеральным Законом № 74-ФЗ от 03.06.2006 года.

Задачи

Предназначение налогов заключается не только в формировании бюджета, но и в регулировании темпов извлечения природного ресурса, запасы которого ограничены. В связи с этим происходит постоянный пересмотр налоговых ставок, устанавливаются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года.

Для экономичного использования водного ресурса страны разработана Водная стратегия. Согласно ей снижение потребления воды решается с помощью установления лимитов, выше которых резко возрастает сумма налога за счёт применения пятикратного размера ставки. Для тех кто не использует измерительные системы также установлены свои коэффициенты, что делается для побуждения налогоплательщиков установить водяные счётчики.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Расчёт и уплата

Налогоплательщики, которые самостоятельно считают плату по водному налогу, должны придерживаться таких правил:

  1. Считать налог отдельно по каждому виду водопользования, поскольку для каждого из них по-своему исчисляется налоговая база:
    • для забора – по объёму;
    • при пользовании акваторией – по площади предоставления;
    • для гидроэлектростанций – по количеству выработанного электричества;
    • для сплава – в виде отношения объёма сплавляемой древесины к расстоянию сплава.
  2. Применение ставок осуществляется вместе с коэффициентом, установленным на каждый год. В 2017 году он равен 1,52.
  3. Расчёт проводится с учётом лимитов, которые должны быть указаны в лицензии налогоплательщика. Водопотребление сверх нормативов облагается пятикратным размером ставки.
  4. Отсутствие у лица измерительных приборов для учёта водопотребления требует применения ещё одного повышающего коэффициента.
  5. Сумма налога округляется до целого значения, так же как и произведение ставки на соответствующий коэффициент.

Что касается уплаты водного налога, то здесь существуют такие главные аспекты:

  1. Период уплаты равен трём месяцам. По окончании квартала, в следующем месяце до 20 числа налогоплательщики должны успеть сдать декларацию и уплатить всю сумму.
  2. Уплата осуществляется по месту расположения объекта в пользовании.
  3. Нулевые показатели водопользования в течение всего налогового периода не освобождают лицо от обязанности сдать декларацию.

Новая форма декларации по водному налогу учитывает все эти особенности расчёта налога.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Читайте так же:  Доверенность на составление протокола об административном правонарушении

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Объекты и субъекты

Налоговый Кодекс выделяет 4 вида водопользования, которые признаются объектами ВН:

  • водный забор;
  • деятельность гидроэлектростанций;
  • сплав древесных материалов в специальных ёмкостях;
  • использование акватории объекта.

Для каждого из этих объектов установлены свои ставки, свои единицы измерения по ставкам и метод расчёта налоговой базы. Общая сумма водного налога получается путём сложения отдельных расчётов по каждому из этих видов использования вод.

Поскольку вода незаменима для человека во всех видах деятельности, в законе установлен длинный перечень использования водных ресурсов, которые не относятся к числу объектов налогообложения. Важно установить, для какой цели забирают воду, потому что такие цели, как тушение пожаров, рыбная ловля, санаторно-курортный отдых детей, ветеранов и инвалидов, оборонительные цели не входят в число облагаемых налогом. Соответствующая пометка должна содержаться в лицензии.

Основанием для признания субъекта водного налога является наличие деятельности по специальному или особому водопользованию, независимо от того, есть ли у субъекта лицензия. Поэтому это могут быть не только промышленные предприятия, но и любые организации, частные лица в статусе ИП и без него.

Раньше, до вступления в силу нового Водного Кодекса, лицензии выдавались всем водопользователям, поэтому они были обязаны платить налог. Теперь действующий ВК РФ отменил систему лицензирования, а ввёл водопользование на договорной основе. Поэтому лица, действующие в соответствии с его положениями и заключившие договора, вышли из числа субъектов водного налога.

Как только у налогоплательщика заканчивается срок лицензии, он больше не обязан платить водный налог. С этого момента он должен будет осуществлять пользование водным объектом на основе договора, и платить за это платежи, не относящиеся к налогам. Таким образом, происходит постепенная замена водного налога иной системой оплаты за использование вод.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Читайте так же:  Размер возмещения ндфл за лечение

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

4.6 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое во ­ допользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются виды пользования водными объектами, приведенные в таблице.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объ ­ екта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта на ­ логообложения и налоговой базы.

Порядок определения налоговой базы

Установление налоговых ставок

Забор воды из водных объектов

Объем воды, забранной из водного объекта за нало ­ говый период

Определяется на основании показаний водоизмери ­ тельных приборов, отражаемых в журнале первич ­ ного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной во ­ ды определяется исходя из времени работы и про ­ изводительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производитель ­ ности технических средств — объем забранной во ­ ды определяется исходя из норм водопотребления

В рублях за 1 тыс. куб. м I забранной воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим рай ­ онам (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование аква ­ тории водных объек ­ тов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленно ­ го водного пространства

Определяется по данным лицензии на водополь ­ зование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации

Тыс. рублей в год за 1 кв. км используемой акватории по экономи ­ ческим районам и морям (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов без за ­ бора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведен ­ ной за налоговый период электроэнергии

В рублях за 1 тыс. кВт-час электроэнергии по бас ­ сейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Использование вод ­ ных объектов для це ­ лей сплава древесины в плотах и кошелях

Произведение объема дре ­ весины, сплавляемой в пло ­ тах и кошелях за налого ­ вый период, выраженного в тысячах кубических мет ­ ров, и расстояния сплава, выраженного в километ ­ рах, деленного на 100

В рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава по бассейнам рек, озер, морей (перечень ставок дан в ст. 333.12 НК РФ)

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы: виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налого ­ обложения (п. 2 ст. 333.9).

Налоговым периодом признается квартал.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по мес ­ ту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Источник:

Кто является плательщиком водного налога?

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Читайте так же:  Штрафы за нарушение тишины в многоквартирном доме

Льготы и оптимизация

В системе налогообложения водным налогом существует только один льготный режим, для которого установлена твёрдая налоговая ставка. Если налогоплательщик осуществляет забор вод с целью снабдить ею население, его можно отнести к категории льготников по водному налогу. Такой вывод напрашивается при сравнении размеров других ставок и ставки для водоснабжения. Она существенно ниже. На 2017 года ставка равна 107 рублей за 1000 м 3 забранной воды.

Для остальных видов особого и специального водопользования, входящих в число объектов водного налога, льготных условий не предусмотрено. Ставки для остальных объектов налогообложения применяются как есть в зависимости от расположения водоёма в том, или ином экономическом районе и вида водного объекта (реки, моря, озёра).

Оптимизация налогов, в том числе водного налога, очень важна, так как она позволяет снизать налоговое бремя и повысить рентабельность всего производства, какой бы деятельностью не занимался налогоплательщик. Прежде всего, нужно внимательно изучить расчёт налога и определить, можно ли исключить факторы, значительно повышающие суммы выплаты. Например, можно потратиться на установку водяных счётчиков, а значит не применять больше один из повышающих коэффициентов.

Иногда можно пересмотреть технологию производства и выяснить, от чего зависит объём забора воды, можно ли настолько его снизить, чтобы укладываться в установленные нормативы потребления? Это может значительно снизить сумму водного налога, так как не нужно будет обсчитывать сверхлимитное потребление в пятикратном размере.

Для целей налоговой оптимизации ещё могут применяться судебные или административные способы. Они заключаются в привлечении суда к решению налоговых споров с целью осудить незаконные действия сотрудников налоговых органов или их бездействие, приведшее к образованию задолженности у налогоплательщика.

Расчет и уплата налога на добычу полезных ископаемых, в том числе водного сбора — тема следующего видео:

Источник:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Какие объекты не подлежат налогообложению

Видео (кликните для воспроизведения).

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Источник:

Водный налог: характеристика элементов

Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Читайте так же:  Выплата дивидендов частями как оформить

Элементы водного налога:

· субъект налогообложения (налогоплательщики);

· предмет и объекты налогообложения;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).

Налогоплательщиками признаютсяорганизации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.

Не признаютсяналогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Налогом облагаются следующие виды водопользования:

— забор воды из водных объектов;

— использование акватории водных объектов

— использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор воды из водных объектов:

— для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— для обеспечения работы технологического оборудования морскими, речными и судами смешанного плавания;

— для орошения земель сельскохозяйственного (включая луга и пастбища) назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных, личных подсобных земельных участков;

— для водопоя и обслуживания скота и птицы, находящихся в собственности сельхозорганизаций и граждан;

— для рыболовства и воспроизводства водных биоресурсов;

2) забор из подземных водных объектов:

— воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

3) использование акватории водных объектов:

— для плавания на судах, маломерных плавсредствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

— для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

— для рыболовства, охоты, рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов;

4) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны и безопасности государства.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду водопользования и отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке.

А) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (квартал). Объем забранной воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды в соответствии с приказом МПР РФ от 29.11.2007 №311. При отсутствии приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств или исходя из норм водопотребления.

Б) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства (кроме лесосплава). Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии (договора) на водопользование. При отсутствии таких данных в лицензии (договоре) – по данным технической и проектно- сметной документации.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).

Порядок исчисления налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Источник:

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Источник:

66. Водный налог. Элементы налога, их характеристика и особенности взимания.

Водный налог — это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения. Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Читайте так же:  Замена административного штрафа наказанием

Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

— при заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

— при использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

— при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

— при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок Взимания: Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.

Источник:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Водный налог субъект налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here