Виды протоколов административных правонарушений

Важный материал по теме: "Виды протоколов административных правонарушений" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.2 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ в часть 1 статьи 28.2 настоящего Кодекса внесены изменения

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Источник:

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5, см. коммент. к ст. 28.4, 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил — 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15, а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6, 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2. Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

Читайте так же:  Налоговый вычет за сан кур лечение

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2, а также ст. 28.3, 28.5, 28.8, 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении — допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4, 5 пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3, а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

— если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

— обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (п. 8 Пост. N 18);

— ч. 2 ст. 28.2 устанавливает, что в протоколе об АП указываются и иные сведения (помимо перечисленных в самой ст. 28.2 — А.Г.) необходимые для разрешения дела (п. 9 Обзора от 28.05.08).

4. В свою очередь ВАС обратил (в п. 17 пост. N 2) разъяснил следующие особенности применения ст. 28.2:

1) ст. 28.2 представляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

2) суду необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2, направленные на защиту этих прав;

3) нарушение указанных прав может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования органа о привлечении к административной ответственности (по ч. 2 ст. 206 АПК), или для признания незаконным и отмены оспариваемого решения (по ч. 2 ст. 211 АПК).

5. О практике применения ст. 28.2 судами см. также п. 11 Пост. от 21.11.05.


Источник:

Протокол об административном правонарушении: понятие, структура, содержание, должностные лица, уполномоченные на составление протокола

В случае совершения административного правонарушения, а также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения нарушения. Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении. Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются:

— дата и место его составления;- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;- место, время совершения и событие административного правонарушения;- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Неправильное составление протокола об административном правонарушении может повлечь правовые последствия. Для того чтобы определить правовые последствия, необходимо установить, какие недостатки имеет составленный протокол. Недостатки протокола делятся на две группы: существенные и несущественные. Несущественными являются такие недостатки, которые не препятствуют рассмотрению административного дела и могут быть восполнены. Если же протокол имеет существенные недостатки, то это влечет невозможность рассмотрения административного дела. Такой протокол суд возвращает должностному лицу, которое его составило, с целью устранения недостатков. Всегда существенным недостатком протокола является отсутствие в нем сведений, которые обязательно должен содержать протокол. Эти сведения были перечислены выше. Кроме того, существенным недостатком протокола может быть признано и отсутствие в нем иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела (например, отсутствие в протоколе данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство.). Перечень существенных недостатков не является исчерпывающим.

Читайте так же:  Как наказывает мелкие хищения рк

Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.

Назначение административного наказания без составления протокола:

1) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа.

2) в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Копии постановления направляются лицу в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора:

должностные лица органов внутренних дел (полиции)

должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и контроля за их деятельностьюдолжностные лица налоговых органов

должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерадолжностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющихдолжностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере

должностные лица таможенных органов

Видео (кликните для воспроизведения).

должностные лица органов экспортного контроля

Источник:

Приложение N 4. Протокол об административном правонарушении (рекомендуемый образец)

Приложение N 4
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

(Оборотная сторона копии протокола
об административном правонарушении)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(извлечение)

Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

>
N 5. Схема места совершения административного правонарушения (рекомендуемый образец)
Содержание
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Что такое протокол об административном правонарушении?

Содержание:

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Нет времени читать статью?

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза. Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

Читайте так же:  Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности. В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении. Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Источник:

Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказательством

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления в соответствии со ст. 28.4 КоАП. Во-вторых, ч. 1 ст. 28.6 КоАП предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола, а ч. 1.1 КоАП — случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 28.2 КоАП содержит перечень обязательных к указанию в протоколе об административном правонарушении данных. Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потер-певших, если имеются свидетели и потерпевшие. Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Место, время совершения и событие административного правонарушения также подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения. Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для правильной квалификации правонарушения.

В протоколе указывается статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела, фиксируются протоколом, поскольку наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Исходя из объяснений нарушителя, можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

Читайте так же:  Социальный налоговый вычет основания

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном и рано нарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае их неявки в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении протоколу об административном правонарушении принадлежит главенствующая роль, то при рассмотрении дела арбитражным судьей протокол выступает одним из доказательств, которое может быть признано недопустимым (правила установления недостатков протокола об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола см. в Постановлении Пленума PC РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которым был составлен протокол.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Источник:

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который служит основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, и в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния.

Содержание протокола об административном правонарушении

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, потерпевших и понятых, если они имеются и они необходимы для составления протокола;
  • разъяснение прав и обязанностей, предусмотренные КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении,
  • объяснение или замечание физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • подпись должностного лица, составившего протокол;
  • сведения об ознакомлении правонарушителя с протоколом и отметка (подпись) о вручении ему копии протокола;
  • могут содержаться иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе в обязательном порядке должны содержаться указанные сведения. Нами представлен тот порядок (сверху – вниз), который чаще всего встречался на практике, но возможно, что отдельные сведения могут быть не в указанной последовательно, однако это не является нарушением.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, указаны в ст. 28.3 КоАП РФ. В статье предусмотрено более 90 таких должностных лиц и определены виды административных правонарушений, за деяния которых они могут составлять протокол.

Действия должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении

Протокол может быть напечатан на компьютере или написан от руки. В последнем случае у должностного лица имеется бланк протокола и ему остается только заполнить все его графы.

Для должностного лица, которое составляет протокол, это обыденное занятие, для каких-то органов (например, ГИБДД МВД России) даже ежедневное. Поэтому у него есть «стандартные формулировки» содеянного правонарушения, которые он применяет в «схожих» ситуациях.

В большинстве случаев должностное лицо спешит составить протокол об административных правонарушениях, поскольку есть другая повседневная работа, а также есть другие правонарушители.

Мы думаем, что для всех понятно — чем больше составленных протоколов, тем больше денежных средств получит казна государства (имеется ввиду самый распространённый вид административного наказания – административный штраф). В связи с чем должностное лицо, выписав много протоколов, может надеется в дальнейшем на разные виды поощрений от руководства (от благодарности до продвижения по службе).

Читайте так же:  Что будет если отозвать жалобу на пристава

Для составления протокола должностному лицу от правонарушителя нужен только документ, удостоверяющий личность, остальное он все сделает быстро и попросит правонарушителя также быстро расписаться, указав где.

Вышеуказанные обстоятельства способствуют нарушениям при составлении протокола со стороны должностного лица.

Действия лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении (правонарушитель)

Возбуждение дела об административном правонарушении – это не приятный с психологической точки зрения момент, особенно, когда лицо не виновно в инкриминируемом ему административном правонарушении.

Как указано выше из предыдущей главы должностное лицо попросит предъявить документы и достаточно быстро, с учетом ограниченного время, составит протокол об административном правонарушении, попросив быстро участвующих лиц расписаться.

Правонарушитель (даже если таковым он не является) должен набраться терпения и спокойно вести себя в сложившейся ситуации. Составление протокола – это еще не административное наказание (читайте статью порядок привлечения к административной ответственности).

Необходимо обратить внимание в административном протоколе на заполнение места, времени совершения и что особенно важно на событие административного правонарушения. Попросить должностное лицо разъяснить обстоятельства события административного правонарушения, за которое правонарушитель привлекается к административной ответственности.

При этом, уделить внимание тому, что должностное лицо в целях увеличение размера штрафа, может немного по-другому интерпретировать событие, которое будет предусматривать ответственность по другой статьей КоАП РФ.

Если составление протокола происходит на улице правонарушителю можно посмотреть в интернете, используя мобильный телефон, насколько его действия подпадают под указанную в протоколе об административном правонарушении статью. Лучше посмотреть статьи в КоАП РФ, которые располагаются рядом с вменяемой статьей.

Правонарушителю необходимо обращать внимание на привлечение должностным лицом понятых, если они участвуют.

На нашем опыте расскажем, что в протоколах, где должны быть указаны понятые: либо их там нет вообще, или это заинтересованные лица, либо были вписаны гораздо позже, либо в начале и потом не присутствовали и соответственно ничего подтвердить не могут. Все это является нарушением КоАП РФ. Понятые (два человека) должны присутствовать от начала и до конца, фиксировать все происходящее, более того личности их должны быть установлены. Протокол, в который вписаны такие понятые не является надлежащем доказательством.

Следующий немаловажный этап при составлении протокола — объяснение или замечание физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Под эту графу на практике выделяют две-четыре строки и правонарушитель пишет обычно коротко, «я не согласен», «я не совершал» либо вообще отказывается заполнять эту графу.

Для того, чтобы заполнить её необходимо вспомнить обстоятельства, при которых произошло событие, которое должностным лицом расценивается как административное правонарушение:

  • фабулу инкриминируемого деяния (события правонарушения);
  • наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие состава правонарушения;
  • неправомерные действия должностного лица (оскорбление, неуважительное отношение);
  • нарушения, допущенные понятыми;
  • другие обстоятельства.

В этой графе всего несколько строк, которые не тяжело заполнить с учетом допущенных должностным лицом нарушений либо при имеющихся доказательствах, оправдывающих административный проступок. Может это в дальнейшем укажет на отсутствие состава правонарушения или уменьшения размера штрафа.

В случае заполнение этих строк и при отсутствии достаточного места можно написать об этом как о нарушении прав, предусмотренных КоАП РФ, в частности право давать объяснения. В этом случае если должностное лицо не очень сильно занято, то даст бланк чистого листа для последующих пояснений.

Лицу, в отношении которого составлен протокол, необходимо знать, что любые исправления в протоколе должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен. В противном случае это существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении.

В случае отказа правонарушителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется:

  • немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  • в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется;
  • по окончании административного расследования.

Назначение административного наказания без составления протокола (статья 28.6 КоАП РФ).

В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Благодарим за проявленный интерес к статье. Предлагаем ознакомиться с другими «Полезными статьями», а также более подробно узнать про оказание «Юридических услуг по административным делам».

Вопросы, комментарии и отзывы просим оставлять в ниже приведенной форме, мы будем рады общению с Вами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Виды протоколов административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here