Валютный контроль новая инструкция

Важный материал по теме: "Валютный контроль новая инструкция" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Пресс-служба

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru

Об Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

Министерством юстиции РФ зарегистрирована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – инструкция).

Данная инструкция направлена на либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.

Документ отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет.

Увеличено значение суммы обязательств, при котором необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам до 6 млн рублей 1 .

Инструкция отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, с сохранением требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Документ вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тыс. рублей.

Инструкция снижает нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упрощает механизм взаимодействия резидентов и банков, повышает оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

1 В настоящее время в соответствии с Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» значение суммы обязательств, при котором резиденту необходимо оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки по внешнеторговому контракту, составляет 50 тыс. долларов США.

2 ноября 2017 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Источник: http://cbr.ru/press/pr/?file=02112017_171215info.htm

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (с изменениями и дополнениями)

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И
«О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2017 г., 5 июля 2018 г.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2017 г.
Регистрационный N 48749

Установлены новые правила, по которым резиденты и нерезиденты представляют уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях.

Разработаны единые формы учета и отчетности по таким операциям. По операциям резидентов это справка о подтверждающих документах, по операциям уполномоченных банков — ведомость банковского контроля. От резидентов больше не требуется представлять уполномоченным банкам справки о валютных операциях. Определены порядок и сроки представления новых форм.

Отменено требование к резидентам оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки. Взамен предусмотрена постановка контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок. Контракты ставятся на учет в течение 1 рабочего дня.

Инструкция вступает в силу с 1 марта 2018 г.

Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2017 г.
Регистрационный N 48749

Настоящая Инструкция вступает в силу с 1 марта 2018 г.

Текст Инструкции опубликован на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 2 ноября 2017 г., в «Вестнике Банка России» от 16 ноября 2017 г. N 96-97

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 5 июля 2018 г. N 4855-У

Изменения вступают в силу с 20 ноября 2018 г.

Указание Банка России от 29 ноября 2017 г. N 4629-У

Изменения вступают в силу с 15 декабря 2017 г.

Источник: http://base.garant.ru/71802720/

Аналитические обзоры

Валютный контроль: новые правила взаимодействия с банками

VEGAS LEX_Валютный контроль_новые правила взаимодействия с банками_11.2017

Скачать файл

Файл добавлен 29.11.2017
Презентация .pdf (749 Кб)

В ноябре 2017 года были опубликованы два нормативных акта, существенно корректирующие механизм банковского валютного контроля. Первый из них — инструкция Банка России № 181-И, которой необходимо будет руководствоваться с 01.01.2018 для учета и предоставления отчетности по валютным операциям[1] (далее — Инструкция № 181-И). Инструкция призвана смягчить валютный контроль за счет снижения нагрузки на резидентов. Второй акт, напротив, направлен на усиление валютного контроля. Это Федеральный закон № 325-ФЗ, который после вступления в силу с 14.05.2018 позволит банкам реагировать на любые нарушения валютного законодательства, а также дифференцирует административную ответственность в этой сфере[2].

Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии

Основные изменения в отчётности

Наиболее заметное нововведение заключается в том, что с 01.01.2018 не придется оформлять паспорт сделки. Вместо этого банки будут ставить контракты на учет. Но по сути это лишь формальное изменение. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не резидент, а банк.

Для этого в банк достаточно будет предоставить контракт (или выписку из него) и другую информацию, необходимую для оформления ведомости внутреннего контроля. Экспортный контракт на учет можно будет поставить на основании одних лишь сведений о нем, но позднее представить в банк сам документ всё равно придется.

С 2018 года также не понадобится оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях. В качестве единой формы учета и отчетности по валютным операциям резидента будет использоваться только справка о подтверждающих документах, которая предусмотрена и действующим регулированием; изменится лишь её форма.

Более значительное и ожидаемое новшество — повышение порога обязательства в валюте, после которого необходимо ставить контракт на учет. Порог увеличится только для экспортных сделок и составит 6 млн рублей, что на текущий момент в эквиваленте примерно вдвое превышает порог, по достижении которого необходимо оформлять паспорт сделки (эквивалент 50 тыс. долл. США).

По импортным контрактам и кредитным договорам порог останется примерно таким же — 3 млн рублей, что по текущему курсу эквивалентно почти 50 тыс. долл. США.

Изменения коснутся также сделок, валютный контроль по которым будет проводиться в упрощенном порядке — без необходимости предоставлять в банк документы, связанные с проведением операции. Согласно Инструкции № 181-И к таким сделкам будут относиться заключенные между резидентами и нерезидентами договоры, сумма обязательств по которым не превышает 200 тыс. руб., что по текущему курсу в три раза больше, чем действующий в настоящее время порог в 1 тыс. долларов США. По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Инструкция № 181-И уменьшит количество оснований для привлечения резидента к административной ответственности. Так как с 01.01.2018 процедуру учета начнут оформлять банки, резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Негативные последствия, связанные с ошибками, которые допускались при оформлении паспортов сделок, уже не наступят.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые будут контролироваться в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем сейчас.

Кроме того, можно будет быстрее пройти формальные процедуры, связанные с постановкой на учет сделок. По действующим правилам банк принимает на обслуживание и оформляет паспорт сделки в течение трех дней. Согласно Инструкции № 181-И банк обязан будет постановить сделку на учет не позднее следующего рабочего дня после того, как резидент предоставил необходимые для этого документы.

Всё это должно повысить оперативность внешнеэкономической деятельности резидентов.

Инструкция № 181-И не предусматривает оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Если резидент предоставил все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать сделку и оформить ведомость внутреннего контроля.

Это не значит, что банки утратят способность противодействовать незаконным валютным операциям. Сейчас, если резидент предоставил достоверные документы, банк может отказать в проведении валютной операции, только если у него возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма[3].

Но уже с 14.05.2018 Закон № 325-ФЗ предоставит банкам полномочия блокировать валютную операцию, если она нарушает положения любого из актов валютного регулирования. Также банк откажет в валютной операции, если ему предоставят документы, несоответствующие требованиям законодательства.

В качестве одного из таких требований Закон № 325-ФЗ устанавливает, что договоры, заключенные в ходе внешнеторговой деятельности между резидентом и нерезидентом, с 14.05.2018 обязательно должны предусматривать сроки исполнения сторонами обязательств. Несоблюдение этого требования будет свидетельствовать о том, что внешнеторговая сделка окажется незаключенной[4].

Помимо этого, Закон № 325-ФЗ внесет в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, которые позволят привлекать к административной ответственности должностных лиц за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств. Размер административного штрафа для них составит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Повторное нарушение валютных требований будет грозить должностному лицу дисквалификацией[5].

Паспорта сделок, которые клиенты не успеют закрыть до 01.01.2018, автоматически закроются без отметки банка об их закрытии, а соответствующие контракты будут поставлены на учет согласно Инструкции № 181-И.

То же самое произойдет с контрактом, по которому банк по состоянию на 01.01.2018 не успеет принять решение об оформлении паспорта сделки: такой контракт поставят на учет по новым правилам на основании уже полученных документов и резиденту не понадобится обращаться в банк повторно.

Непроверенные на 01.01.2018 справки о подтверждающих документах и приложенные к ним материалы не будут возвращаться, если их окажется достаточно для принятия банком в соответствии с новыми правилами.

Таким образом, с 01.01.2018 Инструкция № 181-И будет применяться ко всем сделкам и валютным операциям.

[1] Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // «Вестник Банка России», № 96-97, 16.11.2017.

[2] Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 325-ФЗ).

[3] См. абзац четвертый ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции, действующей до 01.01.2018, а также п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[4] См. п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[5] См. ч. 1, 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Закона № 325-ФЗ.

Источник: http://www.vegaslex.ru/mobile/analytics/analytical_reviews/exchange_controls_the_new_rules_of_cooperation_with_banks/

Утверждена инструкция ЦБ РФ, отменяющая паспорта сделок

2 ноября 2017 года была опубликована Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (вступает в силу с 1 марта 2018 г.; одновременно прекращает свое действие действовавшая ранее Инструкция № 138-И от 4 июня 2012 г.).

Читайте так же:  Газпромбанк выплата дивидендов

Новая Инструкция несколько упрощает порядок оформления в российских уполномоченных банках документов, связанных с проведение валютных операций по внешнеэкономическим сделкам. Она распространяется на резидентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов, не являющихся физическими лицами.

Согласно указанной Инструкции:

  1. Произошла отмена требования по оформлению паспортов сделок. Предыдущая Инструкция № 138-И устанавливала порог суммы обязательств по контракту, превышение которого требовало оформления паспорта сделки, в размере 50 000 долларов США. Новая Инструкция 181-И не предусматривает требование составления паспорта сделки.
  2. Отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях и ведомостей валютного контроля, являвшихся формами учета. При этом требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, сохраняется.
  3. Устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами в банк подтверждающих документов и информации в связи с осуществлением валютных операций.

В частности, резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении банка о ее зачислении.

При списании иностранной валюты с расчетного счета резидента, резидент должен представить в банк документы, связанные с проведением операций, одновременно с распоряжением о списании.

Требования по представлению подтверждающих документов распространяются на договоры, (заключенные между резидентами и нерезидентами, и предусматривающие расчеты через счета резидентов (открытые как в российских, так и в иностранных банках)), сумма обязательств по которым равна или превышает эквивалент:

  • для импортных контрактов или кредитных договоров – 3 миллионов рублей;
  • для экспортных контрактов – 6 миллионов рублей.

Сумма обязательств по контракту (кредитному договору), определяется на дату его заключения либо в случае изменения суммы обязательств – на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение суммы, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Если сумма обязательств по договору с нерезидентом равна или не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, представление документов, связанных с проведением валютных операций по такому договору, не требуется.

  1. Вводится новый порядок учета контрактов в банках с присвоением им уникальных номеров (а также снятия их с учета и изменения сведений в них), которые заменяет собой существующий порядок оформления паспортов сделок.

Резидент, являющийся стороной по экспортному или импортному контракту, либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке и проводить расчеты по такому контракту только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, принявшем на учет контракт. Банк принимает контракт на учет и присваивает ему уникальный номер (о чем информирует резидента).

Для постановки контракта на учет требуются практически те же сведения, что и сейчас для заполнения паспорта сделки:

  • общие сведения о контракте: вид контракта, дата, номер (при наличии), валюта контракта, сумма обязательств, предусмотренная контрактом, дата завершения исполнения обязательств по контракту;
  • реквизиты нерезидента, являющегося стороной по контракту: наименование, страна.
  1. Паспорта сделки, оформленные, но не закрытые до 1 марта 2018, будут считаться закрытыми с указанной даты. При этом отметка об их закрытии в паспорте сделки проставляться не будет, а его уникальный номер будет перенесен банком в реестр в качестве номера поставленного на учет контракта.

Отметим, что банки не вправе отказать в постановке контракта на учет. При этом максимальный срок для такой операции не может составить более 1 рабочего дня. Действовавшей ранее Инструкцией 138-И был установлен срок для оформления паспорта сделки в 3 рабочих дня.

В дополнение к этому необходимо упомянуть, что помимо изменений правил оформления сделок для целей валютного контроля в сторону их упрощения (уменьшение количества требуемых документов; увеличение пороговых значений сумм сделки, при которых требуется их постановка на учет; уменьшение сроков постановки сделки на учет), появились и другие особенности регулирования внешнеэкономических сделок, предусмотренные Федеральным законом от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». К ним относятся следующие:

  1. Устанавливается обязательное требование указания срока исполнения обязательств сторонами по внешнеэкономическому договору.

Исходя из формулировки новой редакции пункта 1.1 статьи 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», необходимо будет не только указывать срок исполнения обязательств в договоре, заключенном между резидентом РФ и нерезидентом, но и сообщать банкам точные сроки зачисления денежных средств в иностранной валюте на счет резидента, а также точные сроки исполнения обязательств нерезидентом.

Формулировка предшествующей редакции позволяла указывать в банковских формах учета ожидаемые сроки исполнения обязательств и зачислений денежных средств в иностранной валюте. Новая редакция вступит в силу с 14 мая 2018 г.

Таким образом, на практике может возникнуть ситуация, когда внешнеэкономический договор без указания сроков исполнений обязательств будет признан недействительным вследствие несоответствия законодательным требованиям, либо банк откажет в проведении валютной операции по такому договору.

  1. Расширение перечня оснований для отказа в проведении валютной операции.
Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо предусмотренных ранее оснований для отказа в проведении операции из-за непредставления сторонами сделки требуемых банками документов по валютной сделке или недостоверности указанных в таких документах сведений, после вступления в силу положений новой редакции ФЗ-173 банки смогут отказывать и по иным основаниям. В частности, такими основаниями могут быть осуществление запрещенных операции по зачислению средств на счет резидента РФ в иностранном банке, осуществление запрещенных валютных операций между резидентами РФ, а также несоответствие представляемых в связи с проведением сделки документов законодательным требованиям.

  1. Вводится административная ответственность за осуществление запрещенных валютных операций для должностных лиц в дополнение к имеющейся ответственности для физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Ответственность заключается в уплате штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей нарушившим валютное законодательство должностным лицом. За повторное совершение незаконной валютной операции должностное лицо может быть подвержено дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Читайте так же:  Сектор муниципального финансового контроля

Обобщение

Инструкцией ЦБ РФ несколько упрощается порядок и процедура валютного контроля внешнеэкономических сделок резидентов РФ. В основном это касается отмены паспортов сделок с их заменой на постановку договоров на учет в банке, а также отмены требования представлять документы по сделкам менее чем на 200 000 рублей. Вместе с тем новыми поправками в валютное законодательство были введены требования обязательного указания точного срока исполнения обязательств во внешнеэкономическом договоре (невыполнение которого может привести к отказу в проведении валютных операций по нему, а возможно и к признанию сделки недействительной), уточнен список оснований для отказа банка в проведении валютной операции и расширен список лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства (была введена ответственность для должностных лиц).

Источник: http://int.gestion.ru/news/offshore/utverzhdena-instruktsiya-tsb-rf-otmenyayushchaya-pasporta-sdelok/

Аналитика

Аналитические обзоры

Валютный контроль: новые правила взаимодействия с банками

В ноябре 2017 года были опубликованы два нормативных акта, существенно корректирующие механизм банковского валютного контроля. Первый из них — инструкция Банка России № 181-И, которой необходимо будет руководствоваться с 01.01.2018 для учета и предоставления отчетности по валютным операциям[1] (далее — Инструкция № 181-И). Инструкция призвана смягчить валютный контроль за счет снижения нагрузки на резидентов. Второй акт, напротив, направлен на усиление валютного контроля. Это Федеральный закон № 325-ФЗ, который после вступления в силу с 14.05.2018 позволит банкам реагировать на любые нарушения валютного законодательства, а также дифференцирует административную ответственность в этой сфере[2].

Основные изменения в отчётности

Наиболее заметное нововведение заключается в том, что с 01.01.2018 не придется оформлять паспорт сделки. Вместо этого банки будут ставить контракты на учет. Но по сути это лишь формальное изменение. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не резидент, а банк.

Для этого в банк достаточно будет предоставить контракт (или выписку из него) и другую информацию, необходимую для оформления ведомости внутреннего контроля. Экспортный контракт на учет можно будет поставить на основании одних лишь сведений о нем, но позднее представить в банк сам документ всё равно придется.

С 2018 года также не понадобится оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях. В качестве единой формы учета и отчетности по валютным операциям резидента будет использоваться только справка о подтверждающих документах, которая предусмотрена и действующим регулированием; изменится лишь её форма.

Более значительное и ожидаемое новшество — повышение порога обязательства в валюте, после которого необходимо ставить контракт на учет. Порог увеличится только для экспортных сделок и составит 6 млн рублей, что на текущий момент в эквиваленте примерно вдвое превышает порог, по достижении которого необходимо оформлять паспорт сделки (эквивалент 50 тыс. долл. США).

По импортным контрактам и кредитным договорам порог останется примерно таким же — 3 млн рублей, что по текущему курсу эквивалентно почти 50 тыс. долл. США.

Изменения коснутся также сделок, валютный контроль по которым будет проводиться в упрощенном порядке — без необходимости предоставлять в банк документы, связанные с проведением операции. Согласно Инструкции № 181-И к таким сделкам будут относиться заключенные между резидентами и нерезидентами договоры, сумма обязательств по которым не превышает 200 тыс. руб., что по текущему курсу в три раза больше, чем действующий в настоящее время порог в 1 тыс. долларов США. По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Инструкция № 181-И уменьшит количество оснований для привлечения резидента к административной ответственности. Так как с 01.01.2018 процедуру учета начнут оформлять банки, резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Негативные последствия, связанные с ошибками, которые допускались при оформлении паспортов сделок, уже не наступят.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые будут контролироваться в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем сейчас.

Кроме того, можно будет быстрее пройти формальные процедуры, связанные с постановкой на учет сделок. По действующим правилам банк принимает на обслуживание и оформляет паспорт сделки в течение трех дней. Согласно Инструкции № 181-И банк обязан будет постановить сделку на учет не позднее следующего рабочего дня после того, как резидент предоставил необходимые для этого документы.

Всё это должно повысить оперативность внешнеэкономической деятельности резидентов.

Инструкция № 181-И не предусматривает оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Если резидент предоставил все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать сделку и оформить ведомость внутреннего контроля.

Это не значит, что банки утратят способность противодействовать незаконным валютным операциям. Сейчас, если резидент предоставил достоверные документы, банк может отказать в проведении валютной операции, только если у него возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма[3].

Но уже с 14.05.2018 Закон № 325-ФЗ предоставит банкам полномочия блокировать валютную операцию, если она нарушает положения любого из актов валютного регулирования. Также банк откажет в валютной операции, если ему предоставят документы, несоответствующие требованиям законодательства.

В качестве одного из таких требований Закон № 325-ФЗ устанавливает, что договоры, заключенные в ходе внешнеторговой деятельности между резидентом и нерезидентом, с 14.05.2018 обязательно должны предусматривать сроки исполнения сторонами обязательств. Несоблюдение этого требования будет свидетельствовать о том, что внешнеторговая сделка окажется незаключенной[4].

Помимо этого, Закон № 325-ФЗ внесет в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, которые позволят привлекать к административной ответственности должностных лиц за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств. Размер административного штрафа для них составит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Повторное нарушение валютных требований будет грозить должностному лицу дисквалификацией[5].

Паспорта сделок, которые клиенты не успеют закрыть до 01.01.2018, автоматически закроются без отметки банка об их закрытии, а соответствующие контракты будут поставлены на учет согласно Инструкции № 181-И.

То же самое произойдет с контрактом, по которому банк по состоянию на 01.01.2018 не успеет принять решение об оформлении паспорта сделки: такой контракт поставят на учет по новым правилам на основании уже полученных документов и резиденту не понадобится обращаться в банк повторно.

Читайте так же:  Сроки обжалования административного постановления в суде

Непроверенные на 01.01.2018 справки о подтверждающих документах и приложенные к ним материалы не будут возвращаться, если их окажется достаточно для принятия банком в соответствии с новыми правилами.

Таким образом, с 01.01.2018 Инструкция № 181-И будет применяться ко всем сделкам и валютным операциям.

[1] Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // «Вестник Банка России», № 96-97, 16.11.2017.

[2] Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 325-ФЗ).

[3] См. абзац четвертый ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции, действующей до 01.01.2018, а также п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[4] См. п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[5] См. ч. 1, 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Закона № 325-ФЗ.

Источник: http://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/exchange_controls_the_new_rules_of_cooperation_with_banks/

Изменения валютного законодательства – 2018: чего ждать бизнесу

14 мая 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь у банков больше возможностей отказать в выполнении валютной операции, например, если клиент предоставил недостоверные документы или не тот пакет документов.

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса. Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст. 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения. Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.

Читайте так же:  Сколько времени дается на оплату административного штрафа

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Источник: http://kontur.ru/articles/5161

Новые правила валютного контроля: ЦБ снижает требования

С 1 марта 2018 года вступают в силу новые правила оформления сделок в валюте. Основная цель, которую преследует регулятор, — помочь предпринимателям, которые работают с иностранными контрагентами.

Инструкция ЦБ № 181-И упростит оформление переводов денег по контрактам с иностранными компаниями:

  • Отменяется паспорт сделки, который оформляют при экспорте товаров. Вместо него банки станут регистрировать внешнеторговый контракт и открывать ведомость банковского контроля.
  • Регистрировать сделки теперь будут за один день, а не за три. Предпринимателю нужно предоставить контракт и информацию о сроках завершения расчетов по нему.
  • Какие контракты будут регистрировать: порог составит 3 млн руб. для импортных контрактов и кредитных договоров и 6 млн руб. для экспортных. Контракты на меньшие суммы регистрировать не надо. Но банк все равно имеет право запросить документы по сделке, если у него возникнут подозрения.
  • Количество документов, нужных для валютной операции, уменьшится.
  • Операции на суммы, равные 200 000 руб., будет проще оформлять: банки не станут запрашивать документы для таких операций, потребуется лишь платежное поручение с кодом валютной операции.

Нововведения призваны упростить платежи и сократить время оформления валютных сделок. Однако сэкономить у бизнеса не получится: придется платить комиссии за регистрацию договоров и валютный контроль.

Кроме того, в 2018 году усиливается ответственность за нарушения валютного законодательства. С 14 мая вступят в силу изменения в КоАП: штраф за незаконные валютные операции увеличат вплоть до суммы всей сделки, руководителей компаний начнут штрафовать до 30 000 руб., а за повторное нарушение дисквалифицировать на срок до трех лет.

Источник: http://kontur.ru/articles/5063

Утрачивает силу Инструкция 138-И, и отменяется требование представлять в уполномоченные банки паспорта сделок

С 01 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», которая отменяет действие Инструкции № 138-И, способствуя либерализации действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций.

Инструкция ЦБ РФ № 181-И отменяет требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки. Вместо требования об оформлении паспорта сделки вводится порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров. Банк, принявший контракт на учет (банк учёта контракта), кратко будет именоваться «Банк УК». Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов. Постановка на учет контрактов банками осуществляется в течение одного рабочего дня. Новый порядок исключает основание для отказа банком в постановке контракта на учет.

Помимо этого, с 50 тысяч долларов США до 6 млн рублей увеличено значение суммы, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам. Для учета импортных контрактов и кредитных договоров сумма должна превышать 3 млн рублей.

Помимо этого, Инструкция № 181-И отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, но сохраняется требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций. Справка о подтверждающих документах (ф. 0406010) приводится в Приложении 6 к 181-И.

Инструкция ЦБ РФ № 181-И вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 тысяч рублей. При зачислении валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с р/с по договору с нерезидентом, сумма обязательств по которому не более 200 тысяч рублей в эквиваленте, резидент должен представить в уполномоченный банк информацию о Коде вида операции. Новые коды видов операций приводятся в Приложении 1 к Инструкции 181-И, и они имеют некоторые отличия от действующих кодов. Новые коды валютных операций, действующие с марта 2018 года, уже размещены на сайте ПрофБанкинг.

Ведомость банковского контроля по контракту (ф. 0406008) приводится в Приложении 4 к 181-И, Ведомость банковского контроля по кредитному договору (ф. 0406006) – в Приложении 5. Эти документы также будут в ближайшее время добавлены в раздел нашего сайта «Формы банковских документов».

Банк России отмечает, что введение в действие Инструкции 181-И взамен 138-И снизит нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что будет способствовать уменьшению оснований для привлечения резидентов к административной ответственности, упростит механизм взаимодействия резидентов и банков, повысит оперативность работы резидентов-экспортеров, перераспределяет нагрузку в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.profbanking.com/news-in-bank/3536-138-i-utrachivaet-silu.html

Валютный контроль новая инструкция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here