Усиление финансового контроля

Важный материал по теме: "Усиление финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Финансовый контроль и аудит как основа повышения качества управления общественными финансами

Перспективная модель государственного финансового контроля должна включить в себя все уровни внешнего и внутреннего контроля и взаимодействие между ними в части карт рисков, обмена информацией о результатах контроля и взаимного признания его результатов.

Фраза, вынесенная в заголовок статьи, одновременно была и названием сессии, прошедшей в рамках Московского финансового форума 2018. Заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров обратился с приветственным словом к участникам дискуссии и сообщил, что принятие поправок в Бюджетный кодекс по вопросам государственного финансового контроля ожидается до конца года. Модератором сессии выступил начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков.

Единая модель государственного финансового контроля

Заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев в своем выступлении представил перспективную модель государственного финансового контроля, изложив предпосылки и условия ее создания. Потребность в единой модели, охватывающей все уровни бюджетной системы, обусловлена наличием ряда проблемных вопросов, в их числе: дублирование контрольных полномочий, большое количество контрольных органов, предметы контроля которых пересекаются, значительные ресурсные затраты на контроль, а также отсутствие единой методологии его осуществления.

Дублирование контрольных полномочий ведет к избыточной контрольной нагрузке, особенно на уровне получателей бюджетных средств. Поэтому необходимо обеспечить обмен информацией и, самое главное, взаимное признание контрольными органами результатов работы друг друга. Федеральным казначейством и Счетной палатой уже проводится работа в этом направлении, обсуждается также возможность совместного проведения контрольных мероприятий. При этом взаимодействие должно начинаться на этапе идентификации рисков. Счетная палата может формировать карту рисков на своем уровне, передавать ее казначейству, которое дополнит карту своими рисками и передаст на уровень главных распорядителей бюджетных средств. Последние проведут необходимую работу в рамках внутреннего аудита и результаты транслируют уже получателям бюджетных средств. Таким образом, перспективная модель государственного финансового контроля должна включить в себя все уровни внешнего и внутреннего контроля и взаимодействие между ними в части карт рисков, обмена информацией о результатах контроля и взаимного признания его результатов.

Роль и место ВФК и ВФА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова в своем выступлении остановилась на вопросах организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, роли ВФК и ВФА в предупреждении и минимизации рисков нарушений. Система внутреннего финансового аудита создана на сегодняшний день у 96% главных администраторов бюджетных средств, при этом в 2017 году по сравнению с 2016-м в два раза уменьшилось количество ГАБС с недостоверной бюджетной отчетностью, в пять раз увеличился объем суммы нарушений, выявленных в рамках внутреннего финансового контроля и аудита.

При этом только 13 ГАБС из 95 признают, согласно представленным отчетам, свою систему контроля и аудита надежной. В рамках внутреннего финансового аудита лишь единичные органы имеют предложения по повышению эффективности и оптимизации бюджетных расходов. Таким образом, есть серьезный потенциал развития системы, который должен быть реализован.

Блинова высоко оценила предложенную Казначейством России модель централизации бухгалтерского учета, при которой ведомство принимает на себя определенные функции в части внутреннего финансового контроля, смещая акценты от последующего и текущего контроля к предварительному. При этом деятельность Счетной палаты должна быть ориентирована на проведение стратегического аудита, контроль соответствия целей и задач государственных органов целям и задачам страны.

Проблемы в формировании контрольной среды

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов призвал четко разграничить роли внешнего и внутреннего контроля. Предупреждение нарушений — это главным образом функция внутреннего контроля, который должен быть не столько административной единицей организации, сколько «внутренней совестью», внутренний контроль — это в первую очередь самоконтроль. А задача аудитора — и внутреннего, и внешнего — понять, насколько хорошо система внутреннего контроля организована, приносит ли она какую-то пользу.

Как подчеркнул Романов, «такой подход не требует от ГРБС дополнительных расходов. Внутренний контроль должен работать на развитие и повышение эффективности “внутренней совести”, тогда мы будем не дублировать, а дополнять друг друга». И перечень выявленных нарушений — это не результат, должен быть анализ и рекомендации по предупреждению нарушений. Ничто не мешает достигать этого результата, как ничто не мешает признавать органам контроля разных уровней результаты работы друг друга.

Далее состоялась небольшая дискуссия, в ходе которой участники высказали свое мнение по вопросу дублирования функций и взаимного признания результатов контроля. Специалисты сошлись во мнении, что это, по сути, вопрос доверия контролирующих органов к результатам работы друг друга.

Опыт Минпромторга и субъектов РФ

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. М. Кадырова рассказала об опыте ее ведомства в организации финансового контроля и аудита. «Финконтроль и аудит — основа повышения качества управления. От нас ждут оценки рисков, потенциальных и существующих, которые могут повлиять на качество управления. Наши цели обозначены в указах президента страны, национальных проектах, национальных программах, государственных программах. Наша задача — обеспечить развитие промышленности. Наша сфера ответственности — от принятия решения о включении того или иного расхода в бюджет до оценки достижения результата», — отметила Кадырова.

Замминистра рассказала о том, как организован процесс контроля внутри Минпромторга. Стандарты и процедуры прописаны внутренними документами и работают на автоматизацию системы внутреннего контроля. Введены и постоянно обновляются карты контроля — кто за что отвечает, что на каком этапе сотрудник должен проконтролировать. А внутренний аудит оценивает эффективность созданной системы внутреннего контроля и дает заключение органам управления по рискам и совершенствованию процессов управления.

Читайте так же:  Направление постановления по делу об административном правонарушении

В своем докладе Кадырова подчеркнула важность обзоров выявленных у ГРБС недостатков и нарушений в финансово-бюджетной сфере, которые каждое полугодие рассылает Федеральное казначейство. Обзоры анализируются и служат источником для выявления и оценки рисков в министерстве и у подведомственных организаций.

Заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов Л. В. Федотова в выступлении из зала также отметила, что ими внимательно изучаются обзоры недостатков и нарушений в финансово-бюджетной сфере, направляемые казначейством в финансовые органы субъектов РФ. Обзоры служат большим подспорьем для принятия управленческих решений. Кроме того, в отдельных случаях на основании полученной информации принимались и кадровые решения.

Председатель Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга А. М. Жуков рассказал об опыте создания системы внутреннего контроля и мерах, предпринятых для повышения эффективности расходов. Комитет был создан в 2014 году для обеспечения процедурного контроля в сфере закупок от этапа планирования до исполнения контракта. В практику были внедрены обследования, в частности по контрактам, заключаемым получателями средств в конце финансового года, и отслеживание бюджетоемких контрактов, проверка банковских гарантий по таким контрактам с учетом надежности банков. Также питерские контролеры проверяют достижение целей госзаданий, регулируют вопросы предоставления субсидий из городского бюджета.

В органах власти Санкт-Петербурга создана система внутреннего финансового контроля, ориентированная на выявление и оценку рисков, с применением карт внутреннего финансового контроля. Выявленные нарушения сопоставляются с картами контроля, которые по результатам уточняются, устраняются причины системных нарушений. А показатели по результатам внутреннего контроля включаются в критерии качества финансового менеджмента.

В. Б. ИЛЬИЧЁВА, заместитель начальника Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства

Источник:

Усиление финансового контроля

Научный руководитель к.э.н., доцент Джаферова С. Э.

РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет», г.Симферополь

Пути повышения эффективности внутреннего финансового контроля предприятий

Экономические, политические, социальные изменения, которые происходят в настоящее время в Украине, требуют внедрения новых прогрессивных форм и методов управления, повышения эффективности и усовершенствования содержания финансового контроля деятельности предприятий.

Для эффективного осуществления финансового контроля предприятий деятельность органов должна быть четко регламентирована действующим законодательством в части четкого определения заданий данного вида контроля, компетенции органа, который должен осуществлять данную проверку, стадий, на которых осуществляется контроль и в каких источниках фиксируются его результаты.

Финансовый контроль предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций в части их достоверности, законности и эффективности. Реализация экономической стратегии государства требует как усовершенствования финансового контроля в целом, так и улучшения контрольного потенциала органов исполнительной власти, которым принадлежит ключевая роль в совершении государственного финансового контроля.[4]

Финансовый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность специализированных органов, направленную на осуществление ревизий хозяйственных и финансовых операций предприятий, организаций и фирм для установления законности и рациональности проведения таких операций.

Основное содержание контроля состоит в активизации работы органов контрольно-ревизионного аппарата по исключению недостатков и нарушений в финансово – хозяйственной деятельности предприятий, которые получают средства из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, находятся в государственной, коммунальной собственности, а также тех, в уставных капиталах которых есть часть государственного и коммунального имущества.[2]

Внутренний финансовый контроль должен обеспечивать:

-постоянную оценку соответствия деятельности предприятия требованиям внутреннего финансового контроля;

-оценку деятельности на соответствие результатов установленным заданиям и планам;

-информирование руководителя предприятия о результатах каждой проверки, проведенной отделом внутреннего финансового контроля.

Следует отметить, что целью повышения эффективности вопросов контроля, которые требуют специальных знаний, к ревизии следует привлекать специалистов и экспертов на любой стадии ее проведения. При проведении проверки применяются:

-анализ методов организации работы предприятия;

-анализ результатов работы предприятия;

-анализ конкретных фактов и ситуации, выявленных на предприятии;

-анализ всех существующих данных;

Приоритетными направлениями усовершенствования финансового контроля предприятий, на наш взгляд, являются: анализ причин и условий, которые привели к нарушению законодательства; оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий по эффективности и соответствию требованиям законодательства; активизация сотрудничества между органами финансового контроля с целью обмена опытом, проведения проверок формирования доходов бюджета.

Среди методов повышения эффективности системы внутреннего контроля на современных предприятиях более действующими являются методы распределения обязанностей и ответственности между работниками, осуществление контроля за отдельными направлениями предпринимательской деятельности, усовершенствование контроля при планировании продаж, формирование дел-досье на покупателей и заказчиков, диагностика и прогнозирование проблем.[2]

Особенно важным методом оптимизации контрольной системы предприятия является бюджетный контроль, который обеспечивает своевременное выявление отклонений фактических показателей от плановых, их причины и обеспечивает соответствующую реакцию на них. Результаты осуществления такого контроля должны отображаться в ежедневных, понедельных, подекадных, месячных и поквартальных контрольных отчетах.

С целью формирования конкретных экономических проблем, которые возникают на предприятиях, и внедрение реформ внутреннего контроля в Украине, особенное значение имеет разработка методики организации внутреннего контроля для повышения уровня эффективности системы управления, обеспечения ее гибкости; разработка оптимальной модели внутреннего контрольного процесса; формирование управленческой модели; распределение функций должностных лиц.

Для усиления борьбы с недостачами и хищениями необходимо осуществлять внутренний хозяйственный контроль объединенными усилиями всех специалистов, руководителей хозяйственных подразделений и бухгалтерских служб. При этом особое значение имеет ежедневный контроль за перемещением ценностей на отдельных объектах предприятия.

Повышение эффективности контроля состоит не только в его своевременности, но и в полноте операций и процессов, разработке внутренних стандартов контроля.[1]

Таким образом, применение приведенных методов в практической деятельности несомненно обеспечит переход контроля из формальной констатации фактов и результатов деятельности предприятия в действующее и эффективное средство эффективного управления им, то есть будет влиять качественному решению практических заданий по динамичному развитию предприятий и его экономического роста.

Читайте так же:  Нужны ли чеки для налогового вычета

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что достижение общественно значимого результата финансового контроля зависит не только от комплексности и качества контрольных действий, но и от использования материалов контроля предприятиями и организациями, деятельность которых оценивается. Хотелось бы отметить, что финансовый контроль должен быть действующим, ориентированным не только на выявления, но и на предупреждения финансовых нарушений, создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.

1. Данильчук Ю. М. Внутренний контроль на предприятиях Украины: сущность и пути усовершенствования / Ю. М. Данильчук // Экономічні науки/10.Экономика предприятия. – 2011 г. – С. 85 – 88.

2. Усач Б. Ф. Контроль і ревізія. -7-е вид., перероб. І доп. – К.:Знання-прес,2010. – 263 с.

3. Коваленко С. О. Повышение финансового контроля / С. О. Коваленко // Научно-технический сборник. — 2011 г. — №98. С.216 – 220.

4. Марченко Д. М. Удосконалення організації внутрішнього фінансового контролю підприємств / Д. М. Марченко // Актуальні проблеми економіки. – 2010. — №2. – С. 163 – 171.

Источник:

6.4 Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, более четко разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых ионятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности и разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является определение единых методологических основ финансового контроля в РФ, механизма взаимодействия органов ГФК.

В современных условиях отсутствует эффективный механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполни тельной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым
использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и вдачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Читайте так же:  Основания назначения выездной налоговой проверки

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства и др. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки. Помощь в реализации этого направления должны также оказывать профессиональные аудиторские объединения (например, Аудиторская палата России).

Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования. Для дальнейшего расширения взаимодействия органов государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширить и более четко формализовать направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа рационального и эффективного использования организациями государственных финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением совершенствования системы внутрихозяйственного контроля являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы (например, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат).

Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного контроля должно способствовать осуществление следующих мер: расширение деятельности попечительских советов, создание которых предусмотрено действующим законодательством; более четкая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций (общественных организаций, партий, союзов и др.), таких как информирование о результатах своей деятельности (определение конкретного перечня средств массовой информации, в которых должны публиковаться отчеты таких организаций, установление мер ответственности за уклонение от публикации отчетов); законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом, как важнейшую основу осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций; обеспечение возможности участия общественности в проведении конкретных контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Источник:

Пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

Ключевое направление совершенствования государствен­ного финансового контроля как важнейшей составляющей финан­сового контроля в РФ и повышения его эффективности — определение единых методологических основ финансового контроля в РФ, механизма взаимодействия органов ГФК.

В современных условиях отсутствует эффективный меха­низм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Необходимо:

· четко определить статус органов государ­ственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля.

· разработать основополагающие правовые акты — ФЗ о государствен­ном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государ­ственных средств перспективен переход к аудиту эффективности госу­дарственных расходов, который предполагает анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.

Проблемы госфинконтроля:

· Высокий процент нецелевого использования средств в общем объеме нарушений и нет четко определенных оснований, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как не­целевое.

· Отсутствуют правовые механизмы усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование.

· Низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведен­ных ревизий и проверок.В связи с этим необходимо: повышение результативности, уточнение и повышение ответственности за нарушение закона, установление правовых норм, закреп­ляющих механизм возврата бюджетных средств и ответствен­ности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюд­жетных кредитов и ссуд и т.п.

Повышению эффективнос­ти налогового контроля

будут способствовать:

· разработка форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность;

Видео (кликните для воспроизведения).

· даль­нейшее развитие налогового администрирования,

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет ограничение

· введение системы косвенного контроля — оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей;

· расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков;

· совер­шенствование программного обеспечения процедуры камераль­ных проверок,

· стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Использование новых информационных технологий

– фактор повышения совершенствования эффективности ГФК:

· Открываются перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.

· Возможность в полной мере обеспечить откры­тость бюджетов всех уровней,

· возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств.

· Наличие оперативной информации будет способствовать предупреждению нарушений фи­нансово-хозяйственной деятельности.

Для формирования единого информационного пространства необходимы:

· информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов,

· автоматизация учета контрольных мероприятий

· обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

.В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении (принят в первом чтении) проект федерального закона № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». Проект нацелен на развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля, что необходимо для повышения качества управления общественными финансами.

Основными направлениями являются:

· организация действенного контроля за использованием бюджетных средств;

· введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

· разграничение полномочий между органами государственного (муниципального) финансового контроля;

· уточнение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;

· исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов;

· определение на законодательном уровне методов и объектов государственного (муниципального) финконтроля;

· приведение системы контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);

· установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства РФ.

22. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации.

Государственные и муниципальные финансы —

это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования на государственную поддержку экономики, стимулирование научно-технического прогресса, социальную защиту граждан, обеспечение обороноспособности и правопорядка, осуществление иных функций государства.

Примечание: весь текст это три подпрограммы из программы по управлению государственными финансами, при ответе стоит взять одну и давить на нее.

Долгосрочное финансовое планирование

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета как ключевого звена бюджетной системы Российской Федерации является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.

Благоприятная общеэкономическая конъюнктура и высокие цены на топливно-энергетические ресурсы в течение 2000-х годов способствовали увеличению доходов федерального бюджета. За период с 2000 по 2008 год среднегодовые темпы роста доходов федерального бюджета составили 30 процентов. Расходы за тот же период возрастали в среднем на 28% в год. На протяжении всего этого периода Россия развивалась с профицитом федерального бюджета, однако главным источником роста доходной базы оставались доходы от экспорта сырьевых товаров.

За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом от нефтегазовых доходов существенно возросла. Если в 2000 году доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20%, то к 2004 году она выросла до 30%, а в 2012 году нефтегазовые доходы составляют примерно половину от всех доходов.

Отсутствие четких механизмов управления нефтегазовыми доходами бюджета делает российскую экономику уязвимой к внешним шокам, повышает макроэкономические риски и существенно ослабляет инвестиционную привлекательность.

Для защиты от рисков, связанных с резким падением цен на сырьевые товары, планируется проводить взвешенную бюджетную политику, не наращивая обязательства сверх уровня, который может быть профинансирован при среднем за долгосрочный период уровне сырьевых цен.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами Российской Федерации, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Для дальнейшего внедрения этих принципов на федеральном уровне планируется реализовать следующие основные меры:

формирование долгосрочного (на срок не менее 15 лет) экономического прогноза и бюджетного планирования (долгосрочная бюджетная стратегия);

использование для целей бюджетного планирования консервативного, исходя из формализованных критериев, макроэкономического прогноза с одновременным расширением вариантов прогноза для информирования бизнеса и международного сообщества;

законодательное закрепление и соблюдение бюджетных правил;

переход от среднесрочного финансового планирования к долгосрочному планированию в формате «скользящего периода».

Бюджетная система Российской Федерации переходит на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей, определенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своих указах от 7 мая 2012 года, будет осуществляться на основе государственных программ Российской Федерации. Инструментом финансового обеспечения, синхронизации целей и задач государственных программ Российской Федерации станет долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Необходимым условием для разработки и ведения долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).

В целях оценки ресурсного обеспечения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и обеспечения сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе в соответствии с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации Правительством Российской Федерации разрабатывается и утверждается долгосрочная бюджетная стратегия (долгосрочный бюджетный прогноз).

Читайте так же:  Законом административной предупреждение штраф

Для эффективной реализации и актуализации долгосрочной бюджетной стратегии потребуется надлежащее информационное и математическое обеспечение прогнозов и проектировок. Предлагается на основе инфраструктуры системы «Электронный бюджет» предусмотреть специализированное программное обеспечение, позволяющее проводить непрерывный мониторинг и прогнозирование существенных параметров, определяющих долгосрочную устойчивость федерального бюджета.

Кроме того, указанные меры не должны ограничиваться только федеральным бюджетом. В среднесрочной перспективе ожидается формирование условий для внедрения полноценной системы программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 791 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:

Усиление финансового контроля

Научный руководитель к.э.н., доцент Джаферова С. Э.

РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет», г.Симферополь

Пути повышения эффективности внутреннего финансового контроля предприятий

Экономические, политические, социальные изменения, которые происходят в настоящее время в Украине, требуют внедрения новых прогрессивных форм и методов управления, повышения эффективности и усовершенствования содержания финансового контроля деятельности предприятий.

Для эффективного осуществления финансового контроля предприятий деятельность органов должна быть четко регламентирована действующим законодательством в части четкого определения заданий данного вида контроля, компетенции органа, который должен осуществлять данную проверку, стадий, на которых осуществляется контроль и в каких источниках фиксируются его результаты.

Финансовый контроль предусматривает проверку хозяйственных и финансовых операций в части их достоверности, законности и эффективности. Реализация экономической стратегии государства требует как усовершенствования финансового контроля в целом, так и улучшения контрольного потенциала органов исполнительной власти, которым принадлежит ключевая роль в совершении государственного финансового контроля.[4]

Финансовый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность специализированных органов, направленную на осуществление ревизий хозяйственных и финансовых операций предприятий, организаций и фирм для установления законности и рациональности проведения таких операций.

Основное содержание контроля состоит в активизации работы органов контрольно-ревизионного аппарата по исключению недостатков и нарушений в финансово – хозяйственной деятельности предприятий, которые получают средства из бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, находятся в государственной, коммунальной собственности, а также тех, в уставных капиталах которых есть часть государственного и коммунального имущества.[2]

Внутренний финансовый контроль должен обеспечивать:

-постоянную оценку соответствия деятельности предприятия требованиям внутреннего финансового контроля;

-оценку деятельности на соответствие результатов установленным заданиям и планам;

-информирование руководителя предприятия о результатах каждой проверки, проведенной отделом внутреннего финансового контроля.

Следует отметить, что целью повышения эффективности вопросов контроля, которые требуют специальных знаний, к ревизии следует привлекать специалистов и экспертов на любой стадии ее проведения. При проведении проверки применяются:

-анализ методов организации работы предприятия;

-анализ результатов работы предприятия;

-анализ конкретных фактов и ситуации, выявленных на предприятии;

-анализ всех существующих данных;

Приоритетными направлениями усовершенствования финансового контроля предприятий, на наш взгляд, являются: анализ причин и условий, которые привели к нарушению законодательства; оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий по эффективности и соответствию требованиям законодательства; активизация сотрудничества между органами финансового контроля с целью обмена опытом, проведения проверок формирования доходов бюджета.

Среди методов повышения эффективности системы внутреннего контроля на современных предприятиях более действующими являются методы распределения обязанностей и ответственности между работниками, осуществление контроля за отдельными направлениями предпринимательской деятельности, усовершенствование контроля при планировании продаж, формирование дел-досье на покупателей и заказчиков, диагностика и прогнозирование проблем.[2]

Особенно важным методом оптимизации контрольной системы предприятия является бюджетный контроль, который обеспечивает своевременное выявление отклонений фактических показателей от плановых, их причины и обеспечивает соответствующую реакцию на них. Результаты осуществления такого контроля должны отображаться в ежедневных, понедельных, подекадных, месячных и поквартальных контрольных отчетах.

С целью формирования конкретных экономических проблем, которые возникают на предприятиях, и внедрение реформ внутреннего контроля в Украине, особенное значение имеет разработка методики организации внутреннего контроля для повышения уровня эффективности системы управления, обеспечения ее гибкости; разработка оптимальной модели внутреннего контрольного процесса; формирование управленческой модели; распределение функций должностных лиц.

Для усиления борьбы с недостачами и хищениями необходимо осуществлять внутренний хозяйственный контроль объединенными усилиями всех специалистов, руководителей хозяйственных подразделений и бухгалтерских служб. При этом особое значение имеет ежедневный контроль за перемещением ценностей на отдельных объектах предприятия.

Повышение эффективности контроля состоит не только в его своевременности, но и в полноте операций и процессов, разработке внутренних стандартов контроля.[1]

Таким образом, применение приведенных методов в практической деятельности несомненно обеспечит переход контроля из формальной констатации фактов и результатов деятельности предприятия в действующее и эффективное средство эффективного управления им, то есть будет влиять качественному решению практических заданий по динамичному развитию предприятий и его экономического роста.

Выводы. Подводя итоги, следует отметить, что достижение общественно значимого результата финансового контроля зависит не только от комплексности и качества контрольных действий, но и от использования материалов контроля предприятиями и организациями, деятельность которых оценивается. Хотелось бы отметить, что финансовый контроль должен быть действующим, ориентированным не только на выявления, но и на предупреждения финансовых нарушений, создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.

1. Данильчук Ю. М. Внутренний контроль на предприятиях Украины: сущность и пути усовершенствования / Ю. М. Данильчук // Экономічні науки/10.Экономика предприятия. – 2011 г. – С. 85 – 88.

2. Усач Б. Ф. Контроль і ревізія. -7-е вид., перероб. І доп. – К.:Знання-прес,2010. – 263 с.

3. Коваленко С. О. Повышение финансового контроля / С. О. Коваленко // Научно-технический сборник. — 2011 г. — №98. С.216 – 220.

4. Марченко Д. М. Удосконалення організації внутрішнього фінансового контролю підприємств / Д. М. Марченко // Актуальні проблеми економіки. – 2010. — №2. – С. 163 – 171.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Усиление финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here