Уполномоченные банки агенты валютного контроля

Важный материал по теме: "Уполномоченные банки агенты валютного контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Статья 11. Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

7. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Источник:

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ в статью 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 22. Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

ГАРАНТ:

Часть вторая статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 9 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 5 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ в часть 6 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Соглашение об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 1 августа 2008 г.)

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Источник:

Основные направления валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

1) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля:

1) осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

2) проводят проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

3) проводят проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

4) запрашивают и получают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

Читайте так же:  Надзор дела об административном правонарушении

5) выдают предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

6) применяют установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов, в частности, имеют право:

1) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

2) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых документов и информации;

3) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий (разрешений) на право осуществления валютных операций;

4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при выполнении своих функций.

В свою очередь, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Резиденты и нерезиденты обязаны:

— представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;

— представлять органам и агентам валютного контроля объяснения в ходе проведения проверок, а также по их результатам;

— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

— вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

— выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

В то же время в случае проверки органами и агентами валютного контроля резиденты и нерезиденты вправе:

— знакомиться с актами проверок;

— обжаловать действия агентов валютного контроля соответствующим органам валютного контроля;

— обжаловать действия органов валютного контроля.

Функции Правительства РФ по валютному контролю распределены между Минэкономразвития и Минфином России.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

Помимо двух названных органов органом валютного контроля в Российской Федерации также является ФТС России, которая осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

1. Кто является субъектом валютных операций, валютного регулирования и валютного контроля?

2. Какие виды валютных операций предусматривает Закон о валютном регулировании?

3. Какие функции осуществляет Банк России в области валютного регулирования?

4. Назовите органы и агентов валютного контроля.

5. Какими правами и обязанностями обладают органы и агенты валютного контроля?

6. В каких нормативных актах и какая ответственность предусматривается за нарушение валютного законодательства?

Источник:

Валютный контроль ужесточается. ТОП-5 важных правил, чтобы не попасть

Правовое регулирование валютных операций

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Источник:

§ 2. Банк как агент валютного контроля

Валютный контроль в Российской федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля являются субъектами специальной компетенции, в отличие от Правительства РФ, наделенного общей компетенцией.

Органы валютного контроля, в частности Банк России, вправе

— издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции;

— запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

— выдавать предписания об устранении выявленных предписаний;

— применять меры ответственности.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки, таможенные органы, налоговые органы, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР РФ, государственная корпорация «Банк Развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). Общий перечень прав и обязанностей агентов валютного контроля и их должностных лиц определены в ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Так, агенты валютного контроля и их должностные лица вправе проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям нерезидентов и резидентов; запрашивать и получать информацию (документы, удостоверяющие личность; свидетельство о постановке на учет в налоговые органы; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимой имущество; паспорт сделки, таможенные декларации и т. д.). Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся в проводимой валютной операции.

К обязанностям банков как агентов валютного контроля относятся осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства; предоставление органам валютного контроля информации о валютных операциях, проводимых с их участием; сохранение коммерческой, банковской, служебной тайны; передача информации о нарушении актов валютного законодательства органу валютного контроля.

В Банке России на основании Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливаются специальные полномочия банков как агентов валютного контроля, в частности полномочия контроля за открытием и ведением счетов в иностранной валюте, совершения необходимых мер в области отчетности резидентов по валютным операциям.

Одним из основных полномочий банка как агента валютного контроля является открытие и ведение паспорта сделки — документа, содержащего необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего проведение валютных операций, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте. По каждому контракту (кредитному договору) резидентом оформляется один паспорт сделки в одном банке, и паспорт сделки является основой для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки. Паспорт сделки закрывается в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой банк, исполнением обязательств сторонами контракта (кредитного договора), истечением 180 календарных дней, следующих за указанной паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в иных случаях.

Читайте так же:  Административные наказания применяемые к иностранным гражданам

При обнаружении уполномоченными банками нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования лицами, осуществляющие валютные операции, информация о нарушениях должна быть передана в территориальное учреждение Банка России для последующей передачи органу валютного контроля с целью применения последним мер ответственности.

Таким образом, государственный контроль над валютными операциями резидентов и нерезидентов осуществляется с активным участием уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки при совершении валютных операций с клиентами вступают одновременно в частноправовые и публично-правовые отношения, так как для клиентов они являются не только контрагентами сделки, но и субъектами, наделенными властными полномочиями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Органы и агенты валютного регулирования

Один из самых известных видов финансового контроля — это валютный контроль, зависящий от операций проводимых над валютами. В России этот контроль управляется правительством нашей страны, а также агентами и определенными органами валютного регулирования.

Перспективы развития таможенно-банковского взаимодействия

Источник:

Органы валютного контроля

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

История вопроса

Основы системы валютного контроля в РФ были заложены в 1991 г. с принятием Закона СССР от 01.03.1991 N 1982-1 «О валютном регулировании», а затем — Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания в РФ системы валютного регулирования было обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка.

Закон определял общие принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции государственных органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Вот уже в течение 20 лет основными направлениями валютного регулирования и контроля остаются обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, проверка обоснованности валютных операций, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Российской Федерации возложен на Правительство РФ, органы и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. С 17 июня 2004 г. и по настоящее время функции органа валютного контроля исполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также таможенные и налоговые органы.

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Контролем за исполнением нормативных актов на местах занимаются агенты валютного контроля, которые имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций. О выявленных нарушениях агенты сообщают органам валютного контроля, которые в свою очередь требуют устранить выявленные нарушения и применяют меры ответственности за эти нарушения.

Какие органы контролируют валютный контроль?

В России это ЦБ Российской Федерации, главный федеральный орган, который занимается исполнительной властью, основываясь на полномочиях полученных от правительства Российской Федерации.

Один из федеральных органов исполнительной власти, являющейся при этом органом контроля валюты, к которому относится служба Федерального надзора по финансово-бюджетного делам (которая была основана в середине 2004 года в июне) подотчетна Минфину России. Ее задача – следить за тем, чтобы резиденты и нерезидентами соблюдали законодательство Российской Федерации в области валютных операций, а также вести запрос актов у органов занимающихся регулированием валюты, ее контролем, и отслеживанием соответствия проведения валютных операций по лицензионным условиям и разрешениям.

ЦБ Российской Федерации занимается постоянным контролем операций проводимых над валютой во всех различных организациях по выдаче кредитов и на валютных биржах.

Агентами валютного контроля являются банки в чьи полномочия входит деятельность, подотчетная ЦБ России, гос. корпорация «Банк внешнеэкономической деятельности и развития», банки не являющиеся уполномоченными в профессиональном участии на рынке держателей бумаг и реестра имеющих большую ценность, которые подотчетны органу федеральной исполнительной власти на рынке ценных бумаг, к ним же можно отнести налоговые, и таможенные органы (Федеральной службы основанная в июле 2004 года государственным комитетом России, а также службой по налогам созданной в 2004 году в июле на основе Министерства Российской Федерации по сборам и налогам).

Что же касается таможенной службы в России, то она как агент валютного контроля, занимается контролем и осуществлением. Эта служба в первую очередь отслеживает валютные перемещения лицами за границу РФ, и все валютные операции, которые тесно связанны с доставкой товара и транспортировкой средств через границу, а также:

  • Занимается обеспечением всей деятельности в области контроля валюты федеральными органами исполнительной власти и правительства нашей страны, которое является органами валютного контроля, и взаимодействует с ЦБ России.
  • Занимается обеспечением сотрудничества банков не являющихся уполномоченными в участии на рынке профессиональных ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов, которые как главный агент валютного контроля ЦБ РФ являются правительством России.

ЦБ Российской Федерации в свою очередь занимается обеспечением взаимодействия с другими органами валютного рынка, точно также как налоговыми и уполномоченными банками таможенных органов, которые соблюдая законодательство РФ выступают в роли агентов валютного рынка.

Какие документы необходимо предоставить для валютного контроля?

1. Если размер суммы сделки не превышает 200 тыс. руб. — достаточно сообщить банку код операции.

2. В случае, если сумма сделки от 200 тысяч до 3 миллионов рублей, то в банк необходимо предоставить договор, счет или акт.

Читайте так же:  Штраф за нарушение закона о тишине

3. При импортных операциях от 3 до 6 млн. рублей необходим договор для регистрации.

4. Если сумма свыше 6 млн., то договор необходимо регистрировать и при импортных и при экспортных операциях.

Регистрация договора пришла на смену составлению паспорта сделки, оформление которого отменено.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Штраф за незаконную валютную операцию устанавливается в размере от 75% от суммы сделки.

За необеспечение своевременного получения валютной выручки на расчетный счет, если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте не превышает 9 млн. рублей, то штраф для организаций и ИП составляет:

1) 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;

2) от 75% до 100% от суммы сделки.

Должностные лица в случае нарушения будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

При превышении лимита в 9 млн. рублей, начинает работать статья 193 УК РФ. Тяжесть наказания будет зависеть от суммы и наличия отягчающих обстоятельств.

Из каких принципов состоит валютный контроль?

Приоритетными являются меры касающиеся экономики, которые проявляются в своевременной реализации государственной политики в области органов валютного регулирования. Далее идет во все не нужное вмешательство государства, а также его органов во все операции резидентов и нерезидентов над валютой.

Очень важный принцип кроется в политике Российской Федерации, а именно во внешней и внутренней единой валюте, осуществлении валютных операций, целью которых является обеспечение государственной защиты в сфере интересов экономики, прав резидентов, и нерезидентов.

Теперь стоит рассмотреть контроль над валютой и его основные направления такие как:

  • Необходимое наличие лицензий и разрешений соответствующих проводимыми операционными действиями по законодательству.
  • Выполнения обязательств по продаже зарубежной валюты на внутреннем валютном рынке нашей страны, а также обязанности в проверке резидентов в зарубежной валюте перед государством.
  • Проверка иностранной валюты на обоснованность платежей.
  • Полная проверка и объективный отчет валютных операций, и операции проводимые нерезидентами в валюте России.

Какие сделки, подлежащие валютному контролю?

1. Переводы денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.

3. Сделки между нерезидентами в рублях.

4. Сделки между резидентами в иностранной валюте.

Органы валютного контроля

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Обязательства органов валютного контроля

Агенты, в полномочия которых входит валютный контроль, а также их должностные лица обязаны:

  1. Осуществлять контроль за тем как резиденты и нерезиденты соблюдают акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов, которые занимаются валютным регулированием.
  2. Представлять органам, которые занимаются контролем валюты все данные о валютных операциях, проводимые с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ.

Агенты и органы контроля над операциями с валютой и их должностные лица обязуются сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну в соответствии с законодательством РФ, которая стала им известна при вступлении в свои полномочия.

Агенты и органы валютного контроля обладая информацией о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования лицом, которое осуществляет валютные операции, при открытии вклада (счета) в банке за пределами территории РФ, имеют право применить к нему санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, или передать информацию иным органам контролирующим валюту, которые при этом имеют право применять санкции.

Агенты и органы контролирующие валюту, а также должностные лица несут полную ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за отказ от исполнения функций, установленных валютным законодательством и за нарушение прав резидентов и нерезидентов.

Запросы таможенных органов

Еще одним аспектом таможенно-банковского взаимодействия является направление таможенными органами запросов в банки при проведении таможенной проверки, таможенного или валютного контроля.

Для случаев проведения таможенной проверки ст. 167 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу в конце декабря 2010 г., потребовала, чтобы федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, установил форму и порядок направления таможенным органом в банк запросов при проведении таможенной проверки, а также установил и согласовал с Банком России форму и порядок предоставления банками ответов по запросам таможенных органов. Форма и Порядок запросов были установлены Приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2721, а форма и Порядок предоставления банками ответов — Приказом ФТС России от 30.06.2011 N 1388, который не был согласован с Банком России, поэтому обязанность банков его исполнять вызывает сомнения.

Неурегулированность данного вопроса была разрешена Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ, который внес уточнения в ч. 6 ст. 22 Закона N 173-ФЗ. С 18 февраля 2011 г. уполномоченные банки должны передавать таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России, за исключением случаев передачи документов, указанных в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время при проведении таможенного контроля, таможенной проверки или при осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать соответствующую ссылку на положения ТК ТС, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» или Закона N 173-ФЗ в зависимости от цели запроса. При осуществлении валютного контроля запрос таможенного органа должен содержать ссылку на ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, информацию о предполагаемом нарушении, о конкретной валютной операции и о резиденте. При этом могут запрашиваться документы, указанные в ч. 13 ст. 23 Закона N 173-ФЗ (копии контрактов, паспорта сделки, ГТД, ведомости по паспорту сделки, банковские выписки), и срок исполнения такого запроса не может составлять менее семи рабочих дней со дня получения запроса банком.

Читайте так же:  Как оформить стандартный налоговый вычет на ребенка

Что делать, чтобы избежать нарушений?

1. Использовать для валютных операций соответствующий счет в уполномоченном банке.

2. Исключить взаиморасчеты в валюте между резидентами.

3. При осуществлении внешнеэкономической деятельности, предоставить в уполномоченный банк информацию о сроках выполнения договора и поступления валюты

4. При работе с нерезидентами, необходимо обеспечить возврат средств за невыполненные второй стороной обязательства, а также обеспечить получение средств в иностранной валюте за предоставленные услуги или поставленные товары.

5. Для переводов средств на счета, открытые за рубежом, необходимо предоставить уведомление налоговой об открытии счета, с отметкой о его получении.

Об этом и многом другом — смотрите наш ролик.

Источник:

Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля

«Международные банковские операции», 2012, N 2

Таможенные органы и уполномоченные банки — равноправные участники процесса валютного регулирования, осуществляющие валютный контроль каждый в своей области. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями. Насколько эффективна существующая система таможенно-банковского взаимодействия для агентов валютного контроля и участников внешнеторговой деятельности ?

По состоянию на март 2012 г.
Настоящая публикация отражает личную точку зрения автора и не является отражением позиции банковского учреждения, в котором автор работает.

Кто контролирует валютные операции?

Законодательные требования о репатриации выручки

Российская Федерация является крупным экспортером и импортером различных товаров. По данным таможенной статистики, в 2011 г. внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. возрос на 31,2%. Экспорт товаров из России в 2011 г. составил 516 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 30%. Импорт товаров в Россию в 2011 г. составил 305,3 млрд долл. США и по сравнению с 2010 г. увеличился на 33,4% .

Экспорт товаров из РФ, импорт товаров в РФ, выполнение работ, предоставление услуг, передача информации и интеллектуальной собственности между резидентами и нерезидентами РФ составляют основу внешнеторговой деятельности.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны соблюдать требование о репатриации выручки, а именно: в контрактные сроки обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся им в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Если оплаченные товар, услуга, информация не были получены, то резиденты обязаны обеспечить возврат в Российскую Федерацию перечисленных ранее денежных средств.

Таким образом, одной из задач агентов валютного контроля является контроль за соблюдением участниками внешнеторговой деятельности требований Закона о репатриации выручки. Каким образом решена эта задача?

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Паспорт сделки

Инструментом таможенно-банковского контроля является паспорт сделки (далее — ПС) — документ, оформляемый резидентом в уполномоченном банке и содержащий основную информацию о внешнеторговом контракте. Паспорт сделки должен быть оформлен резидентом до первой валютной операции по контракту или до первого исполнения обязательств по контракту. Он оформляется по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышает эквивалент 50 тыс. долл. США (до 27 февраля 2011 г. ПС оформлялся по внешнеторговому контракту, общая сумма которого превышала эквивалент 5 тыс. долл. США).

В течение трех рабочих дней с даты получения от резидента заполненных и подписанных двух экземпляров ПС и копии контракта банк оформляет оба экземпляра ПС, заверяет их подписью ответственного лица банка и круглой печатью банка и один экземпляр ПС возвращает резиденту. В ПС отражаются сведения о резиденте, об иностранном контрагенте, реквизиты контракта, срок завершения исполнения обязательств по контракту, а по товарным контрактам в ПС также указываются краткие условия проведения расчетов по контракту. При внесении в контракт изменений, ранее указанных в ПС, он подлежит переоформлению. В день подписания или переоформления ПС банк создает электронную копию ПС и не позднее следующего рабочего дня направляет информацию об открытых, переоформленных или закрытых ПС в территориальное учреждение Банка России по каналам электронной связи для дальнейшей передачи в Федеральную таможенную службу (ФТС России). Обязанность банков по направлению электронных копий ПС по мере их подписания, переоформления или закрытия возникла с 18 мая 2011 г., а до этого дня отправка ПС производилась банками также в электронном виде, но на ежемесячной основе.

При пересечении границы РФ товары подлежат таможенному декларированию. Это обязательная таможенная процедура для юридически законной перевозки товаров и транспортных средств через границу. Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров одним из документов, представляемых декларантом в таможенный орган, является документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля. Согласно валютному законодательству РФ таким документом является ПС. Таким образом, таможенное оформление экспортно-импортных товаров по контракту на общую сумму свыше 50 тыс. долл. США производится только при условии оформления ПС.

Каким же образом ПС позволяет банкам и таможенным органам осуществлять контроль за внешнеторговыми товарными операциями?

В связи с либерализацией валютного регулирования 18 июня 2004 г. вступил в силу Закон N 173-ФЗ, и порядок таможенно-банковского взаимодействия существенно изменился. До вступления в силу нового Закона для контроля за репатриацией выручки использовался такой документ валютного контроля, как учетная карточка (УК). Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) в течение определенного срока после выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (ГТД) формировал УК и направлял ее по каналам электронной связи в банк, в котором был оформлен ПС. Каждая УК содержала информацию о номере ПС, номере ГТД, дате выпуска товаров и сумме товаров, задекларированных по ГТД. Кроме того, УК содержала информацию о предполагаемом сроке поступления выручки по экспортному контракту. При фактическом получении выручки на свой счет в банке экспортер сообщал банку о распределении выручки по произведенным отгрузкам, подтвержденным соответствующими УК и (или) ГТД. Банк распределял выручку по УК в электронной ведомости банковского контроля и направлял заполненные УК обратно в ГТК России. На основании полученных из банка УК таможенный орган проверял полноту и сроки зачисления выручки и выявлял нарушителей.

Читайте так же:  Возврат подоходного налога за обучение и лечение

Таким способом агенты валютного контроля сопоставляли имеющиеся у таможенного органа данные о стоимости товаров с имеющимися у банка данными об их оплате.

Аналогичным образом осуществлялся контроль за расчетами и поставками по импортным товарным контрактам.

Взаимодействие между банками и ГТК России осуществлялось в электронном виде по телекоммуникационной сети в порядке, устанавливаемом ГТК России.

Подобная система имеет ряд недостатков:

На последнем пункте стоит остановиться подробнее.

В целях обеспечения проверки сведений ГТД ФТС России уполномочила специализированное государственное учреждение «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» (ГНИВЦ ФТС России) осуществлять проверку сведений ГТД по запросам банков. С декабря 2008 г. для подключения к системе проверки сведений банк должен был направить заявку в ГНИВЦ ФТС России, который после рассмотрения заявки обеспечивал доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru). Следует заметить, что подключение к системе ГНИВЦ ФТС России для самой кредитной организации и для каждого ее филиала осуществлялось исключительно на платной основе, что вызывало протесты со стороны банковского сообщества. Несмотря на это, вплоть до конца 2011 г. банки исполняли рекомендации Банка России по проверке сведений ГТД за свой счет.

При обнаружении фиктивных ГТД банкам рекомендовалось направлять сведения о таких операциях в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в настоящее время таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг).

Рассмотрение ГНИВЦ ФТС России запросов банков могло занять до 20 рабочих дней, что существенно снижало эффективность мер, направленных на предотвращение незаконной валютной операции.

С 18 февраля 2011 г. Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля» установил обязанность ФТС России передавать уполномоченным банкам по их запросам информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в банк таможенных декларациях сведениям о таможенном оформлении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса не должен составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией должен производиться в электронном виде в порядке, установленном ФТС России.

17 января 2012 г. ГНИВЦ ФТС России был ликвидирован, а его правопреемником назначено Центральное информационно-техническое таможенное управление (ЦИТТУ). Договоры, ранее заключенные банками с ГНИВЦ на проверку сведений из ГТД, были расторгнуты с 1 января 2012 г., и в настоящее время ЦИТТУ предлагает банкам заключать договоры о предоставлении услуг по проверке сведений ГТД на безвозмездной основе. Способ проверки такой же: через доступ к выделенному разделу на web-сайте ФТС России (www.customs.ru).

Полномочия органов валютного контроля

Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.

Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

  1. Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
  2. Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
  3. Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.

Замечание 3

Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса.

Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  1. Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
  2. Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.

Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:

Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.

Обязательства лиц, выполняющих валютные операции

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  1. Предоставлять агентам и органам контроля валюты документацию и информацию, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации по валютным операциям.
  2. Заниматься ведением учета (в установленном порядке) и составлять отчетность по проводимым ими операциями над валютой, обеспечивая при этом сохранность соответствующей документации и материалов в течение срока не менее трех лет со дня совершения производимой валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
  3. Выполнять все предписания органов валютного контроля касающиеся устранения выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов по регуляции валютой.

Если же будет замечено нарушение отчетности и правил учета по валютным сделкам, а также за непредоставление органам валютного контроля информации и документов, касающихся резидентов и нерезидентов, эти лица могут быть наказаны, а именно оштрафованы в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом.

При повторном нарушении назначенных до этого правил, а также за отказ от выполнения или за недоброкачественное выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ Российской Федерации взыскиваются в доход государства суммы, которые были получены по недействительным сделкам, при этом и штрафы. Также отзываются лицензии или приостанавливается действие резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц — резидентов и юридических лиц — нерезидентов, которые обвиняются в нарушении операций над валютой по законодательству Российской Федерации, несут уголовную (ст. 191-193 УК РФ), административную (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и гражданско-правовую ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Уполномоченные банки агенты валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here