Учет и отчетность налоговых проверок

Важный материал по теме: "Учет и отчетность налоговых проверок" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Учет и отчетность налоговых проверок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Источник:

Профессиональный аудит бухгалтерской отчётности | Проверка налогового учёта

ИА Уласевич Игорь Станиславович оказывает следующие услуги:

АУДИТ

Аудит — независимая проверка бухгалтерской отчётности

организации в целях выражения мнения о достоверности такой отчётности.

Аудит организаций включает в себя наиболее полную и доскональную проверку бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, гражданских и финансовых отношений, документооборота и трудовых отношений. По окончании аудиторской проверки организации выдаются: «Аудиторское заключение» о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности, и «Отчёт о проверке» с выявленными нарушениями (замечаниями) законодательства, и рекомендациями по их устранению. Так же в Отчёте оговариваются ответственность организации и руководителя по каждому нарушению.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный аудит финансовой отчётности компания обязана провести если: объём выручки по итогам года превышает 400 млн.руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн.руб.

Также организации обязаны пройти обязательный аудит, но, по действующему законодательству, Индивидуальный аудитор не имеет право самостоятельно проводить аудиторскую проверку отчетности

:

  • если организация имеет форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • если организация представляет консолидированную бухгалтерскую отчётность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

В этих случаях я организую аудиторскую проверку Аудиторской фирмой, так как вхожу в состав руководства этой фирмы.

Инициативный аудит – это аудит по заказу собственника или руководителя предприятия, если организация Заказчика не подпадает под критерии обязательной аудиторской проверки, но руководство или бухгалтерия компании хочет убедиться в правильности ведения налогового и бухгалтерского учёта. Или по какой-то причине фирме нужно аудиторское заключение.

НАЛОГОВАЯ И БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРОВЕРКИ

Проверка налогового учёта – выявляет ошибки налогового учёта и отчётности. Позволяет свести к минимуму налоговые риски, вовремя внести корректировку в налоговые декларации и избежать штрафных санкций. Ведь штрафные санкции могут стать просто не подъёмными для организации. На то есть масса примеров.

Бухгалтеру сложно, да и некогда, отследить постоянные изменения налогового законодательства. В данном случае помощь специалиста становится обоснованно необходимой. Так же не остаётся без внимания и минимизация налогообложения компании.

Проверка бухгалтерского учёта – выявляет ошибки бухгалтерского учёта и отчётности. Устраняет риски, связанные с ведением бухгалтерского учёта и заполнения бухгалтерской отчётности. Определяет неточности в оформлении документации. Затрагивает трудовые отношения и охрану труда.

После проведения проверки организации представляется «Отчёт о проверке» с выявленными нарушениями (замечаниями) законодательства, и рекомендациями по их устранению. Так же в Отчёте оговариваются ответственность организации и руководителя по каждому нарушению.

Аудиторское заключение в данном случае не выдаётся.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРКИ

Это проверки по заданию заказчика на определённую тематику. Заказчика может интересовать только конкретное направление в его учёте и отчётности.

  • проверка налоговых расходов или бухгалтерской себестоимости организации;
  • проверить правильность определения выручки компании или её доходов по налогу на прибыль;
  • проверить учёт основных средств или материалов предприятия;
  • проверить порядок исчисления НДС или НДФЛ фирмы;
  • проверить расчёты с дебиторами и кредиторами;
  • и т. п.

По результатам проверки так же составляется Отчёт.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Индивидуальный аудитор предоставляет услуги консультанта по вопросам:

  • налогообложения;
  • бухгалтерского учёта;
  • гражданских отношений;
  • трудовых отношений;
  • финансово-хозяйственной деятельности;
  • налоговых и гражданских споров;
  • и т.п.
  1. Устно.
    1. По телефону.
    2. По средствам личной явки аудита в офис заказчика.
  1. Письменно.
    1. По электронной почте.
    2. На бумажных носителях.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По заданию Заказчика Индивидуальный аудитор предоставляет услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия как комплекса в целом, так и различных его статей.

Цель анализа организации состоит в оценке её кредитоспособности, платёжеспособности и инвестиционной привлекательности.

Отличительной чертой надёжного и устойчивого предприятия является его способность отвечать по своим обязательствам вовремя и в полном объёме. Платёжеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

В рыночных условиях залогом выживаемости организации служит ее финансовая устойчивость. Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг).

Так же Заказчик может поручить проанализировать, например, расход денежных средств на предмет несанкционированных руководством платежей, или расчёты с кредиторами и дебиторами, и т.п.

В конце работ предоставляется Отчёт о проделанной работе.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Индивидуальный аудитор оказывает услуги по написанию методических и методологических разработок.

Не секрет, что, не редко, наше законодательство можно трактовать двояко, а то и трояко. Если Заказчик не знает как поступить в спорной ситуации, он может обратиться ко мне, как индивидуальному аудитору, с заданием проработки интересующего его спорного вопроса. Я напишу методическую работу, где будет освещено несколько вариантов решения спорного вопроса. Так же будут предоставлены наиболее выгодные, на мой взгляд, варианты решения вопроса. После чего Заказчик сможет сделать необходимые выводы и определиться наиболее удобным для него решением данного вопроса.

Читайте так же:  Административное правонарушение признается совершенным

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

Я, как Индивидуальный аудитор, помогаю отстаивать интересы налогоплательщиков в налоговых и судебных органах.

По заданию Заказчика веду переписку с налоговыми органами. Составляю Возражения и Жалобы на Акты налоговых проверок, на действия и бездействия уполномоченных ответственных лиц.

При необходимости я привлекаю к работе квалифицированных юристов (в том числе адвокатов), с которыми долгое время постоянно нахожусь в деловых отношениях.

ВЕДЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Восстановление бухгалтерского учёта сложный комплекс операций, позволяющий исправить непрофессиональное ведение бух учёта за заданный период.

Восстановление бухгалтерского учёта требуется при плохой организации бухгалтерской службы. Во общем то причины могут быть разные. Вплоть до разногласий главного бухгалтера с руководителем предприятия. Необходимо восстановить недостающую первичную учётную документацию, заново создать бухгалтерский и налоговый учёт, и пересдать бухгалтерскую и налоговую отчётность с новыми показателями.

Ведение бухгалтерского учёта – вместо Вашей бухгалтерской службой этим занимается профессиональный бухгалтер по гражданско-правовому договору или специализированная бухгалтерская фирма.

Это выгоднее некоторым фирмам, которые не хотят затрачиваться: на организацию рабочего места (мебель, компьютер, программное обеспечение и т.п.), на постоянное содержание штатной единицы (заработная плата, начисления, различные социальные выплаты и т.п.).

Я, как Индивидуальный аудитор, сотрудничаю с профессиональными бухгалтерами, и аудиторскими фирмами, которые могут качественно как восстановить, так и вести бухгалтерский учёт организации.

Источник:

Энциклопедия решений. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые органы на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87- 89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95-98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 1 января 2012 года в разделе V.1 НК РФ определен порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ — при выполнении соглашений о разделе продукции).

А с 1 января 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ, введенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

В рамках межведомственных соглашений налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (п. 1.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Отметим, что Российская Федерация в 2014 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (далее — Конвенция) (вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2015). Страны, ратифицировавшие Конвенцию (в том числе, государства — члены Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития), согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами. Такая административная помощь состоит в:

— обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

— помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;

ФНС России в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 30.04.2016 N 834-р и от 07.12.2016 N 2608-р подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которыми установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний, в том числе:

— определен порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (п. 6 ст. 82 и раздел VII.1 НК РФ),

— установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний.

Читайте так же:  Презентация промышленное загрязнение окружающей среды

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);

— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Не могут являться основой для проведения камеральной или выездной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Внимание

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016 — 2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Проверка прошла, что дальше?

Отражение результатов налоговой проверки в учете

Самое неприятное, что по итогам проверки (как камеральной, так и выездной) иногда приходится платить доначисленные налоги, штрафы и пени. Результаты проверки организации должны отразить и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

А предпринимателям немного проще, они должны учесть все доначисления только в налоговом учете, поскольку бухучет они не веду

Допустимые сроки для блокировки счетов

По истечении 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи той или иной декларации, инспекторы при помощи своего информационного ресурса сверяют список ожидаемых деклараций со списком фактических поступивших деклараций. Точно такую же сверку проводят в отношении бухгалтерской отчетности, а также сведений о среднесписочной численности работников. В результате получаются списки нарушителей, в отношении которых в течение следующих пяти рабочих дней принимаются решения о приостановлении операций по расчетным счетам и электронным кошелькам.

Здесь есть четкое ограничение: категорически возбраняется блокировать счета до истечения 10-ти дневного срока, отведенного для сдачи той или иной декларации. А начиная с 1 января 2015 года, появится еще один запрет. Налоговики не смогут блокировать счета по истечении трех лет со дня окончания срока, отведенного для сдачи декларации.

Для переходного периода предусмотрено следующее правило. Если декларация представлена до 1 января 2015 года, а 10 рабочих дней после срока, установленного для ее сдачи, истекли после этой даты, необходимо применять прежний порядок. Другими словами, блокировка счета возможна даже по истечении трехлетнего периода.

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и сведений о среднесписочной численности работников полагается штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Данные нарушения фиксируются вне рамок камеральной проверки, и инспекторы составляют акт и решение в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.

Это же правило действует и для случая, когда нарушены сроки представления расчетов налоговыми агентами. И даже если в отношении самого расчета была проведена камеральная проверка, штраф за несвоевременную сдачу нужно оформлять вне рамок «камералки».

Кроме того, за опоздание с представлением налоговых расчетов, сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности полагается административное наказание по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Наводим порядок в налоговом учете

Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/ расчеты не нужн Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.

Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм

  • доначисленного налога на прибыль/ налога при УСН/ ЕНВД/ НДФЛ;
  • пеней и штрафов.

А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:

  • организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
  • предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
  • организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого

Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:

  • НДС, который вы не начислили при реализации.

По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расхода Ведь получается, что этот НДС:

  • покупателю не выставлялся/ не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
  • исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.

Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;

  • входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
  • по дефектному счету-фактуре;
  • по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
  • превышения норматива «прибыльных» расходов.

Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/ налоговый перио А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;

  • НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
  • вы передали имущество в качестве вклада в уставный капита
  • НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого аванс
Читайте так же:  Кнп административный штраф казахстан

Налоговики теперь реже выезжают. Но несмотря на это, сумма доначислений только растет

Можно учесть в прочих расходах на дату вступления в силу решения по проверке:

  • восстановленный налоговиками НДС во всех случаях, кроме двух вышеуказанны
  • принятый к вычету входной НДС, который надо было учесть в стоимости товаров, работ, услуг (кроме ОС и НМА), при условии, что сама стоимость уже учтена в расхода Если же стоимость товаров (работ, услуг) еще не включена в расходы, тогда на НДС надо увеличить стоимость этих товаров (работ, услуг).

Если же вы приняли к вычету НДС, который нужно было учитывать в стоимости ОС/ НМА, тогда вам нужно включить его в их первоначальную стоимост После этого надо доначислить амортизацию с даты введения ОС/ НМА в эксплуатацию до даты вступления в силу решения по проверке. И эту сумму амортизации единовременно включить в прочие расходы.

Если организация не согласна с решением налоговиков по проверке и намерена его обжаловать в УФНС или в суде, тогда все доначисления в бухгалтерском и налоговом учете надо делать на дату вступления в силу решения по жалобе (в том числе апелляционной) или решения суда. Но поскольку процесс обжалования может затянуться на длительный период (особенно при оспаривании в суде), то сумму доначисленных налогов в бухучете можно отразить как оценочное обязательство: Дт 91, субсчет 2 «Прочие расходы», – Кт 96 «Резервы предстоящих расходо При этом не забудьте в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах в таблице 7 отразить информацию об оценочном обязательств

Источник:

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.
Читайте так же:  За что фсб может наложить административный штраф

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Источник:

Рекомендации ФНС по проведению камеральных проверок: что полезно знать бухгалтеру

Федеральная налоговая служба разработала рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок и направила документ во все территориальные ИФНС (письмо от 16.07.13 № АС-4-2/12705). В рекомендациях изложены правила и ограничения, которых инспекторы должны придерживаться при проведении «камералок». Налогоплательщикам тоже полезно знать эти правила, чтобы в случае их несоблюдения защитить свои права.

Наводим порядок в бухучете

Даже если организация не согласна с решением ИФНС и собирается его оспаривать (в том числе в суде), лучше сначала уплатить все доначисленные налоги. Ведь если вам удастся отстоять доначисления (полностью или частично), вы потом вернете уплаченные в бюджет суммы или зачтете их в счет будущих платежей. А вот пени начисляются до тех пор, пока за вами числится недоимка по налогу (если только суд не отменит суммы доначислений полность Так что чем раньше вы рассчитаетесь с бюджетом, тем меньшую сумму пеней вам придется уплатить.

Многие бухгалтеры задают вопрос, нужно ли отражать в бухучете доначисленные налоги по итогам камеральных и выездных налоговых проверок с применением ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», то есть в зависимости от даты утверждения бухотчетности и от существенности ошибки. Или же можно ПБУ не применять, а отражать все доначисления текущим периодом на дату вступления в силу решения по проверке, поскольку организация считает, что она все операции ранее отражала правильно.

Вот что по этому поводу думают аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ В силу п. 2 ПБУ ошибкой признается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухотчетности организации. Это означает, что любое неправильное отражение операций на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» является бухгалтерской ошибкой.

Как указано в ПБУ, ошибка может быть обусловлена, в частности: неправильными классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности; неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухотчетности, и т. д.

То есть если происходит доначисление налога, значит, организация все же нарушила положения налогового законодательства (по крайней мере, либо она не оспаривала мнение налогового органа, либо суд ее не поддержал). Поэтому можно говорить о неправильных действиях бухгалтера при отражении налога в проверяемом периоде.

Можно, конечно, пытаться апеллировать к фразе «Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельност Но это означает, что на момент проведения проверки и признания налогового нарушения существуют новые требования налогового законодательства, которые организация не применяла и не могла применить при формировании деклараций в проверяемых периодах, чего быть никак не может. Подчеркнем, что ошибкой является любое неправильное отражение операций в учете и отчетности, даже если бухгалтер (физическое лицо) чего-то не знал. Суть в том, что организация в целом имела (опять же по мнению налогового органа) всю информацию для правомерного формирования налоговых баз и сумм налогов.

Читайте так же:  Через сколько сгорает административный штраф

Таким образом, ответ только один — бухгалтерские записи и действия должны выполняться строго по нормам ПБУ иначе это тоже станет бухгалтерской ошибко

При отражении в бухучете доначислений по налоговой проверке датой обнаружения ошибки будет считаться дата вступления в силу решения по проверке, на которую и надо сделать все исправительные проводки. А кроме того, на порядок отражения записей по счетам также будет влиять такой критерий, как существенность ошибки.

Как правило, налоговые проверки проводятся за предыдущие годы и на дату вступления в силу решения по проверке бухгалтерская отчетность за эти годы уже утверждена.

Если ошибка несущественная и она затронула финансовый результат, тогда используется счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», и все исправительные проводки делаются на дату обнаружения ошибки без ретроспективного пересчет

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или вместе с другими ошибками за тот же период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухотчетности этого периода. Критерий существенности организация определяет сама и утверждает его в учетной политик

Если ошибка существенная и она затронула финансовый результат, то в этом случае всегда затрагивается счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и делается ретроспективный пересчет ошибочных показателей бухотчетности за прошлые Но это происходит только в том случае, если доначисления по проверкам очень большие.

Лишь малые предприятия, которые имеют право составлять упрощенную бухотчетность, могут исправлять существенные ошибки так же, как и несущественные, в периоде обнаружения и не делать ретроспективный пересче

Далее мы рассмотрим порядок отражения доначислений по налоговой проверке, когда они не признаются существенной ошибкой. В этом случае все исправительные записи надо сделать в текущем периоде на дату вступления в силу решения по проверке. Причем отражение сумм в учете будет зависеть от вида доначислений и их причины.

Вид операции Дт Кт
Доначислены налоги, которые учитываются в расходах при налогообложении: налог на имущество, транспортный, земельный налоги 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы») 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет по соответствующему виду налога
Счет 91 используется, когда отчетность за год, в котором выявлены нарушения (не были начислены налоги), на дату вынесения решения уже подписана
Доначислены налог на прибыль/ налог при УСН/ ЕНВД 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Начислены штрафы и пени по налогам 99 «Прибыли и убытки» 68, субсчет по соответствующему виду налога
Доначислен НДФЛ, который можно удержать из доходов работника 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»
Удержан НДФЛ из выплат работнику 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Проводки по отражению в учете доначисленного НДС приведем в отдельной таблице.

Как выявляют несвоевременно сданную отчетность

В каждой инспекции установлена автоматизированная информационная система, где формируется перечень обязательств всех налогоплательщиков, которые находятся на учете в данной ИФНС. В этом перечне значатся все декларации и прочие отчеты, которые должен сдавать тот или иной налогоплательщик.

Инспекторы обязаны следить за тем, чтобы информация в перечне всегда была актуальной. Для этого налоговикам нужно своевременно заносить данные о переходе налогоплательщика с одного налогового режима на другой, об изменениях налогового законодательства и проч. В итоге в перечне не должно быть деклараций по налогам, от которых компания или предприниматель освобождены в связи с переходом на спецрежим. Также в перечне не должны значиться декларации по НДС для налогоплательщиков, которые получили освобождение по статье 145 НК РФ.

Ответственность за несвоевременную сдачу деклараций

В случае несвоевременного представления декларации налогоплательщика могут оштрафовать по пункту 1 статьи 119 НК РФ. Применить предусмотренный этой нормой штраф инспекторы не вправе без проведения камеральной проверки. И даже если несвоевременная отчетность — это единственное нарушение, выявленное в ходе «камералки», налоговики обязаны составить акт и вынести решение в соответствии со статьей 101 НК РФ.

Иначе обстоит дело с несоблюдением порядка сдачи деклараций в электронной форме. (Напомним, что с 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через спецоператора. О функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз»). Для компаний и предпринимателей, которые обязаны отчитываться в электронном виде, но сдали декларацию на бумаге, предусмотрена санкция по статье 119.1 НК РФ. Эта санкция применяется вне рамок камеральной проверки. Нарушение фиксируется в акте и решении, которые составляются в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеют отношения к «камералке».

Но может случиться так, что налогоплательщик одновременно допустит два нарушения: сдаст декларацию позже срока и проигнорирует требование о сдаче отчетности в электронном виде. Тогда фискалы вправе применить обе санкции — по статье 119 НК РФ и по статье 119.1 НК РФ — в рамках камеральной проверки.

Добавим, что за несоблюдение сроков сдачи деклараций установлена не только налоговая, но и административная ответственность по статье 15.5 КоАП РФ.

Какие документы инспекторы вправе истребовать у налогоплательщика

До 1 января 2014 года

Налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие право на льготы по уплате налогов либо право на вычет по НДС в случае, если в декларации заявлена сумма к возмещению. Плюс к этому инспекторы могут истребовать документы, которые налогоплательщик должен был приложить к декларации, но не сделал этого (см. табл.). Наконец, фискалам разрешено истребовать любые документы, на основании которых исчисляются налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Учет и отчетность налоговых проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here