Требование признать ненормативный правовой акт недействительным

Важный материал по теме: "Требование признать ненормативный правовой акт недействительным" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Содержание

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ в статью 199 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2008 г.

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 199 АПК РФ

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Источник:

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ в статью 199 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2008 г.

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 199 АПК РФ

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 настоящего Кодекса, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Источник:

Требование признать ненормативный правовой акт недействительным

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

Читайте так же:  Ип малый бизнес налоги

3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Источник:

Решение, оформленное НеНПА, признается незаконным или недействительным?

Согласно ст. 198 АПК заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Как правило, решения оформляются в форме ненормативных правовых актов. Например, в силу п. 7 ст. 101 НК по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение. В соответствии со ст. 137 НК каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В ст. 21 НК указано, что налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие закону (пп. 11 п. 1); на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1).

На основании п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Пункт 3 части 5 ст. 201 АПК обязывает указать в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо.

В пункте 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017г., вообще указано, что «считая данное решение незаконным, заказчик обратился в суд с заявлением о признании его недействительным».

Известна позиция, что судебные акты арбитражных судов в силу ст. 2 АПК о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Т.е. суд не может принять решение за орган, обязать орган принять определенное решение, даже просто обязать принять решение суд может только при оспаривании незаконного бездействия.

Если орган не бездействовал, а принял незаконное решение, правильным вариантом будет требовать признания решения, оформленного ненормативно-правовым актом, недействительным?

Источник:

Образец Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, как написать +пример

Пояснительная записка к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным

Существуют строго регламентируемые нормы и требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, а так же к решению действий или бездействий признанными незаконными.

Такие требования прописаны в статье 199 АПК РФ «Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными». Если такие требования указанные в данной статье, то действия квалифицируются по статье 128 АПК РФ, согласно которых судья оставляет заявление без рассмотрения. Такие заявления, оставленные без движения возвращаются заявителю согласно статьи 129 АПК РФ.

Используемые законодательные акты:

  1. Арбитражно процессуальный кодекс РФ
  2. Гражданский кодекс РФ
  3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным:

· При подаче заявления необходимо оплатить государственную пошлину, которая составляет для физ лиц 100 руб, для юридических лдиц 2000 руб.

· Одновременно с заявлением возмодна подача ходотайства об остановке действий оспариваемого ненормативного акта.

В заявлении необходимо указать:

  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
    В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя.
  • К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
  • К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу — исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

Подача заявления

Законом определены четкие требования к форме и порядку подачи искового заявления о признании акта недействительным. Обязательным условием является оплата госпошлины. Ее размер составляет для граждан 100 руб., для организаций 200 руб. Образец искового заявления о признании акта недействительным можно найти в интернете или взять у юриста. Документ должен содержать:

  • полное название органа МСУ, государственной власти или данные должностного лица, издавшего документ;
  • дату регистрации, номер;
  • перечень прав, нарушенных нормативным решением;
  • законодательные нормы, которым противоречит оспариваемый документ;
  • требование о признании правового акта незаконным.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
  4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
  5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.
Читайте так же:  Копия апелляционной жалобы по административному делу

Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

Образец Заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, пример

В Областной Тюменский арбитражный суд

Адрес: г Тюимень, Ленина, 78

Заявитель: ИП Белов А.А.

Адрес: г Тюмень, калинина, 34

ИФНС России по г. Тюмени №4

Адрес: г. Тюмень, ул Товарное шоссе 15

Заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа

По результатам камеральной налоговой проверки декларации по Единому налогу на вмененный доход по отдельным видам деятельности за период с 01.07.2010 г. ИФНС России по г Тюмени №4 были выявлены недоимки по ЕНВД. В результате этого были приняты решение N 234/432 от 01.10.2010г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ и заключающегося в неполной уплате сумм налога, с назначением наказания в виде штрафа в размере 520руб от недоучтенной сыммы, и решение N 542/198 от «10.10.2010г., на основании которого заявителю был доначислен налог по ЕНВД в размере 2600 руб.

Заявитель считает, что решения заинтересованного лица N 234/432 от 01.10.2010г. г. и N 542/198 от «10.10.2010г г. в полном объеме не соответствуют Налоговому кодексу РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в том числе:

Сумма недоимки расчитана с преувеличением в два раза, что доказывает корректирующая декларация за третьи квартал 2010 года по налогу на вмененный доход для отдельных видоа деятельности.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 198 — 199 АПК РФ, ст. ст. 122 НК РФ НК РФ,

1. Признать недействительным в части объема решение N N 234/432 от 01.10.2010г. г. и N N 542/198 от «10.10.2010г г. ИФНС России по г Тюмени №4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

  1. Копия квитанции, подтверждающей отправку заинтересованному лицукопии заявления.
  2. Платежное поручение по уплате госпошлины.
  3. Копии документов, подтверждающих требования Заявителя.
  4. Копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  5. Копия Акта камеральной налоговой проверки N 123/01 от «01.10.2010 г.
  6. Копия решения N 234/432 от 01.10.2010г. г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  7. Копия решения N 542/198 от «10.10.2010г о доначислении сумм налога и пени.
  8. Доверенность представителя (если заявление подписано представителем).
Видео (кликните для воспроизведения).

Заявитель (представитель Заявителя) _____________ИП Белов А.А.

Источник:

О признании недействительными ненормативных правовых актов

В настоящее время в российском законодательстве можно относится к довольно развитым, оно широко охватывающим все сферы общественных отношений. Однако все же пробелы в законодательстве неизбежным. Причин для этого много, к ним можно отнести: устаревание законодательства; упущение, в следствии не охватывается какая-либо ситуация или группа ситуаций; юридико-технические ошибки и др.

На органы судебной власти ложится ответственность за разрешение ситуаций, возникающих в результате таких пробелов.

Арбитражными судами рассматриваются дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе и об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).

В статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (абз. 9 п. 2) к подведомственности арбитражных судов отнесены, в частности, споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Это акт имеющий индивидуальный характер, то есть в отличии от нормативного акта, устанавливать, изменять и отменять права и обязанности конкретных лиц.

Ненормативный правовой акт может быть в форме указа, постановления, решения, распоряжения, приказа и др.

Сторонами в деле о признании недействительности ненормативного акта, как и в любом гражданско-правовом деле являются истец и ответчик.

Истцы – организации или граждане, предъявляющие в своих интересах или в интересах которых был предъявлен иск. В деле о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов истцами являются лица, чьи права и интересы нарушаются соответствующим ненормативным актом. так же истцом могут выступать прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

Ответчиками становятся органы, которыми был принят ненормативный акт, нарушающий законные права и интересы указанных в деле лиц. Например, налоговые, таможенные органы, Банк России, Мингосимущество России, органы валютного и экспертного контроля и др.

В делах о признании недействительности ненормативных актов имеется ряд особенностей, в частности согласно статье 14 АПК РФ данные дела рассматриваются судом коллегиально. Это означает, что в состав суда должны входить трое или иное нечетное количество судей.

Читайте так же:  Права обвиняемого потерпевшего свидетеля

При рассмотрении дела арбитражным судом исследуются представленные сторонами доказательства. Согласно статье 53 АПК РФ ответчик обязан доказать обстоятельство, послужившее основанием для принятия акта и то что оно, принятии, возлагается на данный орган.

В свою очередь истец должен доказать факт нарушения своих законных прав и интересов. Если в ходе судебного разбирательства не будет обнаружено нарушение прав и интересов истца, то арбитражный суд не в праве выносить решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

Решение арбитражного суда должно быть представлено в письменном виде и подписано всеми судьями, участвующими в деле. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, установленных в статье 127 АПК РФ.

Согласно статье 135 АПК РФ решение Арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, однако решение о признании недействительности ненормативного акта государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежит немедленному исполнению.

На практике исковые требования о признании недействительными ненормативных актов наиболее часто вытекают из налоговых правоотношений и относятся к актам государственных органов, наделенных правом взыскивать налоги (сборы) в безакцептном порядке и правами по осуществлению налогового контроля в целом. Такими правами действующее законодательство наделяет, в первую очередь, налоговые органы (к которым ст. 9 НК РФ относит Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации). В пределах своей компетенции соответствующими полномочиями пользуются также органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы (статьи 9, 45, 82 и некоторые другие нормы НК РФ).

В заключение следует сказать, что подавая в арбитражный суд исковое заявление о признании недействительным ненормативного акта, истец обращается за гарантированной ему государством защитой нарушенного права. При этом для него не имеет значения то обстоятельство, кем именно подписан обжалуемый акт. Существенным в подобной ситуации является лишь факт нарушения его законных прав и интересов ненормативным актом, который он и требует признать недействительным (на основании его несоответствия закону). Поэтому представляется, что ненадлежащее оформление ненормативного акта (подписание его не управомоченным на это лицом) не только ни в коей мере не должно ограничивать право истца на оспаривание его в суде, но и само по себе может и должно являться основанием для удовлетворения исковых требований и признания такого акта недействительным.

Источник:

О признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов

Дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов относятся к числу дел по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений.

Предметом рассмотрения в арбитражном суде по данной категории дел являются конфликты публично-правового характера, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношении субординации, т.е. власти и подчинения. Задачей суда здесь является разрешение спора о законности правового акта или действия властного органа (должностного лица).

В этой связи при рассмотрении данной категории арбитражных дел многие институты искового производства действуют с некоторыми ограничениями: не может предъявляться встречный иск, не допускается передача дела на разрешение третейского суда, существенные особенности имеют примирительные процедуры, обеспечительные меры и т.д.

Однако, необходимо иметь в виду, что глава 24 АПК не допускает оспаривание правовых актов, решений и действий органов управления хозяйственных обществ и иных организаций, например решений общего собрания, совета директоров или правления акционерного общества, поскольку такие споры носят не публичный, а частный, гражданско-правовой характер и поэтому подлежат рассмотрению по правилам искового производства

Обратиться в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного правового акта недействительным, могут следующие лица: граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если по их мнению указанный ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не отвечают требованиям законодательства и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Органы прокуратуры, государственные органы и органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта рассматриваются в арбитражном суде, только если их рассмотрение не отнесено к подведомственности других судов.

Понятие ненормативного акта

Ненормативным признается решение, выносимое муниципалитетами, органами государственной власти и отдельными должностными лицами. Эти субъекты обладают правом принимать решения, устанавливающие правила, запреты или иные действия по отношению к отдельному гражданину, группе лиц и организации (например, обществу с ограниченной ответственностью).

Изначально ненормативным актам отводилась значимая роль. Они являлись инструментом регулирования гражданских правоотношений при невозможности полноценного использования закона. На деле это вылилось в ущемление интересов граждан, поскольку чиновники на местах выносили решения, идущие вразрез с действующим законодательством. Следовательно, признание недействительным ненормативного правового акта является способом установления справедливости.

Действие незаконных актов

Полномочия органов власти, наделенных правом принимать соответствующие решения, приводит к изначальной презумпции законности актов. Все принимаемые решения, если только они прямо не противоречат законодательным нормам, являются обязательными и законными. Признание акта недействительным происходит только в судебном порядке. Действие незаконных актов в части нарушения действующего законодательства разделяется на две группы:

  1. Явные нарушения, что выражается в прямом несоответствии общим нормам. Признание акта недействительным осуществляется прямым сравнением текста документов.
  2. Скрытые. Завуалированное несоблюдение правовых норм сложнее поддается выявлению.

Действие подобного решения проявляется в существенном ущемлении законных прав, как граждан, так и компаний. Однако следует разделять степень ущерба, который причиняется исполнением незаконного решения. Вредность приказа руководителя о наложении штрафа намного ниже, чем запрет на трудоустройство отдельных категорий граждан. Признание ненормативных актов недействительными является способом восстановления правовой и социальной справедливости.

Физические лица, не являющиеся предпринимателями, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в следующих случаях:

  • по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
  • по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.
Читайте так же:  Административные штрафы налог на прибыль

Ответчиками являются органы, которые приняли ненормативный акт, нарушающий права и законные интересы конкретных лиц. В качестве ответчиков могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления или местная администрация

В судебном заседании принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего оспариваемый акт, либо должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, кроме того, в заседании вправе участвовать их представители. Если же к моменту судебного заседания указанный орган ликвидирован или реорганизован, или должностное лицо уже не занимает прежнюю должность, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле органы, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав заявителя. Так же в некоторых случаях для участия в деле могут быть привлечены иные заинтересованные лица, например организации и граждане, права и законные интересы которых могут быть затронуты судебным решением. К примеру, по делу о признании недействительным акта регистрации прав на недвижимое имущество (при отсутствии спора о праве) в качестве заинтересованного лица может быть привлечен отдел федеральной регистрационной службы

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд проверяет и оценивает представленные сторонами доказательства.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. При этом именно государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязано доказать законность оспариваемых актов, решений, совершения действий или бездействия.

Однако очевидно, что, в свою очередь, лицо, которое обратилось в суд с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственных и иных органов, должно представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов.

Для признания недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, необходимо чтобы он одновременно не соответствовал действующему законодательству, и нарушал гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием

Если ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону и при этом нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, арбитражный суд должен удовлетворить заявленные требования признать такой акт полностью или частично недействительными, а решение или действие (бездействие) незаконными.

Источник:

Как обжаловать ненормативный правовой акт

​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
  3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

Судебное обжалование

При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

Источник:

К вопросу о моменте признания недействительным ненормативного правового акта

По общему правилу в случае признания нормативного акта противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу суд признаёт этот нормативный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (статья 215 КАС РФ). Хотя и с этим можно поспорить поскольку пункт 4 статьи 215 КАС РФ, предусматривает, что в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании нормативного акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное правило применяется к актам, обладающим нормативными свойствами, содержащим разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, которые признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия, на что прямо указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Однако закон прямо не регулирует вопрос о том с какого момента считать недействительным ненормативный правовой акт, признанный таковым судом. Отсутствие прямого указания в законе даёт повод административным органам в досудебных спорах с предпринимателями утверждать, что недействительными их решения становятся со дня вступления в силу решения суда.

Читайте так же:  Реализация имущества налог на прибыль

Опыт общения с государственными органами в подобной ситуации и необходимость каким-либо образом возражать против доводов: «в законе же не написано», привели к построению аргументации через обращение к судебной практике. Подборкой судебных актов делюсь в настоящей публикации.

Результат изучения судебной практики показал, что арбитражные суды придерживаются той позиции, что ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным, в частности изложенная позиция поддержана в следующих судебных актах:

  1. Постановление Верховного Суда РФ от 17.10.2016 №309-АД16-10395 по делу №А60-16466/2015;
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.11.2018 №Ф01-5167/2018 по делу №А79-892/2018;
  3. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2017 №Ф01-2485/2017 по делу №А31-10870/2015;
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.10.2015 №Ф05-12462/2015 по делу №А40-168891/2014;
  5. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 №Ф05-12468/2015 по делу №А40-168864/2014;
  6. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2018 №Ф07-8443/2018 по делу №А56-75875/2017;
  7. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2018 №Ф09-4666/18 по делу №А60-8458/2018.

Источник:

Основания для признания недействительными ненормативных актов

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17 марта 2009 г. по делу N А57-5194/2008 указал, что ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону, иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Признавая законным решение об отказе заявителю в отмене ненормативного акта, ФАС указал на следующие обстоятельства. Заявителем не представлено доказательств, указывающих на то, какие именно права или законные интересы юридических лиц нарушены оспариваемым ненормативным актом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены какие-либо обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме этого, не имеется второго существенного основания для отмены оспариваемого ненормативного акта в связи с тем, что он вынесен в полном соответствии с законодательством, заключил ФАС.

Источник:

Признание недействительным правового акта

Добавлено в закладки: 0

Одним из принципов существования правового государства является соблюдение законности прав граждан. Но в реальности нередко происходит нарушение закона в части издания противоречащих правовых документов. Признание недействительным правового акта – возможность восстановить справедливость, если подзаконная норма идет вразрез с действующими правами.

Порядок защиты прав

Каждый может подать иск о признании акта недействительным (ст.46 Конституции). Также признание недействительным акта государственного органа может происходить в административном порядке (ст.11 ГК РФ). Признание акта недействительным – это один из методов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ).

Поскольку нормативные и ненормативные документы направлены на реализацию прав, то логично, что правила и порядок признания актов недействительными регулируется гражданским законодательством. Решение о признании недействительным нормативного акта принимает суд (ст.13 ГК РФ). При исполнении судебного решения происходит восстановление нарушенного права одним из предусмотренных законом способов. Основания для признания акта недействительным бывают двух типов:

  • подтверждение факта несоответствия акта законодательству;
  • нарушение интересов участника гражданских правоотношений.

Подсудность дел по признанию нормативного акта недействительным определяется процессуальным законодательством. Слушанием дел занимаются суды общей юрисдикции и арбитражный суд.

Практика признания ненормативных правовых актов недействительными (например, в земельном праве) демонстрирует формальность многих судов при установлении подведомственности. Решение выносится исходя из должности лица, подписавшего спорный документ.

Гражданин сам выбирает формы отстаивания собственных прав. Существует возможность обращения к исполнительной власти, которая наделена полномочиями на осуществление процедуры признания вынесенной нормы нелегитимной или недействующей. Однако это не мешает одновременно подавать в суд заявление о признании акта недействительным.

Рассмотрение дел в рамках гражданского процесса осуществляется согласно ГПК РФ. Арбитражное слушание проходит с учетом требований АПК РФ.

Если государственные способы защиты права исчерпаны, гражданин может пожаловаться в Европейский суд по правам человека. Признание правового акта недействительным по решению международного суда выносится только при подтверждении факта невозможности исполнения правосудия на территории страны.

Последствия признания акта недействительным состоят в возникновении прецедента, направленного на невозможность применения документа в будущем. В соответствии с ГК РФ гражданин также вправе претендовать на возмещение ущерба (взыскание неустойки), если дело касается экономической направленности.

Частные случаи

Говоря о признании нелегитимным нормативно правового акта ошибочно учитывать только законодательные решения. Существует большой список ненормативных документов, которые можно оспаривать. Частным случаем является признание акта проверки недействительным, например, при осуществлении мероприятий со стороны ФМС, ФНС, ПФР или ФСС. Основания для подачи искового заявления или жалобы:

  • отсутствие уведомления о проведении процедуры;
  • несоблюдение требований по срокам уведомления юридического лица;
  • привлечение лиц, которые не аккредитованы для проведения проверок;
  • изъятие документов, не относящихся к сути мероприятия;
  • превышение установленных сроков;
  • отсутствие акта проверки с результатами ее проведения.

Весь набор материалов, получаемых в ходе проведения процедуры проверки с нарушением действующего законодательства, будет являться доказательством в суде.

Суды чаще всего слушают дела о признание одностороннего акта недействительными при строительных спорах. Правовой основой для признания акта выполненных работ недействительным по договору строительного подряда служит факт выполнения/невыполнения установленных условиями соглашением обязательств.

Также актуальны споры о признания акта приема-передачи квартиры недействительным. Подобная ситуация возникает при подписании документа до фактической передачи результатов, когда заказчик произвел оплату, исполнитель подписал акт, но фактической передачи объекта не было. Обращение в суд для признания акта приема передачи недействительным будет целесообразным также при отсутствии договора. Так как акт не является сделкой, что влечет отсутствие юридически значимых последствий.

Если документ является единственным и содержит все существенные требования и подписывается компетентными лицами, то тогда он является выражением волеизъявления сторон. Следовательно, подтверждает факт сделки и ее исполнения. Иначе, при обращении в суд документ будет лишь одним из доказательств правоты истца или ответчика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Требование признать ненормативный правовой акт недействительным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here