Способы пресечения административных правонарушений

Важный материал по теме: "Способы пресечения административных правонарушений" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Административная деятельность полиции

Меры, направленные на пресечение административного правонарушения

К числу применяемых должностными лицами полиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленных на пресечение административного правонарушения, относятся: (1) отстранение от управления транспортными средствами, (2) запрещение эксплуатации транспортного средства, (3) задержание транспортного средства.

Основания и порядок применения таких мер, как отстранение от управления транспортными средствами и запрещение эксплуатации транспортного средства, задержание транспортного средства (п. 21 ст. 13 Закона «О полиции»), определены соответственно ч. 1—5 ст. 27.12 КоАП РФ и ч. 2—5 ст. 27.13 КоАП РФ. Перечисленные меры применяются главным образом для прекращении обнаруженного административного правонарушения, а не для обеспечения разбирательства с правонарушителем. Об этом убедительно свидетельствуют сроки применения этих мер. Задержание транспортного средства (ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ) применяется до устранения причины задержания, запрещение эксплуатации транспортного средства (ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ) применяется до устранения причины запрещения его эксплуатации в порядке, установленном Правительством РФ.

Данные меры административного пресечения включены в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку применяются в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении, однако они преследуют не процессуальные цели, а непосредственно предотвращение административного правонарушения.

Отстранение от управления транспортным средством. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Так же лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в порядке, определяемом Правительством РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основаниями отстранения от управления транспортным средством являются: (1) достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения; (2) совершение лицом одного из указанных в ч. 1 ст. 27.12 КоАП № административных правонарушений. Первое основание является предположительным, поэтому отстранение от управления транспортным средством закон связывает с направлением на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Вторым основанием отстранения от управления транспортным средством является совершение следующих административных правонарушений: управление транспортным средством без документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ);

управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ); управление транспортным средством без права управления транспортным средством или будучи лишенным его (ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ). Заметим, что отстранять от управления транспортными средствами на воде вправе речные судоходные инспекции, государственные инспекции по маломерным судам за управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном (ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ), и другие уполномоченные органы.

Рассматриваемая мера обеспечения производства применяется сотрудниками полиции как в целях пресечения правонарушений, так и в целях обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Применяя указанную меру, госавтоинспектор пресекает правонарушение и одновременно способствует всестороннему и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.

Отстранение лица от управления транспортным средством осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения.

Применение данной меры обеспечения производства соответствующее должностное лицо ОВД оформляет протоколом, который подписывается как самим сотрудником, так и лицом, в отношении которого применена указанная мера, в присутствии двух понятых. В случае если водитель транспортного средства отказывается от подписи в протоколе, то в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена рассматриваемая мера.

Задержание транспортного средства. Это временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (специализированная стоянка).

Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о задержании транспортного средства по форме, утвержденной приказом МВД России от 19 марта 2004 г. № 187 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759». Копия протокола о задержании транспортного средства вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении.

При нарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.19 и ст. 12.26 КоАП РФ, в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения наземное транспортное средство помещается на ближайшую специализированную стоянку.

При нарушениях, предусмотренных ч. 2 с. 12.5 КоАП РФ, одновременно запрещается эксплуатация наземного транспортного средства.

Задержанное наземное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства.

Запрещение эксплуатации наземного транспортного средства. Осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ. При запрещении эксплуатации наземного транспортного средства государственные регистрационные знаки подлежат снятию.

О запрещении эксплуатации наземного транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол по форме, устанавливаемой соответственно МВД России и Министерством сельского хозяйства РФ.

После устранения причины запрещения эксплуатации наземного транспортного средства оно допускается к эксплуатации, при этом владельцу наземного транспортного средства (его представителю) возвращаются государственные регистрационные знаки.

Временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Читайте так же:  Налог истек срок исковой давности

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом ОВД, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток.

Источник:

Административная деятельность полиции

Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения

Под мерами административного предупреждения (административно- предупредительными мерами) понимаются установленные законом способы, приемы и действия, состоящие во вторжении в сферу прав и свобод конкретного лица и направленные на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение (исключение возможности совершения) правонарушений, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, а также на минимизацию вреда, который может быть причинен в результате противоправного поведения человека или при возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного или техногенного характера.

По целям применения эти методы можно подразделить на две подгруппы.

Меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления вреда. Это меры, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

1. Проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию (п. 2).

2. Удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов противоправного деяния (п. 7).

3. Вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений (п. 12).

4. Осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств 1 Часть 1 ст. 27.7 и ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ определяют понятия досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства как обследование соответственно вещей и транспортного средства, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, метрополитене (п. 16).

5. В целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории проведения мероприятия 2 В данном случае речь идет не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании) лиц и находящихся при них вещей, но и, например, об открытии сумок, пакетов в целях обнаружения предметов и веществ, запрещенных к проносу в места проведения мероприятий (оружие, взрывчатые, ядовитые вещества, колющие, режущие предметы, стеклянная посуда, горны и иные предметы, создающие шум). (п. 18).

6. Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях (п. 20).

7. Временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения (п. 20).

8. Проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов и ряд иных действий (п. 27).

9. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки (п. 37).

Полиция также имеет право:

  1. входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечения преступления; установления обстоятельств несчастного случая (ст. 15 Федерального закона «О полиции»);
  2. проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий и др. (ст. 16 Федерального закона «О полиции»). Также данная мера может применяться, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом. При этом полицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения.
Читайте так же:  Сроки применения административного задержания

Меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений. Административно-предупредительные меры, относящиеся ко второй подгруппе:

  1. контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно (п. 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции»);
  2. приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, которое производится органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности, а также аннулирование выданных разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение гражданского и служебного оружия (п. 23 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Методы административного пресечения

Под мерами административного пресечения, применяемыми в административной деятельности полиции, следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства психического или физического воздействия, применяемые сотрудниками полиции для прекращения объективно противоправных уголовно или административно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем прямого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Суть мер административного пресечения состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок 3 См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 137. .

Меры административного пресечения в зависимости от способа воздействия подразделяются на общие (обычные) и специальные (особые).

К общим мерам административного пресечения относятся:

  1. требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции (п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»);
  2. отстранение от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных КоАП РФ (п. 21 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ч. 1—5 ст. 27.12 КоАП РФ) 4 Сотрудники полиции вправе отстранять от управления транспортным средством лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также при совершении водителем ряда административных правонарушений (например, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ). ;
  3. задержание транспортного средств (п. 21 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ч. 1, 3—5 ст. 27.13 КоАП РФ);
  4. запрещение эксплуатации транспортного средства (п. 21 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» и ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ);
  5. изъятие предметов, средств и веществ при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения (п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Специальные меры административного пресечения :

  1. применение физической силы;
  2. применение специальных средств;
  3. применение огнестрельного оружия.

Отличительные черты, позволяющие выделить специальные меры

административного пресечения в особую группу мер, следующие:

  1. необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом совершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчиниться законным требованиям сотрудника полиции;
  2. цель их применения — прекращение противоправного деяния;
  3. их применение имеет вынужденный характер, состоит в прямом физическом воздействии прежде всего на правонарушителя, связано с причинением боли, телесных повреждений, которые могут повлечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правонарушителя;
  4. применение регламентируется как административно-правовыми нормами, устанавливающими условия, основания и порядок их применения, так и нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Источник:

Административная деятельность полиции

Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Отсутствие единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения, обусловило существование различных систем и классификаций мер административного пресечения, соответствующих различным точкам зрениям и подходам.

Анализ административного законодательства, регламентирующего применение мер административного пресечения, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система мер административного пресечения, учитывающая такие факторы, как:

  1. степень самостоятельности (автономности) мер административного пресечения;
  2. методы воздействия, лежащие в их основе;
  3. характер объектов воздействия;
  4. характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер.

В соответствии с этими признаками меры административного пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность могут быть классифицированы по четырем самостоятельным группам:

по степени соподчиненности — самостоятельные (официальное требование о прекращении правонарушения) и вспомогательные (административное задержание, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

по методам воздействия — средства психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

по объектам воздействия — меры личностные (доставление, административное задержание, ограничение передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) и имущественные (приостановление работы объекта разрешительной системы и др.);

по характеру сферы воздействия — меры пресечения общего назначения (доставление, административное задержание и др.) и меры специального назначения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Предлагаемая классификация позволяет, на наш взгляд, понять и уяснить сущность мер административного пресечения и, что самое главное, применять их в соответствии с действующим законодательством и реальной обстановкой.

Как уже отмечаюсь, меры административного пресечения содержатся в многочисленных нормативных правовых актах, что создает определенные сложности для правоприменителя и в конечном итоге не способствует обеспечению законности и правопорядка в сфере государственного управления. Среди действующих правовых актов один из самых крупных, закрепляющих достаточно полную систему мер административного пресечения, применяемых как к индивидуальным, так и коллективным субъектам административного права, — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, Кодекс закрепляет следующую систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемых в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации: арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод. Некоторые из перечисленных мер, будучи мерами пресечения, в то же время служат обеспечению производства по делу об административном правонарушении, иные являются только мерами обеспечения производства, например досмотр, осмотр, изъятие документов и др.

Читайте так же:  Аэс загрязнение окружающей среды

Следует отметить, что закрепленные в КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении преследуют разные цели, в общем плане они направлены на обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. Каждая из этих административно-правовых мер занимает важное место в деле охраны прав и законных интересов личности 1 Тюрин В.А., Куракин А.В. Меры административного пресечения // Юрист. 2001. № 10. .

Так, согласно ст. 27.2 КоАП РФ доставление, т.е. принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п. 8 и 10.1 данной части статьи, орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами ОВД (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. I ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ ОВД (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение ОВД (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Важнейшими актами применения мер административного пресечения являются: протокол об административном правонарушении, в который заносятся сведения о применении мер административного пресечения и рапорт о применении некоторых мер административного пресечения (например, рапорт о применении сотрудником полиции огнестрельного оружия) 2 Кареева-Попелковская К.А. Акты реализации мер административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 39-48. .

Источник:

Меры административного пресечения, применяемые полицией

Если административно-предупредительные меры применяются в це­лях предупреждения возможных правонарушений, предотвращения насту­пления каких-либо вредных последствий, то реально начавшееся правона­рушение требует немедленного вмешательства полиции и применения мер административного пресечения для его прекращения. Такими действиями могут быть запрещение эксплуатации объектов разрешительной системы, применение специальных средств принуждения, огнестрельного оружия и другие. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Под мерами административного пресечения, применяемыми в адми­нистративной деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, следу­ет понимать предусмотренные нормами административного и администра­тивно-процессуального права юридические способы и средства психиче­ского или физического воздействия, применяемые сотрудниками полиции для прекращения объективно противоправных уголовно или администра­тивно наказуемых деяний на месте и во время их совершения, путем пря­мого вмешательства в действия (деятельность) нарушителя.

Меры административного пресечения в зависимости от способа воз­действия подразделяются в свою очередь на общие (обычные) и специаль­ные (особые).

К мерам административного пресечения общего назначенияотно­сятся

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий,

а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (п.1 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

2. Доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение

, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола (п.13 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

3. Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.14 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

4. Доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (п.15 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

5. Осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; Перечисленные меры административного пресечения носят общий характер и применяются уполномоченными сотрудниками милиции в качестве обычной правоохранительной реакции на выявленное противоправное деяние при выполнении возложенных на них обязанностей. (п.16 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

В свою очередь, специальные меры административного пресечения — это установленные нормами материального и процессуаль­ного административного права способы и средства прямого физического воздействия на лицо, физические предметы или животных, направленные на физическое воспрепятствование совершению лицом противоправного деяния на месте и во время его совершения, преодоление противодействия, понуждение к исполнению юридической обязанности либо устранение уг­розы безопасности личности или общественной безопасности.

Читайте так же:  Тема про загрязнение окружающей среды

К специальным мерам административного пресечения относятся:

— применение физической силы;

— применение специальных средств принуждения;

— применение огнестрельного оружия;

— использование огнестрельного оружия.

Отличительными чертами, позволяющими выделить специальные меры административного пресечения в особую группу мер администра­тивного пресечения, являются следующие: необходимость применения данной группы мер, как правило, связана не только с самим фактом со­вершения правонарушения, но и с нежеланием правонарушителя подчи­ниться законным требованиям сотрудника органа внутренних дел (мили­ции); целью их применения является прекращение «наличного» и «дейст­вительного» преступного или административно наказуемого посягательст­ва; их применение имеет вынужденный характер, является мгновенной ре­акцией на противоправное деяние, состоит в прямом физическом (насиль­ственном) воздействии прежде всего на правонарушителя, как правило, связано с причинением боли, телесных повреждений, которые могут по­влечь, особенно при применении огнестрельного оружия, смерть правона­рушителя; применение регламентируется как административно-правовыми нормами, устанавливающими условия, основания и порядок их примене­ния, так и нормами уголовного законодательства об обстоятельствах, ис­ключающих преступность деяния.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

Источник:

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения

– способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресечения – совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступления представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению, несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны.

В зависимости от цели и способа воздействия меры пресечения подразделяются на обычные и специальные.

Видео (кликните для воспроизведения).

К обычным мерам пресечения относятся, например: требование прекратить противоправное деяние; превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности и т.п.

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Цель применения специальных мер административного пресечения – прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут использоваться:

— средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

— технические средства (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства);

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства не применяется против женщин с видимыми признаками беременности (а огнестрельное оружие – против всех женщин), малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, специально уполномоченные на то должностные лица обязаны стремиться причинить минимальный вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9062 — | 7684 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:

Меры административного пресечения. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий субъектов права, нарушающих установленный порядок

Виды и содержание административно-правовых методов.

Для того, чтобы органы исполнительной власти могли успешно выполнять свои задачи и функции, каждый орган управления и их система в целом должны быть определённым образом организованы. Вместе с тем аппарат создаётся, чтобы действовать и выполнять определённые задачи и функции. Методы его деятельности и составляют методы управления.

В теории административного права исходя из особенностей юридической практики выделяют следующие методы управления:

а) наблюдение – пассивный метод деятельности органов управления. Он способствует выявлению положения дел на объекте и даёт возможность правильно его оценивать;

б) контроль– «слежение» за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления. Здесь пассивное наблюдение сменяется активными действиями;

в) разработка мер – активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством. Эти методы связаны друг с другом и применяются в зависимости от достижения поставленных целей управленческой деятельности;

г) методы прямого и косвенного воздействия:

административные – способы и приёмы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан и должностных лиц со стороны органов государственного управления путём прямого установления их обязанностей, путём приказа;

— экономические – способы и приёмы воздействия на лиц, но через косвенное воздействие, заинтересованность управляемых (создание благоприятных условий для работы, премирование, определение минимального, среднего и максимального должностного оклада и т. д.);

д) убеждение и принуждение – (как два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей):

1. убеждение– является основным способом воздействия на сознание управляемых, а через него – на их поведение с целью добровольного исполнения и соблюдения установленных норм. Реализуется через проведение воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.

Читайте так же:  Расчет авансовых платежей по земельному налогу

Способы убеждения разнообразны. Среди них:

— демонстрация чего – либо;

— осуждение антисоциального поведения и др.

Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы.

Большое значение имеет система информирования о достижениях успешной государственной, муниципальной и частной деятельности. Выставки, конкурсы, смотры, лозунги, призывы, программы, публичные слушания, диспуты и многое другое тоже находятся в арсенале средств убеждения.

Воспитательное воздействие на многих оказывает, убеждает их в необходимости законопослушания и справедливое, своевременное и гласное применение к виновным принудительных мер, хорошая организация борьбы с неправомерными деяниями.

Элементами убеждения как метода государственного воздействия являются:

— воздействие на сознание;

Необходимо помнить о том, что убеждение относится к прямым (административным) методам государственного управления.

2. принуждение – вспомогательный, не основной метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения.Рассмотрение сущности, основания и видов принуждения предполагается отдельно, в п.9.6.

Многие авторы убедительно обосновывают мнение, что в их ряду важным и самостоятельным должен быть назван и признан и метод поощрения,который подлежит рассмотрению вслед за административным принуждением.

6. Административное принуждение: сущность, основания и виды

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В числе административно-правовых методов имеются средства принудительного характера, использование которых оказывает влияние на регулирование общественных отношений. В своей совокупности они составляют институт административного принуждения.

В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создаёт объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека (предусмотренных гипотезой нормы – это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. д.).

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя эти меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Наиболее типичными из них являются следующие:

1) контроль и надзорные проверки;

2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

3) проверка документов, удостоверяющих личность:

— при проверке паспортного режима (по месту временного или постоянного жительства);

— при отказе уплатить штраф на месте;

— при составлении протокола;

— по подозрению в совершении правонарушения;

— при вызове повесткой в правоохранительные органы;

— при пересечении границы и др.

4) административное задержание;

5) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);

6) прекращение движения пешеходов и транспорта при возникновении угрозы общественной безопасности;

7) медицинское освидетельствование лиц и санитарного состояния предприятий, учреждений, организаций общественного питания;

8) реквизиция имущества;

9) закрытие участков государственной границы и др.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить 4-е группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, поражённых эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и т. д.

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причём не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и др.);

4) особую группу составляют лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т. д.).

В качестве таких мер применяются:

1) требование прекратить противоправные действия;

2) непосредственное физическое воздействие;

3) применение специальных средств (резиновая палка, газ, наручники);

4) административное задержание лица;

5) применение оружия;

6) принудительное лечение лиц, опасных для окружающих;

7) временное отстранение от работы инфекционных больных;

8) запрещение эксплуатации транспортных средств;

9) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ;

10) приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и др.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и т. д.;

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведённых строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водомётов, резиновых палок, наручников и др.).

Основаниями применения мер административного пресечения являются: совершение правонарушения, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10101 — | 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Способы пресечения административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here