Современная система финансового контроля

Важный материал по теме: "Современная система финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

магистрант, кафедра финансы и кредит ВСГУТУ,

канд. экон. наук, доцент ВСГУТУ,

THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA

Krasikova Anastasya Andreevna

Undergraduate, Department of «Finance and Credit» East-Siberian state University of technology and management,

Kuklina Sayana Kimovna

PhD in Economics, Associate Professor East-Siberian state University of technology and management,

Аннотация. Сегодня механизмы финансового контроля направлены прежде всего на выявление резервов для эффективного использования бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы. Данная статья посвящена анализу развития и роли механизма государственного финансового и бюджетного контроля в современных условиях. За последние десятилетия механизм финансового контроля в Российской Федерации претерпел ряд существенных институциональных изменений.

Abstract. Today, financial control mechanisms are aimed primarily at identifying reserves for the effective use of budgetary funds at all levels of the budget system. This article is devoted to the analysis of the development and role of the mechanism of state financial and budgetary control in modern conditions. Over the past decades, the financial control mechanism in the Russian Federation has undergone a number of significant institutional changes.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетный контроль, бюджет, механизм финансового контроля.

Keywords: state financial control, budgetary control, budget, mechanism of financial control.

На сегодняшний день в Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, создана и функционирует система государственного финансового контроля. Однако ее современное состояние является результатом долго и сложного периода становления и преобразования самого государственного финансового контроля, а также многих политических и экономических процессов.

Современный этап развития действующей системы государственного финансового контроля в РФ стартовал в 1991 году. Были сформированы различные ведомства по финансовому контролю всех направлений финансовой деятельности государства. Финансовый контроль строился исходя из структуры всей финансовой системы страны, структура которой представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура финансовой системы Российской Федерации 8

Законом 2013 года предусматривалось введение понятий внешнего и внутреннего финансового контроля. Внешний контроль для правительства вменен в функции Счетной палаты РФ, внутренний – главного распорядителя бюджетных средств, т.е. Федерального казначейства. Кроме того, закон закрепил за Счетной палатой полномочия по проведению аудита эффективности расходования бюджетных средств. Общую структуру системы государственного финансового контроля можно представить в следующем виде (Рисунок 2).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Рисунок 2. Структура системы государственного финансового контроля

В период осуществления рыночных реформ в России активно развивался внутриведомственный финансовый контроль, созданный практически в каждом государственном учреждении и в соответствии с нормами Бюджетного Кодекса РФ уполномоченный оценивать эффективность и результативность расходования бюджетных средств. Одновременно с этим, учреждения, участвующие в формировании доходной части, осуществляют прямой или косвенный контроль поступлений средств в казну. К данным государственным органам относятся Минфин России, Федеральное Казначейство, Счетная Палата РФ и другие органы государственного управления финансами, в т. ч. государственные внебюджетные фонды. Последние выполняют функции контроля страхователей по начислению и уплате страховых взносов.

На сегодняшний день создано огромное количество контрольных органов финансовой системы страны. Они имеют статус независимых федеральных и территориальных структур, каждая из которых самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия (Рисунок 3).

Рисунок 3. Система органов государственного финансового контроля РФ

На рисунке 3 видно, что система государственного контроля в РФ представляет собой сложную структуру, разветвленную, как по типам контроля и уровню власти, так и по компетенции уполномоченных органов. При этом комплексный, системный подход к проведению государственного контроля на сегодняшний день не обеспечен.

Рассмотрим более подробно функциональные особенности построения системы ГФК. Задачей государства является контроль за соблюдением субъектами финансовой системы государства норм финансового и налогового права, прежде всего в части уплаты налогов, а также иных обязательных платежей в бюджет РФ и внебюджетные социальные фонды.

Следовательно, ГФК призван устранять и предотвращать ошибки в деятельности объектов контроля, выполнять следующие задачи:

  • контроль целевого и эффективного расходования денежных средств государственными и муниципальными организациями, находящихся в их оперативном управлении;
  • проверка соблюдения бухгалтерских и финансовых правил при совершения кассовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявление несоблюдений законодательства при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности субъекта проверки;
  • профилактика возможных нарушений финансового и налогового законодательства.

Основные положения и принципы проведения ГФК (независимости, гласности, законности, объективности, системности, сбалансированности и т.д.) были приняты еще в 1977 году. При практическом применении финансового контроля, наряду с перечисленными выше, законодательно закрепились и другие принципы, например, эффективность и оптимизация.

Рассмотрим современные модели систем финансового контроля в таких зарубежных странах, как США, Канада и Франция. Эти модели, по мнению экспертов, эффективны и имеют существенные отличия друг от друга.

На сегодняшний день в мировой практике выделяют две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Главные их отличия состоят в том, что в англосаксонской модели субъекты контроля осуществляют только непосредственно сам контроль, а полномочия наложения санкций делегированы исключительно административным и судебным государственным органам. Французская модель предоставляет возможность органам государственного контроля самостоятельно определять степень виновности лиц в нарушениях финансового законодательства, а также наделяет их полномочиями выставлять требования к возмещению ущерба.

Особенности ведения разными государствами финансово-хозяйственной деятельности явились причинами построения множества систем ГФК. Каждая из них, так или иначе, имеет черты англосаксонской или французской модели.

Как правило, создаются органы парламентского контроля, а также правительственного и президентского контроля, осуществляющих контроль по линии законодательной и исполнительной систем власти.

Данные системы контроля финансовых потоков государства характерны для каждой из рассматриваемых стран. В связи с разделением уровней власти на законодательную и исполнительную везде без исключения созданы соответствующие органы парламентского и правительственного контроля.

Современные мировые тенденции развития системы ГФК нашли свое отражение и в РФ, который также построен на международных принципах Лимской декларации и имеет органы парламентского и правительственного контроля.

Органами, осуществляющими в РФ парламентский контроль, являются Счетная палата РФ и территориальные контрольно-счетные органы.

Система правительственного контроля в РФ реализуется органы исполнительной власти — (Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Федеральное казначейство, таможенные и налоговый органы и т.д.) [1].

Читайте так же:  Срок давности реестра

Рассуждая об уровне контроля за эффективным исполнением бюджета и расходованием государственных средств, правомерно заключить, что парламентский и правительственный контроль есть ничто иное, как системы внешнего и внутреннего ГФК [2]. Несмотря на наличие в системе внешнего финансового контроля нескольких контрольных структур, принято считать, что главным субъектом контроля единолично выступает Счетная палата РФ. Её деятельность регламентируется Федеральным законом (далее — ФЗ) от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Приоритетными задачами являются организация и осуществление финансового аудита, аудита эффективного использования средств федерального бюджета.

Счетная палата осуществляет путем проведения внешнего государственного аудита (контроля). Система внутреннего ГФК представлена Минфином России, Федеральным Казначейством, таможенными и налоговыми органами и т.д. До недавнего времени ключевым органом внутреннего контроля выступала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее — Росфиннадзор). Однако с 2016 года осуществилась передача полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в Федеральное казначейство. При этом органом валютного контроля были назначены Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) и Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Исходя из норм Положения о Росфиннадзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 № 77, Росфиннадзор проводил контроль в форме ревизий и проверок, которые ныне проводит Федеральное казначейство. Аналогичный вид контроля используют также ФНС и ФТС.

Список литературы:

  1. Чепус А.В. Парламентская ответственность правительства Российской Федерации: современное состояние и перспективы // «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал». – М. : NOTA BENE, 2014. – С. 66-69.
  2. Юдина Я.Е. «Юридическая наука и правоохранительная практика», № 1 (19) / 2012, – С.114-117.
  3. Ильин А. Ю. Проблемы и перспективы развития внутреннего государственного финансового контроля //Финансовое право. – 2017. – №. 10. – С. 12-16.
  4. Минитаева А. М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России //Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – №. 2. – С. 76-80.
  5. Носова Е. А. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля //Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях. – 2017. – С. 172-175.

Источник: http://sibac.info/journal/student/41/120477

Современная система финансового контроля

Введение

Система государственного финансового контроля выступает одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и является важным фактором социально-экономического развития государства. Так, эффективное использование контроля в управлении государственными финансовыми ресурсами способствует созданию необходимых предпосылок для осуществления в Украине эффективной экономической политики.

В современных условиях социально-экономического развития Украины необходимо внедрение новых направлений и методов осуществления контрольных функций, одной из которых является аналитическая работа по проведению анализа эффективности использования бюджетных средств на предмет выявления основных факторов, приводящих к неэффективному использованию финансовых ресурсов.

Из-за низкого уровня аналитической работы в звеньях государственной контрольно-ревизионной службы полностью определяются причины нарушений и, соответственно, не принимаются меры по их устранению. В то же время серьезным препятствием для осуществления анализа материалов ревизий и проверок является отсутствие единой методологической базы.

Так, существует острая необходимость в разработке обоснованных путей совершенствования системы государственного финансового контроля.

Также следует отметить, что совершенствование действующей в Украине системы финансового контроля необходимо для обеспечения своевременных поступлений в бюджет налогов, сборов и обязательных платежей, улучшения состояния финансовой дисциплины в использовании бюджетных средств, снижения количества и объемов бюджетно-финансовых преступлений и злоупотреблений, усиления ответственности участников бюджетного процесса и др.

Среди весомых научных исследований и проблем разработки теоретических основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля в условиях трансформации экономики можно назвать труды таких зарубежных и отечественных ученых, как Л. Андросова, А. Анисимова, А. Барановского, М. Белухи, И. Белобжецького, С. Булгаковой, О. Василик, Е. Ведунга, Ю. Воронина, Е. Вознесенского, Л. Гончаренко, Л. Дробозина, Е. Калюга, Д. Олейника, К. Павлюк, В. Родионовой, Н. Рубан, И. Стефанюка, С. Степашина, И. Чугунова, В. Шевчука, С. Шохина, С. Юргилевича и др.

Также необходимо отметить наличие классификации органов финансового контроля в практике других государств мира и их функции в исследовании И. Иванова.

В работах И. Дрозда, В. Шевчука, Л. Савченко, Л. Тикань, В. Карпова, Е. Калюги научно обоснован вопрос развития систем внутреннего контроля как элемента системы целостного государственного внутреннего финансового контроля [4].

При этом концепция построения единой системы государственного финансового контроля отсутствует, а пути совершенствования системы финансового контроля не имеют достаточной научной разработанности.

Цель исследования

Разработать пути совершенствования системы финансового контроля.

Изложение основного материала

Большое количество отечественных и зарубежных ученых приводят определение понятия «государственный финансовый контроль», но, по моему мнению, наиболее полное определение приведено в исследовании А. Ларионова.

Ученый определяет финансовый контроль как самостоятельный элемент процесса государственного управления, имеет свою специфику, целевую направленность, определенное содержание, формы и способы осуществления.

Также финансовый контроль, согласно утверждению ученого, относится к одной из основных форм государственного контроля, способствующей обеспечению законности, охране собственности, правильному и эффективному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающих предотвратить и вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Поэтому совершенствование системы государственного финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как элемент в системе мер по реформированию экономики, финансов и управления ими [2].

Поэтому считаю, что государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью управления экономическими объектами и процессами и заключается в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия объекта наблюдения желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами.

Далее следует рассмотреть особенности осуществления государственного финансового контроля на современном этапе в Украине. Отмечу, что место, роль и иерархию органов государственного финансового контроля в соответствии с их статусом, функциями и полномочиями, их подконтрольность и механизм взаимодействия между этими органами определяет система субъектов государственного финансового контроля.

В Украине государственный финансовый контроль осуществляется следующими органами в соответствии с действующим законодательством: Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины, Национальным банком, Министерством финансов, Фондом государственного имущества, Счетной палатой, Государственной налоговой службой и другими государственными органами.

При этом Государственная контрольно-ревизионная служба Украины и контрольно-ревизионные подразделения министерств и других центральных органов исполнительной власти относятся к органам внутреннего финансового контроля.

Относительно объектов системы государственного финансового контроля, то на макроуровне — это деятельность субъектов хозяйствования или органов государственной власти или местного самоуправления, а на микроуровне — это определенные отдельные хозяйственные операции, соответствующие принципам бухгалтерского учета.

Также к объектам системы государственного финансового контроля в Украине относят подконтрольные объекты, которые участвуют в формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении активов, принадлежащих государству, средств, остающихся в их распоряжении в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты или государственные внебюджетные фонды и получением кредитов под гарантии Кабинета Министров Украины, а также операции, проводимые подконтрольными объектами с такими активами [1, 6].

Читайте так же:  Компенсация за длительное неисполнение решения суда

В то же время предметом государственного финансового контроля являются непосредственно активы, принадлежащие государству, в формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении которых участвует подконтрольный объект, а также средства, остающиеся в распоряжении подконтрольного объекта в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты или государственные внебюджетные фонды, кредиты, полученные под гарантии Кабинета Министров Украины, а также нормативно-правовая деятельность подконтрольных объектов [3].

На современном этапе социально-экономического развития для Украины характерны определенные проблемы, которые способствуют снижению производительности функционирования системы государственного финансового контроля, основными из которых являются [5, 7]:

Учитывая наличие значительных проблем в функционировании системы государственного финансового контроля, становится актуальным поиск путей совершенствования деятельности этой системы. Считаю, что целесообразно использовать такие способы повышения эффективности отечественной системы государственного финансового контроля:

Для того чтобы улучшить систему государственного финансового контроля Украины, также необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, а именно:

  • для нормализации государственного финансового контроля (разграничение органов правительственного финансового контроля и органов парламентского финансового контроля, определение круга субъектов государственного финансового контроля, иерархии органов, осуществляющих финансовый контроль, формы их организации и взаимодействия и др.) необходимо принять Закон Украины «О государственном финансовом контроле»;
  • разработать комплексную программу совершенствования законодательства в сфере финансового контроля с установлением сроков разработки и принятия законов и установить контроль за выполнением этой программы;
  • усовершенствовать Закон Украины «О Счетной палате»;
  • проводить парламентские слушания по обсуждению проблем функционирования системы государственного финансового контроля и поиска путей совершенствования этой системы;
  • предложить Министерству финансов Украины ввести Порядок доведения до бюджетных учреждений, исполнителей различных государственных программ паспортов, в которых бы значились условия эффективного использования бюджетных средств;
  • разработать эффективную методику оценки эффективности работы органов государственного финансового контроля и др.

Выводы

Как оказалось, производительность системы государственного финансового контроля зависит от его качественного производства на всех этапах и от адекватного своевременного реагирования контролирующих органов на результаты контроля (например, на выявление нецелевого использования бюджетных средств).

Так, эффективность предложенных направлений совершенствования отечественной системы финансового контроля зависит от постепенности и взвешенности их внедрения.

Усовершенствованная система государственного финансового контроля будет способствовать нейтрализации потенциальных угроз экономической безопасности Украины и обеспечит улучшение финансово-бюджетной дисциплины за счет образования эффективной системы ответственности в финансовой сфере, восстановления координирующей роли государства в осуществлении финансового контроля, в результате чего произойдет увеличение объемов налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Украины.

Рецензенты:

Куц Ю.А., доктор наук по государственному управлению, профессор, заведующий кафедрой регионального развития и местного самоуправления Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

Майстро С.В., доктор наук по государственному управлению, профессор, профессор кафедры экономической политики и менеджмента Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, г. Харьков.

Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12093

1. Характеристика современной системы государственного финансового контроля

1.1. Сущность и виды финансового контроля

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

— внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

— аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

— гражданский финансовый контроль;

— общественный финансовый контроль;

— правовой финансовый контроль;

— страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

— выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

— разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Читайте так же:  Оплата административного штрафа образец платежного поручения

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/2848986/

Современная система финансового контроля

Смагулова Асель Сериковна

магистр юриспруденции, КЭУК, г. Караганда, Республика Казахстан

Финансовый контроль как таковой исторически возник как негосударственный финансовый контроль, а уже с появлением государства появился новый вид — государственный финансовый контроль. По своей экономической сущности финансы — объективная категория. В практике хозяйствования они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. Возможность подобного использования финансов заложена в их экономической природе, причем более глубокое познание сущности категории позволяет полнее и активнее использовать финансы в общественном воспроизводстве.

Финансовый контроль, являясь составной частью контроля, вообще, обладает определенной спецификой. Финансовый контроль представляет собой результат наложения контрольной функции как разновидности управленческой функции на контрольную функцию финансов как экономической категории. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией финансов и носит объективный характер, а форма финансового контроля устанавливается посредством контрольной функции как разновидности управленческой функции и поэтому носит субъективный характер. В экономической литературе даются определения финансового контроля в двух аспектах. При этом определения финансового контроля через деятельность контролирующих органов можно рассматривать как определения не финансового контроля как такового, а государственного финансового контроля. В юридической литературе финансовый контроль понимается или как контроль, осуществляемый государственными органами, или же финансовый контроль ограничивают государственными финансами.

Финансовый контроль следует рассматривать как управленческую деятельность вне зависимости от государства. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ [2]; в их числе такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Например, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет органам контроля работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый работник органа контроля любой ветки власти должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство.

Суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.

Принцип гласности.Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается обычно двумя способами: представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в выше стоящие органы; публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати.

Гласность финансового контроля — необходимый атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые контролером ошибки в их деятельности.

Реализация принципа гласности сопряжена с известными трудностями, и зачастую затруднительна в странах переходной экономики. Понятно, что некоторые результаты финансовых проверок не могут быть немедленно преданы гласности, если предстоит дальнейшее расследование силами правоохранительных органов причин нарушений, выявление виновных, наказание их судом.

Принцип законности.Принцип законности гласит, что деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны, и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых субъектов.

Принцип законности предусматривает следующее:

  • качество нормативно-законодательной базы финансового контроля и законодательства в целом, отвечающее требованиям демократичности общества, т. е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы;
  • соблюдение норм права органами финансового контроля, их представителями, а также всеми организациями.

Законность финансового контроля для общества реализуется в том, что создаваемые документы — акты по результатам проверок, проводимых органами финансового контроля, имеют юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти, судебных органов.

Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т. п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок должны быть обоснованны и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию, о которой можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

Существенной гарантией объективности финансового контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, с помощью которых требования законодательства трансформируются в действия ревизоров и других финансовых контролеров.

Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как минимум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансового контроля, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнением каждой контрольной функции, ясно выраженной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Ответственность способствует более обоснованным, практичным и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля. Ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом. Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий на государственные финансы.

Читайте так же:  Услуги по сопровождению налоговых проверок

Третьи лица — это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, которые, в свою очередь, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. Системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую конструкцию подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

В Казахстане принципы финансового контроля нашли свое законодательное закрепление. Например, статья 135 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года [1] закрепляет следующие принципы государственного финансового контроля: независимость, объективность, достоверность, прозрачность, компетентность, гласность с учетом обеспечения режима секретности. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» в качестве основных принципов аудиторской деятельности называет: независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность [3].

Необходимо отметить, что всеми учеными признаются в качестве принципов финансового контроля одни и те же положения с некоторой их вариацией. В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля развитых стран.

Таким образом, главное условие эффективности организации финансового контроля — это обеспечение доступа к любой необходимой для этого информации. Кроме того, система финансового контроля должна отвечать требованию экономической эффективности, т.е. расходы на ее функционирование не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.


Источник: http://sibac.info/conf/law/xi/27227

Современные тенденции развития системы финансового контроля в России

«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2010, N 2

Наступление финансового кризиса и возникновение в связи с этим финансовой несостоятельности предприятий и дефицита бюджетов привело к возрастанию интереса к вопросам активизации системы финансового контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах.

В последние годы административной и бюджетной реформы органы государственного финансового контроля сосредоточились в основном на выполнении собственных специализированных функций, подстраивая методику бюджетного и налогового контроля к новым условиям бюджетного финансирования и администрирования доходов и расходов бюджетов.

Система внутреннего финансового контроля за годы реформ «развалилась», по сути, и в государственном секторе. Государство активно развивало внешний предварительный и последующий финансовый контроль, при этом была ликвидирована как таковая система внутриведомственного текущего финансового контроля. Наличие внутренних контрольных подразделений в рамках бюджетных учреждений, хотя и было продекларировано в правилах формирования бюджетной отчетности, но не имело нормативного статуса, а значит, было передано на откуп руководителю учреждения, который, по сути, в них не очень заинтересован.

На сегодняшнем этапе в государственном секторе появляется необходимость воссоздания целостной системы финансового контроля, включающей как внешний, так и внутренний контроль. Так, в докладе Министерства финансов РФ о результатах и основных направлениях деятельности на 2010 — 2022 гг. явно просматриваются в этой области несколько тенденций.

Во-первых, это введение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчетности, в том числе не только в целом федерального бюджета, но и годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

Во-вторых, ставится задача по развитию внутреннего финансового контроля в общественном секторе, т.е. восстановление того уровня финансового контроля, который на сегодняшний день реально утрачен. Предполагается развитие и применение системы внутриведомственного финансового контроля, внутреннего аудита и аудита результатов и эффективности деятельности. В последние годы в Бюджетный кодекс РФ введено даже специальное понятие «внутренний финансовый аудит (контроль)» как контроль внутри органов исполнительной власти по соблюдению внутренних стандартов и процедур, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, подготовки мер по повышению результативности использования бюджетных средств.

В-третьих, в рассматриваемом документе поставлена перспективная задача переориентации внешнего финансового контроля в государственном секторе на оценку эффективности функционирования системы внутреннего контроля. При этом предполагается введение разграничения содержания и порядка осуществления внешнего и внутреннего бюджетного контроля.

Таким образом, можно отметить, что наблюдаются тенденции восстановления целостной системы финансового контроля в государственном секторе, сформулирована в данной области государственная политика и ведется разработка соответствующего нормативно-правового регулирования. Вместе с тем необходимо отметить, что сейчас мы находимся в самом начале пути, так как органы внутреннего контроля в государственном секторе будут создаваться практически с нуля.

В области контроля в коммерческом секторе экономики государственные органы ограничили свои функции регулированием внешней формы финансового контроля — внешнего аудита как своеобразного гаранта достоверности информации о деятельности хозяйствующих субъектов для внешних пользователей, получаемой в виде бухгалтерской финансовой отчетности.

Поскольку широкого круга внешних пользователей бухгалтерской информации в России так и не сложилось, а также не достигнута реальная публичность бухгалтерской финансовой отчетности, доступ к ней ограничен и свободен только по узкому кругу крупных публичных компаний, то интерес к внешнему аудиту бухгалтерской финансовой отчетности и его результатам резко снизился.

В этих условиях наличие и характер функций, структура системы внутреннего контроля в рамках коммерческих организаций стала зависеть только от желания высших учредительных и исполнительных органов, которые зачастую, снижая издержки и имея целью рост прибыли, вообще ликвидировали внутренние контрольные подразделения как излишние и ненужные. Это не касалось только тех сфер бизнеса, в которых в наибольшей степени были внедрены международные стандарты, более жестко требующие наличия в организационной структуре органов внутреннего контроля, таких например, как коммерческие банки, аудиторские компании и некоторые другие финансовые институты.

Определенную путаницу создало и внедрение зарубежного опыта на основе изучения опыта внутреннего контроля в различных западных странах, использование при этом различных переводных источников, которые аргументировали преимущества систем внутреннего контроля, применяемых в той или иной развитой стране. В результате в российской практике, помимо понятия «внутренний контроль», возникли такие понятия, как «внешний аудит», «контроллинг». Система внутреннего контроля в негосударственном секторе потеряла целостность, стала представлять собой какие-то отдельные элементы, которые в целом зависят от их трактовки учредителями или высшим менеджментом. Государство при этом самоустранилось не только в области регулирования внутреннего контроля, но и даже от введения обязанности его наличия в хозрасчетных субъектах.

Можно сделать вывод, что сегодня достаточно большой круг коммерческих организаций не имеет стройной системы внутреннего контроля, т.е. текущий финансовый контроль как таковой не осуществляется или осуществляется только в рамках системы бухгалтерского учета, которая не обладает для этого необходимыми элементами независимости.

Читайте так же:  Какая ответственность предусмотрена за оскорбление личности

Современная стадия развития экономики вызвала волну интереса к вопросам внутреннего контроля, в том числе и финансового. Режим экономии, который вводят сегодня многие хозяйствующие субъекты, требует системы контроля за издержками, выполнением планов по выпуску и продаже продукции (работ, услуг), оценки состояния и использования имущества, анализа «отдачи» от деятельности того или иного подразделения и сотрудника компании.

В целях обеспечения финансовой безопасности экономики страны государство должно ставить более жесткие требования по наличию, а главное — реальному функционированию систем внутреннего текущего контроля, которые должны быть так же обязательны, как и системы бухгалтерского учета и отчетности, и иметь четкие требования по их организации в законодательных и нормативных документах, а также общее регулирование со стороны соответствующего исполнительного органа.

Вместе с тем требований по системе внутреннего контроля хозрасчетных экономических субъектов государством практически не выработано. В проекте федерального закона «О бухгалтерском учете», подготовленного Министерством финансов РФ, предусматривается, что национальные учетные стандарты должны устанавливать принципы осуществления внутреннего контроля, а специальные рекомендации должны формироваться в области порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности экономического субъекта. Впервые сделана попытка ввести в проект федерального закона «О бухгалтерском учете» специальную статью в отношении внутреннего контроля в экономическом субъекте, хотя предлагаемое содержание данной статьи во многом формально. Предусматривается обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершенных фактов хозяйственной жизни, а для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту, предлагается осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Само появление в данном проекте федерального закона специальной статьи по внутреннему контролю можно оценивать положительно. Вместе с тем содержание данной статьи не дает понятия «внутренний контроль» и его необходимых элементов, целей и задач, качественных требований. А это очень важно, так как именно посредством функции внутреннего контроля обеспечивается финансовая безопасность организации и достижение оперативных и стратегических целей ее деятельности.

В другом Федеральном аудиторском стандарте приведены элементы системы внутреннего контроля, включающие, в частности, контрольную среду как основы эффективной системы внутреннего контроля. Контрольная среда по данному Стандарту включает: поддержание принципа честности и других этических ценностей; профессионализм сотрудников; участие собственника и его представителей; компетентность и стиль работы руководства; организационную структуру; наделение ответственностью и полномочиями; кадровую политику и практику. Вторым элементом системы внутреннего контроля выделен процесс оценки рисков экономическим субъектом. Третьим элементом — информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности. В качестве четвертого элемента названы контрольные действия, которые трактуются как политика и процедуры по оценке выполнения распоряжений руководства. При этом выделяются такие методы и процедуры, как проверка выполнения, обработка информации, проверка наличия и состояния объектов, разделение обязанностей. Пятым элементом системы внутреннего контроля назван мониторинг средств контроля как поддержание системы внешнего контроля в режиме непрерывной работы.

Создается довольно странная ситуация, когда требования к системе внутреннего контроля устанавливаются стандартами внешнего аудита, т.е. теми, кто призван его оценивать. Более того, так как федеральные аудиторские стандарты являются регулирующими документами внешнего аудита, то они не имеют статуса регламентирующего документа непосредственно для хозяйствующих субъектов.

Достаточное интересное исследование проведено Институтом внутреннего аудита путем опроса специалистов в области внутреннего аудита и контроля крупных компаний различных сфер экономики. По результатам данного опроса отмечено возрастание заинтересованности советов директоров и исполнительного руководства в деятельности внутреннего аудита. В качестве организационных подразделений, осуществляющих функции внутреннего аудита в исследуемых компаниях, отмечены следующие специализированные подразделения: службы внутреннего аудита; службы внутреннего контроля; контрольно-ревизионные службы; службы внутреннего контроля и аудита; службы внутреннего контроля и управления рисками. В качестве ключевых задач, выполняемых подразделениями внутреннего аудита, выделены: оценка контроля за сохранностью активов; оценка операционной эффективности бизнес-процессов; оценка соблюдения внутренних правил и процедур; оценка безопасности информационных систем; оценка контроля за достоверностью финансовой отчетности; управленческое консультирование менеджмента; построение системы внутреннего контроля; построение системы управления рисками.

Таким образом, на практике службы внутреннего аудита являются непосредственно организационным элементом системы внутреннего контроля, выполняющим узкий или более широкий круг контрольных и надзорных функций в рамках организационной структуры хозяйствующего субъекта. Опять-таки законодательного статуса внутренний аудитор в России не имеет, так же как не имеет такого статуса система внутреннего контроля.

Следовало бы поддержать неоднократно высказываемую инициативу Института внутренних аудиторов о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство в области обязательности наличия в организационной структуре предприятий системы внутреннего контроля, включающей по ряду крупных и публичных компаний органы независимого внутреннего контроля — внутреннего аудита. В рамках нормативного регулирования необходимо разработать типовые положения о системе внутреннего контроля, ее задачах и функциях, включить требования по раскрытию информации о наличии и эффективности таких систем в пояснительную записку по годовой бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующих субъектов. Для крупных публичных компаний возможны рекомендации по встраиванию системы внутреннего контроля в систему менеджмента и создания интегрированных управленческих систем, использующих концепции контроллинга.

Серьезное влияние условий финансового кризиса на деятельность коммерческих предприятий показало, что система внешнего финансового контроля, когда контроль осуществляется в последующем порядке, один раз в год, тогда, когда ситуацию уже невозможно исправить, оказывается не эффективной. Уже сейчас системы бухгалтерского учета и отчетности «повернулись лицом» к внутреннему пользователю, меньше внимания стало уделяться международным стандартам учета и отчетности, а больше — построению эффективных систем управленческого учета.

Учредители и менеджмент поняли, что именно внутри предприятий заложены резервы повышения эффективности использования имеющихся и привлекаемых ресурсов и без контроля за их использованием и действиями персонала предприятия невозможна успешная длительная деятельность компаний на конкурентном рынке.

Настала хорошая пора сделать шаг вперед по легализации и введению обязательности системы внутреннего контроля, определению требований к качеству ее организации и функционирования, а также места в этой системе внутреннего аудитора. Возрастающая потребность в системе контроля на предприятиях сегодня сталкивается с тенденциями экономии финансовых ресурсов и снижением затрат на управление. Именно государство, вводя обязательные требования, может стимулировать и организовать этот процесс в целях обеспечения и сохранения финансовой безопасности всех участников экономики и государства в целом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/64267-sovremennye-tendencii-razvitiya-sistemy-finansovogo-kontrolya-rossii

Современная система финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here