Совершенствование муниципального финансового контроля

Важный материал по теме: "Совершенствование муниципального финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Направление «Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля» определяется следующей задачей — повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Органом внешнего муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления города Омска является Контрольно-счетная палата города Омска. В ее компетенцию входят полномочия по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Омска, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, на которое в соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 441 «О департаменте финансов и контроля Администрации города Омска» возложены функции по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета города Омска в части правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Анализ нормативного правового регулирования в сфере осуществления финансового контроля позволил выделить следующие аспекты, требующие совершенствования:

— отсутствие формализованного порядка осуществления финансового контроля в системе органов местного самоуправления города Омска, регулирующего на уровне соответствующего муниципального правового акта механизмы реализации всех форм финансового контроля (предварительного, текущего и последующего);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— отсутствие четких количественно-измеримых критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств;

— отсутствие мер ответственности, закрепленных на федеральном уровне за недопущение случаев неэффективного использования бюджетных средств;

— требуется усиление координации и взаимодействия органов местного самоуправления города Омска в части осуществления муниципального финансового контроля.

Кроме того, в рамках проводимых бюджетных реформ развитие системы финансового контроля предполагает его реформирование в части осуществления органом исполнительной власти местного самоуправления внутреннего финансового контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы. Необходимо учесть, что данные мероприятия могут потребовать корректировки и логического завершения по мере корректировки и совершенствования норм федерального бюджетного законодательства.

>
Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Содержание
Постановление Администрации города Омска от 21 декабря 2011 г. N 1803-п «Об утверждении Программы повышения эффективности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Информация об изменениях:

Постановлением Администрации города Омска от 25 сентября 2013 г. N 1055-п в главу 7 настоящего приложения внесены изменения

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Направление «Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля» определяется следующей задачей — повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Органом внешнего муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления города Омска является Контрольно-счетная палата города Омска. В ее компетенцию входят полномочия по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Омска, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, на которое в соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 441 «О департаменте финансов и контроля Администрации города Омска» возложены функции по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета города Омска в части правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Анализ нормативного правового регулирования в сфере осуществления финансового контроля позволил выделить следующие аспекты, требующие совершенствования:

— отсутствие порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

— отсутствие четких количественно-измеримых критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств;

— отсутствие мер ответственности, закрепленных на федеральном уровне за недопущение случаев неэффективного использования бюджетных средств;

— требуется усиление координации и взаимодействия органов местного самоуправления города Омска в части осуществления муниципального финансового контроля.

Кроме того, в рамках проводимых бюджетных реформ развитие системы финансового контроля предполагает его реформирование в части осуществления органом исполнительной власти местного самоуправления внутреннего финансового контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы. Необходимо учесть, что данные мероприятия могут потребовать корректировки и логического завершения по мере корректировки и совершенствования норм федерального бюджетного законодательства.

>
Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Содержание
Постановление Администрации города Омска от 21 декабря 2011 г. N 1803-п «Об утверждении Программы повышения эффективности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Читайте так же:  Нулевая отчетность ип бланк

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Глава 7. Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля

Направление «Совершенствование системы муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля» определяется следующей задачей — повышение эффективности муниципального финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего и внешнего финансового контроля.

Органом внешнего муниципального финансового контроля в структуре органов местного самоуправления города Омска является Контрольно-счетная палата города Омска. В ее компетенцию входят полномочия по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города Омска, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска.

Департамент финансов и контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, на которое в соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 сентября 2011 года N 441 «О департаменте финансов и контроля Администрации города Омска» возложены функции по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Омска, целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) средств бюджета города Омска в части правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Анализ нормативного правового регулирования в сфере осуществления финансового контроля позволил выделить следующие аспекты, требующие совершенствования:

— отсутствие формализованного порядка осуществления финансового контроля в системе органов местного самоуправления города Омска, регулирующего на уровне соответствующего муниципального правового акта механизмы реализации всех форм финансового контроля (предварительного, текущего и последующего);

— отсутствие четких количественно-измеримых критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств;

— отсутствие мер ответственности, закрепленных на федеральном уровне за недопущение случаев неэффективного использования бюджетных средств;

— требуется усиление координации и взаимодействия органов местного самоуправления города Омска в части осуществления муниципального финансового контроля.

Кроме того, в рамках проводимых бюджетных реформ развитие системы финансового контроля предполагает его реформирование в части осуществления органом исполнительной власти местного самоуправления внутреннего финансового контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

Система мероприятий (действий), направленных на решение поставленной задачи, сроки реализации и ответственные исполнители определены в перечне мероприятий (действий) по основным направлениям реализации Программы в разделе IV настоящей Программы. Необходимо учесть, что данные мероприятия могут потребовать корректировки и логического завершения по мере корректировки и совершенствования норм федерального бюджетного законодательства.

>
Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Содержание
Постановление Администрации города Омска от 21 декабря 2011 г. N 1803-п «Об утверждении Программы повышения эффективности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

Госфинконтроль: текущее состояние и направления совершенствования

«Бюджет», 2015, N 3

Анализ организации финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, проведенный компанией «Р.О.С.Т.У.» на основании информации, представленной регионами по запросу Минфина России, выявил ряд дискуссионных и проблемных вопросов. Итоги анализа были рассмотрены и обсуждены на шестом заседании Рабочей группы Министерства финансов РФ по вопросам совершенствования государственного и муниципального финансового контроля.

Организация финансового контроля

Ключевыми принципами финансового контроля, определяющими его эффективность, являются объективность и независимость. В связи с этим экспертным сообществом неоднократно рассматривался вопрос о возможности реализации указанных принципов при наделении полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом на муниципальном уровне угроза возникновения конфликта интересов повышается в силу небольшой численности органов финансового контроля и недостаточной квалификации в сфере финансового контроля муниципальных служащих.

Проведенный анализ показал, что в 50% субъектов РФ и в большинстве муниципальных образований (из числа представивших информацию) осуществление внутреннего финансового контроля возложено на финансовые органы (рисунок 1). В связи со сложившейся на сегодняшний день достаточно распространенной практикой наделения финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований полномочиями по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, на наш взгляд, на уровне субъектов РФ наиболее целесообразным является создание обособленного органа внутреннего государственного финансового контроля. Решение данного вопроса на уровне муниципальных образований должно учитывать структуру, численность и квалификацию муниципальных служащих.

Численность сотрудников органов, осуществляющих контроль в сфере закупок Рисунок 4 Иные направления совершенствования финансового контроля

Отдельное внимание сегодня необходимо уделить квалификации сотрудников контрольных органов. Проведенный анализ показал, что за последние три года переподготовку и повышение квалификации прошли 35% сотрудников органов внутреннего государственного финансового контроля (из числа представивших информацию). В связи с изменениями нормативно-правовой базы в части организации финансового контроля данный показатель, по нашему мнению, является недостаточным. В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что совершенствованию системы внутреннего финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований будет способствовать уточнение видов бюджетных нарушений и мер ответственности, уточнение порядка принятия решений о применении бюджетных мер принуждения, а также разработка и внедрение системы оценки эффективности контрольной деятельности.

Не менее важным элементом обеспечения деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления) является внедрение и использование информационных технологий. Автоматизация деятельности контрольных органов способна облегчить и ускорить работу по формированию аналитических срезов данных, необходимых отчетных форм и, как следствие, является действенным средством повышения результативности и эффективности государственного (муниципального) финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Источник:

Муниципальный финансовый контроль: проблемы реализации и перспективы развития

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2015, N 10

Кризисные явления в мировой экономике предопределили необходимость экономного и рационального использования финансовых ресурсов государства. Значительность денежных средств, направляемых из федерального бюджета на покрытие расходов муниципальных образований, делает необходимым организацию эффективного контроля за их использованием. Исследование современной нормативно-правовой базы и теоретико-методологических основ функционирования контроля как глобальной экономической категории позволило предложить направления совершенствования отдельных элементов системы муниципального финансового контроля и обосновать его роль и значение при реализации функций государственного финансового контроля.

Читайте так же:  Нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении

Негативное влияние мирового финансового кризиса, вызвавшее острую потребность в экономии бюджетных средств, обусловило повышенное внимание к вопросам управления государственными (муниципальными) финансами.

Необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы контроля за использованием средств местных бюджетов обусловлена различными факторами: это увеличение количества муниципальных образований, через которые расходуется около половины бюджетных средств субъектов РФ; переход к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, от объектного к проектному управлению; развитие системы муниципальных закупок. А значит, для совершенствования механизма контрольных процедур (с соответствующим методическим обеспечением) существуют вполне объективные предпосылки. Помимо прочего в указанной сфере существует множество пробелов как нормативно-правового, так и методологического и методического характера.

Организация финансового контроля в муниципальных образованиях — одна из первоочередных задач для органов власти, так как именно на местном уровне решаются важнейшие проблемы обеспечения жизнедеятельности граждан: медицинские, образования, жилищно-коммунального и социально-бытового обслуживания, дорожного строительства.

Так как контрольная деятельность в системе местного самоуправления не может быть подменена государственным финансовым контролем, муниципальный финансовый контроль необходим как обязательный элемент единой системы финансового контроля в Российской Федерации и инструмент, обеспечивающий повышение эффективности расходования бюджетных средств на местном уровне, сбалансированность местных бюджетов, усиление ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса муниципального уровня.

Разработка стратегии развития системы муниципального финансового контроля представляется необходимой по ряду причин, важнейшими из которых являются переход на среднесрочное бюджетное планирование и реализация приоритетных национальных проектов. Основные положения стратегического плана должны соответствовать приоритетам долгосрочного и среднесрочного социально-экономического развития территории.

Для реализации стратегии, а также координации действий контрольных органов, по мнению авторов, необходимо ввести стандарты муниципального финансового контроля. Система стандартов должна учитывать положительный международный и российский опыт и включать в себя:

  • общие стандарты, описывающие принципы контрольной деятельности на муниципальном уровне, а именно независимость, компетентность, гласность, конфиденциальность;
  • рабочие стандарты, которые систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля в разрезе таких функций, как планирование, надзор, доказательства и документация;
  • стандарт отчетности, который устанавливает требования к форме и содержанию отчетов. Целью этого стандарта являются обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов;
  • стандарт управления и контроля качеством, который устанавливает требования к осуществлению руководства деятельностью муниципальных контрольно-счетных органов и их работников. Целью стандарта «Управление» являются формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля. Целью стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности муниципальных контрольно-счетных органов и их работников стандартам.

Контрольно-счетными органами применяются в основном две формы контроля:

  • контроль финансовой отчетности;
  • контроль на соответствие.

В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя эффективность и экономность использования бюджетных средств одним из принципов бюджетной системы, устанавливает обязанность получателей бюджетных средств эффективно их использовать в соответствии с целевым назначением.

Использование бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными актами, достоверная отчетность сами по себе не могут свидетельствовать об эффективности их использования. В связи с этим контроль за эффективностью предполагает проверку различных сторон деятельности органов местного самоуправления в целях определения эффективности использования ими бюджетных средств, выделенных для оказания соответствующих муниципальных услуг и выполнения муниципальных программ.

В соответствии с международной практикой аудит эффективности направлен на проверку исполнения, экономичности, продуктивности и результативности (эффективности) управления муниципальными финансовыми ресурсами. Он охватывает не только специфическую финансовую деятельность, но и весь спектр деятельности органов местного самоуправления, в том числе организационную и административную системы.

Аудит эффективности отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а комплексная оценка эффективности деятельности структурных подразделений местных администраций и подведомственных организаций по использованию ими муниципальных ресурсов.

Эффективная система бюджетного контроля и аудита в современных условиях должна включать следующие взаимоувязанные компоненты:

  1. внутренний контроль;
  2. внутренний аудит;
  3. внешний аудит.

Базовым уровнем системы контроля и аудита в органе или организации считается система внутреннего контроля.

Внутренний контроль — это постоянный процесс, который проводится руководством и сотрудниками, при этом исключительная ответственность за его осуществление возлагается на руководителя органа или организации. Именно на систему внутреннего контроля ложится основная нагрузка в части проверки соблюдения законодательства, достоверности бюджетной отчетности, сохранности активов, эффективности использования материальных, человеческих и информационных ресурсов, идентификации и оценки рисков.

Внутренний аудит прежде всего фиксирует адекватность и эффективность системы внутреннего контроля. Кроме того, он позволяет выявить недостатки применяемых процессов, правил, процедур, увидеть в деятельности организации риски, которые могут препятствовать достижению поставленных целей, а также предоставить руководству рекомендации, как работать более эффективно и достигать лучших результатов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Внешний аудит определяют как выражение независимого мнения о достоверности финансовой или иной отчетности, которое предоставляется заинтересованным пользователям. Задачи внешнего аудита допустимо расширить: к их числу может относиться заключение о том, что системы бухгалтерского учета, отчетности, финансирования и управления организованы правильно и позволяют руководству обеспечивать достижение целей органа или организации, что достижение целей осуществляется наиболее экономичными, эффективными и результативными способами.

Если аудит правильности (финансовый аудит) в Российской Федерации уже имеет свою историю и развитую методологию, учитывающую международные стандарты и многолетние традиции проведения ревизий и проверок, то аудит эффективности возник сравнительно недавно.

Очевидно, что внедрение аудита эффективности неизбежно сопряжено со сложностями и проблемами, обусловленными современной российской практикой управления государственными и муниципальными финансами. Одной из основных проблем является незавершенность реформы бюджетного процесса в части внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы. Как следствие, во многих случаях для проведения аудита эффективности отсутствует информационная база: отчетность о результатах деятельности, о достижении поставленных целей и задач, сведения о качестве предоставленных государственных и муниципальных услуг. Опыт зарубежных стран показывает, что аудит эффективности становится реальным инструментом только тогда, когда система бюджетирования, ориентированного на результат, уже действует, а в законе о бюджете представлены программы с заданными результатами использования бюджетных средств.

Другой проблемой является отсутствие в Российской Федерации упорядоченной, внутренне непротиворечивой системы правового регулирования муниципального финансового контроля.

Читайте так же:  Выплата дивидендов в 1с 8 3 зуп учредителю

Внедрение аудита эффективности в контексте государственных и муниципальных финансов тормозится и в силу фрагментарности методической базы. Для того чтобы аудит эффективности занял надлежащее место в системе государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации, способствовал модернизации бюджетного процесса и повышению качества государственного управления, необходимо соблюдение ряда принципиальных условий для его дальнейшего развития, решения существующих проблем и сближения с лучшей международной практикой.

Прежде всего следует создать адекватную нормативную и методологическую основу для проведения аудита эффективности, в частности разработать концепцию развития государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и утвердить ее на федеральном уровне. Затем потребуется внести изменения и дополнения в действующее законодательство, главным образом в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кроме того, нужно разработать и утвердить с учетом лучшей международной практики общие стандарты профессиональной этики аудиторов и контролеров в сфере государственных и муниципальных финансов.

В качестве самостоятельной проблемы необходимо отметить необходимость сохранения внешнего государственного контроля в сфере государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям.

Обобщая сказанное, можно выделить следующие основные направления развития муниципального финансового контроля:

Развивая положения о необходимости расширения сферы деятельности контрольно-счетных органов (КСО), усиления контрольной деятельности и повышения статуса КСО, представляется необходимым разработать стратегию развития муниципального финансового контроля и муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО) в Российской Федерации.

Цель стратегии — содействие дальнейшему повышению экономического потенциала территории муниципального образования посредством проведения качественных контрольно-аналитических мероприятий, направленных на улучшение финансовой дисциплины, обеспечение большей прозрачности и эффективности управления ресурсами и активами муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:

  • усиление независимости, укрепление и наращивание потенциала муниципальных КСО;
  • построение системы конструктивного взаимодействия с представительными и исполнительными органами государственного управления и местного самоуправления;
  • внедрение новых направлений контрольно-аналитической и методической деятельности;
  • модернизацию и дальнейшее повышение качества контрольных мероприятий;
  • повышение эффективности организации работы и профессионального развития кадровых ресурсов.

Основными ожидаемыми результатами от реализации стратегии развития муниципального финансового контроля являются:

  • формирование независимого муниципального финансового контроля, соответствующего требованиям международных стандартов и лучшей мировой практики;
  • повышение эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными органами и другими организациями;
  • проведение качественных контрольных мероприятий в соответствии с международными стандартами аудита;
  • эффективная организация работы и комплектация профессиональными кадровыми ресурсами;
  • улучшение финансовой дисциплины и повышение прозрачности, подотчетности и эффективности управления муниципальными финансовыми ресурсами и собственностью.

Источник:

Совершенствование муниципального финансового контроля

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля — 2019

Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее — госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств , положений правовых актов , обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
формирование федеральной системы стандартов ВФА , которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России

Виды государственного контроля Органы — субъекты государственного финансового контроля Объекты контроля
Внешний государственный финансовый контроль Счетная палата Российской Федерации — высший орган внешнего государственного аудита Учредители, ГРБС — органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения — получатели средств бюджета:
— казенные учреждения — получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
— бюджетные и автономные учреждения — получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контроль Федеральное казначейство осуществляет:
— контроль в финансово-бюджетной сфере;
— анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контроль Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
— внутренний финансовый контроль (ВФК);
— внутренний финансовый аудит (ВФА)
— Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
— Получатели бюджетных средств;
— Получатели межбюджетных трансфертов;
— Региональные операторы;
— Федеральные государственные бюджетные учреждения;
— Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
— Средства Фонда ЖКХ

Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация «показывать» результаты внутреннего контроля;
отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник:

Отправить по почте

Рабочая группа по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового контроля и аудита

от 14.09.2017 № 10

Протокол от 14-16.09.2017 Десятого заседания Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля

Читайте так же:  Когда вступает в силу административный штраф

Дата публикации: 27.09.2017

О круглом столе по вопросу обсуждения проекта «Концепция системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в организациях сектора государственного управления»

Дата публикации: 12.11.2015

Состав рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего контроля и аудита на 2015 год

Дата публикации: 01.06.2015

Планы, программы и графики

План работы Рабочей группой по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита на 2015 год

Дата публикации: 01.06.2015

Положение о Рабочей группе по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита

Дата публикации: 01.06.2015

Протокол от 30.01.2015 Шестого заседания Рабочей группы по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля

Дата публикации: 31.01.2015

Положение о референтной группе и план работы с референтной группой на 2014 год

Источник:

Совершенствование системы финансового контроля

«Руководитель автономного учреждения», 2013, N 8

В майском номере мы начали анализировать перспективы развития бюджетного сектора, которые определены в Государственной программе «Управление государственными финансами» . Сегодня мы продолжим разговор и остановимся на способах развития механизма финансового контроля, который действует в том числе в отношении учреждений. Что будет представлять собой система финконтроля в ближайшее время? О каких инструментах финансового менеджмента придется задуматься руководителям учреждений?

Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р.

Развитие системы государственного и муниципального финансового контроля стало одним из приоритетов указанной Госпрограммы, реализация которой продлится до 2020 г. О предстоящих изменениях говорится в Подпрограмме 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» (далее — Подпрограмма 2), а также в Подпрограмме 3 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (далее — Подпрограмма 3).

Необходимость перемен вызвана тем, что существующий механизм контроля не ориентирован на оценку эффективности бюджетных расходов, следовательно, недостаточно действенен. Между тем, как сказано в п. 3.3 разд. 3 Подпрограммы 3, переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения госуслуг (в первую очередь, механизма государственного (муниципального) задания) требуют комплексного реформирования системы госфинконтроля. В связи с этим должны быть выполнены следующие задачи:

Приведенные и иные задачи предполагается решить с помощью принятия комплексных поправок в БК РФ и КоАП РФ, и этот шаг уже сделан. Государственная Дума 2 июля 2013 г. в окончательной редакции утвердила проект закона N 116783-6, который вносит изменения в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты в части совершенствования механизма государственного (муниципального) финансового контроля. Совет Федерации 10 июля одобрил Закон и направил его на подпись Президенту РФ (Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ).

Документ вступит в силу в день его официального опубликования. Это значит, что уже в ближайшее время в отношении государственных и муниципальных учреждений (в том числе АУ) станет применяться обновленный механизм финансового контроля, а при выявлении бюджетных правонарушений будут использоваться административные наказания.

Контроль в сфере закупок на уровне муниципальных образований Рисунок 3

Проведенный анализ также свидетельствовал о том, что в субъектах РФ значительно разнится штатная численность контрольных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок. Так, например, количество контролеров, осуществляющих контроль в сфере закупок, в Челябинской области составляет 22 человека, в Республике Татарстан — 4 человек, в Брянской области — 13 человек. В то же время в Калужской области, Республике Адыгея, Калининградской области, Забайкальском крае, Чувашской Республике аналогичная работа проводится силами трех сотрудников (рисунок 4). Таким образом, не прослеживается зависимость штатной численности контрольных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок, от каких-либо объективных факторов (например, от размера субъекта РФ, объема контрольных мероприятий).

Нарушения и наказания

Еще одной законодательной новацией стало установление четкого соответствия между перечнем нарушений и мерами ответственности за их совершение.

Прежде всего, поправки в БК РФ устраняют правовой пробел и вводят понятие «бюджетное нарушение». Согласно дополнительной ст. 306.1 БК РФ им признается нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета соответствующего уровня. Правда, это определение, а также применение бюджетных мер принуждения распространяются только на органы власти и получателей бюджетных средств. Действия же юрлиц, которые не являются такими получателями, нарушающие бюджетное законодательство и иные принятые в его исполнение нормативные акты, влекут ответственность по КоАП РФ.

Виды нарушений и меры административной ответственности, которые на основании принятых поправок в КоАП РФ вскоре начнут действовать в отношении автономных учреждений, представлены в таблице.

Правда, меры административной ответственности грозят не только учреждениям, но и вышестоящим органам власти. В частности, поправки в КоАП РФ предусматривают штрафы за нарушение главными распорядителями бюджетных средств условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, а также порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения госзадания.

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Рисунок 1

Немало дискуссионных вопросов связано с разграничением полномочий внутреннего и внешнего финансового контроля. В настоящее время Бюджетный кодекс не дает четкого разграничения предмета внутреннего и внешнего финансового контроля. При этом сама формулировка «контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ» является обширной и многозначной, что в итоге приводит к дублированию полномочий органов внутреннего и внешнего финансового контроля в части контроля за использованием средств бюджета, за деятельностью учреждений и контроля в сфере закупок. Примечательным является тот факт, что на уровне муниципальных образований в ходе анализа нередко выявлялись случаи осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля. По нашему мнению, четкое разграничение полномочий и предметов внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами будет способствовать совершенствованию организации внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

Помимо этого, ряд проблемных вопросов связан с формированием классификатора нарушений. Обширность бюджетного законодательства приводит к большому количеству возможных правонарушений, которые для удобства использования целесообразно группировать. Мы рекомендуем использовать следующие группы нарушений:

  • бюджетные нарушения, определенные гл. 30 Бюджетного кодекса;
  • финансовые нарушения, приводящие к возникновению ущерба;
  • нарушение бюджетных процедур;
  • нарушение порядка ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности;
  • нарушения в части полноты и достоверности отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ;
  • нарушения в сфере осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Читайте так же:  Выездная налоговая проверка выводы

Нами допускается наличие группы иных нарушений, которые могут быть связаны с особенностями бюджетного законодательства субъектов РФ и муниципальных образований, однако доля таких нарушений не должна превышать 5%.

В целях обеспечения единого подхода к классификации нарушений на федеральном уровне целесообразно разработать единый классификатор нарушений, что неоднократно обсуждалось экспертным сообществом на информационном портале по вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля (252fz.ru).

Контроль в сфере закупок

Анализ осуществления субъектами РФ контроля в сфере закупок также свидетельствует о практике наделения данными контрольными функциями финансовых органов. Так в 15 субъектах РФ из числа представивших информацию контроль в сфере закупок возложен на финансовые органы (рисунок 2).

Новый механизм госфинконтроля

Поправки в БК РФ нацелены на то, чтобы бюджетные средства тратились в соответствии с принципом эффективности, под которым подразумеваются экономность и результативность расходов. В то же время большое значение в процессе контрольно-ревизионной деятельности будет придаваться соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на базе государственного (муниципального) имущества (в данную группу входят автономные и бюджетные учреждения).

Все это обусловило необходимость разграничения полномочий в контрольно-ревизионной сфере. Согласно новой редакции ст. 265 БК РФ внешний госфинконтроль вправе проводить только Счетная палата и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, а внутренний — Росфиннадзор, контрольные органы, являющиеся органами исполнительной власти регионов (муниципалитетов), и Федеральное казначейство (либо финансовые органы субъектов РФ, муниципалитетов). Контрольно-счетные органы будут оценивать действенность внутреннего финансового контроля и аудита, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, и в дальнейшем смогут сосредоточить свое внимание на оценке эффективности реализации госпрограмм и использования государственных ресурсов. Росфиннадзор и соответствующие органы исполнительной власти будут контролировать полноту и достоверность отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении госзаданий (поправки в ст. 269.2 БК РФ).

Впрочем, часть полномочий в сфере соблюдения бюджетного законодательства, схожих для органов внешнего и внутреннего контроля, так и не получила четкого разделения. Как отмечается в п. 2.1.5 разд. 3 Подпрограммы 2, на практике это приводит к конфликту интересов, снижению эффективности контрольно-ревизионной деятельности. Поэтому работа по минимизации дублирования проверок (ревизий) в отношении одних и тех же предметов и объектов контроля и одинакового проверяемого периода должна быть продолжена.

Контроль в сфере закупок Рисунок 2

На уровне муниципальных образований полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок на финансовые органы возложили около 80% анализируемых муниципальных образований. При этом нередко встречаются муниципальные образования (из числа муниципальных районов и городских округов), в которых не определен орган, осуществляющий полномочия по контролю в сфере закупок, или они возложены на органы внешнего муниципального контроля (рисунок 3).

Учреждения в системе госфинконтроля

Согласно дополнительной ст. 266.1 БК РФ государственные и муниципальные учреждения принадлежат к тем объектам госфинконтроля, в отношении которых проверки проводятся в обязательном порядке. Как и учреждения других типов, АУ в силу новой ст. 267.1 БК РФ будут контролироваться в форме:

  1. проверки, то есть действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период;
  2. ревизии — комплексной проверки деятельности объекта контроля в виде документального и фактического изучения законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
  3. обследования — анализа и оценки состояния определенной сферы деятельности объекта контроля;
  4. санкционирования операций — проставления разрешительной надписи после проверки документов, представленных для осуществления финансовых операций, на соответствие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Отметим, что в действующей редакции БК РФ методы контроля установлены не были. Их упорядочивание позволит органам внешнего и внутреннего контроля использовать единые форматы мероприятий.

Поправки в БК РФ также устанавливают общие требования к документам, которые составляются по итогам контрольных мероприятий. Результаты проверки и ревизии должны оформляться актом, а результаты обследования — заключением.

Финансовый менеджмент в учреждениях

Составной частью системы государственного (муниципального) финконтроля является внутренний финансовый контроль и аудит, осуществляемый прежде всего органами госвласти и местного самоуправления в отношении собственных процедур планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, формирования отчетности и т.д. Об этом говорится в дополнительной ст. 160.2-1 БК РФ.

Однако в названной выше Госпрограмме внутренний финансовый контроль выходит за рамки системы государственного контроля и, по сути, становится инструментом финансового менеджмента. Причем, как уточняется в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2, реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к таким инструментам и на ведомственном уровне, и на уровне государственных (муниципальных) учреждений.

Следовательно, в перспективе внутренний контроль в учреждениях должен представлять собой постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех уровней в ходе оказания государственных (муниципальных) услуг. Благодаря этому процессу должны обеспечиваться:

  • соблюдение и качественное исполнение законодательных и иных нормативных актов, стандартов;
  • соблюдение принципов эффективности и результативности деятельности.

В свою очередь, роль внутреннего аудита должна сводиться к оценке надежности средств внутреннего контроля, подтверждению полноты и достоверности бухгалтерской отчетности и формированию рекомендаций по повышению эффективности деятельности учреждения.

Сформировать системы внутреннего контроля и аудита в органах власти и учреждениях планируется к 2015 г. Затем предполагается создать систему мониторинга качества финансового менеджмента государственных и муниципальных учреждений — чтобы учредитель имел возможность получить оперативную оценку качества их деятельности. По замыслу разработчиков Госпрограммы, такой мониторинг позволит объективно оценивать деятельность любого учреждения на основе показателей, перечисленных в п. 2.1.4 разд. 3 Подпрограммы 2 и характеризующих:

Однако планы по созданию системы мониторинга будут претворены в жизнь не скоро. Реализация этих мер намечена на 2015 — 2018 гг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Совершенствование муниципального финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here