Составы административных правонарушений в области таможенного дела

Важный материал по теме: "Составы административных правонарушений в области таможенного дела" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.23)

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

>
Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Состав таможенного правонарушения

Состав таможенного правонарушения, как и любого другого вида правонарушения включает следующие элементы:

2. объективная сторона;

4. субъективная сторона.

Если хотя бы один из элементов состава отсутствует, то противоправное деяние не может быть признано правонарушением.

Объект таможенного правонарушения

– охраняемые государством общественные отношения в сфере таможенного дела установленные нормами ТК РФ. Можно выделить следующие группы объектов (рис.1).

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

Порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и порядок их уплаты

Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ

соблюдения мер экономической политики

Рис.1 Объекты таможенных правонарушений

Объективная сторона таможенного правонарушения

– деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми (уголовно-правовыми) нормами правил. Объективную сторону НТП содержат нормы главы 16 КоАП РФ. Объективную сторону таможенных преступлений содержат нормы ст.ст. 188, 189,190, 193,194 УК РФ.

Субъект таможенного правонарушения

. Субъектами нарушений таможенных правил являются:

— индивидуальные субъекты — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица;

— коллективные субъекты — юридические лица российские и иностранные, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Индивидуальный субъект, совершивший правонарушение, несет административную ответственность по достижению им к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста во вменяемом состоянии, т.е. может осознавать значение своих действий и руководить ими (ст.2.1, 2.3 КоАП РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за НТП на общих основаниях, если правонарушение совершено ими на территории России.

Должностные лица в качестве особого вида индивидуальных субъектов привлекаются к ответственности за НТП, если в их должностные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства РФ по таможенному делу и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России. Понятие должностного лица закреплено в примечании к ст.2.4 КоАП РФ.

Однако законодательством предусмотрено исключение из общего правила, согласно примечанию 1 к ст.16.1 КоАП РФ индивидуальные предприниматели за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (НТП) несут ответственность как юридические лица.

Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Субъектами преступлений в сфере таможенного дела могут быть только физические лица

вменяемые и достигшие 16-летнего возраста (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица).

Субъективная сторона таможенного правонарушения

– совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Очевидно, что понятие умысла и неосторожности, как характеристики психического отношения лица к содеянному применимо лишь к физическим лицам – субъектам таможенных правонарушений.

Умысел предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего деяния (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный умысел).

Неосторожность может проявляться в двух формах:

— легкомыслия (самонадеянности), когда лицо предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их;

— небрежности, когда лицо не предвидит общественно опасные последствия своего деяния, но могло и должно было их предвидеть.

Субъективная сторона НТП может характеризоваться виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Субъективная сторона преступлений в сфере таможенного дела характеризуется только умышленной формой вины.

Источник:

Состав административного правонарушения и его особенности в сфере таможенного дела.

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения.

Читайте так же:  Кредитные налоговые вычеты

Объектом АП являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ (включающая действие или бездействие). Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка, признак другого лица.

Субъектами АП являются физические и юридические лица. Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет. Субъектами нарушений таможенных правил являются:

— индивидуальные субъекты — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица;

— коллективные субъекты — юридические лица российские и иностранные, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона АП это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния, а также представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Особенности: Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:

— порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через там.границу ТС;

— порядка их перемещения по единой таможенной территории ТС при нахождении под таможенным контролем;

— порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

— применения мер таможенного контроля;

— правил установления и взимания таможенных платежей и т.д.

Юридическая квалификация административных правонарушений в сфере таможенного дела. Понятие, общая характеристика.

Юридическая квалификация – это установление определённого события как правонарушения и отнесение его к определённому роду юридических событий.

Любая юридическая квалификация имеет информационный аспект, т.к. должна учитывать достижения судебной статистики, экспертиз и т.д.

Квалификация (качество) – в общем смысле термин квалификация предполагает осуществление качественного определения вида правонарушения. Основанием официальной квалификации является юридическая норма, которая выбирается основой соответствующего решения. Будучи формально-определенным институционным предписанием, она дает субъекту квалификации критерий для сценки фактов действительности. В ней закрепляются устойчивые, существенные и необходимые для квалификации признаки идеальной модели состава правонарушения (анализ текста норм уголовного и административного законодательства).

Процесс юридической квалификации правонарушения с использованием дополнительных оснований предполагает, как минимум, две стадии:

1) стадию промежуточной оценки — приводит к выводу о соответствии (или несоответствии) признаков деяния тем признакам состава правонарушения, которые отражены в дополнительных основаниях и осуществляется на базе этих дополнительных оснований.

2) стадию окончательной квалификации — окончательная квалификация, влекущая юридические последствия, дается на основании конкретной нормы права, которая, во-первых, оценивает подобное поведение как правонарушение, а во-вторых, содержит в той или иной форме отсылку к дополнительным основаниям оценки. Соотношение результатов квалификации (позитивного или негативного).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник:

Содержание

Глава 1. Административное правонарушение в области таможенного дела

Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела

1.2 Классификация административных правонарушений в области таможенного дела

Введение

В данной курсовой работе дана общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела. Административные правонарушения в области таможенного дела являются одними из наиболее серьезных и опасных, из за того, что данные правонарушения посягают на экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации.

В первой главе работы дано общее понятие административного правонарушения в области таможенного дела, а так же классификация административных правонарушений в области таможенного дела.

Возбуждение дела о нарушении таможенных правил и его административное расследование описаны во второй главе курсовой работы.

Таможенная служба играет значительную роль в экономическом развитии государства, так как регулярно пополняет государственный бюджет. Применяя раз личные запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров поддерживает национальное производство.

После вступления России в ВТО государственная граница стала более открытой для проникания различных видов товаров и услуг и поэтому обеспечение экономической безопасности страны носит серьезный характер для Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности таможенных органов является осуществление фискальной и правоохранительной функции, таможенное оформление и таможенный контроль.

Таможенные органы так же взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Но правоохранительная деятельность таможенных органов еще очень мало изучена, имеется немало проблем по осуществлению данной деятельности.

Административное правонарушение в области таможенного дела

Субъект таможенного проступка

Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъект нарушения таможенных правил может являться:

  1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
  2. коллективным субъектом – юридическое лицо.

Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

  1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

Читайте так же:  Запрет шумных работ в выходные дни

Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

  1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
  2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.

Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

  1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
  2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

Общий признак всех видов правонарушений в таможенном деле – это посягательство на общественные отношения, которые регулируются на основании норм таможенного права Таможенного союза и РФ. По перечню свойств правонарушения, которые описываются в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, можно разделить на группы (классифицировать). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений обладает познавательным смыслом, так как с помощью нее можно оценить противоправные явления глубже. Некоторые результаты классификации представлены далее.

Рисунок 2. Классификация правонарушений

В научной литературе были предприняты другие попытки классифицировать таможенные нарушения, которые содержатся в 16 главе КоАП, но они носили искусственный характер. Дополнительный интерес представляет контрабандообразующая группа правонарушений, к которой относятся правонарушения, указанные в статьях 16.1, 16.2 и 16.4, а также то, что правонарушения делятся на длящиеся и недлящиеся. Последний факт имеет практическое значение для того, как исчисляются сроки давности правоприменительной деятельности в области привлечения лиц к понесению административной ответственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разграничение таможенных проступков и преступлений (статьи 189, 190, 193, 194, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса) должны решаться комплексно. Основным принципиальным отличием преступлений от проступков является степень общественной опасности, преступление имеет более высокую ступень, чем проступок. Критерии того, как они разграничиваются находятся либо в правоохранительных нормах, либо являются вытекающими из теории права. К примеру, в статье 229.1 Уголовного кодекса содержатся указания на особые предметы правонарушений: наркотическое вещество, психотропное вещество и их аналоги, по отношению к некоторым из них устанавливаются особые правила перемещения через таможенные границы Таможенного союза либо государственные границы Российской Федерации с государствами, которые являются членами Таможенного союза. Отличия таможенных проступков от преступлений заключается в вине как умысле или прямом умысле, которая является своейдственной для отдельных видов престулпений. Отличительная особенность также заключается в субъектном составе правонарушения: в отличие от административных правонарушений в области таможенного дела, субъект уголовного преступления является исключительно индивидуальным субъектом – физическим или должностным лицом.

Источник:

Административные правонарушения в области таможенного дела

Зачастую читатели задаются вопросом, что такое административные правонарушения в области таможенного дела, и какие предусмотрены меры ответственности за их совершение. Также приводится краткий обзор основных видов нарушений в данной сфере.

Живя в цивилизованном обществе необходимо придерживаться правил, установленных обществом, для соблюдения порядка. Нарушая данные нормы, нужно быть готовым к тому, что придется понести ответственность. Меры наказания за данные правонарушения содержатся в КоАП РФ.

Объект и предмет таможенного проступка

Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

Рисунок 1. Состав таможенного проступка

Родовым объектом административного таможенного правонарушения являются урегулированные на основании норм таможенного права РФ и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственным объектом административного таможенного правонарушения являются определенные общественные отношения, которые возникают на стадии проведения таможенных операций: декларирование товара, взимание и уплата таможенного платежа, помещение товара на склады для временного хранения, проведение процедур таможенного контроля и другие.

Также существует предмет таможенного проступка, отличающийся от объекта. Он представляет из себя признак объекта и материальную вещь, с помощью воздействия на которую может быть совершено правонарушение (товары, которые перемещаются без предоставления информации об этом таможенной службе, товары, которые утрачиваются в результате воздействия непреодолимой силы, недостоверное декларирование товаров, валюты и иные денежные средства).

Объективной стороной таможенного проступка является внешнее выражение правонарушения, включающее само деяние и признаки, которые описываются в диспозиции правоохранительных норм 16 главы Кодекса об административных правонарушениях. К подобных признакам относятся:

Читайте так же:  Пробить административный штраф

Объективную сторону таможенного проступка можно выразить в нескольких формах:

  1. действие, которое нарушает прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение или замена средств идентификации) (статья 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. бездействие, которое нарушает установки правового предписания (отказ от предоставления отчетности в таможенные органы) (статья 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).

На основании конструктивных особенностей объективной стороны таможенные правонарушения можно охарактеризовать как формальные, которые не обязательно наносят материальный вред, причиненный совершение правонарушения.

Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

2.1 Возбуждение дела о нарушении таможенных правил и его административное расследование.

2.2 Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил и вынесение постановления по делу.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

  1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
  2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
  3. применение мер таможенного контроля;
  4. установления и взимание таможенных платежей;
  5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
  6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).

В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

  1. объект таможенного проступка;
  2. объективная сторона таможенного проступка;
  3. субъект таможенного проступка;
  4. субъективная сторона таможенного проступка.

Административные правонарушения

К таковым нарушениям закона следует относить такие несоблюдения установленных правил, которые приводят к привлечению к административной ответственности. При этом данное деяние нарушает правила поведения физических лиц, коммерческих фирм либо государственных ведомств в обществе.

Классификация таможенных правонарушений

Важно! Привлечь к ответственности можно как отдельных граждан, так и юридических компаний. Некоторые ситуации административного правонарушения приводят к наказанию, как самого предприятия, так и его должностных лиц.

Также для применения мер ответственности должны присутствовать следующие признаки:

  • дееспособность физических лиц;
  • виновность;
  • опасность;
  • противозаконность;
  • наказуемость.

Для того чтобы несоблюдение общественных норм влекло меры наказания, в составе данного несоблюдения должны присутствовать все вышеописанные признаки.

Данное несоблюдение общественно установленных правил может проявляться в таких видах как:

  • совершение какого-либо действия;
  • несовершение предписанного действия (бездействия).

Нарушение имеет следующие разновидности:

Такое разделение зависит от степени вреда и ответственности за него.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Данные нарушения закона в сфере таможенного дела — это противоречащие законодательству страны деяния (либо не совершенные деяния), которые нарушают нормы и правила перемещения продуктов, товаров и вещей, а также приводят к применению мер ответственности.

Далее приводится общая характеристика административных правонарушений в области таможенного дела. Выделяется четыре основных элемента:

  1. Объект. Представляет собой процедуру транспортировки вещей и продуктов, а также процедуру осуществления контроля и выполнения иных процедур.
  2. Объективная сторона. Она представляет собой форму деяния, совершенного правонарушителем либо, наоборот, бездействия в ситуациях, требующих вмешательства.
  3. Субъект. Им является сам нарушитель. Это может быть как гражданин, так и организация.
  4. Субъективная сторона. Является психологической составляющей, и классифицируется на:
  • неосторожность;
  • умысел.

К основным видам нарушений относятся:

  • незаконная транспортировка вещей и продуктов;
  • недекларирование либо заведомо ошибочное декларирование ввозимых вещей;
  • неуплата таможенных пошлин;
  • бездействие в аварийных ситуациях;
  • непредставление необходимых документов для осуществления таможенного контроля;
  • нарушение установленных сроков по уплате пошлины либо представлению документации;
  • незаконное использование арестованных продуктов;
  • несоблюдение иных правил, установленных таможней.

Признаки правового нарушения таможенного законодательства, за которые предусмотрено административное наказание, соответствуют описанным выше в курсовой работе обобщенным признакам.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства предусмотрена кодексом об административных правонарушениях и таможенным кодексом. К примеру, за указание недостоверных сведений для физических лиц предусматривается штраф в размере от 1 000 до 2 500 руб., для компаний — от 5 000 до 10 000 руб., для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб. За нарушение срока уплаты пошлины гражданину придется заплатить от 500 до 2 500 руб., фирме — то 50 000 до 300 000 руб., должностному лицу — от 5 000 до 10 000 руб.* Точный размер определяется в каждом конкретном случае исходя из суммы убытка и иных особенностей нарушения.

Привлечение к ответственности не является основанием для уплаты пошлин либо выполнения иных действий, установленных законом. То есть, если за непредставление документации по транспортировке через границу определенного груза физическое лицо было оштрафовано, это не означает, что документы представлять не нужно. Штрафные меры предусмотрены для того, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не возникало.

Такие дела находятся в компетенции таможенных органов. Для рассмотрения данных дел в таможенном ведомстве выделен специальный отдел по контролю. В его власти возбуждение дел, рассмотрение дел и вынесение решения.

1.1 Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушения в области таможенного регулирования в Таможенном союзе посягает на экономические интересы и безопасность государств- членов Таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально- нравственные устои общества.

Читайте так же:  Идентификатор административного штрафа

Интеграционные процессы вступления России в Таможенный союз существенно не затронули ее правоохранительную систему. Согласно ст. 7 ТКТС, таможенные органы государств – членов Таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения к административной ответственности определяются законодательством государств — членов Таможенного союза с особенностями, установленными международными договорами. ,

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории России является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г. 1195-ФЗ. Данный документ определяет:

составы административных проступков в сфере таможенного дела

систему административных наказаний и принципы их применения

круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности;

процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму.

Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, можно дать следующее определе­ние административного правонарушения в области таможенного дела.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нару­шение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездей­ствие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Феде­рации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирова­ния на современном этапе, противоправные деяния в области тамо­женного дела посягают на общественные отношения в сфере:

порядка перемещения товаров и средств международной пере­возки через таможенную границу Таможенного союза;

порядка их перемещения по единой таможенной территории Таможенного союза при нахождении под таможенным контролем

порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

применения мер таможенного контроля;

правил установления и взимания таможенных платежей;

правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;

. реализации властных отношений между таможенными органа­ми и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нор­мальную работу таможенных органов).

Гяава 16 Кодекса «Административные нарушения в области тамо­женного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 24 статьи, закрепляющие составы таможенных проступков.

В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а так же правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ являются юридическим основанием ад­министративной ответственности в области таможенного дела. Фак­тическим основанием для наступления административной ответствен­ное является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом) (Рис 1):

Источник:

Особенности административных правонарушений в таможенном праве

Административные правонарушения в таможенном регулировании могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия и морально-нравственных устоев общества.

Интеграционный процесс вступления стран в Таможенный союз не затронул правоохранительную деятельность таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с 7 статьей Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств, которые являются членами Таможенного союза имеют право на привлечение лиц к административной ответственности на основании национального законодательства государств. Все виды административного правонарушения, включая порядок и принципы того, как лица привлекаются к административной ответственности определяется на основании законодательства государств, являющихся членами Таможенного союза с особенностями, которые установлены в международных договорах.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

На основании общего понятия административных правонарушений, которое содержится в 2 части 2.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях, административному правонарушению в таможенном деле может быть дано следующее определение.

Неоднократные нарушения

Нарушения процедуры перемещения товаров, продуктов и иных вещей через границу в некоторых случаях попадают под уголовную ответственность. К ним относится перемещение в большом размере без составления необходимой документации и уплаты таможенных пошлин. Меры наказания в таких случаях предусматриваются уголовным кодексом (от штрафа до реального отбывания срока наказания).

Если в ходе осуществления контроля сотрудники таможенного ведомства обнаружили признаки контрабанды, то дело передается на рассмотрение в правоохранительные органы (полиция, прокуратура и т.д.).

Примером контрабанды является перевозка крупной партии ювелирных изделий (украшения из золота и драгоценных металлов), которая не была задекларирована. По экспертному мнению стоимость данной перевозки составляла свыше 3 000 000 руб. Лицо, осуществляющее перемещение, было привлечено к уголовной ответственности в виде трех лет лишения свободы с изъятием транспортируемых предметов.

Кроме контрабанды к уголовной ответственности привлекаются лица или компании, осуществляющие противоправный вывоз научной информации и технологий, которые могут быть использованы для создания вооружений и иной военной техники.

Таким образом, для того, чтобы избежать наказания за какие-либо свои действия, необходимо руководствоваться положениями и нормами, установленными законодательством страны. Поскольку нередко возникают ситуации, когда нарушения происходят в силу незнания определенных правил и процедур. Собираясь перевозить товары и иные продукты через границу, рекомендуется ознакомиться с необходимой правовой литературой.

*Расценки штрафов актуальны на июль 2018 г.

Источник:

1.1 Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения в области таможенного дела

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, указывая, что это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов России об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Ответственность за административное правонарушение в сфере таможенного дела предусмотрена главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

Родовым объектом правонарушений, охватываемых этой главой являются общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела.

Читайте так же:  Налоговая амнистия отзывы

Обязательными признаками административного правонарушения, как известно, являются противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие в определении материального признака, выражающегося в общественной опасности противоправного деяния, является существенным отличием административного правонарушения от преступления.[2, с. 11]

Противоправный поведенческий акт может быть совершен как в виде действия (активная форма), так и бездействия (пассивная форма). Во втором случае административная ответственность наступает лишь при условии, что лицо должно было действовать определенным способом, но не выполнило определенных действий (например, невывоз транспортного средства, за пределы таможенной территории России, если такой вывоз является обязательным, недекларирование товаров и т.д.). Кроме того, данные деяния должны посягаться на таможенный контроль, установленный Таможенным кодексом ТС и иными нормативными актами, порядок перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, порядок таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользование ими.

Из указания на признак виновности действий (бездействий) физических и юридических лиц вытекает требование выяснить при рассмотрении дела об административном правонарушении виновность лица в его совершении. При этом в силу презумпции невиновности, вину должно доказать должностное лицо таможенного органа, осуществляющее рассмотрение дела об административном правонарушении. Однако необходимо учитывать, что в случае рассмотрения дела судьей на него не может быть возложена функция доказывания вины, то есть обвинения лица в содеянном. Это вытекает из правовой позиции Конституционного суда России, согласно которой суд, осуществляя судебную власть, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон, что означает, прежде всего строгое разграничение судебной функции разрешения дела и функции обвинения, которые, таким образом, осуществляются разными субъектами.

Отсюда следует, что в тех случаях, когда рассмотрение дела осуществляется судом в отсутствие стороны обвинения, пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированным в протоколе об административном правонарушении.[25, стр. 219]

Наказуемость — один из существенных признаков административного правонарушения, выражающийся в том, что только такое действие

(бездействие) признается административным проступком, за которое предусмотрена административная ответственность в виде одного из наказаний.[2, с.35]

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением.

Поскольку нарушение это явление реальной .действительности, то оно обладает огромным числом признаков. Эти признаки следует разделить на элементы, имеющие юридическое значение и не имеющие такового. Первая группа в свою очередь делится на входящие в состав, то есть конструктивные, и не входящие в состав, такие обстоятельства как смягчающие, отягчающие или вовсе исключающие ответственность.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения от смежных (частично совпадающих) с ним административных правонарушений, а также преступлений. В законодательстве такое отграничение проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права (избирательного, земельного, трудового и др.) и охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Например, в большинстве случаев, объектами в составах предусмотренных главой 16 КоАП РФ являются: порядок перемещения товаров и транспортных средств; порядок таможенного оформления и таможенного контроля.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещённом административным правом. Довольно часто законодатель ставит в зависимость объективную сторону административного правонарушения от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

При определении возможных субъектов ответственности за выявленные нарушения таможенных правил следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как российские, так и иностранные лица:

а) юридические лица;

б) физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

в) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства России по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых- возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административное правонарушение на общих основаниях.

При решении вопроса о субъекте ответственности следует учитывать положение ч.З ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. При этом под физическим лицом следует понимать как должностных лиц, так и иных работников юридического лица — чьи виновные действия повлекли совершение правонарушения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 2.2 даёт определение формы вины.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Составы административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержат специальных требований в отношении формы вины физического лица. Все эти правонарушения могут быть совершены ими как умышленно, так и по неосторожности.

Что касается вины юридического лица, то с учётом её определения, установленного в ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, виновность юридического лица необходимо устанавливать на основании анализа обстоятельств, составляющих объективную сторону правонарушения. Более подробно о доказывании вины юридического лица будет раскрыто в третьей главе аттестационной работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Составы административных правонарушений в области таможенного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here