Роль и значение упрощенной системы налогообложения

Важный материал по теме: "Роль и значение упрощенной системы налогообложения" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Упрощенная система налогообложения

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов – упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе посвящена гл. 26.2. УСН. Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2019 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые не могут применять УСН в 2019 году, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Доходы и расходы при УСН

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ. Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться налоговыми агентами по НДС или налогу на прибыль, платят земельный и транспортный налог, а в отдельных случаях и налог на имущество. ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то удерживает и перечисляет НДФЛ с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ. Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. По общему правилу налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят НДС при импорте товаров (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основной налог для организаций и ИП на УСН – это собственно «упрощенный» налог.

УСН в 2019 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2019 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2019 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Плательщик УСН, у которого в 2019 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected] ) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Читайте так же:  Административное наказание научная статья

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

Источник:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

студент, ФЭТТ РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В настоящее время одной из важнейших задач социально-экономического развития РФ является реализация программ и методик, направленных на развитие малого предпринимательства на территории РФ. Ведь именно малый бизнес играет ключевую роль в экономическом развитии любого государства.

Малые предприятия весьма важны тем, что они создают и предоставляют новые рабочие места для экономически активного населения РФ [5, с. 82]. Ориентир малого бизнеса направлен на удовлетворение постоянно изменяющихся запросов потребителей. Кроме этого, малый бизнес обладает способностью быстрого реагирования на изменение спроса того или иного товара.

Малый бизнес РФ представлен множеством различных предприятий. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) 2015 года, малые предприятия в наибольшей степени занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом различных автотранспортных средств и предметов личного потребления – их доля составляет 26,6%. Также, существенную долю малых предприятий РФ составляют предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством – их доля составляет 24,6% [2, с. 9]. Помимо этого, около 11% малых предприятий РФ осуществляют свою предпринимательскую деятельность в сфере строительства.

На заседании госсовета, посвященному вопросам развития предпринимательской деятельности в России, Президент РФ В.В. Путин заявил, что основной задачей властей на ближайшее время является увеличение доли малого бизнеса в структуре экономики России до показателей развитых стран. По данным 2016 года вклад малого бизнеса в ВВП России не превышает 21% [1]. Для сравнения, вклад малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет более 50%.

В целях поддержания начинающей предпринимательской деятельности и дальнейшего его развития, разработана упрощенная система налогообложения, позволяющая уменьшить налоговое бремя, упростить ведение налогового и бухгалтерского учета. Упрощенная система налогообложения является альтернативой общей системы налогообложения, действующей на территории Российской Федерации.

Историю развития упрощенной системы налогообложения в России можно разделить на два этапа.

Начиная с 1995 года и по 2003 год, когда в России действовал Федеральный закон №222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [6, с. 192].

Второй этап условно начинается с 2003 года, когда в Налоговый кодекс Российской Федерации была введена новая глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Для наилучшего понимания сущности упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима, действующего на территории Российской Федерации, необходимо более детально рассмотреть каждый из этапов отдельно.

Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» был принят 29 декабря 1995 года. Согласно данному закону с 1 января 1996 года в действие был введен специальный налоговый режим для юридических, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Переход на данный режим налогообложения и возврат к общей системе налогообложения, согласно Федеральному закону, являлся добровольным.

Основное преимущество данного налогового режима заключалось в том, что уплата ряда различных налогов заменялась уплатой единого налога, который начисляется исходя из результатов хозяйственной деятельности конкретной организации за отчетный период времени.

При этом, объектом обложения единым налогом являлся совокупный доход организации, полученный за отчетный период, или валовая выручка предприятия, полученная от осуществления предпринимательской деятельности за отчетный период. Необходимо учесть, что полномочия по выбору объекта налогообложения возлагались на орган государственной власти субъекта РФ.

Совокупный доход организации рассчитывался как разница между валовым доходом, полученным предприятием от осуществления предпринимательской деятельности и стоимостью различных товаров, работ, услуг, используемых в процессе производства товара.

Важнейшим элементом данного федерального закона являлась ст. 4, посвященная ставкам единого налога, подлежащим зачислению в различные бюджеты Российской Федерации. Стоит отметить, что для совокупного дохода и валового дохода установлены различные ставки налогообложения.

Так, малые предпринимательства, которые применяли упрощенную систему налогообложения учета и отчетности на совокупный доход, были утверждены следующие ставки:

— в федеральный бюджет размер ставки составлял 10% от совокупного дохода организации;

— в бюджет субъекта РФ и местного бюджета – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

Если малые предпринимательства применяли упрощенную систему налогообложения учета и отчетности на валовую выручку, то применялись следующие ставки:

— в федеральный бюджет размер ставки составлял 3,3% от суммы валовой выручки предприятия;

— в бюджет субъекта РФ и местного бюджета – в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки предприятия [9].

Однако, далеко не каждая организация могла перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого, организация должна была выполнять два основных требования.

Во-первых, общая численность работников предприятия не должна была превышать 15 человек. При этом, в общую численность работников организации также включались сотрудники, работающие в филиалах компании или иных подразделениях.

Во-вторых, переход на данный налоговый режим был возможен, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подавалось заявление на применение специального налогового режима, общий размер валовой выручки не превышал суммы стотысячекратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) [10].

Читайте так же:  График выплат дивидендов

Помимо этого, согласно п.2 ст.2 данного федерального закона, организации, занимающиеся производством подакцизной продукции, различные кредитные организации, предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного и развлекательного бизнеса также не могли перейти к упрощенной системе налогообложения учета и отчетности.

Количество малых предприятии, применяющих данный режим, в период с 1997 по 1999 год постоянно увеличивалось. Однако, в дальнейшем наблюдался существенный спад количества малых предприятия вплоть до 2001 года включительно, что показано на рис. 1 [3].

На рис. 1. представлена диаграмма малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в период действия ФЗ №222 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Наибольшее количество предприятии было зарегистрировано в 1999 г. и их количество составляло 890,6 тыс. Наименьшее количество малых предприятий осуществляло предпринимательскую деятельность в 2001 году и их количество составляло 843 тыс.

Рис. 1. Количество малых предприятий в период с 1997 – 2002 гг.

В таблице 1 даны основные экономические показатели деятельности малых предприятий в период действия ФЗ №222 [3].

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в период с 1997 по 2003 гг.

Источник:

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения по упрощенке.

При объекте «доходы» налоговой базой является денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ)

Если объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Какой объект выбрать, зависит от величины расходов на УСН, ведь если расходов на упрощенке нет или они незначительны, то использовать УСН «доходы минус расходы» нецелесообразно.

Объект нужно выбрать при переходе на УСН. Впоследствии его можно менять хоть каждый год.

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от объекта налогообложения (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Объект налогообложения Ставка, %
Доходы 6 Доходы минус расходы 15

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» могут быть понижены:

Объект налогообложения Минимальные ставки, установленные субъектом РФ
Доходы 1 Доходы минус расходы 5

Так, к примеру, Законом г. Москвы от 07.10.2009 № 41 понижена ставка УСН при объекте «доходы минус расходы» до 10% для некоторых видов деятельности при условии, что выручка по этому «льготному» виду деятельности составляет 75% и более за отчетный (налоговый) период. К таким видам деятельности относятся, в частности, обрабатывающие производства, предоставление социальных услуг, деятельность в области спорта, растениеводство и животноводство.

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций – не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Минимальный налог при УСН

Если упрощенец выбрал объект «доходы минус расходы», то по итогам года вместо обычного налога ему придется платить минимальный налог при выполнении следующего условия:

(Доходы – Расходы) * Ставка УСН 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 08.06.2018 N 132н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2019 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2019 году следующие:

Вид платежа КБК
Налог 182 1 05 01011 01 1000 110 Пени 182 1 05 01011 01 2100 110 Штраф 182 1 05 01011 01 3000 110

При этом КБК УСН «доходы» в 2019 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2019 году следующие:

Вид платежа КБК
Налог 182 1 05 01021 01 1000 110 Пени 182 1 05 01021 01 2100 110 Штраф 182 1 05 01021 01 3000 110

Минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов упрощенец уплачивает по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

ЗНАЧЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Читайте так же:  Возврат госпошлины при возврате искового заявления судом

Возможности ведения бухгалтерского учета по упрощенной системе представляют интерес для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых однотипна, не предполагает сложных технологических или финансовых схем, а число хозяйственных операций этих субъектов невелико. В противном случае переход на упрощенную систему учета не будет обеспечивать информационные потребности бизнеса.

Решение о переходе на уплату единого налога по упрощенной системе также требует детальной проработки. Оценивая его привлекательность, следует иметь в виду неоднозначность подхода к определению налоговой базы по единому налогу, а также несимметричность обложения различных субъектов упрощенной системы — индивидуальных предпринимателей и организаций. Упрощенная система налогообложения менее привлекательна для индивидуальных предпринимателей, поскольку они не получают освобождения от НДС и налога с продаж, тогда как для организаций единый налог заменяет уплату указанных косвенных налогов.

Согласно НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Главный вывод, который должен сделать для себя бухгалтер, — это то, что вместо огромного множества налогов организация или индивидуальный предприниматель теперь могут платить один налог, который так и называется — единый.

ВЫВОД: Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод о том, что Упрощенная Система Налогообложения (УСН) ориентирована на представителей малого и среднего бизнеса. Так как вместо огромного множества налогов организация или индивидуальный предприниматель теперь могут платить один налог, который так и называется — единый.

Список использованных источников

Газалиев, М.М. Особенности налогообложения малого бизнеса [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М. М. Газалиев, В. А. Осипов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 116 с. – Режим доступа: http://znanium.com/.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.12.2015).

Источник:

15А. Значение и элементы упрощенной системы налогообложения.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы.

Упрощенная система налогообложения является одним из специальных налоговых режимов, упрощенная система налогообложения (УСН) адресована ограниченному кругу налогоплательщиков — субъектам малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения (УСН) была разработана для применения индивидуальными предпринимателями и организациями с целью упрощения расчетов по налоговым выплатам.

Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

В общем случае организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. Так, «упрощенцы» должны делать платежи на обязательное страхование с зарплаты сотрудников, удерживать и перечислять НДФЛ и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

с 1 января 2015 года некоторым «упрощенцам» нужно платить налог на имущество. С указанной даты освобождение от уплаты этого налога не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. К такому имуществу можно отнести, например, торговую и офисную недвижимость (п.1 ст. 378.2, п.3 ст. 346.11 НК РФ).

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно.

Чтобы перейти на УСН с 2010г. доходы организации за 9 месяцев 2009г. не должны превышать 45 млн. руб. (изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009г. №204-ФЗ).

Для того чтобы не потерять право на применение УСН, доходы в течение года не должны превышать 60 млн. рублей .

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) банки, ломбарды;

3) страховщики, негосударственные пенсионные фонды;

4) инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;

6) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

7) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

8) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

9) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %;

10) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

Читайте так же:  Счетная палата как орган финансового контроля

11) организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА превышает 100 млн. руб.;

12) бюджетные организации;

13) любые иностранные компании.

Объектом налогообложения признаются:

1. Доходы. Налоговая ставка – 6%, налоговой базой признается денежное выражение доходов.

2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка – 15%, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Региональные законы могут устанавливать налог в пределах от 5 до 15%.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самостоятельно. Налогоплательщики вправе менять объект налогообложения ежегодно (с 2009г.), при условии уведомления об этом налоговых органов не позднее 20 декабря года, предшествующего году перехода.

Организации учитывают следующие доходы: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

При определении объекта налогообложения не учитываются:

1) доходы, полученные в виде предварительной оплаты, в виде имущества, полученные в форме залога, в виде взносов в уставной капитал, в виде имущества, полученного безвозмездно и др. в соответствии со ст. 251 Наст.кодекса.

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса,(государственные, муницип. Ценные бумаги; доходы в виде дивидендов)

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

15Б.Организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы» могут уменьшить доходы на следующие расходы:

1) на приобретение основных средств;

2) на приобретение нематериальных активов;

3) на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое имущество;

5) материальные расходы. Стоимость можно списать на расходы только после оплаты;

6) на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;

7) на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

10) на обеспечение пожарной безопасности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров и не подлежащие возврату налогоплательщику;

12) на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм;

13) аудиторские услуги, на публикацию бухгалтерской отчетности, если законодательством возложена обязанность осуществлять их публикацию;

14) на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

15) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

16) на рекламу товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

17) на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

18) суммы налогов и сборов;

19) по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов). Списать на расходы покупную стоимость товаров можно только после их оприходования, оплаты и реализации;

20) затраты на подготовку сотрудников;

21) на доставку товаров;

22) судебные расходы;

23) затраты на созданные организацией ОС и НМА;

24) затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. Включать эти расходы можно с момента ввода объекта в эксплуатацию, а учитывать равномерно в течение года, отражая на последнее число отчетного периода;

25) расходы, связанные с приобретением товаров для перепродажи, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров. Эти затраты можно списывать сразу после оприходования и оплаты товаров;

26) на обслуживание контрольно-кассовой техники (ККТ);

27) на вывоз мусора;

28) на страхование ответственности (например, ОСАГО);

29) на командировки, причем расходы на суточные и полевое довольствие учитываются в полном объеме (с 2009г.).

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, рассчитывает минимальный налог в размере 1 % от доходов. Минимальный налог уплачивается, если сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога.

Если в качестве объекта налогообложения берутся доходы, уменьшенные на величину расходов, можно уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась УСНО. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.

Налоговым периодом признается календарный год. Налоговую декларацию нужно сдавать только по итогам года.

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей.

Для тех, кто выбрал базу – доходы, сумма налога, исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взносов «на травматизм», уплачиваемых за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (но не более чем на 50 %).

Читайте так же:  Административное производство по делам несовершеннолетним

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта следующего года.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Источник:

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

студент, юридического института ВятГУ,

студент, юридического института ВятГУ,

ст. преподаватель ВятГУ,

В настоящее время налоговая политика является основным регулятором взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Одним из направлений политики государства в области налогообложения является стимулирование субъектов малого бизнеса. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели [3]. Данные субъекты должны отвечать следующим критериям:

  1. общая доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 25%;
  2. среднее количество работников за предшествующий календарный год не должно превышать 100 человек включительно (для микропредприятий – 15 человек);
  3. прибыль, полученная от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год – не более 800 млн. рублей (для микропредприятий – 120 млн. рублей) [2].

Развитие малого предпринимательства является одним из главных направлений решения экономических и социальных проблем. В России существуют два вида налоговых режимов: общий и специальный.

Под общим налоговым режимом понимается система налогообложения, при которой хозяйствующий субъект платит все необходимые налоги, сборы, платежи, установленные Налоговым кодексом, иными федеральными законами, если он не освобожден от их уплаты. Под специальным налоговым режимом следует понимать уплату одного определенного налога, размер которого установлен в упрощенном порядке, вместо нескольких установленных основных видов налога. Основная цель введения специальных налогов – это снижение налоговой нагрузки, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Налоговый кодекс предусматривает четыре специальных налоговых режима:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН);
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  3. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН);
  4. Патентная система налогообложения (ПСН).

В большинстве случаев субъекты малого бизнеса выбирают упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который ориентирован на снижение налогового бремени в организациях малого предпринимательства и облегчение ведения налогового учёта.

Упрощенная система налогообложения требует выполнения конкретных условий:

  1. количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
  2. доход к началу налогового периода не превышает 150 млн. рублей;
  3. остаточная стоимость не превышает 150 млн. рублей;
  4. доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;
  5. организациям, имеющим филиалы, запрещено применение УСН;
  6. организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей [1].

При применении упрощенной системы налогообложения возникают определенные проблемы и трудности.

На сегодняшний день существует проблема, связанная с непрерывным контролем критериев, которые ограничивают право применения данного режима налогообложения. При превышении установленных Налоговым кодексом ограничений, налогоплательщик вынужден будет уплатить все налоги, от которых был освобожден. В связи с УСН необходимо быть весьма внимательным в отношении объема выручки и численности работников для того, чтобы не упустить момент, когда налогоплательщик будет лишен права на УСН в связи с превышением данных критериев.

Еще одной не менее важной является проблема УСН – это освобождение от уплаты НДС. Проблема состоит в том, что предприниматель на УСН не является плательщиком НДС. При работе с субъектами, освобожденными от уплаты НДС, у предпринимателя проблем не возникнет. Однако сложности могут возникнуть, если «напарниками по работе» будут являться налогоплательщики НДС. Отсутствие обязанности плательщика при применении УСН платить налог на НДС приводит к потере покупателей-плательщиков этого налога. Следовательно, проблема налогоплательщиков, применяющих УСН, состоит в невыгодном положении в цепочке НДС.

На основании вышеизложенного предложим некоторые пути решения правовых проблем применения УСН.

Во-первых, для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с превышением размера критерия ограничения предлагается целесообразным отменить обязанность налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такую возможность необходимо предоставить налогоплательщику в том случае, если он сам обнаружит такое нарушение, вовремя уведомит налоговый орган и самостоятельно незамедлительно устранит нарушение. Во избежание данных злоупотреблений налогоплательщиками следует лишать их возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных Налоговым кодексом пределов.

Во-вторых, решение проблемы ведения двух видов учета возможно путем перехода на ведение учета доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в специальной книге учета доходов и расходов. Для налогоплательщиков, которые применяют разные системы налогообложения, следует установить дополнительно учет тех показателей, которые непосредственно оказывают влияние на исчисление единого налога.

Таким образом, система налогообложения субъектов малого предпринимательства имеет своей направленностью учет особенностей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. Надо полагать, что применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства снижает напряженность в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также повышает качество планирования и прогнозирования, как финансовых поступлений, так и налоговых платежей в бюджет. Тем не менее, упрощенная система налогообложения требует пересмотра и уточнения вопросов, которые возникают в процессе практического их применения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Роль и значение упрощенной системы налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here