Проверка своевременности уплаты налогов

Важный материал по теме: "Проверка своевременности уплаты налогов" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Предмет выездной налоговой проверки

Предмет выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, а с 1 января 2017 года — и страховых взносов (п.п. 3-4 и 17 ст. 89 НК РФ).

Из анализа ст.ст. 87, 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом. Поэтому в рамках такой проверки могут быть проверены как все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, так и их отдельные виды: налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ и т.п.

Внимание

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом вездных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

Предмет проверки, то есть налоги (сборы, страховые взносы), правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также проверяемый период в силу п. 2 ст. 89 НК РФ указывается в решении о проведении выездной налоговой проверки, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]*(1).

Невключение в решение конкретного вида налога влечет отсутствие у должностных лиц налогового органа права проверять правильность и своевременность уплаты данного налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).

В то же время в случае проведения комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика налоговое законодательство не обязывает налоговый орган перечислять в решении конкретные налоги, правомерность уплаты которых будет проверяться. Поэтому в решении в качестве предмета проверки может быть указано на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам» (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган также вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества (п. 7.1 ст. 89 НК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта, помимо правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, является также соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ. При этом в рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Соответствующие положения установлены в новой ст. 89.2 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.

Если налогоплательщик-организация имеет в своем составе представительства и (или) филиалы, то налоговый орган может (п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ):

— провести проверку деятельности филиалов и представительств в рамках выездной проверки головной организации;

— провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств организации*(1).

Предметом самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации может быть только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Соответственно проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) в рамках самостоятельной проверки филиалов и (или) представительств налоговые органы не вправе. Даже если федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный бюджет, его проверка может производиться только в составе проверки головной организации. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 7 ст. 12 НК РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ). При этом проверяется правильность исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Проведение такой проверки не препятствует проведению отдельных выездных проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также по иным налогам, которые не подлежат исчислению и уплате консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

Следует учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. В то же время не входит в компетенцию налоговых органов и, соответственно , не может являться предметом выездной налоговой проверки:

— контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Выездные проверки за эти периоды по-прежнему осуществляются органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2017 N 250-ФЗ);

— контроль за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ);

— проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такие проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ (одновременно с выездными налоговыми проверками по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Внимание

одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносовРешение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Читайте так же:  Какой срок выплаты дивидендов

*(1) Проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленного подразделения, не обладающего статусом филиала или представительства организации, территориальные налоговые органы не вправе. Это прямо следует из положений п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ (см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32 и от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Налоги и взносы » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Источник:

Типичные ошибки налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки и обжаловании ее результатов

Налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки не только обладают широкими полномочиями, но и должны соблюдать определенные нормы в рамках достаточно формализованных процедур налогового контроля. Что необходимо знать налогоплательщику? Как налогоплательщику максимально реализовать свои права и не допустить их нарушения?

Итак, поговорим об ошибках, которые чаще всего допускают налогоплательщики и избежать которых удается в случае привлечения квалифицированных налоговых консультантов.

Предоставление по требованию налогового органа документов в рамках проверки, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика исключительно документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления).

Предоставление по требованию налогового органа вне рамок проверки информации о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте (контрагенте налогоплательщика).

Вне рамок проведения налоговой проверки информация может быть запрошена только в отношении конкретной сделки, которую возможно идентифицировать на основании направленного требования (п.2 ст. 93.1 НК РФ).

Неиспользование налогоплательщиком права на отсрочку предоставления документов, запрошенных по требованию налоговым органом.

На основании п. 3 ст. 93 НК РФ налогоплательщик может подать заявление с просьбой об отсрочке предоставления документов в течение одного дня с момента получения требования на имя руководителя налогового органа с указанием соответствующей причины (большой объем документов, болезнь, отпуск должностных лиц и т.п.)

Неформализованное предоставление налогоплательщиком документов и пояснений представителю налогового органа.

Налоговое законодательство достаточно четко регламентирует процедуру направления и исполнения требования о предоставлении документов (ст. 93, 93.1 НК РФ), а также порядок проведения допроса (ст. 90 НК РФ). При этом предоставляемые в адрес налогового органа документы должны передаваться по реестру с проставлением отметки о принятии. Соответственно, недопустимо со стороны налогоплательщика предоставление информации в устной форме (например, по телефону), направление в адрес налогового органа документов без получения подтверждения принятия указанных документов налоговым органом.

Исполнение требований налогового органа, направленных вне сроков проведения выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Полученные таким образом доказательства (документы, информация) не могут быть использованы налоговым органом при рассмотрении материалов проверки (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57)

Недооценка важности сбора доказательств и формирования налогоплательщиком позиции на досудебной стадии защиты интересов.

По общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как налоговым органом, так и налогоплательщиком, на стадии проведения мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения спора (п. 78 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57). Таким образом, формирование полноценной правовой позиции должно осуществляться налогоплательщиком на досудебной стадии налогового спора.

Недооценка важности ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля и подготовки по ним возражений налогоплательщиком.

Право налогового органа провести в течение одного месяца дополнительные мероприятия налогового контроля (допросы, экспертизы, истребование документов) установлено п.6 ст. 101 НК РФ.

В свою очередь, налогоплательщик в десятидневный срок вправе подготовить и направить свои возражения в отношении их результатов.

Источник:

Выездная налоговая проверка

Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Проводится на территории (в помещении) налогоплательщика; если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, по крупнейшим налогоплательщикам – налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Возможность проведения повторной проверки:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления плательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

Читайте так же:  Право составлять протоколы об административных правонарушениях

3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Если при повторной выездной проверке выявлены правонарушения, которые не были выявлены при первоначальной проверке, к плательщику не применяются налоговые санкции (исключение: если невыявление факта правонарушения при первоначальной проверке явилось результатом сговора между плательщиком и должностным лицом налогового органа).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных проверок в течение календарного года (исключение: в случае принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки плательщика).

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

У него могут быть истребованы необходимые для проверки документы посредством вручения требования о представлении документов. Документы представляются в виде заверенных печатью и подписью руководителя организации (заместителя руководителя, уполномоченного лица) копий. Документы представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При невозможности предоставления в течение дня, следующего за днем получения требования, необходимо письменно уведомить проверяющих с указанием причин и сроков, в течение которых могут быть представлены документы. В течение 2 дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока устанавливаются ФНС.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

При этом проверка может быть приостановлена на срок не более 6 месяцев в совокупности для:

1) истребования документов (информации) о плательщике или налоговом агенте или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных располагающих документами лиц (направляется письменное поручение об истребовании в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы ® после получения в течение 5 дней налоговый орган направляет этому лицу требование о представлении документов ® лицо исполняет требование в течение 5 дней со дня получения)

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок может быть увеличен на 3 месяца);

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При необходимости в ходе проверки может проводиться:

1) инвентаризация имущества ;

2) осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов – производится в присутствии понятых, в необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, составляется протокол;

3) выемка документов и предметов – производится на основании мотивированного постановления в присутствии понятых; предлагается добровольная выдача, в случае отказа производится принудительно; составляется протокол; если есть основания полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, инспектор вправе изъять подлинники, с которых изготавливают копии, заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются одновременно с изъятием документов или в течение 5 дней после изъятия;

4) привлекаться свидетели – может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, за исключением адвокатов, аудиторов и лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

5) экспертиза – если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле; осуществляется на договорной основе. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц.

6) привлечение переводчика – не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое на договорной основе;

7) привлечение понятых – вызываются в количестве не менее 2 человек любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о предмете и сроках проведения проверки и вручить ее плательщику или его представителю. В течение 2 месяцев со дня составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым (его представителем) и вручается последнему в течение 5 дней с даты этого акта под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае уклонения проверяемого от получения акта, этот факт отражается в нем, и акт направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 6 день. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверяемый в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения, приложив подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии).

В рамках выездной проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Может проводиться самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по региональным и (или) местным налогам сроком не более 1 месяца.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Налоговые проверки: кто интересен ФНС в первую очередь?

План проверок и предпроверочный анализ

Один из наиболее эффективных инструментов налогового контроля – это выездная налоговая проверка. Налоговые органы не назначают выездные налоговые проверки бессистемно. Разрабатывается и утверждается план выездных проверок, основанный на данных, выявленных в ходе осуществления предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, включающих сбор, изучение и анализ информации о налогоплательщике с целью установления его налоговых рисков и формирования выводов о возможных налоговых правонарушениях. Проведение такого анализа направлено на решение вопроса о целесообразности назначения проверки, а также на определение оптимальных направлений ее проведения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках указанных мероприятий изучается информация, полученная как из внешних, так и внутренних источников:

  • из других налоговых и государственных органов Российской Федерации,
  • из иностранных налоговых органов,
  • из банков,
  • от физических и юридических лиц (конкурентов).

Сам налогоплательщик также выступает источником информации, регулярно представляя в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Довольно часто контролеры используют информацию из неофициальных источников, поступающую, например, от уволенных недовольных сотрудников компании, а иногда и конкурентов фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет ресурсах или в средствах массовой информации. Для полноты картины, в обязательном порядке запрашивается у банка расширенная выписка за проверяемый период, и внимательно изучаются ваши контрагенты.

Читайте так же:  Налоговый вычет имеющий ребенка на иждивении

В России сложилась бесспорная группа компаний, обязательно включаемых в план проверок:

  • крупнейшие организации (примерно, 1 раз в 2 года),
  • ИП, нотариусы и адвокаты с доходом 100 млн. рублей и более,
  • организации – по особым «рекомендациям» органов внутренних дел и различных комиссий налоговой службы по легализации налоговой базы (комиссии по НДФЛ и з/плате, по НДС, по убыткам и пр.),
  • компании в процедуре реорганизации/ликвидации.

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. здесь.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Источник:

Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?

Проведение налоговых проверок – это осуществление надзора специалистами ИФНС за выполнением налогового и бухгалтерского законодательства организациями и ИП. При проведении налоговых проверок это подразумевает ревизию правильности начисления и уплаты налогов.

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/[email protected]);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по ссылке.

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция «прокамералит» вашу уточненку полностью».

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Читайте так же:  Какой налог при дарении квартиры дочери

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Показатели деятельности налогоплательщика, которые могут свидетельствовать о совершении налогового правонарушения

Применительно к конкретным результатам проведения налоговых проверок, можно выделить следующие признаки совершения налогоплательщиком умышленного правонарушения и занижения уплачиваемой суммы налога:

Из изложенного следует, что доказывание вины налогоплательщиков носит субъективный характер.

Только соответствующая всем требованиям налогового законодательства деятельность может служить безусловным основанием для непривлечения к налоговой ответственности. Налоговая безопасность является основой стабильного и эффективного развития компании. Угроза налоговых доначислений может поставить налогоплательщика на грань банкротства и потери собственником бизнеса в целом. Очевидно, что неэффективно построенная система налоговой безопасности в компании может повлечь за собой значительные риски и экономические потери. Построение структуры налогового учета и структуры бизнеса в целом должно осуществляться с привлечением профессиональных юристов и аудиторов, что позволит в будущем избежать привлечения к налоговой ответственности.

Наш опыт говорит о том, что именно ошибки, допущенные непосредственно как при подготовке, так и в ходе самой налоговой проверки, как правило, заканчиваются самыми долгими и зачастую убыточными для налогоплательщика судебными процессами. Важно понимать, что модель поведения и защиты налогоплательщика должна быть построена изначально верно, а большой массив налоговых претензий гораздо проще и дешевле предотвратить на стадии самой проверки, чем обжаловать их в дальнейшем.

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

Источник:

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Какие контрагенты заинтересуют инспекторов в первую очередь

Помимо налоговой нагрузки, на основании расширенной банковской выписки (в том числе по «закрытым» счетам), налоговики непременно проверят финансовые потоки компании и на их основе составят схемы движения денег, проанализируют сделки с контрагентами, которые, с точки зрения налоговиков, являются сомнительными. Кроме того, их может заинтересовать, если имеется малое количество сотрудников в штате компании; у компании низкая налоговая нагрузка по данным отчетности; отсутствует материально-техническая база; массовый учредитель, директор или массовый адрес; вид деятельности не соответствует поставляемой продукции; неоднократная смена адресов регистрации контрагентом.

Статьей 2 ГК РФ определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

То есть, преследуя цель извлечения прибыли, налогоплательщик сам определяет вектор развития собственного бизнеса (хочет он заключать договор поставки либо заниматься оказанием услуг). В то же время, налоговым инспекциям предоставлено законодательное право по проведению проверок полноты исчисления налоговой базы и своевременности уплаты налога в бюджет. А заключение сомнительных (с точки зрения контролирующих органов) сделок, может повлечь за собой негативные финансовые последствия в виде доначислений неуплаченных налогов, сумм пени, а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности.

Читайте так же:  Налог по машине долг

В письме ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 отмечено: учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление неблагоприятных последствий для него. Иными словами, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговое правонарушение может быть совершено в двух формах – умышленно и по неосторожности.

Разграничивающим фактором в данном случае является вина налогоплательщика, т.е. осознавал ли он нарушение норм законодательства и умышленно ли совершал действия, направленные на неуплату налога.

Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Т.е. наличие вины является обязательным и необходимым условием для привлечения к налоговой ответственности. Очевидно, что большинство совершенных в форме умысла правонарушений осуществляется в форме незаконных схем ухода от налогообложения (получения необоснованной налоговой выгоды), в т.ч., с использованием недобросовестных организаций.

Доказывание вины налогоплательщик имеет свою специфику в каждом конкретном случае.Право на уменьшение налоговой базы возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, установленных законодательством для составления первичных документов необходимых для подтверждения права на налоговую выгоду, связанную с уменьшением налогооблагаемой базы и соответственно с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Со временем требования к представляемым в подтверждение данных налоговой отчетности документам были дополнены судебной практикой и разъяснениями контролирующих органов. Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» определил основные критерии правомерности учета расходов налогоплательщиков:

  • затраты должны иметь документальное подтверждение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.08.2013 по делу № А03-14608/2012);
  • налогоплательщиком должна быть проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента (постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу № А40-81666/12-108-86);
  • должна быть доказана реальность взаимоотношений юридических лиц.

Если в рамках договора купли-продажи приобретается продукция, требующая специальных условий хранения или транспортировки, то в рамках встречной проверки контрагента также будут проведены мероприятия по проверке наличия соответствующих условий и технологий и самое главное знал ли налогоплательщик (либо в силу определенных обстоятельств должен был знать) о допущенных контрагентом нарушениях.

Рассматривая степень рисковости деятельности налогоплательщика необходимо, прежде всего, ориентироваться на открытые данные ФНС России. Так, Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» обнародовало список показателей, которые налоговые органы анализируют при отборе организаций для составления плана проведения выездных налоговых проверок.

По сути, сравнив показатели своего бизнеса с указанными критериями, налогоплательщик сможет сделать прогноз о возможности проведения в отношении него налоговой проверке, вызове на комиссию по НДС, обращению дополнительного внимания при проведении камеральных проверок и т.д.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

Налоговая проверка представляет собой контроль налоговиками за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, взносов налогоплательщиком.

НК РФ предусматривает налоговые проверки 2 видов: выездные и камеральные. По результатам выездной проверки всегда оформляется акт, по результатам камеральной проверки акт составляется только при выявлении нарушений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Проверка своевременности уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here