Протокол об административном правонарушении составляется в течение

Важный материал по теме: "Протокол об административном правонарушении составляется в течение" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 28.5 КоАП РФ

1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.

2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) — в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).

Какие санкции предусматриваются при совершении повторных нарушений?

Правонарушение, совершённое во второй раз в течение года, считается повторным. За правонарушение, совершённое повторно, предусматривается более суровое наказание в виде большей суммы, которая в 2 раза увеличена по сравнению со взысканием, наложенным в первый раз.

Кроме этого, при повторном нарушении ПДД и управлении автомобилем в нетрезвом состоянии водителя могут привлечь ещё и к уголовной ответственности сроком до 2 лет, или к принудительным работам до 480 часов, или же наложить на него штраф в размере от 200 до 300 тыс. рублей. Но лучше не доводить до этого, потому что потом обжаловать постановление суда будет крайне сложно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник:

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Процесс обжалования: апелляция и надзор

В течение 10 дней с момента получения решения можно подать апелляционную жалобу на судебное постановление. Если решение принимал мировой судья, его обжалуют в тот же районный суд. Если федеральный судья — в следующую судебную инстанцию региона (Областной, Краевой, Верховный суд республики, АО).

Жалоба на постановление суда

Если 10-дневный срок обжалования пропущен, можно попытаться восстановить сроки либо сразу же подать надзорную жалобу на вступившее в законную силу постановление в региональный суд. Несмотря на то, что возможность подачи такой жалобы вызывает споры среди адвокатов, чаще всего суды принимают подобные надзорные жалобы, даже если они не прошли стадию апелляции. Надзорные жалобы подаются на вступившие в законную силу постановления — при этом не важно, каким образом они вступили в силу (прошли стадию апелляции или же стали таковыми спустя 10 дней).

Кому подавать жалобу?

КоАП (ст. 30.1) предусматривает несколько возможностей для подачи жалоб на постановления об административном правонарушении: в районный суд, на имя вышестоящего должностного лица (например, начальнику ГИБДД), в вышестоящие органы (прокуратура, другие надзорные органы). Судебные постановления можно обжаловать только в старшую по очередности апелляционную/надзорную судебную коллегию.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет на обучение студентов

Обратите внимание! Не рекомендуется жаловаться одновременно в вышестоящие инстанции и в суд, поскольку в конечном итоге именно за судебным актом будет последнее слово.

Процесс обжалования: на стадии протокола

Процесс обжалования начинается задолго до каких-либо судов и обращений к вышестоящему начальству тех, кто составлял протокол. Протокол об административном правонарушении — это прямая улика против правонарушителя, главное доказательство, которому будет верить как суд, так и вышестоящие должностные лица. Именно на основании протокола суд будет принимать соответствующие решения: то, что написано в протоколе, будет позже перенесено в описательную часть постановления суда.

Со стороны обвиняемого нужно приложить все возможные усилия для того, чтобы протокол был составлен с нарушениями, либо имеющиеся нарушения были в нём детально отражены. Не стоит думать, что всё так просто. Обвиняемому придётся иметь дело с опытными должностными лицами, которых ежедневно провоцируют на процессуальные нарушения, которые уже не раз бывали в судах и, естественно, читали служебные инструкции своего ведомства.

Важно! Процесс составления протокола — это больше психологическая часть, чем юридическая. Должностные лица могут запугивать обвиняемого, угрожать посадить на сутки за неповиновение, привести свидетелей и «своих» понятых. Первое, что необходимо делать при задержании, — сохранять спокойствие.

Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокацию взятки. За дачу взятки не привлекут, однако в суде это будет стопроцентным сигналом для судьи о том, что правонарушитель косвенно признаёт свою вину перед должностными лицами.

Первое и самое главное, что указывается в протоколе — реакция на предъявленное подозрение в совершении правонарушения. Если человек не причастен, он должен настойчиво отказываться от предъявляемых обвинений, от всевозможных подписей, досмотров и прочих процедур, аргументируя это тем, что непричастен. Должностные лица могут начать говорить, что нельзя отказаться от прохождения той или иной процедуры, тогда следует потребовать занести эти их слова в протокол (это очень пригодится на суде).

Инспектор ГИБДД составляет протокол

Обязательно нужно требовать разъяснений ответственности за отказ, подробно и письменно (в протоколе), объяснения прав лица при задержании. Все эти разъяснения обязательно фиксируются в протоколе. Всё, что не зафиксировано в протоколе — юридически не существует.

Внимание! Если должностные лица наотрез отказываются зафиксировать в протоколе свои разъяснения или требования, подозреваемый в правонарушении должен сам написать замечания на протокол и самостоятельно описывать до мелочей все требования, угрозы и запугивания со стороны должностных лиц (например, «невозможность» отказаться от личного досмотра, от прохождения экспертиз и т. д.). Однако лучше настойчиво добиваться от сотрудников самостоятельного внесения в протокол всех их действий и слов.

Суд более склонен верить сотрудникам государственных структур. Логика суда в данном случае крайне проста: сотруднику незачем клеветать и привлекать кого-либо просто так. А вот у подозреваемого как раз есть прямой умысел врать, поскольку он хочет уклониться от ответственности. Поэтому, если человек считает, что должностные лица предвзято к нему относятся, необходимы серьёзные доказательства. Одним из таких доказательств может стать, например, неправильно разъяснение со стороны сотрудников прав и последствий определённых действий для задержанного. Если должностное лицо неверно разъяснило человеку последствия заявленного им отказа, например, пригрозило уголовной ответственностью там, где её быть не может, и это зафиксировано в протоколе — это уже является, с точки зрения суда, серьёзным процессуальным нарушением. Сотрудник обманул задержанного, следовательно, протокол составлен неверно и уже не является допустимым доказательством по делу.

Процесс обжалования: судебные постановления

Обжалование на этой стадии начинается прямо с момента начала судебного разбирательства в первой инстанции.

Если в судебном процессе обнаружились нестыковки в протоколе (к примеру, в протоколе написано одно, а подозреваемый написал в замечаниях другое), то нужно требовать допроса должностного лица, составлявшего протокол, в качестве свидетеля по делу, либо потребовать допроса иных свидетелей происшествия, даже если их личные данные неизвестны (поиск свидетелей — задача должностных лиц). Скорее всего, на суде ни должностные лица, ни нужные свидетели присутствовать не будут, а будет лишь уполномоченный представитель ведомства. Некоторые судьи по причине упомянутой выше занятости будут стараться отклонить ходатайство о вызове свидетелей. Таким образом, можно спровоцировать судью первой инстанции на процессуальное нарушение, которым человек сможет аргументировать при обжаловании.

Важно! Очень важно помнить также о процессуальных сроках давности совершения административных правонарушений, указанных в 4.5 КоАП РФ. Если органы пытаются привлечь человека за правонарушение, о котором должностному лицу могло быть известно задолго до составления протокола, это вполне может быть незаконно по причине неправильного исчисления сроков давности.

Комментарий к Ст. 28.2 КоАП РФ

1. В комментируемой статье 28.2 КоАП указан порядок составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления, но может быть составлен и в течение двух суток со дня выявления правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, то протокол составляется по окончании проведения административного расследования.

Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

1) выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;

2) оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;

3) выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;

4) выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Читайте так же:  Прокурор возбуждает дело об административном правонарушении

2. Протокол об административном правонарушении, составленный после назначения административного наказания, оспариваемого лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, приобщается к соответствующему постановлению (п. 121 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»), которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт Правил дорожного движения или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование специального технического средства и его номер.

3. Письменные ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению сотрудником в пределах своей компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником в виде определения. При ходатайстве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении перед получением объяснений лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, ст. 51 Конституции РФ, о чем делается запись в протоколе.

При отсутствии оснований для вынесения постановления по делу об административном правонарушении (п. 120 Административного регламента) сотрудником, составившим протокол об административном правонарушении, рассмотрение дела о котором находится в компетенции органов внутренних дел, в протоколе указывается место (адрес, телефон, наименование подразделения, номер кабинета) и время (не позднее пятнадцати суток с момента составления протокола) рассмотрения дела, о чем уведомляется лицо, в отношении которого оно возбуждено, а также потерпевший.

Протокол об административном правонарушении подписывается сотрудником, его составившим, и лицом, в отношении которого он составлен. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения (приложение N 7 к Административному регламенту), которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись.

Лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Форма протокола утверждена Приказом Министерства внутренних дел, является приложением к Административному регламенту.

В случае применения технических средств, относящихся к измерительным приборам, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указываются название технического средства и его номер.

Копия составленного протокола выдается потерпевшему и лицу, в отношении которого он составлен. Отказ в выдаче копии протокола является незаконным.

Источник:

Статья 28.8 КоАП РФ. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 28.8 КоАП РФ

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

Читайте так же:  Представительство в суде по административным делам

Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признаётся противоправный поступок или бездействие, за которое со стороны КоАП РФ предусмотрено административное наказание.

Важно! Правонарушение не является уголовным преступлением, информация о нём не отражается в справке о наличии судимости, даже если дело рассматривалось в суде. Существует 3 вида наказаний за совершение правонарушения: предупреждение, штраф, арест до 15 суток (иногда до 45 суток).

Виновность в совершении правонарушения устанавливает суд либо уполномоченное лицо. Если речь идёт о случаях, связанных с серьёзными нарушениями правил дорожного движения или мелкими ДТП, повлекшими причинение лёгкого вреда здоровью (например, наезд на пешехода), виновность устанавливает суд. Если же наказание за правонарушение не связано с лишением водительских прав (например, материал с камеры автоматической фиксации), скорее всего, решение о виновности лица будет принимать начальник структурного подразделения контролирующего органа либо его заместитель.

Комментарий к статье 28.8. КоАП РФ:

1. После того как протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении составлен, оформлены другие материалы дела, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. При направлении протокола (постановления прокурора) необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело (см. комментарий к статьям гл. 23), затем установить место рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.5).

3. В случае, когда дело рассматривается руководителем того органа, должностное лицо которого составило протокол об административном правонарушении, материалы дела передаются на рассмотрение указанным должностным лицом.

Если же дело должно быть рассмотрено судьей, иным органом или должностным лицом другого органа, то на практике материалы дела направляются на рассмотрение руководителем того органа, где был составлен протокол.

4. Протокол (постановление прокурора) должен быть направлен на рассмотрение в течение трех суток с момента его составления.

5. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Это положение соответствует требованиям ст. 22 Конституции РФ.

6. В случае если применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное приостановление деятельности (см. комментарий к ст. 3.12), вместе с протоколом о временном запрете деятельности направляются судье немедленно после их составления.

7. Возможна ситуация, когда при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Имеются в виду следующие случаи: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 28.2).

Тогда в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

При возвращении соответствующих процессуальных документов недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.

После устранения соответствующих недостатков материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.

8. При применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного приостановления деятельности, вместе с протоколом о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, немедленно после их составления.

9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки направления протокола не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Источник:

Обжалование протокола об административном правонарушении

Многие автолюбители и обычные граждане сталкиваются с довольно несправедливыми и не всегда законными методами работы отдельных сотрудников полиции. Поэтому многих интересуют вопросы, связанные с обжалованием протокола об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 28.8 КоАП РФ

1. В настоящем КоАП, по общему правилу, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления. В случае наложения административного ареста протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

2. В ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются условия, с которыми связывается устранение недостатков протокола и сроки их устранения:

— составление протокола об административном правонарушении неправомочным лицом;

— неправильное составление протокола и оформление других материалов дела об административном правонарушении, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (3 суток).

Читайте так же:  Взыскание административного штрафа с работника

Процесс обжалования: на стадии внесудебного постановления

В случае, когда постановление принимает должностное лицо (например, замначальника ГИБДД), его можно обжаловать вышестоящему начальству. В прокуратуру на данном этапе обращаться нет смысла, поскольку она перенаправит обращение начальству того ведомства, где было принято решение по административному протоколу.

Жалоба в данном случае пишется в произвольной форме на имя начальника районного ведомства. Однако всё же следует придерживаться определённых правил: в начале жалобы кратко изложить ситуацию, ближе к концу привести доводы и закончить просительной частью (Прошу: 1… 2… 3…).

Образец жалобы на постановление об административном правонарушении

В соответствие с законом «О работе с обращениями граждан» обращение будет рассмотрено (рассматривать будут около месяца со дня получения), и заявитель получит письменный ответ о принятых по нему решениях.

Многие считают, что жалоба начальству ничего не даст, поэтому можно опротестовать постановление должностного лица сразу в суд (даётся 10 суток с момента получения постановления).

В просительной части очень важно точно придерживаться строгой законодательной формы просьбы — суд не может прекратить производство по делу ни по одной другой причине, кроме как указанной в ст. 24.5 КоАП РФ. Просить что-то другое — давать повод судье вернуть жалобу заявителю без рассмотрения.

Важно! Иногда те, кто пытается оспорить постановление, ссылаются также на ст. 2.9 КоАП РФ, прося отменить постановление в связи с «малозначительностью» своего правонарушения, однако само понятие «малозначительность» обладает законодательной неопределённостью и рассчитывать на широкое применение его судом не приходится. К тому же ссылка на ст. 2.9 КоАП РФ является фактическим признанием вины.

Различия между «протоколом» и «постановлением» по делам об административных правонарушениях

Важно различать понятие «протокол» и «постановление». Обжалование протокола об административном правонарушении невозможно. Обжаловаться может только постановление.

Протокол об административном правонарушении составляется сотрудником полиции (должностное лицо, предусмотренное ст. 28.3 КоАП РФ). Порядок составления протокола определён ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол фиксирует обстоятельства правонарушения, описывает с формальной точки зрения то, что увидел полицейский на месте совершения возможного правонарушения, что он услышал от участников событий.

Остановка на пешеходном переходе — пример административного правонарушения

Согласно позиции Конституционного Суда, протокол сам по себе не несёт никаких штрафных санкций либо иных юридически значимых последствий для правонарушителя, поэтому его нельзя обжаловать. Однако, поскольку протокол является основным доказательством по делу об административном правонарушении, привлекаемый к административной ответственности может делать письменные замечания к протоколу, выражать своё несогласие с изложенными в протоколе фактами. Именно они и будут выступать позже в суде в качестве своеобразной жалобы на протокол об административном правонарушении (образец не нужен, можно писать их в произвольной форме).

На основании протокола составляется и утверждается постановление — это уже более значимый документ, предусматривающий определённые санкции или другие юридические последствия для правонарушителя. Полицейский не может принять постановление, он только составляет протокол. Постановление принимается заместителем начальника районного ГИБДД. Именно постановление можно и нужно в случае нарушений со стороны сотрудников полиции обжаловать в вышестоящие органы.

Копия протокола (слева) и копия постановления (справа)

Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.

3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.

4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).

Источник:

Статья 28.8. КоАП РФ. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 28.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Читайте так же:  Наследуются ли долги по налогам

4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.

Другой комментарий к Ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Комментируя данную статью, следует заметить, что ранее в КоАП РФ РСФСР сроки направления на рассмотрение протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении не были установлены, но учитывались сроки наложения административного взыскания, по истечении которых применение мер административного взыскания не допускалось. В новой редакции КоАП РФ положение, которое ранее регулировалось отдельными актами и согласно которому протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, приобрело форму общего правила.

2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения). Немедленное направление означает, что сроки, установленные для производства при назначении административного ареста, не могут быть продлены и явлются окончательными. Это обусловлено как характером совершенного административного правонарушения, так и особенностями административного ареста (ст.3.9).

3. В ч.3 комментируемой статьи устанавливаются правовые условия, с которыми связывается устранение недостатков протокола и сроки их устранения.

Условиями для возвращения протоколов и других материалов с целью устранения недостатков являются: а) составление протокола об административном правонарушении неправомочным лицом; б) неправильное составление протокола и оформления других материалов дела об административном правонарушении, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении.

Под неправомочным лицом следует понимать должностное лицо, не наделенное полномочиями по составлению и оформлению протокола. Как правило, эти полномочия определяются должностной инструкцией в рамках задач и функций, возложенных на контрольно-надзорный орган, его структурные подразделения и территориальные органы.

4. Законодатель, определяя в качестве условия возвращения протокола для устранения его недостатков, к сожалению, не разъясняет, что понимать под неправильным составлением протокола и оформлением материала. Как вытекает из смысла статьи, в данном контексте речь может идти о недостатках технического характера, которые можно устранить весьма в короткие сроки, определяемые комментируемой статьей.

Закрепление в данной статье возможности возвращения протокола в случае, когда неполнота представленных материалов не может быть восполнена при рассмотрении, решается путем оценки доказательств.

5. В целом анализ комментируемой статьи позволяет сделать следующий вывод: положение, сформулированное в ч.3 статьи, с позиции принципа состязательности и равноправия сторон не создает благоприятных условий для представления гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями доказательств, высказываний, суждений. Восполнение недостатков протокола такими способами сводит на нет состязательность и законность административно-юрисдикционного процесса.

Источник:

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Протокол об административном правонарушении составляется в течение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here