Производство дела об административном правонарушении участковым

Важный материал по теме: "Производство дела об административном правонарушении участковым" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое участковым уполномоченным полиции

Автором отмечается, что основными поводами к возбуждению участковыми уполномоченными полиции дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) являются: 1) непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (указали 88 % из числа респондентов); 2) материалы, в которых содержатся данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие в орган внутренних дел из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (указали 8 % из числа респондентов); 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц (указали 4 % из числа респондентов), при этом практически никто не указал на такой повод, как сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В диссертации обращено внимание, что в территориальных органах внутренних дел субъектов Российской Федерации отсутствует административная практика по реализации участковыми уполномоченными полиции упрощенной формы производства (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). По мнению диссертанта, реализация этой формы производства по делам об административных правонарушениях позволила бы максимально эффективно достичь целей и решить задачи производства.

Во втором параграфе диссертант анализирует административно-процессуальные функции участкового уполномоченного полиции на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Рассматриваются виды юридических составов, по которым участковые уполномоченные полиции принимают решения (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ) и процессуальные функции на этапах подготовки, рассмотрении дела об административном правонарушении и принятия решения по нему, а также доведение принятого решения до сведения участников производства. Автор обоснованно утверждает, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, участковому уполномоченному полиции необходимо установить, относится ли к его компетенции рассматриваемое дело об административном правонарушении (п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ), а также учесть обстоятельства, при которых не вправе его рассматривать (ст. 29.2 КоАП РФ). Однако последние требования закона не всегда представляется возможным выполнить, особенно в отдаленной, труднодоступной местности. В связи с этим автор предлагает ст. 29.3 КоАП РФ дополнить примечанием.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В третьем параграфе автор предлагает рассматривать стадию исполнения постановлений по делам об административных правонарушений как завершающую стадию производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции. Диссертант подробно рассматривает проблемы реализации участковым уполномоченным полиции процессуальных функций по исполнению постановлений о назначении административных наказаний в виде административного штрафа.

В заключении подведены основные итоги научно-исследовательской работы и систематизированы выводы, полученные автором в процессе диссертационного исследования.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии

1. Зайцев И.А. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2010. № 3. – 0,2 п.л.

2. Зайцев И.А. Административно-процессуальный статус участкового уполномоченного милиции // Административное право и процесс. 2010. № 6. – 0,4 п.л.

3. Зайцев И.А. О механизме административно-процессуального регулирования производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным полиции // Административное право и процесс. 2011. № 7.– 0,4 п.л.

4. Зайцев И.А. Дисциплина и законность в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 5. – 0,2 п.л.

Учебные пособия

5. Зайцев И.А. // Настольная книга участкового уполномоченного милиции: Методическое пособие. – М.: Объединенная редакция МВД России, 2008 (в соавт.). – 12,5 п.л. /3,2 п.л.

6. Зайцев И.А. Правовые основы профилактической деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2010. (в соавт.). – 1,5 п.л. /1 п.л.

Статьи, опубликованные в материалах международных и всероссийских научно-практических конференций

7. Зайцев И.А. Нормы административного права в деятельности участкового уполномоченного милиции по профилактике правонарушений // Роль и место органов внутренних дел в строительстве демократического правового государства: современное состояние проблемы и пути решения: Материалы международной научно-практической конференции. – Одесса: ОДУВС, 2009. – 0,2 п.л.

8. Зайцев И.А. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого участковым уполномоченным милиции // Роль и место органов внутренних дел в строительстве демократического правового государства: современное состояние проблемы и пути решения: Материалы II международной научно-практической конференции. – Одесса: ОДУВС, 2010. – 0,1 п.л.

9. Зайцев И.А. Особенности квалификации административного правонарушения по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ // Роль и место органов внутренних дел в строительстве демократического правового государства: Материалы III международной научно-практической конференции. – Одесса: ОДУВС, 2011. – 0,2 п.л.

10. Зайцев И.А. Характеристика составов административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, рассматриваемых участковым уполномоченным милиции // Конституции Республики Казахстан: 15 лет: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С.Е. Еркенов, д-р юрид. наук, проф. И.Ш. Борчашвили. – Караганда: КЮИ МВД РК им. Б. Бейсенова, 2010. – 0,4 п.л.

11. Зайцев И.А. Реализация законов об административных правонарушениях при производстве по делам об административных правонарушениях, осуществляемом участковыми уполномоченными милиции на транспорте // Организационно-правовые основы борьбы с правонарушениями на транспорте: Материалы международной научно-практической конференции. – Одесса: ОДУВС, 2011. – 0,2 п.л.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды перевод на английский

12. Зайцев И.А. Алгоритм действий участкового уполномоченного полиции по сбору доказательств при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ // Актуальные проблемы административной ответственности: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 19 мая 2011 г.) / Под ред. Ю.П. Соловья. – Омск: Омский юридический институт, 2011. – 0,4 п.л.

13. Зайцев И.А. Реализация принципов законности, целесообразности, справедливости и эффективности в производстве по делам об административных правонарушениях (на приеме участкового уполномоченного милиции) // Перспективы оптимизации административного процесса: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Заслуженного юриста Российской Федерации, кандидата юридических наук, доцента М.Я. Масленникова /Отв. ред. проф. А.С. Дугенец. – М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. – 0,4 п.л.

14. Зайцев И.А. Повышение эффективности исполнения постановления о наложении административного штрафа или роль биллинговой системы в его уплате // Актуальные проблемы административного права и административного процесса: Сборник научных статей международной научно-практической конференций, посвященной 85-летию Ю.М. Козлова и 100-летию А.Е. Лунева. – М.: МГЮА, 2011. – 0,4 п.л.

15. Зайцев И.А. К проблеме понятия производства по делам об административных правонарушениях // Проблемы противодействия административной деликтности: Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора А.П. Шергина / Отв. ред. проф. А.С. Дугенец. – М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2010. – 0,4 п.л.

16. Зайцев И.А. О компетенции участкового уполномоченного милиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административной ответственности: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 28 мая 2010). Омск, 2010. – 0,4 п.л.

17. Зайцев И.А. Взаимодействие участковых уполномоченных милиции с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в сфере предупреждения правонарушений ранее судимыми лицами // Актуальные вопросы административного и административно-процессуального законодательства, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под общ. ред. Д.А. Гришина. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 0,4 п.л.

Статьи, опубликованные в иных изданиях

18. Зайцев И.А. Что главное в работе участкового уполномоченного милиции? // Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с органами внутренних дел в становлении и развитии государственной системы профилактики правонарушений. Теория и практика: Материалы «круглого стола». (Ульяновск, 23 октября 2009 г.) / Под ред. Заслуженного юриста РФ, докт. ист. наук, канд. юрид. наук, доцента А.А. Бакаева, Заслуженного деятеля науки РФ, докт. юрид. наук, проф. С.И. Гирько. – ОАО ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 0,2 п.л.

19. Зайцев И.А. К вопросу о профилактической деятельности службы участковых уполномоченных милиции // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сборник № 16. – М.: ВНИИ МВД России, 2009. – 0,3 п.л.

20. Зайцев И.А. К вопросу о реализации функций участкового уполномоченного милиции по обеспечению охраны общественного порядка при производстве по делам об административных правонарушениях // Адъюнктуре ВНИИ МВД России — 40 лет: материалы круглого стола, посвященного 40-летию со дня образования очной адъюнктуры ФГУ «ВНИИ МВД России» (Москва, 29 сентября 2010 г.). – М.:ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011 г. – (в соавт.) 0,4 / 0,2 п.л.

Подписано в печать _______ 2012 Формат 60х84 1/16 Заказ №

Тираж 80 экз. Авт. л. 1,4

Отпечатано на УОП РИО ФГКУ «ВНИИ МВД России»

1 Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж: Воронежский университет, 1976. С. 30, 31; Иван Александрович Галаган и его научное наследие / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. С. 375.

2 См.: Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 2 декабря 2010 года // Российская газета. 2010. 2 дек. С. 5.

Источник:

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28.1 КоАП РФ

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ) в пункт 3 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного года со дня официального опубликования названного Федерального закона

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

ГАРАНТ:

Пункт 5 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 июля 2008 г.

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Читайте так же:  Жалоба на хамство судебного пристава

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 202-ФЗ часть 1.1 статьи 28.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

1.1. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 настоящего Кодекса, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника — юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ в часть 1.2 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 250-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-1, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2-1. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным осуществляющим функции указанных органов органом или организацией, организацией, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2-2

1.2-2. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, является принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является акт о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, который составлен производственным охотничьим инспектором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы РФ материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, направленные письмом ГТК РФ от 28 августа 2002 г. N 01-06/34816

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в часть 3 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

ГАРАНТ:

Пункт 1 части 4 статьи 28.1 настоящего Кодекса вступает в силу с 1 января 2008 г.

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 249-ФЗ в пункт 6 части 4 статьи 28.1 настоящего Кодекса внесены изменения

6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 28.1 настоящего Кодекса дополнена примечанием, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник:

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.

Какие нарушения считаются административными

Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:

  • Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
  • Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
  • Курение в общественных местах.
  • Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
  • Нарушение избирательных прав.
  • Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)

Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.

Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.

Читайте так же:  Исковая давность административного штрафа

Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:

В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.

Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.

Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.

Административное производство в органах внутренних дел: понятие и особенности

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве субъектов, реализующих административные предписания, выступают разнообразные управленческие органы и органы власти. Особая роль в этом списке принадлежит органам внутренних дел, поскольку они ответственны за реализацию административно-процессуальных норм, касающихся самого широкого спектра решаемых вопросов. Исходя из норм действующего законодательства России на ОВД возлагаются полномочия по осуществлению целого ряда производств административного характера с целью обеспечения защиты правопорядка, включая права и законные интересы юр. и физ. лиц в процессе взаимодействия с сотрудниками ОВД.

Административные процедуры и регламенты предусматривают предоставления разного рода гос. услуг по охране собственности и имущества, выдачи различных документов и т.п. по запросу граждан или хозяйствующих субъектов. Также с помощью административно-юрисдикциооного производства применяются меры админ. ответственности и иные принудительные меры.

В производствах, основанных на жалобах граждан, восстанавливаются их права, возмещается нанесенный ущерб. При помощи административно-процессуальных норм полицией реализовываются возложенные на них обязанности по обеспечению правопорядка и защите прав и свобод граждан РФ.

Админ. производства по правонарушениям в ОВД носят юрисдикционный характер. Одной из основных задач такого рода производств является обеспечение реализации государственных принудительных мер за административные правонарушения. Среди факторов, влияющих на особенности административного производства в ОВД выделяют следующие: критерий полноты содержания; критерии времени и территории; критерии применения отдельных видов админ. наказаний; категоризация лиц, которые привлекаются к админ. ответственности. Производство в делах, связанных с административными нарушениями в ОВД регулируются положениями 4-ого раздела Кодекса об административных правонарушениях и относятся к особому виду деятельности полиции с рядом отличительных признаков. Особая природа и цель такого рода деятельности полиции выражается через совокупность таких признаков, помогающих ограничить производства по делам об админ. правонарушениях от административных производств иного характера и от других сфер деятельности ОВД.

Особое место ОВД в процессах осуществления производства по делам об админ. правонарушениях обусловлено тем, что основная нагрузка в государственной правоохранительной функции возлагается на полицию. Производства по административным делам занимают значительное место в структуре деятельности ОВД, но не являются главными, поскольку на полицию, как и на другие органы власти, возлагаются и другие функции. Помимо юрисдикционных полномочий на полицию возлагаются еще и полномочия охранительного характера.

Для обеспечения быстрого, эффективного и квалифицированного рассмотрения дел в ОВД существует специализация сотрудников. Полномочия каждого конкретного должностного лица ограничиваются должностным положением.

Что необходимо знать

Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».

Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.

Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.

Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:

  • Оставить постановление без изменений.
  • Отменить его, отправить дело на доследование.
  • Изменить меру наказания.
  • Отменить неправомочное постановление.

Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.

Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.

Источник:

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в ОВД и его принципы

Как осуществляется

Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.

За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:

Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.

  • Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
  • Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
  • Возмещение предмета порчи.
  • Конфискация имущества.
  • Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
  • Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
  • Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.

Лишение водительских прав

Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.

Стадии производства в делах об административных правонарушениях в ОВД

Производства, производимые в делах об админ. правонарушениях, осуществляемые в ОВД состоят из определенных стадий. Согласно положений Кодекса об административных правонарушениях выделяют четыре основных стадии в административных производствах, производимых в ОВД:

  • стадия возбуждения дела;
  • стадия рассмотрения;
  • стадия пересмотра постановления;
  • исполнение отдельных видов админ. наказаний.
Читайте так же:  Особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих

В процессе рассмотрения дела должностным лицом выясняются следующие моменты: входит ли рассмотрение этого дела в их компетенцию; наличие обстоятельств, делающих рассмотрение данного дела судьей или должностным лицом коллегиальных органов; правильность составления протоколов и материалов дела; достаточность для рассмотрения дела по существо представленных материалов; наличие ходатайств и отводов.

В процессе подготовки дел к рассмотрению должностные лица ОВД назначают время и место рассмотрения дела, истребуют все необходимые доп. материалы, назначают экспертизы. Также в при подготовке рассмотрение дела могут решаться вопросы об: переносах дат рассмотрения дел; о возврате протокола и других материалов в органы, составившие их, при выявлении нарушений в процессе составления или неполноты представленных материалов; о передаче дела на подведомственное рассмотрение, если дело находится вне пределов компетенций должностного лица или органа, которому оно было представлено к рассмотрению или имеются отводы.

В случае, если отсутствует событие или состав административного правонарушения, соответствующим органом или должностным лицом должно быть вынесено постановление о прекращении производства по указанному делу.

К перечню оснований для прекращения производства по делу об админ. правонарушению относятся также: недостижение физ. лицами на момент совершенного правонарушения возраста, предусмотренного КоАП, как достаточный для привлечения к ответственности; невменяемость лиц, совершивших правонарушение; факт наличия крайней необходимости; издание администрирующего акта; отмена соответствующего закона или истечение сроков давности; наличие постановления об админ. наказании, прекращении производства или об возбуждении по данному правонарушению уголовного дела; смерть лица, обвиняемого в админ. правонарушении.

Как правило, рассмотрение дела об административных правонарушениях происходит по месту их совершения. При наличия ходатайства, поданного лицом, в отношение которого было возбуждено данное производство, такое рассмотрение может проходить по месту жительства последнего. Дела об админ. правонарушениях подлежат рассмотрению на протяжении 15-ти дней с момента поступления в соответствующие органы или к должностному лицу, имеющему полномочия рассматривать такого рода дела, протокола и всех материалов, касающихся дела. При наличии ходатайства от субъекта производства или в случае наличия необходимости выяснения дополнительных обстоятельств рассмотрение дела может быть продлено на срок не более 1-го месяца. При этом орган или должностное лицо, занимающееся рассмотрением данного дела, выносит определение с мотивацией для продления сроков рассмотрения.

Производства по делам об админ. правонарушениях в ОВД завершаются исполнением постановлений, которые соответствуют принципу объективной истины и не оспариваются ни одной из сторон процесса.

Порядок производства по делам об административных нарушениях

В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.

Порядок осуществляется в такой последовательности:

  1. Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
  2. Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
  3. Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
  4. Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
  5. Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.

Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:

  • объяснительная записка;
  • протокол;
  • материалы судебного разбирательства;
  • вещественные и документальные доказательства;
  • свидетельские показания.

На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:

  1. Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
  2. Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
  3. В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
  4. Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
  5. Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в органах внутренних дел

Принципы производства в делах об админ. правонарушениях в ОВД образуют связанную и взаимообусловленную систему. В данной системе выделяют два основных типа принципов:

  • социально-правовые принципы – принципы общесоциального характера, реализованные через административно-юрисдикционную деятельность и независящие от уровня и места органов и лиц, рассматривающих дела;

Пример 1

Принципами социально-правового характера являются принципы: гуманизма, социальной справедливости и демократизма. Не все они законодательно закреплены, однако производства по делам об админ. правонарушениях, производимые в ОВД обязаны им соответствовать.

  • специальные принципы – такие как законность, объективная истина, равенство перед законом и др.

Определение принципа законности закреплено положениями ст. 15 Конституции РФ, а также ст. 1.6 Кодекса об административных правонарушениях. Исходя из сути данного принципа в процессе применения принудительных мер в делах об админ. нарушениях должна обеспечиваться законность.

Согласно принципа объективной истины производство по делу об админ. нарушении должно обеспечиваться всесторонним, полным, объективным, а также своевременным выяснением всех предшествующих обстоятельств, исполнением в законном порядке вынесенного постановления по делу с выяснением всех причинно-следственных связей и условий, поспособствовавших совершению определенного правонарушения.

Одним из важнейших принципов является принцип равенства перед законом, суть которого заключается в равенстве перед законом всех лиц, совершивших админ. правонарушения.

Еще одним фундаментальным принципом производства по делам об админ. правонарушениям в ОВД является принцип презумпции невиновности. Согласно этого принципа лица подлежат ответственности лишь за те правонарушения, по которым доказано их вину. Лицо считается невиновным до тех пор, пока обратное не доказано в законном порядке и не вступило в законную силу постановление по делу.

Читайте так же:  Калькулятор пеней по налогу енвд

На лиц, в отношении которых осуществляется такого рода производство, не возлагается обязанность по доказыванию своей невиновности. Доказывание виновности является прямой обязанностью сотрудников и должностных лиц ОВД.

Исходя из принципов обеспечения неприкосновенности и охраны чести и достоинства человека сотрудникам полиции запрещено использовать пытки, насилие и иные жестокие или уничижающие человеческое достоинство действия и методы влияния.

Обеспечение права на защиту, как принцип производства, в основном относится к лицам, обвиняемым в административном правонарушении и потерпевшим. Данные лица имеют право ознакомления со всеми имеющимися материалами по делу и иные права процессуального характера, такие как: право на дачу необходимых в процессе рассмотрения объяснений, представление доказательной базы, заявление ходатайств, а также отводов и право воспользоваться юридической помощью защитника и др.

Принцип двухстепенности в производствах об админ. правонарушениях реализуется через право на обжалование лицами, в отношении которых данное производство ведется, потерпевшим или законным представителем. Постановления по делам об админ. правонарушениях могут быть обжалованы на протяжении 10-ти дней с момента получения постановления.

В отдельных случаях, если пропущены сроки обжалования, согласно статьи 30 КоАП РФ последние подлежат восстановлению судьей или должностным лицом, наделенным необходимыми полномочиями.

Источник:

ТЕМА 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Практическое занятие (2 часа)

ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:

1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.

2. Порядок производства.

3. Законодательство, регламентирующее производство по делам об административных правонарушениях.

4. Принципы производства по делам об административных правонарушениях.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

6. Доказательства по делам об административных правонарушениях.

7. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

8. Сущность, назначение и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В ходе занятия отрабатывается решение учебных задач по основным проблемам применения общих правил производства по делам об административных правонарушениях. Обучаемые анализируют учебные ситуации на предмет усвоения задач и принципов рассматриваемого производства. Курсантам будет предложено составить протокол об административном правонарушении.

Форма проведения: работа с практикумом (см. п.8 списка основной литературы), коллективное обсуждение результатов работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2008.

2. Административно-процессуальное право России. Курс лекций / под ред. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Административное право: Часть первая. Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

4. Административное право: Часть вторая. Учебник. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.

5. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2010.

6. Административное право и процесс: Полный курс. Третье издание, дополненное и переработанное / Ю.А. Тихомиров. — М., 2008.

7. Панова И.В. Административно-юрисдикционный процесс. – Саратов: Светопись, 2008.

8. Александров А.Н., Карагодин А.В. Административно-процессуальное право: Практикум.- Белгород: БелЮИ, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. Проспект, М., 2011.

3. Об административных правонарушениях на территории Белгородской области: Закон Белгородской области от 04.07.2002 № 35

4. Зайцев И.А. Административно-процессуальный статус участкового уполномоченного милиции, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2010, № 6.

5. Фатеев К.В., Харитонов С.С., Шанхаев С.В. Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы: комментарии и судебная практика // За права военнослужащих, 2011, Вып. 122.
Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Чаннова. — Волтерс Клувер, М., 2010.
Казина Т.В. Понятие и содержание доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях // Налоги (газета), 2011, № 10.

6. Москвина Ю.В. Сроки производства по делам об административных правонарушениях (ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ) // Законность, 2012, № 2.

7. Дерюга А.Н. Применение механизма упрощенного производства по делу об административном правонарушении: теоретико-прикладной аспект // Административное право и процесс, 2011, №12.

8. Князева И.Н. Разрешение некоторых вопросов подведомственности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс, 2011, № 12.

9. Бахрах Д.Н., Герман Е.С. Вопросы административно-процессуального статуса потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях // Современное право, 2010, №5.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Назовите задачи производства по делам об административных правонарушениях.

Раскройте порядок производства.

Назовите правовые основы производства по делам об административных правонарушениях.

Охарактеризуйте принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Перечислите обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Приведите примеры доказательств по делам об административных правонарушениях.

Назовите субъектов производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

Раскройте сущность, назначение и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Составьте логическую схему ответа на каждый вопрос, вынесенный для обсуждения на блиц-опросе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

Производство по делам об административных правонарушениях, задачи производства по делам об административных правонарушениях, общий порядок производства, особый порядок производства, принципы производства по делам об административных правонарушениях, обстоятельства исключающие производство по делам об административных правонарушениях, доказательств по делам об административных правонарушениях, субъекты производства по делам об административных правонарушениях, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Производство дела об административном правонарушении участковым
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here