Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений

Важный материал по теме: "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений

Своего рода началом, в осуществлении безопасности участников уголовного судопроизводства стал Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [6], который определяет правовой статус и порядок защиты указанных субъектов. Вместе с тем проблема безопасности свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве существует и часто остается неразрешенной. В подтверждении данной позиции приведем высказывание Т.Н. Москальковой: «ежегодно в России свидетелями по уголовным делам становятся около десяти миллионов человек, из них примерно 2,5 миллиона подвергаются противоправному воздействию со стороны преступников и их окружения, а от 150 до 300 тысяч — становятся объектом прямого насилия» [5].

А. Епихин констатирует, что только немногим более половины (54 %) потерпевших и свидетелей обращались в правоохранительные органы по фактам оказания на них противоправного физического или психического воздействия в связи с производством по делу. Фактически только каждому третьему из обратившихся за помощью (30,4 %) потерпевших и свидетелей следователь обеспечил защиту. В 75 % случаев факт принятия возможных мер защиты не гарантировал обеспечение безопасности, и противоправное воздействие было все же оказано [3, с. 48].

Приведем и социологические данные, которые содержатся в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений», за последние пять лет. В частности, около 60 % лиц, пострадавших от разного рода преступлений, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, будучи уверены в том, что защиты от них не получат. Четвертая часть потерпевших по тем или иным причинам отказалась от своих показаний в ходе судебного разбирательства, примерно столько же не явились в суд вообще. Не менее 95 % судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов сталкивались с изменением показаний свидетелями и потерпевшими [2, с. 38].

Следует признать, что одного пакета законов о государственной защите свидетелей и других участников уголовного судопроизводства от криминального произвола недостаточно. Необходима комплексная программа по защите участников уголовного судопроизводства на уровне государственной. Надо полагать, что государственная защита свидетелей и других участников уголовного судопроизводства — это проблема не только Российской Федерации, а всего цивилизованного сообщества. Вместе с тем Российское государство взяло на себя ряд обязательств в борьбе с преступностью, которые она стремится выполнить как участник международной организации (Совета Европы). В 1996 году Россия получила официальный статус члена Совета Европы, а, следовательно, обязана признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами и основными свободами. Сотрудничество нашей страны с европейскими партнерами существенно расширяет возможности цивилизованного и эффективного осуществления правовых преобразований [8, с. 14].

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Заметим, что термин «запугивание» — это прямая или потенциальная угроза свидетелю, которая может создать помеху свидетелю исполнять свой гражданский долг, связанный с дачей показаний.

Понятие «анонимность», прежде всего, относится к свидетелям, чья личность должна быть скрыта в целях ее безопасности и не известна обвиняемому. При этом установочные данные «анонимного» свидетеля могут быть сообщены адвокату обвиняемого на условиях соблюдения последним принципа конфиденциальности.

Думается, следует руководствоваться указанными выше рекомендациями, на которые собственно и должны опираться национальные законодательства при решении проблем, связанных с запугиванием свидетелей в рамках уголовного процесса либо при разработке мер, связанных с их защитой вне пределов суда. К таковым следует отнести:

  • право давать показания свободно и без опасения подвергнуться запугиваниям;
  • обязанность государства защищать свидетелей;
  • установление ответственности за запугивание свидетелей;
  • влияние запугивания на результат уголовного процесса;
  • обязанность сообщать и давать показания;
  • предоставление альтернативных способов дачи показаний;
  • осуществление специальной подготовки персонала.

Следующая организация, о которой необходимо упомянуть — это Содружество Независимых Государств. «Прозрачность» государственных границ между странами Содружества позволяла преступным группам активно объединяться и сотрудничать на постсоветском пространстве, на международном уровне.

Возникавшие проблемы ранее пытались решить за счет подписания двухсторонних договоров и соглашений, еще в 1993 г. в г. Минске главами государств — членов СНГ была подписана «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», в которой содержится ряд международных принципов в борьбе с преступностью. К сожалению, в данном документе отсутствуют какие-либо положения, направленные на проведение совместных действий, направленных на защиту участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, ведущимся в отношении членов международных организованных преступных групп и сообществ. В 2000 году разработано Соглашение между государствами — участниками СНГ о защите участников уголовного процесса. В них учтены международные принципы в данной области.

Укажем, что органы Государственной власти должны прилагать максимум усилий для более эффективного сотрудничества стран — участников СНГ в создании надлежащих механизмов защиты свидетелей и иных участников уголовного процесса.

На фоне всех этих приведенных факторов по-прежнему чрезвычайно актуальной становится проблема реального обеспечения безопасности жертв преступлений. Этот вопрос еще более актуализируется в свете Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. [7]. В ней сказано: «Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации» (п. 36). В этом политико-правовом документе как одно из главных направлений государственной политики и как приоритетная задача государства в разных аспектах указывается усиление его роли в качестве гаранта безопасности личности.

Читайте так же:  Стандартный налоговый вычет условия применения

В настоящее время, в Федеральном законе, УПК РФ и названных правительственных документах не говорится об особой, максимальной защите жертв преступлений, но можно утверждать, что в России создаются механизмы их ограждения от угроз и давления. Тем не менее есть необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и практической деятельности правоохранительных органов в данной области.

По нашему мнению, следует дополнить п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК словами: «и с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»», и внести такое же дополнение в ч. 3 ст. 11. Необходимо установить обязанность органа уголовного преследования, независимо от применения мер защиты, при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело в связи с обнаружившейся угрозой совершения запрещенного уголовным законом деяния в отношении потерпевшего и его близких. Подобные нормы содержатся в УПК Республики Беларусь (ст. 50) и Республики Казахстан (ст. 100).

Также, исходя из указанных рекомендаций, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ следует внести дополнение о том, что при наличии к тому оснований меры безопасности принимаются на всех стадиях уголовного судопроизводства. Представляется разумным установление в УПК РФ отдельной нормы, обязывающей суд, следователя, дознавателя, орган дознания разъяснять потерпевшему его право на государственную защиту в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Следует отметить, что уголовно-процессуальным законом предусмотрены следующие меры безопасности:

Заметим, что за рубежом (например, в США, Канаде, Италии, Германии) специальные Законы о защите свидетелей функционируют уже достаточно давно. В этом отношении Россию опередили и такие государства, как Казахстан, Республика Молдова, Украина (в последней Закон «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» принят в 1993 году). При анализе названных выше российских законопроектов видно, что при их подготовке широко использовался зарубежный опыт.

Государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на современном этапе можно определить, как осуществление предусмотренных Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами (ст. 1 Закона).

Полагаем, что перечень объектов, которые нуждаются в защите, является неполным, поскольку противоправное воздействие может быть направлено не только на жизнь, здоровье и имущество, но также и на честь и достоинство указанных лиц. Государственной защите в соответствии с Федеральным законом подлежат, в том числе потерпевший; свидетель; частный обвинитель; гражданский истец, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных лиц.

Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

  1. органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
  2. органы, осуществляющие меры безопасности;
  3. органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Существует точка зрения, согласно которой простое устное разъяснение свидетелю его прав порой не способно обеспечить даже элементарного их запоминания. Зачастую, свидетельствующие по делу лица испытывают различные трудности в реализации предоставленных им прав, так как не знают, каким образом они охраняются уголовно-процессуальным законодательством, не понимают их назначения.

Отдельные ученые предлагают при разъяснении участнику уголовного судопроизводства его прав в обязательном порядке составлять отдельный процессуальный документ — протокол разъяснения прав и обязанностей (как это, например, существует при разъяснении прав подозреваемому, обвиняемому), который должен включать в себя полный перечень прав данного лица. [1, с. 87]. Одно время в качестве рекомендательного варианта предлагалось вручать свидетелю памятку, в которой были отражены все его права и обязанности. [4, с. 95]. Например, с начала 2000-х годов такую памятку разработали и использовали в своей процессуальной деятельности органы предварительного расследования УВД Ставропольского края.

На наш взгляд, следует закрепить в УПК РФ положение, согласно которому при допросе лица в качестве свидетеля последнему следует разъяснять предусмотренные ч. 4 ст. 56 УПК РФ права, что соответствующим образом должно быть отражено либо в отдельном протоколе, либо в протоколе самого допроса.

В заключение отметим, что постоянно меняющееся законодательство содержит немало разумных концептуальных и практических рекомендаций, соответствующих современным представлениям о праве. Вместе с тем процесс его применения подчас является сложным, расплывчатым и противоречивым, не всегда однозначно и не в полной мере соответствует положениям Конституции Российской Федерации и международно-правовых норм в области охраны безопасности и гарантии прав и законных интересов свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

Рецензенты:

Шматов М.А., д.ю.н., профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград;

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.

Источник:

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #e1365d00-513e-11ea-9037-77ca1a80ff02


Источник:

Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений

Ковалёва Мария Владимировна

студент 5 курса юридического факультета НИУ «БелГУ»,
кафедра конституционного и муниципального права, г. Белгород

Дечева Силвия Дечева

студент 5 курса юридического факультета НИУ «БелГУ»,
кафедра конституционного и муниципального права, г. Белгород

Мамин Андрей Сергеевич

канд. юрид. наук, доцент НИУ «БелГУ»,
кафедра конституционного и муниципального права, г. Белгород

По данным статистики, ежегодно каждый десятый житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается «потерпевшим» [5]. Поэтому в настоящее время проблема повышения эффективности судебной защиты прав потерпевших в уголовном процессе особенно актуальна, поскольку в философии правосудия занимает важное [4].

Читайте так же:  Проверка компьютера налоговой

Международные нормы права и законодательство России провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому государство обязано в полной мере реализовывать принципы, установленные международным правом, а так же, несомненно, гарантии неприкосновенности личности и собственности, защищать жизнь, здоровье и достоинство граждан в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации. Статья 52 Конституции устанавливает, что «права потерпевших от преступлений и злоупот­реблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» [3].

Потерпевший — центральная фигура уголовного процесса, поскольку именно его права и законные интересы задеты и нарушены преступлением. Очевидным является, что пострадавшие от преступной деятельности вместе с лицами, в отношении которых ведется уголовное преследование, больше других участников процесса нуждаются в эффективной защите их интересов и поэтому наделяются во многом совпадающими по содержанию правами. Однако, если для обвиняемого угроза его основным правам — на честь, достоинство, имущество, свободу, жизнь — исходит от органов уголовного судопроизводства, то об угрозе для пострадавшего можно говорить главным образом как об опасности совершения со стороны преступников, посягающих на его права. Поэтому, на взгляд авторов, очень важно не только правильно определить основания признания лица потерпевшим, но и момент такого признания. Чем раньше пострадавший от преступления может принимать участие в производстве по уголовному делу, используя предоставляемые ему процессуальные права, тем больше возможностей для обеспечения его прав, как нарушенных преступлением, так и составляющих процессуальный статус потерпевшего.

Защита интересов потерпевших от преступного посягательства лиц и организаций обозначены законодателем в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в качестве перво­очередного назначения уголовного судопроизводства — уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Однако, несмотря на то, что потерпевший, как уже отмечалось авторами, центральная фигура уголовного процесса, в настоящее время по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, что дает основания считать неполной реализацию и несостоятельность принципа равенства сторон в уголовном судопроизводстве и принципа состязательности.Регулируя статус потерпевшего в сфере уголовного судопроизводства, законодатель учел конституционные нормы относительно прав лиц, пострадавших от преступлений, но при этом не удалось в полной мере реализовать принцип, заложенный в ч. 1 ст. 6 УПК РФ.

Практика применения уголовно-процессуального законода­тельства показывает, что потерпевшему далеко не во всех случаях предоставляются достаточные правовые средства для защиты своих законных интересов, что не согласуется ни с Конституцией РФ, ни с международными правовыми актами в области прав человека. По мнению авторов, здесь отмечается недостаточно-разработанная система правовых норм, которые реально обеспечивали механизм для их реализации и полной защиты прав заинтересованных лиц. По этой причине потерпевший, вовлеченный в уголовный процесс, обладает определенным правом, но не может им воспользоваться. В свою очередь обвиняемый имеет четко сформулированные в законе и применимые на практике, правовые средства и гарантии для защиты «любым, не запрещенным законом способом», что закреплено в п. 21 ч. 4 ст. 47 УПК РФ. Кроме того, несмотря на достаточно широкий круг лиц, имеющих право участвовать в судебном заседании об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ч. 4 ст. 108 УПК РФ не указывает о возможности участия в судебном заседании потерпевшего.

В процессуальном отношении не каждый пострадавший становится потерпевшим — пострадавший от преступления приобре­тает статус потерпевшего только после вынесения надлежащим лицом постановления либо определения. Это закреплено в статье 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда» [6]. Тогда лица, признанные в установленном законом порядке потерпевшими по делу, вправе обжаловать решения, принятые органами дознания, предварительного следствия, не только прокурору, но и в суд. И тут кажется, что, по крайней мере, на законодательном уровне права потерпевших надежно защищены от возможного произвола государственных органов. Но практика говорит о серьезных нарушениях прав этой категории участников уголовного процесса на стадии предвари­тельного расследования. Причем, хотелось бы подчеркнуть, что таким нарушениям способствуют очевидные пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства [1].

Важным вопросом, остается защита лиц от самих представителей государственных органов. Всем понятно, что когда потерпевший вместе с представителями правоохранительных органов отстаивает свои права и законные интересы перед лицами, которые совершили против него то или иное преступление — это одно дело; совершенно другое дело — когда потерпевший защищает свои права от тех, кто по идее должны ему помогать в защите, которые по своему должностному положению обязаны и правомочны защищать его права. Именно поэтому, как подчеркивают авторы, во всех случаях всем, без исключения, потерпевшим должна быть законодательно гарантирована обязательная и при необходимости бесплатная защита их человеческого достоинства, личной безопасности и конститу­ционных прав, так как при ином раскладе говорить о какой-то правовой защите этой категории лиц будет невозможно [2].

На основании вышеизложенного, авторы делают выводы, что уголовный процесс и уголовно-процессуальное законодательство должны быть справедливым не только к лица, совершившим преступления, но и к лицам, пострадавших от этих преступлений. Для этого необходимо урегулировать отношения не только между государством и обвиняемым, но и между обвиняемым и потерпевшим, а также между государством и потерпевшим.

Источник:

Защита прав потерпевших от преступлений, от незаконного и необоснованного обвинения

Понятие уголовного процесса и его назначение. Современные проблемы защиты прав потерпевших от преступлений, от незаконного и необоснованного обвинения и их место в философии правосудия. Назначение, методы, стадии и участники уголовного судопроизводства.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.02.2017
Размер файла 60,6 K
Читайте так же:  Административные штрафы при нарушении земельного законодательства

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, основные задачи уголовного процесса и его назначение. Защита прав потерпевших от преступлений. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения. Воспитательно-предупредительное воздействие на участников уголовного судопроизводства.

контрольная работа [34,6 K], добавлен 11.11.2016

Правовое положение потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Нарушения прав потерпевшего как участника уголовного процесса. Положения Уголовно-процессуального кодекса о защите личности от необоснованного обвинения. Процессуальный порядок реабилитации.

контрольная работа [69,2 K], добавлен 19.03.2014

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений; личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. Значение понятия «уголовный процесс». Принципы уголовного судопроизводства.

презентация [10,4 M], добавлен 19.12.2013

Cмена идеологии правоохранительной системы РФ. Перечень новелл уголовно-процессуального законодательства. Защита права и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Видео (кликните для воспроизведения).

доклад [38,1 K], добавлен 07.12.2008

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения в судебных стадиях. Стороны защиты и обвинения как элемент состязательности судопроизводства по уголовным делам. Речь государственного обвинителя и иных участников стороны обвинения.

дипломная работа [75,9 K], добавлен 20.05.2011

Значение принципов уголовного процесса для обеспечения прав подсудимых, обвиняемых и подследственных. Методы защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Краткая характеристика норм Уголовно-процессуального кодекса.

реферат [51,9 K], добавлен 22.04.2015

Понятие участников уголовного судопроизводства. Правовое положение участников уголовного судопроизводства. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты. Новый уголовно-процессуальный кодекс. Анализ новых положений.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 19.11.2008

Сущность понятия «участники уголовного судопроизводства». Права и обязанности участников уголовного процесса со стороны обвинения. Принцип уголовного преследования и надзора прокурора за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

курсовая работа [29,5 K], добавлен 12.12.2008

Становление правового института обеспечения безопасности участников уголовного процесса. Понятие государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Социальная защита и меры безопасности.

контрольная работа [25,0 K], добавлен 26.11.2008

Государственные органы и должностные лица, являющиеся субъектами уголовного процесса. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты. Апелляционные и кассационные инстанции, которые могут изменить решение, принятое нижестоящим судом.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 14.08.2016

Источник:

Защита пострадавших от преступлений

Защита потерпевших от различного рода преступлений должна быть построена на принципе состязательности с обвиняемой стороной. Любого рода полномочия, благодаря которым можно в корне изменить ход расследования, гарантируют обеспечение безопасности для лиц, пострадавших от преступных деяний.

Именно от того, как правильно и последовательно происходит реализация этого статуса, зависит вынесение судом приговора. В частности, благодаря применению этого права, по решению суда возможно получение полного возмещения за весь ущерб, а также справедливое наказание виновного.

Принимая во внимание тот факт, что защита обвиняемого лица должна проводиться с участием профессионального защитника, лучше всего пригласить аналогичного специалиста и для пострадавшей стороны.

Юридическое основание защиты

Какая же юридическая основа есть у обеспечения безопасности пострадавшего и свидетеля во время судебного производства по уголовному делу? Необходимость обеспечения защиты таких участников процесса установлена в отдельных статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Некоторые требования к обеспечению таких мер поддержки содержатся в Федеральном законе № 119.

Именно в последнем законодательном акте содержатся исчерпывающие нормы, которые применяются судом по отношению к той или иной категории лиц-участников уголовного процесса.

Постановление Верховного суда № 17 также содержит сведения о том, что в некоторых определенных случаях нижестоящие суды вправе применять меры защиты, направленные на предоставление безопасности лицам, пострадавшим от преступных деяний, и свидетелям. Такие ходатайства распространяются практически на все уголовные дела.

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Защита потерпевших от преступлений и свидетелей противоправных деяний — это сложный процесс, который имеет обширную нормативную базу.

Меры защиты: первая группа

В соответствии с нормами статьи 6 Федерального закона, в рамках уголовного процессуального права устанавливается целый перечень мер защиты, которые используются по отношению к пострадавшей стороне и свидетелю. В частности, к ним относятся:

  1. Личная охрана, а также может осуществляться охрана имущества: включая жилье;
  2. Необходимо отрегулировать связь, по которой будет происходить оповещение в случае чрезвычайных ситуаций;
  3. У потерпевшего и свидетеля должны быть средства индивидуальной защиты, которыми они могут воспользоваться в случае нападения или при возникновении иной незапланированной ситуации;
  4. У охраны должны быть все сведения о лице, находящемся под защитой;
  5. Определенные сведения о пострадавшем или свидетеле должны быть конфиденциальны.

В отдельных случаях мероприятия, направленные на обеспечение безопасности таких участников судебного процесса, могут носить более радикальный характер, в частности:

  1. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в документации о защищаемых лицах;
  2. Предоставление другого места жительства для постоянного проживания;
  3. Изменение внешности защищаемого лица;
  4. Изменение места трудовой или учебной деятельности;
  5. Временная изоляция в безопасном месте;
  6. Иные мероприятия, направленные на то, чтобы обезопасить пострадавшего или свидетеля уголовного преступления от действий обвиняемого.

Меры защиты: вторая группа

Защита пострадавшей стороны или свидетеля преступного деяния может быть осуществлена и другими, менее радикальными способами. К примеру, следователь не отражает сведения об их личности в протоколе. Как правило, под эту систему попадают близкие люди и родственники пострадавшего лица.

Читайте так же:  Енвд налог пример

Однако проведение такой процедуры возможно только в тех случаях, когда у следователя на руках есть специальное уведомление, заверенное судьей. В такой ситуации при заполнении документов и в ходе судебного процесса защищаемый будет отражен под псевдонимом.

Важно! По закону, у следователя есть право установить систему прослушивания телефонных и прочих видов переговоров между защищаемым гражданином или иными лицами. Применение такого рода мер требуется, как правило, только в тех случаях, когда у сотрудников правоохранительных органов есть все основания полагать, что речь идет о вымогательстве и попытке получения выкупа. Применяется только в отношении устройств связи самого потерпевшего/свидетеля при наличии его согласия на это.

Помимо этого, защита пострадавшей стороны и очевидца преступления предполагает использование следующих мер второй группы:

  1. Судебное заседание проводится в закрытой форме, то есть, в зале суда могут присутствовать только граждане, которые принимают непосредственное участие в процессе;
  2. Допрос проводится один на один с дознавателем или следователем. Присутствие посторонних лиц во время этого процесса не допускается.;
  3. В отношении военнослужащих действует отдельная система мер.

Группы органов защиты

Федеральный закон № 119 регламентирует порядок возложения обязанности по защите пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния на определенные инстанции. Соответственно, такие государственные органы принимают решение о необходимости проведения защиты, выбирают способы обеспечения безопасности этой категории граждан, а также берут на себя проведение всех необходимых мероприятий.

По закону, есть две группы органов, которые занимаются обеспечением защиты пострадавших лиц и свидетелей преступного деяния.

  1. Первая группа — это органы, которые принимают решение о необходимости установления мер защиты в отношении пострадавшего гражданина или свидетеля преступления. К этой категории относятся судьи, руководители следственного отдела или сами следователи, руководители органов, осуществляющих дознание, прочие лица и инстанции;
  2. Вторая группа государственных учреждений — органы, которые занимаются применением мер безопасности по отношению к защищаемому.

Следовательно, оформление и обеспечение защиты пострадавших в результате преступных деяний обвиняемого или свидетелей такого преступления — это комплекс процедур, которыми занимается довольно большое количество различных государственных инстанций.

Механизм осуществления защиты

На уровне федерального законодательства регламентирован порядок, по которому происходит реализация программы мер социальной защиты потерпевших и свидетелей преступления. В соответствии с требованиями 119 Федерального закона, проведение этих мероприятий должно быть осуществлено в несколько отдельных этапов, обеспечением каждого из которых занимается отдельный орган государственной власти.

Однако специалисты же сходятся во мнении, что мероприятия, направленные на обеспечение безопасности потерпевшего и свидетеля в Российской Федерации далеки от совершенства.

Средства обеспечения защиты

Защита пострадавшего или свидетеля преступного деяния на территории Российской Федерации не может осуществляться без наличия соответствующего материального, технического или финансового обеспечения.

По нормам законодательства, приобретение любого необходимого оборудования, требующегося для обеспечения безопасности потерпевшего от обвиняемого в преступлении, должно проводиться за счет средств государственного бюджета.

Контролировать правильность использования денежных средств и их целевое направление должна система органов безопасности.

Внимание! По закону, возложение любых расходов на лицо, находящееся под защитой, невозможно.

Именно по этой причине любые финансовые требования, которые исходят от органов, обеспечивающих безопасность, противозаконны и могут быть обжалованы в суде или ином вышестоящем государственном органе (к примеру, в прокуратуре).

Ответственность

Федеральное законодательство России регламентирует основанные элементы привлечения к ответственности лица, который виновен в нарушении действий по обеспечению государственной защиты.

При этом к мерам ответственности может быть привлечено как должностное лицо, не справившееся со своими обязанностями, так и защищаемый гражданин, который отказался от выполнения каких-либо мероприятий, направленных на обеспечение его безопасности.

К примеру, пострадавший или свидетель может быть привлечен к ответственности в тех случаях, когда он захочет продать, заложить или подарить имущество, которое было получено от государства в целях выполнения мероприятий, направленных на защиту такого лица.

Источник:

Роль прокуратуры в защите прав потерпевших

Статья просмотрена: 1280 раз

Библиографическое описание:

Кравцова О. В. Роль прокуратуры в защите прав потерпевших // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 286-288. — URL https://moluch.ru/archive/39/4515/ (дата обращения: 17.02.2020).

Проблемам защиты жертв преступлений последнее время уделяется все больше внимания, ведь целью привлечения преступников к уголовной ответственности является не только их наказание и исправление, но, может быть, даже в первую очередь, защита прав потерпевших от преступных посягательств. В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Приказами и указаниями Генерального прокурора РФ нижестоящим прокурорам предписано считать важнейшей обязанностью защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущерба [1].

В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит исполнение требований закона о признании лица потерпевшим, которые заключаются не только в самом факте вынесения соответствующего постановления, но и в своевременности его вынесения. По смыслу закона постановление о признании лица потерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю стало известно о причинении преступлением морального, физического или имущественного вреда какому-либо физическому лицу. В идеале момент признания лица потерпевшим должен совпадать с моментом возбуждения уголовного дела. Только в том случае, если на этот момент было неизвестно, кому именно был причинен вред преступлением, постановление о признании лица потерпевшим может быть вынесено позднее.

Прокурор в случае, если орган расследования не вынес такое постановление, должен дать указание о немедленном его вынесении. Орган расследования должен также уведомить потерпевшего о том, что вынесено постановление о признании его потерпевшим и, разъяснить пострадавшему его права. Несоблюдение этих положений может привести к тому, что возможность возместить вред, причиненный людям в результате совершения преступления, может быть упущена. А восстановить нарушенные права потерпевшего после вынесения судебного решения очень сложно.

Читайте так же:  Величина земельного налога для физических лиц

Одним из самых важных прав, которым наделен потерпевший, является его право давать показания по делу. При этом очень важно, чтобы ему были разъяснены при допросе положения ст. 51 Конституции Российской Федерации о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников, круг которых определен законом. Текст этой статьи необходимо воспроизвести потерпевшему, а не ограничиваться ссылкой на нее в протоколе допроса. Надо также иметь в виду, что потерпевшему должно быть предоставлено право давать показания по его инициативе в любой момент предварительного следствия, что также нужно ему разъяснить. С правом давать показания связано право записывать свои показания собственноручно и требовать внесения дополнений, замечаний и исправлений в протокол допроса, составленный следователем. При участии потерпевшего в других следственных действиях ему также должно быть предоставлено право требовать внесения замечаний в протокол следственного действия, а на очной ставке – право задавать вопросы лицу, с которым проводится очная ставка. Если потерпевший не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, ему необходимо обеспечить право пользоваться услугами переводчика.

Не менее важное право потерпевшего – право представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы. В связи с этим потерпевший должен иметь представление о том, какие именно доказательства он вправе представить по делу, каким образом они могут быть получены, о чем можно заявлять ходатайства по уголовному делу, кому и в какой момент, а также кому и в каком порядке потерпевший может заявить отвод при производстве по делу.

Отдельно следует остановиться на праве потерпевшего иметь представителя. При этом необходимо не только разъяснять это право, но и сообщить о том, кто и в каком порядке может представлять его интересы при производстве по уголовному делу. Это тем более важно в связи с реализацией в уголовном процессе России принципа состязательности. Поэтому еще на стадии расследования потерпевший нуждается в оказании квалифицированной юридической помощи с тем, чтобы иметь возможность своевременно заявить ходатайства, направленные на обеспечение его прав.

Помимо процессуальных прав, которые могут быть реализованы в ходе дознания, следствия или судебного рассмотрения дела, для большинства граждан, потерпевших от преступлений, актуален вопрос о возмещении ущерба. Безусловно, помимо справедливого наказания, потерпевшие имеют право и на возмещение реально причиненного ущерба, а в отдельных случаях – на компенсацию морального вреда. Прокурорский надзор в этой сфере включает в себя проверку своевременности разъяснения потерпевшему права на предъявление гражданского иска, законности мер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. В суде государственный обвинитель поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск. Кроме того, органы прокуратуры предъявляют значительное количество исков в интересах потерпевших, которые по состоянию здоровья, возрасту и в силу других уважительных причин не могут отстаивать свои имущественные права в суде. Нельзя забывать о праве на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы, например, затрат на проезд и т.д. За потерпевшим должна сохраняться средняя заработная плата за время участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве[2].

Участие потерпевшего в судебном разбирательстве уголовного дела важно не только с точки зрения доказывания вины преступника, но и для осуществления защиты прав потерпевшего. Роль прокурора тут особенно важна, так как именно от его профессионализма и мастерства во многом зависит исход дела. Несмотря на то, что потерпевший имеет право выступать в судебных прениях, именно государственный обвинитель несет основное бремя доказывания и убеждения суда в виновности подсудимого. Кроме того, в отличие от предшествующего уголовно-процессуального кодекса, согласно которому в случае отказа прокурора от обвинения или изменения обвинения в сторону смягчения, потерпевший сам мог продолжить поддерживать обвинение, нынешнее законодательство такое право пострадавшему не предоставляет, и в случае отказа государственного обвинителя уголовное преследование прекращается. Роль прокурора, таким образом, в защите прав потерпевшего является решающей, особенно при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных.

Но роль прокурора не заканчивается с вынесением приговора по делу. В соответствии с законом приговор может быть обжалован. Несмотря на то, что пострадавшие имеют право обжаловать приговор, они редко пользуются этим правом, полагая, что дело уже решено. Поэтому именно на прокурора возлагаются обязанности знакомиться с протоколами судебных заседаний, готовить возражения на кассационные жалобы осужденных, а в необходимых случаях и обжаловать приговор.

Правовой статус потерпевшего, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании, поскольку действующее законодательство не всегда обеспечивает реальное равенство прав участников уголовного процесса: подозреваемого (обвиняемого) с одной стороны и потерпевшего – с другой. В частности, обвиняемый обладает презумпцией невиновности, в то время как потерпевший презумпцией своей правоты не обладает. Однако и действующее законодательство позволяет обеспечивать те права потерпевшего, которые закреплены в законе либо вытекают из содержания положений Конституции Российской Федерации. В связи с этим обеспечение прав потерпевшего является одной из первоочередных задач деятельности прокурора в уголовном процессе.

Кравцова О.В., Блинова-Сычкарь И.В. Некоторые уголовно-процессуальные проблемы защиты прав потерпевшего // Актуальные проблемы интеграции науки, образования и практики: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, студентов, г. Волгоград, 26 апреля 2011 года. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – 339 с. Стр. 155-160.

Кравцова О.В. Вопросы обеспечения безопасности потерпевших// Проблемы управления и правового регулирования Российского предпринимательства: сборник научных статей по итогам межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, соискателей, магистров и студентов, Волгоград 25 ноября 2011 г.- Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011.-144 с. Стр. 46-49.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here