Признаки ненормативного правового акта

Важный материал по теме: "Признаки ненормативного правового акта" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Как обжаловать ненормативный правовой акт

​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
  4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
  5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
  3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

Судебное обжалование

При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

Источник:

Признаки ненормативного правового акта

Можно ли считать любое письмо государственного органа — ненормативным правовым актом?

Письма органов власти судами рассматриваются, в деле их представлять можно, и ссылаться на них, но не как на нормативно-правовой акт а как на документ, выражающий отношение официального органа к тем или иным нормам права, комментарий их, правоприменительная практика.
Вот пример рассмотрения письма. По сути из-за письма Госстроя РФ Верховный суд отказал заявителям в признании пункта инструкции недействительной:

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения ндс не предусмотрен

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2001 г. N ГКПИ 01-1254
.
Судом приняты во внимание разъяснения первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу, содержащиеся в письме от 06.09.2001 N СК-4897/13, направленном органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об ошибочном применении на местах оспариваемого подпункта «д» п. 9 Правил.
Поскольку в нем не содержится указание не возможность применения его только лишь при «непрерывном» отсутствии отдельных жильцов свыше одного месяца, то пп. «д» п. 9 Правил должен применяться и при отсутствии нанимателя жилого помещения более месяца суммарно в течение определенного времени (квартала, полугодия, года).
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого положения незаконным и недействующим.
.

Добрый день!
Посмотрите, пожалуйста, правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009)
(с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г.)

«п. 2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.»

Виктор,
возможно с сообщением «дополнение», я погорячился.
Обратите внимание на сообщение, в котором говорится, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Что является подтверждением того, что письмо не является нормативным правовым актом.

С уважением,
гость.

Гость, с НОРМАТИВНЫМИ актами всем все ясно. Мы говорим о НЕНОРМАТИВНЫХ, тех, которые не распространяются на неопределенный круг лиц и пр. — см. пост Анфисы.
Анна, думаю письмо можно отнести к ненормативным актам (нигде не установлена форма такого акта»). Если такое письмо налагает на лицо какие-л. обязанности.
И — чтобы обжаловать, нужно, чтобы такой акт «нарушал права» и «возлагал обязанности».
Так что, смотря какое письмо.
Если просто информация — то нет.
Вот, посмотрите.
Здесь — платежное извещение.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2000 г. No. 2670/00

определение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.99 по делу No. А40-41624/99-76-812 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

Источник:

Пленум ВАС РФ отделил нормативные акты от ненормативных

В конце июля Высший арбитражный суд не был скуп на разъяснения вопросов, возникающих в судебной практике при рассмотрении различных категорий дел. Судьи приняли целых пакет подобных разъяснений, в том числе по спорам о достоверности адреса юридического лица (см. «ЭЖ», 2013, № 32, с. 05) и взыскании убытков с руководителя организации (см. «ЭЖ», 2013, № 33, с. 05), а также масштабные разъяснения о применении положений части первой Налогового кодекса (см. в одном из ближайших номеров «БП»). Кроме того, Пленум рассказал, по каким критериям судам нужно идентифицировать нормативные акты и как разрешать дела о признании их недействующими.

Несколько дней ­назад на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru был опубликован текст постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее — постановление № 58). Проект этого постановления был обнародован еще в марте, однако в процессе доработки подвергся серьезным изменениям. Во многом они были обусловлены тем, что в нормы АПК РФ, как раз касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных актов, были внесены изменения (Федеральный закон от 07.06.2013 № 126-ФЗ). А именно, была сужена подведомственность таких дел арбитражному суду путем указания на необходимость специальной оговорки в федеральном законе.

Понятие нормативного акта из теории закрепили в практике

АПК РФ закрепляет за арбит­ражными судами рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Однако в законодательстве нет понятия нормативного правового акта, это научная категория. В постановлении № 58 судьи решили закрепить его на уровне разъяснений; предложенное для использования судами определение этого термина хорошо знакомо юристам еще из курса теории государства и права. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, под нормативным правовым актом следует понимать акты, принятые органом государственной власти, местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В том числе к нормативным актам относятся и акты, правовые нормы в которых содержатся не в основном тексте, а в приложении, утвержденном таким актом (п. 1 постановления № 58).

Стоит отметить, что проблема дефиниции нормативных актов отнюдь не выдуманная, зачастую этот вопрос становится главным при рассмотрении дела. И не раз правовые акты, которые по своему статусу к нормативным никак относиться не должны, ­суды признавали таковыми (решение ВАС РФ от 28.06.2012 № ­ВАС-4569/12 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца пятого письма Минфина России от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120»), а при наличии оснований признавали и недействующими (см., например, решение ВАС РФ от 29.11.2012 № ВАС-13840/12 «О признании не соответствующим НК РФ Письма Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-10/34 „О замене письма ФНС России от 26.06.2012 № ЕД-4-3/[email protected]“»).

Решение об утверждении индивидуального тарифа на электроэнергию может оказаться нормативным

Читайте так же:  Оплата административного штрафа за директора

По сравнению с первоначальным текстом проекта в постановлении № 58 намного конкретнее изложены рекомендации судам по поводу отдельных видов правовых актов: относятся ли они к нормативным в принципе и относится ли их оспаривание к подведомственности государственного арбитража. В частности, акты органов влас­ти и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд Пленум ВАС РФ отнес к ненормативным правовым актам (п. 1.1 постановления № 58). Оспорить такие акты можно в порядке главы 24 АПК РФ, в то время как оспариванию нормативных актов посвящена глава 23 АПК РФ. Заметим, что в тексте проекта все перечисленные акты были отнесены к числу нормативных, хотя предложение об их ненормативном статусе тоже было изложено в качестве альтернативного варианта. Как видим, он и попал в официальные разъяснения для нижестоящих судов.

В процессе доработки проекта были заметно скорректированы и разъяснения, касающие­ся актов в сфере установления тарифов на электроэнергию. Изначально они ограничивались оговоркой о том, что решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии, в том числе об утверждении индивидуальных тарифов, являются нормативными актами. Теперь же Пленум ВАС РФ расширил границы судебного усмотрения в данном вопросе. По общему правилу решения об утверждении тарифов для конкретного субъекта или объекта (или содержащие иные конкретизирующие признаки) судам следует рассматривать как ненормативные. Но если суд установит, что такие акты распространяются на неопределенный круг лиц, он может признать их нормативными (п. 1.2 постановления № 58). Соответственно, и процедура оспаривания такого акта будет иной.

Dura lex sed lex, в том числе при обжаловании нормативных актов

Как было сказано выше, некоторые новые положения в постановление № 58 были внесены из-за поправок в АПК РФ в части сужения подведомственности споров рассматриваемой категории арбитражным судам. Потому при решении вопроса о приеме поступившего заявления к производству суды будут тщательно проверять, есть ли соответствующее дозволение в законе или нет. Если выяснится, что такого федерального закона, который относил бы вопрос об оспаривании нормативного акта к подведомствености арбит­ражного суда, не имеется, то производство по делу подлежит прекращению. Правда, из этого правила есть исключение — ситуация, когда заявление об оспаривании данного нормативного акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было рассмотрено им по существу со ссылкой на неподведомственность. По мнению Пленума ВАС РФ, данное разъяснение обеспечивает реализацию права на судебную защиту, гарантированного Конституцией России и Европейской конвенцией по правам человека.

Кроме того, при решении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду большую роль играет и статус заявителя, так как закон может ставить подведомственность спора в зависимость от него.

В постановлении № 58 выделено три категории споров в зависимости от статуса субъекта, инициировавшего их.

Первая категория — дела об оспаривании нормативных актов, оспаривать которые в суд имеют право только определенные субъекты (п. 2.3 постановления № 58). В качестве примера приводится Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС», который предоставляет право оспаривания нормативных актов в соответствующей области организациям и индивидуальным предпринимателям (ч. 3 ст. 54 указанного закона).

Вторая категория — дела об оспаривании нормативных актов, которые вправе инициировать любое лицо, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затрагиваются оспариваемым актом (пример — ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»). Сюда же относятся и дела о признании недействующими нормативных актов, принятых органами местного самоуправления. Требование единое: заявитель должен указать, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности затрагиваются данным актом (п. 2.3, 2.4 постановления № 58).

Третья категория — дела, которые вправе инициировать любой субъект, в том числе и гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя. Но на такую возможность обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействущим должно быть прямо указано в федеральном законе (п. 2.3 постановления № 58).

Суд может попросить заявителя уточнить ссылку на эталонный нормативный акт

Разъяснения, касающиеся иных вопросов (помимо подведомственности) в конечном тексте постановления остались без принципиальных изменений.

В заявлении о признании нормативного акта недействующим необходимо будет указать, какие конкретно права и законные интересы заявителя ущемляются или какие обязанности дополнительно налагаются на него оспариваемым актом. Также необходимо указать, на соответствие какому нормативному акту большей юридической силы суду следует проверить оспариваемый акт или его отдельные положения. При этом судья вправе предложить заявителю уточнить конкретные «эталонные» нормы акта, имеющего большую юридическую силу, которым оспариваемый акт противоречит (п. 3.1 постановления № 58). В проекте постановления на такую возможность не было указано.

Еще одно положение, появившееся только в окончательном тексте постановления, касается заявлений с требованиями о признании недействующим акта, в котором содержатся и нормативные, и ненормативные правовые нормы. В этом случае Пленум ВАС РФ разъяснил судам возможность выделения требования об оспаривании такого акта в части положений ненормативного характера в отдельное производство и рассмотрения его в порядке, преду­­смотренном главой 24 АПК РФ. Но делать это следует лишь в случае, когда раздельное рассмотрение требований будет соответствовать целям эффективного правосудия.

Источник:

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Образец заявления о применении срока исковой давности

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Видео (кликните для воспроизведения).

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Источник:

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Источник:

Признаки ненормативного правового акта

Правовая природа индивидуального правового (ненормативного) акта

Автор анализирует правовые особенности индивидуального правового (ненормативного) акта во времени. Особое внимание обращено на недопустимость принятия ненормативного акта с обратной силой. Под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле. Другими словами, нормативные акты включают в себя правовые акты более низкой категории, чем закон, в том числе и индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления.

Согласно общему правовому принципу действия нормативного правового акта (в том числе муниципального нормативного акта) во времени нормативный правовой акт распространяются на общественные отношения, которые возникли после его принятия, а правоотношения, возникшие до момента вступления в силу нормативного правового акта, его нормами не регулируются.

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда РФ о том, что ухудшение положения граждан, заключающееся в отмене права, приобретенного этими гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2, 3) Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властью и будет реализовано (такой правовой подход был выражен Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П, определении от 01.12.2005 № 460-О).

Принятие государственным органом нормативного правового акта — правообразующий факт. Возникающие затем правоотношения являются производными от первоначального, и к ним должно применяться законодательство, действовавшее на момент возникновения первоначального правоотношения (например, акты, связанные с выделением участнику правоотношений земельного участка). Только законодатель вправе придать закону обратную силу.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет при дарении квартиры

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом необходимо учитывать, что выраженный в данной норме принцип имеет общеправовое значение, и понятие «акты гражданского законодательства» толкуется в широком смысле — акты всех органов государства, содержащие любые разновидности гражданско-правовых норм.

Разъясним природу индивидуального правового (ненормативного) акта.

Таким образом, в индивидуальных правовых актах содержатся результаты действий по конкретным вопросам.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 419-О отмечается, что для признания незаконности индивидуального правового (ненормативного) акта необходимо и достаточно его несоответствия закону, поскольку основным доказательством нарушения прав и охраняемых законом интересов лица (в том числе издание ненормативного акта органа местного самоуправления) является само по себе нарушение изданным актом закона или иного нормативного правового акта.

Для признания не соответствующим закону ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие такого акта закону и иным нормативным правовым актам и нарушение этим актом законных прав и интересов заинтересованного лица (сам факт его издания).

Данная позиция Конституционного Суда РФ корреспондирует с позицией Верховного Суда РФ: недействительным признается ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. То есть признание нормативного акта недействительным в силу его несоответствия закону или иным правовым актам приравнивается в данном случае к признанию нормативного акта недействующим, без влечения последующих правовых последствий (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.04.2002 № 84пв-01, Определение Верховного Суда РФ от 01.06.1998 № 43-Г98-4).

Поскольку индивидуальные правовые акты содержат гражданско-правовые нормы (например, акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков), они относятся к актам гражданского законодательства. В соответствии со ст. 8 ГК РФ такие акты ненормативного характера (в том числе изданные органами местного самоуправления) являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей (определения Ленинградского областного суда от 11.07.2013 № 33-3113/2013, от 02.02.2011 № 33-501/2011).

Согласно мнению судьи Европейского Суда по правам человека Малинверни, к которому присоединились судьи Баррето и Шикута, принципы правовой определенности, верховенства права направлены на недопустимость придания обратной силы нормативному акту (любому акту, в том числе и индивидуального характера), который наносит ущерб стороне и о котором не было известно на момент совершения каких-либо действий (заключения договора гражданско-правового характера) (См. постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Скоппола против Италии (№ 2)» от 17.09.2009). Кроме того, ЕСПЧ придерживается мнения, что применение норм гражданского права с обратной силой будет подрывать принцип правовой определенности и противоречить принципу верховенства права (Постановление ЕСПЧ от 28.03.2006 по делу «Мельник против Украины»).

Особо необходимо отметить, что под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле; нормативный акт включает в себя правовые акты более низкой категории, чем закон (в том числе индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления). (См. постановления ЕСПЧ от 18.06.1971 по делу «Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии», от 24.04.1990 по делу «Крюслен против Франции»).

Акты ненормативного характера (равно как и нормативные правовые акты), которые распространяют своей действия на гражданско-правовые отношения, возникшие до их принятия, являются незаконными, поскольку противоречат статье 4 ГК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 306-ЭС14-6320 по делу № А12-30954/2013, Определение ВАС РФ от 16.11.2012 № ВАС-14309/12 по делу № А51-20918/2011).

Недопустимо придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П).

Придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 262-О-О). Причем акты ненормативного характера (с обратной силой) могут быть отменены во внесудебном порядке. Основанием для отмены является противоречие их действующему федеральному законодательству (ст. 4 ГК РФ (Информация прокуратуры Кировской области от 02.10.2008 «Практика прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления»)).

Источник:

Ненормативный правовой акт

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Читайте так же:  Как исчисляется подоходный налог

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Источник:

Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и отличие от индивидуально-правового акта

Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера.

Основные признаки нормативно-правовых актов: государственный характер – государство наделяет органы, должностных лиц правотворческой компетенцией; оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, в т.ч. и через принуждение; принимаются с соблюдением определенной процедуры и требований к содержанию и форме нормативно-правового акта; имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия; всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.5

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный aocoдарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9657 — | 7397 — или читать все.


Источник:

27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта

Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

— адресован неопределенному кругу лиц;

— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Признаки ненормативного правового акта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here