Привлечение к административной ответственности муниципальных служащих

Важный материал по теме: "Привлечение к административной ответственности муниципальных служащих" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 20. Ответственность муниципального служащего

Статья 20. Ответственность муниципального служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением в соответствии с действующим законодательством.

2. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания на муниципального служащего является дисциплинарный проступок. Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего категории «Б» налагается Мэром города, председателем городской Думы, на муниципального служащего категории «В», должностным лицом, имеющим право его приема и увольнения.

3. Порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания устанавливается Трудовым Кодексом Российской Федерации.

4. К муниципальным служащим могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

3) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. Для решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципальный служащий, совершивший дисциплинарный проступок по распоряжению Мэра города, председателя городской Думы, либо приказу руководителя, обладающего правом приема и увольнения на муниципальную службу, может быть отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок не более месяца. При этом, за муниципальным служащим сохраняется соответствующее должности денежное содержание.

6. За нарушение трудовой дисциплины и должностных обязанностей, размер премий муниципальным служащим за расчетный период может быть уменьшен в соответствии с Положениями о премировании, утверждаемыми распоряжениями Мэра города, председателя городской Думы. Снижение размера или лишение премии в отношении конкретного работника оформляется распоряжением (приказом) соответствующего должностного лица.

7. За совершение противоправных действий, не связанных со службой, имеющих квалификационные признаки правонарушения, муниципальный служащий привлекается к ответственности на общих основаниях. В случаях, не зависящих от воли сторон, в том числе осуждения муниципального служащего к наказанию, исключающего продолжение муниципальной службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, трудовой договор с ним подлежит прекращению.

8. В случаях, установленных федеральным законодательством должностные лица муниципальной службы несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, юридическими и физическими лицами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

9. Формами ответственности перед государством являются:

Формой ответственности перед населением является утрата доверия должностным лицом.

10. Гражданско-правовая ответственность должностных лиц муниципальной службы перед юридическими и физическими лицами, связанная с причинением им убытков возникает на основании трудового и гражданского законодательства.

>
Заключительные положения (ст. 21)
Содержание
Решение Шахтинской городской Думы Ростовской области от 22 февраля 2006 г. N 162 «Об утверждении Положения о муниципальной.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

2.6 Ответственность муниципальных служащих

Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев — повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Читайте так же:  Основные органы государственного финансового контроля

Ряд субъектов РФ в законодательном порядке ввели нормы, согласно которым муниципальный служащий, совершивший должностной проступок, нарушение трудовой дисциплины, допустивший превышение должностных полномочий, а также за –несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае же появления информации о нарушении муниципальным служащим федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях руководитель органа муниципальной власти (либо его структурного подразделения) может назначить служебное расследование.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

Источник:

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected], телефон: 8 (4212) 40-21-20.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected]

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Читайте так же:  Дарение недвижимости детям налог

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения

Источник:

4. Административная ответственность гражданских и муниципальных служащих

Административная ответственность — один из важнейших институтов административного права. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений.

Вместе с тем в определении роли административной ответственности на государственной и муниципальной службе сегодня господствует позиция, выраженная В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок» 1 . Собственно примеры ее реализации проанализированы выше — ст. 8 и 9 закона «О противодействии коррупции», ст. 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное мнение противоречит общим правилам разграничения видов юридической ответственности. Объективно, что регламентация дисциплинарной и административной ответственности служащих осуществляется нормами административного законодательства, однако, эти нормы рассосредоточены в разных нормативных правовых актах.

Значимой проблемой является и широкое употребление в законодательстве об административных правонарушениях конструкции «должностное лицо». Не каждый государственный или муниципальный служащий будет рассматриваться как должностное лицо, а, следовательно, даже имея в наличии фактическое деяние, невозможно будет квалифицировать его как административный проступок.

Ю. Н. Старилов выделяет четыре условия, при которых для государственных и муниципальных служащих может наступать административная ответственность:

1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил и правил поведения;

2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения общеобязательных правил, то есть не соответствуют им;

3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях 1 .

Данное суждение более адекватно описывает возможности применения административной ответственности, однако, поскольку законодательство об административных правонарушениях в большей степени ориентировано на наказание юридических лиц и их представителей (должностных лиц), а также физических лиц, то значение административной ответственности в регулировании поведения государственных и муниципальных служащих, к сожалению, не велико.

Вместе с тем именно в рамках регулирования административной ответственности должны найти свою реализацию требования к служебному поведению, большая часть служебных (общих) обязанностей, ограничения и запреты, установленные в составе правового статуса служащих.

Среди составов административных проступков, совершение которых сегодня может повлечь применение административных наказаний в отношении государственных или муниципальных служащих, можно назвать следующие:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1 КоАП РФ 2 (далее в этом параграфе указаны статьи КоАП РФ));неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума 9 (ст. 5.3); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21); использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);

— нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59);

— незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения (ст. 7.16);

— несоблюдение требований законодательства о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); лесов для их использования (ст. 8.24);

— нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27); нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28);

— ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25); нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35);

Читайте так же:  3 ндфл для налогового вычета пример
Видео (кликните для воспроизведения).

— нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14);

— невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ст. 17.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ (ст. 17.2); нарушение порядка официального использования государственных символов РФ (ст. 17.10);

— несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1); нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ст. 19.32).

Даже учитывая, что не только Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает составы административных проступков и соответствующие меры ответственности, но и законам субъектов РФ об административных правонарушениях 1 сегодня явно не хватает норм, устанавливающих административно-правовую ответственность государственных и муниципальных служащих.

Источник:

Статья 20. Ответственность муниципального служащего

Статья 20. Ответственность муниципального служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением в соответствии с действующим законодательством.

2. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания на муниципального служащего является дисциплинарный проступок. Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего категории «Б» налагается Мэром города, председателем городской Думы, на муниципального служащего категории «В», должностным лицом, имеющим право его приема и увольнения.

3. Порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания устанавливается Трудовым Кодексом Российской Федерации.

4. К муниципальным служащим могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

3) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. Для решения вопроса о дисциплинарной ответственности муниципальный служащий, совершивший дисциплинарный проступок по распоряжению Мэра города, председателя городской Думы, либо приказу руководителя, обладающего правом приема и увольнения на муниципальную службу, может быть отстранен от исполнения должностных обязанностей на срок не более месяца. При этом, за муниципальным служащим сохраняется соответствующее должности денежное содержание.

6. За нарушение трудовой дисциплины и должностных обязанностей, размер премий муниципальным служащим за расчетный период может быть уменьшен в соответствии с Положениями о премировании, утверждаемыми распоряжениями Мэра города, председателя городской Думы. Снижение размера или лишение премии в отношении конкретного работника оформляется распоряжением (приказом) соответствующего должностного лица.

7. За совершение противоправных действий, не связанных со службой, имеющих квалификационные признаки правонарушения, муниципальный служащий привлекается к ответственности на общих основаниях. В случаях, не зависящих от воли сторон, в том числе осуждения муниципального служащего к наказанию, исключающего продолжение муниципальной службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, трудовой договор с ним подлежит прекращению.

8. В случаях, установленных федеральным законодательством должностные лица муниципальной службы несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, юридическими и физическими лицами.

9. Формами ответственности перед государством являются:

Формой ответственности перед населением является утрата доверия должностным лицом.

10. Гражданско-правовая ответственность должностных лиц муниципальной службы перед юридическими и физическими лицами, связанная с причинением им убытков возникает на основании трудового и гражданского законодательства.

>
Заключительные положения (ст. 21)
Содержание
Решение Шахтинской городской Думы Ростовской области от 22 февраля 2006 г. N 162 «Об утверждении Положения о муниципальной.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

2.6 Ответственность муниципальных служащих

Как и все граждане, муниципальные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В тоже время муниципальные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с муниципальной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью муниципальных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение муниципальных служащим правонарушения (см. рис.2.1). Основанием для применения таких мер является нарушение муниципальным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности муниципальных служащих относятся:

-в ряде случаев — повышенная ответственность;

-специфические санкции, применяемые только в отношении муниципальных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к муниципальным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности: уголовная; административная; дисциплинарная; гражданско-правовая;

Рис.2.1 Виды ответственности муниципальных служащих

Один из ведущих специалистов в области служебного права профессор Ю.Н. Старилов отмечает, что основным видом ответственности муниципальных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение трудовой (служебной дисциплины) и укрепление государственной дисциплины являются одной из важнейших обязанностей служащего.

Читайте так же:  Выплата дивидендов ддс

Дисциплинарная ответственность устанавливается за должностной проступок, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей. Статья 27 Федерального закона о муниципальной службе предписывает органам местного самоуправления в своих правовых актах руководствоваться тем перечнем дисциплинарных взысканий, который провозглашен в федеральных законах и законах субъектов РФ. В настоящее время это положение находится в противоречии с нормой, содержащейся в статье 192 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления дисциплинарных взысканий законами субъектов РФ: «Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Поскольку в упоминаемых здесь федеральных актах отсутствует упоминание о конкретных дисциплинарных взысканиях, на муниципального служащего распространяются только те их виды, которые закреплены в статье 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следовательно, только эти виды взысканий должны предусматриваться муниципальными правовыми актами.

Ряд субъектов РФ в законодательном порядке ввели нормы, согласно которым муниципальный служащий, совершивший должностной проступок, нарушение трудовой дисциплины, допустивший превышение должностных полномочий, а также за –несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае же появления информации о нарушении муниципальным служащим федеральных законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления либо о допущенных им злоупотреблениях руководитель органа муниципальной власти (либо его структурного подразделения) может назначить служебное расследование.

Порядок обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством субъектов РФ, муниципальными правовым актами в соответствии с нормами трудового законодательства.

Административная ответственность муниципального служащего возникает за совершенное им административное правонарушение, т.е. за посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Последнее состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Специфика административной ответственности, во-первых, состоит в том, что в качестве муниципальных служащих (а не на общих основаниях) они несут ее лишь за те административные проступки, которые совершены ими при исполнении должностных обязанностей. Во – вторых, муниципальные служащие несут административную ответственность не перед органами местного самоуправления, где они состоят на службе, а перед судьями и органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (например, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, налоговыми органами, таможенными органами и т.д.).

К числу основных административных наказаний относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация. Причем к должностным лицам местного самоуправления (как специальным субъектам ответственности) могут быть применены только предупреждения и штраф – в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Материальная ответственность муниципальных служащих регулируется нормами трудового права и возникает за ущерб, причиненный ими органу местного самоуправления в результате виновного противоправного поведения. Материальная ответственность служащего перед работодателем (органом местного самоуправления) ограничена его средним месячным заработком либо вообще исключается в случаях возникновения ущерба вследствие: непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения органами местного самоуправления обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного муниципальному служащему, поскольку во всех перечисленных случаях отсутствует противоправность в действиях работника.

Муниципальные служащие могут быть привлечены и к уголовной ответственности за совершение преступления, т.е. виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Если преступление совершено не при исполнении должностных обязанностей, т.е. вне связи с муниципальной службой, то совершившее его лицо будет привлечено к уголовной ответственности на общих основаниях, а не в качестве муниципального служащего.

Преступления, связанные с использованием муниципальными служащими своего служебного положения, предусмотрены, главным образом, 30-й главой Уголовного кодекса РФ, включающей преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу отнесены: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность. К муниципальным служащим могут быть применены и другие статьи УК РФ, охватывающие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. При этом в уголовном законодательстве четко различаются составы преступлений, которые могут быть совершены должностными лицами и рядовыми служащими органов государственной власти и местного самоуправления.

К числу принципов уголовной ответственности отнесены: законность (исключающая применение уголовного закона по аналогии), равенство граждан перед законом, вина лица, совершившего преступление, справедливость наказания и иных мер уголовно-правового характера, гуманизм, ориентирующий уголовное законодательство РФ на обеспечение безопасности человека.

Источник:

4. Административная ответственность гражданских и муниципальных служащих

Административная ответственность — один из важнейших институтов административного права. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений.

Читайте так же:  Задолженность по налогам в алматы

Вместе с тем в определении роли административной ответственности на государственной и муниципальной службе сегодня господствует позиция, выраженная В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок» 1 . Собственно примеры ее реализации проанализированы выше — ст. 8 и 9 закона «О противодействии коррупции», ст. 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное мнение противоречит общим правилам разграничения видов юридической ответственности. Объективно, что регламентация дисциплинарной и административной ответственности служащих осуществляется нормами административного законодательства, однако, эти нормы рассосредоточены в разных нормативных правовых актах.

Значимой проблемой является и широкое употребление в законодательстве об административных правонарушениях конструкции «должностное лицо». Не каждый государственный или муниципальный служащий будет рассматриваться как должностное лицо, а, следовательно, даже имея в наличии фактическое деяние, невозможно будет квалифицировать его как административный проступок.

Ю. Н. Старилов выделяет четыре условия, при которых для государственных и муниципальных служащих может наступать административная ответственность:

1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил и правил поведения;

2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения общеобязательных правил, то есть не соответствуют им;

3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях 1 .

Данное суждение более адекватно описывает возможности применения административной ответственности, однако, поскольку законодательство об административных правонарушениях в большей степени ориентировано на наказание юридических лиц и их представителей (должностных лиц), а также физических лиц, то значение административной ответственности в регулировании поведения государственных и муниципальных служащих, к сожалению, не велико.

Вместе с тем именно в рамках регулирования административной ответственности должны найти свою реализацию требования к служебному поведению, большая часть служебных (общих) обязанностей, ограничения и запреты, установленные в составе правового статуса служащих.

Среди составов административных проступков, совершение которых сегодня может повлечь применение административных наказаний в отношении государственных или муниципальных служащих, можно назвать следующие:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1 КоАП РФ 2 (далее в этом параграфе указаны статьи КоАП РФ));неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума 9 (ст. 5.3); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21); использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);

— нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59);

— незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения (ст. 7.16);

— несоблюдение требований законодательства о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); лесов для их использования (ст. 8.24);

— нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27); нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28);

— ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25); нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35);

— нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14);

— невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ст. 17.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ (ст. 17.2); нарушение порядка официального использования государственных символов РФ (ст. 17.10);

— несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1); нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ст. 19.32).

Даже учитывая, что не только Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает составы административных проступков и соответствующие меры ответственности, но и законам субъектов РФ об административных правонарушениях 1 сегодня явно не хватает норм, устанавливающих административно-правовую ответственность государственных и муниципальных служащих.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Привлечение к административной ответственности муниципальных служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here