Приостановка выездной налоговой проверки сроки

Важный материал по теме: "Приостановка выездной налоговой проверки сроки" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Особенности приостановления выездной налоговой проверки

Приостановление проверки налоговой – действие, возможное только при проведении выездных проверок. Камеральные мероприятия ставиться «на паузу» не могут. Однако и проведение выездных проверок просто так приостановить нельзя. Для этого нужны основания.

Что собой представляет приостановка проверки

Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.

Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.

Каким образом производится приостановление проверки?

Порядок приостановления налоговой проверки закреплен в ст. 89 НК РФ. Для того, чтобы проверочные мероприятия были приостановлены, руководитель проверяющей ФНС, либо его зам, должны принять соответствующее решение. Составляется документ по форме, которая приведена в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

Если решение составлено не по приведенной выше форме, это не признается нарушением правил проведения проверки. Дело в том, что применение утвержденной формы не является обязательным, поскольку таких требований законодательство не содержит.

Возобновление проверки также осуществляется на основании решения, форма которого утверждена Приложением № 6 к приведенному выше Приказу ФНС России.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Основания, по которым проверка может быть приостановлена изложены в п. 9 ст. 89 НК РФ.

К основаниям относятся:

  1. Необходимость получения требуемых сведений от иностранных гос. органов. Данное действие производится, например, с целью исключения двойного налогообложения проверяемых организаций. Взаимодействие с гос. органами иностранных государств осуществляется на основании многочисленных международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы. Экспертиза необходима, когда сотрудникам ФНС требуется квалифицированное заключение по различного рода вопросам, разрешение которых невозможно без специальных знаний. Процедура проводится в порядке ст. 95 НК РФ.
  3. Необходимость обращения к услугам переводчика, когда документы налогоплательщика составлены не на русском языке. Процедура производится в порядке ст. 97 НК РФ.
  4. Необходимость истребования у контрагентов проверяемого юр. лица документов, в частности договоров, платежных поручений, и т.д. Процедура осуществляется в порядке ст. 93.1 НК РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Проверка может быть приостановлена неограниченное количество раз, но с оговоркой. Если ее приостановление связано с запросом документов у контрагентов, то повторно приостановить проверочные действия по данному основанию нельзя. Исключение составляют случаи, когда документы запрашиваются у другого контрагента.

Последствия приостановки

Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:

  • Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
  • Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
  • Инспектор больше не может требовать документы у компании.
  • Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
  • Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
  • Не выполняется осмотр площади и документов.
  • Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.

На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.

Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:

  • Неопределенность статуса.
  • Угроза стабильности финансового положения фирмы.
  • Затруднения при планировании операций.
  • Нарушение кредитоспособности.
  • Проблемы в отношениях с контрагентами.

То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.

Источник:

Энциклопедия решений. Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки

В отдельных случаях руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Перечень оснований для таких действий приведен в п. 9 ст. 89 НК РФ. Данный перечень является закрытым. В соответствии с ним проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого (порядок такого истребования определен ст. 93.1 НК РФ). Так называемая «встречная» проверка. Приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведения экспертиз. Порядок проведения экспертиз установлен ст. 95 НК РФ;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы таких решений приведены в приложениях N 5 и N 6 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] В решении о приостановлении проведения выездной проверки подлежит отражению информация об основании, по которому приостанавливается проверка.

Внимание

НК РФ не предусматривает порядка и сроков вручения налогоплательщику решений о приостановлении и возобновлении проверки. Исчисление сроков проведения проверки связано только с датами вынесения решений и не зависит от даты ознакомления проверяемого лица с этими документами. Вместе с тем Минфин России обращает внимание, что рассматриваемые решения должны доводиться до проверяемых налогоплательщиков (письмо Минфина России от 07.07.2008 N 03-02-07/1-249).

Налоговое законодательство не запрещает приостанавливать выездную налоговую проверку более одного раза. Исключение составляет приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов (информации) у контрагента или у иных лиц. По такому основанию проверка может быть приостановлена не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Единая упрощенная система налогообложения декларация

Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). В случае, если проверка была приостановлена в связи с необходимостью получения информации от иностранных государственных органов, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Таким образом, максимальный срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка, составляет 9 месяцев.

Поскольку НК РФ не предусмотрен порядок исчисления рабочих и календарных дней, содержащихся в календарном месяце при исчислении сроков, на которые может быть приостановлено проведение проверки, налоговые органы обычно исходят из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

Внимание

Необоснованное затягивание сроков приостановления выездной проверки может привести к отмене решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 30.05.2008 N А68-4529/07-231/18 указал, что приостановление выездной налоговой проверки было необоснованно затянуто, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика, который в течение длительного периода времени был лишен первичных документов. Однако такое решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела. Например, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 N Ф08-6200/12 суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган в период приостановления выездной налоговой проверки направил лишь один запрос о проверке деятельности поставщиков общества, на который был получен ответ 04.08.2010, а в период с 05.08.2010 по 30.11.2010 не проводил действий по проведению встречных проверок и не предпринимал действий по возобновлению налоговой проверки, тем самым затягивал проведение проверки. Судьи указали, что установленный в п. 9 ст. 89 НК РФ срок приостановления проведения проверки, который не может превышать шесть месяцев, инспекция не нарушила и не препятствовала обществу в осуществлении обычной хозяйственной деятельности.

Факты нарушения сроков приостановления выездной проверки, хотя и устанавливаются судами, но, как правило, не рассматриваются в качестве достаточных оснований для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2013 N Ф01-6235/12).

На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются все действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой, а также действия по истребованию документов у проверяемого. Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, истребованные у него при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки — ст. 94 НК РФ).

Периоды приостановления проверки не включаются в общий срок, установленный для проведения проверки (максимально 6 месяцев — п. 6 ст. 89 НК РФ) (определение ВАС РФ от 02.04.2012 N ВАС-3072/12 постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2011 N Ф07-9253/11, от 22.06.2012 N Ф07-658/12).

Источник:

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.

В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Основания приостановки

Основания приостановления прописаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Рассмотрим их:

  • Необходимость в запросе информации у иностранных структур. У налоговиков может возникнуть необходимость запросить данные у государственных структур других стран. Требуется это, к примеру, для предупреждения появления двойного налогообложения. Отправка запроса и получение ответа на него – это длительный процесс, базирующийся на международных соглашениях. Потому мероприятие приостанавливается.
  • Потребность в организации экспертизы. Иногда налоговикам могут потребоваться дополнительные сведения. В этом случае назначается экспертиза, после которой выносится профессиональное заключение. Регулируется она статьей 95 НК РФ.
  • Потребность в обращении к переводчикам. Проверяемые документы могут быть составлены на иностранном языке. В этом случае требуется прибегнуть к услугам переводчика. Перевод исполняется на основании статьи 97 НК РФ.
  • Потребность в дополнительных документах. Иногда налоговики запрашивают бумаги (соглашения, платежки) у контрагентов проверяемой организации. Этот этап исполняется на основании статьи 93.1 НК РФ.
Читайте так же:  Срок уплаты административного штрафа по решению суда

То есть проверка приостанавливается тогда, когда она не может быть продолжена в силу отсутствия дополнительных материалов. Для предупреждения простоя мероприятие ставится «на паузу». Во время приостановки налоговики проделывают все необходимые дополнительные действия.

ВАЖНО! Приостановка может выполняться любое количество раз, если на это есть основания. Однако если она проводится на основании необходимости запроса документов у контрагентов, то остановить работу налоговиков по тому же основанию повторно нельзя. Однако поставить процесс на паузу можно тогда, когда специалисты обращаются к другому контрагенту. Приостановка назначается столько раз, сколько нужно представителям налоговой. Однако общая ее продолжительность не может превышать 6 месяцев.

Особенности приостановления мероприятия

Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/[email protected] от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.

В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:

  • Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
  • Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.

В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.

Формирование решения

В решении о приостановке указывается ФИО руководителя объекта проверки. Его требуется ознакомить с документом. Также в решении нужно указать дату начала остановки и дату возобновления работы. Сроки паузы требуется обязательно определить точно. Это требование нужно для защиты прав проверяемой фирмы.

Сроки осуществления выездных мероприятий

Срок проведения выездных мероприятий оговорен в пункте 6 статьи 89 НК РФ. В частности, он составляет 2 месяца. Однако сроки могут быть другими при следующих обстоятельствах:

  • Проверка филиалов и представительств. Срок уменьшается до одного месяца.
  • Есть соответствующее решение проверяющих. Лица, проводящие проверку, могут вынести решение о продлении мероприятия. Подобное решение можно принимать до двух раз. Максимальный срок продления – 2 месяца.

Самая большая длительность проверки составляет 6 месяцев (2 месяца – стандартный срок, 4 месяца – продление на основании двух решений проверяющих). Срок начинает отсчитываться с даты вынесения решения об инициации проверки на основании пункта 8 статьи 89 НК РФ. Завершается он в дату оформления заключительной справки о проверке.

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Источник:

Разъясняем порядок продления и приостановления срока проведения выездной налоговой проверки

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Читайте так же:  Порядок обжалования протокола об административном правонарушении коап

Согласно п. 6 ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев (п. 6 ст. 89 Кодекса), а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 Кодекса).

Видео (кликните для воспроизведения).

Продление срока следует отличать от приостановления проведения выездной налоговой проверки.

Когда срок проверки продлевается, то мероприятия, производимые должностными лицами налогового органа, не прерываются, течение срока проверки не приостанавливается, а удлиняется. Для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, заблаговременно (до истечения срока на проверку) в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос. Вышестоящим налоговым органом принимается решение о продлении срока. Налоговый орган, проводящий налоговую проверку, продолжает осуществлять все действия по проверке до четырех или до шести месяцев, в зависимости от того, на сколько срок проверки продлен. Перечень оснований и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/[email protected] с учетом изменений, утвержденных Приказом ФНС России от 23.07.2012 №ММВ-7-2/[email protected]

Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Перечень оснований для принятия решения о продлении срока проведения выездной проверки не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств.

Необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

При приостановлении проведения выездной налоговой проверки приостанавливается течение срока проверки. Пунктом 9 ст. 89 Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления выездной налоговой проверки, а также порядок приостановления и возобновления проведения выездной налоговой проверки.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена в целях получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных иностранных государственных органов, срок приостановления такой проверки может быть увеличен, но не более чем на три месяца.

Налоговый орган, который проводит выездную проверку, может ее приостановить (п. 9 ст. 89 Кодекса). Это означает, что приостанавливается течение срока проверки. После возобновления проверки срок продолжает течь дальше.

На период приостановления должностные лица, проводящие выездную налоговую проверку должны (абз.9 п.9 ст. 89 Кодекса):

— покинуть территорию (помещения) проверяемого налогоплательщика;

— приостановить действия по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика.

В период приостановления проверки налоговый орган может истребовать документы и информацию у третьих лиц в порядке, установленном ст. 93.1 Кодекса. Ведь такие действия проводятся вне территории (помещения) налогоплательщика и не запрещены Налоговым кодексом РФ.

Выездная проверка может быть приостановлена только в строго определенных случаях, когда налоговикам необходимо (п. 9 ст. 89 Кодекса):

1) получить информацию от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ;

2) провести экспертизы (ст. 95 Кодекса);

3) перевести на русский язык документы, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке (ст. 97 Кодекса);

4) истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документы (информацию), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 Кодекса).

Приостанавливать проверку налоговый орган может неоднократно. Однако есть два ограничения, которые должны при этом соблюдаться.

Первое ограничение — это ограничение по общему сроку приостановления выездной проверки, который не может превышать шести месяцев (абз. 8 п. 9 ст. 89 Кодекса).

Второе ограничение связано с приостановлением проверки по пп. 1 п. 9 ст. 89 Кодекса для истребования документов (информации) у контрагента. Приостанавливать проверку по данному основанию налоговый орган может не более одного раза по каждому такому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 Кодекса).

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении. Возобновляется проверка с даты, указанной в решении о возобновлении проверки.

Источник:

Приостановление срока налоговой проверки

Приостановление налоговой проверки возможно только в случае проведения выездных мероприятий (камеральные проверки приостанавливаться не могут). Рассмотрим, в какой срок должна быть проведена выездная проверка, когда должностные лица ФНС могут ее приостановить, и каким образом эта процедура осуществляется.

Срок, в течение которого может проводиться выездная проверка

В силу требований п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может проводиться более 2 месяцев. Из этого правила есть ряд исключений:

  1. Первое относится к проверкам, проводимым в отношении филиалов и представительств организации. В этом случае предельный срок сокращается до месяца.
  2. Второе исключение касается случаев, когда проверочные мероприятия продлеваются на основании решения проверяющих. Они могут продляться дважды, каждый раз на 2 месяца. Таким образом, общий срок не может превышать полгода.

Течение срока начинается в день. когда выносится решение о проведении проверочных действий (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается срок в день составления итоговой справки о проверке.

Читайте так же:  Уклонение от уплаты штрафа по административному делу

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Продолжительность приостановки

Совокупный срок приостановки не может быть больше 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен еще на 3 месяца. Однако возможно это только в том случае, если ранее налоговики отправили запрос в иностранные органы и не получили от них ответ в течение полугода.

Приостановка проводится на основании соответствующего решения. В нем прописывается дата начала паузы. Приостановка завершается тогда, когда оформляется решение о возобновлении мероприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда сроки паузы могут нарушаться. Однако привлечь налоговиков к ответственности за это сложно, так как нарушение считается незначительным.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Приведем перечень последствий, которые влечет приостановление срока проверочных мероприятий:

  1. Двухмесячный, либо продленный до 4 или 6 месяцев срок проверки перестает течь. Это означает, что его исчисление приостанавливается. Течение срока возобновляется в дату, указанную в решении о возобновлении проверочных мероприятий. Например, проверка начата 1 сентября, а 1 октября приостановлена. 1 ноября проверочные мероприятия возобновлены. Таким образом, срок проверки в данном случае оканчивается 1 декабря.
  2. Инспекторы покидают территорию проверяемой фирмы. Это означает, что в рамках проверки они не имеют право производить каких-либо действий по месту нахождения предприятия.
  3. Должны быть приостановлены действия, направленные на истребование документов.
  4. Ранее истребованные документы должны быть возвращены. Это не касается бумаг, которые были изъяты при проведении выемки.
  5. Не может проводиться выемка документов и предметов.
  6. Не может производиться осмотр территорий и документов.
  7. Сотрудники ФНС в рамках проверки не могут знакомиться с документами на территории проверяемой организации.
  8. Должностным лицам ФНС нельзя проводить инвентаризацию в рамках проверки.

Между тем, должностные лица имеют право истребовать сведения у контрагентов проверяемого, поскольку это не запрещено законом. Кроме того, не запрещено приглашать должностных лиц фирмы для дачи пояснений (но не на территории проверяемой организации). Нет прямого запрета и на допрос свидетелей на территории ФНС.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, когда выездные проверочные мероприятия могут быть приостановлены, и все они перечислены в статье. По общему правилу проверка может быть приостановлена на полгода, но не более. Приостанавливаться проверочные мероприятия могут неоднократно, однако общий срок приостановления, по общему правилу, не может быть больше 6 месяцев.

Читайте так же:  Раскраска загрязнение окружающей среды

Источник:

Приостановка налоговой проверки порой длится незаконно долго. Как узнать об этом? Как бороться за свои права?

Налоговики очень часто приостанавливают проведение выездных налоговых проверок с целью запроса у третьих лиц (контрагентов налогоплательщика) документов, необходимых для проведения проверки. За процессом приостановки при проведении проверки необходимо тщательно следить, поскольку бывают ситуации, когда приостановка длится (незаконно долго) даже уже после того, как Инспекция реально получила все документы, запрошенные ею у третьих лиц. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Приведем реальный пример. Налоговая проверка налогоплательщика была начата 18.09.2014 г. и фактически окончена 15.05.2015 г. При этом, проверка была приостановлена с 15.10.2014 г. на основании Решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ у трех конкретных контрагентов (условно назовем их №1, №2 и №3) и возобновлена лишь через полгода — 14.04.2015 г. Необходимость столь длительной приостановки в проведении налоговой проверки Инспекция мотивировала тем, что документы от контрагентов №1 и №2 были получены Инспекцией вскоре, а вот документы от контрагента №3 в налоговый орган, мол, так и не поступили.

Напоминаем, что положения пункта 9 статьи 89 НК РФ недвусмысленно говорят, что приостановка выездной налоговой проверки допускается лишь для четырех целей:

  1. истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ;
  2. получение информации от иностранных государств;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Иных оснований для приостановления налоговых проверок НК РФ не предусматривает, а так же заметим, что проведение допросов свидетелей вообще не входит в состав причин для приостановки проведения налоговой проверки. Именно так говорит закон. Но фактически в периоде объявленной приостановки проведения налоговой проверки Инспекция активно проводила допросы многочисленных свидетелей. Есть протоколы допросов.

В рассматриваемом случае налогоплательщик оказался очень дотошным, что, в принципе, правильно. Он связался с контрагентом №3 и получил от него информацию, что документы на запрос Инспекции тот представил еще в ноябре 2014 года. Возник вопрос: почему после получения ответа от контрагента №3 еще в ноябре 2014 года Инспекция не возобновила налоговую проверку, а «протянула» ее приостановку до 14.04.2015 года (ровно на полгода)? Ведь основанием для приостановки налоговой проверки было именно истребование документов у трех конкретных лиц. Получили запрошенные документы – продолжайте проверку. Иных оснований для приостановления налоговой проверки, предусмотренных НК РФ, налоговым органом не было заявлено.

Таким образом, Инспекция после получения ответа от контрагента №3 должна была (обязана) возобновить налоговую проверку, так как у нее отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 89 НК РФ для приостановления в проведении проверки. При данных обстоятельствах срок приостановления проверки автоматически заканчивается в момент прекращения оснований для ее приостановления, а он совпадает с датой получения Инспекцией запрашиваемых документов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дальнейшее приостановление проверки (после получения всех запрошенных документов) было лишь имитацией приостановки в проведении налоговой проверки, что привело к фактическому продолжению течения срока проведения налоговой проверки. А в итоге привело к нарушению предельных сроков проведения проверки, ограниченных пунктом 6 ст. 89 НК РФ (не более 2 месяцев).

Из вышеизложенного очевидно, что столь длительное приостановление проведения проверки (уже без необходимости запроса документов) является просто дезинформацией налогоплательщика, направленной на получение Инспекцией максимально возможного промежутка времени для проведения допросов нескольких десятков свидетелей. Очевидно, что в данном случае речь идет о факте прямого обмана налогоплательщика путем неоправданного длительного продления режима приостановки проведения налоговой проверки.

Но, для чего же тогда законодатель вводил 2-х месячный ограничительный срок по продолжительности проведение выездной налоговой проверки? И для чего тогда законодатель вводил четко регламентированные условия, при которых ИФНС имеет право приостанавливать ход проведения проверки только по причинам, описанным в законе? Истинный срок приостановки проверки, который требовался для получения информации от контрагента №3 был гораздо короче (об этом говорит письменный ответ контрагента №3), то это приводит к выводу, что общий ограничительный 2-х месячный срок проведения выездной налоговой проверки проверяющими был значительно превышен и фактически составил почти 8 месяцев с 18.09.2014 г. по 15.05.2015 г.

Согласно п.14 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. И налогоплательщику однозначно следует выявлять такие ситуации и заявлять о них, добиваясь защиты своих прав перед вышестоящим налоговым органом или судом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Приостановка выездной налоговой проверки сроки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here