Принципы наказания в административном праве

Важный материал по теме: "Принципы наказания в административном праве" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 3.1. Цели административного наказания

Статья 3.1. Цели административного наказания

1. Часть 1 ст. 3.1 дает легальное определение административного наказания. Оно:

а) представляет собой меру ответственности. Это означает, что лицо, подвергнутое административному наказанию, должно претерпеть определенные неблагоприятные для себя правовые последствия (например, лишиться части своих денежных средств при уплате административного штрафа, лишиться права занимать определенные должности при дисквалификации);

б) устанавливается государством (т.е. Российской Федерацией или ее субъектами). При этом нужно учесть, что:

— Российская Федерация устанавливает административное наказание исключительно в нормах самого КоАП (что и сделано в ст. 3.2, см. коммент. к ней), но не других федеральных законах;

— некоторые виды административного наказания могут быть установлены и в законах субъектов Российской Федерации (такие, как предупреждение и административный штраф), но не в иных правовых актах субъектов Российской Федерации. Например, в г. Москве виды административных наказаний и порядок зачисления административных штрафов в бюджет г. Москвы — предусмотрены в ст. 1.2 и 1.3 КоАП Москвы;

в) назначается только при совершении лицом административного правонарушения (см. об этом понятии коммент. к ст. 2.1).

2. В правилах ч. 1 ст. 3.1 указаны также цели административного наказания, а именно предупредить (т.е. не допустить совершения) административное правонарушение. При этом различается:

— общее предупреждение. Суть его состоит в том, что все должны видеть бескомпромиссную борьбу государства с административными правонарушениями. Это создает в стране обстановку уважения к закону и институтам власти, способствует укреплению общественного порядка. Не последнюю роль при этом играет и страх перед неотвратимостью административного наказания;

— специальное предупреждение. Сущность его состоит в том, что лицо, подвергнутое административному наказанию, во-первых, лишается возможности совершить новое административное правонарушение (например, если у него конфисковали орудие административного правонарушения), во-вторых, получает возможность обдумать свое поведение, дать ему объективную оценку, в-третьих, претерпев неблагоприятные правовые последствия, в будущем (когда будет стоять перед выбором: совершить ли новое административное правонарушение) оно может и отказаться от своих противоправных намерений, боясь неотвратимости административного наказания.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Важное значение для характеристики административного наказания имеют правила ч. 2 ст. 3.1, устанавливающие, что:

1) целью административного наказания не являются:

а) унижение достоинства физического лица. При этом нужно знать, что честь и достоинство физического лица — важные нематериальные блага личности. Честь как правовая ценность — это положительная оценка нравственных, этических, деловых, профессиональных и т.п. качеств гражданина. Достоинство гражданина — категория, тесно связанная с честью. Оно представляет собой отражение в сознании физического лица места, занимаемого им в системе социально значимых связей, общественных отношений, в т.ч. и охраняемых мерами административно-правового характера.

В практике возникает вопрос: является ли целью административного наказания подрыв деловой репутации физического лица (например, индивидуального предпринимателя)? Нет, не является: дело в том, что к физическим лицам, осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность, подлежат применению нормы ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц (а именно — коммерческих организаций), если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения, а это означает, что целью административного правонарушения не может быть подрыв деловой репутации не только юридического лица, но и индивидуального предпринимателя;

б) причинение физических страданий (например, путем нанесения побоев, причинения боли, пыток, насилия над личностью). С другой стороны, любому лицу, привлекаемому к юридической ответственности (в т.ч. и к административной, дисциплинарной, уголовной, имущественной и т.д.), нравственные страдания причиняются (поэтому законодатель не указал в ст. 3.1, что назначение административного наказания исключает причинение нравственных страданий);

2) учитывая, что субъектами административного правонарушения являются также юридические лица (см. коммент. к ч. 2 ст. 2.1), законодатель предусмотрел, что целью административного наказания не является также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. При этом необходимо учесть, что:

а) деловая репутация юридического лица имеет важное значение не только для коммерческих организаций, но также и для некоммерческих организаций. Устойчивая, стабильная, деловая репутация юридического лица основана обычно исключительно на добросовестном и правомерном поведении этого лица не только на рынке, но также во взаимоотношениях с государственными органами, потребителями, другими юридическими и физическими лицами;

б) закон не ставит перед собой целью подрыв деловой репутации юридических лиц, ибо не заинтересован в нарушении стабильного спроса на производимые ими товары, оказываемые услуги, выполняемые работы и т.п. С другой стороны, применение к юридическому лицу того или иного вида административного наказания дает возможность руководителям юридических лиц извлечь соответствующие уроки, переосмыслить свое отношение к соблюдению требований КоАП, законов субъектов Российской Федерации, ибо неправомерные действия, нарушение норм права не способствуют укреплению деловой репутации этих лиц.

Источник: http://base.garant.ru/5872064/802464714d4d10a819efb803557e9689/

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

Статья 2.8. Принцип неотвратимости административной ответственности

1. Суд, орган, должностное лицо, осуществляющее производство по делам об административных правонарушениях, обеспечивает неотвратимость административной ответственности.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административного наказания в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

>
Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение
Содержание
Проект федерального закона N 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/57717097/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Общие правила и принципы назначения административных наказаний

Именно так звучит название статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой указывается, что наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Читайте так же:  Время рассмотрения протокола об административном правонарушении

Назначение наказания – наиболее ответственный момент производства по делам об административных правонарушениях. Орган административной юрисдикции всегда должен учитывать, что только справедливое и правильно избранное административное наказание способно обеспечить достижение своей цели – предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общими правилами (принципами) назначения административного наказания являются: законность, справедливость, гуманизм. Нельзя отрицать значение и других принципов административного права при решении вопросов о назначении административного наказания, например принципа равенства перед законом, принципа вины.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. А для юридического лица — характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Характер правонарушения определяется степенью его общественной опасности, причинением вреда, его размером, способом совершения правонарушения, длительностью и интенсивностью противоправного поведения и другими обстоятельствами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Не менее важным для применения справедливого наказания является учет факторов, характеризующих личность нарушителя, его поведение, трудовую деятельность, возраст, состояние здоровья, наличие судимости или административного наказания и т.п. На меру наказания влияет степень, форма вины правонарушителя (умышленно совершено правонарушение или по неосторожности). Принимается во внимание и имущественное положение правонарушителя (размер заработной платы, иных доходов, наличие детей, находящихся на его иждивении и др.).

Согласно ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;совершение административного правонарушения несовершеннолетним;совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательством РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ и законах субъектов РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушение, ст. 4.3 КоАП РФ относит:продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ;вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;совершение административного правонарушения группой лиц;совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Этот перечень, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств, является исчерпывающим. Юрисдикционный орган вправе самостоятельно не признать то или иное обстоятельство в качестве отягчающего.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ). Однако исключением из этого правила являются случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (установленной за более серьезной нарушение).

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. За совершение ряда административных правонарушений (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе) этот срок может быть увеличен до одного года со дня совершения административного правонарушения.

Если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Итак, в соответствии с законом наказание налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершение правонарушения.

Возникает вопрос о том, возможна ли замена одного наказания другим, например, в случае уклонения от исполнения или невозможности исполнения ранее наложенного. На сегодняшний день законодательство отрицательно отвечает на вопрос, хотя подобные прецеденты ранее в законодательстве встречались. Например, в соответствии со ст. 16 Указа Президиума Верховного Совета СССР (не действующего сегодня) от 21 июня 1961 года “О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке”, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, было представлено право вместо наложения штрафа вынести нарушителю предупреждение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, юрисдикционный орган вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. При наличии спора вопрос решается в порядке гражданского судопроизводства.

Следует напомнить, что существует ряд особенностей, касающихся наложения административных наказаний на отдельные категории лиц. Этих субъектов можно определить как субъектов с особым административно-правовым статусом в сфере административной ответственности.

Прежде всего, к ним относятся военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно — исполнительной системы, органов госнаркоконтроля и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

Читайте так же:  Налог на авто проверить задолженность

К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Если же учесть ограничения в применении отдельных видов административных наказаний к определенным категориям граждан (например, беременные женщины, инвалиды и т.д.), то можно с уверенностью сказать, что имеется ряд субъектов, на которых административные наказания налагаются в особом порядке.

В завершение отметим, что наложение административного наказания оформляется письменно в процессуальном документе, называемом постановлением по делу об административном правонарушении. Содержанию этого документа посвящена ст. 29.10 КоАП РФ.

Подчеркнем, что наложение административного наказания есть акт государственного воздействия на правонарушителя и одновременно процедура, подчиняющаяся установленным правилам, целью которой выступает определение вида и пределов ограничений, которые будет претерпевать нарушитель.

Принятие решения о наложении административного наказания юрисдикционным органом — это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо: во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания;во-вторых, соблюсти принципы административного наказания (законность, целесообразность).

Наказуемость также является одним из признаков правонарушения, однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания.

Глава 4 КоАП РФ закрепляет следующие правила принудительного (карательного) воздействия:

Д.Н. Бахрах справедливо отмечает, что названные общие правила выступают принципами применения любых карательных санкций (дисциплинарных, административных, уголовных). Это общие принципы деятельности публичной администрации: эффективность, законность, оперативность. Но при осуществлении карательной деятельности на первом месте стоит принцип законности[269]

Важнейшие принципы юридической ответственности заключаются в ее законности и соразмерности (индивидуализация)[270].

К проблеме понятия законности как неуклонного исполнения законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями обращались многие авторы[271].

Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности необходимы определенные предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности[272].

Индивидуализация наказаний прописана во многих статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение соответствующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8), административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам 1-й и 2-й групп (ч. 2 ст. 3.9). Кроме того, индивидуализация проявляется в законодательном закреплении обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушений (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), в возможности при малозначительности совершенного правонарушения освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Указанными положениями законодатель закрепляет принцип гуманизма, т.е. нравственную позицию, выражающую признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса. Принцип гуманизма вытекает из Конституции Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Он выступает гарантом защиты лица, совершившего административное правонарушение, прежде всего от произвола государства, его органов и должностных лиц.

Глава 19. Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 1087 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/14_138486_obshchie-pravila-i-printsipi-naznacheniya-administrativnih-nakazaniy.html

Общие правила и принципы назначения административных наказаний. Порядок назначения наказаний регламентирован главой 4 КоАП РФ

Порядок назначения наказаний регламентирован главой 4 КоАП РФ. В ней определены основные положения и требования, которыми обязаны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и должностные лица при назначении административных наказаний.

В статье 4.1 КоАП РФ указывается, что наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кроме того, Федеральным законом от 23 июля 2010 г. № 175-ФЗ внесены существенные изменения. Законодатель четко определил, что в случае выявления административного правонарушения, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ, а в случаях, когда предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

Назначение наказания – наиболее ответственный момент производства по делам об административных правонарушениях. Орган административной юрисдикции всегда должен учитывать, что только справедливое и правильно избранное административное наказание способно обеспечить достижение своей цели – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общими правилами (принципами) назначения административного наказания являются: законность, справедливость, гуманизм. Нельзя отрицать значение и других принципов административного права при решении вопросов о назначении административного наказания, например принципа равенства перед законом, принципа вины.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а для юридического лица – характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Характер правонарушения определяется степенью его общественной опасности, причинением вреда, его размером, способом совершения правонарушения, длительностью и интенсивностью противоправного поведения и другими обстоятельствами.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды категории загрязнений

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Не менее важным для применения справедливого наказания является учет факторов, характеризующих личность нарушителя, его поведение, трудовую деятельность, возраст, состояние здоровья, наличие судимости или административного наказания и т.п. На меру наказания влияет степень, форма вины правонарушителя (умышленно совершено правонарушение или по неосторожности). Принимается во внимание и имущественное положение правонарушителя (размер заработной платы, иных доходов, наличие детей, находящихся на его иждивении и др.).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ и законах субъектов РФ.

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушение, ст. 4.3 КоАП РФ относит: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Данный перечень, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств, является исчерпывающим.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности (ст. 4.4 КоАП РФ). Однако исключением из этого правила являются случаи, когда лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции (установленной за более серьезное нарушение).

В целях повышения эффективности административной ответственности законом установлены давностные сроки назначения наказания.

Под давностью понимается истечение указанных в законе сроков после совершения административного правонарушения, в силу чего привлечение виновного к ответственности исключается. Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Если правонарушение является длящимся, то за точку отсчета берется день обнаружения противоправного деяния.

За совершение ряда административных правонарушений (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и др.) этот срок может быть увеличен до одного года со дня совершения административного правонарушения.

В случае применения административного наказания в виде дисквалификации лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно помнить, что ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ признана Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П). Однако законодатель традиционно не успевает внести эти важные изменения в текст закона, и ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ остается в прежней редакции. В связи с этим представляется, что должностное лицо обязано считать его с момента официального получения документов в установленном законодательством порядке.

Вместе с тем очередной новеллой указанной статьи стало принятие законодателем ч. 6, в которой оговорено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Положение о том, что в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства лица — срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осталось без изменений.

Законодательством об административных правонарушениях предусмотрен и давностный срок для погашения административного наказания – он равен одному году, и исчисляется со дня окончания исполнения наказания. По истечении данного срока совершение этим же лицом аналогичного административного правонарушения исключает возможность рассмотрения повторности в качестве квалифицирующего признака или обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Если лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности возместить ущерб, причиненный гражданину, предприятию, учреждению в связи с совершением правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, юрисдикционный орган вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. При наличии спора вопрос решается в порядке гражданского судопроизводства.

В завершение отметим, что наложение административного наказания оформляется письменно в процессуальном документе, называемом постановлением по делу об административном правонарушении. Содержанию этого документа посвящена ст. 29.10 КоАП РФ.

Читайте так же:  Фактов привлечения административной уголовной ответственности

Подчеркнем, что назначение административного наказания есть акт государственного воздействия на правонарушителя и одновременно процедура, подчиняющаяся установленным правилам, целью которой выступает определение вида и пределов ограничений, которые будет претерпевать нарушитель. Принятие решения о применении административного наказания юрисдикционным органом – это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо: во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания; во-вторых, соблюсти законность и целесообразность административного наказания.

Принятие решения о применении административного наказания юрисдикционным органом — это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо: во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания; во-вторых, соблюсти законность и целесообразность административного наказания.

Раздел 5. Административная ответственность за отдельные виды административных правонарушений

Глава 18. Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные правонарушения в области охраны собственности

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 845 ; Нарушение авторских прав? ;

Источник: http://studopedia.su/14_157379_obshchie-pravila-i-printsipi-naznacheniya-administrativnih-nakazaniy.html

ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

Функция административного права –категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

регулятивная– выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;

охранительная – обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;

правоисполнительная – основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти;

правотворческая– заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм; организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления;

координационная – выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы административного права:

принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;

принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;

принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Административное наказаниеназначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу

: характер совершенного административного правонарушения; личность виновного; имущественное положение виновного; обстоятельства, смягчающие административную ответственность; обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу

: характер совершенного административного правонарушения; имущественное и финансовое положение юридического лица; обстоятельства, смягчающие административную ответственность; обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности

таков. Начало срока: со дня совершения административного правонарушения; со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении); со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).

Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 183 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/15_64756_pravila-nalozheniya-administrativnih-nakazaniy.html

Назначение административного наказания. Важнейшими принципами назначения административного наказания являются принципы законности и индивидуализации.

Важнейшими принципами назначения административного наказания являются принципы законности и индивидуализации.

Принцип законности назначения административного наказания состоит в том, что за совершение административного правонарушения административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП. Кроме того, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Принцип индивидуализации назначения административного наказания выражается в том, что при его назначении физическим и юридическим лицам орган государственной власти или должностное лицо должны учитывать ряд факторов, предусмотренных КоАП. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказанию, то срок погашения исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

Читайте так же:  Сбербанк возврат налогового вычета за медицинские услуги

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, является также сроком погашения данного наказания. Он выполняет определенную воспитательную и профилактическую роль в предупреждении совершения новых административных правонарушений. Признание лица подвергнутым административному наказанию влечет для него правовые последствия. Наличие административного наказания, по которому не истек срок, в определенных случаях может рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Течение срока давности начинается со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания: в случае наложения административного наказания в виде предупреждения начало погашения годичного давностного срока совпадает с днем назначения наказания; срок окончания исполнения административного наказания при назначении штрафа, административного ареста, лишения специального права, дисквалификации совпадает соответственно с выплатой штрафа, со сроком окончания фактического отбывания административного ареста или с истечением срока, на который гражданин был лишен специального права, а также с истечением срока дисквалификации должностного лица; давностный срок принудительного административного выдворения исчисляется с момента фактического выдворения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного наказания.

При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в КоАП признаются:

— раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

— предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

— совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

— продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

— повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок;

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

— совершение административного правонарушения группой лиц;

— совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

— совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

В то же время они не правомочны расширять предусмотренный КоАП перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Необходимо отметить, что указанные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения (например, ст. 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»).

КоАП определяются правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений. Так, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Однако если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

В КоАП определяется и давность привлечения к административной ответственности. Под давностью привлечения к административной ответственности понимаются сроки, после истечения которых исключается возможность привлечения к административной ответственности (назначения административного наказания). Сроки давности, установленные в КоАП, зависят от вида и характера административного правонарушения.

Так, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения.

Однако за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе постановление по делу может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Следует отметить, что при длящемся (т.е. неоконченном) административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к административной ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения, что обусловлено тем, что длящимся административным правонарушениям присущ непрерывный характер их совершения во времени.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С назначением административного наказания связаны вопросы возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Так, согласно КоАП судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Вместе с тем споры о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. Только судом в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры о возмещении имущественного ущерба по делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, а также споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://helpiks.org/7-747.html

Принципы наказания в административном праве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here