Правовые основы валютного регулирования и контроля

Важный материал по теме: "Правовые основы валютного регулирования и контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

28. Правовые основы валютного регулирования и контроля.

Российское законодательство определяет валютное регулирование и валютный контроль. В России функционируют 2 вида валют: валюта РФ и иностранная.

Валютное регулирование – деятельность государственных органов, направленная на регламентацию порядка совершения валютных операций. Основы организации и осуществление валютного регулирования определяется федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», который принят Верховным Советом 9 октября 1992 году.

Валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Основным органом валютного регулирования является Центральный Банк (глава — Игнатьев). Функции ЦБ:

— издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России, как резидентам и не резидентами

— проводит все виды валютных операций

— осуществляет валютный контроль.

Валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля: ЦБРФ, Правительство РФ, Федеральная Служба РФ по валютному и экспортному контролю, Государственный Таможенный Комитет.

Основные направления валютного контроля:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

— проверка полноты и объективности учёта и отчётности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

29. Понятие, система, основные начала гражданского права; соотношение гражданского и предпринимательского (торгового, коммерческого) права.

Гражданское право – совокупность норм, которые регулируют товаро–денежные и иные имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Эти отношения – предмет гражданско-правового регулирования.

Особенности гражданского права:

Участники правоотношений пользуются автономией в выборе варианта поведения;

Отсутствуют отношения власти и подчинения между сторонами.

Система гражданского права – совокупность институтов гражданского права в их единстве и разграничении. Система гражданского права предполагает источники права:

Конституция РФ, ГК РФ, Семейный кодекс, Федеральные законы;

Подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств нормативного характера;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обычаи и деловые обыкновения.

Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, которые существуют реально между людьми. В результате такого воздействия они приобретают вид гражданских правоотношений.

Среди регулируемых гражданских правоотношений особое место занимают правоотношения связанные с предпринимательской деятельностью. Предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляющаяся на свой страх и риск деятельность, которая направлена на получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этих качествах в установленном законом порядке. Этому посвящено значительное количество норм. Поэтому в рамках Гражданского права существует подсистема коммерческого права.

По общему правилу Гражданское право не применяется к имущественным отношениям, которые основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны к другой, в т.ч. к налоговом и другим финансово-административным правоотношениям.

Основные начала Гражданского права РФ:

Равенство участников, регулируемых гражданских правоотношений;

Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав

Обеспечение восстановления нарушенных прав и их защита.

Источник:

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Основы валютного контроля закреплены в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫. Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля в РФ:

1) Центральный банк РФ;

2) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. В настоящее время федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агенты валютного контроля:

1)уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

2) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Контроль за осуществлением валютных операцийкредитными организациями, а также валютнымибиржами осуществляет ЦБ РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями иливалютными биржами, осуществляют в пределах своейкомпетенции федеральные органы исполнительнойвласти, являющиеся органами валютного контроля,и агенты валютного контроля.Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихсяорганами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных

органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ. ЦБ РФ осуществляет взаимодействиес другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Только органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

Читайте так же:  Проверка инн на сайте налоговой физического лица

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности.

54.Понятие и содержание валютного регулирования.

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических за­дач государства. Для Российской Федерации с момента провоз­глашения ее суверенитета (1990 год) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отмене­на существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допуска­ется в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (раз­работке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что » влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирова­ния определены Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»^. Более детальное регу­лирование частных вопросов, связанных с валютными отноше­ниями, осуществляется в других законодательных ииных нормативных актах.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основным органом валютного регулирова­ния является Центральный банк России. В этих целяхЦентральный банк:а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерези­дентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумага­ми в валюте Российской Федерации; и пр.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валют­ных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов. Резиденты — это: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с местонахождением в Рос­сийской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридически­ми лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Фе­дерации; и т.п.

Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; и т.п.

Источник:

курсовая работа Правовые основы валютного регулирования

Понятие и сущность валюты, валютных ценностей и валютных операций. Правовые основы валютного регулирования, его сущность и характеристика. Правовые основы валютного контроля, их особенности и сущность. Валютное законодательство, его сущность и значение.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.02.2009
Размер файла 31,9 K

Подобные документы

Направления и особенности исследования системы валютного регулирования, действующей в России на современном этапе. Виды и формы валютного контроля, оценка его эффективности и нормативно-правовые основы. Анализ проблем валютного законодательства.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 17.07.2013

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля РФ. Методология осуществления валютного регулирования в России. Концепция развития валютного рынка и либерализация валютных отношений в России. Основные направления валютного контроля в РФ.

реферат [75,8 K], добавлен 14.06.2015

Понятие и субъекты валютного контроля. Основные виды валютных операций. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее этот финансово-правовой институт. Понятия «резидент» и «нерезидент». Порядок ввоза и вывоза физическими лицами иностранной валюты.

реферат [13,9 K], добавлен 21.06.2011

Сущность валютного регулирования. Органы и агенты валютного регулирования и контроля, их полномочия. Объекты валютных отношений. Виды валютных операций. Разрешенные валютные операции между резидентами. Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств.

презентация [119,0 K], добавлен 23.11.2016

Валютное регулирование: понятие, процесс, формы, методы, нормативно-правовая база. Главные задачи валютной политики. Уровни регулирования валютных отношений. Основные направления валютного контроля. Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 04.03.2012

Валютный рынок и формирование валютных курсов. Виды, характеристика, объекты и субъекты валютных рынков. Сущность и содержание валютного регулирования в Республике Беларусь. Понятие, формы и методики валютного регулирования и валютного контроля.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 24.07.2014

Сущность принудительно-властных и экономических инструментов валютного регулирования. Виды ограничений текущих валютных операций. Порядок проведения документальных проверок органами валютного контроля. Понятие и условия оформления паспорта сделки.

контрольная работа [20,0 K], добавлен 04.12.2010

Цель валютного контроля. Характеристика органов валютного контроля. Валютное регулирование Российской Федерации. Ответственность за нарушение валютного законодательства. Различие национального и межгосударственного регулирования валютных курсов.

курсовая работа [32,4 K], добавлен 30.10.2010

Анализ макроэкономических показателей, определяющий особенности валютного регулирования, ограничений и проведения контроля валютных операций в Беларуси. Основные направления и принятые меры по совершенствованию валютного регулирования в государстве.

реферат [307,9 K], добавлен 05.10.2015

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Основные направления валютного контроля Республике Беларусь. Права и обязанности распорядителей бюджетных средств. Основные отличия банка от небанковской кредитно-финансовой организации.

Читайте так же:  Запрет курения на балконах и лоджиях

контрольная работа [34,0 K], добавлен 28.01.2009

Источник:

Образовательный блог по Финансовому праву

проф. кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета Арсланбековой Аминат Зайдулаевны

четверг, 12 декабря 2019 г.

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Тема 13. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
1. Понятие валюты и валютных ценностей и валютных операций.
2. Понятие и содержание валютного регулирования.
3. Валютный контроль и ответственность за нарушение валютного законодательства.

1 вопрос
Термин «валюта» используется в 2-х смыслах:
а) это денежная единица государства;
б) это денежные знаки иностранных государств.

Источник:

Правовое регулирование валютных операций

Дата публикации: 03.11.2019 2019-11-03

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Антонов И. П., Торбенко А. О. Правовое регулирование валютных операций // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 172-174. — URL https://moluch.ru/archive/282/63494/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассматриваются особенности современного правового регулирования валютных операций.

Ключевые слова: валютные операции, правовое регулирование валютных операций.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» 1.

Различают основные принципы валютного законодательства: принцип «разрешается все, что не запрещается» — при отсутствии установленного порядка проведения операции с валютой, операцию проводят без определенных ограничений; принцип «прямого действия» — операции, по которым предусмотрено регулирование, должны быть обозначены в законе; ограничения по осуществлению операций с валютой прописаны в законе — нельзя устанавливать другие требования к проведению операций в валюте, кроме тех, которые уже прописаны; исключение индивидуальных ограничений 2.

Под валютным законодательством подразумевают правовые нормы, принципы организации валютных операций, а также организацию контроля за соблюдением нормативно-законодательной базы по валютным операциям.

Блоки валютного законодательства:

Первый блок — документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций.

Второй блок — это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «Об организованных торгах» 3, «О банках и банковской деятельности» 4 и т. д.).

Третий блок — блок общих законов (Конституция, Кодексы). Совершенствование валютного законодательства проходит путем проведения соответствующих мероприятий органами государственного управления в сфере валютного регулирования. За последнее время валютное законодательство в России развивалось на пути к либерализации.

14 мая 2018 г. вступил в силу Федеральный закон № 325-ФЗ от 14 ноября 2017 г. «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Закон») 5.

Целью принятия Закона являлось устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования 2. В частности, Закон внес значительные изменения в процедуру банковского контроля над операциями, проводимыми между резидентами и нерезидентами.

Основные вводимые Законом изменения заключаются в следующем:

  1. Установлены новые требования по срокам взаимодействия резидентов и нерезидентов.

Стороны внешнеэкономического контракта обязаны указывать в контракте конкретные сроки исполнения обязательств. В частности, при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны предоставлять в банк сведения о сроках получения денежных средств от нерезидентов, а также о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контракту.

Таким образом, в банк теперь нужно сообщать именно о конкретных сроках поступления денежных средств или передачи исполненного по контракту, а не об ожидаемых максимальных сроках, как это было ранее.

  1. Расширен перечень оснований, по которым банки могут отказывать в осуществлении валютной операции

В соответствии с предусмотренными Законом изменениями банк вправе отказать в проведении валютной операции по следующим основаниям:

Видео (кликните для воспроизведения).

– непредставление запрошенных банком документов;

– представление недостоверных документов;

– представление документов, не отвечающих требованиям законодательства;

– нарушение резидентом валютного законодательства в части исполнения своих обязанностей, соблюдения требований к проведению валютных операций между резидентами или ведению счетов в иностранных банках.

Ранее банк мог отказать только в первом или во втором из указанных случаев.

  1. Вводится административная ответственность для должностных лиц за правонарушения в сфере валютного законодательства в части осуществления незаконных валютных операций, невыполнение требования о репатриации денег, а также невозврат предоплаты

Ранее ответственности подлежали исключительно лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Сейчас же ответственными будут являться все должностные лица, в том числе и руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции 6.

За совершение указанных правонарушений должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 20 000 до 30 000 рублей, за аналогичный проступок предусмотрена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Таким образом, введенные Законом изменения в очередной раз усилили контроль банков за проведением валютных операций между резидентами и нерезидентами. Ожидается, что нововведения помогут устранить условия, способствующие нарушениям в сфере валютного регулирования.

Помимо вышеуказанных изменений, нововведения в области валютного законодательства коснулись и заработной платы работников, выполняющих трудовые функции за пределами России. Теперь им предоставлена возможность получать заработную плату в иностранной валюте на счет в банках, находящихся в том числе и за пределами РФ.

В связи с указанными изменениями валютного законодательства, соответствующие изменения внесены и в Трудовой кодекс Российской Федерации 7.

С присоединением Крыма в банковской системе РФ возникли большие трудности в ее деятельности. Санкционной политикой Европы и Соединенных Штатов был ограничен поток капитала в российскую экономику, иностранными инвесторами стала массово покидаться опальная страна [2].

В этот же период стали явно видны и недоработки российской банковской системы. Механизмы финансирования компаний, принцип образования цен в недрах фондовой биржи, вложение капитала в иностранную валюту, а не в отечественную экономику более подтверждали желание банков работать на себя, а не на государство.

  1. Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» //Российская газета. N 214. 14.10.2008.
  2. Бондарева С. И. Правовое регулирование валютных операций банков Российской Федерации //Аллея науки. — 2018. — № 7. — с.832–836.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об организованных торгах» //Российская газета. N 266с. 26.11.2011.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. ст. 492.Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» //Собрание законодательства РФ. 20.11.2017. N 47. ст. 6851.
Читайте так же:  Обжалование штрафа гибдд парковка

5. Новеллы в области валютного законодательства // http://www.lidings.com/ru/

  1. Люкшин А. М. Ключевые проблемы валютного рынка России в современных условиях //Государство и бизнес.современные проблемы экономики. — 2018. — с.231–235.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) //Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1).ст. 3.

Источник:

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3056 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Читайте так же:  Сроки подачи заявления за оскорбление личности

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

Источник:

19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в рф

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:

— органами валютного контроля;

— агентами валютного контроля.

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство состоит из трех блоков. Первый — специальные законодательные и нормативные документы, посвященные валютному регулированию и контролю.

Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

— формирование и развитие национального валютного рынка;

— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

Читайте так же:  Срок исковой давности правам нарушения прав

— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

— установление лимитов открытой валютной позиции банков;

— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

— контроль экспортных операций;

— контроль импортных операций;

— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:

1) путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности;

2) с помощью инспекционных проверок;

3) путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;

— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)

Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:

— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Правовые основы валютного регулирования и контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here