Правовые основы осуществления финансового контроля

Важный материал по теме: "Правовые основы осуществления финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Содержание

Организационно-правовые основы финансового контроля

Контроль Определение
Государственный финансовый контроль Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему Задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению
Банковский надзор (контроль) Центральный банк РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг (ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)
Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами Предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете; текущий контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, парламентских слушаний, депутатских запросов; последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты и иные органы законодательных (представительных) органов), ст. 265—270 Бюджетного кодекса РФ
Последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок Определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (приказ Министерства финансов от 2 мая 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора»)
Надзор в сфере страховой деятельности Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «О Федеральной службе страхового надзора»
Налоговый контроль Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 82 Налогового кодекса РФ)
Негосударственный финансовый контроль Внутрихозяйственный контроль, предусматривающий контроль со стороны бухгалтерской службы, наличие в акционерных обществах ревизионных комиссий (аудиторов- ревизоров). Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Важное значение имеет внутрихозяйственный контроль. Так, при утверждении учетной политики должен определяться порядок контроля за хозяйственными операциями. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства недействительны и не должны приниматься к исполнениюФедеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ст. 1, 6, 7..

Контроль со стороны бухгалтерской службы осуществляется на всех стадиях учета:

· на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

· в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

· на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации;

· в ходе проводимых совместно с другими функциональными службами ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях.

Под общественным контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов, например, в сфере образования, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Предусмотрено расширение участия общества в управлении образованием путем создания попечительских советов, деятельность которых позволит обеспечить приток в образование дополнительных финансовых, материальных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В системе обязательного пенсионного страхования Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет:

· общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

· разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц;

· создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции.

5.2 Организация финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют государственный и негосударственный финансовый контроль. В состав последнего включают аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Читайте так же:  Уплата налога на землю физическим лицом

Финансовый контроль, применяемый на практике, можно классифицировать по следующим признакам:

· регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль;

· субъектам контроля: государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) контроль;

· объектам контроля: бюджетный, денежно-кредитный, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный контроль;

· месту проведения: камеральный, выездной контроль;

· времени проведения: предварительный, текущий, последующий контроль;

· методам контроля: ревизия, проверка, обследование, надзор, мониторинг (табл. 5.2).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Правовые основы финансового контроля

Понятие и значение финансового контроля, его содержание и виды. Государственный и муниципальный, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов, страховой надзор и финансовый мониторинг.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.06.2012
Размер файла 22,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовые основы финансового контроля

    Понятие и значение финансового контроля. Содержание финансового контроля и финансовой дисциплины
  • Виды финансового контроля
  • Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль
  • Контроль, реализуемый Министерством финансов РФ
  • Финансовый контроль, реализуемый налоговыми органами
  • Контрольные функции федерального казначейства
  • Страховой надзор
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу
  • Финансовый контроль, реализуемый банковской системой. Центральный Банк РФ
  • Ведомственный и внутрихозяйственный контроль
  • Понятие и значение финансового контроля. Содержание финансового контроля и финансовой дисциплины

    Значение финансового контроля обусловлено наличием функции контроля применительно к финансам. Значение финансового контроля в том что:

    1. проверяется финансовый порядок осуществления финансовой деятельности всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и населением.

    2. проверяется экономическая обоснованность осуществляемых действий, а также их финансовая эффективность

    Основными направлениями финансового контроля являются:

    1. проверка выполнения ОГР и МС функций по ФРИ публичных фондов денежных средств

    2. проверка выполнения государством и муниципальными образованиями финансовых обязательств перед населением страны

    3. проверка выполнения финансовых обязательств населением и хозяйствующими субъектами перед государством и органами местного самоуправления

    4. проверка целесообразности и законности использования государственными и муниципальными предприятиями имеющихся в их хозяйственном ведении и оперативном управлении денежных средств.

    5. проверка соблюдения хозяйствующими субъектами правил совершения финансовых операций, денежных расчетов, хранения денежных средств

    6. выявление финансовых резервов для более эффективного развития как территориальных образований в целом, так и хозяйствующих субъектов в частности

    7. устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины

    Финансовая дисциплина тесно взаимосвязана с финансовым контролем и представляет собой четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования публичных фондов денежных средств.

    Виды финансового контроля

    1. в зависимости от времени проведения:

    · предварительный — осуществляется до проведения финансовой операции.

    · текущий — реализуется в процессе финансовой операции.

    · последующий — проводится по итогам финансовой операции.

    2. в зависимости от волеизъявления субъектов финансового контроля

    · обязательный — реализуется в силу положений законодательства и в силу решений уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.

    · инициативный — проводится по инициативе самого хозяйствующего субъекта. Он может проводится как внутренними организациями, так и с привлечением аудиторских организаций.

    3. в зависимости от сферы финансовой деятельности, подпадающей под контроль:

    · бюджетный

    · Налоговый

    · банковский и др.

    4. в зависимости от правого статуса субъектов, осуществляющих финансовый контроль:

    · государственный

    · муниципальный

    · общественный

    · аудиторский

    · внутрихозяйственный

    Государственный и муниципальный Финансовый контроль специальных контрольных финансово-кредитных органов. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль

    Представительный и законодательный органы власти осуществляют контрольные мероприятия через деятельность комитетов и комиссий. На федеральном уровне особое место принадлежит комитету по налогам и сборам государственной думы, комитету по бюджету Совета Федераций.

    Комитеты и комиссии участвуют в соответствии со сферой своей деятельности в рассмотрении проектов бюджетов, в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. В структуре законодательных органов власти действуют счетные палаты. На федеральном уровне — это постоянно действующий орган финансового контроля, чья деятельность регламентируется законов от 11.01.1995 г. Подотчетно федеральному собранию.

    В ее сферу деятельности входит:

    финансовый контроль надзор мониторинг

    1. Контроль за своевременном исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов

    2. оценка обоснованности доходных и расходных статей данных бюджетов

    3. финансовая экспертиза НПА, предусматривающих расходы за счет средств федерального бюджета

    4. представление федеральному собранию информации об исполнении федерального бюджета

    Счетная палата имеют право проводить ревизии и тематические проверки. Применять какие-либо финансовые санкции счетная палата не может. В связи с этим материалы проверок с выявленными нарушениями передаются в правоохранительные органы.

    На уровне субъектов федерации создаются аналогичные счетные палаты, выполняющие функции, подобные функциям счетной палаты РФ, но применительно к средствам региональных бюджетов.

    Контроль со стороны президента РФ осуществляется через деятельность контрольного управления президента РФ. Данное контрольное управление проверяет выполнение ежегодных бюджетных посланий президента и посланий президента федеральному собранию РФ, а также указов президента.

    В ходе контрольных мероприятий контрольное управление может выходить с предложениями президенту к руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности соответствующих должностных лиц, либо о приостановлении их полномочий до принятия решения о проверке.

    Правительство РФ согласно ФКЗ от 17.12.1997 г. «О правительстве РФ» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой кредитной, денежной и валютной политики. В круг его деятельности также входит контроль за деятельностью в области финансов, федеральных министерств и иных федеральных ведомств.

    Правительство вправе формировать комиссии по отдельным направлениям деятельности с наделением их контрольными полномочиями.

    В структуре правительства РФ выделяют:

    1. службы, осуществляющие финансовый контроль:

    · федеральное казначейство — осуществляет финансовый контроль в области исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов всех территориальных уровней. Может проводить как предварительный, так и текущий контроль за ведением финансовых операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. принимает меры как ограничительного, так и предупредительного и профилактического характера.

    Читайте так же:  Налог на добавленный доход физических лиц

    · федеральная служба финансового бюджетного надзора — реализует контрольные мероприятия в финансово-бюджетной сфере, а также в сфере валютной деятельности

    · ФНС — реализует контрольные мероприятия в сфере налогообложения. При этом при перемещении товаров через таможенную границу РФ функции контроля налоговых органов передаются таможенным органам.

    · федеральная служба страхового надзора — реализует контрольную деятельность в сфере страхования, при этом имеет право лицензировать страховую деятельность отдельны страховых организаций, приостанавливать ее и аннулировать.

    · федеральная служба по финансовому мониторингу — осуществляет контроль в сфере противодействия легализации или отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

    · федеральная таможенная служба — контролирует сферу таможенного дела, в том числе правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов и иных таможенных платежей.

    · федеральная служба по финансовому рынку — контролирует сферу финансовых рынков за исключением банковской, страховой и аудиторской.

    Контроль, реализуемый Министерством финансов РФ

    Положение «О Минфине РФ», утвержденное Постановлением Правительства РФ 30.06.2004 г.:

    Источник:

    Вопрос 25. Правовые основы финансового контроля

    Ответ: Финансовый контроль выступает одним из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Его основным содержанием является проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления.

    Направлениями контрольной деятельности в финансовой сфере являются:

    1) проверка соблюдения действующего законодательства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

    2) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления физическими и юридическими лицами;

    3) проверка законности и целесообразности использования среде бюджета и внебюджетных фондов, собственных и заемных ресурсов предприятиями, учреждениями и организациями;

    4) проверка правильности соблюдения расчетов наличными и безналичными денежными средствами, хранения денежных средств юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

    5) проверка соблюдения законодательства в сфере имущественного и личного страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятельности;

    6) оценка рациональности использования финансовых ресурсов, рентабельности и других финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности и выявление резервов ее повышения;

    7) предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере, применение мер ответственности к нарушителям.

    Финансовый контроль можно классифицировать по нескольким основаниям.

    В зависимости от правовой природы контрольных органов финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский).

    Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти общей и специальной компетенции, выступает как общегосударственный финансовый контроль. Контроль финансово-хозяйственной деятельности отдельных министерств и иных исполнительных органов за подведомственными им предприятиями и учреждениями является ведомственным государственным финансовым контролем.

    По времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

    Предварительный, предшествующий проведению финансовых операций, представляет собой проверку различных финансовых планов, смет, проектов образования и расходования фондов денежных средств и т. п.

    Текущий, или оперативный, финансовый контроль проводится в процессе образования и расходования финансовых ресурсов, выполнения обязательств перед бюджетом, осуществления денежных расчетов.

    Последующий контроль направлен на проверку финансовой деятельности за истекший период, ее оценку с точки зрения законности и целевого использования финансовых ресурсов, полного и своевременного выполнения обязательств перед бюджетом, и т. д.

    Финансовый контроль может быть обязательным и инициативным. Обязательный финансовый контроль проводится на основании требований законодательства РФ (например, обязательный ежегодный аудиторский контроль открытых акционерных обществ) или по решению уполномоченных на то государственных органов.

    Инициативный контроль может проводиться по решению администрации предприятия, учреждения, организации.

    На основе провозглашенного российской Конституцией принципа разделения государственной власти на три самостоятельных ветви различают следующие виды государственного финансового контроля: президентский контроль, контроль органов законодатель ной (представительной) власти, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль.

    Президентский контроль осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ — Главное контрольное управление Президента РФ. К основным функциям этого органа отнесены контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

    Осуществление финансового контроля возложено также на Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах должностные лица наделены правом организовывать проверки использования средств федерального бюджета в соответствующем федеральном округе.

    Контрольные полномочия органов законодательной (представительной) власти в своих основах закреплены Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов, нормативными актами местных органов самоуправления. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый Правительством РФ. Финансовый контроль осуществляют также специальные комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой, а для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты парламента образуют Счетную палату (ст. 101, п. 3, 5 Конституции РФ).

    Счетная палата Российской Федерации, согласно Федеральному Закону «О Счетной палате РФ», является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

    Объектами контрольной деятельности Счетной палаты являются средства федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также федеральная собственность. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, иные юридические лица (их союзы, ассоциации и другие объединения) независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Финансовый контроль органов исполнительной власти осуществляется органами общей и специальной компетенции.

    Правительство Российской Федерации, правительства и администрации субъектов РФ как органы общей компетенции определяют основные направления деятельности органов исполнительной власти в области финансового контроля, а также обладают самостоятельными полномочиями в этой сфере.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник:

    Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля

    Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и – контрольная функция.

    Читайте так же:  Возврат подоходного налога за лечение мужа

    Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных фондов в целях эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. Это контроль за финансово- хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

    Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов власти, в том числе специальными контрольными органами при участи хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

    Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного контроля в РФ» установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:

    — исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

    — организация денежного обращения;

    — использование кредитных ресурсов;

    — состояние государственного долга и резервов;

    — предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

    Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

    Объектом контроля являются денежные средства и различные материальные, нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. В ходе контроля выявляются внутренние резервы производства. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К важнейшим задачам финансового контроля следует отнести:

    — обеспечение соблюдения нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;

    — содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;

    — обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

    — содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях;

    — предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

    Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств и в случае их выявления применяются меры воздействия (санкции) за их нарушения, которые содействуют оздоровлению и повышению эффективности производства.

    Т. о. финансовый контроль – это один из видов финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой власти и управления, по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования, путем применения специальных форм, методов и методик контрольной работы.

    Классификация видов финансового контроля возможна по различным основаниям.

    В зависимости от особенностей правового статуса, осуществляющих его, выделяют виды финансового контроля:

    а) Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами власти и управления и реализуется через: — общегосударственный контроль, осуществляемый Федеральным Собранием и Правительством РФ; — вневедомственный контроль, это специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений; — ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

    Вот некоторые специальные органы государственного финансового контроля, выступающих в качестве его субъектов.

    Счетная палата РФ – постоянно действующий орган, образуемый Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. Правовой статус определен Федеральным законом «О Счетной палате РФ». Основная задача Счетной палаты заключается в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также в определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

    Министерство финансов РФ контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

    В подчинении министерства находится федеральное казначейство. На органы казначейства возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулированию финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др. Для этого открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

    На Федеральную налоговую службу возложены: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, определение правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты.

    Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Главный банк страны также контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции.

    Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

    Органами финансового контроля также являются: — президентский контроль, в частности Контрольное управление Президента РФ, Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; — органы исполнительной власти в частности Правительство РФ и правительства субъектов РФ, служба страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу и др.

    Б) Внутрихозяйственный (внутренний аудит) негосударственная деятельность, проводится на конкретных предприятия, организациях по решению руководителя, внутренними экономическими службами (финотделом, бухгалтерией). Контрольные функции связаны непосредственно с финансовой и хозяйственной деятельностью самого предприятия и входящих в его структуру подразделений.

    Аудиторский – независимый, внешний аудит, негосударственная деятельность, проводится специальными аттестованными юридическим и физическим лицами (аудиторами). Их деятельность является предпринимательской, основная цель которой – установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствие совершаемых ими операций действующим нормативным актам. Правовые основы аудита определяются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и постановлением Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»

    — предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия или действия, например перед рассмотрением и утверждением бюджетов предприятия;

    текущий финансовый контроль ежедневно осуществляется финансово-экономическими службами предприятия, с целью проверки целесообразности расходования денежных средств при исполнении бюджетов; опирается на данные бухгалтерского, налогового учета;

    Читайте так же:  Образец заявления обжалования постановления об административном правонарушении

    — последующий финансовый контроль осуществляется после окончания отчетного периода и финансового года. Сводится к анализу балансов и других финансовых отчетов, а также к проведению проверок и ревизий непосредственно на предприятиях.

    В зависимости от полноты охвата различают полный, частичный, комплексный, тематический финансовый контроль. Выделяют также сплошной и выборочной контроль.

    В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним относятся: — наблюдение; — проверка, затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится с использованием первичных документов и бухгалтерских регистров; — обследование, основывается на достаточно широком круге показателей и нужно для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости его реструктуризации и т. п.; — анализ, направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины, а также определение стоимости предприятия (бизнеса). Основной метод контроля является ревизия – обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на экономическом объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер проведения ревизии.

    По времени осуществления ревизии делятся на плановые (не реже одного раза в год, а в непроизводственной – не реже двух раз в год) и внеплановые.

    По содержанию ревизии бывают документальные, проверка различных финансовых документов, и фактические – проверка наличных денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей.

    По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные (полные), т. е. проверяется вся деятельность субъекта за установленный период и выборочные.

    По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на тематические, которые сводятся к обследованию какого-либо направления финансовой работы и комплексные в них могут принимать участие одновременно ревизоры нескольких органов.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник:

    Правовые основы финансового контроля

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:33, контрольная работа

    Краткое описание

    Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
    Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

    Содержание работы

    Введение…………………………………………………………………………. 3
    1.Теоретические основы финансового контроля……………………………….4
    1.1. Понятие финансового контроля и его принципы……………………….4
    1.2. Сущность и значение финансового контроля…………………………. 8
    1.3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля………….10
    2. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль……. 15
    2.1. Счетная палата Российской Федерации………………………………. 20
    2.2. Федеральное казначейство……………………………………………. 25
    2.3. Министерство РФ по налогам и сборам………………………………..29
    2.4. Федеральные органы налоговой полиции…………………………. 32
    2.5. Государственный таможенный комитет………………………………..35
    Заключение………………………………………………………………………42
    Список литературы…………………………………………

    Содержимое работы — 1 файл

    финансовое законодательство.docx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра экономики и финансов

    на тему: «Правовые основы финансового контроля»

    1.Теоретические основы финансового контроля……………………………….4

    1.1. Понятие финансового контроля и его принципы……………………….4

    1.2. Сущность и значение финансового контроля…………………………. 8

    1.3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля………….10

    2. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль……. 15

    2.1. Счетная палата Российской Федерации………………………………. 20

    2.2. Федеральное казначейство……………… ……………………………. 25

    2.3. Министерство РФ по налогам и сборам………………………………..29

    2.4. Федеральные органы налоговой полиции…………………………. 32

    2.5. Государственный таможенный комитет………………………………..35

    В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому в рыночных условиях финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства. Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

    С другой стороны, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей.

    Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

    Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

    1. Теоретические основы финансового контроля
      1. Понятие финансового контроля, его принципы

    Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

    Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности

    Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств

    Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов Денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

    Читайте так же:  Рассмотрение дела об административном правонарушении в гибдд

    Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

    Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

    Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия.

    Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.

    Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

    Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

    Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

    Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

    Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов; финансово-плановым актом бюджетной организации — смета, баланс доходов и расходов — финансово-плановый акт производственных организаций.

    Наряду с названными общими принципами осуществления финансовой деятельности финансовый контроль строится и на coответствующих специфических принципах. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация контрольных органов): независимость и объективность, компетентность и гласность.

    Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в конституции их статуса.

    Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

    Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

    Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе: результативность, четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; согласованность действий различных контролирующих органов и др.

    Принимая нормативные акты, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство Должно ориентироваться на вышеназванные принципы.

    Сущность и значение финансового контроля

    Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

    Исследование финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

    Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

    Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический.

    Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов.

    Методический контроль — это методы осуществления контрольных действий.

    Технический контроль — совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.

    Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

    К основным задачам финансового контроля можно отнести следующие:

    1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

    2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

    3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

    4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

    5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник:

    Источники

    Правовые основы осуществления финансового контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here