Правовые основы информационного взаимодействия субъектов валютного контроля

Важный материал по теме: "Правовые основы информационного взаимодействия субъектов валютного контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Вопрос 2

Валютный контроль, как вид государственной деятельности, имеет соответствующие основы. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают эффективность указанной деятельности. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информацион­ной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроляпредставляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должност­ные лица при выполнении своих функций.

Нормативно-правовая основа валютного регулирования включает в себя три уровня различных видов нормативных актов:

— подзаконные нормативно-правовые акты.

Основной принцип, лежащий в основе нормативно-правовой базы валютного контроля — это строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уров­ня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высшийуровень организации нормативной базы валютного регу­лирования воплощается в КонституцииРФ. В ней закрепле­ны принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, тамо­женным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформле­нии (ст. 76).

Среднийуровень рассматриваемой иерархии — законодательный.Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень можно представить следующими основными нормативными актами:

• Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ;

• Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ;

• Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

• Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Централь­ном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральным законом РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

• Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

• Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

• Федеральным законом от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и др.

Особое место в составе нормативно-правовой базы валютного кон­троля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валют­ном регулировании и валютном контроле». Это — законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздей­ствия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вме­сте с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ и основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Нижнийуровень составляет совокупность различного вида подзаконных нормативных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемых при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т. д.

Состав рассматриваемого уровня входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению, в частности: указы и распоряжения Пре­зидента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного контро­ля (инструкции, положения, приказы, распоряжения, методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного рода документов могут служить:

• Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (устанав­ливает порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками с использованием технологии валютного контроля внешней торговли);

• Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

• Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осущест­влении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов ва­лютного контроля — справки о валютных операциях, паспорта сделки);

• Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным бан­кам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банка­ми контроля за проведением валютных операций»;

• Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 г. № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов ва­лютного регулирования при осуществлении внешнеэкономиче­ской деятельности».

· Приказом ФТС РФ от 03.03.2011 г. №478 «Об утверждении Типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов».

Информационную основу валютного контролясоставляет необходимая для осуществления органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами своих функций совокупность сведений, касаю­щихся проведения резидентами и нерезидентами валютных операций, открытия и ведения счетов.

В качестве источника информации при осуществлении валютно­го контроля используются главным образом различные документы, а также сведения, поступающие от организаций — участников кон­трольных действий.

Перечень документов, являющихся основным источником инфор­мации при осуществлении валютного контроля, определен Законом о валютном регулировании (ст. 23). Как отмечается в Законе, агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно от­носятся к проведенной валютной операции.

В установленный Законом перечень документов, содержащих инфор­мацию основу, необходимую для осуществления валютного контроля, входят:

• документы, удостоверяющие личность физического лица;

• документ о государственной регистрации физического лица в ка­честве индивидуального предпринимателя;

• документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юриди­ческого лица, — для резидентов;

• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имуще­ство;

• документы, удостоверяющие права нерезидентов на осущест­вление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформ­ляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного госу­дарства;

• уведомление налогового органа по месту учета резидента об от­крытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

• регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

Читайте так же:  Правила начисления налога на недвижимость

• документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглаше­ния, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

• до­кументы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

• документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и ре­зультатов интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительных прав на них, акты государственных органов;

• документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтверж­дающие совершение валютных операций;

• таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и вну­тренних бумаг в документарной форме; паспорт сделки (ПС);

• документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая докумен­ты, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи о паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Не все представленные в данном списке документы имеют для осуществления валютного контроля одинаковое значение. Наиболее важными источниками необходимой для него информации являют­ся:

— контракты, прежде всего внешнеторговые;

— банковские документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Особое место здесь занимают внешнеторговые контракты, в первую очередь их разделы, связанные с ценой контрак­та, валютными и финансовыми условиями платежей. В них содержится информация, которая становится основой оформления банковских документов, таможенных деклараций, паспортов сделок. Поэтому она является исходной и для действий контролирующих органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9245 — | 7347 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/3_1099_vopros-.html

Порядок взаимодействия органов и агентов валютного контроля.

Осуществление контроля за соблюдением резидентами (в том числе за пределами страны) и нерезидентами валютного законодательства невыполнимо без координации деятельности органов и агентов валютного контроля. Именно поэтому положениями валютного законодательства предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ (Росфиннадзору), необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство РФ обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. В частности, законодательно прямо предусмотрено (ч. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании), что Правительством РФ обеспечивается взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Данное положение валютного законодательства реализовано принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации». Названное постановление предусматривает, что взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России осуществляется на основе двусторонних соглашений об обмене документами и информацией, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, заключаемых ФТС России и ФНС России с Банком России (п. 13 указанных Правил). И соответствующие соглашения об информационном взаимодействии Банка России с таможенными и налоговыми органами во исполнение требований рассматриваемого постановления были заключены (см. Соглашение о взаимодействии Банка России с ФТС России от 28.11.2006 № 01-48/12 и Соглашение о взаимодействии Банка России с ФНС России от 01.08.2008 № ММ-25-2/6) и предусматривают порядок, периодичность и сроки представления документов и информации:

а) ФТС России и ФНС России в Банк России — документов и информации, необходимых для составления платежного баланса РФ, осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

б) Банком России:

— в ФТС России — документов и информации, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанных с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности и совершаемых в соответствии с договорами (соглашениями, контрактами), предусматривающими передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— в ФНС России — информации, необходимой для осуществления налоговыми органами функций агентов

валютного контроля и связанной с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами по договорам (соглашениям, контрактам), предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также получение или предоставление резидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) кредитов или займов.

Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации определили также порядок, сроки и процедуру взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России. Согласно п. 2 этих Правил взаимодействие участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, с Банком России основано на запросах и представлении документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с ценными бумагами, осуществленных с использованием услуг, предоставленных участником рынка ценных бумаг.

В соответствии с требованиями валютного законодательства Банк России должен осуществлять взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивать взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем данный нормативный акт до настоящего времени не принят Банком России, что существенно затрудняет возможность конструктивного диалога таможенных и налоговых органов с уполномоченными банками.

Представляется, что для разрешения данной ситуации со стороны государства в лице Минфина России как органа, обеспечивающего подготовку необходимых правовых актов в валютной сфере, необходимо использование более действенных механизмов и инструментов, позволяющих повысить заинтересованность участников валютных отношений, в решении указан ной социально-экономической задачи. Ведь проводимая государственная политика в этой области валютных отношений позволяет обеспечить принятие необходимых мер по обеспечению координации и восполнить недостаточность их регулирования.

Читайте так же:  Доставленный за мелкое хулиганство

Во исполнение функций по осуществлению валютного регулирования в Российской Федерации Банком России и Правительством РФ издаются в пределах их компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории РФ, касающиеся порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций агентам валютного контроля.

В соответствии с требованиями валютного законодательства такой порядок устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством РФ.

Для решения этой задачи Правительство РФ постановлением от 17.02.2007 № 98 утвердило Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

Данные Правила определили порядок, сроки и процедуру представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

В соответствии с установленными Правилами резиденты и нерезиденты обязаны представлять подтверждающие документы (копии документов) и информацию по запросам таможенных органов и налоговых органов как агентам валютного контроля, в том числе не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами которых такие резиденты и нерезиденты являются, либо по запросам держателей реестра владельцев ценных бумаг (регистраторов), осуществляющих ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, с ценными бумагами которых осуществляются валютные операции. Информация запрашивается в соответствии с перечнем, установленным п. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по представлению подтверждающих документов (копии документов) резидентом или нерезидентом считается исполненной, если резидент или нерезидент представил агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный агентом валютного контроля;

2) для резидентов и нерезидентов — Банком России.

Еще одно положение валютного законодательства, требующее принятия соответствующего акта Банка России, не может считаться в полной мере реализованным в связи с тем, что имеющиеся нормативные акты Банка России, затрагивающие вопросы представления документов, увы, не связаны между собой. Действующие в настоящее время соответствующие инструкция и положение Банка России отдельно регулируют вопросы, требующие взаимно увязанных подходов.

Порядок предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок утверждены инструкцией № 117-И.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций утвержден Положением № 258-П.

Правительством РФ принято постановление от 24.02.2009 № 166 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации».

Банк России как орган валютного контроля, ФТС России, ФНС России, участники рынка ценных бумаг, Внешэкономбанк как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ передают предусмотренную валютным законодательством информацию в Росфиннадзор на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем ее выявления.

В соответствии с установленным Правительством РФ порядком органу валютного контроля, имеющему право применять санкции за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, передается следующая информация:

Видео (кликните для воспроизведения).

— в отношении физического лица — фамилия, имя, отчество (гражданин, согласно п. 1 ст. 19 ГК, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); данные о документе, удостоверяющем личность; адрес места жительства (в соответствии с п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает); содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта; дата совершения незаконной валютной операции или нарушения; сумма незаконной валютной операции или нарушения.

Одновременно с этим Банк России, ФТС России, ФНС России, уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также участники рынка ценных бумаг в пределах своей компетенции представляют по запросу Росфиннадзора документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, а также информацию по рынку ценных бумаг (документы и информация, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с внешними и внутренними ценными бумагами, совершенных с использованием услуг, предоставленных такими участниками рынка ценных бумаг).

Согласно установленным требованиям обязательный срок для представления документов по запросам Росфиннадзора не может составлять менее 20 дней для Банка России, центральных аппаратов ФТС России, ФНС России, Внешэкономбанка и семи рабочих дней для территориальных органов и учреждений названных ведомств, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг со дня подачи запроса.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, ФТС России, ФНС России при отсутствии у них запрашиваемых Росфиннадзором документов и информации должны запрашивать необходимые документы и информацию у своих территориальных органов (для профессиональных участников рынка ценных бумаг — у своих клиентов) и представлять их в Росфиннадзор с соблюдением сроков, установленных порядком представления.

Следует обратить внимание, что для уполномоченных банков порядок передачи информации о нарушениях валютного законодательства устанавливается Банком России. Частью 10 ст. 23 Закона о валютном регулировании определено, что уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, который определен Банком России в Положении о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

При наличии информации о нарушениях сведения на регулярной основе поступают в территориальное управление Банка России (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным). Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации, для последующей передачи органу валютного контроля — Росфиннадзору. Передача электронного сообщения уполномоченным банком, прием, проверка подтверждения подлинности и контроль целостности такого сообщения территориальным учреждением Банка России осуществляются в установленном порядке (указание Банка России от 24.01.2005 № 1546-У «О порядке представления кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации отчетности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации»). Затем информация от Банка России направляется в Росфиннадзор в порядке, определенном в двухстороннем Соглашении Банка России и Росфиннадзора от 15.08.2007 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля».

Читайте так же:  Какой налоговый вычет можно получить за ребенка

Работая в тесной взаимосвязи с Банком России и агентами валютного контроля, аккумулируя и анализируя информацию о нарушениях валютного законодательства, применяя по ней соответствующие меры реагирования, Росфиннадзор является одним из ключевых звеньев в системе валютного контроля.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/12_189909_poryadok-vzaimodeystviya-organov-i-agentov-valyutnogo-kontrolya.html

60. Правовые основы валютного контроля.

Основными направлениями валютного контроля выступают: — определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; — проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; — проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля закон относит Центральный банк Российской Федерации, о чьих полномочиях в данной сфере говорилось в предыдущем параграфе, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

С августа 1996 г. функции Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю переданы Министерству финансов Российской Федерации, которое теперь контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Контроль за поступлением в РФ экспортной выручки резидентов возложен в основном на уполномоченные российские банки и осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 12 октября 1993 г. № 19 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров».

Источник: http://studfile.net/preview/4649610/page:35/

Валютный контроль за импортными поставками

Рубрика: Административное право

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Толкачева А. В. Валютный контроль за импортными поставками // Новый юридический вестник. — 2019. — №4. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/133/4347/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье раскрывается понятие валютного контроля как самостоятельной отрасли права. Рассматриваются основные проблемы контроля на основе судебной практики. Делается вывод о необходимости изменения механизма валютного контроля на основе реорганизации органов и агентов валютного контроля.

Актуальность темы обусловлена экономическими, юридическими и социальными причинами. Неоднозначность толкования законодательства в сфере валютного контроля, приводит к серьезным финансовым ущербам, затрагивающим бюджет Российской Федерации. Возникают ситуации, когда часть импортной продукции не поступает на территорию государства, что приводит к ослаблению сектора рыночной экономики страны и нарушению обеспечения товарообмена между странами.

Цель исследования — анализ законодательства в сфере валютного контроля за импортными поставками и выявления существующих проблем.

Считаем, что нельзя согласиться с позицией тех авторов, которые сопоставляют валютный и финансовый контроль, так как валютный контроль обладает собственным предметом, методом, специальными задачами и целями, особым кругом субъектов и объектов, что позволяет рассматривать его как самостоятельную отрасль права. Рассмотрим каждый из названных элементов подробнее.

«Предмет валютного контроля — валютные операции [3, с.26].

Субъекты валютного контроля делятся на две группы — это государственные органы (органы валютного контроля) и агенты валютного контроля.

Под объектами валютного контроля понимаются «те юридические и физические лица, действия которых в валютной сфере (валютные операции) являются предметом валютного контроля» [3, с.36].

Цель валютного контроля — «обеспечение режима законности в сфере валютных отношений» [3,с.39].

Что касается задач валютного контроля, то можно выделить четыре основных направления: «1 определение соответствия валютных операций законодательству и наличия лицензий и разрешений, 2 проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке, 3 проверка обоснованности валютных платежей, 4 проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям» [3, с.40–41].

Читайте так же:  Образец бланка упрощенной системы налогообложения

При анализе статьи 23 федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле [5], можно сделать вывод об использовании органами и агентами валютного контроля таких методов, как проверка и запрос. Проверка направлена на установление соблюдения «резидентами и нерезидентами» валютного законодательства Российской Федерации и отчетности, представляемой «резидентами и нерезидентами» по совершенным сделкам. В свою очередь запрос представляет собой истребование документов и информации органами и агентами валютного контроля для выявления нарушений в сфере валютного законодательства и их устранения.

На основе анализа судебной практики применения валютного законодательства при осуществлении валютного контроля за импортными поставками можно выделить следующие проблемы:

Во-первых, следует обратить внимание на одно из самых распространенных оснований для привлечения к административной ответственности — не соблюдение резидентами сроков, предусмотренных ч.5 ст.15.25 КоАП, для возврата в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенный товар [6]. Согласно ч.1 ст.19 закона о валютном регулировании [5], норма, предусматривающая репатриацию валютной выручки, носит императивный характер, что осложняет взаимоотношения между участниками внешнеторгового контракта и зачастую приводит к пробелам в регулировании государственными органами (в частности таможенными органами) исполнения контракта сторонами. На практике, стороны, устанавливая сжатые сроки исполнения обязательств по контракту, в дальнейшем заключают дополнительные соглашения с измененными сроками, при этом во всех случаях покупатель выплачивал 100 % предоплату товара [7], [8], [9], при этом оплата партии товара осуществлялась, а ввоз товара, в том объеме, который установлен паспортом сделки и контрактом нет. Общество (покупатель) не обеспечивало возврат денежных средств.

Можно сделать вывод, что стороны контракта в своих интересах, при наступлении сроков, предусмотренных контрактом, заключая дополнительные соглашения на продление сроков, вступают в противоречие со статьей 19 закона о валютном регулировании [5]. При этом, во всех рассмотренных делах [7], [8], [9] таможенные органы выносили постановление по делу об административном правонарушении, суд признавал действия таможни правомерными и назначал наказание в виде административного штрафа в размере трех четвёртых суммы денежных средств по ч.5 ст.15.25 КоАП [6]. Как правило, юридическое лицо не подтверждало факта отсутствия вины, при этом, сроки, указанные сторонами в контракте носят абстрактный характер [10]. Зачастую, указывается месяц, без конкретной даты или оплаты товара и срока действия контракта, без отдельных операций по импорту товара, что приводит к выводу об отсутствии возможности для осуществления контроля со стороны органов валютного контроля за совершением отдельных операций и расчетов по контракту.

Во-вторых, практика основывается на нарушениях пункта 3.8 Инструкции № 138-И [11], Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И [12] при заключении контракта на поставку товара и дополнительных соглашений, юридическое лицо — резидент открывает в уполномоченном банке паспорт сделки, но справку о валютных операциях и документы о поступлении и списании с расчетного счета валюты по контракту [13], [14], [15] предоставляет за часть поставки или полную поставку в сроках превышающих 15 рабочих дней с даты зачисления валюты [11].

Таким образом, возникает проблема, связанная с деятельностью органов валютного контроля, описанная выше, когда стороны контракта сознательно продлевают срок, при этом предусматривая 100 % оплаты поставки товара, в том случае, если оплачен товар, но ввоз осуществлен только части партии, возникает вопрос, следует ли предоставлять справку о валютных операциях, если списанная с расчетного счета сумма за недопоставленный товар должна быть возвращена резиденту. Необходимо так же отметить, что сложность процедуры предоставления справок, порождает факт задержки в выполнении резидентами своих обязательств.

Можно сделать вывод о том, что система работы органов и агентов валютного контроля несовершенна, как и механизм валютного контроля за импортными поставками в целом. Требуется системный подход к структурированию не только организации работы государственных органов по осуществлению валютного контроля, но и внесение изменений в нормативно — правовые акты, с целью упорядочивания работы по борьбе с легализацией отмывания денежных средств и предотвращением увеличения количества заключения фиктивных сделок между субъектами валютного законодательства.

Сложность в реализации законодательных норм видится в неэффективной работе органов и механизма валютного контроля. Валютное законодательство строго регламентирует меры ответственности за совершение валютных правонарушений, но при анализе судебной практике выявляются проблемы контроля за исполнением совершения сделок резидентами и нерезидентами. Таким образом, важная функция агентов валютного контроля по обеспечению предотвращения совершения валютных правонарушений не достигается и в отдельной части, нормы законодательства по предотвращению правонарушений в области валютного законодательства и само применение мер ответственности за совершение правонарушений противоречат друг другу. Фактически, законодатель не искореняет проблему заключения фиктивных импортных сделок, а предусматривает меры по восполнению понесенного ущерба.

В процессе изучения деятельности государственных органов по осуществлению валютного контроля и их взаимодействия с субъектами, осуществляющими сделки с валютными операциями, на примере анализа судебной практики, были обнаружены проблемы, связанные с нарушением обязательств по репатриации резидентами валюты в установленные законодательством сроки, за счет продления конечных сроков завершения расчетов. Выявлены проблемы, связанные с оформлением и предоставлением резидентами документации уполномоченным банкам по совершенным валютным операциям, в частности, если в контракт неоднократно вносились изменения, то данный факт может явиться одной из причин возникновения дополнительной проблемы — созданию определенной сложности в ходе сотрудничества между таможенными органами и уполномоченными банками. Данная проблема является ключевой в вопросе осуществления валютного контроля, так как согласно федеральному закону о валютном регулировании и валютном контроле [5] деятельность агентов и органов валютного контроля взаимосвязана, лишь при сотрудничестве данных структур возможно выявление и устранение нарушений законодательства на начальных этапах совершения правонарушения и, соответственно, становления эффективного механизма валютного контроля.

Дополнительно, можно прийти к выводу о не автоматизированном подходе к переходу органами и агентами валютного контроля к единой электронной системе регистрации и отслеживания совершения всех валютных операций, и заключению импортных сделок резидентами и нерезидентами, что в значительной степени затрудняет работу таможенных органов, в частности, нагружает дополнительными операциями по обращению в уполномоченные банки за получением информации по совершению импортных сделок резидентами и нерезидентами. В данном случае, устранение лишних действий таможенных органов и возможность резидентов и нерезидентов взаимодействовать с органами и агентами валютного контроля, избегая большего количества письменных документов, позволило бы упростить контроль за импортными поставками и повысить эффективность валютного контроля.

Читайте так же:  Отмена двойного налогообложения

Таким образом, решение данных проблем видится в совершенствовании нормативной базы в части создания единого органа валютного контроля и наделения таможенных органов статусом органов валютного контроля, для расширения полномочий данной структуры по устранению и выявлению валютных правонарушений; создание комплексной системы государственного валютного контроля за импортными поставками, с помощью введения современных информационных технологий и ужесточения мер ответственности за нарушение валютного законодательства; устранение противоречий между фактическим исполнением обязанностей резидентами и нерезидентами, предусмотренных законодательством и предписанным поведением.

Источник: http://moluch.ru/th/9/archive/133/4347/

Взаимодействие Банка России с другими государственными органами, осуществляющими функции валютного регулирования и валютного контроля

Обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей механизма валютного контроля, так как, наряду с другими факторами, позволяет повысить его эффективность за счет:

1) исключения дублирования функций органов, агентов валютного контроля;

2) повышения уровня оперативности принятия решений;

3) обеспечения большей результативности проведения мероприятий валютного контроля;

4) повышения уровня информационно-технического обеспечения валютного контроля (прежде всего за счет внедрения электронных информационных систем).

Взаимодействие между субъектами валютного контроля регламентируется как общими(касающимися сразу всех или большинства субъектов валютного контроля), так испециальными нормами (соглашениями между отдельными субъектами валютного контроля). Последние призваны развивать и индивидуализировать универсальные нормы в зависимости от компетенции конкретных субъектов валютного контроля.

На сегодняшний день нормативно урегулировано информационное взаимодействие между:

— органами валютного контроля [1] ;

— агентами валютного контроля и Банком России как органом валютного контроля [2] ;

— субъектами валютного контроля и Росфиннадзором как органом валютного контроля;

— агентами валютного контроля и резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции.

Информационное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля имеет своим основанием:

— совершение резидентом или нерезидентом валютного правонарушения;

— оформление резидентом внешнеторговой сделки (кредитного договора).

В первом случае информационное взаимодействие может быть инициировано двумя способами:

1) путем запроса, направляемого органом валютного контроля агенту валютного контроля, содержащего необходимые идентификационные сведения в отношении резидента или нерезидента [3] . Данный запрос должен содержать информацию о наличии признаков нарушения валютного законодательства РФ, совершенного резидентом или нерезидентом.

2) путем направления агентом валютного контроля (или Банком России) в Росфиннадзор информации о выявленном им нарушении валютного законодательства.

Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции представляют в Банк России и Росфиннадзор по их запросу имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, а участники рынка ценных бумаг — документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с внешними и внутренними ценными бумагами, совершенных с использованием услуг, предоставленных участниками рынка ценных бумаг.

При этом запрашиваемые органами валютного контроля документы должны входить в перечень документов, установленный ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.09.2009 № 166, устанавливают четкие сроки направления информации Банком России и агентами валютного контроля в Росфиннадзор, варьируя их в зависимости от способа инициации такого взаимодействия.

Банк России и агенты валютного контроля представляют документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, в Росфиннадзор в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса; территориальные органы агентов валютного контроля — в течение 7рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Для случаев самостоятельного обнаружения Банком России и агентами валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ действуют иной срок представления информации в Росфиннадзор. Названные субъекты (за исключением уполномоченных банков) обязаны передать идентифицирующую резидентов и нерезидентов информацию в Росфиннадзор на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем выявления нарушения [4] .

Уполномоченные банки и Внешэкономбанк непосредственно передают документы и информацию в Росфиннадзор только в качестве ответа на запрос последнего. В случае самостоятельного выявления нарушений валютного законодательства уполномоченные банки передают эту информацию в Банк России, который затем направляет ее в Росфиннадзор [5] .

Таможенно-банковский валютный контроль за экспортно-импортными операциями в настоящее время практически эволюционировал из бумажного документооборота в электронный. Согласно ч. 6 ст. 20 Закона о валютном регулировании и валютном контроле уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Банком России. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

В соответствии с Положением Банка России от 29.12.2010 № 364-П [6] уполномоченные банки, а также территориальные учреждения Банка России, которые в соответствии с инструкцией Банка России № 138-И выполняют функции уполномоченного банка, в том числе функции банка паспорта сделки, передают в электронном виде в таможенные органы через Федеральную таможенную службу паспорта сделок.

В свою очередь, согласно Положению о передаче таможенными органами Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, информацию о декларациях на товары в электронном виде таможенные органы в лице ФТС России передают Банку России и уполномоченным банкам.

ФТС России обеспечивает передачу Банку России в электронном виде информации о декларациях на товары не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

Банк России обеспечивает направление полученных сводных архивных файлов ФТС России в территориальные учреждения для последующей доставки в уполномоченные банки в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения от ФТС России, с использованием каналов связи, применяемых в Банке России.

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsii.org/12-30970.html

Правовые основы информационного взаимодействия субъектов валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here