Практика осуществления таможенными органами валютного контроля

Важный материал по теме: "Практика осуществления таможенными органами валютного контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Валютный контроль в области таможенного дела

Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством.
Система валютного контроля в таможенной сфере включает в себя:

  • валютный контроль за экспортом товаров;
  • валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • валютный контроль за иными внешнеэкономическими операциями.

Валютный контроль предполагает контроль за перемещением через таможенную границу РФ такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений. Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

  • юридического лица – экспортера;
  • уполномоченного банка;
  • таможенного органа.
  • данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
  • указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
  • паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством;
  • импортером представлен не весь пакет необходимых документов;
  • в контракте отсутствуют условия, предусматривающие ввоз товара на территорию РФ.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД, которая помещается в досье помимо других необходимых документов. Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме. Срок такого возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода. Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.

Источник:

ВИРТУАЛЬНАЯ
ТАМОЖНЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами: что необходимо знать участнику ВЭД?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При совершении внешнеторговых операций участники ВЭД нередко совершают ошибки, следствием которых становится нарушение валютного законодательства. Очень часто причиной этих ошибок становится незнание методов и подходов, которые используют на практике таможенные органы при проведении валютного контроля.

17 февраля 2010 года в г. Москве состоится практический бизнес-семинар «Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ».

Слушатели семинара узнают:

□ каковы полномочия таможенных органов в сфере валютного регулирования и валютного контроля
□ какие технологии применяют таможенные органы при проведении валютного контроля
□ каким образом происходит проверка используемых для целей валютного контроля сведений, заявленных в таможенной декларации, и представленных документов
□ какие требования предъявляют таможенные органы при осуществлении валютного контроля
□ Особенности заявления необходимых сведений для целей валютного контроля при декларировании товаров, и процедуры информационного обмена между ФТС РФ и уполномоченными банками.
□ Особенности взаимодействия таможенных органов с территориальными органами Росфиннадзора и порядок передачи информации в Росфиннадзор в целях валютного контроля.

Источник:

ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены направления валютного контроля, осуществляемого ФТС России. Представлен анализ изменения функций и полномочий, имеющихся у ФТС России по осуществлению такого контроля в связи с передачей этой службе функций органа валютного контроля, а также с принятием изменений в Федеральный закон от 10 декабря2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Проанализированы результаты проверок соблюдения валютного законодательства, проведенных ФТС России за период с 2010 по2017 г. Сделаны выводы о структуре нарушений валютного законодательства за период 2014–2017 гг., об изменении в2016 г. тенденции преобладания нарушений, связанных с невыполнением обязанности резидента по репатриации валюты Российской Федерации или иностранной валюты над нарушениями, связанными с несоблюдением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Рассмотрены изменения законодательства по валютному контролю в части представления документов учета и отчетности. Выявлены проблемы таможенных органов, возникающие при проведении валютного контроля, в частности, проблемы существования фирм-однодневок, а также рассмотрены направления деятельности ФТС России, способствующие предотвращению деятельности фирм-однодневок.

Ключевые слова

Об авторах

Анна Вячеславовна Агапова — кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Татьяна Геннадьевна Максимова — доктор экономических наук, профессор, профессор факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Антон Александрович Антипов — кандидат филологических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО

197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

Список литературы

1. Великанова А. В., Паулов П. А. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3 (20). – С. 180–182.

2. Гриньке М. П. О практике надзора за исполнением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле Западно-Сибирской транспортной прокуратуры // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в валютной сфере в условиях функционирования Таможенного союза : сборник материалов круглого стола. – М. : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. – С. 64–67.

3. Карчевская И. А., Паулов П. А. Сущность государственного финансового контроля и место в нем валютного контроля // International Scientific Discoveries 2018 : XXXIII Международная научно-практическая конференция. – Астрахань : Научный центр «Олимп», 2018. – С. 150–151.

4. Кожарская Т. С., Черненко-Фролова Е. В. К вопросу о валютном регулировании и валютном контроле в России // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 9. – № 1. – С. 134–138.

5. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. – № 1. – С. 7–16.

6. Минаева О. А. О совершенствовании работы таможенных органов по контролю за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Российской Федерации // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2017. – С. 13–16.

7. Николаева И. Г. Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Юридическая наука. – 2018. – № 2. – С. 142-150.

Читайте так же:  Прогнозирование загрязнения окружающей среды

8. Пирогова А. В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. – 2014. – № 4 (96). – С. 40–50.

9. Скудалова Т. В. Применение мер таможенного регулирования в целях противодействия отмыванию грязных денег // Вестник Российской таможенной академии. – 2008. – № 1. – С. 47–53.

10. Струков В. М. Современные подходы к валютному регулированию и контролю // Мировая экономика в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : сборник материалов Международной научнопрактической конференции : в 2 т. / отв. ред. И. А. Айдрус. – М. : Изд-во Российского университета дружбы народов, 2018. – С. 180–183.

Источник:

В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.

Контроль таможенной стоимости при бартере

В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.

Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте

Основным документом, который подтверждает выполнение участником международного контракта со стороны РФ требования ВК, является паспорт сделки. Банк участника-резидента оформляет данный документ в 2 экземплярах по единым правилам оформления, установленным Банком России. Визируя со своей стороны паспорт сделки, уполномоченный банк принимает:

  • при экспорте — обязательства по расчетному обслуживанию сделки и по контролю за полным и своевременным поступлением валютных средств на счета экспортера;
  • при импорте — обязательства по расчетному обслуживанию и по контролю за полными и своевременными расчетами импортера с зарубежными контрагентами

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:

  • При экспорте — выполняет обязательную проверку соответствия сведений в паспорте, контракте и грузовой таможенной декларации. Если заверенная копия паспорта не представлена или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.
  • При импорте — орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и паспорта. Если копия паспорта по каким-либо причинам не представлена — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с паспортизацией.

ВАЖНО! Паспорт сделки можно не оформлять в случаях, когда общая сумма по контракту не превышает эквивалент в 50 тыс. долл. США (указание ЦБ РФ от 29.12.2010 № 2557-У).

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

Какие нарушения валютного контроля можно выявить на таможне

Мы выделили 5 важных условий соблюдения валютного законодательства , которые проверяют таможенные органы .

Первое условие — комплектность документов

Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. После его отмены 01.03.2018 г. УНК (уникальный номер контракта) и контракт, СПД (справку о подтверждающих документах) и сами документы, которые можно в электронном виде разместить в «Архив декларанта», чтобы не прикладывать каждый раз.

При экспорте орган ФТС выполняет обязательную проверку соответствия сведений в контракте и декларации на товары. Если отсутствует УНК или же имеются нестыковки с остальной документацией — таможенный выпуск разрешен не будет.

При импорте орган ФТС также производит сверку данных документов на товар и СПД, если УНК и контракт по каким-либо причинам не представлены — импортный товар задерживается на таможне до решения вопроса с документами.

Второе условие – репатриация иностранной валюты и рублей

Статья 19 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле » от 10.12.2003 №173-ФЗ налагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность в сроки , предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейсяв соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)за переданные нерезидентам товары .
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств , уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары .

Участие таможенников в валютном контроле позволяет выявлять и пресекать нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Пример нарушения: Фирма «Х» заключает контракт на поставку оборудования с зарубежным поставщиков на 10 миллионов долларов, перечисляет аванс 5 миллионов, по факту ввозит через таможню оборудование на один миллион. Истекают сроки поставки, указанные в контракте. Ни 4 миллиона долларов не возвращены в страну, ни оборудования не поставлено. Проверка выясняет, что фирма по указанному в документах адресу не находится, складов в аренде не имеет, документов о продаже оборудования третьему лицу тоже. Таможня передает информацию в правоохранительные органы и возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

Третье условие — реальность стоимости

ФТС выявляет схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Для этого таможня проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.

Четвертое условие – надлежащее зачисление экспортной выручки

Если нарушения условий 2 и 3 в большинстве случаев злонамеренные, то к сокрытию экспортной выручки приводит незнание или непонимание валютного законодательства. Получение информации о сокрытии экспортной выручки происходит в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.

Например, фирма “Y” в 2016 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. евро, что фиксирует ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. евро. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы “Y” и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. евро поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

Читайте так же:  Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться

Пятое условие – законность преремещения через границу валютных ценностей

ФТС контролирует перемещении через границу валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомы те, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юридических лиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей, чем для «физиков».

! Таможенные органы играют существенную роль в области валютного контроля. Часто информация, полученная при таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений закона РФ в сфере валютных правоотношений.

Цели и задачи валютного контроля в таможне

Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:

  • обеспечение выполнения РФ международной правовой и договорной базы в сфере таможенного дела;
  • обеспечение экономической безопасности РФ;
  • обеспечение прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением через границу РФ товаров.

Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.

Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».

ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).

В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).

К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:

  • контроль за валютными расчетами при экспортно-импортных сделках;
  • контроль за товарами, перемещаемыми через границу при бартере;
  • контроль за движением через границу РФ валютных ценностей и наличных валют.

Остановимся на этих задачах подробнее.

Итоги

Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.

Источник:

Правовые основы валютного контроля

Дата публикации: 03.02.2016 2016-02-03

Статья просмотрена: 3056 раз

Библиографическое описание:

Хаматханов И. Б. Правовые основы валютного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 710-712. — URL https://moluch.ru/archive/107/25804/ (дата обращения: 17.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения валютного контроля. Автором делается вывод о том, что правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Валютные предписания носят правовой характер только в том случае, если они соответствуют общеправовым принципам права.

Ключевые слова: валютный контроль, финансово-правовой институт, финансовая деятельность, правовые основы, валютное законодательство.

Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых норм, определяющих цели и задачи валютного контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного контроля, формы и методы осуществления валютного контроля. Финансово-правовое регулирование валютного контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и надзора, но и с учетом субъектного состава валютных операций, попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Валютный контроль как финансово-правовой институт имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами валютного контроля, резидентами и нерезидентами как участниками валютных правоотношений. Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства [1].

Правовое регулирование валютного контроля относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки [2].

Наличие у федерального законодателя собственной дискреции в регулировании валютного контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных правоотношений.

Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации включают в себя и нормы международного права, например, согласно статьям Соглашения Международного валютного фонда государства-участники, в том числе и Российская Федерация, обязаны проводить валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

Существенную роль в правовом обеспечении валютного контроля играют соглашения, подписанные в рамках Евразийского экономического сообщества. В юридической науке справедливо отмечается, что первоначальный процесс, выразившийся в определении единого вектора сотрудничества в валютной сфере, по мере нарастания интеграционного движения модифицировался в подписание международных соглашений, непосредственно отменявших валютные ограничения и устанавливающих единые меры валютного контроля [3]. Например, в рамках ЕврАзЭС сегодня действуют Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года; Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 г.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» конкретизировал конституционные положения о приоритете норм международного права: если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые определенны данным Федеральным законом, применению подлежат нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Поэтому механизм правового регулирования валютного контроля учитывает, например, двусторонние соглашения, подписанные от имени Российской Федерации, в частности, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.).

Правовые основы валютного контроля составляют не только нормы международного права, но и национальное законодательство. Здесь по юридической силе выделяются, прежде всего, положения федеральных конституционных законов. Например, в соответствии со статьей 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) «О Правительстве Российской Федерации» к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено осуществление валютного регулирования и валютного контроля.

Читайте так же:  Принципы наказания в административном праве

Существенную роль в правовом регулировании валютного контроля играет Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле», глава четвертая которого посвящена валютному контролю. Положениями данного нормативного правового акта определяется система валютного контроля в Российской Федерации; права и обязанности субъектов правоотношений, возникающих при осуществлении валютного контроля; ответственность за нарушение валютно-правовых предписаний (к сожалению, нормы, регулирующие ответственность носят отсылочный характер).

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовые основы валютного контроля составляют также нормы других федеральных законов, в частности, Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015); Таможенном кодексе Таможенного союза (ред. от 08.05.2015); Законе РФ от 21.03.1991 № 943–1 (ред. от 02.04.2014) «О налоговых органах Российской Федерации».

Значительную роль в правовом обеспечении валютного контроля имеют подзаконные нормативные правовые акты, принятые, например, органами валютного регулирования — Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации [4].

Правовые основы валютного контроля включают в себя также судебные решения. Среди них выделяются, прежде всего, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил соответствие конституционным положениям законодательно установленный запрет на осуществление валютных операций между резидентами. По мнению органа конституционного надзора, данные нормы направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества и не могут рассматриваться как затрагивающие конституционные права граждан [5].

Судебная практика учитывает правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение валютно-правовых норм. По мнению органа конституционного надзора, резидент несет ответственность перед своей страной в любом случае, в том числе и за правонарушение, произошедшее по вине иностранного контрагента [6]. Но при этом, на наш взгляд, необходимо не забывать о принципе справедливости и о необходимости предупреждения и устранения юридических ошибок [7].

Выводы: правовые основы валютного контроля составляют нормы международного и национального права. Общетеоретическое деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты нашло свое законодательное закрепление.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» четко разграничивает акты валютного законодательства — федеральные законы и нормативные правовые акты органов валютного регулирования.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования:

 устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы иметь не могут;

 отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если об этом в них прямо указано;

 подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные предписания, регулирующие валютные отношения, должны соответствовать общеправовым принципам права. Только в этом случае они будут носить правовой характер и станут частью права как высшей социальной ценности [8].

Источник:

5 важных условий, которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля

каз Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» от 2 февраля 2016 года упразднил Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и передал ее функции органа валютного контроляФедеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе .

При подготовки материала к данной статье мы столкнулись с тем, что объем информации относящейся к проверкам валютных операций со стороны ФНС и ФТС – очень велик, и порой функции контролирующих органов дублируются, что приводи к некоторой путанице в понимании вопроса. В связи с этим мы немного задержались с публикацией этой статьи, а материал разбили на две части. Первая часть касается проверок валютных операций таможенными органами, а вторая будет посвящена нарушениям валютного законодательства, выявляемым налоговыми службами. Ссылку на вторую часть смотрите в конце статьи.

В настоящей статье я расскажу о том, как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля. И, могут ли налоговики и таможенники проверять одни и те же положения внешнеторгового контракта.

С Вами Ирина Степанова, кандидат экономических наук, Директор Школы Экономики и Права. В предыдущих двух статьях:

мы обсудили важные требования валютного законодательства, при нарушении которых банк обязательно сообщит в налоговую и таможенную службы, что повлечет за собой проверку вашей валютной деятельности данными контролирующими органами.

Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне

Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:

  • Нарушение обязанности резидентов по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ.

Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».

  • Схемы вывода валютных средств из РФ путем завышения стоимости импортных контрактов. Принцип работы с такими схемами похож на описанный выше, только таможня в целях выявления подобных схем проводит экспертизу товара на предмет выявления его реальной рыночной стоимости. Если в контракте указана стоимость, явно превышающая среднюю рыночную, таможня оперативно информирует об этом Банк России, который блокирует платежи в адрес поставщика по такому контракту до проведения комплекса проверочных мероприятий.
  • Сокрытие экспортной выручки. Получение информации при этом происходит тоже в результате активного обмена сведениями между банками и таможней.
Читайте так же:  Результаты внутреннего муниципального финансового контроля

Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».

  • Выявление нарушений при перемещении валютных ценностей и наличных валют. С данным направлением деятельности таможни знакомо, наверное, большинство граждан РФ, т. к. с подобной деятельностью, касающейся физических лиц, сталкивался любой, кто выезжал за рубеж или возвращался оттуда с дорогими покупками. Поэтому подробно останавливаться на нем не будем. Отметим только, что для юрлиц действуют иногда еще более суровые правила перемещения через границу некоторых категорий валютных ценностей (драгметаллов, драгоценных камней), чем для «физиков».

Как распределяются полномочия между ФНС РФ и ФТС РФ в области валютного контроля

ФТС контролирует валютные операции , связанные:

  • cперемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза
  • cввозомтоваровв Российскую Федерацию
  • cвывозомтовараиз Российской Федерации .
  • следит за соответствием проводимых валютных операций валютному законодательству членов Евразийского экономического союза, Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования
  • организовывает проведение таможенными органами проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям .

Деятельность ФНС , как органа валютного контроля :

  • проведениепровероксоблюдения резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентамивалютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля ( за исключениемконтроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации),
  • следит за соответствиемпроводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации
  • следит за соблюдениемрезидентами , не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации , и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Из вышеперечисленного видно, что к компетенции таможенной службы относится контроль за валютными операциями связанными с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза и ввозом или вывозом товара с территории РФ .

Все остальные случаи относятся к компетенции налоговой службы , в том числе и валютный контроль не связанный с перемещением товара через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом или вывозом товаров из Российской Федерации (то есть, если Вы совершаете, к примеру, покупку товара в Европе и там же его продаете, то это будет относиться к компетенции валютного контроля ФНС) .

Отметим также, если, к примеру, во внешнеторговом контракте присутствует товар и услуга , то он будет являться объектом контроля таможенной и налоговой служб одновременно .

Итак, в плане именно валютного контроля сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ .

Меры, принимаемые для предупреждения незаконного вывода средств за рубеж:

1. Введение и развитие электронного документооборота. В 2013 г все декларации на товары в электронном виде стали доступны банкам, т.е уже нельзя принести липовый экземпляр в банк. По данным с 01.2015 до настоящего момента почти в 6 раз уменьшилось сумма авансовых платежей по контрактам без исполнения встречных обязательств.

2. Очень эффективный механизм борьбе с нерепатриацией – это использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.

Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер – отказ в совершении валютной операции, расторжение договора банковского счета, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ, дисквалификация должностного лица.

Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.

3. Развитие система категорирования участников ВЭД на основе риско-ориентированного подхода. Идея в том, чтобы распределить участников ВЭД по категориям – высокий риск, средний, низкий. Соответственно для категории низкого риска вводятся процедуры автодекларирования и автовыпуска грузов, а все проверки и контрольные меры сосредоточены на находящихся в категории высокого риска.

Из вышесказанного очевидно что приоритетным направлением работы ФТС при осуществлении валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода денежных средств за рубеж.

Ибо предупредить заболевание легче, чем лечить)

Или ищи потом ветра в поле)))

Проявляйте должную осмотрительность, то есть берегите репутацию, как честь – смолоду! Кстати – про должную осмотрительность – есть хороший анализ темы в нашем Обзоре Новинок валютного контроля.

Мы с Вами разобрали 5 основных условий , которые проверяют таможенные органы в части валютного контроля . Думаю, что это все интересно, но возникают вопросы:

  • Что делать если Вампредъявили претензиик осуществлению валютных операцийналоговые или таможенные органы?
  • Какие аргументы предъявлятьв свою защиту с цельюсвести к нулю штрафы?
  • Как правильно выстроить работу со своими иностранными партнерами, чтобы избежать обвинений в недолжной осмотрительности при выборе контрагента?

Эти вопросы, вместе с вопросами валютного контроля ФНС, мы разберем в специально подготовленном нами Обзоре «НОВИНКИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ» №1/2018 . ТОП-10 Нарушений валютного законодательства за которые штрафует налоговая. Как минимизировать риски штрафов и проверок со стороны ФНС.

Источник:

Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 1783 раза

Библиографическое описание:

Худякова Е. Н. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как средство реализации валютной политики государства // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 64-66. — URL https://moluch.ru/archive/114/29422/ (дата обращения: 17.02.2020).

В современных условиях особое значение приобретает проведение взвешенной и продуманной валютной политики, а так же проводимый таможенными органами валютный контроль, который напрямую зависит от валютного регулирования.

Читайте так же:  Образцы примеры заполнения декларации 3 ндфл

Интернационализация мирового хозяйства, глобализация международных финансовых рынков, тесное переплетение международных торговых отношений с международными валютно-финансовыми и кредитными отношениями, углубление интеграционных процессов — все это определяет валютную политику отдельно взятого государства.

Так, значительно усложняется механизм регулирования валютных рынков, возникает вопрос о необходимости контроля валютных потоков с целью предотвращения валютных кризисов, обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и решения задач экономической безопасности.

Валютная политика — это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы [1, с. 122].

Интересы государства в валютной сфере экономики страны обуславливают цели его валютной политики. Определить цели валютной политики — это значит не только их формирование, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики страны в целом.

Цели валютной политики различаются на долгосрочные (например, укрепление экономической безопасности страны, обеспечение конкурентоспособности национального экспорта, обеспечение доходов государственного бюджета и др.) и текущие (неразрывно связаны с главной составляющей — политикой валютного курса, основной задачей которой является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование).

Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования. Для реализации целей валютной политики государство применяет соответствующее средство. В качестве такого средства выступает валютное регулирование и валютный контроль.

Необходимость валютного регулирования обусловлена, прежде всего, данным обстоятельством.

Итак, валютное регулирование — представляет собой адекватный рыночным отношениям способ воздействия государства на валютную сферу, которое направлено на реализацию целей его валютной политики [1, с. 172].

И. В. Хаменушко дает такое определение: «валютное регулирование — правовой режим, когда участники валютных отношений вправе совершать валютные операции с соблюдением валютных ограничений и под контролем государства» [2, с. 122].

Оказывая регулирующее воздействие на валютную сферу, государство, преследует те же цели, что и при проведении валютной политики. Эти цели конкретизируются в задачах, решаемых посредством валютного регулирования. Они состоят в следующем:

 установление режима валютного курса и поддержание его стабильности;

 обеспечение желательного режима присутствия страны на мировом валютном рынке;

 регламентирование проведения международных расчетов;

 определение порядка проведения операций с валютными ценностями;

 установление правил перемещения валютных ценностей за пределы государства ил на его территории из-за рубежа;

 определение режима осуществления иностранных инвестиций.

Валютное регулирование осуществляется на трех уровнях, каждый из которых имеет свои особенности:

Национальный уровень в этой иерархии является исходным. На нем валютное регулирование осуществляется государством на основе национального законодательства. Национальная форма валютного регулирования отражает особенности экономики страны и накладывает отпечаток на ее участие в валютных отношениях международного уровня.

Межгосударственное регулирование представляет собой рамочный механизм, действие которого основано на международном праве и направлено на создание благоприятных условий для обмена товарами, услугами, движения капитала между странами в целях поддержания в них устойчивого экономического роста.

Валютное регулирование на региональном уровне распространяется на отдельные группы стран. Его механизм складывается и действует под влиянием ведущей валюты региона. Поэтому региональный уровень валютного регулирования представлен в валютных зонах. В Европе сложилась зона евро, в Америке — доллар США, в Азии — японские йены.

Таким образом, валютное регулирование представляет собой важнейший инструмент осуществления валютной политики государства, систему определенных воздействий государства на валютную сферу, обеспечивающих ее стабильное функционирование как необходимое условие поступательного развития экономики страны.

Несмотря на то, что валютный контроль является одним из элементов единого механизма валютного регулирования, он обладает специфическими нормативно-информационными основами, особой субъективной стороной, собственным сложным содержанием, механизмом действия, особым путем становления как системы.

Валютный контроль как инструмент прямого метода валютного регулирования обеспечивает действие валютных ограничений с помощью органов валютного контроля. Особое место в составе органов валютного контроля занимают таможенные органы.

На уровне Центрального аппарата ФТС России осуществлением валютного контроля занимается Управление торговых ограничений, экспортного и валютного контроля. Оно обеспечивает формирование и совершенствование ведомственной составляющей нормативной базы валютного контроля, представляет интересы ФТС России в государственных и иных органах при рассмотрении вопросов валютного контроля, входящих в компетенцию таможенной службы, осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов, связанной с валютным контролем, контролирует выполнение нижестоящими таможенными органами своих функций, организует информационный обмен, в том числе межведомственный [3, с. 144].

Полномочия уполномоченных подразделений таможенных органов выстраиваются согласно присущей иерархической системе и могут состоять как в организации проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства и законодательства РФ, так и в анализе результатов проведения проверок, координации и контроля деятельности подчиненных таможенных органов и пр. При этом значительный объем работы по осуществлению валютного контроля приходится на таможни (подразделения валютного контроля).

Таможенные посты — это низший уровень организации таможенной системы РФ — участвуют в осуществлении валютного контроля в ходе выполнения их должностными лицами своих основных функций по совершению таможенных операций и таможенному контролю товаров и транспортных средств при пересечении ими таможенной границы.

Итак, таможенные органы осуществляют валютный контроль на системной основе, посредством четкого распределения компетенции по различным уровням своей организации, обеспечивая тем самым в полной мере свои функции.

Таким образом, залогом успешности валютной политики будет соблюдение валютного законодательства, а в частности совершенствование валютного контроля. Говоря о перспективах валютного контроля, необходимо выделить два направления. Во-первых, необходимо улучшать инвестиционный климат в стране и создавать более благоприятные условия для привлечения капитала в Российскую Федерацию. Во-вторых, необходимо ужесточить государственный контроль за всеми валютными операциями. В целом следует отметить, что валютная политика может и должна применяться в комплексе с валютным регулированием и валютным контролем. Только так возможно добиться положительного результата в поставленных целях страны.

  1. Панченко В. И. Валютное регулирование. Санкт-Петербург. 2014.
  2. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. 2011.
  3. Селюков М. В. О роли таможенного контроля в реализации таможенной политики государства / М. В. Селюков, С. Выпирайлова // Наука и образование в 21 веке: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 31.10.2014г.: Часть 13. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юкон», 2014. С.144–145.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Практика осуществления таможенными органами валютного контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here