Порядок и сроки административного задержания

Важный материал по теме: "Порядок и сроки административного задержания" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Комментарий к Ст. 27.5 КоАП РФ

1. Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать 3 часа. Он исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении.

При разбирательстве с доставленными, находящимися в состоянии опьянения, если в их действиях имеются признаки административного правонарушения, оперативный дежурный органа внутренних дел или иное уполномоченное лицо обязаны поместить нарушителя в помещение для административно задержанных и после его вытрезвления провести разбирательство в установленном порядке.

2. Срок административного задержания может быть менее 3 часов, если достигнуты цели административного задержания (составлен протокол об административном правонарушении, установлена личность задержанного, назначено административное наказание), либо выявлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. В исключительных случаях срок административного задержания может составлять более трех часов. При этом нормы КоАП РФ в полной мере соответствуют ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Административное задержание сроком не более 48 часов допускается только в двух случаях:

— при совершении нарушения таможенных правил, режима Государственной границы РФ и некоторых других правонарушений;

— при совершении правонарушения, влекущего в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Целями такого задержания может быть установление личности либо выяснение обстоятельств дела, а в случаях, если санкцией статьи за совершение правонарушения предусмотрено наказание в виде административного ареста — обеспечение неотвратимости назначения и исполнения наказания.

4. Решение о продлении срока административного задержания должностное лицо принимает в пределах своих полномочий самостоятельно, без письменного сообщения прокурору либо получения его санкции.

Источник:

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Читайте так же:  Отчетность при ликвидации ип на усн

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок административного задержания

При осуществлении задержания правонарушителю в обязательном порядке разъясняются все его права. Так, например, задержанному должны сообщить о возможности уведомить о случившемся родственников, начальство и адвоката. Также нарушитель порядка имеет право на бесплатного государственного переводчика, право ходатайствовать и применять в свою защиту различные доказательства, знакомиться с любыми документами, сопутствующими делу, и некоторые другие права.

Протокол об административном правонарушении должен быть оформлен в течении 3 часов с того момента, как задержанный оказался в полицейском участке. О факте задержания уведомляется прокурор в течении 12 часов, которые исчисляются с того же момента.

Далее в течении суток органы охраны порядка имеют права выяснять у задержанного обстоятельства правонарушения, однако до допроса, если в этом есть потребность, задержанный может потребовать встречи со своим адвокатом.

Административное задержание со всеми процедурами не должно занять более 2 суток с момента прибытия в полицейский отдел.

Представители порядка даже вправе досматривать личные вещи задержанных. Только вот делать это могут уполномоченные одного пола с нарушителем порядка. Присутствие 2 понятых (ни в коем случае не являющихся сотрудниками полиции) того же пола с подозреваемым при процедуре досмотра обязательно.

Исключение из правила — основание полагать, что у задержанного имеется оружие.

Как отбывается административный арест

Административный арест отбывается в изоляторах временного содержания по месту жительства или по месту задержания нарушителя.

Он имеет все права, обеспеченные гражданину РФ или (в случае иностранца) гарантированные международными документами, подписанными российским государством.

В соответствии с правилами и распорядком содержания арестованных, их могут досматривать и проверять их личные вещи, но без их порчи.

Запрещены оскорбления и физическое воздействие на арестованных. Им должны быть обеспечены условия для сохранения здоровья, необходимая медицинская помощь, питание и гигиенические условия.

Один раз за срок отбывания ареста разрешено свидание с родственниками в соответствии с установленными правилами учреждения содержания арестованных. Также разрешена переписка.

Источник:

Порядок проведения административного задержания

В современной России не редки случаи, когда представители закона, чья профессиональная миссия — защищать права граждан, сами нарушают эти права. Незаконные кратковременные ограничения свободы, нарушения правил задержания, некорректное оформление сопутствующих документов — только малая часть списка вещей, с которыми может столкнуться каждый гражданин.

Вероятно, вы думаете, что достаточно хорошо знакомы со своими правами. Давайте узнаем. Мы подробно расскажем о том, что такое административное задержание, в каких ситуациях оно имеет место, кто уполномочен ограничивать свободу граждан и чем чревато составление протокола об административных правонарушениях.

Кому административный арест не назначается?

Административный арест – мера, применяемая за правонарушения, угроза которых требует временной изоляции человека от общества. Арест назначается до 15 суток, а в случаях описанных статьёй 3.9 КоАП РФ – до 30 суток.

Но есть определённые категории граждан, к которым такая мера пресечения не может применяться:

  • Беременные женщины;
  • Женщины, у которых есть дети младше 14 лет;
  • Несовершеннолетние;
  • Инвалиды первой и второй группы;
  • Военнослужащие, призванные на сборы и сотрудники рядах государственных служб.

В отношении нарушителей административного права из этих категорий будут применены другие меры воздействия.

Кто и за что задерживает нарушителей

Административное задержание необходимо в ситуациях, когда расследование правонарушения административного характера невозможно провести корректно и своевременно без кратковременного ограничения свободы нарушителя или подозреваемого. Порядок таких мероприятий регулируется законодательством нашей страны, а именно Кодексом об административных правонарушениях. Разберемся в том, кто и за что может проводить административное задержание в соответствии с 27 статьей кодекса.

Основания для принуждения

Основанием для составления протокола об административном правонарушении может служить мелкое хулиганство, подразумевающее под собой использование в общественных местах нецензурной лексики, нанесение ущерба чужому имуществу, приставания к окружающим людям.

Читайте так же:  Обзор арбитражной практики по налоговым спорам

Распитие спиртного и употребление различных психотропных веществ в публичных местах, а также последствия употребления (неадекватное поведение, приносящее физический или моральный дискомфорт другим гражданам, сон на лавке в парке и др.) также считаются административными правонарушениями. Заслужить на свой счет протокол можно, пропагандируя различные нацистские настроения с использованием соответствующей атрибутики.

Во всех перечисленных выше случаях сопротивление представителям охраны общественного порядка будет караться дополнительным протоколом.

Когда имеет место правонарушение административного характера, оно обнаружено и зафиксировано, нарушители могут задерживаться, если:

  • Имеется необходимость выяснения личности. Например, если правонарушитель не имеет с собой удостоверяющих личность документов или их подлинность может быть поставлена под сомнение.
  • Составлению протокола препятствовало сопротивление представителям закона со стороны нарушителя.
  • У защитников правопорядка имеются основания полагать, что нарушитель вводит их в заблуждение. То есть составлению протокола и разбирательству в сути дела нарушитель препятствует ложными показаниями.

Если объективная возможность заполнить протокол и выяснить личность нарушителей порядка имеется, административное задержание не законно. Также данная процедура неуместна в случаях правонарушений, карающихся только предупреждениями и штрафами.

Уполномоченные на задержание

Принудить гражданина к отправке в отделение уполномоченного органа может только определенный законодательством круг лиц. А именно:

  1. Полицейские.
  2. Сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел, а также военнослужащие, относящиеся к этой структуре. Имеют право на задержание граждан в случаях, когда имеет место угроза охраняемым зонам и объектам.
  3. Представители ВАИ. Могут задерживать эксплуататоров военного транспорта за нарушения ПДД.
  4. Пограничники и сотрудники ОВД. В ситуациях, когда имеется угроза безопасности государственной границы.
  5. Сотрудники таможни при нарушениях таможенных порядков и правил.
  6. Уполномоченные по контролю за оборотом наркотических веществ.
  7. Судебные приставы.
  8. Представители миграционной службы.

Таким образом, представители охраны супермаркета или сотрудники частных охранных предприятий попросту не имеют законных прав на то, чтобы ограничивать чью-либо свободу и собственными усилиями доставлять людей в полицейские участки.

Куда жаловаться?

Жалобу нужно подавать в прокуратуру, а также можно обратиться с исковым заявлением в суд. В этих документах нужно как можно подробнее описать произошедшее, с указанием номеров автомобилей сотрудников, проводивших задержание, их имён, званий и всех обстоятельств дела. Нужно подробно описать, в чём заключались нарушения, и какой ущерб был нанесён задержанному.

Если судебные инстанции РФ не принимают решения в пользу задержанного, можно жаловаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Эта международная инстанция может признать нарушением прав даже сам факт административного задержания без веских оснований. При описанных выше нарушениях в процессе задержания и содержания задержанного, человек может получить компенсацию от 1 до 3 тысяч евро.

Порядок задержания

После задержания гражданина должны как можно быстрее доставить в следственные органы. После его прибытия в течение не более трёх часов должен быть составлен протокол с объяснением основных прав задержанного:

  • Знать причину задержания и получить копию протокола;
  • Давать показания или отказаться от их дачи. В случае согласия дать показания, задержанному должны объяснить, что они могут быть использованы как доказательства по делу;
  • Пользоваться помощью адвоката в случае возбуждения уголовного дела или иных ситуациях, перечисленных в статьях УПК №91-92;
  • Представить доказательства своей невиновности;
  • Ходатайствовать;
  • Давать показания на родном языке и бесплатно пользоваться помощью переводчика;
  • Знакомиться с протоколом;
  • Участвовать в следственных действиях по собственному ходатайству (с разрешения следователя);
  • Подавать жалобы на действия сотрудников и защищаться иными способами, разрешёнными УПК.

В протоколе должны быть указаны обстоятельства случившегося, дата и время, а также он должен быть подписан задержанным и дознавателем.

Прокурору о задержании должны сообщить в течение 12 часов.

Допрос по делу нужно провести не позже, чем через 24 часа после задержания. При наличии обстоятельств, требующих заключения под стражу, ходатайство о такой мере пресечения сотрудники полиции должны подавать в суд с согласия прокурора. Если такая мера пресечения к подозреваемому не была применена, то согласно 2 пункту 94 статьи УПК его должны освободить в течение 24 часов.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Кто не может быть задержан?

Задержать не могут тех граждан, в отношении которых нет доказательств совершения правонарушения. Подобные задержания являются однозначным нарушением их прав и могут быть обжалованы в суде. Сотрудники полиции и иных ведомств, проводящих задержание, должны иметь веские доказательства правонарушения в виде фото и видео фиксации или свидетельских показаний.

Срок административного задержания

Законом определён трёхчасовой срок задержания. Удерживать задержанного в течение более длительного времени можно только в следующих случаях:

  • При совершении ими нарушения в отношении Государственной границы РФ;
  • При нарушении таможенных правил, когда нужно установить личность нарушителя и обстоятельства случившегося;
  • Лиц, в отношении которого уже ведётся административное дело, и к ним можно применить только административный арест или выдворить их из РФ.

В этих случаях максимальный срок административного задержания может быть продлён до 2 суток. При этом сам задержанный имеет право просить сообщить своим родным или коллегам о задержании. Эта просьба должна быть удовлетворена.

Отсчёт срока административного задержания

Срок начинают отсчитывать с момента доставки задержанного на место проведения следствия (в полицию). Исключением является задержание пьяных – для них срок задержания начинается с момента вытрезвления, но приходить в трезвое состояние они должны не более двух суток.

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Читайте так же:  Постановление по делу об административном правонарушении пример

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.

2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

7. Перечень категорий должностных лиц и объем их полномочий на производство административного задержания устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», полномочия должностных лиц таможенных органов — Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

— судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста — меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях — до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Читайте так же:  Меры ответственности административных правонарушений

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).

Источник:

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Источник:

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.5. Сроки административного задержания

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.5 КоАП РФ

Читайте так же:  Обжалование ненормативного правового акта апк

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ в часть 3 статьи 27.5 настоящего Кодекса внесены изменения

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 27.5 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 9 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 456-ФЗ

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

Источник:

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Анализ правил ч. 1 и 4 ст. 27.5 позволяет сделать ряд выводов:

1) по общему правилу срок административного задержания не должен превышать 3 часа. Это означает, что он может быть и меньшим, но никак не большим;

2) упомянутый срок исчисляется с момента доставления в место (помещение), указанное в ст. 27.2 (см. коммент. к ней), а не с момента, например, когда лицо было остановлено милицейским патрулем на улице;

3) срок административного задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного, наркотического), исчисляется не с момента доставления, а с момента, когда наступило вытрезвление (он устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими правовыми актами Минздравсоцразвития России и МВД России, например, действующими в медвытрезвителях). Степень опьянения в данном случае роли не играет.

2. Из указанного общего правила есть ряд изъятий (предусмотренных в ч. 2, 3 ст. 27.5), когда срок административного задержания может превышать 3 часа:

1) если в отношении лица ведется дело об административном правонарушении, которое может повлечь такое административное наказание, как административный арест, срок административного задержания не может превышать 48 часов (например, если лицо совершило мелкое хулиганство, см. коммент. к ст. 20.1);

2) если лицо совершило административное правонарушение, направленное на установленный режим Государственной границы РФ (в иных случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3), срок административного задержания также не может превышать 48 часов.

И в данных случаях срок административного задержания исчисляется с момента доставления (вытрезвления). Срок административного задержания включается в срок административного ареста (см. коммент. к ст. 3.9). О том, что ч. 3 ст. 27.5 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

Источник:

Срок административного задержания

Законодательство РФ допускает задержание человека на определённое время за совершение административных нарушений. Тем не менее, нужно знать о своих правах, условиях задержания и его допустимых сроках, чтобы избежать нарушения закона сотрудниками полиции.

Что такое административное задержание?

Административное задержание – это лишение свободы на непродолжительный срок в связи с нарушением закона или для выяснения обстоятельств содеянного.

Помимо этого, задержать могут граждан, которые представляют угрозу для других людей (пьяных, психически нездоровых и т.д.).

Незаконные действия по административному ограничению свободы

Среди нарушений закона при административном задержании нередко встречается:

  • Превышение сроков задержания;
  • Грубое отношение и оскорбления;
  • Физическое насилие.

Эти нарушения могут быть не только в процессе задержания, но и во время транспортировки или отбытия срока задержания. В таком случае нужно жаловаться на действия уполномоченным сотрудников.

Кто может проводить административное задержание?

Такие полномочия есть только у представителей определённых служб:

  • Полицейских;
  • Работников ВАИ (по отношению к определённой категории нарушителей ПДД);
  • Пограничники и таможенники;
  • Работники ведомственной и вневедомственной охраны;
  • Военнослужащие;
  • Судебные приставы;
  • Работники наркоконтроля.

Для каждой из этих категорий госслужащих есть свои ограничения касательно административного задержания людей.

Последствия

Решения по делам об административных правонарушениях принимаются мировыми судьями и районными судами в срок до пятнадцати дней с момента поступления сопутствующих документов в судебный орган. Какими могут быть эти решения?

  • Мелкое хулиганство может обойтись в сумму от 500 до 1000 рублей и даже административным арестом на срок до полумесяца.
  • За сопротивление и неповиновение сотрудникам органов правоохраны может быть присужден такой же срок ареста, а также штраф от 1000 до 2000.
  • Употребление спиртного и наркотиков в публичных местах чревато потерей 100-1500 рублей.
  • Действия, унижающие человеческое достоинство, совершаемые в публичных местах в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, наказываются штрафом от 100 до 500 рублей и ограничением свободы на срок до 15 дней.
  • Пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики грозит изъятием предметов, с применением которых совершалось правонарушение, штрафом от 500 рублей до 1000, а также задержанием на срок до 15 суток.
  • При совершении незначительных административных правонарушений возможно административное взыскание в виде предупреждения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Порядок и сроки административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here