Понятие административного выдворения и депортации иностранных граждан

Важный материал по теме: "Понятие административного выдворения и депортации иностранных граждан" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 837 в постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769
«Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г., 17 декабря 2010 г., 21 марта 2012 г., 25 мая 2017 г., 28 октября 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны.

Председатель Правительства
Российской Федерации

24 октября 2002 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 837 в Правила внесены изменения

Правила
расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769)

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г., 17 декабря 2010 г., 21 марта 2012 г., 25 мая 2017 г., 28 октября 2019 г.

1. Настоящие Правила определяют в соответствии с пунктом 6 статьи 31 и пунктом 2 статьи 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее именуется — Закон) порядок расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в связи с отсутствием, утратой или прекращением законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации в случае, если установление приглашающей стороны невозможно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«депортация» — принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

«административное выдворение» — принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Средства, выделяемые на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, расходуются:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631 в подпункт «а» внесены изменения

а) на приобретение проездных документов для иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации либо административному выдворению, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — также проездных документов для должностных лиц территориального органа Федеральной службы судебных приставов или территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, сопровождающих указанного иностранного гражданина (лицо без гражданства);

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 7 ноября 2019 г. — Постановление Правительства России от 28 октября 2019 г. N 1381

б) на содержание иностранного гражданина (лица без гражданства) в специально отведенном помещении пограничной службы до исполнения решения об административном выдворении, а также в специальном учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенном для содержания иностранных граждан (лиц без гражданства), подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии;

в) оформление документов, необходимых для осуществления депортации либо административного выдворения иностранного гражданина (лица без гражданства);

г) совершение иных действий, непосредственно связанных с депортацией либо административным выдворением иностранного гражданина (лица без гражданства).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

4. Финансовое обеспечение мероприятий по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Законом осуществлять такие мероприятия.

Расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на указанные цели по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Законом осуществлять указанные мероприятия.

Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется МВД РФ и ФПС РФ за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год. Указанные средства расходуются на приобретение проездных документов депортируемым либо выдворяемым лицам, на их содержание в специально отведенных помещениях до исполнения решения о депортации либо об административном выдворении, на совершение иных действий.

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769 «Об утверждении Правил расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 30 октября 2002 г. N 206, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4275

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2019 г. N 1381

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 631

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Читайте так же:  Кнп административный штраф казахстан

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 212

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 220

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 837

Источник:

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:

— иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;

— лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

В практике возникают вопросы:

могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;

могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);

могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).

2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

— через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

— в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

— режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

— правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

— иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:

1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;

2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);

3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);

4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);

5) оно назначается с обязательным учетом:

— общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

— обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

— обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);

6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);

7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).

4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.

Источник:

Что означает выдворение иностранных граждан за пределы РФ

В последние годы значительно увеличились случаи противозаконного нахождения лиц, не являющихся полноправными гражданами России.

Сотрудники внутренних дел и миграционных служб ежедневно фиксируют и протоколируют случаи о совершаемых правонарушениях данными лицами на территории Российской Федерации. О том, какая мера наказания предусмотрена для лиц, не имеющих российского гражданства, за совершенные ими правонарушения и незаконное нахождение на территории России, расскажем в статье.

Понятие «административное выдворение»

Под административным выдворением понимается мера наказания, которая назначается иностранным подданным в виде выселения за границы России, если были нарушены и не соблюдены нормы российского законодательства. Гражданин, которому назначено такого рода наказание, должен покинуть Россию самостоятельно или под контролем соответствующих органов, занимающихся данной процедурой. Данная мера назначается судом. Такой человек не имеет права возвращаться на протяжении пяти лет.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересную информацию о том, что будет, если вернуться в страну, не дождавшись установленного срока:

Источник:

Что такое депортация: понятие, причины, процедура

Миграционные проблемы, в частности, с мигрантами, нарушающими правила пребывания на территории государства, испытывает большинство развитых стран планеты. Ежедневно тысячи нелегалов пересекают границы благополучных стран в поисках лучшей жизни. Но нарушение миграционного законодательства чревато для них санкциями, и Россия не является в данном случае исключением. В большинстве случаев власти депортируют нарушителей обратно на родину. Рассмотрим по порядку, что такое депортация, к кому она применяется и как происходит.

Основания для депортации

Поскольку депортация лица без гражданства или гражданина другого государства – это вид ответственности, регулируемый каждой страной отдельно, то и основания для нее в каждой стране могут отличаться. Вместе с этим, так как депортация – это аспект международного права, основания для ее проведения всегда отвечают общим принципам. Как уже было сказано, депортация всегда производится в случаях утраты или прекращения законных оснований для пребывания в стране.

Читайте так же:  Стандартный и имущественный вычеты одновременно

Учитывая это, можем выделить основные причины депортации, по которым иностранцев могут выслать из России, стран Шенгенской зоны, США и множества других:

Рассмотрев основные причины, за что могут депортировать, считаем целесообразным также рассмотреть ситуации, когда депортация невозможна.

Кого депортировать нельзя

Несмотря на весьма широкий спектр оснований, которыми Россия, страны Шенгенской зоны, США и другие могут обосновывать решение о депортации, высылка отдельных категорий лиц все же запрещена международным законодательством. Во-первых, это все без исключения граждане страны – согласно положениям протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека, никто не может быть выслан и никому не может быть запрещен въезд в страну гражданской принадлежности. Проще говоря, россиян не могут выслать из России, а итальянцев из Италии.

Во-вторых, согласно ст. 7 Римского статута международного криминального суда, принудительное перемещение населения признается преступлением против человечности и влечет международную ответственность. Речь идет о запрете на депортацию целых коренных народов и национальных меньшинств.

Кроме этого, международные правила не позволяют депортировать:

  • лиц, ходатайствующих о получении статуса беженца, просящих временного или политического убежища – до окончательного рассмотрения ходатайства, в том числе его обжалования;
  • лиц, которые были признаны беженцами или которым предоставлено убежище, в том числе политическое – до окончания срока действия гуманитарного статуса;
  • лиц, утративших один из вышеуказанных гуманитарных статусов, при условии, что их высылка в страну исхода невозможна по причинам гуманности – если существует риск расовых, религиозных, политических и иных преследований;
  • лиц, имеющих дипломатический или консульский иммунитет.

Срок выдворения

Если судебным органом вынесено решение о выселении лица из страны, то, как правило, срок для всех граждан, подвергшихся данной мере наказания, будет один.

В соответствии с законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» лицо, выдворенное по решению суда из России, возможно посетить страну вновь можно будет только по истечении пяти лет.

В случае несоблюдения данного срока и пересечения границы раньше, иностранному гражданину грозит повторное выдворение с увеличением срока до десяти лет.

Если иностранный гражданин после решения суда не покидает границы России, то это будет расценено как несоблюдение постановления, что влечет за собой новый штраф и выселение из страны в принудительном порядке.

Штрафные санкции, назначенные вместе с изгнанием, в случае неуплаты будут принудительно взысканы с правонарушителя независимо от временных рамок. Если постановление суда будет нарушено и совершены повторные попытки возвращения в страну, в соответствии с нормами законодательства назначается уголовная ответственность.

Депортация и выдворение — в чем разница

Два понятия «депортация» и «выдворения» имеют одинаковый конечный результат, но чем они отличаются — разбираемся.

Депортация (изгнание) — это принудительное выселение лица из страны, в случае если у него закончились законные основания нахождения на территории государства.

В тот момент, когда у иностранца закончился срок патента или вида на жительство дается от трех до пятнадцати дней на то, чтобы самостоятельно, без принуждений покинуть Российскую федерацию.

Если по каким-либо причинам он не покидает государство, то подключаются правоохранительные органы и миграционная служба. В таком случае человек подвергается депортации из страны.

Выдворение — это мера наказания за совершенное лицом правонарушение, преступление, несоблюдение норм российского законодательства, предусматривающее принудительную высылку.

Главными отличиями этих двух понятий являются:

  1. Решение о депортации принимают сотрудники органов миграционной службы. Решение об административном выдворении может принять лишь судебный орган.
  2. Обжаловать постановление в суде о депортации можно в течение трех месяцев со дня его вынесения. Право обжаловать решение о принудительном или самостоятельном контролируемом выселении разрешается в течение десяти суток со дня его назначения.
  3. После принудительного выселения лицо не имеет права пересекать границы Российского государства на протяжении установленного судом времени. После депортации гражданин может вернуться, если документально сможет подтвердить законность проживания и трудоустройства.

Причины выдворения

Граждане, которые совершили серьезные правонарушения в сфере российского законодательства подвергаются административному выдворению из страны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными причинами выселения являются:

  • отсутствие регистрации и права на жительство на территории России;
  • нахождение в стране после завершения срока трудового договора;
  • отсутствие документов, дающих разрешение на трудовую деятельность на территории страны;
  • несоблюдение норм российского законодательства дважды за один год;
  • факт преступления или правонарушения, влекущего за собой применение меры административного наказания в виде выдворения.

Кто защищен от процедуры

На некоторых лиц процедура принудительного изгнания их страны не распространяется, а именно:

  • На иностранных граждан, заключивших брак с гражданином РФ и имеющих общих детей, которые являются гражданами России.
  • На жертв политической репрессии, имеющих подтверждающий документ о статусе политического беженца.
  • На гражданина, чей доход для российской семьи является единственным источником к существованию.
  • На гражданина, проходящего военную службу.
  • На иностранного дипломата.
  • На лиц, в чьей стране проживания идут военные действия.

Обжалование постановления

Вынесенное судом решение о принудительном или самостоятельном выселении из страны подлежит обжалованию. Сделать это можно, подав апелляционную жалобу в судебный орган в трехдневный срок после вынесенного решения. На процедуру обжалования дается десять дней, в течение этого времени гражданину разрешено пребывать в стране.

Административное выдворение, как профилактическая процедура наказания, актуальна в настоящее время. При ее отсутствии миграционные потоки и связанные с ними правонарушения приведут к росту преступлений, которые совершаются лицами, незаконного находящимися на территории России.

Процесс выдворения

Согласно статье 3.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации процесс выдворения за пределы Российской Федерации проходит в следующем порядке:

  1. Федеральной миграционной службой или органами внутренних дел при проведении плановой проверки устанавливается факт правонарушения или незаконного пребывания иностранного лица на территории страны (отсутствие регистрации; документов, разрешающих трудовую деятельность; совершенное административное правонарушение).
  2. Проводится опрос с составлением протокола об административном правонарушении.
  3. Протокол предоставляется в органы судебной власти для рассмотрения и принятия решения по существу.
  4. Назначается слушание с допросом правонарушителя.
  5. Вынесение судом постановления о принудительном или самостоятельном покидании страны и назначение штрафных санкций в отношении правонарушителя.
  6. Обжалование решения суда в течение трех дней со дня его вынесения.
  7. Принудительное или самостоятельное (под контролем соответствующих органов) покидание страны.

Понятие депортации

Современное право признает депортацию в качестве одной из видов административной ответственности для иностранцев и апатридов, в том или ином виде нарушающих миграционное законодательство страны, в которой они пребывают.

В переводе с латинского языка (лат. deportatio) депортация означает изгнание или высылку, и это нашло отражение в законодательстве большинства стран, применяющих данный вид ответственности.

Так, понятие депортации получило трактовку в ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», согласно которой депортация – это принудительная высылка иностранца или апатрида, утратившего законные основания для пребывания на территории России по своей вине или по не зависящим от него причинам.

Читайте так же:  Реклама по телефону нарушение закона

Стоит отметить, что правовое определение в зависимости от страны и особенностей ее законодательства может отличаться. Например, согласно закону Польши «Об иностранцах» от 13.06.2003, депортация – это решение о добровольном или принудительном выдворении иностранца за пределы страны.

Похожие формулировки содержит Закон “Об иностранцах в Республике Болгария” от 11.11.1998 и Закон № 326/1999 “О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики”.

Но, несмотря на возможные различия формулировок, депортация из Европы, в том числе и стран Шенгенской зоны, происходит по общим правилам и основаниям, предусмотренным внутренним законодательством стран. Аналогичная трактовка депортации содержится в большинстве других стран мира, в том числе странах Северной Америки и США.

Сам порядок ее проведения в большинстве случаев может разниться: отличия могут касаться процедуры высылки, органов, принимающих решение о ней, порядка обжалования и так далее. При том депортацию из страны практически всегда сопровождает временный или постоянный запрет на въезд в нее в будущем.

Несмотря на схожесть процедур и, казалось бы, общую правовую природу, депортацию следует отличать от процедуры административного выдворения.

Отличие депортации от выдворения

Отдельные ученые-правоведы отождествляют понятия депортации и выдворения, но такая точка зрения ошибочна. Во-первых, потому, что административное выдворение, по крайней мере, российским правом рассматривается в качестве непосредственно административного наказания, предусмотренного ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях, в то время как депортация – лишь мера ответственности.

Так, депортация иностранца из страны применяется в случаях отсутствия законных оснований для дальнейшего пребывания. Выдворение же как вид наказания применимо даже при наличии оснований для законного пребывания иностранца, но в случае совершения им какого-либо правонарушения. Лица выдворяются за пределы государства в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты здоровья и нравственности и так далее.

Во-вторых, решение о депортации применяется миграционными органами, а выдворение в большинстве случаев назначается судом. В-третьих, отличается и сама процедура: депортация всегда принудительна, а исполнение выдворения возможно и самостоятельно.

Более подробную информацию вы можете прочитать в статье: “Чем отличается выдворение от депортации.”

Процедура депортации

Вот как происходит депортация: все начинается с нарушения мигрантами требований и норм законодательства и обнаружения этих проступков правоохранителями или миграционной службой, функции которой, например, в России исполняет ГУВМ МВД, а в США – Immigration and Customs Enforcement.

В России процесс высылки регулируется ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» и ФЗ «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ».

Согласно ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», в случае прекращения оснований для законного пребывания иностранец обязан покинуть страну в течение трех дней, иначе последует депортация.

Как правило, после обнаружения нарушителя миграционных правил он доставляется в правоохранительные органы «до выяснения всех обстоятельств». Далее, после уточнения ситуации, нарушители помещаются в так называемое специальное учреждение миграционных органов для содержания лиц, подлежащих депортации. Там иностранец будет находиться до тех пор, пока должностные лица будут рассматривать его вопрос и непосредственно до реализации ими принятого решения. Если лицо помещается в учреждение на срок больше двух суток, на это должно быть судебное решение.

Кто принимает решение

Разберемся, кто принимает решение о депортации. В большинстве случаев таким должностным лицом считается руководитель территориального миграционного органа, выявившего мигранта. В России это начальник территориального управления ГУВМ. По его указанию другие должностные лица органа осуществляют подготовку документов, направление необходимых запросов и решают другие организационные вопросы. Итоговое решение о депортации оформляется постановлением миграционного органа. В некоторых случаях, когда того требует процедура, такое решение согласовывается с другими государственными структурами.

Возможные варианты

Помимо общих случаев, необходимо отметить, что высылка возможна уже из аэропорта. Например, когда миграционные органы страны, в которую прибыл иностранец, обнаруживают у него просроченную визу, запрет на въезд и иные основания. В таком случае лицо, которое прибыло на территорию страны незаконно, подлежит высылке прямо из аэропорта. Решение и в этом случае принимает руководитель миграционной службы.

Несколько другой порядок предусмотрен для иностранцев, отбывающих уголовное наказание на территории другой страны. В их отношении применяется депортация после отбытия наказания.

Однако решение о депортации в отношении таких лиц принимается не автоматически, а лишь после принятия Минюстом решения о нежелательности нахождения субъекта на территории РФ. Согласно приказу Минюста РФ и ФМС N 225/240 от 7 октября 2008 года, при поступлении такой информации миграционные органы принимают решение о высылке, о чем уведомляют администрацию учреждения, где иностранец отбывает наказание.

Когда имеет место уголовный штраф или иное наказание, не связанное с лишением или ограничением свободы, высылка, согласно ч. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ», возможна лишь после того, как наказание будет отбыто. То есть после погашения штрафа, отработки обязательных работ и иного наказания, предусмотренного приговором суда.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством стран, допустима реадмиссия. Она осуществляется на основании международных договоров и соглашений, подписанных между странами, и также является одним из видов принудительной высылки лиц, которые подлежат депортации. Ее особенность в том, что при наличии международного соглашения депортированными в конкретную страну могут быть не только ее граждане, но и граждане других государств, которые прибыли из этой страны. Решение по таким лицам также принимается руководством миграционных органов.

Не следует путать реадмиссию с экстрадицией. Экстрадиция – это выдача по решению суда иностранца другому государству, где он нарушил закон, и с депортацией не имеет ничего общего.

Уведомление о депортации

После вынесения соответствующего решения миграционный орган направляет уведомление о его принятии в Министерство иностранных дел страны, которое, в свою очередь уведомляет об этом МИД той страны, в которую лицо будет депортировано (ч. 7,8 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Кроме того, многие страны ЕС практикуют также уведомление принимающей стороны – организаций и граждан, пригласивших депортируемого.

Что касается самого иностранца, то его уведомление осуществляет уполномоченный на то сотрудник миграционного органа. В документе, удостоверяющем личность гражданина за границей, в зависимости от законодательства той или иной страны могут быть проставлены соответствующие отметки. Так выглядит депортация в паспорте, поставленная миграционными органами республики Беларусь.

Но далеко не все страны ставят в паспортах отметки о депортации. В ряде стран, что особенно распространено в Восточной Европе, процедура предполагает внесение в паспорт штампа о запрете на въезд. Так он выглядит в Украине.

Читайте так же:  В какой стране запрет на курение

Как правило, срок запрета составляет от 3 до 10 лет. То, на сколько лет устанавливается запрет, зависит от оснований депортации и особенностей законодательства запрещающей въезд страны. Обратим внимание, что страны Шенгенской зоны, помимо внесения отметки в паспорт, вносят соответствующую информацию в Шенгенскую информационную систему (SIS), так что замена самого паспорта проблемы с запретом не решит.

Способы депортации

В подавляющем большинстве случаев депортация иностранцев за территорию страны предполагает принудительную высылку, в том числе сопровождение нарушителя под конвоем на рейс, отправляющийся в его страну. Такой контроль предусмотрен во избежание дальнейших нарушений условий пребывания на территории страны.

Однако отдельные государства предусматривают и добровольный контролируемый выезд граждан, в отношении которых принято решение о высылке. Таким лицам предоставляется срок для самостоятельного выезда. В случае его нарушения запускается процесс принудительной высылки.

За чей счет происходит высылка

По общим правилам, в том числе и в России, высылка депортируемого гражданина за пределы страны осуществляется за его счет (ч. 5 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»). Однако если у него такие средства отсутствуют, высылка осуществляется за счет:

  • пригласившего его органа, в том числе международной организации или работодателя;
  • пригласившего его физического лица;
  • консульства или дипломатического представительства страны его происхождения.

Если приглашающую сторону определить не удалось, а финансирование высылки со стороны дипломатических представительств невозможно, выделение средств осуществляет государство пребывания.

Источник:

Депортация и выдворение

Депортацией считается принудительный выезд иностранца из России в другое государство. Такой инструмент используют, когда иностранный гость утрачивает законное право на проживание в РФ. Мигрантов заставляют добровольно или принудительно под конвоем покинуть пределы страны. Депортация не считается наказанием за преступление, это, скорее, государственный метод воздействия на человека. Чтобы депортировать иностранца достаточно выполнения только одного условия: отсутствуют легальные основания для проживания в России.

Выдворение — это как раз вид наказания на нарушение российских законов, при этом не всегда проступки касаются только миграционного права. Такая процедура применяется, если, к примеру, иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил таможенные правила или совершил в России преступление, за которое полагается административное наказание.

В чем отличия депортации от выдворения?

Основные отличия юридического плана:

Депортация иностранных граждан из России — инструмент государственного воздействия, выдворение — вид наказания.

Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении. Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД, для вынесения которого достаточно только одного основания — у иностранца нет права находиться в России.

Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении — с момента вступления его в законную силу.

Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения — в течение 10 дней с даты получения.

Депортация и основания для высылки

Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:

  • Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
  • Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
  • Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
  • Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
  • Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
  • Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.

Порядок депортации

Решение о депортации принимает ответственное лицо УВМ УМВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.

Последствия депортации

Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.

Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.

Оспаривание решения о депортации

Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.

Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.

Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:

  • Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
  • Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
  • Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
  • Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
  • На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).

Кого нельзя депортировать?

  • Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники.
  • Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.
  • Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.

Выдворение и основания для выезда

Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:

  1. Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  2. Несвоевременная постановка на регистрационный учет;
  3. Нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;
  4. Несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;
  5. Отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в РФ;
  6. Потеря документации о праве на проживание в РФ и несвоевременное ее восстановление;
  7. Уклонение от выезда из РФ после окончания допустимого срока проживания в стране;
  8. Совершение административного нарушения.
Читайте так же:  Налоговый вычет на ребенка в академическом отпуске

Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.

Процедура выдворения

Выдворение бывает двух видов:

  1. Добровольный контролируемый выезд. Осуществляется мигрантом самостоятельно, но под контролем УВМ УМВД. При уклонении на иностранца накладываются штрафные санкции и выдворение происходит уже в принудительном порядке;
  2. Принудительный контролируемый выезд. Чаще всего назначается рецидивистам — лицам, совершившим правонарушение второй раз за один год. До исполнения решения о выдворении иностранец находит в специальном центре.

Выбор того или иного вида зависит от серьезности нарушения, личности мигранта и определяется судьей.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, как уже отмечалось, является специальным видом наказания. Помимо высылки из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение России на протяжении 5 лет — жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и так далее.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Оплата депортации и выдворения

Высылка из России осуществляется за счет:

  • Самого мигранта;
  • Приглашающей стороны, которая взяла на себя ответственность за иностранца;
  • Посольства страны, из которой прибыл мигрант;
  • Различных общественных организаций;
  • Бюджетных средств РФ.

Запрет на въезд

Обычно запрет устанавливается ограничениями ГУВМ МВД, но и ряду других государственных ведомств также предоставлено такое право. Это Роспотребнадзор, Министерство юстиции, МВД, СВР России, ФСБ, Служба по финансовому мониторингу.

Есть два вида ограничения:

  • Запрет на въезд РФ;
  • Постановление о нежелательном пребывании иностранца в РФ.

Причины, которые привели в запрету, могут быть различными, но обычно они связаны с нарушением российского законодательства:

  • Неоднократное уклонение от оплаты налогов;
  • Два или больше проступков в год (штрафы из-за нарушений правил дорожного движения сюда тоже относятся);
  • Предоставление подложных документов при въезде;
  • Превышение сроков проживания в РФ;
  • Непогашенная судимость в РФ и другой стране;
  • Вынесено постановление о выдворении (въезд ограничен на 5 лет).
  • Бывает, что ограничения накладываются по соображениям безопасности и в целях обороны страны.

Проверка запрета на въезд

Узнать о наличии запрета на въезд конкретного иностранца можно на официальном сайте МВД. Для формирования запроса нужно ввести в соответствующие графы ФИО, пол, дату рождения, гражданство и данные паспорта. Проверка проходит по списку нежелательных в России мигрантов, которым запрещен въезд в Россию. Материал носит ознакомительный характер и требует уточнения и проверки. Ответ на запрос приходит достаточно оперативно.

  • Запрет на въезд в РФ не установлен;
  • Есть ограничение на въезд (указываются сроки — 3, 5 или 10 лет).

Проверить свой статус на сайте лучше заранее, еще до визита в Россию, это позволит избежать неприятной ситуации на границе.

Сроки запрета на въезд

Ограничения на 3 года ждут иностранца, если он:

  1. Незаконно находился в стране свыше 120 дней и больше;
  2. Минимум два раза привлекался в административной ответственности.
  3. Запрет на 5 лет возможен при следующих обстоятельствах:
  4. Неоднократное нарушение миграционного режима на протяжении года;
  5. Ведение незаконной трудовой деятельности (работа без разрешения или патента)
  6. Привлечение к административной ответственности два и более раза (штрафы по линии ГИБДД тоже считаются);
  7. Злостное нарушение миграционных правил.

Депортация или выдворение во второй раз ограничат въезд в РФ на 10 лет.

Снятие ограничения на въезд

Есть два варианта въехать в Россию: законный и не совсем. Первый подразумевает отмену запрета в правовом поле. Вторым часто пользуются нелегальные мигранты. Речь идет об отмене запрета на въезд в установленном законом порядке и получении нового паспорта иностранцем, которому ограничили возможность побывать в России на протяжении ближайших 5-10 лет.

Отмена судебного решения

Не всегда мигрантам удается снять наложенные ограничения до окончания их срока действия. Это невозможно сделать, если вступило в силу постановление о выдворении и оно не было своевременно обжаловано (или апелляция не изменила судебного решения). Но попытаться имеет смысл. Для этого нужно подготовить заявление и направить его в суд. Мотивировать просьбу о снятии запрета нужно существенными доводами. Суд может встать на сторону истца и снять запрет. Тогда вступившее в законную силу решение нужно передать в миграционную службу и можно въезжать в Россию.

Уловки мигрантов

Некоторые мигранты пользуются ухищрениями, чтобы снова попасть в Россию. Возвращаясь на родину, иностранец получает паспорт на новое имя и оформляет визу в РФ уже под другой фамилией. Для миграционной службы такой человек — это совсем другой мигрант, который не числится в ее базе как нарушитель, не занесен в черный список, его данных нет среди лиц, которым закрыт проезд в Россию. Если при пересечении российской границы ранее выдворенный иностранец использует измененные данные, то при установлении такого факта сотрудниками пограничной службы, этих граждан не пропустят в Россию и ограничат въезд уже и по новой фамилии. А если при пересечении границы мигрант использует фиктивные документы, то ему не только закроют въезд на 5-10 лет, но и могут привлечь к уголовной ответственности.

Как избежать депортации и выдворения?

Избежать депортации и выдворения можно при ответственном отношении к документам, подтверждающим легальность проживания в России. Своевременно продлевать визы, соблюдать сроки безвизового въезда, вовремя пролонгировать вид на жительство. И не забывать, что неоднократное и злостное нарушение российского законодательства приведет к выдворению и запрету на въезд в РФ в будущем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Понятие административного выдворения и депортации иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here