Особенности привлечения судей к уголовной административной ответственности

Важный материал по теме: "Особенности привлечения судей к уголовной административной ответственности" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Привлечение судей к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности

И. Алешина, первый заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ.

Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, а именно: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности закреплен в ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

В п. 3 указанной нормы сказано, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, суда субъекта Федерации о наличии в действиях судьи состава преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Редакция ст. 16 Закона о статусе судей была изменена Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Полагаем необходимым рассмотреть ряд новелл.

Во-первых, в старой редакции Закона требовалось согласие квалификационной коллегии на возбуждение уголовного дела и на привлечение судьи к уголовной ответственности (подразумевалось согласие на предъявление обвинения). То есть по одному и тому же делу за согласием коллегии приходилось обращаться дважды. Сейчас этого не требуется — необходимо лишь согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Это, безусловно, позитивный момент, призванный сократить время решения вопроса об уголовном преследовании судьи, совершившего преступление.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Однако в п. 3 ст. 16 Закона указано, что изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. То есть в случае необходимости перепредъявить обвинение судье по более тяжкой статье или к ранее предъявленному добавить новый состав, необходимо пройти всю процедуру сначала. Это приводит к увеличению срока следствия, сказывается на его качестве и не может способствовать правосудию.

Кроме того, в п. 2 ст. 122 Конституции РФ упомянуто лишь об особом порядке привлечения судьи к уголовной ответственности. Возникает вопрос: что подразумевать под термином «привлечение к уголовной ответственности»? Закон такого определения не содержит. На наш взгляд, и эта точка зрения поддерживается многими юристами-практиками, привлечение к уголовной ответственности есть предъявление обвинения в установленном законом порядке. Редакция ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» крайне неудачна, так как в ней смешаны два понятия — возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности (предъявление обвинения).

По смыслу Закона Генеральному прокурору РФ следует получить согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. То есть во втором случае дело возбуждается и расследуется на общих основаниях, а когда собраны достаточные доказательства виновности судьи, ставится вопрос о предъявлении ему обвинения. Налицо коллизия. Мною уже предлагался такой порядок привлечения судьи к уголовной ответственности: уголовное дело в отношении его возбуждается на общих основаниях, согласие квалификационной коллегии следует получить на предъявление обвинения судье .

См.: Алешина И. Уголовное дело в отношении судьи должно возбуждаться на общих основаниях / Российская юстиция. 1999. N 1.

Сейчас право на внесение представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи и на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу предоставлено только Генеральному прокурору РФ. А как быть в случае отсутствия Генерального прокурора? Более удачной представляется старая редакция ст. 16 Закона о статусе судей, в соответствии с которой правом на обращение в квалификационные коллегии судей обладал не только Генеральный прокурор, но и лицо, исполняющее его обязанности.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и действующим УПК РФ введена еще одна инстанция при рассмотрении представлений Генерального прокурора РФ — судебная коллегия в составе трех судей. Основная ее задача — решение вопроса о наличии в действиях судьи признаков преступления. Но этот же вопрос, при рассмотрении представления прокурора, в первую очередь решает квалификационная коллегия. Если в действиях судьи нет признаков преступления, квалификационная коллегия судей отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи. Зачем для решения одного и того же вопроса потребовались две инстанции?

На протяжении длительного времени вызывает много споров следующее. Согласно закону решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается только Генеральным прокурором РФ. А какое должностное лицо вправе вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Многие судьи (в том числе члены Высшей квалификационной коллегии судей) убеждены, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении судьи должно быть подписано только Генеральным прокурором. Но анализ законодательства показывает, что подобное мнение ошибочно.

Читайте так же:  Нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» четко регламентирует лишь вопрос о том, какое должностное лицо вправе возбудить уголовное дело в отношении судьи, и не содержит нормы, регламентирующей порядок вынесения «отказного» постановления. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не знает никакого изъятия на этот счет. Таким образом, закон не препятствует должностному лицу любого уровня, проводящему соответствующую проверку в отношении судьи, вынести при наличии достаточных оснований постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И этот процессуальный документ будет абсолютно легитимен.

Порядок проведения в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий регламентирован п. 7 ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введена административная ответственность судей (п. 4 ст. 16). Решение о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора; судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Статьей 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлена дисциплинарная ответственность судей. За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание — предупреждение или досрочное прекращение полномочий. Решение о наложении взыскания принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. На судей Конституционного Суда РФ дисциплинарное взыскание накладывается по решению Конституционного Суда (ст. 15 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Полагаем, что перечень возможных видов дисциплинарных взысканий целесообразно дополнить. Тяжесть проступка определяется в каждом конкретном случае. При решении вопроса о виде наказания учитывается множество факторов (личность судьи, осознание им своих действий, глубина раскаяния, тяжесть последствий проступка и т.д.). По действующему закону «проштрафившегося» судью можно слегка пожурить (предупреждение), а можно и уволить (прекращение полномочий).

На наш взгляд, к проблеме нельзя подходить так прямолинейно. Необходимо дать возможность органу, обладающему правом наложения дисциплинарных взысканий, решать вопрос об ответственности судьи более гибко, рассматривать каждый случай дифференцированно. Считаем возможным изложить ст. 12.1 Закона о статусе судей в следующей редакции: «За совершение дисциплинарного проступка. может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) предупреждения (замечания), 2) выговора, 3) строгого выговора, 4) прекращения судейских полномочий».

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что действующий Закон «О статусе судей в Российской Федерации» в части привлечения судьи к уголовной ответственности, с нашей точки зрения, несовершенен и не всегда отвечает жизненным реалиям, что подтверждает сама жизнь.

Немного статистики. В 2001 г. суды рассмотрели 8 уголовных дел в отношении судей. По 6 делам вынесены обвинительные приговоры. В 2002 г. в суды направлено тоже 8 таких дел. В отношении 5 судей были вынесены обвинительные приговоры. В 2003 г. в суды направлено 4 дела, в отношении 4 судей вынесены обвинительные приговоры. На ноябрь 2004 г. в суды направлено 3 уголовных дела, в отношении одного судьи вынесен обвинительный приговор.

Анализ статистических данных дает возможность сделать вывод, что основная доля преступлений, совершаемых судьями, — должностные. Так, в период с 2001 по 2004 г. за вынесение заведомо неправосудных судебных решений осуждены 8 судей, за получение взяток — 4. Один судья осужден за совершение убийства, один — за участие в организованном преступном сообществе.

Следует заметить чрезмерную, на наш взгляд, лояльность судей к преступникам в судейской мантии. Так, крайне редко судья, признанный виновным в совершении преступления, отправляется отбывать наказание в места лишения свободы. Подавляющее большинство наказаний назначается условно. Судья К., признанная виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, получила 5 лет лишения свободы условно. Судья, совершивший преступление, предусмотренное п. «в» ч. 4 ст. 290 УК, также получил 5 лет лишения свободы условно. Судья М., признанная виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 285, ст. 286 УК, приговорена к 3 годам лишения свободы условно. Подобного рода примеров достаточно много.

Судейская неприкосновенность, безусловно, исключение из конституционного равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что государство, предъявляя высокие требования к судье и его профессиональной деятельности, вправе и обязано обеспечить ему дополнительные гарантии при отправлении им правосудия. Положение о неприкосновенности судьи направлено на обеспечение основ конституционного строя, осуществления принципа разделения властей и независимости судебной власти. Следует отметить, что неприкосновенность судьи должна быть не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты его профессиональной деятельности. Расширенное понимание иммунитета судьи превращает его в личную привилегию, нарушает права граждан, потерпевших от злоупотреблений и преступлений судьи.

Источник:

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Установленная Конституцией неприкосновенность судей — одна из существенных гарантий их независимости (см.комментарий к статье 120). Институт неприкосновенности ограждает от всяких посягательств, прежде всего личность судьи. Но неприкосновенность распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Система правовых средств, реально обеспечивающих неприкосновенность судьи, предусмотрена в статье 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

2. Говоря о неприкосновенности судей, Конституция упоминает специально только особый порядок привлечения их к уголовной ответственности. И это понятно, поскольку речь идет о самой острой форме отступления от принципа неприкосновенности судей.

Но при этом нужно иметь в виду, что судья, безусловно, не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена, ни одна из мер административного взыскания (предупреждение, штраф и т. п.). Точно так же к судье неприменимо ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий (замечание, выговор и т. п.). В принципе, судья может нести в определенных случаях гражданскую и уголовную ответственность.

Читайте так же:  Арест и административный арест разница

Но для него исключается всякая ответственность за мнения или решения, высказанные или принятые в ходе осуществления правосудия, если не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда, что эти мнения или решения — результат преступного злоупотребления, нарушения запрета уголовного закона.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Дав согласие на возбуждение дела, квалификационная коллегия не устраняется от дальнейшего контроля за ходом расследования, ибо без ее согласия судья не может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Причем заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, либо по решению суда (в дальнейшем, после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией, санкцию на заключение под стражу будет давать, только суд). При отказе квалификационной коллегии дан. согласие на производство в отношении судьи таких действий Генеральный прокурор может обратиться по этому вопросу в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Судья ни в коем случае не может быть задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащего ему имущества и документов производятся не иначе как на основании судебного решения (до принятия новой Конституции такие действия допускались в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи и с санкции прокурора).

В настоящее время уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено Верховным Судом Российской Федерации, а не иным судом. Это правило создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему законного, обоснованного и справедливого приговора. Нужно, однако, иметь в виду, что осуществляемая ныне судебная реформа не предполагает сохранения за Верховным Судом Российской Федерации полномочий суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам (см.комментарий к статье 126). Думается все же, что из этого, в принципе, правильного решения следовало бы предусмотреть исключение, касающееся рассмотрения уголовных дел в отношении членов судейского корпуса.

Источник:

Особенности привлечения к уголовной ответственности судей

Каков порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

Уголовное дело в отношении судей заводится Генеральным прокурором РФ, председателем Следственного комитета с разрешения комиссии по квалификации судей.

Если гражданин входит в Конституционный суд, то решение принимает СК совместно с председателем.

К административной ответственности представитель закона привлекается комиссией из трех судей Верховного суда по заявлению Генеральной прокуратуры.

Для заведения уголовного дела в отношении судей соответствующим органом составляется представление и направляется в квалификационную коллегию.

Решение должно быть принято не позднее, чем через 10 суток.

Если Верховный суд совместно с СК вынесет решение о проведении обыска и заключении слуги закона под стражу, то эти мероприятия будут проведены.

Особенности привлечения судей к уголовной ответственности

участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.

Неприкосновенность судей

Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности был изменен в 2010 году.

Закон гласит о неприкосновенности судей.

Особенности привлечения судей к уголовной административной и дисциплинарной ответственности

Говоря о том, как привлечь судью к уголовной ответственности, для начала нужно понять, кто вправе принимать такие решения. В ФЗ приведена следующая классификация:

  • сотрудники Конституционного суда могут быть привлечены к ответственности только главой СК РФ с согласия самого судебного органа;
  • уголовная ответственность судей РФ, работающих в судах общей юрисдикции, а также Верховном суде, возможна, если дело возбуждено СК РФ с согласия высшей квалификационной коллегии;
  • в отношении сотрудников суда любой другой инстанции, уголовное дело возбуждается при совместном решении председателя СК и квалификационной коллегии региона, где ведет свою деятельность подозреваемый.

Возвращаясь к вышеуказанным правкам, внесенным в ФЗ, нужно отметить, что был изменен порядок привлечения к ответственности судей, работающих в ВС.

Особенности привлечения судей к уголовной административной ответственности

В отставку гражданин подает сам, основанием для этого являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • участие в любых выборах в качестве кандидата;
  • приобретение заболевания, делающего невозможным дальнейшую работу на данной должности.

Приостановление же полномочий бывает как дисциплинарной мерой, так и следствием решения самого человека. После этого гражданин лишается высокого статуса, льгот, и неприкосновенности.

Это может произойти по следующим причинам:

  1. Получение второго гражданства или утрата гражданства РФ.
  2. Признание человека судом без вести пропавшим.
  3. Заведение в отношении лица уголовного дела.
  4. Нарушение им или его близкими родственниками норм и правил, принятых законом. Например, открытие счетов в зарубежных банках, ведение бизнеса.

Особенности привлечения к уголовной и административной ответственности судей

Имеющийся порядок привлечения судей к ответственности свидетельствует о несохранении в полной мере за ними прав на самостоятельность и независимость, которые названы в качестве ведущих принципов деятельности судьи не только Законом о статусе судей (статьи 1, 9, 10, 12), но Конституцией РФ (статьи 120 — 121).

Читайте так же:  Возврат имущественного налога супругами

  • Во-первых, органами судейского сообщества — квалификационной коллегией судей и Дисциплинарной коллегией ВС РФ — судьи привлекаются к ответственности вследствие нарушения не только сугубо профессиональных обязанностей, но и морально-этических норм (ст. 12.1 Закона о статусе судей).
  • Во-вторых, существует сложность в обжаловании решений, принятых органами судейского сообщества. С одной стороны, действительно, можно обжаловать решения, действия (бездействие) квалификационных коллегий судей (п. 4 ч. 2 ст.

Особенности привлечения к уголовной ответственности судей

Все мнения также принимаются к сведению, но итоговое решение выносится им, исключительно на свое усмотрение.

Наряду с правами, имеется определенный список ограничений. Судья не вправе:

  • занимать какие-либо другие должности;
  • состоять в какой-либо политической партии;
  • выражать свое отношение к какой-либо политической силе;
  • заниматься ведением бизнеса;
  • разглашать закрытую информацию, в том числе с закрытых слушаний.

Наступает ли уголовная ответственность судей за нарушение вышеуказанных требований? Закон говорит о том, что нет. За подобные действия предусмотрена дисциплинарная ответственность.

47 особенности привлечения судей к уголовной административной и дисциплинарной ответственности

Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» выявлен конституционно-правовой смысл ст. 12.1 Закона о статусе судей, который во взаимосвязи с иными применимыми законоположениями не предполагает привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил при этом грубых нарушений при применении норм материального и процессуального права, делающих невозможным продолжение осуществления им судейских полномочий.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом.

ККС решила прекратить полномочия Х досрочно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Другой пример — недостойное поведение судьи М на процессе. Он безосновательно удалил из зала адвоката подсудимого, лишив его права на защиту.

Кроме того, М грубо разговаривал с родственниками подсудимого. Коллегия признала действия М порочащими высокое звание судьи и вынесла ему письменное предупреждение.

Судья С лишился полномочий из-за того, что в течение года из 35 принятых им решений были отменены 18 судом вышестоящей инстанции. Также обнаружены случаи волокиты и грубого нарушения сроков.

Привлечение к ответственности судьи может состояться после вступления в законную силу приговора, которым устанавливается виновность судьи в злоупотреблении.

Неприкосновенность распространяется на всех судей независимо от того, какую должность они занимают, в каком звене судебной системы состоят. В то же время законодательные положения о неприкосновенности судей различаются в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному звену судебной системы, исходя из содержания законов о Конституционном Суде, о статусе судей и т.д., что вряд ли может быть оправданно.

В законах Российской Федерации, в частности в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Источник:

Неприкосновенность судей

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.

Неприкосновенность — существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
Все это вовсе не превращает судей в некую секту «неприкасаемых». Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 — | 7460 — или читать все.

Источник:

Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

ФЗ «О статусе судей»

1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.

Читайте так же:  Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Источник:

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.[19].

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[20], закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[21]. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами[22]. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

Читайте так же:  Административное право назначение административных наказаний

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест. К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены[23]. При этом в ст. 2.5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа[24]. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счет реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию[25], в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

Однако в ч.6 ст. 3.5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 — | 8184 — или читать все.

Источник:

Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

3) досрочного прекращения полномочий судьи.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности(квалификационная коллегия принимает решение о дисциплинарном наказании).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Особенности привлечения судей к уголовной административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here