Организация финансового контроля в россии

Важный материал по теме: "Организация финансового контроля в россии" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Организация и задачи финансового контроля в РФ

Принципы организации финансового контроля и его классификация

Основными принципами являются независимость и объек­тивность, компетентность и гласность. Независимость контро­ля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочиями руководителей ор­ганов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего за­конодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов про­ведения ревизионной работы. Гласность предусматривает

постоянную связь финансовых контролеров с общественно­стью и средствами массовой информации.

Имеют место принципы, носящие существенный характер:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами тре­бований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приве­денной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в фи­нансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеют свой ре­гламент.

Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные дей­ствия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-мате­риальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого обо­рудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления докумен­тов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соот­ветствие предъявленных к проверке документов утвержден­ным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т. д.;

3) проверку полноты и правильности отражения в докумен­тах финансово-хозяйственных операций, а отражения бухгал­терских записей в учетных регистрах, разработочных табли­цах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показате­лей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, ре­зервов, процентов за кредит и т. д.);

5) проверку правильности составления отчетности — бухгал­терской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законо­дательством страны.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Другие виды контроля (документальные, тематические) требу­ют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутрен­него контроля). Финансовый контроль принято классифициро­вать по следующим критериям:

1) регламенту осуществления — обязательный, инициатив­ный;

2) времени проведения — предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

3) субъектам контроля — президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифир­менный; ведомственный; аудиторский;

4) объектам контроля — бюджетный, за внебюджетными
фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, ин­
вестиционный, таможенный, за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­
ских и физических лиц осуществляется на основе закона. Это от­
носится к налоговым проверкам, контролю над целевым исполь­
зованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому
подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности
организаций и т. д. Инициативный контроль не вытекает из фи­
нансового законодательства, но является неотъемлемой частью
управления финансами для достижения тактических и стратеги­
ческих целей.

Государственный контроль предназначен для реализации фи­нансовой политики государства, создания условий для финансо­вой стабилизации страны, он распространяется как на государ­ственные организации, так и на негосударственную сферу экономики — коммерческие организации и граждан.

В соответствии с российским законодательством государ­ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, ис­пользованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предо­ставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций — это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюдже-

тов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы — Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита), Министер­ство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизион­ные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджет­ных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, со­блюдения финансовых норм и нормативов, установленных пока­зателей по формированию и использованию бюджетного и вне­бюджетного фондов денежных средств государства. Текущий контроль опирается на первичные документы оперативного бю-джетно-бухгалтерского учета и отчетности.

При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредством которого выяв­ляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целенаправленное финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бю­джетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются во­просы регулирования и стимулирования социально-налогового механизма. Оперативный контроль предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способ­ствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов государственного контроля примыка­ет контрольная деятельность органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой контроль осуществляется при рас­смотрении и принятии законов и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-ана-литическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законо­дательных предложений по вопросам налогообложения, банков­ской и других видов финансовой деятельности.

Читайте так же:  Сколько стоит разрешение на торговлю пивом

Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики и граждан со стороны государства затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед го­сударством следующих денежных обязательств:

1) уплата налогов и других обязательных платежей;

2) соблюдение установленных законодательством правил ор­
ганизации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Деятельность органов финансового контроля регламентирует­
ся письмом Федерального агентства по управлению федеральным
имуществом от 10.11.2005 г. № 09-2/1773 «О государственном фи­
нансовом контрольном органе».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Организация финансового контроля в РФ и его принципы

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля к которым стремятся все цивилизованные государства. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. К ним относятся следующие базовые принципы: независимость, объективность, компетентность, гласность. Их дополняют принципы, имеющие более прикладной характер: результативность, четкость и логичность, неподкупность, обоснованность и доказательность и другие.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нор­мативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Представительные органы власти имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты или др.).

В системе государственного финансового контроля постоянно действующим органом является Счетная палата РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб, осуществляющих контроль за выполнением законодательства РФ в конкретных областях финансовой деятельности:

· Федеральной налоговой службы;

· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

· Федерального казначейства (федеральной службы).

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ).

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков.

Общественный контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

Результативность финансового контроля зависит как от его организации, гак и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля:

В англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти;

Французская модель предусматривает возможность предоставления определенным контрольным органам некоторых судебных функций Они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях и требовать возмещения финансового ущерба.

Дата добавления: 2016-11-28 ; просмотров: 921 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:

7. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.

Финансовый контроль – это контроль эк-х субъектов общества за процессом формирования и использования ден.фондов.

1.обеспечение своевременной и достоверной инф-ии о движении ден.ср-в

2.предупреждение кризисных ситуаций финансов

Читайте так же:  Налог на имущество физ лиц

3.стимулирование деят-ти субъектов финансов.

Цель— последовательное проведение финн.политики эк.субъекта.

1.проверка правильности и своевременности формирования и использования денежных фондов. 2.проверка соблюдения финн.дисциплины.3.предотвращение хищения ср-в. 4. Выявление резервов эфф-го формирования и расходования финн.рес-сов. 5. Проверка соблюдения правил учета и отчетности эк. Субъкетов.

Система финн. Контроля вкл след.эл-ты: 1. Объект контроля-собственники ден ресурсов. 2.объект контроля-ден-е отношения, потоки и фонды ден. Ср-в. 3.принципы контроля определяются политикой субъектов финансов. 4. Методика контроля охватывает совокупность методов, приемов, способов, наблюдения, сопоставления, проверок. 5. Процесс контроля-сама контрольная деятельность. 6. Результаты контроля-оценка функционирования контролируемого объекта..

1.в зависимости от времени проведения:

предварительный контроль-осущ-ся на стадиях прогнозирования и планирования ден.потоков до реального движения.

текущий(оперативный)-проводится в процессе совершения ден. Сделок, финн.операций, ден.ссуд,субсидий,кредитов. Цель-предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании ср-в. Соблюдение финн. Дисциплины и своевременности осуществления финн-ден расчетов.

заключительный контроль-проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации.цель-проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов.

2.В зависимости от эк.субъектов, осуществляющих контроль:

-индивидуальный(частный)-контроль осущ-й каждым гражданином.цель-приведение в жизнь личной финн политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и осущ-ии расходов.

-гос.контроль— проводится гос. Исполнительной и законодательной властью(президент, парламент, министерство). Цель-обеспечить интересы гос-ва в рамках функц-ия гос. Собственности и прежде всего при поступлении доходов и расходовании гос ср-в.

-ведомственный контроль-осущ-ся стр-рами министерств и ведомст и охватывает деят-ть подотчетных им предприятий, учреждений.

-внутрихозяйственный-проводится эк. И финн. Службами предприятий и организаций. Объект контроля- хозяйственная и финн.деят-ть.

-общественный контроль-осущ-ся неправительственными орг-ми

-независимый контроль-проводится спец.органами(аудиторскими фирмами)

3.В зависимости от сферы финн. Деятельности: бюджетный, инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный, страховой и др.

4.по методам проведения

-проверка-проводится по отдельным вопросам финн-хоз деят-ти на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финн дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

-обследование-охватывает отдельные стороны деятельности предприятия. В ходе обследования могут осущ-ся контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива,энергии. Можэет проводится через опрос, наблюдение.

-надзор-проводится контролирующими органами за эк.субъектами, получившими лицензию на опред.вид финн.деят-ти (банковская, страховая, инвестиционная)

-эк.анализ-детальное изучение финн. И бух. Отчетности с целью общей оценки результатов хоз.деят-ти.

-наблюдение(мониторинг)-постоянный контроль за финн. Состоянием в целом или одной из сторон.

-ревизия-взаимосвязанный комплекс проверок финн. Хозяйств деят-ти предприятий, проводимых с помощью опред.приемов фактического и документарного контроля. Цель-установление целесообразности, обоснованности, эк. Эффективности совершенных хоз.операций, достоверности данных бух.учета для выявления нарушений и недостатков деят-ти объекта.

5. по полноте охвата хоз-й деят-ти:

Видео (кликните для воспроизведения).

-полная ревизия-проверка всех сторон финн-хоз деят-ти

-частичная ревизия-проверка отдельных стороно финн-хоз. Деят-ти.

-комплексная ревизия-наиболее полная и охватывающая все стороны деят-ти

-тематическая-проводится на опред.тему, по деят-ти однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки и принять меры по их устранению.

6. В зависимости от степени охвата – сплошные, выборочные, комбинированные ревизии.

Контроль за финансами со стороны президента РФ осущ-ся в соотв с Конституцией РФ путем издания указов по фин вопросам, подписания фед законов, назначения и освобождения от должности министра фин РФ, министра Фед налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центр Банка. В соотви с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Фед Собранию. Опред-е ф-ции фин контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как стр-ное подразделение Админ-ции Президента оно подчиняется непосред-но Президенту РФ, но взаимод-ет со всеми органами исполнит власти. Среди его ф-ций: контроль за деят-стью органов контроля и надзора при фед органах исполн власти.

По линии законодат-й власти финн.контроль проводят парламент РФ. Осущ-ет финн контроль при утверждении проекта фед-го бюджета и отчета о его исполнении.

Счетная палата. Образована Фед.собранием и подотчетна ему и явл-ся постоянно действующим органом финн контроля. Проверяет все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности или они проводят операции используя ср-ва фед.бюджета.

По линии исполнительной власти.-правительство, Мин.фин, Фед налоговая служба, Казначейство

Осн. Задачи контроля Мин финн-в

1.осущ-е предварительного контроля при составлении бюджетов

2.проведение текущего контроля при исполнении бюджета

3.последующий контроль исполнения бюджета

4.совершенствование методов учета и отчетности гос и негос орг-ий

Подразделения Мин финн-в

Фед Казначейство-осущ-ет кассовый контроль ведения операций с бюджетными ср-ми.

Департаменты фин контроля и аудита-проводят ревизии и проверки финн-хоз деят-ти предприятий, использующих средства фед.бюджета.( Департамент финансовой политики, Департамент управления делами и контроля, Департамент бюджетной политики и методологии, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, Департамент международных финансовых отношений и т .д.)

Органы гос.налогового контроля-проводят финн.контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет отчетности, контроль за налогоплательщиками и контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет.

Фед таможенная служба-проводит проверку соблюдения налогового и таможенного кодекса.

Фед.служба финн.мониторинга. создана в 2002 году при Правительстве РФ. Ее деят-ть направлена на выявление факторов отмывания денег.

Читайте так же:  Административные правонарушения в области охраны окружающей среды

Фед служба финн-бюджетного надзора.-ее контролю подлежит счетная палата, Ин-во иностр дел, Фед таможенная служба, ПФР.

Банк России осущ-т контроль ден массы в обращении и кредитно-банковский надзор. Банк России осущ-т жесткий контроль наличных денег в обращении и мониторинг других элем-в предложения ден массы в эк-ке, а также валютных операций коммерч банков и валютной биржи. Резервы: 505,391 млрд долл. США (на 01.02.2012)

Базовая учетная стаква 8,25%

Негосуд. Фин контроль

Виды ауд контроля:

1.по отношению к компании –внутренний-проводится в целях управления организациями и опред-ся руководителем предприятия, кот ставит перед работниками конкретную цель и определяет задачи управления, а также разработки и проверки информационных систем предприятия. –внешний аудит-его цель определена законодательством, т.е. он подтверждает достоверность бух. Отчетности и законность совершенных операций, при этом закл-ся договор аудиторских проверок.

2.в зависимости от области проверки –управленческий аудит-это проверка в целях совершенствования орг-ии и управл-я предприятием, повыш-я кач-ва производственной деят-ти, оценки эфф-ти финн.вложений, производительности труда, эфф-ти использ-я ср-в и их экономии. – аудит хоз-й деят-ти-систематический анализ хоз.деят-ти предприятия, предусм оценку эфф-ти управления, выявления резервов, внесения рекомендаций по повыш-ю хоз.деят-ти. – аудит на соответствие требованиям законодат – аудит финн отчетности-ведется с целью выдачи заключения о соответствии отчетности установленным критериям и правилам учета, при этом заключение публикуется. – спец аудит- проверка конкретных вопросов хоз деят-ти

3.в зависимости от воли компании: -обязательный и инициативный

Источник:

Организация финансового контроля

В Российской Федерации контроль за использованием государственных бюджетных средств осуществляют Счетная палата РФ, контрольносчетные органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного контроля и их территориальные подразделения и др.

Счетная палата — высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Счетная палата РФ является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены Федеральным законодательством — Конституцией РФ 79 , Бюджетным кодексом РФ 80 , Федеральным законом «О счетной палате РФ» 81 , законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Деятельность Счетной палаты связана с контролем за [72] [73] [74]

федеральной собственностью и контролем за расходованием федеральных средств.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти 82 . К числу основных функций данного управления относятся контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимают Министерство финансов РФ и его структурные подразделения, наделенные контрольными функциями. Прежде всего, Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Наряду с указанными выше государственными органами финансового

контроля отдельные функции государственного финансового контроля вы- [75]

полняют и другие государственные органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам, Федеральная налоговая служба, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственный таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

Порядок деятельности контрольно-счетных органов России определяется соответствующим законодательством (табл. 9).

Организационно-правовые основы финансового контроля

Таблица 9

Контроль Определение
Государственный финансовый контроль Федеральный закон от 11 января 1995 г.

Важное значение имеет внутрихозяйственный (внутрифирменный)

контроль. Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Аудиторский (независимый) контроль. Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов.

Читайте так же:  Штраф за безбилетный проезд в троллейбусе

Под общественным контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов, например, в сфере образования, социального страхования и пенсионного обеспечения.

Источник:

Органы финансового контроля в РФ

Основные органы финансового контроля делятся по трем видам бюджета:

  • федеральные;
  • региональные
  • муниципальные.
Бюджет Представительная власть Исполнительная власть
Федеральный Совет Федерации Центральный Банк России
Министерство финансов РФ
Федеральное казначейство
Счетная палата Федеральная налоговая служба России (ФНС)
Федеральная таможенная служба России (ФТС)
Государственная дума Главное контрольно-ревизионное управление
Различные министерства и ведомства, государственные внебюджетные фонды
Региональный Законодательные региональные органы Территориальные ФНС, ФТС, казначейства, министерства и ведомства и т.д.
Счетная региональная палата Финансовые региональные органы
Муниципальный Муниципальные представительные органы Распорядители муниципального бюджета
Муниципальные отделения казначейства
Муниципальная налоговая служба
Муниципальная счетная палата Муниципальная таможенная служба
Муниципальные ведомства
Отдел финансового управления при муниципальной власти

Центральный Банк России

Центральный банк России – это государственная кредитная структура, регулирующая всю российскую кредитно-банковскую структуру. Функцией Центрального Банка России является эмиссия (выпуск) национальных денежных знаков и обеспечение устойчивости национальной валюты. Центральный банк России является юридическим лицом и действует на основе принципа независимости и, тем не менее, имущество Центрального Банка России и его устав являются государственной собственностью.

Задачи Центрального Банка России:

  • разработка мер по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (рубля);
  • разработка мер по укреплению, развитию, контролю банковской системы страны;
  • эмиссия денежных знаков в стране;
  • обеспечение функционирования российской платежной системы;
  • регистрация новых банков;
  • проверка банков;
  • выдача, отзыв банковских лицензий;
  • формирование правил осуществления банковских операций.
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • другие функции.

Центральный Банк России подотчетен Государственной Думе, но при этом органы власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка.

Структура Центрального Банка России:

  • Председатель банка России;
  • Департамент денежно-кредитной системы;
  • Департамент операций на финансовых рынках;
  • Департамент по связям с общественностью;
  • Департамент кадровой политики;
  • И еще 40 разных департаментов.

Федеральная налоговая служба России

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль за организациями и физическими лицами в плане соблюдения налогового законодательства, правильностью и своевременностью расчета, уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Функции и обязанности ФНС России:

  • Контролирует правильность расчетов налогов и сборов;
  • Контролирует сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • Наказывает при нарушении налогового законодательства;
  • Контролирует валютное законодательство;
  • Контролирует применение, регистрацию ККМ, полноту учета выручки денежных средств;
  • Осуществляет государственный надзор за организацией и проведением азартных игр и лотерей;
  • Ведет разнообразные реестры (например, реестр саморегулируемых организаций);
  • Ведет Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРН), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);
  • Осуществляет регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств;
  • Осуществляет аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций (кроме кредитных);
  • Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
  • Прочие функции.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов.

Структура ФНС России:

  1. Аналитическое управление;
  2. Контрольное управление;
  3. Управление налогообложения юридических лиц;
  4. Управления досудебного урегулирования налоговых споров;
  5. Административно-контрольное управление;
  6. Управление международного сотрудничества и валютного контроля;
  7. Управление кадров;
  8. Финансовое управление;
  9. Прочие.

Как видим, структура ФНС очень обширна, что позволяет ей осуществлять все свои функции.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет контроль в области таможенного дела.

К функциям ФТС России относятся:

  • Валютный контроль;
  • Защита прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • Транспортный контроль в пропускных пунктах через границу России;
  • Санитарно-карантинный, фитосанитарный контроль;
  • Ветеринарный надзор в плане проверки документов в пропускных пунктах через границу России;
  • Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в части своей компетенции;
  • Прочие.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) также находится в ведении Министерства финансов РФ.

Структура ФТС России выглядит следующим образом:

· · Главное организационно-инспекторское управление;
· · Главное управление информационных технологий;
· · Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;
· · Прочие управления

Министерство финансов

Министерство финансов РФ (Минфин России) – это федеральный орган исполнительной власти, который проводит работу по проведению единой финансовой политики в стране, осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской и других областях.

Сфера ответственности Минфина:

  • Бюджетная политика, формирование и контроль исполнения федерального бюджета;
  • Налоговая и таможенно-тарифная политика, международные налоговые отношения;
  • Законы, проекты и положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
  • Стандарты и методики проведения аудита, контроль и надзор за аудиторской деятельностью;
  • Вопросы внутреннего и внешнего долга России;
  • Выпуск ценных бумаг;
  • Формирование резервного фонда;
  • Создание и развитие государственной информационной системы “Электронный бюджет”;
  • Регулирование межбюджетных отношений;
  • Другие компетенции.
Читайте так же:  Возмещение судебных расходов ндфл

Счетная палата Российской Федерации

Обязанность счетной палаты осуществлять контроль за тем, как исполняется федеральный бюджет. Счетная палата является главным органом государственного и финансового контроля. В ее обязанности включаются:

  • контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;
  • оценка эффективности использования государственных ресурсов и соответствие законодательству России;
  • оценка эффективности предоставления льгот (в том числе налоговых), бюджетных кредитов, предоставления государственных гарантий
  • предложения по совершенствованию бюджетного процесса;
  • проверка бюджетной отчетности России и годового отчета об исполнении федерального бюджета;
  • контроль движения денежных средств в Центробанке РФ;
  • противодействие коррупции в пределах своей компетенции.

Состав счетной палаты:

  1. Председатель счетной палаты – Кудрин А.Л.;
  2. Заместитель председателя счетной палаты – Чистова В.Е.;
  3. Аудиторы (делятся на аудиторов, назначенных Советом Федерации и назначенных Госдумой) – 12 человек;
  4. Аппарат счетной палаты.

Аппарат счетной палаты в свою очередь делится на:

  • Руководителя аппарата счетной палаты и его заместителей;
  • Департамент управления делами;
  • Финансовый департамент;
  • Департамент внешних связей;
  • Департамент информационно-коммуникационных технологий и аналитического обеспечения осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • Прочие департаменты.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Федеральное казначейство

Федеральное казначейство – это федеральный орган исполнительной власти РФ, который осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов России, контролю операций со средствами федерального бюджета.

Функции федерального казначейства:

  • Учет доходов и расходов бюджета;
  • Обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • Кассовое обслуживание бюджетов России;
  • Ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности;
  • Ведение и обслуживание государственных информационных систем;
  • Обеспечение деятельности Федерального казначейства;
  • Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (согласно федеральному закону от № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года “Об аудиторской деятельности”).

Структура казначейства выглядит следующим образом:

  1. Главное управление Федерального казначейства;
  2. Управления Федерального казначейства (по регионам);
  3. Отделения Федерального казначейства (в городах).

Источник:

Органы финансового контроля в России. Их задачи, функции, организация

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выполняемыми государством на каждом этапе своего развития. Отказ от командно-административной системы управления экономикой и переход на децентрализованные рыночные методы регулирования потребовали разработки и реализации новой финансовой политики, направленной на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. Решение данной проблемы предполагает реформирование сложившихся форм контроля, а следовательно, изменение институционального и функционального состава контролирующих органов, равно как и нормативно-правовой базы их деятельности.

Задачи государственного финансового контроля в Российской Федерации в общем виде заложены в установленном ст. 28 БК РФ перечне принципов бюджетной системы РФ. Это контроль эффективности и экономности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств.

В новую систему федеральных органов исполнительной власти вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом произведено обособление и перераспределение правотворческой, правоприменительной и контрольной функций указанных государственных органов.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эта функция закреплена за федеральными министерствами. В компетенцию федерального министерства входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В то же время федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также правоприменительные функции.

Функции ни контролю и надзору подразумевают осуществление действий но контролю и надзору за исполнением установленных законодательством общеобязательных правил поведения. В ходе реализации этих функций допускается издание индивидуальных правовых актов. Эти функции входят в компетенцию федеральных служб. Общеобязательное правовое регулирование федеральная служба осуществлять не вправе.

Правоприменительная функция предполагает издание индивидуальных правовых актов. Правоприменительная функция составляет элемент компетенции федерального агентства. При этом агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере.

Центральным звеном в системе финансового контроля исполнительной власти является Минфин России. Министерство осуществляет выработку единой государственной финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.

Функциями административного финансового контроля могут наделяться как специально образуемые органы исполнительной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий.

В рамках государственного финансового контроля специфические задачи по обеспечению наполнения доходной части бюджетов, своевременности и правильности расчетов юридических и физических лиц с государством решают налоговые органы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9021 — | 7288 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Организация финансового контроля в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here