Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора

Важный материал по теме: "Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора

Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора в гражданских правоотношениях?

Законодательство не раскрывает легальной дефиниции досудебного порядка урегулирования спора; при этом в процессуальных кодексах указывается претензионный или иной досудебный порядок.

Под претензионным порядком понимается требование об устранении нарушений спорного правоотношения (например, уплата долга или исполнение обязательства в натуре и т. д.), а под иным досудебным порядком урегулирования спора — любой другой незапрещенный способ решения спорной ситуации (например, процедура медиации).

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора (далее — ДП) необходимо соблюдать лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ).

ВНИМАНИЕ! В том случае, если ДП, предусмотренный законом или договором, не соблюден, иск будет возвращен судом или оставлен без рассмотрения.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов. Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Обязательный досудебный порядок урегулирования спора в арбитраже

С 1 июня 2016 года соблюдение досудебного порядка урегулирования споров стало обязательным в арбитражном процессе. С указанной даты перед подачей иска в арбитраж необходимо соблюсти претензионный порядок. Обратиться в суд можно по истечении 30 календарных дней, отсчитываемых с момента направления претензии. Законом или договором может быть установлен другой срок.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Использовать претензионный порядок необходимо по всем спорам за исключением предусмотренных следующими главами и статьями АПК РФ:

  • гл. 27 (юридические факты);
  • гл. 27.1 (присуждение компенсации);
  • гл. 28 (банкротство);
  • гл. 28.1 (корпоративные споры);
  • гл. 28.2 (защита интересов группы лиц);
  • гл. 29.1 (приказное производство);
  • гл. 30 (оспаривания актов третейских судов);
  • гл. 31 (признание и выполнение решений иностранных судов);
  • ст. ст. 52, 53 (дела по обращениям прокуроров, госорганов в защиту публичных интересов).

Таким образом, ДП является обязательным в случае прямого указания в законе или договоре. Для верной юридической квалификации оговорка (соглашение) о досудебном (претензионном) порядке урегулирования должна четко указывать на форму, порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензии.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Источник:

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров с 1 января 2009 годаФедеральным законом от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 101.2 «Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 5).

В соответствии с пунктом 16 статьи 7 названного закона данная новация вступит в силу с 1 января 2009 года.

Таким образом, указанной нормой установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

Законодатель предусмотрел обязательную стадию рассмотрения указанных споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о взыскании, о приостановлении операций по счетам и др.), а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного досудебного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

Порядок и сроки обжалования указанных ненормативных правовых актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц остаются прежними.

В соответствии с п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Соответственно, апелляционная жалоба на эти решения может быть подана до вступления их в силу. Подается она в налоговый орган вынесший решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом оспариваемое решение налогового органа не исполняется, никакие суммы по нему не взыскиваются.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные ненормативные акты, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Читайте так же:  Объекты внутреннего финансового контроля

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров в 2006-2008 годах свидетельствуют о том, что все больше налогоплательщиков отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд.

За 9 месяцев текущего года Управлением ФНС России по Курской области уже рассмотрено 480 жалоб, что на 155 жалоб больше по сравнению с прошлым годом. Из рассмотренных жалоб удовлетворено полностью или частично около 45%.

Преимуществами именно досудебного порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования, являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.

Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.»

Назаров П.Н.,
начальник отдела налогового аудита

Источник:

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Какую информацию несет в себе досудебная претензия

Претензионный досудебный порядок урегулирования споров невозможен без грамотной поддержки юриста. Во-первых, досудебная претензия – это специфический документ, от правильности составления которого зависит разрешение спора. Во-вторых, только юрист сможет подобрать нужные слова, чтобы мирным путем добиться от противоположной стороны решения проблемного вопроса.

В первом разделе должны быть указаны точные данные заявителя и оппонента.

После шапки должна быть указана общая сумма денег, по поводу которой существует спор.

Основная часть содержит описание сложившейся ситуации, со ссылкой на договор, который был заключен ранее.

Далее идет важная часть, в которой нужно доступно описать суть нарушения ваших прав. Подкрепляя слова пунктами договора.

Завершают претензию требования автора с обязательным сроком удовлетворения изложенной претензии.

Личная подпись и дата – это обязательный атрибут документа, который подтверждает подлинность претензии.

Не лишним будет предоставление копии договора, с конкретными пунктами, которые нарушил ответчик. А также детальный расчет суммы долга. Если задолженность перечисляется на банковский счет, не лишним будет продублировать действующие реквизиты в банке, чтобы после не было проблем с перечислением денег.

В каких случаях соблюдение досудебного порядка урегулирования спора является обязательным?

В настоящее время наиболее распространенным способом досудебного урегулирования является претензионный порядок, и если рассматривать ДП как порядок, тождественный претензионному, то соблюдение досудебного урегулирования в силу закона становится обязательным для споров, предметом которых являются:

  • взыскание обязательных платежей и санкций, налоговой недоимки и налоговых санкций, страховых взносов и санкций по ним, таможенных платежей, страхового возмещения по ОСАГО;
  • обжалование решений налоговиков и отказа в госрегистрации юрлиц и ИП;
  • заключение сделки в обязательном порядке, в том числе государственного или муниципального контракта;
  • расторжение правоотношений по аренде, найму (выселение), банковскому счету;
  • изменение или расторжение сделки или соглашения об уплате алиментов;
  • право ограниченного пользования на здания, землю;
  • грузоперевозки ж/д, авиа-, авто, морским и внутренним водным транспортом, перевалка груза, транспортная экспедиция;
  • перевозки пассажиров внутренним водным или автотранспортом;
  • услуги связи;
  • качество турпродукта;
  • отклонение проекта предварительного национального стандарта.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Читайте так же:  Направление постановления по делу об административном правонарушении

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Источник:

Судебная панорама

Отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения налогового органа указания на то, что они адресованы Управлению ФНС, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Не согласившись с решением проверяющих о взыскании денежных средств, предприниматель обратился с жалобой в инспекцию. Заявления были оформлены с учетом требований п. 1 и 2 ст. 139.2 Кодекса, в них предприниматель выразил несогласие с решением и взысканием указанных в нём сумм, привёл свои мотивы. Также в наименовании документов указана цель обращения с заявлениями – «в порядке досудебного урегулирования спора». Заявления предпринимателя об обжаловании решения налогового органа не были направлены инспекцией в Управление ФНС и рассмотрены ею самостоятельно путём дачи письменного ответа о законности указанного выше решения.

Решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке.

Суд первой инстанции указал на несоблюдение заявителем досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, поскольку, по мнению суда, заявления, представленные предпринимателем в качестве доказательств досудебного урегулирования спора, адресованы непосредственно начальнику инспекции, указание о подаче данных заявлений в Управление Федеральной налоговой службы отсутствует. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд округа, отменяя решения нижестоящих судов указал, что судами не принята во внимание как указанная предпринимателем в заявлениях цель подачи жалоб в инспекцию (досудебный порядок урегулирования спора), так и положения п. 1 ст. 139 НК РФ, предписывающие подачу жалоб через налоговый орган, акт ненормативного характера которого обжалуется. При таких обстоятельствах отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения указания на то, что они адресованы Управлению Федеральной налоговой службе, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку налоговый орган, получив заявления предпринимателя, поданные в порядке досудебного урегулирования спора, не передал их в компетентный орган и в своих ответах указал на законность принятого им решения, суд округа с учетом разъяснений, изложенных в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015), полагает, что предпринимателем были соблюдены положения ст. 138 НК РФ для обращения в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правого акта инспекции.

Однако предпринимателем было заявлено не только требование об оспаривании решения налогового органа, но и о взыскании неправомерно взысканных по такому решению сумм, то есть фактически — требование в порядке ст. 79 НК РФ о возврате взысканных инспекцией сумм, поэтому судам необходимо было руководствоваться разъяснениями, изложенными в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со ст. 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Таким образом, указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.01.2020 по делу № А33-27297/2019, ИП Глущенко В.М.)

Источник:

Досудебное урегулирование налоговых споров (1 часть)

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo — Consulting & audit

Более полутора лет действует обязательный порядок досудебного обжалования всех налоговых споров. В их перечень входят споры, связанные с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц. О том, как и в какие сроки жаловаться налогоплательщику, пойдет речь в настоящей статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых инспекций по камеральным и выездным проверкам действует с 1 января 2009 года. А начиная с 1 января 2014 г., Федеральным законом от 02.07.2013 г. №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ» (далее по тексту — Закон №153-ФЗ) обязательный досудебный порядок введен и в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов.

Читайте так же:  Задачи и направления финансового контроля

На что жалуемся?

Как уже было отмечено, с 1 января 2014 г. для всех налоговых споров стал обязательным досудебный порядок обжалования.

Что представляют собой акты налоговых органов ненормативного характера? Как отмечено в п.48 Постановления Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г. акт налогового органа ненормативного характера — это документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Однако вышеупомянутое постановление утратило силу в связи с принятием Пленумом ВАС Постановления №57 от 30.07.2013 г., в котором уже не содержится определение данному понятию.

Как правило, на практике чаще всего оспариваются такие решения налоговых органов ненормативного характера как решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговых деклараций, о приостановлении операций по банковским счетам.

Несоблюдение с 1 января 2014 г. досудебного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов (например, решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств) является основанием для оставления заявления налогоплательщика в суде без рассмотрения (Определение арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 г. №А55-11027/2015).

Таким образом, все жалобы (за исключением имущественных исков) должны пройти досудебную процедуру обжалования.

Аналогичная ситуация обстоит и с требованием об уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога. В этом случае судьи также отказывают налоговым органам в праве на применение досудебного обращения в ИФНС за выплатой таких сумм. При этом судьями не принимается ссылка налогового органа на п. 2 ст. 138 НК РФ, согласно которому действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в УФНС, поскольку в данном случае налогоплательщик заявил не требование о признании незаконными действий (бездействия) ИФНС, связанных с выплатой процентов, а имущественное требование об их взыскании(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2014 г. №А19-3515/2014).

Сроки обжалования

Сроки обжалования решений налогового органа зависят от того, вступило ли оно в силу или нет. В отношении не вступившего в силу решения налогового органа апелляционная жалоба подается в течение одного месяца со дня его вручения. Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В том случае, если срок для подачи жалобы истек, а заявителем не представлены уважительные причины для его восстановления, то судами выносятся решения, что налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок обжалования решения.

Так, в Определении арбитражного суда Челябинской области от 15.06.2015 г. №А76-6840/2015 была рассмотрена ситуация, когда оспариваемое решение вручено заявителю 05.07.2013 г. В апелляционном порядке данное решение не оспаривалось. Срок для подачи жалобы истек 05.07.2014 г., а поскольку судом не установлены уважительные причины и основания для восстановления срока подачи жалобы, то арбитражный суд оставил исковое заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).

Жалоба на иные акты налогового органа (за исключением решений по налоговым проверкам), действия (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в течение одного года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Эти сроки установлены для инициаторов жалоб — налогоплательщиков.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Правила досудебного обжалования

Если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением налогового органа (будь то решение по результатам налоговой проверки либо решение о приостановлении операций по банковским счетам), то на первом этапе ему необходимо подать в вышестоящий налоговый орган жалобу (апелляционную жалобу).

Жалобы по итогам решений налоговых проверок разделяются в зависимости от процедуры обжалования на апелляционные и общие жалобы.

Апелляционной жалобой оформляется несогласие налогоплательщика с решением налогового органа, не вступившего в силу (п.9 ст. 101 HК РФ), а жалобой — вступившее в силу решение налогового органа.

Специального бланка для жалобы в вышестоящий налоговый орган нет, а в п.2 ст. 139.2 НК РФ определены лишь реквизиты такой жалобы:

— фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

— обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

— наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

Читайте так же:  Основание платежа налог ип

— основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

— требования лица, подающего жалобу.

Заявитель может воспользоваться образцами жалоб, размещенными на сайте налогового органа (http://www.nalog.ru/rn77/apply_fts/pretrial/appeal/serve/).

На втором этапе жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговая инспекция, решения (действия или бездействие ее должностных лиц) которой обжалуются, обязана в течение трех рабочих дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Таким вышестоящим налоговым органом для МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам является ФНС РФ, для инспекций местного, районного масштаба — УФНС по соответствующему субъекту РФ.

На заключительном этапе по итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган выносит решение, которое вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Подавать претензию имеет смысл в любых случаях

Как было сказано выше, претензия – это основной документ в процедуре досудебного урегулирования споров. Ее составление и подача имеет ряд причин:

  • Подача претензии может быть обусловлена на законодательном уровне
  • Претензия может сыграть роль, своеобразного рычага, который активизирует выполнение обязательств в тех случаях, когда в договоре не установлены конкретные сроки обязательств.
  • Претензия позволяет мирно урегулировать спор, лишний раз договориться, что сэкономит силы и финансы обеих сторон. Но если желаемого результата не достигнуто, суд учтет попытки мирного урегулирования со стороны истца.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Налоговая медиация

Под медиацией в действующем законодательстве, а именно законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, понимается нивелирование конфликта при содействии посредника-медиатора. Нацелена такая процедура на разрешение спора без привлечения суда, хотя может применяться как до, так и после обращения в эту инстанцию.

Важные условия устранения разногласий подобным методом:

  • наличие доброй воли обеих сторон на достижение компромисса;
  • содействие независимого посредника-медиатора в разрешении спора.

Однако налоговые правоотношения в настоящее время не входят в сферу действия закона о медиации. Так, ст. 1 закона № 193-ФЗ содержит норму, согласно которой споры, не перечисленные в ней (а налоговых споров в том перечне нет), могут разрешаться с помощью медиации, только если это установлено законом. Действующее законодательство такой специальной оговорки не содержит, а значит, закон о медиации к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, не применяется.

Здесь уместно упомянуть ст. 105.31 НК РФ, которая вводит понятие взаимосогласительной процедуры. Тем не менее эта процедура хотя и проводится в целях урегулирования разногласий, все же не подходит на роль налоговой медиации по следующим причинам:

  • посредником в этом споре выступает ФНС России, которую сложно назвать независимым медиатором;
  • проводится данная процедура только в ходе налогового мониторинга, который применяется в отношении узкого круга налогоплательщиков.

Кроме того, возможности применения любых примирительных процедур в отношении налоговых споров весьма ограниченны. Так, пленум ВАС РФ в своем постановлении от 18.07.2014 № 50 отметил, что правовая природа подобных споров не позволяет участникам конфликта изменять последствия оспариваемых действий и операций. Иными словами, стороны не могут договориться об изменении ставки налога или пеней.

Подводя итоги, отметим, что досудебный порядок в налоговых спорах обязателен тогда, когда это зафиксировано в законе. Реализация досудебного урегулирования с налоговиками требует весьма скрупулезного подхода, прежде всего в плане соблюдения сроков, установленных для обжалования. Пропуск срока при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию означает невозможность защиты прав, в том числе и в суде.

Процедура медиации в настоящее время неприменима к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, и вряд ли будет допустима в том виде, в котором она определена в законе № 193-ФЗ.

Источник:

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Составления досудебной претензии – ваш шаг к восстановлению нарушенных прав

Наиболее часто в досудебной практике решения споров фигурирует именно претензия к стороне, нарушающей договорные обязательства. Претензия – это письменное обращение к лицу, которое допустило погрешности во взятых на себя обязательствах, с изложением убедительной просьбы устранить нарушения прав. Претензию можно составить при неоплате денежных средств, возврата товара с браком, невыплаты страховых взносов и многое другое.

Претензию подает пострадавшая сторона, но помочь в правильном составлении претензии должен грамотный юрист. Специалисты компании РосКо всегда готовы прийти к вам на помощь, составят претензию, которая поможет вам отстоять собственные права.

Как согласовать обязательный досудебный порядок урегулирования спора?

Соглашение о применении обязательного досудебного урегулирования спора (за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе) может быть согласовано сторонами сделки как непосредственно в самом договоре, к которому он применим, так и в виде отдельного документа.

Читайте так же:  Задолженность по налогам и сборам счет

В таком соглашении должно быть указано:


  • в какой форме будет производиться досудебное урегулирование спора (путем направления претензии, проведения процедуры медиации и пр.);
  • порядок действий той или иной стороны при возникновении спорной ситуации в договорных правоотношениях между субъектами сделки, например направление претензии на согласованный электронный ящик или же отправка ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • срок предъявления и рассмотрения претензий субъектами сделки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2013 по делу № А79-9594/2012).


ВАЖНО! Использование в договоре формулировки «все разногласия между ними разрешаются путем переговоров» не является надлежащим согласованием досудебного порядка урегулирования споров (например, постановление 14-го ААС от 28.06.2016 по делу № 13-602/2016).

Какие бывают способы направления претензии нарушителю прав

Законодательно установлены два способа направления претензии:

Первый – лично вручить документ оппоненту, под роспись с фиксацией даты вручения на втором экземпляре, который остается у заявителя. Проследите за тем, чтобы на вашем экземпляре осталась не только роспись получателя, но его должность, фамилия и инициалы. В таком случае контрагент точно не будет отрицать факт вручения письма.

Второй – отправить по почте. Если лично отдать претензию не получается, можно воспользоваться услугами почты. Но оформлять письмо нужно с описью вложений с уведомлением о получении претензии адресатом.

В первом варианте срок рассмотрения претензии начинается с момента ее вручения, а во втором с даты получения оппонентом заказного письма с претензией и всем пакетом документов, идущим к ней в комплекте.

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом зависят от их вида. Жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматривается в течение одного месяца со дня их получения. При этом срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц, если:

— возникнет необходимость в получении от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы;

— лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы (абз. 1 п.6 ст.140 НК РФ).

Решения по иным жалобам принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы должно быть вручено (направлено) заявителю в течение трех дней со дня его принятия (абз. 3 п.6 ст.140 НК РФ). И по результатам рассмотрения жалобы в эти же сроки (в течение трех рабочих дней) заявителю направляется (вручается) решение, принимаемое вышестоящим налоговым органом (абз. 4 п.6 ст.140 НК РФ).

А жалоба на решение (либо иной акт ненормативного характера), принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

Статья актуальна на 02.07.15

Источник:

Досудебный порядок урегулирования споров

Нарушение тех или иных прав, к сожалению, явление не редкое. Но не всегда спор может дойти до суда. Как правило, судебный процесс очень изматывает, как истца, так и ответчика. Требует эта процедура много финансовых расходов, отнимает время. Оптимальным разрешением любого спора может стать процедура досудебного урегулирования. Мероприятие имеет множество преимуществ и требует минимум времени, сил и затрат от его участников. Мы рекомендуем любой конфликт не доводить до суда.

Рассмотрим, каков же существует ныне порядок досудебного урегулирования споров, его суть, виды и преимущества.

Виды досудебного разбирательства в гражданской области права

Решить спорный вопрос в досудебном порядке можно несколькими способами. Порядок предусматривает следующие варианты.

Направление претензии

Это способ, предусматривающий документальное заявление о нарушении прав. Направляется документ лицу, которое не исполняет свои обязательства. Актуален он в следующих случаях:

  • когда контрагент отказывается добровольно исполнять обязательство, в этом случае претензию можно направить именно тогда, когда это посчитает нужным пострадавшая сторона;
  • если данные действия предусмотрены договором;
  • согласно законодательным предписаниям. Например, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, право на обращение в Арбитражный суд возникает у стороны обязательства по истечении 30-ти календарных дней с момента направления претензии.

Договорное урегулирование

Досудебное решение вопроса возможно в результате ведения переговоров и заключения мирного соглашения. В результате договорного процесса могут быть скорректированы условия договора, изменены сроки исполнения обязательств. Такие решения обязательно находят свое отражение на бумаге, путем заключения дополнительного соглашения. При этом дополнительное соглашение должно быть оформлено, так же как и основной договор. Если это был нотариально заверенный документ, дополнительное соглашение также необходимо заверить у нотариуса.

Альтернативные решения

Досудебный порядок решения споров предусматривает и нестандартные ходы. Например, определенная сумма задолженности может быть погашена за счёт имущества заемщика, или долг может быть переведен на другое лицо, тогда уже ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательства переходит на другое лицо.

В любом случае, выше приведенные примеры это типовые способы решения юридических вопросов. Каждый конкретный случай требует детального рассмотрения юристами, поэтому не медлите и вовремя обращайтесь в компанию РосКо. Мы предоставим не только грамотную консультацию, но и сопровождение во всех ваших спорных делах.

Что если на вашу претензию последовал отказ

Если на составленную вами претензию пришел отказ, либо вообще письмо осталось без ответа, следующим этапом решения конфликта будет обращение в суд. Только с подачей иска в суд не нужно спешить. Подождите, пока истекут сроки, установленные на рассмотрение претензии, и уже после приступайте к подготовке к судебным разбирательствам.

Чтобы отстоять свои интересы в суде, не пренебрегайте помощью грамотных юристов компании РосКо. Обращайтесь к профессионалам! Мы прямо сейчас ждем вашего звонка!

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Обязательный досудебный порядок урегулирования налогового спора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here