Общая характеристика составов административных правонарушений

Важный материал по теме: "Общая характеристика составов административных правонарушений" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

60.Административное правонарушение: понятие, признаки. Состав административного правонарушения, характеристика элементов состава, виды составов.

Административное правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное, наказуемое деяние (действие, бездействие, вербальная активность), за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для правонарушения характерны следующие признаки:

• Осознанное общественное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения;

• противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами

• виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

• общественная вредность (посягательство на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами, содержащими соответствующие запреты и ведёт к привлечению правонарушителя к административной ответственности).

Действие — актив¬ная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств пра¬вил дорожного движения).

Бездействие — пас¬сивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связан¬ная с невыполнением обязанностей и законных требований (напри¬мер, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).

Определенная совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением, установлена правом и называется составом данного правонарушения

В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона.Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.).

В административном праве в общем объекте условно различают:

1. Родовые объекты – однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. Видовые объекты – обособленная по характеру административного проступка и объекту противоправного посягательства (безопасность дорожного движения при нарушении правил движения и т.п.) группа общественных отношений, общих для проступков одного рода.

3. Непосредственный (основной) объект – конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением;

4. Дополнительный — конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не являются основным объектом правовой охраны со стороны государства;

5. Факультативный — общественные отношения, которым может быть причинен ущерб правонарушением.

Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.

Признаки (по характеру деяния) ОС:

1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных административных деяния. Неоднократные квалифицируется как единое правонарушение.

2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

3. Злость, систематичность, продолжительность администра¬тивного правонаруше является совершение ряда возобновля¬емых во времени, тождественных действий или бездействия, со¬ставляющих в совокупности единое правонарушение.

Субъектами административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, физические лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица), а также юридические лица (организации, учреждения, предприятия).

Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих). Спец субъекты делятся по особенности труда, по служебному положению, по прошлому противоправному деянию, по иным особенностям правого статуса

Субъективная сторона заключается в психическом отношении субъекта поведения к совершенному им противоправному деянию и наступившим в результате этого последствиям.

Она включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел (прямой (осознавал, предвидел, желал) и косвенный (осознавал, предвидел, не желал)) и неосторожность (легкомыслие (предвидел, но самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий) и небрежность (не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть)).

1. В зависимости от степени социальной опасности выделяют составы квалифицированные и основные.

2. В зависимости от характера ущерба их делят на формальные и материальные.

3. В зависимости от субъекта правонарушения — на служебные и личные (должностные).

4. В зависимости от структуры составы могут быть однозначными и альтернативными.

Источник:

Административное правонарушение: общая характеристика

Юридическая сущность и признаки административного правонарушения, характеристика элементов его состава. Соотношение административного правонарушения с иными видами правонарушения. Объективная и субъективная сторона административного правонарушения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2016
Размер файла 40,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ указал на связь между выполнением публичноправовых обязанностей в таможенном деле и частно-правовыми отношениями, возникающими в процессе исполнения внешнеэкономического договора.

Так, Конституционный Суд РФ указал, что публично-правовые таможенные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу товаров, непосредственно связаны с имущественными отношениями с участием как зарубежных, так и российских контрагентов, на которых возложено и обеспечение соблюдения таможенных требований. При этом исполнение публично-правовых по своему характеру таможенных обязанностей во многом зависит от исполнения имущественных обязательств соответствующих контрагентов.

Из указанных выводов вытекает толкование понятия обстоятельств вне контроля, наличие которых, как показано ранее, освобождает от ответственности за нарушение таможенных правил. Российский контрагент обязан принять меры для исполнения обязательств своим иностранным контрагентом и соответственно собственного исполнения таможенных обязанностей (выбрать аккредитивную форму оплаты, прочие условия в договоре, обеспечивающие выполнение им таможенных обязанностей, в том числе своевременное зачисление валютной выручки и пр.). Если российское юридическое лицо этого не сделало, то оно не освобождается от ответственности за нарушение таможенных правил, поскольку неисполнение обязательств иностранным контрагентом (повлекшее неисполнение таможенных обязанностей российской стороной) не является обстоятельством вне контроля, так как российская сторона могла предусмотреть в контракте меры, обеспечивающие выполнение ею таможенных обязанностей (предоплата или аккредитив и т.д.) Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11. C.16..

Подведем основные итоги и сделаем выводы в результате проведенного нами курсового исследования.

Читайте так же:  Понятие потерпевший в уголовном праве

Согласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок ,социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются: а) антиобщественность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике признаков правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГАИ и т.д.).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, недостигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.// Рос. Газ. — 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 15.11.2015) // Собр. Законодательства. — 2002. — N 1.

3. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N 47, ст. 4531.

Коментарии к законодательству

4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. — «Проспект», 2006 г.

5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю. М. Козлова. — «Юристъ», 2008 г.

6. Административное право. Курс лекций. Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006.

7. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.

8. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Гос. и право. 2001. N 12.

9. Борисов А. Н. Административные правонарушения. — Система ГАРАНТ, 2005 г.

10. Кизилов В. В. Административная ответственность организаций-налогоплательщиков за налоговые правонарушения: теория и судебная практика. — «Издательство Саратовского университета», 2005 г.

11. Пархачева М. А., Каминская Н. Л., Шеленков С. Н. Контрольно-кассовая техника: новый порядок применения. — Система ГАРАНТ, 2003 г.

12. Черкаев Д. И. Административная ответственность юридических лиц // Законодательство. 2001. № 11.

13. Честнов И.Л. Институт административных правонарушений в системе права: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1994.

14. Четвериков В. С. Административное право: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Источник:

Общая характеристика составов административных правонарушений

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Читайте так же:  Налог на недвижимость для военнослужащих

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Источник:

Административное правонарушение и состав административного правового нарушения: понятие, общая характеристика

Автор: VikkiTorra1 • Март 27, 2019 • Курсовая работа • 7,038 Слов (29 Страниц) • 88 Просмотры

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС)

Видео (кликните для воспроизведения).

Факультет «Мировая экономика и право»

Кафедра «Таможенное дело»

Административное правонарушение и состав административного правового нарушения: понятие, общая характеристика

по дисциплине «Таможенное право»

студент группы ТД — 311

__________ Полеваева В.Э.

Студент(ка) группы ТД-311

______________ дата сдачи

запись о допуске к защите

оценка по результатам защиты

I. Административное правонарушение: понятие виды, общая характеристика 5

1.1 Понятие административного правонарушения; общая характеристика 5

1.2 Виды административных правонарушений 7

II. Юридический состав административного правонарушения; общая характеристика 20

2.1 Понятие юридического состава административного правонарушения; общая характеристика 20

2.2 Объект и объективная сторона административного правонарушения 22

Читайте так же:  Возврат излишне уплаченного налога сроки возврата

2.3 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения 27

Список литературы 36

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Введение

В целях противодействия распространению правонарушений основные силы сосредоточены на профилактике такого рода деяний и на ликвидации причин, которые их порождают. Но при этом следует отметить, что подобные меры не освобождают виновных лиц от наказаний за совершенные ими административные правонарушения. Так же административные взыскания как один из методов борьбы с правонарушениями административного характера обеспечивает превенцию подобных деяний. Но ключевой особенностью является то, что только при наличии административного правонарушения, возможно возбудить дело административного характера. Существует ряд особенностей, который будет рассмотрен далее в работе, при которых, казалось бы, на первый взгляд, существует административное правонарушение, но оно таковым не является в силу объективных причин.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что административные правонарушения затрагивают все сферы жизни общества и касаются не только лиц, обладающих гражданством РФ, но и тех лиц, которые по каким-либо причинам находятся на территории Российской Федерации.

Объект: общественные отношения, которые урегулированы нормами права и охраняются мерами административной ответственности.

Цель: исследование особенностей наступления административной ответственности.

1) рассмотреть понятие административного правонарушения;

Источник:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

студент кафедры Таможенного дела и правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, Юридического факультета Ульяновского государственного университета

Правонарушения, посягающие на экономические интересы государств ─ членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), безопасность населения этих стран, экологическое благополучие и морально-нравственные устои общества носят административный характер.

Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством на уровне ЕАЭС с особенностями, установленными национальным законодательством. Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории Российской Федерации является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Определяя понятие административного правонарушения в области таможенного дела, следует сказать, что это противоправное виновное деяние физического, юридического или должностного лица за которое КоАП РФ предусмотрена ответственность.

В рамках ЕАЭС квалификации по составам гл. 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на территории РФ, а также правонарушения, выявленные на единой таможенной территории за пределами территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.

Нормы главы 16 КоАП РФ определяют юридический состав административных правонарушений.

Именно состав правонарушения устанавливает совокупность признаков при наличии которых деяние признаётся правонарушением. Элементы состава таможенного правонарушения:

  • Объект таможенного правонарушения;
  • Объективная сторона таможенного правонарушения;
  • Субъект таможенного правонарушения;
  • Субъективная сторона таможенного правонарушения.

Значимость состава заключается в том, что он и является основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая современную сложившеюся ситуацию и особенности таможенного регулирования на современном этапе, правонарушения в области таможенного дела, можно, разбить на 4 вида:

  1. Правонарушения, посягающие на установленный порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;
  2. Правонарушения, посягающие на порядок совершения таможенных операций (прибытие, убытие, временное хранение, выпуск, декларирование);
  3. Правонарушения, посягающие на порядок применения и соблюдения условий таможенных процедур;
  4. Правонарушения, посягающие на порядок нарушения таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу.

Вышеперечисленные виды административных правонарушений в таможенном деле и выражают тот порядок, который нарушается, в свою очередь это и характеризует объект таможенного правонарушения. Отсюда следует, что объект таможенного правонарушения ─ урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физических, юридических или должностных лиц причиняется вред либо же создается угроза причинения определяемого вреда.

По степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объекты административного таможенного правонарушения.

Родовой объект административного таможенного правонарушения выражен в урегулированных нормах таможенного права РФ и ЕАЭС.


А вот непосредственный объект административного таможенного правонарушения — конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях совершения таможенных операций и таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и помещение товаров под избранную таможенную процедуру.

Но целесообразно отметить то, что необходимо разграничивать объект и предмет административного таможенного правонарушения. Если объект это общественные отношения, то предмет это признаки объекта и представляют собой вещь материального мира, посредствам воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля или товары, утраченные вследствие непреодолимой силы, а также незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Следующий рассматриваемый элемент состава таможенного правонарушения это объективная сторона, выражающая внешнее составляющее правонарушения, характеризующееся деянием, в некоторых случаях причинно-следственной связи и наступившими последствиями. Данное противоправное деяние, можно, выделить в следующих формах:

  • противоправное деяние это ─ сознательное волевое действие или бездействие, которое характеризуется причинением вреда общественным отношения.
  • противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
  • противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, обязанностей. [1, с.3.]
Читайте так же:  Финансовый контроль в таможенных органах

Объективную сторону характеризуют признаки к которым следует отнести: место совершения правонарушения, например, ввоз товаров на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ); способ совершения правонарушении в данном случае примером служит ─ представление недействительных документов при совершении таможенных операций (ст. 16.7 КоАП РФ); время совершения правонарушения, например, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов (п. 1 ст. 16.1 КоАП РФ);

Субъектом таможенного правонарушения признаётся лицо, совершившее деяние.

Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:

индивидуальные субъекты ─ физические лица и коллективные субъекты ─ юридические лица.

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

1) общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение 16-лстнсго возраста (ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ);

2) специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы; лицо, имеющее специальное звание; несовершеннолетний; гражданин, иностранец, лицо без гражданства).

Важно отметить такую особенность главы 16 КоАП РФ ─ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, как юридические лица.

Субъективная сторона таможенного правонарушения ─ совокупность признаков, характеризующих внутреннее составляющее совершённого правонарушения.

Элементом субъективной стороны правонарушения является вина. Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. КоАП РФ выделяет две формы вины — умысел и неосторожность [2, с.500.]

Умыслом признается деяние совершённое сознательно, а правонарушение совершённое по неосторожности характеризует, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.

Таким образом, правильная характеристика таможенного правонарушения является основой квалификации деяния, а наличие состава служит для привлечения к ответственности.

Список литературы:

  1. Варапаев В. О., Рубанцова Т. А. Теоретические аспекты определения состава правонарушения / О.В Варапаев., Т.А Рубанцева // Молодой ученый.— 2016. — №6. — С.3.
  2. Кочукова Т. Ю. Административное расследование нарушений таможенных правил: понятие и проблемы производства / Т. Ю. Кочукова // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 500

Источник:

Общая характеристика составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных нормами главы 20 КоАП РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизнедеятельности общества, защищенности человека от угроз социального, техногенного и природного характера.

Основными непосредственными объектами этих правонарушений являются общественный порядок и общественная безопасность.

Провозглашая общественный порядок объектом противоправных посягательств и соответственно правовой защиты, законодательство не содержит нормативного определения понятия общественного порядка.

Вместе с тем, от понимания правоприменителем сущности общественного порядка во многом зависит правильность квалификации оцениваемых им противоправных деяний.

Так, оскорбление может быть квалифицировано по ст. 5.62 КоАП РФ, а умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 7.17. КоАП РФ, если этими действиями не нарушен общественный порядок. В противном случае эти же деяния квалифицируются по ст. 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Уяснение содержания и понятия общественного порядка требует обращения к литературным источникам, отражающим результаты научных исследований этой социально-правовой категории. Юридическая наука различает общественный порядок в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность всех существующих в обществе волевых отношений людей, складывающихся под воздействием и в результате соблюдения социальных норм[1]. В узком смысле под общественным порядком понимается урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, складывающихся в процессе общения людей в общественных местах, обеспечивающая общественное спокойствие, общественную нравственность, уважение чести и достоинства человека, нормальные условия функционирования транспорта, деятельности организаций, согласованности и ритмичности общественной жизни[2].

Анализ составов административных правонарушений, сформулированных в нормах главы 20 КоАП РФ, показывает, что общественные отношения, составляющие содержание общественного порядка в узком смысле и являются одним из основных объектов этих правонарушений.

Общественный порядок является непосредственным объектом правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.1., 20.2., 20.3., 20.18, 20.20., 20.21., 20.31., 20.32. КоАП РФ.

Приведенные воззрения относительно понятия и содержания общественной безопасности нашли частичное отражение в таком документе, как «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 20 ноября 2013 года), которая определяет общественную безопасность как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках рассматриваемой темы практическое значение имеет определение того круга общественных отношений, составляющих содержание общественной безопасности, которые являются объектом противоправных посягательств, предусмотренных главой 20 КоАП РФ. Анализ норм этой главы кодекса и приведенных выше дефиниций общественной безопасности позволяет определить общественную безопасность как объект административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, следующим образом. Это система общественных отношений, урегулированных правовыми и техническими нормами, складывающаяся при использовании объектов и предметов, при осуществлении отдельных видов деятельности, представляющих повышенную общественную опасность и обеспечивающих защищенность личности, общества от угроз техногенного, природного и социального характера.

Общественная безопасность и общественный порядок являются весьма близкими (родственными, смежными) категориями по характеру составляющих их общественных отношений[6]. И не случайно обнаруживается, что некоторые из правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, могут посягать, как на общественный порядок, так и на общественную безопасность. Например, стрельба из оружия в населенных пунктах (ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения может рассматриваться как посягательство на общественный порядок (стрельбы в общественном месте, при скоплении большого числа людей) или на общественную безопасность (стрельба на огороженной строительной площадке). Подобная альтернативность основных объектов посягательства обнаруживается и при анализе составов, предусмотренных ч.ч. 3 и 7 ст. 20.2., ст. 20.2 2. , ст. 20.31. КоАП РФ.

Помимо основных объектов, конструкция значительного числа рассматриваемых составов включает в себя и дополнительные непосредственные объекты. Таковыми признаются собственность (ст. 20.1., ч. 4. ст. 20.2., ч. 6 ст. 20.4., ч.2 ст. 20.32. КоАП РФ), здоровье (ч. 4 ст. 20.2., ч. 2 ст. 20.2 2 , ч. 6 ст. 20.4. КоАП РФ), честь и достоинство человека (ст. 20.1. КоАП РФ), порядок управления, а именно нормальная деятельность представителя власти (ч. 2. ст. 20.1., ч.1 ст. 20.27 КоАП РФ). Дополнительные объекты в большинстве случает включены в конструкцию составов с отягчающими обстоятельствами (квалифицированных составов), содержащихся в отдельных частях соответствующих статей КоАП РФ. Так, основной состав мелкого хулиганства сформулирован в ч.1 ст. 20.1. КоАП РФ. В ч.2 этой статьи содержится описание квалифицированного состава, включающего в себя дополнительный объект посягательства – деятельность представителя власти (других лиц) по пресечению правонарушения.

Читайте так же:  Подоходный налог мать с детьми

В некоторых случаях указание на дополнительные объекты содержится и в описании основных составов (например, честь, достоинство, собственность – в составе мелкого хулиганства, предусмотренном ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ).

Значительная часть составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, в числе конструктивных признаков включает предмет административного правонарушения. Предметами этих правонарушений признаются оружие (ст. 20.8. – 20.12. КоАП РФ), электрошоковые устройства (ст. 20.15. КоАП РФ), специальные технические средства негласного получения информации (ст. 20.23 КоАП РФ), технические системы управления и иная специальная техника гражданской обороны (ст. 20.7. КоАП РФ), экстремистские материалы (ст. 20.29. КоАП РФ). Предметом некоторых правонарушений, посягающих на общественный порядок, является имущество (ст. 20.1., ч.4. ст. 20.2., ч.2 ст. 20.2 2 . КоАП РФ).

С объективной стороны большинство административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, совершаются путем действий (ст. ст. 20.1, 20.3., 20.20., 20.21. и др.). Действия могут быть простые (потребление (распитие) алкогольной продукции в разрешенных местах – ст. 20.20ю КоАП РФ), альтернативные (нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга – ст. 20.2. КоАП РФ) или составные (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики (ст. 20.3. КоАП РФ). При альтернативных действиях достаточно установить совершение одного из них для признания содеянного соответствующим правонарушением. Если объективная сторона выражена в форме составного деяния, необходимо установить факт совершения совокупности предусмотренных соответствующей нормой действий.

Говоря о составном деянии, следует отметить и наличие такой его формы как совокупность действия и бездействия (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении – ч.2 ст. 20.2. КоАП РФ.

Бездействие характерно для некоторых составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность (нарушение сроков регистрации оружия – ст. 20.11.; невыполнение обязанностей по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – ст. 20.6. КоАп РФ и др.

Объективная сторона ряда составов может быть выражена, как в форме действия, так и бездействия (нарушение требований пожарной безопасности – ст. 20.4. КоАП РФ; нарушение требований режима чрезвычайного положения – ст. 20.5.; воспрепятствование проведению контртеррористической операции – ч.3 ст. 20.27 КоАП РФ и др.).Объективная сторона абсолютного большинства составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и некоторых составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, помимо деяния включает в себя место его совершения. Прежде всего, этот общественное место (ст. 20.1.; 20.2.; 20.2 2 ; 20.3.; 20.20.; 20.21. КоАП РФ). КоАП РФ не содержит определения общественного места. Некоторые его нормы (как и нормы других правовых актов) лишь перечисляют отдельные из них (улицы, скверы, парки, стадионы, транспортные средства общего пользования и др.). Анализ этих перечней позволяет определить общественное место как территории, объекты реального или потенциального нахождения персонально неопределенного круга лиц используемые ими для передвижения, отдыха, удовлетворения культурных, бытовых, социальных потребностей.

Это могут быть территории и объекты, являющиеся общественными местами постоянного пользования (улицы, дворы, скверы и пр.), временного пользования (помещения магазина, кинотеатра в часы их работы) и территории эпизодического нахождения людей (участок местности вне населенного пункта при организованном проведении там спортивного, культурно-развлекательного или иного массового мероприятия).

Помимо общественных мест объективная сторона некоторых составов включает в себя конкретные объекты (пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ – ч.7 ст. 20.2. КоАП РФ) и территории (территория закрытого административно-территориального образования – ст. 20.19. КоАП РФ; территория действия правового режима контртеррористической операции – ст. 20.27. КоАП РФ).

В конструкцию некоторых составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, включен такой признак объективной стороны, как обстановка совершения противоправного деяния, т.е. конкретные условия, обстоятельства его совершения, которые имеют квалифицирующее значение. К ним относятся: условия особого противопожарного режимы (ч.2 ст. 20.4. КоАП РФ), состояние опьянения, участие в совершении правонарушения группы лиц (ч. 3 ст. 20.13. КоАП РФ).

Большинство рассматриваемых составов административных правонарушений являются формальными, т.е. в их конструкции не имеется указаний на последствия противоправных деяний, которые подлежат установлению в процессе квалификации содеянного. К ним относятся: вред здоровью человека, имуществу (ч.ч. 4 и 6 ст. 20.2.; ч.2 ст. 20.2 2 .; ч.6 ст. 20.4.; ч.2. ст. 20.32. КоАП РФ), создание помех движению пешеходов и транспорта, исполнению служебных обязанностей работниками предприятий ядерной энергетики (ч.ч. 3, 7 ст. 20.2. КоАП РФ), нарушению функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи (ст. 20.2 2 . КоАП РФ), приостановление или прекращение официального спортивного соревнования (ч.2 ст. 20.31. КоАП РФ).

С субъективной стороны административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, характеризуются умышленной формой вины, а для значительной группы составов правонарушений, посягающих на общественную безопасность, характерны, как умысел, так и неосторожность (ст.ст. 20.4.; 20.6.; 20.7., 20.11., 20.30. КоАП РФ). Другим правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, свойственна умышленная форма вины.

В число признаков субъективной стороны двух составов включена цель совершения противоправных действий (сбыта нацистской атрибутики или символики – ст. 20.3 КоАП РФ; массового распространения экстремистских материалов – ст. 20.29. КоАП РФ).

Для значительной части составов правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, характерно наличие трех видов субъектов: общего, специального и юридического лица. В качестве специальных субъектов признаются должностные лица; частные детективы и охранники; организаторы, т.е. лица фактически выполняющие организационно-распорядительные функции по организации запрещенного противоправного деяния (ст.ст. 20.2 2 .; 20.28. КоАП РФ); родители и законные представители несовершеннолетних (ст. 20.22. КоАП РФ).

В некоторых составах субъект только общий (ст. 20.1.; ст. 20.9.; ч.1 ст. 20.11.; ст.ст. 20.12.; 20.13; 20.17; 20.19.; 20.20.; 20.21.; ч.1 ст. 20.23.; ст. 20.25.; ч.ч. 1,2 ст. 20.27.; ст. 20.31. КоАП РФ) или только специальный (ст. 20.6.; ч.3. ст. 20.8.; ст.ст. 20.16.; 20.22.; 20.24.; 20.26.; 20.28. КоАП РФ). Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 6 1 ст. 20.4. КоАП РФ признается только юридическое лицо.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 10091 ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Общая характеристика составов административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here