Ненормативный административно правовой акт

Важный материал по теме: "Ненормативный административно правовой акт" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Ненормативный правовой акт

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Ненормативный правовой акт — документ, содержащий обязательные конкретно индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), предположительно нарушающие субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Источник:

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Источник:

§ 6. Индивидуальные (ненормативные) административные акты (особенности издания, вступления в силу и действия)

Индивидуальные (ненормативные) административные акты – распорядительные правовые акты, в которых находит выражение конкретное юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, обращенное к конкретному субъекту. Индивидуальные акты устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.

Эти акты не содержат общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Индивидуальные акты развивают нормативные правовые акты, делая властные предписания нормативных актов более ясными и четкими для адресата путем установления участников правоотношений, наделения одних лиц субъективными правами и возложения на других соответствующих юридических обязанностей.

Главным требованием, предъявляемым к изданию индивидуальных административных актов, является их соответствие нормативным административным актам. Нормативными актами устанавливаются дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, индивидуальными актами указанные дозволения, предписания и запреты применяются к конкретным лицам.

Поскольку индивидуальные акты обращены к конкретным лицам, они вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом индивидуальном акте.

Читайте так же:  Административные дела росреестр

§ 7. Особенности правотворчества органов исполнительной власти

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение законов, актов Президента РФ и нормативных актов вышестоящих органов исполнительной власти.

Правотворчество органов исполнительной власти носит подзаконный характер. Подзаконность акта исполнительной власти означает, что он издается во исполнение закона и что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами.

Правовыми актами органов исполнительной власти:

обеспечивается механизм реализации конституционного статуса граждан и общественных объединений;

конкретизируются нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в законодательных актах;

определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления;

проводятся в жизнь социально-экономические программы;

определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата;

устанавливаются необходимые ограничения и запреты, возлагаются специальные обязанности или предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного управления;

определяется порядок совершения определенных действий (процедур) исполнительно-распорядительного характера;

формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений;

осуществляется охрана установленного в сфере государственного управления порядка отношений.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера подлежат государственной регистрации.

Источник:

Административно-правовые акты: понятие, признаки, юридическое значение, виды

Административно-правовой акт — это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Признаки:

1. Имеют юридическую природу правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Обладают государственно-властным характером и обязательны для исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.

3. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства.

4. По своей юридической силе имеют подзаконный характер. Это означает, что они могут быть изданы уполномоченным на это должностным лицом или органом исполнительной власти, а также органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически — да) в соответствии и на основании Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов с целью обеспечения их исполнения.

5. Они устанавливают обязательные правила поведения либо регулируют конкретные отношения. Выполнение содержащихся в них предписаний влечет за собой наступление определенных юридических последствий — возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

6. Они должны носить творческий характер, поскольку содержащиеся в них предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов. Для достижения этого требования необходимы творческий подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных.

7. Административно-правовые акты управления издаются в одностороннем порядке. При издании межведомственных управленческих актов следует говорить о выражении коллективной воли субъектов управления.

Виды:

1. По юридическим свойствам — нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера.

Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Индивидуальные акты не содержат норм права. Их содержание направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, вопроса управления. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Это наиболее распространенный вид административно-правовых актов, посредством которых оперативно решается большое количество вопросов и дел, возникающих в процессе осуществления управления.

Правовые акты управления общего значения — приказы, постановления, распоряжения, как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.).

Акты смешанного характера содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам либо содержат и общие требования. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

2. По сроку действия — с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.

3. По органам, издающим правовые акты государственного управления, они делятся на следующие: указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации); постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции — Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации); приказы — издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

4. По территории действия они делятся на: акты, действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации; акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.); межтерриториальные акты (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях); локальные.

5. По характеру компетенции они делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления издаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главы администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России — Правила дорожного движения. ). Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Читайте так же:  Сроки кассационной жалобы по административному делу

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 — | 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:

Понятие, особенности и виды нормативных административно-правовых актов

Нормативные и ненормативные акты

Главным документом законодательства РФ об АП является нормативный правовой акт.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы, обязательные к исполнению, охватывающие неопределенный круг лиц, неоднократно применяемые, действующие вне зависимости от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Существуют и ненормативные акты. Они принимаются административным органом или должностным лицом, например, постановление по делу об административном правонарушении, и применяются индивидуально.

Индивидуальный правовой акт – это акт, который не содержит правовых норм и представляет собой односторонние волевые действия государственного органа исполнительной власти. [/Определение]

Он касается, изменения или прекращения обязанностей лица, установления публичных правомочий лица (свидетель, эксперт), изменения или прекращения имущественных правомочий (подозреваемый, нарушитель).

Видео (кликните для воспроизведения).

И те, и другие акты обязательны для исполнения.

Кодифицированные акты

В субъектах РФ акты принимаются в форме кодексов (Томская область), в форме закона субъекта Российской Федерации. Законодательная техника позволяет не использовать наименование «кодекс», но закон также является кодифицированным документом.

В единой системе законодательства по административным правонарушениям КоАП находится на первом месте, затем следуют законы субъектов.

Документ кодифицирован по принципам юридической регламентации, в соответствии с тем, как разграничены предметы ведения между РФ и субъектами. Если законодательство находится исключительно в ведении РФ, кодификация осуществляется по принципу централизации нормативно-правовых источников, или, напротив, их многообразия.

Существуют кодифицированные акты нескольких типов. К первому типу относится УК, который может включать в себя новые ФЗ,с порядком установления уголовной ответственности. Федеральный уровень предполагает многообразие источников регламентирования, поэтому к законодательству кодифицированного типа принадлежат и ФЗ, принятые в специально предусмотренных случаях. К этому типу относится НК. Есть случаи, когда, кодифицированное законодательство, находящееся в ведении РФ, включает в себя законы субъектов и даже в отдельных случаях НПА муниципальных образований. Показательным документом в этом плане является БК, который основан на принципе плюралистичности. В исключительном ведении РФ находятся ведомственные НПА, которые принимаются в случаях, предусмотренных указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Реже ведомственное правовое регулирование устанавливается кодифицированным актом.

Кодифицированное законодательство определяет иерархические отношения правового регулирования. Кодекс устанавливает правовой статус других актов законодательства, ведомственных или публичных.

Как правило, кодексы являются главенствующим правовым актом и относят к законодательству другие законы. Но, бывает и по-другому.

В качестве примера возьмем коррекцию закона «О таможенном тарифе» и таможенного законодательства. Акт законодательства, принимался в то время, когда упразднялась правовая и политическая система Советского Союза, а Конституция РФ еще не вступила в действие, тем не менее он является составляющей частью таможенного законодательства.

КоАП и Конституция РФ взаимообусловлены. Об этом говорит порядок разграничения предметов ведения РФ и субъектов в области законов об АП.

Если нарушены правила и нормы, предусмотренные федеральными законами, другими НПА, ответственность может быть установлена только КоАП, так как правовой регламент находится в исключительном ведении РФ. К правилам и нормам относятся требования по лицензированию, правила на таможне, пограничный режим, государственная регистрация имущественных прав.

Ответственность за нарушение правил и норм, которые установлены субъектами или органами на местах, устанавливается законами об АП субъектов.Квалификация имеется в КоАП, она определяет нарушения, за которые выносится предупреждение или штраф.

К федеральным источникам законодательства относятся указы Президента РФ, постановления Правительства и ведомственные НПА, которые принимаются федеральными министерствами, службами, агентствами, наделенными соответствующими полномочиями.

Ведомственное правовое регулирование относится к ведению министерств, но сфера ведомственной регламентации расширяется и сегодня многие службы, агентства, подчиненные Президенту РФ, Правительству РФ, осуществляют правовое регулирование.

Правила и нормы, неисполнение которых квалифицирует КоАП, утверждает Правительство РФ вместе с органами исполнительной власти в областях экономики, промышленности и др. Реже такие правила утверждает Президент РФ. Нормы могут утверждаться специальными публичными органами, например, постановлениями ЦБ РФ.

К нормативно-правовым актам в части установления норм и правил, нарушение которых квалифицируется в качестве административного проступка в соответствии с КоАП, относятся по преимуществу акты органов исполнительной власти.

Субъекты, имеющие правотворческую компетенцию в принятии нормативных административно-правовых актов

Следует отметить, что правотворческая компетенция в принятии актов данного типа присуща:

  • органам законодательной власти РФ;
  • Президенту РФ;
  • Правительству страны, а также другим исполнительным органам государственной власти страны;
  • законодательным, исполнительным органам субъектов РФ;
  • исполнительным и представительным органам местного самоуправления;
  • администрации государственных органов и компаний.

Многие нормативно-правовые акты, содержащие нормы административного права и иных правовых направлений, имеют тесную связь с правотворческой практикой. Речь идет о конституционном, гражданском, трудовом, финансовом и налоговом праве. Такие акты называются смешанными.

Смешанным актом является Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Читайте так же:  Разрешение на торговлю продуктами питания для ип

Так, данный Закон содержит и нормы конституционного и административного права. По этой причине его можно назвать конституционным и административно-правовым нормативным актом.

Ключевые правовые положения, которые определяют содержание правотворческой компетенции субъектов на принятие нормативных административно-правовых актов, содержатся в Конституции РФ. Особое внимание необходимо отвести двум:

  • для административного и административно-процессуального законодательства свойственно находится в совместном ведении РФ, а также ее субъектов;
  • осуществление собственного правового контроля, в частности принятие законов, а также других нормативно-правовых актов свойственно для совместного ведения РФ и ее субъектов республики, областей, городов, имеющих федерального значение, автономных областей и округов.

Основания для классификации нормативных административных правовых актов

Нормативно-правовые акты в РФ являются ключевыми, ведущими источниками права.

Классификация нормативных административных правовых актов происходит на основе самых различных оснований. Среди основных можно выделить структуризацию предмета административно-правового регулирования, а также типы субъектов, которые приняли данные акты.

Более подробная информация об отношениях схемы массива нормативно-правовых актов с предметом контроля содержится в рубриках раздела «Основы государственного управления».

Помимо этого существует классификация нормативных административных правовых актов на основе правового вида актов и структурной формы системы правотворческих субъектов.

Существует несколько видов нормативных административно-правовых актов. Речь идет о законах и подзаконных актах.

Под законом понимается нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Принимает его в определенном порядке высший представительный орган государственной власти или же народ. Закон регулирует самые значимые общественные отношения.

Когда мы говорим об особом порядке, то подразумеваем законотворчество. Если классифицировать законы по юридической силе и предназначению, то можно выделить конституционные и обыкновенные законы. Для конституционных законов свойственно закреплять основы общественной и государственной структуры и определять ключевые правовые начала действующего законодательства в целом. В основе принятия обыкновенных законов лежат конституционные законы. Обыкновенные законы важны для регулирования разных направлений в общественной жизни. При классификации законов по действию, выделяются постоянные, временные и чрезвычайные законы.

Помимо этого, так как Россия является федеративным государством, в ней существует ряд федеральных законов, а также законы субъектов. Система законодательства состоит из действующих законов. Согласно высшей юридической силе ни один правовой акт не может вступать в противоречие с законом. Также для правового акта не представляется возможным вносить изменения в иные правовые акты или же осуществлять их отмену. Структура закона служит основой для первичных норм, которые в ряде ситуаций могут получить конкретизацию или же развитие в подзаконных актах.

Принятие подзаконного правового акта происходит органом государственной власти в рамках его компетенции. В большинстве случаев, в основе лежит закон. Важно отметить, что для подзаконного акта необходимо соответствовать закону.

Важно знать, что в качестве источника права в РФ и многих других странах мира выступает нормативный договор. Коллективный договор и соглашение – одни из самых распространенных видов нормативных договоров.

Сегодня в Российской Федерации нет федерального закона, который бы служил в качестве регламентирования общих правил создания, принятия, введения в работу, публикации и отмены актов данного типа.

Источник:

Законодательство об административных правонарушениях: структура федерального и регионального законодательства

Регламентация мер административного, то есть без привлечения к суду, воздействия размещена не только в КоАП РФ, но и в других законодательных документах. Кроме применения санкций публичного характера, например, депортации, федеральные законы определяют меры административного пресечения. Административные меры могут быть властными, они установлены ТК, НК и другими публичными законодательными актами.

Законодательство об административных правонарушениях включает:

  • КоАП – федеральный кодифицированный документ;
  • законы субъектов РФ;
  • НПА органов федерального и регионального значения, которые определяют порядок исполнения правовых процедур.

Законодательство подразделяется на два вида в зависимости от того, где будет применена правовая форма. Существует материальное и процессуальное законодательство. В первом случае это КоАП и законы субъектов, которые определяют видовую принадлежность административного наказания, состав правонарушения. Во втором случае имеются в виду НПА, которые определяют процедуру рассмотрения и исполнения решений по делам об административном правонарушении.

Определение и признаки нормативного административно-правового акта

В качестве нормативного административно-правового акта понимается вид нормативно правового акта, который принят субъектом, имеющим правотворческую компетенцию и который устанавливает нормы административного права и обеспечивает контроль отношений в обществе, касающихся направления структуры и осуществления деятельности государственной администрации, а также ее юрисдикции.

Исходя из того, что для нормативно-правовых актов свойственно устанавливать структуру норм права, иные средства правового контроля должны включать в себя дух права и значимые социально-нравственные ценности. Их определяют как источники и формы права.

Существует ряд признаков нормативных административно-правовых актов:

Одна из основных функций такого типа актов – это регулятивная функция административного права. Акты данного типа включают ряд административно-правовых норм, которые регулируют управленческие отношения в обществе одного типа, при помощи установки конкретных норм корректного поведения в государственном управлении, которые рассчитаны на долгосрочное применение. Помимо этого они не имеют определенного адресата.

Ограничение прав и свобод при административных правонарушениях

В Конституции РФ сказано, что права и свободы нарушителя ограничиваются федеральным законом для того, чтобы обеспечить интересы государства и гражданина в нем. КоАП ограничивает деятельность лиц, вина которых установлена и административное наказание назначено, а также подозреваемых лиц, к ним применяются меры пресечения.

Нарушители имеют имущественные обременения, а также наказания, которые ограничивают права неимущественного характера. К имущественным обременениям относятся административный штраф и конфискация. При назначении административного ареста ограничивается право на неприкосновенность и свободу личности. Право на законное осуществление экономической деятельности ограничивается при дисквалификации, административного приостановления деятельности. Неимущественные права ограничиваются сроком наказания. Имущественные обременения не зависят от процессуальных сроков и заканчиваются принудительным изъятием имущества нарушителя в денежной форме или в форме имущественного материализованного объекта.

Читайте так же:  Вынесенного по административному делу решению

Административный штраф наиболее распространенный из всех видов наказаний. Об этом свидетельствуют предельные размеры штрафа, который может быть взыскан с граждан, должностных лиц, юрлиц. Штраф устанавливается и применяется только в соответствии со статьями закона.

Это касается всех административных наказаний, поскольку они ограничивают права нарушителя (даже предупреждение). Целью любого наказания является публичная превенция – обеспечение безопасности для общества. Ограничение прав нарушителя – это следствие применения любого наказания.

Федеральные законы имеют подзаконные акты, где детализированы предписания. В некоторых случаях выпускаются ведомственные акты правоохранительных органов.

Отдельные полномочия делегируются органами исполнительной власти другим публичным органам, отсюда возникает нормотворчество. В качестве примера можно привести Приказ МВД России от 6.06.2000 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

Процессуальная часть КоАП касается ведомственного регулирования. Здесь определены полномочия должностных лиц, федеральных служб, реже агентств и министерств, которые могут возбуждать дело об АП, составлять протокол и осуществлять иные процессуальные действия. Список должных лиц утверждается руководителем. В актах ведомственного характера устанавливаются должностные лица, которые могут применять меры административного пресечения. Применение этих мер: доставления, задержания, личного досмотра, часто связано с принуждением лица.

То есть осуществление принудительных , властных действий, которое должно производится лицом, определенным ведомственным актом, применительно к лицу, чья вина в совершении проступка еще не определена постановлением. Такие меры пресечения применяются должностным лицом, наделенным полномочиями правоохранительного органа. К ним относятся должностные лица внутренних войск МВД, пограничных органов, таможни, органов уголовно-исполнительной системы, госнаркоконтроля.

Осуществление принудительных властных действий вытекает из обязанности правоохранительных органов обеспечивать государственную, общественную, экономическую, экологическую безопасность. Такие органы подчиняются непосредственно Президенту РФ. Есть ведомства, которые подчинены Правительству РФ. Например, Минприроды России, ФАЛХ (Россельхоз) контролируют соблюдение лесного законодательства и его должностные лица могут принудительно доставлять физическое лицо в целях составления протокола об административном правонарушении наряду с должностными лицами правоохранительных органов.

Источник:

Понятие, признаки и виды административно-правовых актов

В действующем законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствует общее понятие правового акта. Соответственно, не сформулировано в законодательстве и понятие административно-правового акта как одного из видов правовых актов.

В науке административного права административно-правовые акты называют еще административными актами, правовыми актами управления, актами государственной администрации. Обобщая имеющиеся в административно-правовой науке точки зрения по поводу понятия и основных признаков административно-правового акта, и учитывая предлагаемый в учебнике подход к пониманию административно-публичной деятельности, данное понятие может быть сформулировано следующим образом.

Административно-правовой акт представляет собой выраженное в определенной официально-документальной форме односторонне властное подзаконное публично-правовое волевое решение административного органа, устанавливающее общие правила поведения неопределенного круга субъектов общественных отношений (нормы права) либо определяющее или подтверждающее на основе материальных норм различных отраслей права правовой статус, обязанности индивидуально определенных субъектов правовых отношений, применяемые в отношении них меры поощрения, ограничения прав и свобод и принуждения либо удостоверяющее какой-либо юридический факт, принимаемое (издаваемое) указанным органом в пределах его компетенции и с со-блюдением предусмотренной законодательством правовой процедуры.

Исходя из приведенного определения, административно-правовой акт характеризуется следующими основными чертами (признаками).

1. По содержанию административно-правовой акт всегда есть властное волевое решение компетентного административного органа, влекущее юридически значимые последствия для его адресатов. Это означает, что в качестве акта не может рассматриваться какой-либо официальный документ, исходящий от административного органа и не содержащий в себе властного волевого решения в отношении неопределенного или индивидуально определенного круга субъектов. Например, не являются административно-правовыми актами различные процессуальные и правоустанавливающие документы, в частности, протоколы, акты проверок, рапорты, свидетельства, справки, которые лишь фиксируют определенные юридические факты, несут в себе определенную информацию, но не содержат властных публично-правовых решений в отношении каких-либо субъектов.

В арбитражно-судебной практике не признаются в качестве ненормативных административно-правовых актов такие официальные документы административных органов, как акты камеральных проверок, акты освидетельствования, акты (заключения) экспертиз, а также письма информационного содержания.

2. Административно-правовой акт — это властное волевое решение, которое может быть принято только административным органом и в пределах его компетенции. Иными словами, такие акты могут приниматься (издаваться) только административными, а не какими-либо иными государственными органами или органами местного самоуправления и только по вопросам, отнесенным к ведению этих административных органов. В этой связи не являются административно-правовыми актами правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами законодательной власти, судами (судьями), представительными органами местного самоуправления.

3. Административно-правовой акт есть односторонне властное волевое решение административного органа, т.е. принимаемое им по собственной воле, без какого-либо согласования с теми субъектами, в отношении которых это решение принимается. Однако это не означает, что такие акты могут приниматься (издаваться) административными органами только по собственной инициативе. Инициатива принятия (издания) того или иного административно-правового акта может принадлежать также индивидуальному субъекту или организации, заинтересованным в принятии (издании) этого акта. Например, по инициативе и на основании обращений заинтересованных лиц соответствующими административными органами принимаются решения о назначении пенсии, о выдаче лицензий, о регистрации каких-либо фактов, о предоставлении земельных участков и т.п.

В то же время административно-правовые акты могут издаваться (приниматься) административными органами и по собственной инициативе. Однако в любом случае решение по возникшему административному делу принимается административным органом в одностороннем порядке на основании установленных им фактических обстоятельств этого дела и в соответствии с действующим законодательством.

4. Административно-правовой акт — это решение устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права административного или других отраслей права либо содержащее конкретные властные предписания однократного действия. Иными словами, административно-правовые акты могут быть как нормативными, т.е. устанавливающими общие правила поведения и действующими в отношении неопределенного круга субъектов, так и ненормативными, т.е. не содержащими таких общих правил, в том числе индивидуальными, действие которых ограничивается кругом индивидуально определенных субъектов.

Читайте так же:  Объекты внутреннего финансового контроля

Предписания как нормативного, так и ненормативного характера, содержащиеся в административно-правовых актах, обязательны для исполнения всеми субъектами, на которых распространяется действие этих актов.

5. Административно-правовой акт — это всегда подзаконное публично-властное решение, т.е. принимаемое административным органом на основе соответствующего федерального закона или закона субъекта РФ. Нормативный административно-правовой акт должен приниматься (издаваться) на основе соответствующего закона или подзаконного нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, и не противоречить ему. Ненормативный, в том числе индивидуальный административно-правовой, акт может приниматься (издаваться) как непосредственно на основе соответствующего закона, так и на основе принятого (изданного) в соответствии с этим законом подзаконного нормативного акта.

6. Административно-правовой акт есть публично-властное решение административного органа, выраженное в определенной официально-документальной форме. Иными словами, властные решения, составляющие содержание административно-правовых актов, должны содержаться на определенных материальных носителях информации, предусмотренных действующим законодательством в качестве официальных форм выражения и закрепления этих решений, доведения их до сведения заинтересованных субъектов. Административно-правовые акты, в частности, выражаются в форме официальных документов: решений, постановлений, распоряжений, приказов, предписаний и других или в форме официальных распорядительных записей в регистрационно-учетных документах (реестрах, книгах и т.п.) либо на документах, подлежащих согласованию (заявлениях, проектной документации и т.п.).

Административно-правовые акты необходимо отграничивать от административно-правовых действий. В науке административного права, как правило, такое отграничение не проводится. Многие ученые-административисты под правовыми актами управления понимают не только официальные документы, исходящие от административных органов и содержащие властные решения, но и совершаемые этими органами иные юридически значимые действия.

По нашему мнению, административно-правовое действие представляет собой властный волевой акт поведения административного органа, который от административно-правового акта отличается по следующим признакам.

1. Совершение административно-правовых действий может как повлечь, так и не повлечь наступление определенных правовых последствий для субъектов, в отношении которых эти действия совершаются. Совершение некоторых административно-правовых действий, например, проверки сотрудниками милиции документов у граждан, остановки сотрудниками милиции транспортных средств для проверки документов, досмотра этих транспортных средств, а также вещей граждан в аэропортах, само по себе не влечет для этих граждан никаких правовых последствий, однако создает определенные предпосылки для наступления таких последствий. Административно-правовые акты в отличие от административно-правовых действий всегда влекут определенные юридически значимые последствия для субъектов, на которых распространяется их действие.

2. Административно-правовое действие в отличие от административно-правового акта не является властным волевым решением административного органа и само по себе не влечет возникновения у субъекта, в отношении которого оно совершается, каких-либо материальных, т.е. предусмотренных нормами материального права, прав, обязанностей и юридической ответственности. У субъектов, в отношении которых совершаются административно-правовые действия, могут возникать лишь определенные процессуальные права и обязанности. Например, совершение такого действия, как составление протокола об административном правонарушении, влечет возникновение у лица, в отношении которого он составлен, процессуальных прав, предусмотренных соответствующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3. При совершении административно-правовых действий далеко не всегда требуется их официально-документальное оформление, в то время как административно-правовые акты всегда должны быть выражены в строго определенной официально-документальной форме, в частности, в виде официального документа или официальной записи в каком-либо документе.

В теории административного права административно-правовые акты (правовые акты управления) в зависимости от их содержания и юридических свойств подразделяются на две большие группы: нормативные и индивидуальные, которые, в свою очередь, классифицируются на виды по различным основаниям. в то же время в последнее время в действующем федеральном законодательстве появился новый термин — «ненормативный правовой акт». По нашему мнению, понятия «ненормативный административно-правовой акт» и «индивидуальный административно-правовой акт» не тождественны. С учетом данного замечания все административно-правовые акты в зависимости от их юридического содержания представляется возможным подразделить на следующие виды.

1. Нормативные административно-правовые акты. Это правовые акты, издаваемые (принимаемые) административными органами, содержащие нормы административного, а также других отраслей права и действующие в отношении неопределенного конкретно круга субъектов, например Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ.

2. Ненормативные административно-правовые акты. Это правовые акты, издаваемые (принимаемые) административными органами, не содержащие норм административного, а также других отраслей права и действующие в отношении определенного или неопределенного конкретно круга субъектов. в свою очередь, ненормативные административно-правовые акты в зависимости от круга субъектов, в отношении которых они действуют, подразделяются на два вида:

  • неиндивидуальные ненормативные административно-правовые акты, которые содержат властные решения, действующие в отношении неопределенного конкретно круга индивидуальных субъектов и (или) организаций, например, постановление государственного санитарного врача о введении карантина на определенной территории, приказ коменданта о введении комендантского часа на территории действия режима чрезвы-чайного положения;
  • индивидуальные ненормативные административно-правовые акты, которые содержат властные решения, действующие в отношении только конкретно определенных индивидуальных субъектов и (или) организаций, например, приказ о приеме на государственную службу гражданина, постановление о назначении гражданину или юридическому лицуадминистративного наказания.

Рассмотрим далее подробно понятие, виды и юридический механизм действия нормативных и индивидуальных ненормативных административно-правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Ненормативный административно правовой акт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here