Налоговые проверки в январе

Важный материал по теме: "Налоговые проверки в январе" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

За какой период налоговая может провести проверку

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ). Далее речь пойдет о ней.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ);
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Кого проверяют в первую очередь

Довольно часто директор узнает о том, что компания находится в федеральном информационном ресурсе налоговиков «Риски» от контрагента, который сам тщательно проверяет партнера или узнал об этом из своего акта налоговой проверки, либо получил требование о предоставлении документов. В базу «Риски» попадают компании, которые по мнению налоговиков могут не заплатить налоги. Узнать о том, есть ли ваша компания в этой базе может только налоговый инспектор. База закрыта для общего доступа. Приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Риск попасть в эту базу выше, если ваш оборот более 100 млн. рублей, кто-то из ваших партнеров не уплатил налоги и у него идет проверка, компания зарегистрирована по массовому адресу.

Вообще налоговики при выездных проверках используют множество различных баз данных. Например, «Однодневки», «Массовый руководитель», «Среднесписочная численность» и так далее. Письмо ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622.

Что ищут налоговики?

Правильнее сказать – ВСЁ. Если раньше инспекторы акцентировали свое внимание на расходах. Искали необоснованные расходы, чтобы доначислять НДС и прибыль. Теперь будут искать и незадекларированную выручку.

Причем, в и том и в другом случае, имейте ввиду, что для доказательств налоговикам подойдет даже донос уволенного сотрудника. Даже в том, случае, когда сотрудник не работал в течение проверяемого периода, этот донос принимается в суде. Суды встают на сторону налоговиков. Налоговики используют показания сотрудников очень активно. Находят недовольного (а таких много везде) и проводят допрос в нужном русле. Часто сотрудники даже не понимают, что их слова (невинные) ложатся потом в основу обвинения руководства фирмы.

Судебная практика показывает, что суды встают на сторону налоговых инспекторов.

Минимальный план по доначислениям при выездной проверке
в 2017 году

На каждую выездную налоговую проверку налоговики имею негласный минимальный план доначислений. Эта общая сумма, которая включает как доначисления, так и штрафы, пени.
План по сумме доначислений налоговики увеличивают каждый год, и 2017 – не исключение.

Какие документы налоговики могут требовать на выездной проверке

Налоговые инспекторы стараются получить как можно больше документов. Четкого перечня документов, которые они могут затребовать нет. С одной стороны, это происходит, потому что налоговики не знакомы с различными спецификами бизнесов. Существует большой список типов и видов документов, и инспектор просит абсолютно все. С другой стороны, часто инспекторы просят документы, сами не зная того, что им нужно. Из разряда: дайте все,
мы там посмотрим.

В большинстве случаев требование на 2-3 страницах со списком документов, которые компания должна подготовить инспектору, неправомерно. Объем запрашиваемых документов зависит
от вида проверки.

В рамках камеральной проверки инспектор вправе потребовать документы, если:

  • в декларации по НДС организация заявила налог к возмещению из бюджета
    (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • компания подала «уточненку» на уменьшение налога или увеличение убытка спустя два года после срока сдачи первоначальной декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по НДС налоговики обнаружили несоответствия или противоречия
    (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • компания воспользовалась налоговой льготой (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Что кардинально изменится в выездных налоговых проверках
с 2017 года

С 2017 года действуют новые правила проведения выездных налоговых проверок. Главное изменение относится к уплате страховых взносов. Теперь проверять уплату взносов будут
не фонды, а непосредственно налоговики.

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В соответствии с НК РФ документы бухгалтерского и налогового учета, а также первичку организации и ИП должны хранить в течение 4 лет с момента окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался при расчете налога или составлении отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2012 N 03-11-11/104 ).

Читайте так же:  Состав административных наказаний

Вместе с тем Закон «О бухгалтерском учете» требует хранить первичку, регистры бухучета, бухгалтерскую отчетность, аудиторские заключения о ней в течение срока, установленного правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ , раздел 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).

Вот на эти сроки и нужно ориентироваться налогоплательщику.

Источник:

Налоговые проверки в январе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Каков порядок проведения плановых и внеплановых налоговых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.
Читайте так же:  Образец заявления о применении срока исковой давности

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Источник:

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Анастасия Шевченко
Юрист-консультант

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили.

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко.

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.

Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.

Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:

-при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок.

— в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.

-при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение

За какой период могут проверить налоги при ВНП

По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

Читайте так же:  В каких случаях приостанавливаются сроки давности

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год. В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.

Копию решения вам должны вручить.

Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.

Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.

В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения.

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца. У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение.

Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки

Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.

Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту.

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.

В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.

Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.

Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:

о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);

об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).

После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.


Источник:

Арбитражная практика в январе 2019 года: налоговые проверки, НДС со стоимости товаров для работников, расходы на сотовую связь

Можно ли не представлять в инспекцию запрошенные документы, если выездная проверка проводится на территории налогоплательщика? Вправе ли инспекторы в рамках «встречной» проверки запросить у контрагента документы за период, не охваченный проверкой? Уменьшают ли налогооблагаемую прибыль расходы на сим-карты и сотовую связь, если телефоны не числятся на балансе организации? Можно ли учесть в расходах стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства? Ответы на эти и другие вопросы — в решениях арбитражных судов, принятых в январе 2019 года.

Читайте так же:  Региональный этап всероссийского конкурса без срока давности

Налогоплательщик обязан отправить запрошенные документы в инспекцию, даже если выездная проверка идет на его территории

Суть спора

В ходе выездной проверки налоговики запросили у организации перечень документов. Налогоплательщик ответил в письме, что подлинники всех истребованных документов он представил инспекторам, проводившим ревизию на территории организации.

Поскольку документы не были отправлены непосредственно в инспекцию, проверяющие выставили штраф, предусмотренный статьей 126 НК РФ (200 рублей за каждый непредставленный документ).

Решение суда

Суд признал штраф правомерным, указав на следующее. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ, п.1 ст. 93 НК РФ). Отказ от представления документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 НК РФ). В данном случае документы в инспекцию представлены не были. Письмо о том, что подлинники всех документов доступны для ознакомления на территории общества, не свидетельствует об исполнении налогоплательщиком своей обязанности по представлению документов (постановление АС Уральского округа от 29.01.19 № А76-19830/2018).

Приостановка проверки

Чтобы собрать больше доказательств нарушений, инспекторы вправе приостановить проверку или продлить ее срок в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Приостановить могут и камеральную, и выездную налоговую проверки.

Обычно налоговую проверку задерживают:

  • для проведения встречной проверки;
  • для выемки документов;
  • для проведения экспертизы.

В рамках «встречной» проверки инспекторы вправе запросить у контрагентов документы за любые периоды

Суть спора

В ходе проведения камеральной проверки декларации по НДС за II квартал 2017 года инспекция запросила у контрагента проверяемого налогоплательщика ряд документов. Среди них — счета-фактуры и товарные накладные, относящиеся к I кварталу 2017 года. Организация отказалась представить эти документы. По мнению контрагента, налоговый орган не вправе запрашивать документы за период, не совпадающий с периодом проверки.

Решение суда

Суд довод налогоплательщика отклонил. Как указали судьи, решение о том, относятся ли истребуемые документы к проверяемому периоду, находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку. Из Налогового кодекса не следует, что инспекция обязана обосновывать связь истребуемых документов с проводимой проверкой. Перечень конкретных документов (информации) в отношении интересующего налогоплательщика определяет должностное лицо инспекции, а не тот, кому адресовано требование о предоставлении документов. На этом основании суд отказался признать оспариваемое требование незаконным (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № А55-5410/2018).

Оплата работникам стоимости билетов на культурные мероприятия страховыми взносами не облагается

Суть спора

На основании коллективного договора организация возместила работникам стоимость билетов на культурно-массовые мероприятия. По мнению проверяющих из ФСС, такие компенсации являются выплатами в рамках трудовых отношений и, соответственно, облагаются страховыми взносами. На этом основании организации были доначислены взносы «на травматизм».

Решение суда

Суд поддержал организацию, указав на следующее. Спорные выплаты предусмотрены разделом 6 коллективного договора «Социальные гарантии и льготы». То есть по своему характеру они относятся к социальным выплатам и гарантиям. Выплата таких вознаграждений не является оплатой труда работников, не имеет стимулирующего характера (не является частью системы мотивации), не зависит от квалификации работников, сложности, качества, объема, условий выполнения работы, результатов труда работника, не связана с исполнением работником трудовых обязанностей, зависит от финансовых возможностей работодателя и не является системной выплатой. Таким образом, указанные выплаты страховыми взносами не облагаются (постановление АС Центрального округа от 30.01.19 № А83-6445/201).

НДС, уплаченный при покупке подарков для работников, можно принять к вычету

Суть спора

Организация приобрела товарно-материальные ценности (телевизоры, смартфоны, планшеты) и передала их работникам в качестве премии за личный вклад в оптимизацию производственного процесса. При этом НДС, уплаченный при покупке ТМЦ, был принят к вычету.

Однако инспекция отказала в вычете налога. Причина — отсутствует связь между операциями, облагаемыми НДС и товарно-материальными ценностями, переданными работникам в качестве премии.

Решение суда

Суд признал решение инспекции необоснованным. Как известно, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), которые будут использованы для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также при приобретении товаров (работ, услуг), которые предназначены для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом налог подлежит вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет. В данном случае у инспекции не было претензий к счетам-фактурам или первичным документам. Расходы на поощрение передовых работников направлены на увеличение объемов производства (добычи и реализации золота). А это является облагаемой операцией для целей НДС. Следовательно, сумма налога, уплаченная при приобретении ТМЦ, обоснованно принята к вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 23.01.19 № Ф02-4068/2018).

Отсутствие на балансе организации сотовых телефонов не является основанием для отказа в признании расходов на сим-карты

Суть спора

Организация взяла на себя расходы работников на сотовую связь. Для этих целей налогоплательщик заключил договор с оператором на оказание услуг сотовой связи. В рамках этого договора оператор предоставил организации сим-карты на 18 номеров. Стоимость оказанных услуг (сим-карт и переговоров по ним) была учтена в расходах по налогу на прибыль.

По итогам проверки инспекторы сняли расходы и доначислили налог на прибыль по следующим причинам:

  1. В счетах на оплату услуг сотовой связи, помимо предоставленных 18 номеров, значились еще 10 номеров телефонов, на которые дополнительные соглашения не оформлялись (то есть количество сим-карт превышает перечень работников, которым необходима сотовая связь);
  2. Отсутствуют должностные инструкции работников, подтверждающие производственный характер использования услуг сотовой связи;
  3. На балансе общества сотовые телефоны не числятся.

Поскольку организация не доказала, что 28 телефонных номеров использовались в производственных целях, то затраты на оплату услуг сотовой связи нельзя учесть при расчете налога на прибыль.

Решение суда

Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд отметил следующее. Отсутствие на балансе общества сотовых телефонов не может свидетельствовать о необоснованности затрат на оплату услуг связи. Ведь предметом договоров, заключенных с оператором связи, является оказание услуг сотовой связи, а не предоставление телефонных аппаратов. Организация предоставила работникам сим-карты для получения услуг сотовой связи. Использование сотрудниками выданных сим-карт в личных телефонах не является противоправным поведением или нарушением закона. Превышение количества выданных сим-карт может быть обусловлено заменой сим-карт (номеров телефонов) либо изменением технических параметров телефонов.

Читайте так же:  Административный арест исполняется

Реальность оказания услуг сотовой связи инспекция не оспаривает. Объем оказанных услуг и их стоимость налоговым органом не проверялись и под сомнение не поставлены. Следовательно, спорные затраты правомерно учтены в расходах по налогу на прибыль (постановление АС Поволжского округа от 22.01.19 № Ф06-41519/2018).

В «кадастровом» перечне указан неверный номер дома: можно ли не платить налог на имущество организаций?

Суть спора

Региональные власти внесли неправильный адрес в Перечень объектов, по которым налог на имущество определяется на основании кадастровой стоимости: вместо дома под номером 76 указан дом под номером 78. При этом кадастровый номер здания был указан правильно.

Налогоплательщик решил: поскольку он не владеет объектом недвижимости, расположенным по данному адресу, то платить налог на имущество организаций не обязан.

Решение суда

Суд признал такую позицию ошибочной. Ошибочное указание адреса объекта недвижимости не свидетельствует о том, что невозможно идентифицировать объект недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, неповторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Кадастровый номер является основной характеристикой объекта, а его адрес — дополнительной (подп. 2 п. 4, подп. 21 п. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ).

Кроме того, несуществующие объекты недвижимости, не являясь объектами налогообложения, не могут входить в Перечень.

Налогоплательщик не отрицал наличие у него объекта налогообложения, за который он регулярно уплачивает налог. Таким образом, он умышленно по формальным основаниям уклоняется от его уплаты, указывая на несуществующий объект (постановление АС Уральского округа от 17.01.19 № А07-29997/2017).

Какие документы инспектор не должен требовать от организации

Перечень документов, которые может запросить инспектор сокращен с 1 июля 2016 года.

Инспектор не может запросить документы, которые он может получить от других государственных структур. Например, справки об отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости, справки об их кадастровой стоимости, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и других госреестров.

Всего под запрет попало 153 вида документов. Их полный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р.

Суд не усмотрел схемы в принятии на работу кассира без опыта работы за месяц до ухода в декрет

Суть спора

ФСС отказался принять к зачету расходы организации на выплату пособия по беременности и родам. Контролеры сочли, что страхователь создал искусственную ситуацию, направленную на незаконное получение средств фонда. Основанием для данного вывода послужил тот факт, что сотрудница была принята на должность кассира за месяц до ухода в отпуск по беременности и родам. Кроме того, женщина не имела ни профильного образования, ни опыта работы кассиром.

Решение суда

Суд поддержал организацию, указав на следующее. Ранее сотрудница работала менеджером по работе с клиентами, оператором базы данных департамента продаж, специалистом обслуживания и продаж офиса обслуживания и продаж. Перечисленные должности предусматривают работу с клиентами, как и должность кассира-операциониста. Другие работники, принятые на должность кассира-операциониста, также не имеют соответствующего образования в связи с отсутствием на рынке труда требуемых специалистов. В течение месяца сотрудница исполняла обязанности кассира. Факт выполнения работы помимо трудового договора подтверждается должностной инструкцией, табелем учета рабочего времени, актами приема-передачи денежных средств на инкассацию, актами передачи денежных средств от бухгалтера. Также имеются доказательства наступление страхового случая и фактической выплаты начисленного пособия. С учетом вышеизложенного суды признали отказ в возмещении пособия необоснованным (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.01.19 № А19-14189/2018).

Источник:

Кому ждать выездную налоговую проверку в 2017 году

Выездная проверка – ночной кошмар любого бухгалтера. И дело даже не в том, нарушает организация налоговое законодательство или нет, просто уровень стресса во время проверки возрастает в несколько раз. Бухгалтеры и директора, будучи не готовыми к встрече с проверяющими, совершают непоправимые ошибки.

Организация вправе учесть в расходах стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства

Суть спора

По мнению инспекторов, организация неправомерно отнесла к внереализационным расходам стоимость ликвидированного объекта незавершенного строительства. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, внереализационными являются расходы на ликвидацию (в том числе на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества) объектов незавершенного строительства. Это значит, что налогооблагаемую прибыль уменьшают лишь расходы, связанные с ликвидацией основного средства (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). А сама стоимость ликвидируемого объекта при налогообложении прибыли не учитывается, заявили проверяющие.

К слову, Минфин также считает, что стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства налогооблагаемую прибыль не уменьшает (см. «Минфин: организации не вправе учесть в расходах стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства»).

Решение суда

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с ИФНС. Однако суд округа поддержал налогоплательщика. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ, перечень внереализационных расходов, а также включаемых в состав данных расходов убытков носит неисчерпывающий характер. Для признания таких затрат необходимо соблюдение требований пункта 1 статьи 252 НК РФ (расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены). В данном случае организация представила всю необходимую «первичку», на основании которой формировались спорные затраты (договор подряда, техническое задание, акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3, оформленные с подрядчиком, счета-фактуры).

Следовательно, налогоплательщик правомерно учел в расходах стоимость объекта незавершенного строительства при его ликвидации (постановление АС Северо-Западного округа от 22.01.19 № Ф07-16106/18).

Продление проверки

Причин для продления проверки множество. Перечень причин – открытый.

Стандартная выездная проверка длится два месяца. При необходимости этот срок могут увеличить до четырех месяцев. А в исключительных случаях — до шести согласно п. 6
ст. 89 НК РФ.

Почему могут продлить налоговую проверку:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • инспекторы получили от правоохранительных, контролирующих органов или других источников информацию о совершении налогового правонарушения, требующую дополнительной проверки;
  • на территории проверяемой организации произошли пожар, наводнение, затопление и иные обстоятельства непреодолимой силы;
  • у компании есть несколько обособленных подразделений. От числа подразделений зависит срок продления;
  • организация вовремя не представила запрошенные в рамках проверки документы
    (п. 3 ст. 93 НК РФ);
  • иные обстоятельства.

Срок продления проверки зависит от длительности проверяемого периода, количества проверяемых и анализируемых документов, числа налогов и сборов, по которым проводится проверка, количества видов деятельности проверяемой компании и их специфики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Налоговые проверки в январе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here