Мораторий налоговые проверки малому бизнесу

Важный материал по теме: "Мораторий налоговые проверки малому бизнесу" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Энциклопедия решений. Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства

Мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства

Закон N 294-ФЗ запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018 (ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). А при подготовке планов проверок на 2017 и 2018 годы надзорные органы обязаны выяснить у Федеральной налоговой службы, не являются ли субъектами малого бизнеса те лица, которые эти органы собираются включать в свой План. ФНС России обязана отвечать на такие межведомственные электронные запросы в течение 5 рабочих дней (п. 3.1 Правил подготовки органами контроля и надзора ежегодных планов проведения плановых проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489, далее — Правила подготовки планов).

Однако указанный запрет не является абсолютным. Более того, на практике мораторий коснется лишь небольшой группы проверок.

1. Мораторий не распространяется на внеплановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 и ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Запрет установлен в отношении исключительно плановых проверок, то есть таких, которые проводятся на основе заранее утвержденного плана с периодичностью не чаще чем 1 раз в три года (ч. 2, ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), либо чаще, если это предусмотрено федеральным законом, который описывает особенности проведения проверок в отдельной сфере государственного надзора (ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Внеплановые проверки в отношении малых и микропредприятий проводятся без ограничений!

2. Мораторий не распространяется на те виды проверок, которые не подчиняются требованиям Закона N 294-ФЗ. Следовательно, мораторий не коснется налоговых, полицейских (в рамках федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ), прокурорских, валютных, таможенных, страховых, банковских проверок, проверок соблюдения законодательства о контрактной системе, проверок деятельности организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением определенной информации, и т.п. (полный перечень см. в ч.ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Мораторий не распространяется на некоторые виды проверок, которые специально указаны в п.п. 1-8 ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. К таким, в частности, относятся проверки Госгортехнадзора и пожарных инспекторов в отношении лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности; проверки обеспечения защиты гостайны; лицензионные проверки управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; проверки внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и т.д. (ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Важно обратить внимание на следующее: момент формирования плана (от которого и отсчитываются три года) — это такая дата, которая не установлена точно действующим законодательством. Правила подготовки планов предписывают только, что проекты планов должны быть представлены в прокуратуру для согласования не позже 1 сентября текущего года. Следовательно, формирование плана начинается раньше, а его конкретные сроки зависят от конкретного ведомства. Например, началом формирования плана по трудовым проверкам является 1 июля года, предшествующего году проверочных мероприятий (абз. 2 п. 2.2 Методических рекомендаций, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 N 455). Вероятно, по данному вопросу будет сформирована определенная судебная практика.

Как следует поступить организации или предпринимателю, если они считают, что подпадают под мораторий, однако из содержания ежегодного плана понятно, что в их отношении проверка уже запланирована?

Во-первых, они вправе подать заявление об исключении проверки в отношении их из ежегодного плана, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ. Порядок подачи такого заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также порядок рассмотрения этого заявления определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268.

Во-вторых, в момент начала плановой проверки можно представить проверяющим документы об отнесении к субъектам малого предпринимательства и указать на отсутствие основания для плановой проверки. Очевидно, что пакет документов может быть тем же, что и для заявления об исключении проверки из ежегодного плана (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268). Если у проверяющих не будет данных о вышеуказанном административном наказании по итогам предыдущей проверки (см. п. 5), то проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется специальный акт (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).

Проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории является грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки (ч. 7 ст. 26.1, ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Источник:

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса продлены до 31 декабря 2020 года

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Источник:

Установлены особенности проведения в 2019 — 2020 годах некоторых видов плановых проверок в отношении субъектов МСП

Так, в 2019 — 2020 годах в отношении субъектов МСП, включенных в реестр субъектов МСП, плановые проверки могут проводится только в случаях:

Читайте так же:  Недобросовестный контрагент при возмещении ндс

проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;

плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством РФ;

плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности.

Источник:

Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).

Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2019 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.

Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Закон вступит в силу с 5 января 2019 года.

Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.

Источник:

Как будут проверять малый бизнес в 2019 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2019 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2019 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2019 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2019 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2019 году?

Нужно ли подтверждать освобождение от проверок

Комментируемый закон не обязывает организации и ИП документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, освобождаются от плановых проверок. Напротив, законом установлено, что при составлении планов проверок на 2017 и 2018 годы, контролирующие органы должны будут проверять информацию об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого предпринимательства в порядке обмена информацией между ведомствами (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

При этом законодатели предусмотрели ситуацию, когда организация или ИП необоснованно попадут в план проверок (например, из-за ошибки). В таком случае субъект малого предпринимательства сможет подать в контролирующий/надзорный орган заявление об исключении из плана. Порядок подачи такого заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица или ИП к субъектам малого предпринимательства, должно будет определить правительство РФ (пока такой документ не принят).

Положения о запрете плановых неналоговых проверок малого бизнеса вступили в силу с 14 июля 2015 года. Соответственно, надзорные органы уже в 2015 году должны учитывать, кого можно включать в планы проверок на 2016 года, а кого нельзя.

Законодательная база

Федеральный закон №246, согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в ФЗ №294, в котором приведены меры защиты хозяйствующих субъектов, в отношении которых выполняются проверки.

Вступил закон о моратории в силу со дня его публикации, то есть с 14 июля, согласно этому документу плановые проверки отменены только в отношении субъектов, которые, согласно ФЗ №209, имеют отношение к малому бизнесу.

Продление моратория на период 2019-2022 годов было выполнено на основании поправок к ФЗ №294.

Как следует действовать в спорных ситуациях

Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.

В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.

В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.

Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».

Виды неналоговых проверок

Закон № 294-ФЗ разрешает проводить два вида неналоговых проверок:

Плановые проверки

Уже из самого названия ясно, что плановая проверка осуществляется на основании плана. Он составляется так: различные органы государственного или муниципального контроля/надзора ежегодно составляют планы проверок, а Генеральная прокуратура РФ формирует сводный план и размещает его на официальном сайте в сети интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года (ч. 7 ст. 9 Закона № 294-ФЗ; см. «В «Эксперте» появился план неналоговых проверок на 2014 год»).

Читайте так же:  Решение мосгорсуда по административному делу

В рамках проведения плановых проверок, контролирующие/надзорные органы устанавливают (ч.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли организация или ИП обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Плановые проверки могут проводить не чаще чем один раз в три года (ч.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Так, плановые проверки работодателей могут проводить, например, территориальные органы Роструда (п. п. 43-65 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

Внеплановые проверки

В рамках внеплановой проверки ревизоры выясняют, выполняются ли прежде выданные предписания, проводятся ли мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и др. (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Что такое неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Обратите внимание: налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Заключение

В течение обозначенного периода субъект малого бизнеса освобождается от проверок в следующих случаях:

  • не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
  • не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
  • не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.

Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.

Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.

Информация по мораторию представлена на видео.

Источник:

С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил Федеральный закон предусматривающий, в частности, запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Запрет вводится на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Кого нельзя будет проверять? Какие именно проверки нельзя будет проводить? Распространится ли запрет на проверки, которые проводят налоговые инспекции и внебюджетные фонды? Потребуется ли представлять какие-либо документы для освобождения от проверок? Когда заперт на проверки начнет действовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье.

Мораторий на проверки

Напомним, что запрет проводить неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Для «надзорных каникул» был предусмотрен трехлетний период — с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Соответственно, ожидалось, что с 2019 года плановые неналоговые проверки малого бизнеса будут возобновлены. Однако комментируемый закон продлевает освобождение субъектов малого предпринимательства от плановых неналоговых ревизий.

Закон о продлении моратория на 2019 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Какие именно контрольные мероприятия отменены

Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса, которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294.

Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях:

  • не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.

Кроме этого существует перечень, указанный в ФЗ №246, в частности это:

  • государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
  • внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.

Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок, от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:

  • нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
  • причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
  • нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора

При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294.

В каких случаях запрет на проверки не будет действовать

Комментируемый закон предусматривает ряд исключений. Это означает, что при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы смогут проводить плановые проверки малого бизнеса в период 2016-2018 годов. Назовем эти обстоятельства.

Административный штраф и аннулирование лицензии

Плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить (ч. 2 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ):

  • если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При этом проверки будут возможны только при условии, что с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Осуществление отдельных видов деятельности

Отмена плановых проверок не будет распространяться на организации и ИП, занимающиеся видами деятельности, которые приведены в перечне, который утвержден постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Читайте так же:  Коэффициент кв в земельном налоге

Отдельные виды государственного контроля/надзора

Комментируемый закон установил отдельные виды контроля/надзора, на которые запрет проведения проверок не распространяется, а именно:

  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории;
  • федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.

Соответственно, если организация или ИП, например, эксплуатируют опасные производственные объекты I или II класса опасности, то их смогут проверять в плановом порядке.

Запрет на проведение плановых проверок

Комментируемый закон предусмотрел, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года нельзя будет проводить плановые проверки в отношении юридических лиц и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). При этом на внеплановые проверки запрет не распространяется. Правила их проведения не изменятся.

Неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»). К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса

Критерий

Комментарий

1.

Видео (кликните для воспроизведения).

Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации или ИП не должна превышать следующих пределов:

•до 15 человек — для микропредприятий (относятся к малым предприятиям);

• до 100 человек включительно — для малых предприятий.

2.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

• 60 млн. рублей — для микропредприятий;

• 400 млн. рублей — для малых предприятий.

3.

Доля участия в уставном капитале (только для организаций)

Требования к долям участия, в общем случае, следующие:

• доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25 процентов;

• суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49 процентов;

• суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.

Важно отметить, что субъект может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за 2013-2015 гг. будет превышать 400 млн. рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Когда плановых проверок не избежать

Впрочем, при наличии определенных обстоятельств контролирующие и надзорные органы все же смогут проводить плановые неналоговые проверки малого бизнеса. Так, мораторий не будет действовать, если были установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определенной категории риска. Проще говоря, если при проверках применяется риск-ориентированный подход (в частности, такой подход используется при проверках, проводимых трудинспекциями, Росприроднадзором, МЧС). Напомним, что суть такого подхода в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Кроме этого, как и раньше запрет на осуществление проверок не действует, если:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация либо административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • организация или ИП занимается видами деятельности, которые приведены в перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 23.11.09 № 944 (ч. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Этот перечень касается деятельности в сфере здравоохранения и образования, торговли лекарственными средствами и деятельности по предоставлению социальных услуг.

Источник:

Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса планируют продлить до 2022 года

sergign/ Shutterstock.com

В настоящий момент субъекты малого предпринимательства, не допускавшие нарушений в течение трех последних лет, имеют право на освобождение от плановых проверок с 1 января 2016 года до 31 декабря текущего года включительно. Исключение составляют предприятия и ИП, осуществляющие деятельность в социальной сфере, сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и т. д. (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Как сообщается на сайте Открытого Правительства, заместитель председателя правительства – руководитель аппарата Правительства РФ Сергей Приходько поручил Минэкономразвития России и Генеральной прокуратуре РФ подготовить поправки в законодательство, продлевающие указанный мораторий до 2022 года по видам госконтроля, которые пока осуществляются без применения риск-ориентированного подхода.

Читайте так же:  Дата выплаты дивидендов норникель

Как предотвратить неправомерные действия трудовой инспекции в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право «

Также Открытое Правительство приводит данные статистики, согласно которым за время действия «надзорных каникул» от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тыс. субъектов предпринимательства. При этом риск-ориентированный подход уже применяется по более чем 40 видам и подвидам государственного контроля и надзора, в том числе по 7 видам регионального контроля. Подчеркивается, что в этом году плановые проверки не будут проводиться в отношении около 60% подконтрольных субъектов, которые по экспертным оценкам будут отнесены к низким категориям риска.

Напомним, что с 13 марта определена периодичность проведения плановых антимонопольных проверок в зависимости от категории риска проверяемых лиц. Так, организации, отнесенные к категории среднего риска, будут проверять не чаще одного раза в 3 года; организации, отнесенные к категории умеренного риска – не чаще одного раза в 5 лет; а организации, отнесенные к категории низкого риска, проверять не будут.

Источник:

От каких проверок освободили малый бизнес

Какие организации попали под действие моратория

До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2019 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2019 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Калинина Светлана Александровна
Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Читайте так же:  Как найти задолженность по налогам физических лиц

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».

Источник:

Мороторий на налоговые проверки малого бизнеса Минфин вводить не собирается

В письме от 08.05.2018 № 03-01-15/31040 Минфин России однозначно высказался по поводу налоговых проверок малого бизнеса: они будут продолжаться. Ни о какой отмене или приостановке контрольных мероприятия (моратории) речи не идёт.

Так, проведение камеральной ревизии не препятствует ведению проверяемыми лицами своей деятельности. Что касается выездного налогового контроля, то “… в действующих условиях проверки в отношении субъектов малого предпринимательства минимизированы и проводятся в исключительных случаях”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:

Мораторий на проверки малого бизнеса в 2020 году

Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года. Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2019 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2019 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2019 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:

Проверки малого бизнеса: мораторий продлен

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса действует до конца 2020 года (закон «О защите прав юрлиц и ИП при проверках» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в ред. закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ).

Освобождение не касается:

  • Проверок, для которых действует риск-ориентированный подход. Низкая степень риска и так практически гарантия того, что плановой проверки у вас не будет.
  • Видов деятельности из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (здравоохранения, образования, соцсферы, теплоснабжения, электроэнергетики).
  • Нарушителей — организаций и ИП, которые в последние три года привлекались к ответственности за грубые нарушения, лишались лицензий или были дисквалифицированы.

Есть ли мораторий на налоговые проверки, читайте здесь.

Источник:

Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Риск-ориентированный подход к проверкам с 2018 года

С 2018 года комментируемый закон обязывает контролирующие или надзорные органы применять при планировании проверок риск-ориентированный подход. Его смысл в том, что организации и ИП, отнесенные к невысокому классу риска, либо вообще не будут включаться в план проверок, либо для них будет снижена длительность ревизии. Периодичность проверок тоже может зависеть от определенных классов риска.

Все условия применения риск-ориентированного подхода также должно будет определить правительство РФ (в частности, оно установит правила отнесения к различным категориям риска). Важно отметить, что в законе есть оговорка: для отдельных видов контроля/надзора правительство РФ может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года. Поэтому не исключено, что в некоторых сферах деятельности организации и ИП столкнутся с риск-ориентированным до 2018 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Мораторий налоговые проверки малому бизнесу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here