Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Важный материал по теме: "Мониторинг химического загрязнения окружающей среды" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Мониторингом состояния природной среды, и в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере, подразумевают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.

Мониторинг включает следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценка фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценка этого состояния.

По методам наблюдения мониторинг можно разделить на несколько классов: физический, биологический, химический, экобиохимический, комплексный.

Физический мониторинг основан на системе наблюдения за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, землетрясения, цунами, извержение вулканов, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в окружающей среде).

Экобиохимический мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Под химическим мониторингом понимают систему наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль динамики распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды высокотоксичными веществами.

Источник:

Источники и контроль над химическими загрязнителями почвы

Мониторинг почвенных ресурсов представляет собой систему наблюдений за состоянием изменениями почвенного покрова в результате хозяйственной деятельности промышленных предприятий. В комплекс экологического мониторинга почвы входит изучение механических, химических, биологических видов загрязнения.

Сбор и систематизация данных подлежит тщательному анализу, установлению прямых и косвенных источников загрязнения, способов предотвращения негативных изменений. Мониторинг химического загрязнения почвы по видам загрязнений позволяет определить эффективный способ восстановления состояния почвы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что является прямым источников химического загрязнения почвы:

  • Химические вещества и соединения (тяжелые металлы в результате деятельности нефти, газо добычи, автотранспорт, производство использование химикатов, их отходы.
  • Коммунальные сооружения.
  • Минеральные и органические удобрения для почвы– являются источниками химического загрязнения.
  • Бытовые отходы, мусор.
  • Радиоактивные вещества.
  • Пестициды, нитраты для растительных культур.
  • Природные факторы. Климатические и погодные изменения также оказывают влияние на содержание и сохранение ценных свойств почвы.

Мониторинг химического загрязнения почвы как способ контроля состояния почвы

Уделяя внимание организации экологической политики на предприятии, позволяет снизить или урегулировать негативное влияние на свойства почвы и обеспечить ее полноценную экологическую функцию. Эксперты АНО «Центра Экологических Экспертиз оказывают профессиональные услуги экологов на территории хозяйственных предприятий различных масштабов.

Экологическое сопровождение и консалтинг позволит осуществлять деятельность в рамках закона, выполнять подготовку отчетной документации, реализовывать мероприятия связанных с мониторингом химического загрязнения почвы и контролем над выполнением нормативных условий.

Мониторинг химического загрязнения почвы включает оценку:

  • Количество поступления загрязняющих веществ в почву ― экологические нормативы на предприятии регулируют количество выбросов.
  • Физико-химических свойств вредных веществ (уровень растворимости, морфологические особенности, летучесть и др.)
  • Влияния климатических условий на химические элементы и воздействия на почву.
  • Степень воздействия на загрязняющие вещества со стороны биологических процессов в почве – жизнедеятельность микроорганизмов, способность расщеплять и разрушать структуру химических элементов.

Источник:

Мониторинг загрязнения окружающей среды

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Загрязнение окружающей среды

Государственная сеть мониторинга окружающей среды, основу которой составляют наблюдательные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), предназначена для решения следующих задач:

– наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
– обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
– обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, планирования развития экономики с учетом состояния окружающей среды.

В настоящее время на Государственной сети мониторинга окружающей среды, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:

– за загрязнением воздуха в городах и промышленных центрах;
– за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
– за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
– за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
– комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;
– за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
– за фоновым загрязнением атмосферы;
– за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

Читайте так же:  Задержание несовершеннолетнего за административное правонарушение

В основе организации и проведения режимных наблюдений лежат следующие принципы: комплексность и систематичность наблюдений, согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий, определение показателей едиными методиками на всей территории страны. Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

Количественный состав службы следующий.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводились регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации. В большинстве городов измеряются концентрации от 4 до 38 веществ.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1187 водных объектов (из них 1037 водотоков и 150 водоемов), на которых находится 1815 пунктов (2489 створов, 2826 вертикалей, 3260 горизонтов). Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах (2390 створов).

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производятся в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 320 станциях в прибрежных районах 11 морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. В настоящее время работают 4 станции. На станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы зон отдыха (парки, санатории, дома отдыха и т. д.) и прибрежных зон. Отбор почв производился в хозяйствах, расположенных на территориях 38 субъектов Российской Федерации. В пробах определяли пестициды 21 наименования.

Отбор проб проводится для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения в районах 66 городов ежегодно и 101 городе раз в 5 лет (около 2000 проб). В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов промышленного происхождения.

Сеть комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния растительности (СМЗР) насчитывает 30 постов, которые располагаются на территории 11 УГМС.

Посты наблюдения организованы: вокруг крупных промышленных предприятий, где отмечаются серьезные повреждения лесов на достаточно больших площадях; в ценных лесах, отнесенных к памятникам природы; в районах ввода в действие новых крупных промышленных предприятий, выбросы которых в ближайшее время могут привести к ослаблению и повреждению лесонасаждений. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 130 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 133 пунктов, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН. Пробы осадков на содержание от 11 до 20 компонентов анализируются в 12 кустовых лабораториях.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 544 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значения рН, а также бензапирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии окружающей среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием антропогенных факторов. На территории России находятся 5 станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ), которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб объектов окружающей среды проводится в специализированных радиометрических лабораториях и группах РМЛ и РМГ.

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением природной среды и другими причинами.

В системе Федерального агентства водных ресурсов (в структуре МПР России) государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов; оценки эффективности водоохранных мероприятий; информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает: регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из: мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО); мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС). Наблюдения за качеством воды в водных объектах осуществлялись на 1216 створах (на водохранилищах, трансграничных и межсубъектовых створах), в том числе подведомственными организациями Росводресурсов (на 900 створах) и подрядными организациями (на 316 створах). Наблюдения выполнены на 1558 створах гидрохимических наблюдений, находящихся в зоне деятельности бассейновых водных управлений (БВУ), в том числе на трансграничных водных объектах в рамках межправительственных соглашений (60 створов); на водохранилищах (272 створа).

Гидрохимические наблюдения проводились на участках интенсивного водопользования в районах водозаборов (питьевых, технических), устьев рек основных притоков, влияния выпусков сточных вод наиболее крупных водопользователей-загрязнителей, на малых реках с целью изучения эффективности ранее проведенных работ по восстановлению экологического состояния водотоков. Перечень определяемых показателей загрязнения воды устанавливался с учетом обязательной программы при проведении режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (РД 52. 24. 309-(92)) и характерных специфических загрязнений на отдельных участках водотоков (по достоверной информации формы 2-тп (водхоз) о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты).

Читайте так же:  Административные штрафы пенсионерам

Источник:

Мониторинг источников загрязнений. Химический мониторинг

Мониторинг источников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводсике трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных(города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

Последним в иерархии единой системы мониторинга, самым «низким», следующим за локальным уровнем, является мониторинг источника загрязнения окружающей среды (ОС). Он представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектомисточником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров ОС в точке (зоне) первичного контакта среды с источником. Фактически мониторинг источника загрязнения вплотную смыкается с производственным (техническим) контролем технологических или других антропогенных процессов, «открытых» во внешнюю среду, а также соответствующих объектов наблюдения (объектовый «точечный» контроль).

Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может (намного чаще) включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, её процессы и аппараты. Информационная связь между этими двумя подсистемами в рамках формируемой Государственной системы экологического мониторинга в настоящее время только устанавливается. Наиболее отчетливо и многообразно эта связь проявляется в случае особо опасных, в экологическом отношении, техногенных объектов. Такие объекты в силу своей опасности должны наиболее жестко и постоянно контролироваться изнутри и снаружи. Поэтому именно на примере этих объектов целесообразно рассматривать задачи и организацию мониторинга источников загрязнения.

Цель экологического мониторинга источников загрязнения:

– получение оперативной и систематической информации о состоянии среды на объектах;

– обеспечение технологиче­ской и экологической безопасности контролируемых объектов;

– выделение в качестве приоритета вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.

По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, о характере режима функционирования технологического оборудования на объекте, являющегося главным источником опасности для его персонала и проживающего вокруг населения. Режим функционирования определяется как «штатный» или «аварийный».

Организация точечных (объектовых) подсистем МИЗ и решаемых ими задач наглядно может быть показана на примерах наиболее хорошо оснащенных в этом отношении особо опасных промышленных объектов (ООПО). К таковым, в первую очередь, могут быть отнесены объекты, связанные с производством, хранением, переработкой и уничтожением сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокотоксичных промышленных отходов (ВТПО) и боевых отравляющих веществ (ОВ).

Предприятия 1й категории опасности относительно малочисленны, но имеют или высокие значения валовых выбросов или выбросы загрязняющихвеществ 1го класса опасности. Поэтому они являются «особоопасными» источниками загрязнения ОС и должны находиться под наиболее пристальным контролем. К этой категории относятся типы промышленных предприятий и других объектов, связанных с высокотоксичными отходами или химическим оружием (ХО). Такие объекты в первую очередь должны оснащаться самыми совершенными системами и автоматическими приборами экологического мониторинга, подлежать постоянному и оперативному экологическому контролю.

Предприятия более многочисленной 2й категории опасности также нуждаются, хотя и в менее частом и уже эпизодическом, контроле, так как характеризуются несколько меньшими суммарными объемами выбросов или выбросами загрязняющих веществ в основном 2гокласса опасности. Такие предприятия определяют как «опасные».

Предприятия 3й категории опасностиотносятся к самой многочисленной группе, однако на их долю, как правило, приходится не более 10 % всех выбросов. Выбрасываемые вещества относятся к 3–му классу«малоопасных» ЗВ, также как и сами предприятия.

Предприятия 4й категории – это мелкие предприятия без выбросов, или с очень малыми объемами выбросов (обычно ниже ПДВ), или же с выбросами безопасных веществ (для которых ПДК обоснованно не устанавливаются).

Устанавливается плановая периодичность эколо­гического контроля предприятий:

для 1–й категории – 1 раз в 6 месяцев;

для 2–й категории – 1 раз в год;

для 3–й категории – 1 раз в 3 года.

Контрольная проверка для 4–й категории устанавливается с периодичностью 1 раз в 5 лет, причем выборочная, т.е. для конкретного предприятия вовсе не обязательная.

Химический мониторинг — это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения ОС приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

Впервые ПДК был определен в 1925 г. В 1949 г. Были установлены некоторые ПДК для атмосферного воздуха. В 1950для воды.

Примечание: И- импактный, Р — региональный, Б — базовый, Г – глобальный.

44. Система методов наблюдения и наземного обеспечения. Национальный мониторинг Республики Казахстан.

Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее ЕГСМ ОС и ПР) — многоцелевая информационная система, включающая слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан.

Целью ЕГСМ ОС и ПР является информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения.

Читайте так же:  Отменен налог на землю для пенсионеров

Основными задачами ЕГСМ ОС и ПР являются:

— постоянное слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также источниками антропогенного воздействия на них;

— анализ, оценка фактического состояния окружающей среды, природных ресурсов на всей территории республики и территории отдельных регионов, а также прогноз его изменений и влияния на здоровье населения;

— сохранение и накопление информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Рисунок 1 — Структура и функции ЕГСМ

Государственный экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды и природных ресурсов) — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, природных ресурсов в целях оценки, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Объектами государственного экологического мониторинга являются атмосферный воздух, земля, поверхностные и подземные воды, недра, растительный и животный мир, а также климат и озоновый слой Земли, экологические системы, факторы воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов — многоцелевая информационная система, включающая наблюдение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных об их фактическом состоянии для принятия управленческих и хозяйственных решений в целях обеспечения экологической безопасности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды совместно со специально уполномоченными государственными органами.

Принципами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) функционирование на основе единого организационного, методологического, метрологического и информационного подхода;

2) максимальное использование возможностей существующих государственных и иных систем мониторинга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Задачами Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов являются:

1) получение достоверной и сопоставимой информации о состоянии окружающей среды, биоразнообразия и экосистем, об источниках антропогенного воздействия, факторах среды обитания, влияющих на состояние здоровья населения;

2) оценка и прогноз состояния окружающей среды, уровней антропогенного воздействия, показателей состояния биосферы, функциональной целостности экосистем;

3) обеспечение данными для проведения анализа эффективности принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов формируется на базе действующих в Республике Казахстан систем и подсистем мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, включая среду обитания и здоровье населения.

Специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией обязаны проводить изучение природных объектов и организовывать виды (подсистемы) мониторинга.

Информационное обеспечение Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов основывается на передаваемых в сводный банк данных результатов государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполняемого специально уполномоченными государственными органами, а также производственного мониторинга, осуществляемого природопользователями в рамках производственного экологического контроля.

Система программных средств должна позволять осуществлять накопление, обработку и хранение информации на единой методической основе, обеспечивая обмен информацией между различными уровнями, а также банками данных систем и подсистем Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

Обмен информацией в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с перечнями, формами и сроками, утвержденными уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими мониторинг соответствующих видов природных ресурсов.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Источник:

Мониторинг химического загрязнения природной среды. Классификация химических загрязнителей природной среды

Любое химическое загрязнение — это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.

Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы.

2.Классификация химических загрязнителей природной среды

В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т частиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материалов. В настоящее время насчитывается более 500 вредных химических веществ, загрязняющих атмосферу.

Многие отрасли энергетики и промышленности образуют не только максимальное количество вредных выбросов, но и создают экологически неблагоприятные условия для проживания жителей как крупных, так и среднего размера городов. Выбросы токсичных веществ приводят, как правило, к повышению текущих концентраций веществ над предельно допустимыми концентрациями (ПДК).

ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест — это максимальные концентрации, отнесенные к определенному периоду осреднения (30 минут, 24 часа, 1 месяц, 1 год) и не оказывающие при регламентированной вероятности их появления ни прямого, ни косвенного вредного воздействия на организм человека, включая отдаленные последствия для настоящего и последующих поколений, не снижающие работоспособности человека и не ухудшающие его самочувствия.

Читайте так же:  Отсутствие свидетелей в протоколе об административном правонарушении

Основными источниками загрязнения гидросферы являются сбрасываемые сточные воды, образующиеся в процессе эксплуатации энергетических, промышленных, химических, медицинских, оборонных, жилищно-коммунальных и других предприятий и объектов; захоронение радиоактивных отходов в контейнерах и емкостях, которые через определенный период времени теряют герметичность; аварии и катастрофы, происходящие на суше и в водных пространствах; атмосферный воздух, загрязненный различными веществами и другие.

Химический мониторинг — это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения ОС приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

Впервые ПДК был определен в 1925 г. В 1949 г. Были установлены некоторые ПДК для атмосферного воздуха. В 1950для воды.

Примечание: И- импактный, Р — региональный, Б — базовый, Г – глобальный.

Источник:

Экологический мониторинг, понятие и классификация. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Мониторинг состояния природных ресурсов.

Термин «мониторинг» образован от латинского слова monitor (напоминающий, надзирающий). Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды .Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.

В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:

мониторинг атмосферного воздуха;

мониторинг поверхностных водных ресурсов;

мониторинг земельных ресурсов;

мониторинг животного и растительного мира (воспроизводство и использование); мониторинг недр (в части загрязнения).

Система мониторинга загрязнения окружающей среды предусматривает постоянное слежение за её изменениями. На стационарном посту наблюдения мониторинг проводится по суточной программе. Отбор проб с последующим их анализов на содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе проводится три раза в сутки: в 7 , 13 , 19 часов местного времени. Определяется содержание следующих загрязняющих веществ: оксид азота, диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, фенол, формальдегид, взвешенные вещества (пыль и аэрозоли химических соединений), 3,4 бензпирен, металлы: цинк, железо, медь, кобальт, никель, свинец хром, ванадий. Этот перечень утвержден Роскомгидрометом для нашего города.

Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:

— мониторинг водных объектов и их использования;

— мониторинг особо охраняемых природных территорий;

— мониторинг горных экосистем и опустынивания;

— мониторинг животного мира;

— мониторинг растительного мира.

Мониторинг природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательными актами.

Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов. Данные мониторинга земель обобщаются в Государственном земельном кадастре.

Мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими, гидрогеохимическими, санитарно — химическими, микробиологическими, паразитологическими, радиологическими и токсикологическими показателями их состояния, сбор, обработку и передачу полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, оценки и прогнозирования их развития, выработку рекомендаций по предотвращению вредных последствий и определению степени эффективности осуществляемых водохозяйственных мероприятий.

Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Данные мониторинга недр обобщаются в Государственном кадастре недр.

Мониторинг особо охраняемых природных территорий — система наблюдений для изучения естественного течения природных процессов и влияния изменений состояния окружающей среды на экологические системы особо охраняемых природных территорий. Данные мониторинга особо охраняемых природных территорий обобщаются в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий.

Мониторинг горных экосистем и опустынивания — наблюдение за опустыниванием и его последствиями и состоянием горных экосистем.

Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, пользования лесным фондом, сохранения биологического разнообразия и экологических функций лесов. Данные мониторинга лесов обобщаются в Государственном лесном кадастре.

Мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики объектов животного мира в целях государственного управления в области охраны, воспроизводства и использования животного мира и сохранения биологического разнообразия. Данные мониторинга животного мира обобщаются в Государственном кадастре животного мира.

Мониторинг растительного мира представляет собой систему наблюдений оценки состояния объектов растительного мира в целях их изучения, охраны, воспроизводства и устойчивого использования.

Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями.

Читайте так же:  Фактические методы финансового контроля

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 488 | Нарушение авторских прав

Источник:

Как происходит мониторинг загрязнения окружающей среды?

Мониторинг загрязнения окружающей среды – это систематическое наблюдение за биосферой Земли. Под термином понимается и оценка состояния природы, прогноз возможных изменений в ней.

Типы загрязнений и способы его устранения

На данный момент существуют три основных типа засорения окружающей среды:

и три способа его решения:

По новому способу наблюдения химический мониторинг за окружающей средой можно поделить на:

  • Физический мониторинг. Проводит непосредственный контроль за влиянием физических факторов на окружающую нас природу.
  • Истинный мониторинг. Мониторинг осуществляется при помощи биоиндикаторов.
  • Экобиохимический мониторинг. Оценка двух составляющих (химического и биологического мониторинга).
  • Химический мониторинг окружающей среды.

Задачи экологического мониторинга

Главная цель – контроль качества всех компонентов биосферы:

Выделяют и другие, не менее значимые задачи системы наблюдений за природой:

  1. Прогнозирование состояния окружающей среды.
  2. Своевременное информирование граждан об изменениях в природе.
  3. Выявление источников, негативно влияющих на состояние природных компонентов.
  4. Слежение за источниками и факторами антропогенного воздействия.
  5. Поиск способов улучшить экологическую ситуацию в мире.

Чтобы улучшить экологическое состояние, создаются очистительные сооружения на предприятиях, изменяется способ рубки лесов и др.

Что такое химический мониторинг, и его цели

Химический мониторинг окружающей среды ― система наблюдения за химическими составляющими, находящимися в природе. Он может быть как природного, так и антропогенного происхождения.

Глобальное загрязнение химического характера прямым образом влияет на человечество и может в будущем привести к экологической катастрофе.

  • Загрязнение окисью азота приведет к гибели всех живых существ.
  • Углекислый газ и ледниковые испарения приведут к изменению климата исчезновению континентов.

В процессе своей жизнедеятельности человеком производится всевозможные вещества которые можно разделить на:

  • исходное вещество;
  • промежуточное;
  • конечный продукт.

Конечный продукт, или же проще говоря отход, попадает в атмосферу. С помощью химического мониторинга за окружающей средой и проводятся наблюдения, которые не позволят произойти глобальной катастрофе.

Источник:

Химический мониторинг окружающей среды

Химический мониторинг окружающей среды ― это вид экологического мониторинга окружающей среды, совокупность организационных систем, которые проводят наблюдение за окружающей средой, за всеми происходящими в ней изменениями и их прогнозом. На этом и основывается работа компании АНО «Центр экологических экспертиз».

Типы загрязнений и способы его устранения

На данный момент существуют три основных типа засорения окружающей среды:

и три способа его решения:

По новому способу наблюдения химический мониторинг за окружающей средой можно поделить на:

  • Физический мониторинг. Проводит непосредственный контроль за влиянием физических факторов на окружающую нас природу.
  • Истинный мониторинг. Мониторинг осуществляется при помощи биоиндикаторов.
  • Экобиохимический мониторинг. Оценка двух составляющих (химического и биологического мониторинга).
  • Химический мониторинг окружающей среды.

Территориальный мониторинг

Это системы оценки загрязнений техногенного характера – главнейшая часть экологического наблюдения за природой. Классификация идет по территориальному принципу.

Системы определяют качественный и количественный состав веществ, загрязняющих биосферу.

В территориальном контроле выделяют следующие подсистемы:

  1. Глобальный. Проводится на всей планете, на одном или нескольких материках.
  2. Государственный мониторинг. Охватывает территорию одной страны.
  3. Региональный. На значительной территории в пределах одного государства либо на участке нескольких стран (океан, морское побережье и др.).
  4. Локальный. Участок маленького размера в пределах города, предприятия, водоема.
  5. Импактный. Наблюдение за источниками загрязнения в опасных зонах.
  6. Фоновый. Анализ результатов наблюдений в любом из описанных масштабов.

Подобная оценка включает биоиндикацию – нахождение и распознавание антропогенных нагрузок в результате ответного воздействия на них живых существ.

Для биоиндикационных исследований могут использоваться целые экосистемы и отдельные представители флоры и фауны. Дополнительно ученые проводят биотестирование – наблюдение в лабораторных условиях за реакцией живых организмов на негативные факторы.

Главная задача экологического мониторинга – обнаружить критические звенья в природе, четко характеризующие их состояние. Вторая цель – найти источник, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Источник:

Химический мониторинг окружающей среды

Химический мониторинг окружающей среды ― это вид экологического мониторинга окружающей среды, совокупность организационных систем, которые проводят наблюдение за окружающей средой, за всеми происходящими в ней изменениями и их прогнозом. На этом и основывается работа компании АНО «Центр экологических экспертиз».

Что такое химический мониторинг, и его цели

Химический мониторинг окружающей среды ― система наблюдения за химическими составляющими, находящимися в природе. Он может быть как природного, так и антропогенного происхождения.

Глобальное загрязнение химического характера прямым образом влияет на человечество и может в будущем привести к экологической катастрофе.

  • Загрязнение окисью азота приведет к гибели всех живых существ.
  • Углекислый газ и ледниковые испарения приведут к изменению климата исчезновению континентов.

В процессе своей жизнедеятельности человеком производится всевозможные вещества которые можно разделить на:

  • исходное вещество;
  • промежуточное;
  • конечный продукт.

Конечный продукт, или же проще говоря отход, попадает в атмосферу. С помощью химического мониторинга за окружающей средой и проводятся наблюдения, которые не позволят произойти глобальной катастрофе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here