Модели финансового контроля

Важный материал по теме: "Модели финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Модели и формы финансового контроля

В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.

Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

  1. регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
  4. объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Примером такого контроля на макроуровне является составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов.

На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.

Источник:

Модели финансового контроля

В мировой практике сложились две основные модели финансово­го контроля: англосаксонская и французская.

Если в англосаксон­ской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществля­ют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а во­прос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам неко­торых судебных функции в определении виновности лиц в финансо­вых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От ха­рактера его организации во многом зависит результативность финан­сового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (между­народной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли­тельными сроками полномочий руководителей органов государствен­ного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа преду­смотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, по­следовательность выполнения контрольных операций и форму от­четности.

Существуют и используются различные формы финансового контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.

Классификация форм финансового контроля

Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений.

Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Читайте так же:  Структура протокола об административном правонарушении

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики государства.

Контроль органов местного самоуправления

осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

Источник:

модели финансового контроля

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.

В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право оп

ределять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещение ущерба. Так, Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника либо имущества его поручителей и правопреемников.

Источник:

Вопрос 36. Организация финансового контроля: виды, формы и методы. Модели финансового контроля.

Финансовый контроль можно разделить на государственный и негосударственный.

Государственныйфинансовый контроль это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ и других законах. Его назначение — отслеживать стоимостные пропорции распределения налогового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанные с формированием государственных финансовых ресурсов (полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием). Цель государственного финансового контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Негосударственныйфинансовый контроль включает внутрифирменный и аудиторский контроль. Внутрихозяйственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, филиалов и дочерних предприятий проводится самим предприятием, его экономическими службами и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.

Другие виды контроля(документальные, тематические) требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям: регламенту осуществлении – обязательный, инициативный; времени проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий; субъектам контроля — президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский; объектам контроля – бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный таможенный, за денежной массой.

Обязательныйконтроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, контролю над целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т. д. Инициативныйконтроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Финансовый контроль по времени проведенииподразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Текущий(оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы. Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности.

Методы финансового контроля.Различают следующие методы проведения контроля:

1) документальные и камеральные проверки (в процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений);

2) обследование (охватывает более широкий спектр финансово экономический показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития);

3) надзор (осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензии на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, несоблюдение нормативов, приводящее к банкротству и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии);

4) анализ финансового состояния (как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования);

Читайте так же:  Мелкое хулиганство детей

5) наблюдение (мониторинг) (постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию долгосрочного возврата ссуды);

6) ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности). Ревизии проводятся как
внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита, Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).

Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Модели финансового контроля:В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели, контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функции в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В РФ органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

Вопрос. 37

Основные направления финансового менеджмента. Стратегия, ее виды, тактика, ее методы, политика, способы ее проведения.

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъект. Отсюда основная цель финансового менеджмента – максимизация цены собственного капитала.

Финансовый менеджмент решает следующие задачи:

1) Обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития;

2) Поддержание постоянной платежеспособности предприятия;

3) Максимизация прибыли;

4) Обеспечение минимизации финансовых рисков;

Основные направления: управление Основным и Оборотным капиталом.

Финансовая стратегия — это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Финансовая стратегия компании представляет собой слож­ную, многофакторною, ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Ф.С. не идет вразрез с главной (экономической) стратегией предприятия, а лишь является ее частью.

Финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов фи­нансового менеджмента и др.) реализацию других стратегий. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с функ­циональными стратегиями и обусловлено:

♦диверсификацией деятельности компаний, особенно крупных, в плане охвата ими, различных рынков, в том числе фи­нансовых;

♦потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;

♦наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценке — максимизации финансового эффекта;

♦развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.

Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:

♦ формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

♦ выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;

♦ ранжирование и поэтапное достижение задач;

♦ соответствие финансовых действий экономическому со­стоянию и материальным возможностям предприятия;

♦ объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале;

♦ создание и подготовку стратегических резервов;

♦ учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;

♦ определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;

♦ маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Источник:

Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

кафедра экономической теории и финансового права

УТВЕРЖДАЮ

Видео (кликните для воспроизведения).

экономической теории и финансового права

к.э.н., доцент, полковник милиции И.П. Белозеров

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ КАК ФОРМА ПОСЛЕДУЮЩЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

Завальникова. Н.А. –к.э.н., доцент Академия Министерства Финансов России;

Лаврентьева Г.А.– к.э.н., доцент Омской академии МВД России.

Лекция по дисциплине «Судебная бухгалтерия» обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и финансового права «25» июня

2007 г., протокол № 13.

ПЛАН

Введение

§ 1.Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

§ 2.Понятие документальной ревизии и ее виды

§ 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.

§ 4. Особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

§ 5. Акт документальной ревизии, проверка и оценка его следователем.

Заключение

Список литературы

Введение

Среди основных задач управления экономикой важное место принадлежит финансово – экономическому контролю, который представляет собой систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономических субъектов, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, эффективному использованию бюджетных средств, помогающая выявить нарушения финансовой дисциплины.

Методами организации финансового контроля за финансового – хозяйственной деятельностью предприятий и организаций являются: аудит и документальная ревизия.

Целью лекции является рассмотреть сущность ревизии и аудита, основные методы их осуществления и нормативно – правовую базу а также выявить особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

Читайте так же:  Как заплатить налоги ип

Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации.

Под финансовым контролем понимается — система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономического субъекта; одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающие выявить нарушения финансовой дисциплины. Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий гражданам Российской Федерации. С помощью контроля осуществляется непрерывное сопоставление фактического состояния хозяйственной деятельности с ее заданными параметрами; определяются отклонения от нормального течения хозяйственных процессов.

Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
1. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.

2. Правильность ведения бухгалтерского и налогового учетов.

3. Правильность составления и исполнения бюджета.

4. Проверка состояния и эффективности использования финансовых,

материальных и трудовых ресурсов.

5. Обеспечение валютно-финансовой дисциплины.

В настоящее время система финансово-хозяйственного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие организации:

‑ Счетная палата — которая является высшим, органом государственного контроля. Она осуществляет контроль за расходной частью бюджета.

‑ Налоговое ведомство, которое ведет контроль за доходной частью бюджета.

‑ Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и
ведомствах, которые ведут детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, проверяют законность совершаемых хозяйственных операций.

1) Независимый аудиторский контроль (внешний аудит) Проводит
проверку на договорной основе отчетных данных, законности совершаемых операций и осуществляет оказание консультационных услуг.

2) Службы внутреннего аудита. Осуществляют самоконтроль за уровнем расходов, доходов, рентабельностью, выявляют резервы экономической деятельности предприятий.

Система финансово-хозяйственного контроля состоит из двух главнейших звеньев:

1. Внешнего контроля, который осуществляется государственными органами и независимыми аудиторскими службами.

2. Внутреннего контроля, который осуществляется непосредственно на самом предприятии (фирме, корпорации) его собственными экономическими службами (аудиторами, ревизорами, бухгалтерами).

Внешний финансовый контроль обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежёй способствует выявлению злоупотреблений и преступлений, приносящих ущерб имущество и государству в целом.
Служба государственного контроля в РФ подразделяется на:

‑ Ведомственный, осуществляемый министерствами и ведомствами;

‑ Вневедомственный, который проводят ЦБ России;
налоговая инспекция; МВД и т.д.

По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

1) Предварительный; 2) Текущий; 3) Последующий.

1. Предварительный контроль осуществляется до производства хозяйственных операций с тем, чтобы предотвратить совершение незаконных или экономически нецелесообразных операций, Он осуществляется органами государственного управления руководителями предприятий, финансовыми органами, вышестоящими организациями.

2. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения
хозяйственных операций и реализуется в основном фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он проводится руководством, экономической службой и другими управленческими подразделениями.

3. Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операции в форме проведения различных контрольных действий. Данный вид контроля может быть:

а) документальным (анализ отчетности предприятий, проводимый экономическими службами вышестоящих организаций, налоговыми инспекциями, аудиторскими службами);

б) фактическим (среди приемов фактического контроля наиболее часто используются следующие виды: инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья в производство, проведение лабораторных анализов и внесудебных экспертиз);

в) комбинированным, т.е. документально-фактическим.

Наиболее действенной формой комбинированного последующего финансового контроля является документальная ревизия.


Источник:

Создать новую модель контроля и определить стандарты

В конце мая — начале июня текущего года в Северной столице прошел Международный научно-практический форум «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами». Форум, организуемый Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга, собирает на своей площадке специалистов по внутреннему государственному контролю из всех регионов РФ уже в четвертый раз. Председатель Комитета А. М. Жуков отметил, что «текущий год является особым, так мы начинаем практическую реализацию национальных проектов, которые определили основную повестку социально-экономического развития страны на ближайшие 5–6 лет».

Новая форма взаимодействия

Продолжая тему перспективной модели финконтроля, Исаев отметил, что в настоящее время определены новые формы взаимодействия Казначейства России и Счетной палаты РФ. Между ведомствами подписано дополнительное соглашение к соглашению об информационном взаимодействии в части организации сотрудничества при осуществлении государственного финансового контроля, разработаны предложения по схемам проведения совместных контрольных мероприятий, организована работа по синхронизации планов, а также обмену методическими документами. 28 мая текущего года руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин и председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин подписали двухсторонний приказ о создании рабочей группы по вопросам государственного финансового контроля, сопредседателями которой стали Э. А. Исаев и руководитель аппарата Счетной палаты О. Г. Савельев.

Автоматизация контроля

В настоящее время выявляется много нарушений, связанных с некорректным формированием Н(М)ЦК. Это вызвано в том числе и тем, что практически ни в одной отрасли нет правил ценообразования. Поэтому на ближайшую перспективу казначейство ставит перед собой задачу по формированию таких правил. «И решение этой задачи мы также видим в автоматизации. Поскольку у нас есть система, которая содержит в себе реальные сделки, то есть данные об этих сделках можно использовать для формирования среднего ценника на ту или иную продукцию, причем в сопоставимых финансовых экономических условиях», — отметила начальник Управления Федерального казначейства.

Читайте так же:  Привлечение к административной ответственности судей коап

Синхронизировать нормы

Заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы И. Е. Зайко обозначила проблему, с которой сталкиваются контрольные органы из-за недостаточной синхронизации Бюджетного кодекса и Федерального закона № 44‑ФЗ. Внутренний государственный финансовый контроль регламентирован этими двумя документами, и если в ближайшее время предполагается путем внесения изменений в законодательство создать единую систему контроля закупочной деятельности, объединив процедуры контроля в одном акте, то вопрос объединения предметов контроля пока не звучит. «Процедуры контроля — это чисто организационный момент. С моей точки зрения, более важным является не то, как мы делаем, а то, что именно мы делаем. Но у нас по-прежнему остаются и вопросы контроля, закрепленного в 44‑ФЗ, и внутреннего госфинконтроля, закрепленного БК РФ», — высказала озабоченность Зайко. По ее словам, на практике это создает определенные проблемы. Сферы контроля пересекаются — контролю подлежат расходы, связанные с закупкой, осуществляемой по закону о контрактной системе, но эти средства принадлежат бюджету, а следовательно, подлежат контролю, организуемому в соответствии с Бюджетным кодексом.

При проверке исполнения контрактов также возникают сложные ситуации, связанные с вопросами устранимости нарушений и возмещения ущерба. 44‑ФЗ оперирует понятием соответствия товаров, работ, услуг условиям контракта, Бюджетный кодекс использует понятие нарушения условий контракта. То есть имеется расхождение в терминологии. Кроме того, 44‑ФЗ определяет, что предписание выдается в том случае, если нарушение является устранимым. БК РФ предусматривает возможность выдачи представления, которое содержит информацию о нарушении, и предписания, которое касается не только устранимых нарушений, но и требует возмещения ущерба. Если контролер вышел на проверку по 44‑ФЗ и выявил неустранимое нарушение, но видит, что ущерб бюджету нанесен и его можно взыскать с заказчика, то как ему поступать в данной ситуации? Выйти еще раз на проверку, но уже под эгидой Бюджетного кодекса, и проверить правомерность использования бюджетных средств на исполнение контракта? Чтобы таких вопросов не возникало, по мнению заместителя начальника Главного контрольного управления города Москвы, необходимо отрегулировать законодательство так, чтобы у контролера не было порой неразрешимого выбора, какой закон применять.

Во главу угла — стандарт

Об итогах четырнадцатого заседания рабочей группы по вопросам совершенствования внутреннего государственного муниципального финансового контроля Министерства финансов РФ, которое прошло накануне форума, рассказал заместитель Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков. В настоящее время главной целью рабочей группы является формирование предложений по созданию стандартов контрольной деятельности. В частности, на последнем заседании были рассмотрены и детально проанализированы проекты трех федеральных стандартов по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (всего их будет семь), определяющих принципы контрольной деятельности, планирование контрольной деятельности и организацию контрольного мероприятия.

Эксперты обеспечат качество контрольных мероприятий

Доклад исполняющего обязанности начальника Главного контрольного управления Челябинской области Д. В. Агеева был посвящен вопросам эффективности привлечения экспертов к проведению контрольных мероприятий. Бюджетное законодательство позволяет субъектам РФ самостоятельно определять порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля, в соответствии с которым на практике контрольным органам предоставлена правовая возможность привлекать внешних экспертов к участию в проверках.

«Наше учреждение в этом смысле обладает определенным преимуществом, так как имеет статус государственного судебно-экспертного учреждения и на основании Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” осуществляет функции, исполняет обязанности, имеет права и несет ответственность как государственное судебно-экспертное учреждение», — рассказал Агеев. В Главном контрольном управлении Челябинской области создано структурное подразделение — отдел специальных экспертиз, которое осуществляет комплекс мероприятий по экспертному сопровождению проверок, поиску и фиксации фактологического материала для возбуждения уголовных дел по результатам проведенных проверок. Агеев остановился на опыте привлечения специалистов-экспертов к проверкам в области строительства. Основная задача, которая ставится перед экспертами — это установление соответствия фактически выполненных видов, объемов и стоимости работ и примененных материалов работам, предусмотренным контрактом, данным, отраженным в первичной документации, на основании которой оплачены работы, а также соблюдения заказчиками при исполнении контрактов требований законодательства о градостроительной деятельности.

Эффективность такой организации деятельности доказана временем. В частности, общая сумма выявленных Главным контрольным управлением Челябинской области финансовых нарушений в сфере дорожного хозяйства только лишь за последние три года составила более 304 миллионов рублей. В результате применения бюджетных мер принуждения возвращено в областной бюджет 158,1 миллиона рублей. «Как показывает практика, результаты контрольной деятельности, осуществляемой с экспертным сопровождением отдела специальных экспертиз, в большинстве случаев становятся основанием для возбуждения уголовных дел. В ближайшей перспективе мы намереваемся увеличить долю инструментальных обследований состояния объектов строительства, для целей которых дополнительно планируется приобретение порядка двадцати единиц специальных приборов и оборудования, что в свою очередь позволит и дальше повышать качество и результативность проверочных мероприятий», — подчеркнул выступающий.

О новациях

Заключительным аккордом Международного форума стало выступление заместителя министра финансов РФ А. М. Лаврова, который рассказал о новациях бюджетного и закупочного законодательства. В частности, заместитель министра отметил, что 29 мая одобрен Советом Федерации Федеральный закон, которым установленное статьей 7 Федерального закона № 457 основание для оперативного распределения бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов продлено до 2024 года включительно, то есть на весь срок действия национальных проектов. Еще один законопроект, который еще не внесен в Государственную думу, продлевает предельный срок принятия федеральных законов, приводящий к изменению доходов бюджетов в очередном году до 1 октября. В настоящее время этот срок определен как 1 сентября, и действие этой нормы из-за невозможности ее исполнения в последние десять лет приостанавливалось. Новый срок позволит не приостанавливать норму, что даст возможность обеспечить большую предсказуемость налоговых новаций.

Читайте так же:  Административное правонарушение какое наказание назначено

По словам Лаврова, подходит к концу и работа над новой редакцией Бюджетного кодекса. «Все законы, которые образуют сущностные позиции БК РФ, приняты в первом чтении либо внесены в Государственную думу, то есть работа над содержательной частью новой редакции будет завершена в ближайшее время. В документе останется процентов 40 неурегулированных вопросов, но они в основном касаются правил расположения глав и перекрестных ссылок, то есть юридико-технических моментов. Поэтому в этом году, мы надеемся, новая редакция Бюджетного кодекса будет внесена в Государственную думу», — отметил Лавров.

Источник:

Модели финансового контроля

Роль финансового контроля в деятельности государства

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости отвремени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый, контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год; по решению компетентных государственных органов. (Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Модели финансового контроля

Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля.

В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы.

В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба. Так, Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника либо имущества его поручителей и правопреемников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Модели финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here