Меры по ликвидации несанкционированных свалок

Важный материал по теме: "Меры по ликвидации несанкционированных свалок" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Раздел 15. Меры по предотвращению и пресечению размещения отходов в местах, не предусмотренных настоящим порядком (на санкционированных свалках)

15. Меры по предотвращению и пресечению размещения отходов в местах,
не предусмотренных настоящим порядком (на санкционированных свалках)

15.1. Запрещается размещение отходов на территории городского округа Жигулевск вне мест, предусмотренных настоящим Порядком.

15.2. Ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных настоящим Порядком (в том числе и на несанкционированных свалках), несут собственники отходов.

15.3. При выявлении на территории городского округа Жигулевск несанкционированной свалки отходов уполномоченные должностные лица администрации обязаны выполнить следующее:

— установить собственника (иного законного владельца) отходов и лицо, ответственное за организацию сбора и вывоза отходов с территории земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка отходов;

— составить акт осмотра земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка отходов, в котором описывается объем размещенных отходов, их вид и основные характеристики. Факт обследования земельного участка и обследования свалки отходов фиксируется с помощью фото- и (или) видеотехники;

— принять необходимые меры для ликвидации несанкционированной свалки отходов силами и средствами лица, ответственного за организацию сбора и вывоза отходов с территории земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка отходов;

— принять меры к выявлению лиц, способствующих возникновению несанкционированной свалки отходов, и передать соответствующие материалы в уполномоченные органы;

— принять необходимые меры для предотвращения повторного образования несанкционированной свалки на земельном участке, где ликвидирована несанкционированная свалка, либо для недопущения увеличения объема существующей несанкционированной свалки отходов.

15.4. Для выявления лица, ответственного за организацию сбора и вывоза отходов с территории соответствующего земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка отходов, уполномоченным лицом администрации направляются официальные запросы в органы государственной власти, местного самоуправления, структурные подразделения администрации, иные уполномоченные органы и организации, обладающие указанной информацией.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

15.5. В случаях когда несанкционированная свалка отходов обнаружена на земельном участке, находящемся в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации или Самарской области, и в ходе разбирательства не был выявлен собственник отходов, размещенных на несанкционированной свалке отходов, материалы по выявленной несанкционированной свалке отходов для дальнейшего разбирательства и принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки направляются в соответствующие органы государственной власти, осуществляющие функции в сфере охраны окружающей среды.

15.6. Для предотвращения повторного образования несанкционированных свалок отходов на территории (земельном участке), где была ликвидирована несанкционированная свалка отходов, выполняется следующий обязательный комплекс мероприятий:

— в зависимости от вида отходов, находившихся на ликвидированной несанкционированной свалке отходов, уполномоченными органами администрации организуется проведение проверок предполагаемых собственников (иных законных владельцев) отходов, находившихся на ликвидированной свалке отходов, на предмет соблюдения ими требований действующего законодательства по обращению с отходами и настоящего Порядка;

— в целях пресечения несанкционированного размещения отходов в местах, не предусмотренных настоящим Порядком, уполномоченными органами администрации проводятся профилактические рейды с участием должностных лиц административной комиссии, государственных контрольно-надзорных органов и сотрудников органов внутренних дел;

— уполномоченными лицами администрации проводится разъяснительная, просветительская работа с физическими и юридическими лицами, которые могут являться собственниками отходов, размещенных на ликвидируемой несанкционированной свалке отходов (включая выставление на территории ликвидированной свалки аншлагов «Свалка мусора запрещена»);

— лицами, ответственными за организацию сбора и вывоза отходов с территории соответствующего земельного участка, на котором была ликвидирована несанкционированная свалка отходов, принимаются меры по закрытию свободного доступа на соответствующие земельные участки (включая установление шлагбаумов, ликвидацию временных дорог и т.п.);

— администрацией инициируется проверка соблюдения земельного законодательства владельцами и пользователями земельных участков (целевое использование земельных участков и т.п.). Проверки проводятся уполномоченными в сфере осуществления земельного контроля органами администрации совместно с уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Постановлением администрации городского округа Жигулевск от 4 августа 2014 г. N 1974 в пункт 15.7 настоящего постановления внесены изменения

15.7. Меры, предусмотренные в пункте 15.6 настоящего Порядка, применяются также для недопущения увеличения объемов существующих несанкционированных свалок отходов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 16.6 имеется в виду пункт 15.6

15.8. Ликвидация несанкционированных свалок лицами, незаконно разместившими на них отходы, должна включать также рекультивацию и восстановление благоустройства соответствующей территории (земельного участка).

>
Финансирование работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов
Содержание
Постановление Мэра городского округа Жигулевск Самарской области от 15 декабря 2010 г. N 2803 «Об организации сбора.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

6.1. В случае сброса мусора, отходов, снега, грунта и т.п. на межселенных территориях Елизовского муниципального района вне установленных для этого мест, лица, допустившие подобные нарушения, принимают меры по устранению выявленных нарушений в течение срока, указанного должностными лицами органа администрации муниципального района, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением требований настоящих Правил, но не более 3-х суток, со дня выявления нарушения.

Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости — рекультивацию земельного участка.

6.2. В случае если в течение 20 суток не установлено лицо, разместившее отходы в несанкционированном месте, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (либо специализированной организацией, осуществляющей вывоз отходов, если предоставление данного вида услуг предусмотрено договором).

6.3. Ликвидация свалок, стихийно возникающих на территориях, не закрепленных за какими-либо хозяйствующими субъектами, осуществляется за счет средств бюджета Елизовского муниципального района.

>
Требования к проведению массовых мероприятий и к местам массового отдыха граждан
Содержание
Нормативный правовой акт Елизовского муниципального района Камчатского края от 1 августа 2013 г. N 120 «Правила благоустройства.
Читайте так же:  Административные правонарушения должностных лиц государственных органов

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник:

Меры по ликвидации несанкционированных свалок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник:

Рекомендации, которые помогут избежать споров о несанкционированных свалках

Кто обязан ликвидировать свалки

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Следовательно, если свалка появилась на территории муниципального образования, ликвидировать ее обязаны органы местного самоуправления этого муниципального образования. Однако не все так однозначно. Кроме территории, на которой размещена свалка, следует учитывать, кому принадлежит загрязненный земельный участок.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. При этом они должны применять способы, которые не наносят вреда окружающей среде. Нельзя допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на них (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Владельцы участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, химическими веществами, в том числе радиоактивными, микроорганизмами и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. Они также должны ликвидировать последствия загрязнения земель, в том числе обеспечивать их рекультивацию. Эти обязанности собственников земельных участков закреплены в статье 13 Земельного кодекса РФ.

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления и ином обращении с ними предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штраф для виновных физических лиц составляет 1–2 тыс. руб., для юридических лиц – до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до 50 тыс. руб., для должностных лиц – до 30 тыс. руб.

Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков, если она не передавалась третьим лицам по договору. В случае заключения договора аренды обязанность по уборке участка ложится на арендатора. Местные власти обязаны этот процесс контролировать.

О том, что нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка, однозначно высказался и Конституционный суд РФ.

Пример 1. Суды обязали администрацию Североуральского городского округа (Свердловская область) расчистить бесхозную свалку в лесу на окраине города. Они исходили из того, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, независимо от формы собственности земельных участков.

Муниципалитет обратился в Конституционный суд РФ с просьбой о проверке конституционности положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. По мнению чиновников, на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда, поскольку они находятся в федеральной собственности.

КС РФ указал, что спорная норма не противоречит Конституции РФ. Она не предполагает возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета свалок на лесных участках, расположенных на территории этих округов, без наделения этих органов государственными полномочиями. Уборка отходов находится в сфере ответственности муниципалитетов, однако урна или мусоропровод отличаются от бесхозной свалки в лесу. В таких случаях нужно учитывать принадлежность загрязненного земельного участка. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А ответственность за сохранность лесов несут субъекты РФ, которые наделены и соответствующим финансированием.

Конституционный суд РФ не исключил, что органы государственной власти могут обязать муниципалитеты убирать свалки в лесах. Но тогда регион должен выделить на это средства из своего бюджета (постановление от 13 октября 2015 г. № 26-П).

Почему местные власти проигрывают суды

Граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По поводу несанкционированных свалок они могут обратиться в Росприроднадзор.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора Росприроднадзор должен провести проверку, собрать материалы и вынести предписание об устранении нарушений законодательства. В компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципалитету и потребовать, чтобы тот ликвидировал несанкционированную свалку. Если нарушение со стороны муниципалитета действительно было, никакие аргументы органа местной власти в суде не сработают.

Читайте так же:  Как заполнить справку для налогового вычета

Пример 2. Прокурор Егорлыкского района Ростовской области обратился в суд с иском к администрации Балко-Грузского сельского поселения Егорлыкского района. Его требование – обязать муниципалитет в течение трех месяцев ликвидировать несанкционированную свалку на территории поселения. Суд согласился с требованием прокурора.

Администрация сельского поселения подала апелляцию с просьбой об отсрочке исполнения решения суда. Ее аргумент: расходы на ликвидацию свалок не заложены в бюджет сельского поселения на текущий год. Денежные средства для финансирования этих мероприятий можно будет предусмотреть только в следующем году. Но прокурор настаивал на том, что органы местной власти должны исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу. Суд удовлетворил требование прокурора (апелляционное определение Ростовского областного суда от 22 июня 2017 г. по делу N 33-10427/2017).

Если суд обязал администрацию муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции органов местного самоуправления полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не освободит ее от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать.

Пример 3. Суд обязал администрацию сельсовета в двухмесячный срок ликвидировать несанкционированные свалки. Но затем судебный пристав-исполнитель обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. Требования мотивировал тем, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов теперь относятся к компетенции субъектов РФ. Власти муниципального района всего лишь участвуют в организации этой деятельности на своей территории.

Судьи с приставом не согласились (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 5 июня 2017 г. по делу N 33-7122/2017). Они отметили, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ). Изъятие из компетенции органов местного самоуправления вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, соответственно, исключение статьи расходов на указанные цели – не основание прекращать исполнительное производство. Такое изъятие само по себе не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить судебное решение.

НА ЗАМЕТКУ

Когда местная власть может сама оштрафовать нарушителя

В некоторых муниципальных образованиях органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей в сфере обращения с отходами. Если такой орган накажет виновника (физическое или юридическое лицо), тот не сможет оспорить это решение в суде. Пример – в постановлении Челябинского областного суда от 24 мая 2017 г. № 4а-624/2017.

Чем граждане помогут муниципалитету

Избежать судебных споров о ликвидации стихийных свалок помогут следующие меры, которые под силу принять любому муниципалитету:

  • Создайте карту несанкционированных мусорных свалок вашего муниципального образования.
  • Разместите ее на официальном сайте муниципального образования. Привлеките к работе над картой общественность.
  • Предоставьте возможность каждому желающему сообщить о незаконной свалке. Если поступила информация о свалке, место, где она находится, отметьте на карте значком. Следите за ходом работ по ликвидации свалки. Информируйте о нем заявителя.
  • Ликвидированные свалки обозначайте значками другого цвета. Такие карты созданы во многих муниципалитетах России. Этот интернет-ресурс повысит доверие населения к органам местной власти.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если не создать муниципальную карту несанкционированных свалок, жители муниципального образования начнут размещать информацию на других интернет-ресурсах. О нарушениях на вашей территории узнает большое число пользователей, в том числе представители контрольных органов. Так, в 2017 году Центр общественного мониторинга ОНФ создал общероссийскую интернет-карту свалок в рамках проекта «Генеральная уборка». Карта находится на сайте kartasvalok.ru. На нем пользователь может оставить сообщение и отметить место незаконной свалки в любом регионе. Граждане могут сообщать о несанкционированных свалках через другие интернет-ресурсы:

  • «Экологическую карту России» (ecokarta.ru);
  • проект «Экофронт» (ecofront.ru);
  • сайты «Альянса зеленых» (russian-greens.ru), Сообщества активных граждан (igrajdanin.ru);
  • проект «Сердитый гражданин» (angrycitizen.ru).

Не все жители муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, имеют постоянный доступ в интернет. Возможно, некоторым пожилым людям будет трудно пользоваться картой несанкционированных свалок. Поэтому сделайте доступными и другие способы связи. Например, разместите на официальном сайте муниципального образования телефоны горячей линии и форму обратной связи, через которую можно сообщить о стихийной свалке.

А.И. ЗВЕРЕВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»

Источник:

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.
Читайте так же:  Какой налоговый вычет можно получить за ребенка

Учить и штрафовать

Сегодня все юридические лица, производящие мусор, обязаны иметь так называемые «паспорта отходов». Лицензированные сборщики и перевозчики мусора не имеют права взять отходы у организаций и учреждений без этих паспортов. И крупные предприятия выполняют эту норму.

— В подавляющем большинстве мелкие компании рассуждают так: «Лучше я штраф заплачу, чем эти паспорта оформлять», — говорит Екатерина Пахомова. — Получается, сами образователи мусора не дают перевозчику исполнять закон.

Перелом в ситуации, по ее мнению, наступит тогда, когда четко заработает цепочка «образователь отходов — перевозчик — полигон (утилизационное предприятие)».

А для этого нужна четкая инвентаризация отходов на уровне их образования, раздельный сбор мусора, создание высокотехнологичных линий по переработке отходов. И, конечно, жесткая система ответственности всех участников этой цепочки. Штрафы за ненадлежащее выполнение прописанных в законе обязанностей должны пугать, а не успокаивать.

По новому закону, сборщики и перевозчики отходов непременно должны иметь документ, подтверждающий их профессиональную подготовку.

Иными словами, водитель, даже высококлассный, вывезти мусор на своем КамАЗе не имеет права, пока не предоставит документ, удостоверяющий, что прошел курсы переподготовки «мусороперевозчика». Без таких документов компания-перевозчик просто не получит лицензии.

Возникает вопрос: а где на таких специалистов учат? И как быть малому бизнесу, то и дело вынужденному менять виды деятельности, приспосабливаясь к новым реалиям? Однако специалисты уверяют, что эта норма будет эффективно работать на экологическую безопасность.

— Когда водитель забирает пустые бочки или бутылки, он должен понимать, что в них хранилось и к какому классу опасности относятся эти отходы, — говорит Екатерина Пахомова. — Был пример: вывезенные с автопредприятия бочки из-под технических жидкостей экологи вскоре обнаружили в магазине, торгующем пищевыми продуктами — чуть ли не селедка в них плавала.

Обучающие курсы для среднего и низшего персонала сейчас организуют во многих вузах, где есть экологические специальности. А вот для того, чтобы в компаниях, специализирующихся на вывозе отходов, были специалисты высшего звена, необходимо, по мнению Вадима Чекалина, чтобы минобразование предусмотрело подготовку бакалавров и магистров этого специалитета.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Источник:

Право на мусор

— После 1 июля любой перевозчик мусора без лицензии может быть не просто остановлен на дороге и оштрафован — его действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность, — подчеркивает Наталья Соколова, начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора. — Правда, все эти нормы касаются только отходов I-IV классов опасности.

Свалки на учете

Изменения в законе коснутся и других элементов обращения с отходами. Так, будет составлен государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), который возьмет на учет все свалки страны, в субъектах Федерации будут составлены территориальные схемы, куда внесут не только адреса полигонов, но и данные об источниках отходов, целевые показатели по их обезвреживанию и утилизации, маршруты транспортировки и прочее.

Мусор перестанет быть «безымянным»: каждое предприятие, занимающееся вывозом отходов, отныне должно будет регистрировать конкретный адрес своей деятельности.

Это обусловлено и тем фактом, что, с тех пор как в 2012 году смягчили правила транспортировки мусора, в России, по данным Росприроднадзора, появилось 150 тысяч новых несанкционированных свалок.

Но, с другой стороны, не приведет ли эта залицензированность всего и вся лишь к удорожанию услуги по вывозу мусора, что в конечном счете печально отразится на наших с вами кошельках?

— Тотальное лицензирование в данном случае мне представляется чрезмерным, — говорит профессор Санкт-Петербургского экономического университета Вадим Чекалин. — Как показывает опыт (например, лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ), эта мера сама по себе малоэффективна. А рост платежей вследствие ее применения вполне реален. Необходим системный подход, включающий комплекс мер по обращению с отходами.

С позицией экономиста согласны и экологи.

— Сейчас возникла проблема ликвидации несанкционированных свалок, — отмечает Екатерина Пахомова, эколог-аудитор, начальник отдела экологии ООО «Валери». — Но справиться с ними не так-то просто. Скажем, наше предприятие в ответ на обращение жителей Ржевки, где вблизи несанкционированной свалки строится новый жилой массив, готово взяться за ее уничтожение. Мы все сделаем по правилам и по закону. Но дальше-то что? Посты правоохранителей по периметру выставлять? Жестко штрафовать тех, кто на «привычное место» отходы привезет?

По мнению Вадима Чекалина, эффективное уничтожение бывших свалок возможно только в случае одновременной рекультивации этого места. Чтобы оно не оставалось пустырем ни на один день, иначе повторения помойной судьбы ему не миновать.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

Читайте так же:  Иск о загрязнении окружающей среды

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Декларация на отходы

— С 1 апреля 2017 года вводится ответственность производителя отходов, — подчеркивает Наталья Соколова. — Это значит, что каждая торговая точка, к примеру, будет обязана представить декларацию о том, сколько, условно говоря, продуктов в пластиковых бутылках, сколько автошин или масел и в какой упаковке она приобрела и реализовала.

Также в декларации должен быть указан способ утилизации этих отходов. Крупное предприятие может заниматься этим самостоятельно. А может, объединившись с другими организациями и учреждениями, прибегнуть к услугам так называемого регионального оператора — такие структуры по типу регоператоров капремонта многоквартирных домов тоже будут созданы к 2017 году в каждом регионе.

Для тех же производителей отходов, кто не хочет заниматься ими самостоятельно, будет действовать экологический сбор. Размер его колеблется от одной до восьми тысяч рублей за тонну (в зависимости от класса отходов).

По мнению Вадима Чекалина, эти меры могут сыграть свою роль, если только они станут частью комплексной системы обращения с отходами. Пока же в деле декларации отходов юридических лиц больше вопросов, чем ответов. Как отчетность будет организована? Насколько простым, удобным и понятным будет сам процесс подачи декларации? Как и кем он будет контролироваться?

— Позитивный характер принимаемых решений очевиден, — говорит Вадим Чекалин. — Мы сегодня задыхаемся от накопившегося мусора, полигоны отходов переполнены. Необходимы радикальные меры, но они должны быть включены в научно обоснованную стратегию и конкретные программы обращения с отходами в регионах и муниципальных образованиях.

Евгений Харман, владелец кафе общественного питания:

— Боюсь, что новый закон не столько благотворно скажется на экологии Петербурга, сколько негативно на самочувствии малого и среднего бизнеса. Лично меня, как предпринимателя, не устраивают две вещи. Первая: введение нового порядка лицензирования неизбежно приведет к росту стоимости услуг компаний, занятых сбором и транспортировкой отходов. Второе: введение декларации или экологического сбора также с неизбежностью повлечет за собой удорожание себестоимости продукции и, как следствие, цены на наш товар. Я рискую потерять покупателя, и так поредевшего в последнее время. Кроме того, я как предприниматель уже плачу за негативное воздействие на окружающую среду и в плане выбросов, и в плане сливов. Почему же еще с меня надо брать дополнительный экологический сбор?

Дмитрий Литвинов, генеральный директор строительной компании:

— Сегодня разница в ценах у тех, кто занимается вывозом мусора профессионально и кто просто «левачит», демпингуя на стоимости, составляет порядка 15 процентов.

Я — за новый порядок лицензирования хотя бы потому, что мне, как законопослушному руководителю, будет проще сориентироваться на рынке услуг по вывозу отходов: есть лицензия, значит, будем с вами работать.

Но это палка о двух концах. Думаю, что тотальное лицензирование заметно сузит этот рынок, что неизбежно приведет к росту цен на услуги сборщиков и перевозчиков.

Источник:

Как ликвидировать свалку?

Росприроднадзор в своем письме от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833 «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014» рекомендует понимать под определениями:

  • навал мусора – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • свалка – несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более шести месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными объектами размещения отходов, соответственно размещение на них отходов должно считаться безлимитным размещением, влекущим возникновение у собственников отходов обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду с пятикратным повышающим коэффициентом.

Читайте так же:  Срок уплаты штрафа за просроченный паспорт

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 13.10.2015 № 26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В связи с этим обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору.

На основании ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п. 1 ст. 7 этого же закона к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений.

В п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (п. 1 ст. 8 указанного закона).

Таким образом, не предпринятые меры к ликвидации несанкционированной свалки нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Размещение свалки на землях приводит к ее загрязнению, что нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

При обращении граждан по фактам несанкционированных свалок в Росприроднадзор рекомендуется составлять схему расположения свалки с примерной оценкой ее объемов и привязкой к какому-либо опознавательному объекту (для определения ее точных координат). После составления схемы лучше всего сделать фотофиксацию мест свалки.

Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы. Согласно полномочиям Росприроднадзора данный контрольно-надзорный орган должен проводить проверку в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по факту обнаружения несанкционированной свалки отходов или мусора, собирать материалы и выписывать предписания об устранении нарушений законодательства. Также в компетенцию Росприроднадзора входит назначение административного штрафа за незаконные действия и подготовка материалов для передачи в природоохранную прокуратуру.

В связи с этим вам следует обратиться в Росприроднадзор, а также в природоохранную прокуратуру по факту несанкционированной свалки отходов для принятия мер по ее ликвидации. По результатам проведенной проверки прокурор вправе обратиться в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Меры по ликвидации несанкционированных свалок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here