Меры ответственности административных правонарушений

Важный материал по теме: "Меры ответственности административных правонарушений" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Административное правонарушение и административная ответственность

Основанием административной ответственности является адми­нистративное правонарушение. В ст. 2.1 КоАП определено, что ад­министративным правонарушением признается противоправное, ви­новное действие (бездействие) физического или юридического ли­ца, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административ­ная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

• противоправность, т.е. когда действиями (бездействием) на­рушаются установленные нормами права специальные прави­ла, нормы, стандарты, защищаемые нормами административ­ного права;

• виновность, так как нарушение (умышленное или неосторож­ное) субъектом установленных правил влечет административ­ную ответственность; административное правонарушение при­знается совершенным умышленно, если лицо, его совершив­шее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, а совершенным по неос­торожности, если лицо, его совершившее, предвидело воз­можность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самона­деянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последст­вий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП);

• наказуемость, потому что административным правонарушени­ем может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или зако­нами субъектов Федерации установлена административная от­ветственность, т.е. предусматривается применение к наруши­телю законодательно закрепленных мер административных наказаний.

Согласно ст. 1.5 КоАП в рамках административных правоотно­шений действует презумпция невиновности. Это положение соответ­ствует ст. 49 Конституции РФ и имеет большое практическое значе­ние. Сущность презумпции невиновности состоит в следующем:

• лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

• лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

• лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

• неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу это­го лица.

Административной ответственностью является назначение судь­ями, уполномоченными органами и должностными лицами преду­смотренного КоАП наказания за административное правонарушение.

Исследователи считают, что для административной ответствен­ности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или госу­дарственно-управленческой деятельности. Одновременно с ней дей­ствуют иные виды юридической ответственности (дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая). Являясь одним из элементов об­щего правового регулирования, она используется в случае наруше­ния или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил по­ведения, устанавливаемых законодательством и подзаконными ад­министративно-правовыми нормами.

Правила административной ответственности обладают особен­ностью правового регулирования управленческих отношений, кото­рые в силу тех или иных причин приобретают большое значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов (таможенные правила, правила, действующие на транс­порте и в дорожном движении, санитарно-эпидемиологические, экологические правила и т.п.).

Административная ответственность распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правила­ми области. При этом не имеет значения форма собственности, ве­домственная или иная форма подчиненности субъектов правонару­шения. Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам.

Свое непосредственное выражение административная ответст­венность получает в применении к лицам, совершающим админи­стративное правонарушение, особых мер административного при­нуждения — административных наказаний. Основанием админист­ративной ответственности является особый вид правонарушения — административное правонарушение.

Меры административной ответственности применяются в слу­чаях правонарушений специальными субъектами применения ад­министративной ответственности (суды, контрольно-надзорные ор­ганы и их должностные лица). Целью административной ответст­венности является защита и административно-правовых норм, и норм иных отраслей права.

Статья 2.9 КоАП допускает возможность освобождения от ад­министративной ответственности при малозначительности админи­стративного правонарушения. В этом случае орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правона­рушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограни­читься устным замечанием.

Источник:

Административное правонарушение и административная ответственность

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность – это юридическая ответственность, заключающаяся в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного взыскания.

Признаками административного правонарушения (проступка) являются:

1) общественная опасность;

Общественная опасность административных проступков заключаются в том , что они посягают на нормальный ход общественных отношений в сфере государственного и общественного порядка, прав и свобод граждан.

Например, в нарушении общественного порядка и безопасности при совершении хулиганских действий, в возникновении угрозы жизни и здоровью человека при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии и др.

Противоправность административного проступка состоит в том , что он представляет собой деяние, запрещенное законом или иным нормативным актом.

Например, нарушение правил охоты, продажи продовольственных и непродовольственных товаров и т. п.

Виновность при совершении административного проступка состоит в том , что ответственность за его совершение наступает только при наличии вины лица, то есть умысла или неосторожности .

Читайте так же:  Административная практика по привлечению несовершеннолетних к ответственности

Некоторые административные правонарушения могут быть совершены с умышленной формой вины, то есть, когда лицо сознавало противоправный характерсвоего действия (бездействия ), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к нимбезразлично (ст. 2.2. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011)).

К таким правонарушениям относятся — умышленное создание помех для дорожного движения, умышленное невыполнение требований прокурора, злостное неповиновение требованию работника полиции, мелкое хулиганство и т. п.

Неосторожность как форма вины предполагает, что лицо , совершившее административное правонарушение предвидело возможность наступления вредных последствий , своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть .

Примером административного проступка, совершенного с неосторожной формой вины может послужить передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления им, при которой водитель может рассчитывать на предотвращение аварийной ситуации на дороге, самонадеянно полагаясь на свой большой опыт и малую интенсивность движения.

Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.

Состав административного проступка образуют четыре элемента.

1) объект правонарушения — охраняемые законом общественные отношения в той или иной области, на нормальный ход которых посягает противоправное действие.

Например, объектом правонарушения , предусмотренного ст. 115 КоАП РФ — нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, является безопасность дорожного движения ;

2) объективная сторона — все противоправные действия или бездействия, которыми нарушаются установленные правила поведения.

Например, объективной стороной указанного выше административного правонарушения являются следующие действия:

— превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;

— несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части;

— пользования внешними световыми приборами;

— ремнями безопасности и др.

Совершение противоправного бездействия может выражаться, например, в не включении на транспортном средстве фар ближнего света в условиях недостаточной видимости, в темное время суток, а также в дневное время.

3) субъект правонарушения — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности (ст. 2.3. КоАП РФ) за определенную категорию правонарушений, к которым, в частности, относятся:

— нарушение правил дорожного движения;

— нарушение режима государственной границы Российской Федерации.

Законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних, предусматривая возможность рассмотрения дел об административных нарушениях комиссиями по делам несовершеннолетних, (ч.2 ст.2.3. КоАП РФ);

— в отношении несовершеннолетнего не может быть применен административный арест в качестве меры наказания (ч.2 3.9 КоАП РФ);

— смягчающим вину обстоятельством рассматривается недостижение таким лицом совершеннолетия.

В полной мере ответственность за совершенное административное правонарушение наступает в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста и обладающих в соответствии с законодательными актами РФ административной дееспособностью в полной мере;

4) субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение виновного к своим поступкам, выражающимся в двух формах вины: умысла или неосторожности.

Все вышеперечисленные признаки в совокупности определяют состав административного правонарушения и являются основанием возникновения административной ответственности.

В зависимости от объекта административного правонарушения их можно разграничить на следующие виды:

1) Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм).

2) Административные правонарушения, посягающие на собственность (мелкое хищение имущества, нарушение права государственной собственности на леса, воды).

3) Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нарушение пожарной безопасности в лесу).

4) Административные правонарушения в области промышленности (нарушения, связанные с использованием газа, повреждение электрической сети, осквернение, разрушение памятников истории и культуры).

5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).

6) Административные правонарушения в области торговли и финансов (нарушение правил торговли, уклонение от подачи декларации о доходах).

7) Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок управления (неповиновение работнику полиции, нарушение таможенных правил, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 — | 7579 — или читать все.

Источник:

Ответственность и наказание в административном праве

Административная ответственность– это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных законом административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Основанием для возникновения административной ответственности служит совершение лицом административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный или государственный порядок, государственную или личную собственность, права и свободы граждан, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение отличается от уголовного преступления меньшей степенью общественной опасности.

Читайте так же:  Функции валютного контроля осуществляет

Привлечение к административной ответственности состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.

Законодательством установлены следующие виды административных наказаний:

1) Предупреждение – применяется за совершение незначительных административных нарушений и по отношению к лицам, хорошо зарекомендовавшим себя на работе и в быту. Данное взыскание налагается путем вынесения письменного постановления компетентным государственным органом или в иной установленной законодательством форме. Устное предупреждение не считается мерой административной ответственности (это мера чисто морального характера), выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

2) Штраф– денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена или в рублях, или в кратном по отношению к минимальному размеру оплаты труда размере (второе установлено с учетом инфляции). Штраф – наиболее типичная мера административного взыскания.

3) Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.Состоит в его принудительном изъятии, реализации и последующей передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом соответствующих расходов по реализации изъятого предмета (н-р, нарушение правил перевозки огнестрельного оружия гражданами имеющими разрешение органов милиции на хранение оружия, может повлечь за собой такую меру воздействия).

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административной ответственности – это принудительное безвозмездное отчуждение непосредственно в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершения административного проступка. Конфискация назначается только судьей.

5) Лишение специального права,предоставленного конкретному гражданину (права управления транспортными средствами) применяется на срок от 1 месяца до 2 лет за грубое (н-р, управление а/м в состоянии опьянения) или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

6) Административный арест предусматривается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (н-р, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима Чрезвычайного Положения или режима в зоне проведения контртеррористических операций до 30 суток. Арест накладывается судом. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, моложе 18 лет, к инвалидам 1 и 2 групп.

7) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, заключается в принудительном и контролируемом перемещении их через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях предусмотренных законодательством РФ – в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

8) Дисквалификация –заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3-х лет.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при его длящемся характере – двух месяцев со дня его обнаружения. По некоторым проступкам (н-р, нарушение антимонопольного законодательства о рекламе, финансирование терроризма, о внутренних морских водах и т.д.) по истечении 1 года со дня совершения правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Административная ответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершенного правонарушения.

Применение мер административного наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.

Субъектами административной ответственности могут быть:

а) граждане, достигшие 16 летнего возраста;

б) должностные лица (т.е. руководители, полномочные принимать юридически властные решения), подлежащие административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

в) предусматривается административная ответственность юридических лиц.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах своей компетенции и полномочия органами государственного управления (должностными лицами) в отношении граждан и организаций не подчиненных им по службе.

К этим органам относятся:

1) судьи (мировые судьи);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии;

3) различные органы надзора и инспекции (н-р, органы пожарного надзора, Госавтоинспекция и т.д.)

Отнесение части дел об административных правонарушениях к подведомственности внесудебных органов административной юрисдикции не означает снижения уровня гарантий прав лиц, привлекаемых к ответственности. Лицам, привлекаемым к административной ответственности по решению внесудебных органов, предоставлены дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна подача жалобы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. При этом решение вышестоящего органа, должностного лица не является препятствием для обращения в суд. В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его, а в случае, если жалоба подана одновременно и в суд, и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.

Установлен десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам — срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Читайте так же:  Неисполнение решения суда судебным приставом судебная практика

Тема 9: Экологическое право.

1. Понятие и источники экологического права.

Источник:

Виды административных правонарушений и административной ответственности

Любое нарушение закона, даже если оно не несет опасности для общества, должно заканчиваться ответственностью. Она бывает разной. Административное правонарушение (понятие, виды вы будете узнавать по ходу статьи) тоже должно заканчиваться ответственностью, так как является негативным действием для общества. Наказание зависит от целей нарушителя, осознания последствий его действий. Существуют разные формы ответственности. Из этой статьи вы узнаете виды административных правонарушений и наказаний, которые за них можно получить.

Основные термины

Для начала следует рассмотреть все понятия, с которыми вам придется встретиться. Итак, административное право — это специальная отрасль юриспруденции, при помощи которой регулируются отношения сторон в сфере управления. В ней фиксируется большое количество совершенных деяний, запрещенных законом.

Административное правонарушение — это виновное действие (или его отсутствие), которое характеризуется посягательством физического или юридического лица на нормы общественного порядка, свободы и права граждан. За него полагается определенная ответственность.

Административное взыскание — это та мера, которая применяется к нарушителю. Она предполагает воспитательные цели. Ответственность за такие проступки наступает с 16 лет.

Правонарушение не стоит путать с преступлением. Проступок не является общественно опасным, хотя и может иметь определенные последствия.

Какие правонарушения являются административными?

Нужно сказать, что не все проступки регулируются КОАП. К ним относятся нарушения, осуществленные в сферах:

  • Охраны окружающей среды, здоровья, собственности.
  • Энергетики, промышленности, природопользования, строительства.
  • Ветеринарии, сельского хозяйства, мелиорации земель.
  • Дорожного движения и транспорта.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательской деятельности и бизнеса.
  • Здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Защиты границ государства.
  • Общественного порядка и безопасности.
  • Армейского учета.

Именно эти виды административных правонарушений административное право рассматривает как такие, которые не могут быть отнесены к криминальным преступлениям. Хотя тут все зависит от формы вины и серьезности наступивших последствий.

Виды наказаний

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких формах взысканий выражается ответственность нарушителя перед обществом. Их не так уж и много. За разные виды административных правонарушений (КОАП РФ прописывает различные меры наказания) существует всего 7 основных типов взыскания:

Есть и дополнительные виды наказаний:

  • Дисквалификация. Может длиться от 3-х месяцев до 3-х лет.
  • Запрет на посещение различных соревнований.
  • Приостановление деятельности. Используется в том случае, если лицо, которое ведет бизнес, нарушает основные правила осуществления действий по его поддержанию и развитию, например не оформляет соответствующие юридические документы. Максимальный срок такого наказания составляет 90 дней.
  • Административное выдворение за пределы государства. Оно происходит под контролем специальных органов. Применяется такая мера в том случае, если лицо, не имеющее гражданства или являющееся подданным другой страны, совершило такое злодеяние, которое приравнивается к действиям должностных лиц. Такое наказание не касается военнослужащих. Принимать такое решение может только суд.

Как видите, административное правонарушение (понятие, виды и другие особенности мы рассмотрели ранее) не может остаться безнаказанным.

Состав правонарушения и его виды

Эта информация является очень важной, так как именно от нее зависит степень будущей ответственности. Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, нужно выяснить элементы его состава:

  • Объект. Это именно те общественные отношения, которые подверглись посягательству.
  • Объективная сторона. Она предполагает конкретно выраженные действия, которые нарушают установленные законом нормы.
  • Субъект. Это, собственно, то лицо, которое совершило поступок. При этом оно уже должно достичь 16-летнего возраста и быть вменяемым.
  • Субъективная сторона. Она предполагает собственное отношение лица к совершенному деянию.

Перед тем как рассмотреть виды административных правонарушений, необходимо обязательно узнать типы составов таких проступков. Их всего два: формальный (в этом случае достаточно самого действия, последствия при этом совсем не важны) и материальный (здесь основным показателем являются последствия и их взаимосвязь с совершенным нарушением).

В большинстве случаев можно наблюдать именно первый тип состава нарушения. Второй усматривается лишь тогда, когда есть какие-то последствия, связанные с уничтожением имущества.

Применение административного права

При нарушении КоАП РФ привлечение к административной ответственности можно совершить в отношении юридических лиц: фирмы, корпорации, организации и прочие субъекты хозяйственной деятельности. К ответу часто привлекаются физические лица, степень строгости наказания зависит от возраста.

КоАП установлено, с какого возраста привлекают к административной ответственности. Граждане в возрасте 16 лет привлекаются к ответу за проступок, а их дела рассматриваются комиссиями города или района. Кроме того, 14-летние лица понесут наказание за нарушение ПДД и за проступки, которые не могут квалифицироваться как уголовные.

Понятие и цели административного взыскания

Виды административных правонарушений в РФ вы уже рассмотрели. Теперь следует поговорить об ответственности. Прежде всего, нужно уяснить само понятие административного взыскания. Это практическая форма выражения ответственности. Взыскание осуществляется, предполагая такие цели:

  • Предупредительную. Наказание как превентивная мера призвано обеспечить соблюдение установленных в обществе порядков. Любой человек, который захочет их нарушить, не станет этого делать, если будет знать, что понесет за это определенную ответственность.
  • Карательную. Нарушитель закона должен обязательно ответить за свои деяния.
  • Воспитательную.
  • Восстановительную. Если своими действиями лицо нанесло какой-либо ущерб, то он обязательно должен быть компенсирован.
  • Сигнализирующую.

Административные правонарушения

Классификация нарушений административного кодекса заключается в том, в какой из сфер деятельности человека было совершен проступок: экономической, политико-административной, социальной и культурной. Также разнятся нарушения в зависимости от объекта, на который они направлены. Это может быть государство, общественный порядок, безопасность общества, здоровье людей и гражданские права.

Читайте так же:  Финансовый контроль в контрактной системе

Административное право предусматривает несколько видов санкций, все зависит от того, умышленно или неумышленно был совершен проступок, было действие или бездействие, после которых последовало правонарушение. Это служит для определения видов административной ответственности.

Субъектом правонарушения может быть лицо юридическое или физическое. Для граждан существуют возрастные ограничения.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Какие виды административных правонарушений существуют, вы уже знаете. Теперь следует подробнее рассмотреть, что же такое объект и объективная сторона проступка. Итак, разберемся с первым термином. Объект – это есть тот порядок или отношения, которые давно урегулированы правовыми нормами и обязательны для выполнения каждым гражданином общества. Они охраняются специальными мерами ответственности. Кроме КОАП, такие отношения могут дополнительно регулироваться другими кодексами: экологическим, трудовым, земельным.

Что касается объективной стороны, то она является внешним проявлением нарушения установленного закона. Она включает в себя такие элементы: нежелательные последствия, которые наступили, а также деяние или бездействие, которое к ним привело. Еще одним признаком объективной стороны является взаимосвязь между нарушением и результатом. В противном случае нет состава проступка. Например, к объективной стороне можно отнести нарушение правил ПДД, которое проявляется в несоблюдении дистанции движения, требований дорожных знаков, превышении разрешенной скорости. Последствием таких действий может стать дорожно-транспортное происшествие или создание аварийной ситуации.

Если говорить о материальном составе, то примером может быть нарушение пожарной безопасности, которое приводит к уничтожению или повреждению имущества. Естественно, в этом случае необходимо проводить расследование и собирать доказательства.

К объективной стороне относятся и другие компоненты, благодаря которым определяется вид ответственности: место и способ совершения деяния, характер проступка, а также злостность и повторность осуществления нарушения.

Признаки административного правонарушения

Ст. 2.1 КоАП РФ дает определение видам административной ответственности, из которых следует, что ей предшествуют противоправные действия:

  • Деяние — осознанное нарушение правил и норм правопорядка. Примером может служить пересечение проезжей части на красный сигнал светофора или переход в неположенном месте. К деянию можно отнести бездействие гражданина в отношении своих обязательств, неявку в суд.
  • Виновность в содеянном. Например, умышленная порча имущества.
  • Противоправное деяние в отношении объекта, который представляет ценность для государства или другого человека, и подлежит охране законом.
  • Антиобщественный характер действия, полный перечень представлен в ст. 1.2 КоАП РФ.

Отметим, что существует умышленное нарушение закона и неумышленное, т.е. по неосторожности. Исходя из характера умысла, физическому лицу предъявляется обвинение и определяется степень наказания, которая зависит от возраста нарушителя.

Понятие ответственности административной

Прежде чем разобраться в понятии административного правонарушения, стоит четко определить, что оно относится к легкой степени правонарушения или нанесения вреда и не влечет за собой наказаний, связанных с лишением свободы на долгий срок.

Административная ответственность наступает в результате пренебрежения физическими и юридическими лицами правил и норм, обеспечивающих общественный порядок.

Кодекс об административных правонарушениях — это свод правил и постановлений, предусматривающий определенную степень наказания за нарушение его статей и меры административной ответственности.

В КоАП РФ административные правонарушения не носят опасный характер для окружающих, поэтому классифицируются, как неопасные. Несмотря на это, они могут повлечь за собой серьезные последствия. Например, если правонарушение совершено в области охраны природы или здравоохранения.

Классификация злодеяний

Теперь следует рассмотреть виды административно-правовых правонарушений. Представленная классификация поможет вам познакомиться с ними более подробно:

1. В зависимости от той сферы, в которой были нарушены правила:

  • в экономической;
  • в социально-культурной;
  • в политическо-административной.
Читайте так же:  Вызов понятых по административному делу

2. Относительно того объекта, на который было совершено посягательство: на государственный, общественный порядок, общественную безопасность, собственность, гражданские права и здоровье.

3. В зависимости от формы вины: умышленные или неосторожные.

4. По характеру осуществленного посягательства правонарушения бывают: в результате действия или его отсутствия.

5. В зависимости от того, каким субъектом был совершен проступок: индивидуальным или осуществленным юридическим лицом.

Как видите, КОАП (виды административных правонарушений рассматриваются именно этим кодексом) охватывает достаточно большую часть жизнедеятельности общества.

Принципы ответственности

Особенности административной ответственности:

  • законность — порядок привлечения к ответу за деяния имеет законную основу;
  • определение вины в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения;
  • ответственность только за проступки субъекта;
  • справедливое наказание, соизмеримое с виной;
  • целесообразность;
  • гуманизм — наказание не применяется для унижения личности;
  • презумпция невиновности — правонарушитель считается невиновным до того момента, пока не будет доказано обратное;
  • наказание должно быть своевременным и приведено в исполнение в самые короткие сроки.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

  1. Вина. Без нее нет нарушения. Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.
  2. Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.
  3. Наказуемость. Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Особенности административной ответственности

Юридический вид ответственности обладает рядом особенностей, а именно:

  • имеет признаки юридической ответственности и принуждения административного;
  • четко определенная нормативная законодательная база;
  • попадает под воздействие института административного права в совокупности с нормами;
  • выступает как последствие правонарушения;
  • меры административной ответственности распространяются на физических и юридических лиц;
  • реализация происходит посредством взысканий и наказаний;
  • действует наказание путем наложения его на виновного в проступке через суды, должностных лиц и исполнительные власти;
  • не влечет за собой наказание в виде увольнения с места работы и судимости;
  • зачастую носит внесудебную процедуру привлечения к ответственности.

Наказанием может служить материальное, моральное, организационное лишение.

Наказания КоАП

Административные взыскания определяются ст. 3.2 КоАП РФ. Виды административной ответственности:

  1. Предупреждения — письменное уведомление нарушителя о проступке.
  2. Штраф — взимается в пользу местного бюджета за нарушение плавил поведения в общественных местах, распитие алкогольных напитков, курение в местах, не отведенных для этого и т.п.
  3. Изъятие предмета, которым было совершено правонарушение.
  4. Конфискация орудия нарушения.
  5. Лишение некоторых прав.
  6. Арест на пятнадцать суток. Применяется в случае грубого нарушения.
  7. Депортация нерезидента или лица без гражданства за пределы России.
  8. Дисквалификация — запрет занимать посты и должности в государственных структурах, заниматься предпринимательской деятельностью.
  9. Запрет на осуществление деятельности на определенный период.

Относительно физического лица может применяться любое из наказаний.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Источник:

Понятие и виды административной ответственности. Закон об административной ответственности

Отлаженная жизнь и спокойствие граждан невозможны без установления определенных норм и правил. Законодательством Российской Федерации предусмотрены меры наказания за нарушения общественного порядка, установленных правил безопасности и посягательства на спокойствие граждан. Существует ряд законов, которыми регулируются правоотношения резидентов и нерезидентов России. За пренебрежение правилами безопасности поведения на дороге, в помещениях, за хулиганство и нарушение покоя окружающих законом предусмотрены виды административной ответственности. Она наступает в ряде случаев нарушения КоАП РФ и распространяется на всех граждан, в том числе, несовершеннолетних.

Законодательная база

Закон об административной ответственности предусмотрен в некоторых из субъектов Федерации. Общим для всех выступает кодекс, принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 г.

Документ представляет собой перечень всех возможные правонарушений в области административного законодательства. В нем представлены правила привлечения виновных к ответственности, указано, как, когда и в какие сроки наступает ответственность, кем рассматриваются дела. Кодекс претерпел изменения в августе 2018 г.

Кроме законодательного документа существует еще одна основа для обеспечения прав и свобод граждан и их обязанностей, в том числе, в области административной ответственности. Речь идет о Конституции страны. Главный документ государства определяет нерушимость целостности имущества государства и гражданина и регулирует взаимоотношения людей на основе уважения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Меры ответственности административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here