Исключение привлечения к административной ответственности

Важный материал по теме: "Исключение привлечения к административной ответственности" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 24.5 КоАП РФ

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Комментарий к Статье 24.5 КоАП РФ

1. Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой-либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения, как противоправность.

2. Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения, как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

3. Крайняя необходимость как основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4. Существует общий принцип привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства, как издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, и отмена закона, установившего административную ответственность.

5. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дается разъяснение о том, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

6. По общему правилу правоприменения лицо привлекается к ответственности за одно и то же правонарушение один раз. Поэтому производство об административном правонарушении в отношении лица должно быть прекращено, если по этим же противоправным действиям (бездействиям) в отношении данного лица уже было вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановление о возбуждении уголовного дела.

7. Смерть лица, привлекаемого к административной ответственности, также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

8. В целях более эффективного достижения задач законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 комментируемого Кодекса, при совершении ими административных правонарушений.

Читайте так же:  Ответственность за нулевую декларацию

9. Если производство по делу об административном правонарушении прекращается на стадии рассмотрения дела, то судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное постановление о прекращении дела.

Другой комментарий к Ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье определены сроки, после истечения которых исключается возможность назначения административного наказания. Указанная статья (в сравнении КоАП РФ РСФСР) претерпела значительные изменения. Во-первых, давностные сроки, установленные законодателем, зависят от вида и характера административного правонарушения; во-вторых, впервые в КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности поставлены в зависимость и от вида административного наказания (хотя такая тенденция в целом известна российскому законодательству, например, ТК); в-третьих, по определенной категории дел существенно изменились сроки назначения административных наказаний, налагаемых как на физических, так и на юридических лиц.

2. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к административной ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения, что обусловлено тем, что длящимся административным правонарушениям присущ непрерывный характер их совершения во времени.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

3. За нарушение законодательства РФ о внутренних водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении — по истечении одного года со дня его обнаружения.

4. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

5. Сроки привлечения к административной ответственности следует отличать как от сроков административного наказания, так и от сроков их исчисления. Последние находят закрепление в статьях, которыми установлены виды административных наказаний. Так, согласно ст.3.9 срок административного ареста исчисляется сутками, а в соответствии со ст.3.8, 3.11 лишение специального права и дисквалификация — годами, месяцами.

Источник:

Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность

В каждом законе есть лазейки, которые помогают избежать наказания, поэтому на законном уровне установлены обстоятельства, исключающие административную ответственность. Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП). Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.

Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих. Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона. Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Понятие ответственности

Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.

Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:

  • нарушение общественного порядка;
  • нарушение права собственности и других свобод граждан;
  • противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
  • умышленность действия и бездействия;
  • неосторожность;
  • антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).

Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно. Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием. Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.

К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет. Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности. Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.

Читайте так же:  Перенос имущественного налогового вычета на следующий год

В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве. Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.

Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:

  • фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
  • юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
  • процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-25-49

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО. Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям. При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.

Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Процесс привлечения

Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.

При этом привлечение к АО имеет свои основания:

  • наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
  • достижение виновником возраста привлечения к АО;
  • соблюдение сроков давности;
  • состояние крайней необходимости;
  • невменяемость виновника;
  • прямая связь между нарушением и его последствием;
  • обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.

АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:

  • объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
  • субъект (виновник);
  • объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
  • субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).

Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:

  • раскаяние;
  • сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
  • содействие виновного при расследовании;
  • состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
  • прекращение незаконного проступка;
  • возмещение причиненного вреда;
  • предотвращение последствий;
  • устранение правонарушения;
  • недостаточный возраст для несения АО;
  • беременность на момент совершения проступка.

Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности. Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий. Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.

Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.

Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.

Ответственность лиц госаппарата

Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц. При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц. Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.

Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:

  • совершение административного проступка;
  • неисполнение служебных функций;
  • исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.

При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности. Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание. В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:

  • злоупотребление полномочиями;
  • безосновательное повышение должностных полномочий;
  • присвоение должностных полномочий другого чиновника;
  • коррупция;
  • участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.

Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.

Источник:

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Другой комментарий к Ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Производство по делам об административных правонарушениях при наличии определенных условий, предусмотренных КоАП РФ, не может быть начато, а если оно было начато, то подлежит прекращению. Причем для этого достаточно наличия хотя бы одного из таких условий.

    Читайте так же:  Статья о исковых сроках давности

    В данной статье названы восемь подобных условий. Подавляющее их большинство имеет существенное юридическое значение и в этом смысле может квалифицироваться в качестве комплекса дополнительных гарантий обеспечения законности административно-процессуальной деятельности.

    2. Существу производства по делам об административных правонарушениях противоречит прежде всего отсутствие двух сугубо юридических показателей (факторов), без которых постановка вопроса об административной ответственности утрачивает всякий смысл. Имеется в виду отсутствие:

    а) события административного правонарушения, т.е. фактических данных, свидетельствующих о том, что налицо очевидное отклонение в поведении какого-либо лица, хотя бы внешне имеющее противоправное выражение. Таких данных нет, как нет и реальной возможности доказать обратное. Звучит данное условие весьма абстрактно, ибо событие правонарушения может отсутствовать только тогда, когда отсутствует факт его совершения, а потому и противоречит логике возбуждения административного (или любого иного) производства.

    Однако это требует официального установления. Например, гражданское законодательство признает отсутствие события гражданско-правового деликта в условиях стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, а применительно к событию административного правонарушения его отсутствие может быть установлено в ходе уже начатого производства или же усмотрением полномочного должностного лица (например, контролера), лишенного возможности обнаружить в поведении лица какие-либо признаки правонарушения;

    б) состава административного правонарушения, т.е. субъективных и объективных признаков, в совокупности дающих основание квалифицировать данное деяние как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ. При этом внимание акцентируется на недостижении физическим лицом на момент совершения правонарушения возраста, по достижении которого оно может привлекаться к административной ответственности, а также на невменяемости физического лица, совершившего правонарушение.

    3. Невменяемость лица, совершившего противоправные действия, также по понятным причинам исключает производство по делу об административном правонарушении в силу болезненного состояния его психики (ст.2.8 КоАП РФ).

    4. В КоАП РФ не включено состояние необходимой обороны в качестве обстоятельства (условия) исключения производства по делам об административных правонарушениях, как несвойственное характеру правонарушения, однако сохранено в качестве такого условия совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ). Имеется в виду причинение вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если не было иных средств ее устранения и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Например, при тушении пожара могут быть разрушены соседние постройки; иное способствовало бы распространению этого стихийного бедствия.

    5. Несколько условий, исключающих производство по делу об административном правонарушении, связаны с изменениями законодательства. Таким условием является издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, а также отмена закона, установившего административную ответственность.

    6. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности (как правило, два месяца) также препятствует началу либо продолжению производства.

    7. В п.7 комментируемой статьи 24.5 КоАП РФ сформулировано следующее условие: если по факту совершения противоправных действий лицом уже вынесено постановление о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, то по этому факту производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

    8. Естественным условием, исключающим производство, является смерть физического лица, в отношении которого оно ведется.

    9. К сожалению, КоАП РФ не предлагает четко обозначенные специфические условия, исключающие производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

    10. Как уже отмечалось, многие обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, могут быть установлены лишь в ходе этого производства.

    Источник:

    Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

    Новая редакция Ст. 4.5 КоАП РФ

    2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

    3. Если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, — со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения.

    4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

    5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

    6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

    6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

    Читайте так же:  Удержание подоходного налога проводка

    7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

    Исключающие обстоятельства

    Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.

    Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:

    • совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
    • проступок совершен вследствие самообороны;
    • виновник признан невменяемым;
    • совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
    • совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
    • истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
    • событие административного проступка отсутствует;
    • обнаружение отсутствия состава правонарушения;
    • действие виновного попадает под амнистию;
    • закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
    • смерть виновника и другие.

    Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты. Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам. Таким образом, закон на стороне справедливости.

    Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния. Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий. Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:

    • виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
    • невозможно провести установление формы вины;
    • состояние невменяемости привлекаемого гражданина.

    Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.

    Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения. Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок. Один и тот же виновник привлекается к АО за совершение противоправных действий только один раз.

    Какие категории граждан считаются должностными лицами

    В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

    Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

    Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

    В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

    1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
    2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
    3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
    4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
    5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
    6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
    7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
    8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
    9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

    Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

    К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

    Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

    Меры административного наказания

    Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

    Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

    В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

    В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

    • отсутствие состава нарушения;
    • невменяемость физлица;
    • истечение сроков давности;
    • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
    • объявленная амнистия;
    • смерть должностного лица;
    • прочие ситуации.

    Комментарий к Статье 4.5 КоАП РФ

    1. Исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности определяется моментом совершения административного правонарушения и составляет два месяца, за исключением сфер нарушения отдельных видов норм, перечень которых содержится в данной статье, где срок составляет один год. К этому перечню с 10 августа 2007 г. прибавилось нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего). По общему правилу вопрос об определении дня совершения административного правонарушения должен решаться на основании протокола, например статья 28.1 КоАП. Хотя в тех случаях, когда наказание назначается без составления протокола, то есть при отсутствии спора, на месте совершения административного правонарушения, оно объективно (ст. 28.6 КоАП). В других случаях необходимо учитывать показания потерпевшего, свидетелей, заключения экспертов и иные фактические данные, относимые к доказательствам по делу (см. ст. 26.2 КоАП).

    Читайте так же:  Незаконное ношение хранение травматического оружия

    2. При совершении длящегося правонарушения момент исчисления сроков изменяется, и отсчет ведется с самого факта обнаружения правонарушения. Так как длящиеся правонарушения осуществляются беспрерывно в течение продолжительного времени независимо от того, когда они были начаты, то их правильная квалификация имеет важное значение для объективного применения административного наказания на основании статьи 26.2 КоАП.

    Например, к ним относятся противоправные действия (бездействие), нарушающие Правила дорожного движения, определенные главой 12 КоАП РФ. Нарушение указанных Правил во многих случаях не относится к завершенному деянию, факт прекращения которого можно установить. Противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке продолжается вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение, со дня которого начинается исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности, на основании Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 28.02.2006) «О правилах дорожного движения» (Российские вести. 1993. 23 ноября (изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109, опубликованы в «Российской газете» 07.03.2006)).

    При применении данной нормы судьям необходимо учитывать Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля).

    Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

    Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

    3. В качестве самостоятельной категории урегулировано применение дисквалификации (см. комментарий к статье 3.11 КоАП). В данном случае определены сроки давности привлечения к административной ответственности в виде одного года.

    Правовые предпосылки прекращения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в связи с примирением сторон либо в связи с изменением обстановки предусмотрены соответственно ст. 25, 26 УПК.

    5. Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 25.1 КоАП РФ), о рассмотрении дела по месту его жительства (см. комментарий к статье 29.5 КоАП), когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП.

    Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП не предусматривает возможности прерывания данного срока.

    По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

    Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

    Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

    • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
    • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
    • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

    Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

    • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
    • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
    • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

    Особенности привлечения к ответственности

    Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

    Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

    Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

    1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
    2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
    3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
    4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.


    Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

    Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник:

    Источники

    Исключение привлечения к административной ответственности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here