Иск о загрязнении окружающей среды

Важный материал по теме: "Иск о загрязнении окружающей среды" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Иск о загрязнении окружающей среды

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ВРЕДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДЯЩЕГО

ВЫБРОСЫ/СБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

(возможна подача искового заявления от нескольких и более истцов)

(название суда по месту нахождения ответчика)

(Ф.И.О. гражданина, или название организации)

( полный адресгражданина, для общественных организаций и других юридических лиц — юридический адрес)

(полное название предприятия)

Адрес: ____________________ _________________

(юридический адрес предприятия)

о прекращении экологически вредной деятельности

в порядке статей 42, 46 Конституции РФ, статей 11, 91 Закона «Об охране окружающей природной среды», статей 12, 1065 Гражданского кодекса РФ

СТАТЬЯ 42 КОНСТИТУЦИИ РФ гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право нарушением.

СТАТЬЯ 11 ЗАКОНА «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ:

«Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

СТАТЬЯ 91 ЗАКОНА «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

П. 1. Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд, а граждане в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде.

СТАТЬЯ 1065 (ЧАСТЬ 2) ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Я (Мы) проживаю(ем) постоянно в ________________________________________

(указать село, город, район, область)

В непосредственной близости от места моего (нашего) жительства расположен(о) ________________________________________________________________________ (название предприятия)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В процессе своей деятельности____________________________________________

выпускает(перерабатывает и пр.) ___________________________________ _______

(указать вид выпускаемой продукции и характер деятельности)

(указать характер продукции)

в атмосферу, открытые водоемы, почву выбрасывается огромное количество вредных химических (биологических, радиоактивных) веществ __________________

(указать конкретные сведения)

При таких обстоятельствах предприятие обязано точно и неукоснительно соблюдать экологические требования и условия.

Однако ______________________ __________________________________________

(указать название предприятия-ответчика)

на протяжении многих лет не обеспечивал(о) обязательную по Закону «Об охране окружающей природной среды» безопасность окружающей природной среды и здоровья людей.

В нарушение требований статей 25, 26, 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» предприятие систематически нарушало нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.

Ответчик грубо нарушал экологические требования при эксплуатации предприятия, регламентированные статьей 45 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Ответчик не принимал эффективных мер по соблюдению технологического режима, не выполнял требования по охране природы _________________________

(указать другие нарушения требований законов «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», Водного кодекса и пр.,если они имели место, указать конкретные факты )

Грубые нарушения экологических требований и условий при эксплуатации предприятия _____________________________________________________________

привели к причинению вреда окружающей природной среде и здоровью людей. Факт загрязнения окружающей природной среды и отрицательного влияния на здоровье людей подтверждается ____________________________________________

(кратко изложить факты, подтверждающие вред: заболеваемость, смертность, возникновение определенных заболеваний, связанных с деятельностью предприятия, рождения детей с патологией и др. со ссылками на конкретные заключения, доклады, исследования и т. д.; коротко привести конкретные данные о загрязнении окружающей природной среды со ссылкой на конкретные документы — доклады, исследования, заключения)

Таким образом деятельность ____________________________________ _________,

(указать название предприятия)

причиняющая вред окружающей природной среде и здоровью людей, нарушает наше конституционное право на благоприятную окружающую среду и право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, гарантированные статьей 42 Конституции и статьей 11 Закона «Об охране окружающей природной среды».

На основании изложенного в соответствии со статьей 91 Закона «Об охране окружающей природной среды», статьей 1065 ГК РФ прошу (просим):

1. Обязать _____________________________________________________________

прекратить экологически вредную деятельность.

2. Обязать _____________________________________________________________

(указать конкретно природоохранные мероприятия, необходимые для прекращения экологически вредной

деятельности, например, установить или отремонтировать очистные сооружения, фильтры и т.п.)

1. Обязать _____________________________________________________________

прекратить свою деятельность.

2. Обязать финансирующую организацию __________________________________

(название банка, организации)

прекратить финансирование деятельности __________________________________

Приложения (примерный перечень):

1. Квитанция с печатью об уплате государственной пошлины.

2. Несколько экземпляров искового заявления (по количеству ответчиков)

3. Документы, подтверждающие нарушение ответчиком требований

4. Документы, подтверждающие загрязнение окружающей среды.

5. Документы, подтверждающие причинение вреда здоровью людей.

6. Документы, подтверждающие обращение граждан и общественных организаций к

ответчику в связи с загрязнением окружающей среды: публикации в прессе,

письменные жалобы и заявления граждан и общественных организаций.

7. Ответы на обращения.

Мы считаем целесообразным массовое обращение граждан с исками о прекращении экологически вредной деятельности.

Источник:

Как написать жалобу на загрязнение окружающей среды

Напишите жалобу на действия по загрязнению природы и окружающей среды. Нарушения законов в области экологии и природопользования случаются регулярно. Чаще всего они касаются атмосферного воздуха (выбросы вредных веществ), рек и водоемов (сбросы отходов), природных ресурсов и объектов животного мира. Борьба с указанными и другими нарушениями входит в сферу работы многих государственных и муниципальных служб, которые, кроме выполнения своих основных функций, обязаны рассматривать обращения граждан (ФЗ-59)

Жалоба в Росприроднадзор

Росприродназдор выполняет контроль и надзор в области природопользования. В рамках своей компетенции занимается охраной окружающей среды, включая обращение с отходами. Орган следит за выполнением нормативов выбросов вредных веществ, за выполнением норм законов о сохранности водных объектов и утилизации отходов. Осуществляет лицензирование работы, направленной на обращение с отходами. По всем нарушениям в указанных сферах писать обращение следует именно сюда.

Структурные подразделения Росприродназдора функционируют во всех регионах РФ.

Подать жалобу граждане могут:

  • В ходе личного посещения центрального аппарата ведомства: 125993, г. Москва, ул. Б. Грузинская 4/6. Тел.: 8 (499) 254-25-77.
  • В ходе личного посещения территориального управления ведомства. Для жителей столицы: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39-а. Тел.: 8 (499) 611-04-36.
  • В электронной форме через сайт учреждения: www.rpn.gov.ru.

Кроме этого работает горячая линия ведомства: 8-800-700-8-800 – по вредным выбросам в атмосферу, 8 800 550-80-45 – для сообщений о ЧС, 8 800 753-30-92 – по фактам коррупции среди должностных лиц, 8 800 550-80-45 – для получения справочной информации.

Заявление в письменной форме подается с соблюдением требований, предъявляемых к оформлению документов. В процессе написания должен соблюдаться официально-деловой стиль, а в содержании нужно указать:

  • наименование документа;
  • ФИО должностного лица, если обращение направлено конкретному сотруднику;
  • ФИО и контактные данные заявителя;
  • суть жалобы с аргументацией;
  • дату и подпись.
Читайте так же:  Возврат имущественного налога супругами

Для подтверждения фактов, указанных в заявлении, желательно приложить доказательственную базу – документы, фото-, видеоматериалы и т.д.

В местную администрацию

Во всех регионах страны функционируют департаменты, управления и отделы, в компетенцию которых включены обязанности по охране окружающей среды, водных ресурсов, представителей животного мира и экологии. Данные учреждения отвечают за проведение мероприятий, направленных на выявление физ. и юр. лиц, которые не соблюдают природоохранное законодательство и занимаются загрязнением окружающей среды.

Способы подачи заявлений:

  • Личное посещение городской, районной администрации либо местного органа исполнительной власти, который уполномочен рассматривать подобные заявления. Например, жители столицы могут обратиться в департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Адрес: 119991, «Москва ГСП-1». Тел. 8 (495) 690-58-48. E-mail: [email protected]
  • По номеру телефона горячей линии. Для жителей Москвы: 8 (495) 777-77-77.
  • Через электронную приемную сайта администрации. Для жителей столицы: eco.mos.ru/reception.

Кроме этого письменную жалобу можно отправить почтой в адрес местной администрации или территориального отделения уполномоченного ведомства.

Заявление в письменном виде составляется с соблюдением аналогичных требований, как и жалобы в Росприроднадзор. Для подтверждения фактов отраженных в жалобе желательно прикладывать документы и другие материалы, которые могут служить доказательственной базой по факту обращения.

Образец документа:

Исковое заявление о возмещения вреда здоровью и имуществу, причиненного загрязнением атмосферного воздуха

Вследствие деятельности ответчика, а именно: _________________________, в атмосферный воздух выбрасывается большое количество вредных веществ, а именно: __________________, что подтверждается _________________________.

Ответчик не выполняет следующие требования по охране атмосферного воздуха: ___________________________________.

Грубые нарушения экологических требований привели к загрязнению атмосферного воздуха, в результате чего истцу был причинен вред здоровью в виде _________________________ на сумму _____ (__________) рублей, что подтверждается _________________________, а также вред имуществу в виде _________________________ на сумму _____ (__________) рублей, что подтверждается _________________________.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» граждане имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вред, причиненный здоровью, имуществу граждан загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии — в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 29, ст. 32 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, прошу:

1. Обязать ответчика возместить истцу вред здоровью в виде _________________________, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, на сумму _____ (__________) рублей.

2. Обязать ответчика возместить истцу вред имуществу в виде _________________________, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, на сумму _____ (__________) рублей.

1. Документы, подтверждающие выброс ответчиком вредных веществ в атмосферный воздух.

2. Документы, подтверждающие ущерб здоровью истца и их размер.

3. Документы, подтверждающие ущерб имуществу истца и их размер.

4. Расчет суммы исковых требований.

5. Копия требования истца от «__»___________ ____ г. N _____.

6. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

7. Копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

9. Доверенность представителя от «__»___________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

10. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

При цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, в качестве суда первой инстанции спор рассматривает мировой судья (п. 5 ч. 1 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ), свыше пятидесяти тысяч рублей — в качестве суда первой инстанции спор рассматривает районный суд (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ, определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при цене иска до 20 000 рублей составляет 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей, от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей, от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей, свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.


Источник:

Загрязнение окружающей среды

  • Подскажите куда и к кому можно обратиться с проблемой загрязнения окружающей среды.
  • Как правильно написать заявление на загрязнение окружающей среды?
  • Обязано ли казенное учреждение сдавать отчет по загрязнению окружающей среды в 2015
  • Должно ли ТСЖ платить взносы за загрязнение окружающей среды.
  • Публикации
  • Охрана окружающей среды
  • Негативное воздействие на окружающую среду
  • Закон об охране окружающей среды
  • Возмещение вреда окружающей среде
  • Природопользование и охрана окружающей среды

Источник:

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, НАНЕСЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ФОРМА no. 7

Приложение 1
к Методическим указаниям
по оценке и возмещению вреда, нанесенного
окружающей природной среде в результате
экологических правонарушений
Форма 7
(образец)
В ____________________________________________________________________
(указывается наименование суда, арбитражного суда)
Истец ________________________________________________________________
(указывается наименование потерпевшей стороны, адрес)
Ответчик _____________________________________________________________
(указывается наименование виновной стороны, адрес)
Цена иска __________________________________________________ тыс. руб.
(указывается прописью)
______________________________________________________________________
(дата подачи заявления)

Источник:

Исковое заявление общественного объединения в суд общей юрисдикции о возмещении вреда окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха

Дежурные юристы

Для жильцов весьма неприятны ситуации, когда в подъезде либо в квартире постоянно присутствует…

Напишите жалобу на нарушения при вывозе ТБО. Их уборка на территории РФ носит…

Напишите жалобу на вырубку лесных насаждений. Незаконная вырубка леса – актуальная проблема для…

Источник:

Исковое заявление в суд общей юрисдикции о возмещения вреда здоровью и имуществу, причиненного загрязнением атмосферного воздуха

В Минприроды

Росприроднадзор находится в прямом подчинении Минприроды РФ. Поэтому в случае бездействия данного органа граждане могут подать жалобу в профильное ведомство. Кроме этого в ведении Минприроды находятся любые вопросы о соблюдении экологических норм и природоохранного законодательства.

Заявления граждан принимаются следующими способами:

  • На личном приеме. Адр: 125993, г. Москва, ул. Большая Грузинская, 4/6. Тел.: 8 (499) 254-48-00, 8 (800) 222-48-01.
  • Почтой РФ.
  • Через сайт: mnr.gov.ru.

Жалобы могут быть частными и коллективными. Индивидуальный вариант аналогичен обращению в Росприроднадзор. Коллективное обращение составляется на основе единой структуры:

  • Шапка – пишется ведомство и лицо, которому предназначен документ.
  • Кратное вступление – указывается проблема, объединяющая всех заявителей.
  • Основная часть – перечисляются факты правонарушений со ссылками на нормы законов.
  • Заключение – отражаются требования или ожидания по итогам рассмотрения обращения.
Читайте так же:  Фнс заявление на возврат излишне уплаченного налога

Коллективный документ подписывают все заявителя, и ставится текущая дата.

Видео: Московский мусор едет по России

В Ростехнадзор

Ведомство занимается проведением химических исследований и сбором информации о фактах загрязнения воздуха и окружающей среды в целом, а также решением экологических проблем.

Заявления граждан принимаются в ходе личного посещения территориального управления или Центрального офиса Ростехнадзора по адр.: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1. Тел.: 8 (495) 645-94-82. E-mail: [email protected]

Письменную жалобу в адрес ведомства можно отправить посредством почтовой пересылки. Документ не имеет строгих норм по заполнению. Необходимо подробно описать причины обращения и обстоятельства совершения противоправных действий.

В прокуратуру

Прокуратура рассматривает заявления о нарушениях закона во всех сферах, в том числе по фактам загрязнения окружающей среды. В структуре ведомства функционирует природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за выполнением природоохранного законодательства. Поэтому подобные жалобы целесообразно отправлять в ее подразделения, которые работают во всех регионах РФ. Вместе с тем вопросами охраны окружающей среды может заниматься и обычная прокуратура, поэтому граждане могут обращаться в любые территориальные отделения ведомства.

Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы расположена по адр.: 117420, Москва ул. Профсоюзная, д. 41. Тел.: 8 (499) 723-01-07. E-mail: [email protected] Сайт ведомства: www.mosproc.ru/proks/priroda.php.

Жалоба, составленная в письменном виде, должна содержать сведения об обстоятельствах правонарушения, анкетные и контактные данные заявителя, его подпись и дату составления. Если текст обращения не читаем, в содержании присутствует брань, оскорбления или угрозы либо это повторное заявление по старому вопросу, направленное без предоставления новых фактов, то в рассмотрении может быть отказано (перечисленные причины отказа распространяются на любые обращения в госорганы).

Ответственность

По итогам рассмотрения жалоб по факту загрязнения окружающей среды виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В главе 8 КоАП РФ отражены все правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В главе 26 УК РФ содержатся все экологические преступления. Вид санкции зависит от обстоятельств, тяжести правонарушения и последствий, которые наступили после совершения противоправных действий.

Образец документа:

Исковое заявление о возмещении вреда окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха

Вследствие деятельности ответчика, а именно: _________________________, в атмосферный воздух выбрасывается большое количество вредных веществ, а именно: ____________________, что подтверждается _________________________.

Ответчик не выполняет следующие требования по охране атмосферного воздуха: ___________________________________.

Грубые нарушения экологических требований привели к загрязнению атмосферного воздуха, в результате чего был причинен вред окружающей среде в виде _________________________ на сумму _____ (__________), что подтверждается _________________________.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вред, причиненный окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии — в полном объеме за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

2. Обязать ответчика возместить вред окружающей среде, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, в виде _________________________ на сумму _____ (__________) рублей.

1. Документы, подтверждающие выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

2. Документы, подтверждающие причинение вреда окружающей среде.

3. Копия требования истца от «__»___________ ____ г. N _____.

4. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

5. Копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от «__»___________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

При цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, в качестве суда первой инстанции спор рассматривает мировой судья (п. 5 ч. 1 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ), свыше пятидесяти тысяч рублей — в качестве суда первой инстанции спор рассматривает районный суд (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Цена иска по искам о взыскании денежных средств, согласно п. 1 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса РФ, определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы.

Госпошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, при цене иска до 20 000 рублей составляет 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей, от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей, от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей, от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей, свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Источник:

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, как способ защиты гражданских прав

Т.А.Тупота, студент магистратуры кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета

З емля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир являются компонентами окружающей среды, а также природными богатствами. Конституцией РФ провозглашено об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а также о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме [1, 2, 3].

Основными нормативно-правовыми актами, устанавливающими требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или её компонентам в результате экологического правонарушения являются Конституция РФ (ст. 42), Водный кодекс РФ (ст. 69), Земельный кодекс РФ (ст. 76), Лесной кодекс РФ (ст. 100), федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (ст. 77, 78), федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ (ст. 32), федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире» (ст. 56), федеральный закон «О недрах» № 2395−1 (ст. 51), а также Гражданский кодекс РФ (ст. 1064).

Гарантом конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду является один из важнейших органов в системе экологического управления Российской Федерации — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (далее — Росприроднадзор). Начиная с 2004 года Росприроднадзор обеспечивает экологическую безопасность в России, осуществляет федеральный государственный экологический надзор и является лицом, которое вправе предъявить иск о возмещении вреда, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающейсреды[1, 4].

Таким образом, Росприроднадзор, обладая особым публично-правовым статусом, с одной стороны, является контрольно-надзорным органом, с другой — представителем интересов публично-правового образования, который выступает не только в защиту своих прав, но и в защиту группы граждан или неопределенного круга лиц, чье право закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет [1].

Читайте так же:  Сроки применения административного задержания

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды [1].

По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде является способом защиты гражданских прав, который осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре или возмещения убытков [5]. Рассмотрим на примере судебной практики Росприроднадзора наиболее применяемые способы возмещения вреда, причиненного окружающей среде — в натуре или в стоимостном выражении.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что условно загрязнение окружающей среды можно разделить следующим образом: загрязнение почвы отходами и другими опасными веществами; сброс сточных вод в водный объект; загрязнение атмосферного воздуха; безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод; безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания. При этом, в случае первых двух видов загрязнения, возможно восстановление нарушенного состояния окружающей среды, например, в результате проведения рекультивации земель или других мероприятий по устранению загрязнения. В свою очередь, при других видах загрязнения техническая возможность проведения восстановительных работ отсутствует. Согласно судебной практике по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, основными видами вреда являются такие загрязнения, загрязнение почвы отходам, как сброс сточных вод в водный объект, загрязнение почвы сточными водами.

Вред, причиненный окружающей среде, выявляется Росприроднадзором в ходе проведения плановых и внеплановых проверок и фиксируется в акте проверки. По результатам проведения проверки лицо, причинившее вред, привлекается к административной ответственности. Далее, до обращения с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Росприроднадзор предъявляет рассчитанный в денежном выражении ущерб лицу, причинившему вред, для его оплаты в добровольном порядке в течение определенного времени, как правило, тридцати календарных дней. В случае отсутствия добровольной оплаты, вред, причиненный окружающей среде, взыскивается Росприроднадзором в судебном порядке. Как правило, исковые требования основаны на материалах дела об административном правонарушении по факту нарушения ответчиком природоохранного законодательства.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Суд при рассмотрении спора выясняет в первую очередь обоснованность иска, и если эти условия доказаны, то, как правило, удовлетворяет иск [6].

Так, например, заслуживает внимание дело по иску Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к муниципальному предприятию МБУ МО город Горячий Ключ «Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в размере 5 097 400 руб. Доводом Управления Росприроднадзора к предъявлению иска послужило установление границ свалки твердых бытовых отходов за пределами установленных границ для ее эксплуатации, что является порчей почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв. В ходе судебного заседания истец подтвердил порчу почв лабораторными исследованиями, указывающими превышение ряда загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимыми концентрациями содержания таких веществ в почве. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от исковые требования удовлетворены в полном объеме. По кассационной жалобе Арбитражным судом Северо-Кавказского округа данное дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого исковые заявления удовлетворены в полном объеме. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности порчи земель в результате их захламления твердыми коммунальными отходами [7].

В свою очередь, арбитражный суд Ставропольского края частично удовлетворил исковые требования Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу к ГМУП ЖКХ о взыскании ущерба, причиненного почвам в результате: несанкционированного размещения отходов производства и потребления в размере 10 711 440 руб. и порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объемами в размере 219 240 руб. В последнем судом отказано, в связи с тем, что Департаментом не представлено доказательств полного перекрытия поверхности почвенного слоя на земельном участке по вине ответчика с возникновением последствий в виде необратимости порчи почвы [8].

Выбор надлежащего способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. При этом определение способа возмещения вреда — в натуре или в денежном выражении — зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков). С учетом конкретных обстоятельств по делу, суд, оценивая в каждом случае эффективность таких способов, вправе применить тот, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства [9].

В то же время, имеются случаи, когда иски о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, не подлежат удовлетворению. При определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда [9].

Например, по делу о взыскании Управлением Росприроднадзора по Курской области с ООО «СоюзНефтеГаз» вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами в сумме 60 000 руб., арбитражный суд Белгородской области принял решение об отказе в удовлетворении иска в связи с тем, что ответчиком были приняты незамедлительные меры по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, путем устранения последствий розливов нефтепродуктов и проведения рекультивации земель за счет собственных средств на общую сумму 168 500 руб. до вынесения соответствующего предписания [11].

Аналогичное решение было принято при повторном рассмотрении Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу о взыскании Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) с администрации муниципального образования «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ущерба, причиненного почвам, в размере 31 200 000 рублей. В данном решении суд пришел к выводу о том, что ответчиком приняты меры по устранению последствий допущенного нарушения путем проведения работ по рекультивации земли на загрязненном участке [12].

Также, следует обратить на то, что в некоторых случаях судами не принимается во внимание фактически выполненные работы по устранению вреда, причиненного окружающей среде. Так, арбитражный суд Челябинской области удовлетворил в полном объеме исковые требования Управления Росприроднадзора по Челябинской области к ООО «Энергопром» о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, в результате химического загрязнения почв нефтепродуктами, указав, что ответчиком ни проект рекультивации, ни проект восстановительных работ не представлены, при этом представленные ответчиком документы о приеме-передаче грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, подтверждает только устранение последствий административного правонарушения [13].

Таким образом, анализ судебной практики по взысканию Росприроднадзором вреда, причиненного окружающей среде, показывает, что административным органом требование о возмещении вреда, осуществляется путем возмещения убытков (в стоимостном выражении), при этом суд, удовлетворяя такие требования, может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре, или отказать в удовлетворении в связи с проведением восстановительных работ натуральным способом.

Читайте так же:  Судебный штраф за неисполнение решения суда гпк

По данным проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году», подготовленного Минприроды России, в 2017 году Росприроднадзором предъявлено 128 ущербов на общую сумму 957 140,03 тыс. руб., в добровольном порядке взыскано 55 ущербов, из них 51 ущерб на общую сумму 13 788,23 тыс. руб., 4 ущерба взыскано в натуре (проведена рекультивация). Почти 50 рассчитанных ущербов находятся на рассмотрении в судах [14].

Между тем, следует отметить, что выплаты, осуществляемые лицом, причинившим вред окружающей среде, носят компенсационный характер и, в силу положений ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, указанные компенсации по нормативу 100% зачисляются в доход того бюджета, из которого должны быть произведены расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды [15]. Однако, в настоящее время, целевой характер расходования данных денежных средств законом не установлен. Поступающие средства в бюджеты расходуются в соответствии с бюджетными обязательствами и могут быть не связаны с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, что не позволяет решить вопрос о реальной компенсации причиненного ущерба.

При таких обстоятельствах, возможно предположить, что приоритетным способом возмещения вреда окружающей среде является возмещение в натуральной форме с целью восстановления естественного состояния природной среды и ее компонентов. В случае порчи земель, необходимо их восстановление путем проведения рекультивационных либо иных восстановительных работ. В случае технической невозможности проведения рекультивации земель — посредством проведения равноценных работ и мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, было бы правильным решение о необходимости установления на законодательном уровне требований по организации органами государственной власти или органами местного самоуправления, в бюджет которого зачислены денежные средства, направленные добровольно по возмещению вреда окружающей среде или по искам о возмещении вреда окружающей среде в стоимостном выражении, в течение календарного года, следующего за годом зачисления этих денежных средств, проведения рекультивации земель, либо других мероприятий по восстановлению окружающей среды, озвученное в отклоненном Государственной Думой законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде» [16].

Список использованных источников:

Источник:

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, как способ защиты гражданских прав

Т.А.Тупота, студент магистратуры кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета

З емля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир являются компонентами окружающей среды, а также природными богатствами. Конституцией РФ провозглашено об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а также о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме [1, 2, 3].

Основными нормативно-правовыми актами, устанавливающими требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или её компонентам в результате экологического правонарушения являются Конституция РФ (ст. 42), Водный кодекс РФ (ст. 69), Земельный кодекс РФ (ст. 76), Лесной кодекс РФ (ст. 100), федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (ст. 77, 78), федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ (ст. 32), федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире» (ст. 56), федеральный закон «О недрах» № 2395−1 (ст. 51), а также Гражданский кодекс РФ (ст. 1064).

Гарантом конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду является один из важнейших органов в системе экологического управления Российской Федерации — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (далее — Росприроднадзор). Начиная с 2004 года Росприроднадзор обеспечивает экологическую безопасность в России, осуществляет федеральный государственный экологический надзор и является лицом, которое вправе предъявить иск о возмещении вреда, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающейсреды[1, 4].

Таким образом, Росприроднадзор, обладая особым публично-правовым статусом, с одной стороны, является контрольно-надзорным органом, с другой — представителем интересов публично-правового образования, который выступает не только в защиту своих прав, но и в защиту группы граждан или неопределенного круга лиц, чье право закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет [1].

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды [1].

По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде является способом защиты гражданских прав, который осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре или возмещения убытков [5]. Рассмотрим на примере судебной практики Росприроднадзора наиболее применяемые способы возмещения вреда, причиненного окружающей среде — в натуре или в стоимостном выражении.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание, что условно загрязнение окружающей среды можно разделить следующим образом: загрязнение почвы отходами и другими опасными веществами; сброс сточных вод в водный объект; загрязнение атмосферного воздуха; безвозвратное изъятие поверхностных и подземных вод; безвозвратное уничтожение объектов животного и растительного мира и (или) мест их обитания. При этом, в случае первых двух видов загрязнения, возможно восстановление нарушенного состояния окружающей среды, например, в результате проведения рекультивации земель или других мероприятий по устранению загрязнения. В свою очередь, при других видах загрязнения техническая возможность проведения восстановительных работ отсутствует. Согласно судебной практике по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, основными видами вреда являются такие загрязнения, загрязнение почвы отходам, как сброс сточных вод в водный объект, загрязнение почвы сточными водами.

Вред, причиненный окружающей среде, выявляется Росприроднадзором в ходе проведения плановых и внеплановых проверок и фиксируется в акте проверки. По результатам проведения проверки лицо, причинившее вред, привлекается к административной ответственности. Далее, до обращения с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Росприроднадзор предъявляет рассчитанный в денежном выражении ущерб лицу, причинившему вред, для его оплаты в добровольном порядке в течение определенного времени, как правило, тридцати календарных дней. В случае отсутствия добровольной оплаты, вред, причиненный окружающей среде, взыскивается Росприроднадзором в судебном порядке. Как правило, исковые требования основаны на материалах дела об административном правонарушении по факту нарушения ответчиком природоохранного законодательства.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Суд при рассмотрении спора выясняет в первую очередь обоснованность иска, и если эти условия доказаны, то, как правило, удовлетворяет иск [6].

Читайте так же:  Применение срока исковой давности в гражданском процессе

Так, например, заслуживает внимание дело по иску Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к муниципальному предприятию МБУ МО город Горячий Ключ «Централизованная ремонтно-эксплуатационная служба» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в размере 5 097 400 руб. Доводом Управления Росприроднадзора к предъявлению иска послужило установление границ свалки твердых бытовых отходов за пределами установленных границ для ее эксплуатации, что является порчей почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв. В ходе судебного заседания истец подтвердил порчу почв лабораторными исследованиями, указывающими превышение ряда загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимыми концентрациями содержания таких веществ в почве. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от исковые требования удовлетворены в полном объеме. По кассационной жалобе Арбитражным судом Северо-Кавказского округа данное дело направлено на новое рассмотрение, по результатам которого исковые заявления удовлетворены в полном объеме. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности порчи земель в результате их захламления твердыми коммунальными отходами [7].

В свою очередь, арбитражный суд Ставропольского края частично удовлетворил исковые требования Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу к ГМУП ЖКХ о взыскании ущерба, причиненного почвам в результате: несанкционированного размещения отходов производства и потребления в размере 10 711 440 руб. и порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объемами в размере 219 240 руб. В последнем судом отказано, в связи с тем, что Департаментом не представлено доказательств полного перекрытия поверхности почвенного слоя на земельном участке по вине ответчика с возникновением последствий в виде необратимости порчи почвы [8].

Выбор надлежащего способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. При этом определение способа возмещения вреда — в натуре или в денежном выражении — зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков). С учетом конкретных обстоятельств по делу, суд, оценивая в каждом случае эффективность таких способов, вправе применить тот, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства [9].

В то же время, имеются случаи, когда иски о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, не подлежат удовлетворению. При определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда [9].

Например, по делу о взыскании Управлением Росприроднадзора по Курской области с ООО «СоюзНефтеГаз» вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земельного участка нефтепродуктами в сумме 60 000 руб., арбитражный суд Белгородской области принял решение об отказе в удовлетворении иска в связи с тем, что ответчиком были приняты незамедлительные меры по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, путем устранения последствий розливов нефтепродуктов и проведения рекультивации земель за счет собственных средств на общую сумму 168 500 руб. до вынесения соответствующего предписания [11].

Аналогичное решение было принято при повторном рассмотрении Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) по делу о взыскании Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) с администрации муниципального образования «Поселок Белая Гора» Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ущерба, причиненного почвам, в размере 31 200 000 рублей. В данном решении суд пришел к выводу о том, что ответчиком приняты меры по устранению последствий допущенного нарушения путем проведения работ по рекультивации земли на загрязненном участке [12].

Также, следует обратить на то, что в некоторых случаях судами не принимается во внимание фактически выполненные работы по устранению вреда, причиненного окружающей среде. Так, арбитражный суд Челябинской области удовлетворил в полном объеме исковые требования Управления Росприроднадзора по Челябинской области к ООО «Энергопром» о взыскании вреда, причиненного окружающей среде, в результате химического загрязнения почв нефтепродуктами, указав, что ответчиком ни проект рекультивации, ни проект восстановительных работ не представлены, при этом представленные ответчиком документы о приеме-передаче грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, подтверждает только устранение последствий административного правонарушения [13].

Таким образом, анализ судебной практики по взысканию Росприроднадзором вреда, причиненного окружающей среде, показывает, что административным органом требование о возмещении вреда, осуществляется путем возмещения убытков (в стоимостном выражении), при этом суд, удовлетворяя такие требования, может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре, или отказать в удовлетворении в связи с проведением восстановительных работ натуральным способом.

По данным проекта Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году», подготовленного Минприроды России, в 2017 году Росприроднадзором предъявлено 128 ущербов на общую сумму 957 140,03 тыс. руб., в добровольном порядке взыскано 55 ущербов, из них 51 ущерб на общую сумму 13 788,23 тыс. руб., 4 ущерба взыскано в натуре (проведена рекультивация). Почти 50 рассчитанных ущербов находятся на рассмотрении в судах [14].

Между тем, следует отметить, что выплаты, осуществляемые лицом, причинившим вред окружающей среде, носят компенсационный характер и, в силу положений ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, указанные компенсации по нормативу 100% зачисляются в доход того бюджета, из которого должны быть произведены расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды [15]. Однако, в настоящее время, целевой характер расходования данных денежных средств законом не установлен. Поступающие средства в бюджеты расходуются в соответствии с бюджетными обязательствами и могут быть не связаны с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, что не позволяет решить вопрос о реальной компенсации причиненного ущерба.

При таких обстоятельствах, возможно предположить, что приоритетным способом возмещения вреда окружающей среде является возмещение в натуральной форме с целью восстановления естественного состояния природной среды и ее компонентов. В случае порчи земель, необходимо их восстановление путем проведения рекультивационных либо иных восстановительных работ. В случае технической невозможности проведения рекультивации земель — посредством проведения равноценных работ и мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, было бы правильным решение о необходимости установления на законодательном уровне требований по организации органами государственной власти или органами местного самоуправления, в бюджет которого зачислены денежные средства, направленные добровольно по возмещению вреда окружающей среде или по искам о возмещении вреда окружающей среде в стоимостном выражении, в течение календарного года, следующего за годом зачисления этих денежных средств, проведения рекультивации земель, либо других мероприятий по восстановлению окружающей среды, озвученное в отклоненном Государственной Думой законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде» [16].

Список использованных источников:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Иск о загрязнении окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here