Финансовый контроль в системе управления финансами

Важный материал по теме: "Финансовый контроль в системе управления финансами" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Финансовый контроль, его место в управлении финансами

Контроль является одной из основных функций процесса управления и осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и другие виды контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых субъектами контроля по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью своевременного получения полной и достоверной информации о реализации принятых управленческих решений.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полной и достоверной информации о ходе реализации управленческих решений и выявлении отклонений и нарушений в процессе управления финансами для принятия адекватных управленческих решений на макро– и микро– уровнях.

Цель финансового контроля реализуется путем решения определенных задач.

Основными задачами финансового контроля являются:

· обеспечение устойчивости финансовой системы и соблюдения финансовых интересов всех субъектов финансовой системы;

· создание условий для роста финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, а также законного, целесообразного и эффективного их использования;

· обеспечение результативности финансовой политики государства;

· предупреждение и пресечение правонарушений в финансовой сфере;

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных основополагающих правил или принципов.

Основополагающие принципы финансового контроля, которые были положены в основу построения системы, прежде всего, государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году в городе Лиме (Перу) и нашли свое отражение в Лимской Декларация руководящих принципов контроля.

К основным принципам финансового контроля относится следующие принципы: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность.

Исходя из субъектов, осуществляемых финансовый контроль, традиционно выделяют такие виды контроля, как государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ассигнований, а также целесообразности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Государственный финансовый контроль включает в себя общегосударственный и ведомственный (внутриведомственный) контроль.

Общегосударственный финансовый контроль проводится президентом, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Главной целью общегосударственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе мобилизации и расходования государственных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, федеральных служб за деятельностью подотчетных им территориальных органов и учреждений.

Негосударственный финансовый контроль включает: аудиторский контроль, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудиторская деятельность) представляет собой деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями и аудиторами по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. Под достоверностью понимают степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют: обязательный и инициативный аудит.

Внутрихозяйственный контроль — это внутренний контроль, осуществляемый специальными подразделениями, предусмотренными управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также внутренними ревизорами и ревизионными службами.

Под общественным контролем понимают: в широком смысле — контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, то есть, без участия специальных государственных контрольных органов. Как правило, общественный контроль осуществляется на безвозмездной основе.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный (банковский) контроль, контроль за деятельностью государственных внебюджетных фондов и другие виды.

В зависимости от времени проведения выделяют такие формы контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово–хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно–финансовым вопросам. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения финансово–хозяйственных операций. Например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассовых расходов бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово–хозяйственных операций. Он отличается более глубоким изучением объекта контроля. Последующий контроль, например, осуществляется: в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов; аудиторская проверка, осуществляемая по результатам финансово–хозяйственной деятельности юридического лица за очередной финансовый год.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят: проверку, ревизию, надзор, другие методы.

Проверка — это единичное контрольное действие или система контрольных действий в отношении определенных финансово–хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово–хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц.

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления (например, надзор осуществляется, за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, а также органов, осуществляющих финансовый контроль и их должностных лиц.

При нарушении установленных норм права возникают такие виды ответственности, как: административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Важнейшим направлением совершенствования всех видов финансового контроля является повышение его эффективности. Необходимо разработать систему качественных и количественных показателей, которая позволит оценить эффективность формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, а также оценить эффективность деятельности контрольных органов.

Литература по теме:

1. Финансы : Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

2. Финансы : Учебник / С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010.

3. Финансы, налоги и кредит : Учебник / Под общей ред. И.Д. Мацкуляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во РАГС, 2007.

4. Зиганшина Л.А. Использование системы индикаторов в бюджетном планировании // Финансы и кредит. — 2010. — № 12.

5. Золотарев С.Н. Зарубежный опыт бюджетирования как метода финансового планирования // Финансы. – 2009. – № 1. – С. 69-70.

6. Тихомиров Н.П. Бюджетное планирование в условиях риска // Финансы и кредит. — 2009. — № 22.

7. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Каковы объективные предпосылки управления финансами?

3. Каковы объекты и субъекты управления финансами на макро- и микроуровне.

4. Охарактеризуйте функциональные элементы управления финансами.

5. Дайте определение финансового планирования. Чем финансовое планирование отличается от финансового прогнозирования?

6. Перечислите и раскройте основные задачи финансового планирования.

7. Дайте определение финансового прогнозирования. В чем заключается значение финансового прогнозирования?

8. Перечислите и охарактеризуйте методы финансового планирования.

9. Какие методы используются в процессе финансового прогнозирования?

10. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются на общегосударственном и территориальном уровнях? Охарактеризуйте назначение этих финансовых планов и прогнозов.

11. Какие виды финансовых планов и прогнозов составляются коммерческими организациями?

12. Назовите финансовые планы, составляемые некоммерческими организациями, охарактеризуйте их особенности.

13. Что такое оперативное управление финансами?

14. Дайте определение понятия «финансовый контроль». Каковы его цели и задачи?

15. Какие принципы лежат в основе финансового контроля?

16. Что такое «внешний» и «внутренний» финансовый контроль?

17. Что общего и различного между государственным финансовым контролем и аудиторским контролем?

к.э.н., доц. Киселева Т.Ю.

к.э.н., доц. Строков А.И.

к.э.н., доц. Шмиголь Н.С.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 91 ; Нарушение авторских прав

Источник:

Курсовая работа: Финансовый контроль в системе управления финансами

Тема: Финансовый контроль в системе управления финансами

Тип: Курсовая работа | Размер: 32.38K | Скачано: 74 | Добавлен 12.05.14 в 13:12 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Содержание

1. Содержание и задачи финансового контроля 5

1.1 Понятие, объекты и субъекты финансового контроля 5

1.2 Задачи и принципы финансового контроля 9

2. Виды и методы финансового контроля 13

2.1 Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие 13

2.2 Методы финансового контроля 16

3. Организация финансового контроля в Российской Федерации 19

3.1 Современное состояние финансового контроля в Российской Федерации 20

3.2 Пути совершенствования системы финансового контроля в Российской Федерации 29

Список использованной литературы 35

курсовая.doc

МинистерствО образования И НАУКИ российской федерации

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

кафедра «Финансы и кредит»

Название темы: «Финансовый контроль в системе управления финансами»

Список использованной литературы

  1. О счетной палате РФ. Федеральный закон от 14.01.1995 г. №4-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 1995. -№3 – ст. 167.
  2. Александрова Е.И. Совершенствование организации финансового контроля // Финансы и кредит, 2004. №22. С. 14-22.
  3. Маркова Ю.С. Финансовый контроль, его значение и содержание в современных условиях // Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону» .Том 3. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 247 с.
  4. Пансков В.Г. О роли Счетной палаты РФ в системе органов государственного финансового контроля. // Финансы, 2012. № 9. С. 28-31.
  5. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране. // Финансы, 2010. № 5. С. 22-24.
  6. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ// Финансы и кредит, 2007. -№35-. с 47-54.
  7. Грязнова А.Г., Mapкина Е.В. . Финансы. — М.: Финансы и статистика, 2004. 504 с.
  8. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 735 с.
  9. Финансы // Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.М.: ЮРАЙТ-Издат, 2009. 462 с.
  10. Финансы и кредит // под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2007. 575 с.
  11. Финансы // под. ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат., 2009. – 591 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Источник:

Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Содержание

Введение
Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами
1.2 Виды финансового контроля
1.3 Методы финансового контроля
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ
2.1 Организационно – правовые основы финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Формируемая в нашей стране новая экономическая система, основу которой составляют рыночные отношения, предопределяет качественное изменение всех рычагов управления. Особое место в ней принадлежит контролю. Действенная система контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает одной из важнейших предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой.

Одним из важнейших звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его функциональное назначение в рамках действующего предприятия заключается, прежде всего, в успешной реализации его финансовой и экономической политики, обеспечении формирования и эффективного использования как финансовых, так и любых других видов ресурсов во всех сферах хозяйствования.

Финансовый контроль, являясь неотъемлемым элементом системы управления, позволяет в процессе осуществления контроля выявить на предприятии как экстенсивные, так и интенсивные факторы, которые могут обеспечить экономический рост предприятия, а значит и всей экономики государства в целом. Очень важно нормализовать информационные и финансовые потоки, их поступление, размеры и очередность, вооружить управленческий аппарат реальным видением, необходимым для текущей и перспективной работы предприятия.

Постепенный переход к рыночным отношениям и связанное с ним реформирование собственности ставит перед теорией и практикой государственного финансового контроля проблемы границ его реализации, соотношения с самостоятельностью хозяйствующих субъектов, взаимодействия вышестоящих и нижестоящих звеньев системы государственного и внутрифирменного контроля.

Итак, целью данной курсовой работы является анализ финансового контроля в системе управления финансами.

Для достижения указанной цели автор ставит перед собой ряд задач:

— раскрыть понятие, содержание и задачи финансового контроля;

— изучить виды и методы финансового контроля;

— рассмотреть организацию финансового контроля в РФ;

— обозначить пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Объектом исследования работы являются существующие методы финансового контроля.

Предмет исследования курсовой работы – организационно-правовые аспекты финансового контроля.

При подготовке данной работы автором использовались труды известных исследователей М.В. Романовского, А. Г. Грязновой, В.Г. Панскова и других.

Содержание

Читайте также:
  1. Lt;variant>Местом совершения преступления
  2. Авиакомпания как Финансовый Холдинг
  3. Автоматизированное рабочее место. Его состав, функции, аппаратное и программное обеспечение.
  4. Ареал, место обитания и экологические особенности, сырьевая база тмина обыкновенного
  5. БДэто универсально решение для всех задач, связанных с хранением данных в любой сфере человеческой деятельности (упр-е кадрами, финансами и т.д.)
  6. БИГ МАК[74] И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ
  7. В настоящее время в области литературного образования имеют место
  8. В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимает довольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта.
  9. В санитарно-защитной зоне устанавливается режим ограничений, проводится радиационный контроль, запрещается проживание лиц категории В.
  10. В управлении де­лами государства на региональном уровне
Введение 3
Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля 5
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами 5
    1.2 Виды финансового контроля
9
    1.3 Методы финансового контроля
14
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ 17
    2.1 Организационно – правовые основы финансового контроля
17
    2.2 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты
17
Глава 3. Пути совершенствования финансового контроля 31
Заключение 37
Список литературы 40

В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Реальный механизм финансового контроля проявляется не как единая, строго заданная система методов и приемов, а как динамичная совокупность различных инструментов, влияющих на экономику.

Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукоснительного выполнения законодательств, а по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения Финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств, предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). В российской практике используются различные формы финансового контроля.

Цель курсовой работы – обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

— изучить содержание и виды финансового контроля

— выявить методы финансового контроля

— рассмотреть организацию финансового контроля

— выявить пути совершенствования финансового контроля.

Предметом исследования данной курсовой работы является организационно правовые аспекты финансового контроля.

Объектом исследования является существующие методы финансового контроля.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Видео (кликните для воспроизведения).

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

    1. Финансовый контроль в системе управления финансами

В теории управления до настоящего времени не выбрано единого мнения о классификации функций управления по четко определенным признакам. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции, необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно так как они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где заканчивается одна функция и начинается другая. Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных в теории управления. [5,33]

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, а также соответствующая организация работ.

Функция управления – это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль — это функция управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемых субъектов операций финансовым интересам управляющего субъекта. [5, 39]

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В системе управления основной целью финансового контроля является оценка соблюдения финансовых интересов управляющего субъекта.

Основными задачами финансового контроля являются:

  1. обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  2. выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  3. рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  4. соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  5. повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют основные и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

В предлагаемой системе наиболее сложным элементом является механизм контроля, который в свою очередь состоит из действий, позволяющих реализовать функцию контроля:

— определение предмета контроля;

— определение методов и способов контроля;

— определение полномочий контролирующего субъекта;

— осуществление процесса контроля;

— оценка результатов контроля

С. П. Опенышев и В. А. Жуков предлагают следующую структуру системы общегосударственного финансового контроля (ее элементы);

1) субъект контроля (кто контролирует);

2) объект контроля (кого контролируют)

3) предмет контроля (что контролируют

4) принципы контроля;

5) метод (методика) контроля;

6) техника и технология контроля;

7) принятие решения по результатам контроля;

8) оценка эффективности контроля.

При этом отмечается, что перечисленные элементы системы контроля в целом составляют механизм финансового контроля., который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, в совокупности образующими финансовое (бюджетное) право. [5, 43]

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

Источник:

Финансовый контроль в системе управления финансами

Финансовый контроль,являясь ключевым элементом управления,представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.

С позиции практики финансовый контрольпредставляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Основными принципами финансового контроляявляются: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.

Объектомфинансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметомфинансового контроля являются различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

Многообразие групп, видов финансовых отношений, форм и методов их организации предопредели наличие различных видов, форм и методов финансового контроля. (рис.7).

Цели всех видов финансового контроляедины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.

В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного (частнохозяйственного) финансового контроля различны. Если главной задачей государственного финансового контроляявляется содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контролявыступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Рис. 7. Виды, формы и методы финансового контроля

В Российской Федерации контроль за использованием государственных бюджетных средствосуществляют Счётная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба, их территориальные подразделения и др.

Счётная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному собранию. Счетная палата РФ является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены Федеральным законодательством – Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О Счётной палате РФ», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Деятельность Счетной палаты связана с контролем за федеральной собственностью и контролем за расходованием федеральных средств.

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. К числу основных функций данного управления относятся контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Правительство РФконтролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимают Министерство финансов РФи его структурные подразделения, наделенные контрольными функциями.

Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

Порядок деятельности контрольно-счетных органов России определяется соответствующим законодательством (табл. 6.).

Организационно-правовые основы финансового контроля

Особое место в системе управления финансами занимает внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль.Финансовый контроль проводится непосредственно предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

В современных условиях получил широкое распространение аудиторский (независимый) контроль, основными задачами которого являются: установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств экономических субъектов.

Показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого налогового учета и другая информация составляют информационную базу финансового контроля.

Таким образом, все функциональные элементы управления финансами тесно взаимосвязаны и являют собой сложную систему воздействия субъектов (институтов управления) на объекты (финансовые отношения) для достижения определенного результата.

Резюме

• В условиях глобализации финансов в современном мире финансовая политика государства, бизнеса, предпринимателя не может быть изолированной от требований социально-экономического развития с учётом стандартов международного финансового права международных финансовых институтов. Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений.

• Деятельность экономических субъектов хозяйствования по разработке финансовых планов и прогнозов, их практической реализации и анализу их исполнения представляет собой управление финансами.

• Планирование (прогнозирование) можно определить, как умение предвидеть цели государства (организации), предполагаемые и достигаемые результаты и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

• Мероприятия по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов представляют собой финансовый контроль, важнейший элемент управления финансами.

• Проводимая в настоящее время административная реформа направлена на повышение эффективности государственного управления, содержание и структуру управления государственными и муниципальными финансами. Решение поставленных финансовой политикой задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы и структуры.

Вопросы для самопроверки

1. Содержание финансовой политики, ее виды

2. Система управления финансами, ее элементы

3. Функции органов управления государственными финансами

4. Необходимость финансового контроля

Обозначьте критерии эффективности осуществления финансового контроля (на примере конкретного института финансового контроля в РФ)

Источник:

Финансовый контроль в системе управления организацией

Проверка эффективности контроля. Это различные виды аудита, в том числе аудит качества, внутренний аудит. Мониторинг проводится для того, чтобы найти

Финансовый контроль в системе управления организацией

Другие дипломы по предмету

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

Финансовый контроль в системе управления организацией

Выполнила: Пахомова С.В.

Специальность/направление: Финансы и кредит

1. Финансовый контроль в системе управления организацией.

1.1 Сущность и задачи финансового контроля

1.2 Виды финансового контроля

1.3 Методы проведения контроля

II. Организация контроля на предприятии

2.1 Система внутреннего контроля за финансовой деятельностью предприятия

2.2 Контрольные процедуры

2.3 Система бухгалтерского учета, политика и процедура контроля

2.4 Внешний контроль

III. Исследование финансового контроля в системе управления организацией на примере группы компаний «АвтоСпецЦентр»

В современных условиях одной из главных целей любого предприятия является получение максимальной прибыли, рентабельности и увеличение его стоимости. Предприятие выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования.

Для решения этих задач необходимо правильная организация учета и контроля за производством, распределением продукции, за сохранностью собственности. В соответствии с этим на предприятии становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, — подготовку рекомендаций для принятия решений. Финансовый контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации.

Целью данной работы является исследование финансового контроля в системе управления организацией.

Задачами курсовой работы являются:

изучить сущность и элементы контроля в организации;

рассмотреть виды и задачи контроля в организации;

изучить методы контроля в организации;

Изучение и исследование финансового контроля на предприятии в современных условиях является крайне актуальной задачей. Некоторые аспекты этой проблемы нашли отражения в трудах Большакова С.В., Дуровой Д., Шубиной Т. Волковой О. и т.д.

1. Финансовый контроль в системе управления организацией.

1.1 Сущность и задачи финансового контроля

Контроль — это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Основная цель любого контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел на предприятии. Контроль дает информацию о процессах происходящих в организации, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития предприятия, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.

Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.

В современных условиях финансовый контроль является одним из важнейших элементов управления, который определяется сущностью финансов как системы денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием совокупного продукта, образования и расходования фондов денежных средств. Другими словами, финансовый контроль — это контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием, установленным нормам и правилам. [1,c.600]

В результате финансового контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании бюджетных средств.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Финансовый контроль рассматривается как составная часть финансового планирования. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении. [5, c.44]

Финансовый контроль призван обеспечить:

Достижение заданных параметров финансовой деятельности;

Минимизацию оттоков денежных средств

Минимизацию финансовых рисков

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. [9,c.187]

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но так как они либо регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, либо отражают результативность их кругооборота, фактическим объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. [3, с.585]

Полученные в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.

Таким образом, финансовый контроль выполняет ряд задач:

üПроверка состояния эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий;

üВыявление резервов роста финансовых ресурсов;

üПравильность составления и исполнения бюджета;

üПравильность ведения бухгалтерского учета;

üОбеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц.

1.2 Виды финансового контроля

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, определения объема финансовых ресурсов предприятия на планируемый период. Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и. т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организацией. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий финансовый контроль — это контроль за финансовыми результатами деятельности, он обычно проводится либо до наступления отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления её эффективности. Последующий финансовый контроль — база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения финансовых норм и нормативов. Он предполагает тщательное

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Финансовый контроль в системе управления финансами
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Результаты внутреннего муниципального финансового контроля

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here