Фактические методы финансового контроля

Важный материал по теме: "Фактические методы финансового контроля" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2. Методы финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Источник:

Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 267.1

Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 267.1 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

1. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

2. Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов.

Читайте так же:  Возбуждение административного дела таможенными органами

Под встречными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

5. Утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

Источник:

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Формы и методы проведения финансового контроля

Предварительный контроль — это контроль, проводимый на стадии подготовки проектов формирования/использования средств государства (составление, рассмотрение, утверждение таких проектов).

Такой контроль имеет превентивный характер и его целью является недопустимость незаконного, неэффективного или нерационального применения финансовых и материальных ресурсов, выделяемых государством.

Текущий контроль ведется в процессе выполнения хозяйственных/финансовых операций, направленных на формирование или использование средств, выделяемых государством, которое осуществляется государственными органами, различными организациями или гражданами.

Базой для этого служат первичные документы, оперативный бухучет, данные инвентаризации и визуальное наблюдение.

Последующий контроль осуществляется на основании итогов хозяйственных операций, проводимых со средствами, выделяемыми государством.

На основании данных последующего контроля составляются акты, которые обладают юридической силой.

Для реализации этого применяются конкретные формы и методы финансового контроля на государственном уровне, они проводятся соответствующими органами. Эти органы государственной власти, согласно своей компетенции, осуществляют проверки, экспертизы, ревизии и обследования.

Что такое ревизия и проверка

Ревизия — это комплексная проверка, которая включает в себя совместное изучение экономической и юридической сторон деятельности предприятия, а также наиболее возможное сочетание разнообразных методов ведения фактического и документального контроля в целях выявления законности, целесообразности и достоверности проводимых хозяйственных и финансовых операций.

Проверка представляет собой контрольное действие, затрагивающее определенные вопросы, эпизоды или сегменты финансово-хозяйственных операций, проводимых в проверяемой организации. Это единичный контроль/исследование состояние дел определенного сегмента деятельности предприятия, в котором производится проверка.

Проверка может проводиться в следующих формах.

Что такое обследование и экспертиза

Под обследованием понимают своевременное выявление состояния дел по конкретному вопросу, касающемуся финансово-хозяйственной деятельности организации в целях определения целесообразности проработки рассматриваемой проблемы и необходимости дальнейшей ревизии/проверки.

База этой операции состоит из предварительного изучения документации организации для решения вопроса о необходимости/возможности проведения предполагаемой проверки или ревизии.

Экспертиза — это метод предварительной оценки возможных финансовых решений, которая проводится в целях определения их эффективности с экономической точки зрения, а также просчета юридических последствий в случае их принятия.

Наглядным примером подобного можно считать экспертизу проекта федерального бюджета, которая проводится Счетной палатой Российской Федерации. Составленное впоследствии заключение по ее результатом в обязательном порядке рассматривается Госдумой.

Источник:

Приёмы и способы документального и фактического контроля

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Читайте так же:  Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Источник:

Финансовый контроль: формы, методы

Финансовый контроль подразделяется на три формы: предварительный, текущий и последующий. Он необходим для контроля деятельности хозяйствующего субъекта, и является при этом одной из управленческих функций.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Читайте так же:  Переквалификация налогового правонарушения в мошенничество

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

Видео (кликните для воспроизведения).

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Классификация хозяйственного контроля

Классификация финансово-хозяйственного контроля осуществляется по различным признакам:

Классификационный признак Виды контроля
1. Уровень управления 1.1. государственный 1.2. аудиторский 1.3. внутрихозяйственный
2. Сфера применения контрольных функций 2.1.правовой 2.2. производственный 2.3. технический 2.4. управленческий 2.5. бухгалтерский и др.
3. Форма осуществления 3.1. внешний 3.2. внутренний
4. Уровень охвата совокупности 4.1. сплошной 4.2. выборочный
5. Регламентация 5.1. обязательный 5.2. инициативный
6. Время осуществления 6.1. предварительный 6.2. текущий 6.3. последующий
7. Формы контроля 7.1. ревизия 7.2.аудит 7.3.анализ 7.4. обследование 7.5. проверка
8. Степень независимости 8.1. зависимый (государственный и внутрихозяйственный) 8.2. независимый (аудиторский и общественный)

В зависимости от времени проведения кон­троля и времени совершения поверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля: пред­варительный, текущим и последующий.

Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операции. Он проводится на стадии составления финансо­вых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов учреж­дений и организаций, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансо­вых операции, предварительный контроль позволяет еще на стадии про­гнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансово­го законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансо­вых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эф­фективности производства, которые в ходе осуществления предваритель­ного последующего контроля могут остаться невскрытыми,

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйст­венных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота форми­рования финансовых ресурсов, законность и эффективность их исполь­зования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Цель данного вида контроля — установить правильность, законность и экономическую целесообразность произве­денных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищении.

Объектами по­следующего контроля являются первичные документы, отражающие со­вершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недо­статки их проведения.

Под формой финансового контроля понимают конкретную организа­цию контрольных действий.

Различают следующие формы проведения финансового контроля:

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документаль­ную и фактическую проверку производственно-финансовой деятельно­сти субъекта хозяйствования за определенный период времени. Целью ревизии является получение достоверной и полной информации о со­стоянии контролируемого объекта. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следст­венной и судебной практике.

Проверка — это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъек­та. В процессе проверки определяется законность и эффективность ис­пользования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины.»Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и по их результатам намечают­ся мероприятия для устранения выявленных недостатков.

В зависимости от места проведения проверки делятся на камераль­ные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка органом финансового контро­ля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются ак­том. Данные результатов камеральной проверки могут быть использова­ны при проведении проверок иных видов.

Выездные проверки по видам могут быть комплексные, целевые (те­матические), рейдовые и встречные.

Комплексная проверка — это проверка субъекта хозяйствования за оп­ределенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной де­ятельности. Для комплексной проверки характерно взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организа­ции; сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления достоверности и экономиче­ской целесообразности финансовых и хозяйственных операций.

Читайте так же:  Водный налог субъект налогообложения

Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному на­правлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хо­зяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяй­ственной деятельности.

Рейдовая проверка проводится органами финансового контроля в ме­стах деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанная с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), про­изводством продукции, выполнением работ (оказанием услуг), хранени­ем и перемещением товарно-материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов.

Целью рейдовой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками и физическими лица­ми законодательства о предпринимательстве и налогах, а также соблю­дение требований по ведению бухгалтерского учета и оформлению от­дельных финансово-хозяйственных операций, установление фактов не­зарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (ли­цензия), сбор оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Встречная выездная проверка проводится в целях установления фак­тического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возник­ли сомнения в достоверности отражения этих операции в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического липа, в отношении ко­торого проводятся плановые либо внеплановые проверки. Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с при­ложением к ней копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.

Камеральные, встречные, рейдовые и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения пре­дыдущей проверки.

По полноте охвата материала различают сплошные проверки и выборочные. При проведении сплошных проверок проверяются все документы ор­ганизации, а при частичных (выборочных) проверках — только часть до­кументов. Сплошные проверки проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой вы­борке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива до­кументов организации.

Обследование — ознакомление с состоянием контролируемого объек­та на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию орга­на финансового контроля с целью определения необходимости проведе­ния детальной проверки.

Анализ — это системное и пофакторное исследование отдельных во­просов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъек­та. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъек­та хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, ана­литическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Основными формами контроля являются документальный и фактический контроль.

Основными способами документального контроля являются:

Применяют два основных варианта документального контроля:

— от документа к регистру;

— от регистра к документу.

К основным приемам документального контроля относят:

Формальная проверка документов: представляет собой проверку соответствия документов действующей типовой форме, установление правильности заполнения реквизитов и наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей, оттисков печатей и штампов; арифметическая проверка; проверка соответствия хозяйственных операций установленным правилам и положениям.

Встречная проверка – сопоставление нескольких экземпляров одного и того же документов.

Сличение документов – сопоставление отдельных реквизитов, повторяющихся в нескольких разнородных документах, отражающих взаимосвязанные операции.

Нормативно-правовая проверка – осуществляется путем сопоставления фактических данных с нормативными или плановыми, оценку законности отраженных в документах хозяйственных операций.

Технико – экономический расчет – составляется для определения правильности плановых показателей, смет, норм расхода, обоснованности планово-учетных цен, арендной платы, проведения аналитических исследований и взаимоувязок отдельных показателей между собой. Предполагает использование таких приемов как: обратная калькуляция, балансовые увязки, др.приемов экономического анализа.

Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций – объединяет комплекс экономических приемов анализа и оценки в целях выявления целесообразности, рациональности отдельных операций и эффективности того или иного участка работы. Включает логическую проверку, предполагающую сопоставление информации финансового и нефинансового характера, сопоставление документов, хозяйственных операций и фактических данных по одним операциям с документами, фактическими данными по взаимосвязанным операциям..

Сопоставление документов, отражающих хозяйственные операции с документами их обосновывающими — осуществляется контроль за достоверностью накопительных ведомостей,регистрами бухгалтерского учета, отчетности.

Основными приемами фактического контроля являются:

Инвентаризация — способ проверки фактического наличия денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов на определенную дату и соответствия их данным бухгалтерского учета. В процессе инвентаризации используют такие приемы как: взвешивание, пересчет, обмер.

Экспертная оценка – применяется при проверке качества выполненных строительных ремонтных работ, проектно-сметной и другой документации. Для экспертной оценки привлекаются специалисты, глубоко знающие специфику этих работ.

Лабораторный анализ – применяется для проверки качества ТМЦ. Взятие проб для анализа осуществляется с участием ревизора и оформляется актом. Лабораторные анализы оформляются справками. Указанная проверка дает возможность установить необоснованное занижение или завышение качественных показателей от установленных показателей ГОСТов, стандартов.

Контрольный обмер объемов выполненных работ – представляет собой разновидностью инвентаризации. С его помощью проверяется правильность и достоверность данных о выполненном объеме строительно-монтажных работ. Он производиться также с целью проверки правильности списания строительных материалов, начисления заработной платы. Производиться с участием соответствующих специалистов. Его работы оформляются актами, ведомостями перерасчета стоимости выполненных работ.

Осмотр и обследования – способ проверки фактического состояния и правильности использования проверяемых объектов. Они проводятся с целью выявления недостатков складского хозяйства и условий хранения ТМЦ, состояния трудовой дисциплины.

Контрольная проверка, осуществляемая в ходе технологического процесса – может подразделятся на:

Читайте так же:  Административные правонарушения план

— контрольный запуск сырья и материалов в производство;

— контрольные сборы яиц, контрольные дойки, контрольный настриг шерсти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Методы и приемы финансового контроля

Государственный ведомственный финансовый контроль

Осуществляется государственными структурами ведомств, ми­нистерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отноше­нии подчиненных организаций и учреждений. На территориаль­ном уровне его осуществляют отраслевые органы территориальной исполнительной власти (например, департаменты образования, здравоохранения). Сюда же относят Федеральную комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюджетных фондов.

Эффективность государственного ведомственного контроля ниже вневедомственного из-за внутриведомственной заинтересо­ванности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства.

Негосударственный финансовый контроль можно подразделить на:

Внутрихозяйственный контроль осуществляется на предприяти­ях и в организациях силами работников: главного бухгалтера, ру­ководителя предприятия, работников бухгалтерии и финансового отдела (дирекции). Объективные условия для эффективности та­кого контроля есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии.

Аудиторский контроль. Сейчас к нему прибегает сама администрация предприятия для налаживания работы внутренних служб и получения консуль­таций, накануне проверок налоговыми органами, для предотвра­щения санкций, то есть проводится внутренний аудит. По закону аудиторский контроль проводится в коммерческих банках, акцио­нерных обществах и других коммерческих организациях. Внеш­ний аудиторский контроль проводит аудиторская фирма, с кото­рой заключен договор. Внутренний (на крупных предприятиях) отдел по аудиту осуществляет контроль над филиалами и отделе­ниями.

Общественный контроль осуществляли в СССР органы народ­ного контроля, сейчас его проводят:

• средства массовой информации (для этого необходима глас­ность);

• профсоюзы (контроль за соблюдением трудового законода­тельства);

• политические партии (контроль за своими конкурентами);

• население, которое призывают сообщать соответствующим контрольным органам о замеченных нарушениях.

Страховок контроль — осуществляется страховыми компания­ми его на стадии заключения и действия контракта, при наступле­нии страхового случая.

На практике различают следующие методы (способы, прие­мы) осуществления финансового контроля: проверки, обследова­ния, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мони­торинг), ревизии.

Проверкапроизводится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных до­кументов. В случае выявления нарушения финансовой дисципли­ны намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследованиепредполагает изучение отдельных аспектов функ­ционирования предприятий, организаций с целью определения его финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор— это контроль за осуществлением финансовых опера­ций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за этой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности изучение от­дельных вопросов в целях установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и ста­тистических методов. Используется и для изучения финансо­во-хозяйственного положения предприятия.

Наблюдение (мониторинг)— это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводить арбитражным судом при установлении признаков финансовой не состоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Ревизия наиболее полный и обстоятельный метод: комплекс­ный контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это самый результативный метод. Виды ревизии:

сплошная (вся деятельность); выборочная; тематическая; плано­вая; внеплановая.

Ревизия начинается со снятия кассы, выведения сальдо по кни­гам бухгалтерского учета. Затем сверяются данные бухгалтерского учета с первичными документами.

Существуют различные приемы контроля:

1. Документальный финансовый контроль:

а) формальная проверка (наличие реквизитов, осуществление исправлений);

б) юридическая проверка (соответствие операций законода­тельству);

в) арифметическая проверка (счетная проверка);

г) встречная проверка (сличение операций с данными контр­агента);

д) логическая проверка (проверка последовательности опера­ций, финансовых потоков, их размеров).

2. Фактический финансовый контроль:

а) инвентаризация (сопоставление фактически наличных мате­риальных ценностей с данными бухгалтерского учета);

б) экспертная оценка качества;

в) лабораторный анализ.

В зависимости от времени проверки выделяют три фирмы фи­нансового контроля:

1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д.
Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

2. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных
доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

3. Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2367 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Фактические методы финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here