Допрос по административному делу

Важный материал по теме: "Допрос по административному делу" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Статья 25.6. Свидетель

Статья 25.6. Свидетель

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25.6 КоАП РФ

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Источник:

Примерная форма повестки по делу об административном правонарушении о вызове в качестве свидетеля (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Куда: [ вписать нужное ]
Кому: [ Ф. И. О./наименование ]

Повестка
по делу об административном правонарушении о вызове в качестве свидетеля

[ Наименование органа, Ф. И. О. должностного лица, рассматривающего дело ] вызывает Вас в качестве свидетеля [ дата, время ] по делу об административном правонарушении [ вписать нужное ] по адресу: [ вписать нужное ].

Довожу до Вашего сведения, что свидетелю возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении (статья 25.14 КоАП РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В случае уклонения свидетеля от явки в [ наименование органа, рассматривающего дело ] он может быть подвергнут приводу (статья 27.15 КоАП РФ).

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

Дело об административном
правонарушении N [ значение ]

Повестку на имя [ Ф. И. О./наименования свидетеля ] о явке в [ наименование органа, рассматривающего дело ] к [ время, дата ] в качестве свидетеля получил [ число, месяц, год ].

[ подпись, инициалы, фамилия вызываемого лица ]

Повестка не вручена вследствие [ вписать нужное ].

[ подпись, инициалы, фамилия лица, осуществляющего доставку корреспонденции ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма повестки по делу об административном правонарушении о вызове в качестве свидетеля

Разработана: Компания «Гарант», декабрь 2016 г.

Источник:

Статья 25.6. Свидетель

СТ 25.6 КоАП РФ

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Комментарий к Ст. 25.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Показания свидетелей являются таким источником доказательств, отсутствие которых невозможно восполнить никакими другими доказательствами. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, нарушениями Правил дорожного движения, неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции и др.

2. Законодатель исключил положение, ранее существовавшее в КоАП РСФСР, о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 комментируемой статьи это конституционное положение, законодатель определил в примечании к рассматриваемой статье круг близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки). Статьей 51 Конституции России установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В то же время закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников; их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетелей, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу.

3. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении, являются фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, значимые для дела (данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др.).

4. В качестве свидетелей могут быть вызваны работники полиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали лиц, в отношении которых ведется производство по делу, произвели личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства, а также присутствовавшие при этом понятые (например, в связи с пробелами в соответствующих протоколах). Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания подростка.

Читайте так же:  Какой налог при дарении квартиры дочери

5. По правилам комментируемой статьи может быть опрошен и потерпевший, хотя в таком положении нам видится серьезное законодательное противоречие (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ).

6. При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств специалисты, эксперты или переводчики подлежат отводу (см. комментарий к ст. ст. 25.12 и 25.13 КоАП РФ). Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетелей.

7. В необходимых случаях свидетелями могут быть и несовершеннолетние, а в исключительных случаях — малолетние (младше 14 лет). При этом, однако, должны быть выяснены степень их развития, другие данные (вплоть до психологической экспертизы), необходимые для правильной оценки их показаний. Малолетних свидетелей рекомендуется опрашивать в привычной для них обстановке, делая частые перерывы. При опросе свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

8. Комментируемой статьей не установлен запрет на привлечение в качестве свидетелей лиц, имеющих психические заболевания или расстройства. Вопрос о возможности правильного восприятия ими конкретных обстоятельств и дачи адекватных показаний в случае необходимости решается с помощью психиатрической экспертизы.

9. Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 комментируемой статьи (явиться по вызову, дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы), относятся к случаям вызова его как к судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, так и к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. Если свидетель в своих показаниях ссылается на сведения, полученные им от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, он должен сообщить в своих показаниях, при каких обстоятельствах и где встретился с ними, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. (см. также комментарий к ст. 26.3 КоАП РФ).

10. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке, которым владеет. Свидетелю, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, бесплатно предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (см. комментарий к ст. 25.10 КоАП РФ).

11. Свидетель вправе делать замечания по поводу правильности записи его показаний в протокол, должен удостоверить (своей подписью) правильность занесения этих показаний. Это относится как к протоколу об административном правонарушении (если туда заносятся свидетельские показания), так и к протоколу рассмотрения дела коллегиальным органом. Свидетельские показания могут быть также оформлены отдельно от указанных протоколов, подписаны свидетелем и приобщены к делу.

12. Свидетеля вызывают повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается свидетелю под расписку, а в случае его отсутствия — членам семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вызываются через родителей или иных законных представителей.

13. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, свидетель несет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Заявление свидетеля о том, что он ничего не знает об обстоятельствах рассматриваемого дела, не может расцениваться как отказ или уклонение от дачи показаний. Если будет доказано, что это заведомая неправда, свидетель может быть привлечен к административной ответственности за дачу ложных показаний.

Источник:

Допрос по административному делу

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. № 1817-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагапова Марата Махмутовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина М.М. Шагапова, установил:

1. Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Чкаловского судебного района города Екатеринбурга от 7 марта 2014 года гражданину М.М. Шагапову за невыполнение законного требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при управлении автомобилем было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев. Поскольку дело по ходатайству М.М. Шагапова рассматривалось по месту его жительства, мировой судья в обоснование его вины сослался, в частности, на показания инспектора ГИБДД и понятых, допрошенных в качестве свидетелей по месту совершения правонарушения мировым судьей судебного участка № 1 города Нязепетровска Челябинской области в порядке исполнения судебного поручения (определение от 9 января 2014 года) в отношении обстоятельств составления протокола об административном правонарушении, иных протоколов и документов.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.М. Шагапов утверждает, что часть 1 статьи 26.9 КоАП Российской Федерации, предоставляя должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, право поручить совершение отдельных действий должностному лицу соответствующего территориального органа, противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 10, 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 123 (часть 3), поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она наделяет судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, правом по собственной инициативе собирать доказательства, что приводит к осуществлению судом не свойственной ему функции обвинения и нарушает право граждан на справедливое и беспристрастное правосудие.

2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1) и предусматривая, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3), не устанавливает конкретный порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. Такой порядок определяется, как и в других видах судопроизводства, федеральным законом, каковым в данном случае является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Конкретизируя положения статей 15 (части 1 и 2), 18 и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, данный Кодекс к задачам производства по делам об административных правонарушениях относит всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1), что согласуется с закрепленными им требованиями законности и справедливости при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и предполагает правильное толкование и применение законов в соответствии с обстоятельствами дела.

Читайте так же:  Жалоба на пристава вышестоящему руководству

Для этого судья, как и иные органы и должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, вправе заслушивать объяснения и показания лиц, участвующих в деле, оглашать материалы дела, исследовать иные доказательства, а также осуществлять необходимые процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности, в том числе посредством вызова в качестве свидетеля лица, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (статья 25.6, часть 5 статьи 25.7, статьи 26.1, 26.2, 26.3 и 29.7 КоАП Российской Федерации). Соответственно, судья вправе не только исследовать представленные в качестве доказательств протоколы и иные документы, но и в целях проверки содержащихся в них сведений вызвать в судебное заседание как свидетеля составившее данные документы должностное лицо, что не может расцениваться как осуществление судом не свойственной ему функции и в полной мере согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года № 1086-О-О и от 29 мая 2012 года № 884-О).

На всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела направлено и оспариваемое М.М. Шагаповым положение статьи 26.9 КоАП Российской Федерации, предоставляющее должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, право поручить совершение отдельных действий должностному лицу соответствующего территориального органа. Данное нормативное положение действует во взаимосвязи и системном единстве с другими нормами данного Кодекса, определяющими порядок осуществления состязательного производства по делам об административных правонарушениях и предусматривающими в том числе необходимые процессуальные действия при рассмотрении дела судьей (глава 29 КоАП Российской Федерации).

Соответственно, судебное поручение судье по месту совершения административного правонарушения допросить в качестве свидетелей должностных лиц, составивших представленные в качестве доказательств протоколы и иные документы, а также понятых, присутствовавших при их составлении, в целях проверки содержащихся в данных документах сведений не является отысканием и сбором новых доказательств и не может свидетельствовать об осуществлении рассматривающим дело судьей не свойственной ему функции обвинения. При этом оспариваемая норма не препятствует судье, выполняющему судебное поручение, для обеспечения состязательности судопроизводства в соответствии с правилами статей 25.1, 25.5 и главы 29 КоАП Российской Федерации известить лицо, совершившее административное правонарушение, и его защитника о месте и времени исполнения судебного поручения и не исключает при реализации соответствующего волеизъявления их участия при совершении необходимых процессуальных действий.

Следовательно, часть 1 статьи 26.9 КоАП Российской Федерации не может рассматриваться как содержащая неопределенность с точки зрения ее соответствия Конституции Российской Федерации и нарушающая какие-либо конституционные права заявителя, в том числе право на справедливое и беспристрастное правосудие, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагапова Марата Махмутовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся поручений и запросов по делу об административном правонарушении.

По мнению заявителя, положения неконституционны.

На практике положения трактуются как наделяющие судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, правом по собственной инициативе собирать доказательства.

Это приводит к осуществлению судом не свойственной ему функции обвинения и нарушает право граждан на справедливое и беспристрастное правосудие.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.

В силу норм для получения доказательств по делу должностное лицо, которое ведет производство по нему, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы.

Также у него есть право поручить совершение отдельных действий должностному лицу соответствующего территориального органа.

Данные положения действуют во взаимосвязи и системном единстве с другими нормами КоАП РФ, определяющими порядок осуществления состязательного производства и предусматривающими в т. ч. необходимые процессуальные действия при рассмотрении дела судьей.

Судье по месту совершения административного правонарушения может быть дано судебное поручение допросить в качестве свидетелей должностных лиц, составивших представленные в качестве доказательств протоколы и иные документы, а также присутствовавших при этом понятых.

Такое поручение дается для проверки содержащихся в этих документах сведений и не является отысканием и сбором новых доказательств.

Подобные правила не могут свидетельствовать об осуществлении рассматривающим дело судьей не свойственной ему функции обвинения.

При этом оспариваемые нормы не препятствуют судье, выполняющему судебное поручение, известить нарушителя и его защитника о месте и времени исполнения судебного поручения.

Соответственно, не исключается возможность их участия при совершении необходимых процессуальных действий.

Источник:

Допрос по административному делу

Допрос свидетелей по делу об административном правонарушении Ко мне за юридической помощью обратился гражданин, казалось бы, с обычным вопросом «лишение водительских прав». Однако, ситуация была интереса тем, что доверитель мне пояснил, что протокол по делу об административном правонарушении при нем не составлялся, понятых, якобы присутствующих при составлении протокола, мой доверитель ни разу не видел. Естественно во всех протоколах в графе подпись инспекторами ДПС указано «от подписи отказался».

Моему доверителю вменялось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 «отказ от освидетельствования, а состояние алкогольного опьянения». Но дело не в этом…

Видео (кликните для воспроизведения).

В судебное заседание по ходатайству защитника были вызваны для допроса в качестве свидетелей два инспектора ДПС, а также двое понятых. Мировой судья начала допрашивать всех свидетелей совместно. На ходатайство защитника о раздельном допросе, а также защитник ходатайствовал, чтобы каждый свидетель ждал своего допроса «за дверью». Однако, указанное ходатайство мировой судья разрешил следующим образом: «отказать, КоАП РФ разрешает уду совместно вести допрос всех свидетелей по делу».

В итоге получилось следующим образом: на вопрос защитника «видели ли понятые как доверитель ставил подпись в протоколе об административной ответственности» понятые в один голос отвечали «да!». Однако, тут же инспектора перекрикивали и объясняли понятым, что мой доверитель от подписи в протоколе отказался. Естественно – понятые тут же меняли показания. И далее было тому подобное, понятые повторяли слова сотрудников ДПС. В конце «допроса» мировой судья попросила письменно и понятых, и инспекторов ДПС написать свои показания «кто как помнит». Естественно – все написали так как говорили инспекторы ДПС.

Возникает вопрос «как осуществлять защиту при таких обстоятельствах?» Действующее законодательство ответа на указанный вопрос не содержит, однако, я обращаю внимание на следующее:

Читайте так же:  Сроки рассмотрения дела административного нарушения

Согласно ст. 177 ГПК РФ – «каждый свидетель допрашивается отдельно»

Согласно ч. 1 ст. 161 КАС РФ «каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если суд назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях»

Согласно ч. 1 ст. 278 УПК РФ «свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие недопрошенных свидетелей»

И только КоАП РФ не предусматривает того, что каждый свидетель по делу об административном правонарушении должен допрашиваться отдельно».

Для того, чтобы прояснить указанный вопрос, мы с моим доверителем обратились в Конституционный суд РФ, в жалобе мы просим признать ст. 25.6 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той части, в которой указанная статья позволяет совместный допрос по делу об административном правонарушении.

Если Вам необходима помощь или у Вас остались вопросы позвоните по телефону 8-925-00-11-872 или оставьте свой вопрос для получения консультации по данному вопросу.

Источник:

Допрос свидетеля
по делу об административном правонарушении

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях свидетелем по делу об административном правонарушении является лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (часть 1 статьи 25.6 КоАП РФ).

Показания свидетелей в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях являются доказательствам по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме, и подлежат оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, в силу чего всякого рода выводы о критическом отношении к показаниям свидетелей в связи с родственными отношениями и знакомством не имеют под собой никакой правовой мотивированности.

Показания свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Свидетель обязан ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

При производстве по делу об административном правонарушении в суде в качестве свидетелей могут быть вызваны понятые, должностное лицо полиции, врач, проводивший медицинское освидетельствование, медсестра, присутствовавшая при медицинском освидетельствовании, специалист ХТЛ, проводивший химико-токсикологические исследования, другие очевидцы события, родные, близкие и знакомые лица, привлекаемого к административной ответственности, которые присутствовали на месте события, другие граждане, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Вызов в суд свидетелей осуществляется либо по инициативе суда, либо по ходатайству участников производства по делу об административном правонарушении: лицом, привлекаемым к административной ответственности, и/или его защитником, и потерпевшим и/или его представителем.

По нашему глубокому убеждению, вызывать для допроса в суде следует только тех свидетелей, которые своими показаниями могут способствовать получению доказательств невиновности, закреплению и формулированию доводов по защите. Вызывать «абы кого» не стоит.

В суд свидетель может быть вызван заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В случае неявки свидетеля по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

Как правило, свидетели, вызванные по делу, допрашиваются порознь, в отсутствие других недопрошенных по делу свидетелей, хотя данное требование прямо и не предусмотрено КоАП РФ.

К допросу свидетелей следует тщательно готовиться и не пускать все на авось и на самотек, надеясь, что правильно сформулированные вопросы к свидетелю в процессе допроса придут Вам в голову сами собой и что Вы сумеете в полной и достаточной мере охватить весь спектр требующих выяснение и разрешение вопросов по обстоятельствам события, в первую очередь, с учетом разработанной Вами стратегии и тактики защиты. Допрос свидетеля должен быть хорошо продуман.

Подготовка к допросу свидетеля и сам допрос — это достаточно кропотливая и трудоемкая работа, в основе которой лежат обстоятельное изучение материалов дела, правильная подготовка плана допроса и вопросов, которые планируется задать допрашиваемому лицу, ранее приобретенный собственный практический опыт допросов, что-то немного от искусства и театра, и, в какой-то мере, определенные доли риска и везения.

Допрос следует проводить с учетом психологического портрета и личности допрашиваемого лица, его собственного отношения к событию, точности и полноты ответов на вопросы, его поведения и характера ответов на вопросы, выбранной свидетелем роли при допросе. К одним свидетелям должен быть применен щадящий, доброжелательный и поддерживающий подход при допросе, а к другим — характер допроса может иметь провоцирующий и агрессивный подход, форсированный темп с использованием факторов внезапности и контрольных вопросов с целью выявления противоречий в показаниях и лжи допрашиваемого лица. Все эти моменты выясняется и уточняются, чаще всего, в процессе самого допроса. И помните — истина в мелочах!

Настоятельно рекомендуем вести аудиозапись допроса свидетелей, что в последующем может Вам очень помочь и пригодиться в подготовке и осуществлении защиты.

Основные цели допроса с точки зрения защиты — получить как можно больше доказательств невиновности подзащитного, в том числе, выявить противоречия по обстоятельствам события, зафиксированным в материалах дела, в показаниях ранее допрошенных свидетелей, данные по нарушениям процессуального порядка возбуждения дела об административном правонарушении со стороны должностных лиц, получить дополнительные сведения по подтверждению уже заявленных в суде доводам и сведения по новым дополнительным доводам защиты и прочее.

Перед началом допроса суд удостоверяет личность свидетеля путем проверки соответствующих документов. Свидетелю сообщается, по какому делу он вызван на допрос. Затем свидетелю разъясняются его права и обязанности, в том числе, дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, после чего свидетель предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний, о его праве не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, о чем должна быть отобрана подписка или расписка, удостоверенная подписью допрашиваемого.

Далее допрашиваемому лицу предлагается рассказать все известное ему по делу, изложить в свободном рассказе обстоятельства события и дела.

Следующая стадия допроса — постановка напоминающих, уточняющих, дополняющих и контрольных вопросов.

Вы можете получить профессиональную консультацию по юридическим и медицинским вопросам и ответы на интересующие Вас вопросы, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке «Обратная связь».

Источник:

Очередность исследования доказательств по административному делу

Очередность исследования доказательств по административному делу. Суд устанавливает очередность исследования доказательств по административному делу с учетом мнения лиц, участвующих в деле, их представителей. При необходимости очередность исследования доказательств может быть изменена (ст. 158 КАС РФ).

После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей. До административного истца, его представителя свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

Читайте так же:  Калькулятор возврата налогового вычета за лечение

Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей в случае их неявки в судебное заседание, а также в случаях, предусмотренных ст. 66 и 67 КАС РФ, оглашаются председательствующим в судебном заседании.

Перед допросом свидетеля его личность устанавливает председательствующий в судебном заседании либо суд или учреждение, обеспечивающее участие свидетеля в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Председательствующий в судебном заседании разъясняет ему права и обязанности, предусмотренные ст. 51 КАС РФ, предупреждает об ответственности, предусмотренной УК РФ, за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

Свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, председательствующий в судебном заседании разъясняет обязанность правдиво изложить все известные ему сведения относительно данного административного дела. Такой свидетель не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если суд назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях.

Допрос свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи осуществляется судом, рассматривающим административное дело, по общим правилам, установленным КАС РФ для допроса свидетеля, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 142 КАС РФ.

Председательствующий в судебном заседании выясняет, в каких отношениях свидетель находится с лицами, участвующими в деле, и предлагает свидетелю сообщить суду все сведения, которые ему лично известны об обстоятельствах данного административного дела.

При даче показаний свидетель может пользоваться письменными материалами, если его показания связаны с какими-либо данными, которые трудно удержать в памяти. По окончании допроса эти материалы предъявляются суду, лицам, участвующим в деле, их представителям и могут быть приобщены к данному административному делу на основании определения суда.

После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого вызван свидетель, или представитель этого лица, а затем вопросы задают другие лица, участвующие в деле, их представители. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса.

При необходимости суд повторно может допросить свидетеля в том же или следующем судебном заседании, а также повторно допросить других свидетелей для выяснения противоречий в их показаниях.

Допрошенный свидетель остается в зале судебного заседания до окончания разбирательства административного дела, за исключением случая, если суд разрешит ему удалиться раньше.

Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний (ст. 162 УК РФ).

В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств административного дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, либо может быть удален кто-либо из присутствующих в зале судебного заседания граждан. Лицу, участвующему в деле, его представителю после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Свидетельские показания, полученные в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 51, ст. 66 и 67, ч. 5 ст. 152 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании, после чего лица, участвующие в деле, их представители вправе дать по ним объяснения.

Письменные доказательства, в том числе протоколы их осмотра, составленные в случаях, предусмотренных ст. 66, 67 и 74 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам.

В отношении письменных доказательств лица, участвующие в деле, их представители могут давать объяснения и пояснения, а также задавать вопросы свидетелям, экспертам, специалистам.

В целях охраны тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан их содержание может быть оглашено и исследовано судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми осуществлялись переписка, обмен почтовыми, телеграфными или иными сообщениями. Без согласия этих лиц их переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные или иные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании (ст. 165 КАС РФ).

Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях свидетелям, экспертам, специалистам. Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, могут обращать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с вещественными доказательствами или их осмотром. Их заявления по этому поводу заносятся в протокол судебного заседания.

Протоколы осмотра вещественных доказательств, выполненного в порядке, предусмотренном ст. 66, 67 и 74 КАС РФ, оглашаются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, их представители могут давать объяснения в отношении указанных протоколов.

При воспроизведении аудио- и видеозаписей, содержащих сведения личного характера, и при их исследовании применяются правила, предусмотренные ст. 165 КАС РФ.

Воспроизведение аудио- и видеозаписей осуществляется в зале судебного заседания или ином специально оборудованном для этой цели помещении с указанием в протоколе судебного заседания основных характеристик оборудования и носителей информации, а также времени воспроизведения. После этого суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. При необходимости воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть повторено полностью или в какой-либо части.

В целях выяснения содержащихся в аудио- и видеозаписях сведений судом может быть привлечен специалист. В необходимых случаях суд может назначить экспертизу.

Источник:

Статья 10.10. Порядок опроса лиц, участвующих в административном процессе

1. Опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту ведения административного процесса. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе, если признает это необходимым, произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого.

2. Лица, вызванные по одному и тому же делу, опрашиваются порознь. При этом принимаются меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.

3. Перед опросом должностное лицо органа, ведущего административный процесс, удостоверяется в личности опрашиваемого, предупреждает его об ответственности за уклонение от явки в суд, орган, ведущий административный процесс, в случаях, установленных настоящим Кодексом, а потерпевшего — физического лица, свидетеля — за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого. Свидетелю и потерпевшему разъясняется также право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников.

Читайте так же:  Проценты по ипотеке возврат ндфл сколько

Статья 10.11. Порядок опроса несовершеннолетнего

1. При опросе несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению должностного лица органа, ведущего административный процесс, при опросе несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагога. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

2. Перед началом опроса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, разъясняются их права и обязанности.

3. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, присутствуют при опросе и могут с разрешения лица, осуществляющего опрос, задавать вопросы несовершеннолетнему, которые заносятся в протокол опроса. По окончании опроса присутствующие своими подписями подтверждают правильность записи объяснений.

Данная статья фактически позволяет не допускать родителей на опрос несовершеннолетнего. Но это не лишает права опрашиваемого настаивать на присутствии близких родственников и отказаться отвечать без их присутствия на любые вопросы. И хорошо бы, чтоб он это право знал и пользовался им.

Статья 10.12. Протокол опроса

1. Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего — физического лица, свидетеля составляется протокол опроса с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Должностным лицом органа, ведущего административный процесс, осуществляющим опрос, объяснение опрашиваемого записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы.

3. По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель имеют право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса. По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чем делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница.

4. По окончании опроса по просьбе опрашиваемого лица ему должна быть предоставлена возможность написать объяснение собственноручно, о чем делается отметка в протоколе опроса перед подписью опрашиваемого. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.

5. В случае участия в опросе переводчика, специалиста протокол объяснения подписывается и ими.

Вам должны разъяснить под роспись – статью 27 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Вы имеете право отказать от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Если хоть какая-нибудь норма данной статьи ПИКоАП будет нарушена (и Вы это отметите в протоколе), результаты объяснения могут быть оспорены и не будут иметь юридической силы;

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может отказаться от объяснения.

Статья 10.13. Осмотр

1. Основанием для проведения осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении.

2. Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием не менее двух понятых в отсутствие собственника (владельца).

3. К участию в осмотре должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе привлечь специалиста.

4. Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица и в их присутствии, а при отсутствии согласия – по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием не менее двух понятых. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что следы административного правонарушения, иные материальные объекты, имеющие значение для дела об административном правонарушении, могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены, повреждены или использованы в противоправных целях, осмотр может быть проведен по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение двадцати четырех часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов.

5. Осмотр помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя проводится в присутствии представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а помещения, где хранятся материальные ценности, – в присутствии материально ответственного лица. При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц осмотр проводится по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя и с участием не менее двух понятых. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что следы административного правонарушения, иные материальные объекты, имеющие значение для дела об административном правонарушении, могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены, повреждены или использованы в противоправных целях, осмотр может быть проведен по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение двадцати четырех часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов.

6. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие – в присутствии не менее двух понятых.

7. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица органа, ведущего административный процесс, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении.

8. О проведении осмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания. При этом должны быть отражены время и место проведения осмотра, результаты осмотра, а также высказанные участниками осмотра замечания, если таковые имеются.

Обратите внимание на:

1. достаточность оснований для осмотра (и это должно быть отражено в протоколе);

Недопустимость осмотра жилища без Вашего согласия (при отсутствии согласия – только по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя и при наличии понятых); отсутствие санкции прокурора является исключительным случаем и должно быть обосновано.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Допрос по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here