Арбитраж административные дела

Важный материал по теме: "Арбитраж административные дела" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе

Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:

— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;

— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.

Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.

Следует иметь в виду, что если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, или в виде предупреждения, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства.

Дело в порядке упрощенного производства рассматривается судом без вызова сторон после представления сторонами доказательств и иных необходимых документов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только в случаях рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле; нарушения правил о языке при рассмотрении дела; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписания решения судьей; отсутствия в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами и нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Источник:

Статья 189 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

2. Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом, по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.

3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Комментарии к ст. 189 АПК РФ

1. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, по существу являются делами о защите гражданских прав, связанных с реализацией отношений власти и подчинения.

Их специфика вызвана объективным неравенством сторон, гражданско-правовыми последствиями неправомерного властного использования полномочий организациями, органами и должностными лицами.

Специфика рассмотрения административных дел сказывается на особенностях принимаемого по результатам разбирательства судебного решения и порядке его исполнения.

Наряду с отмеченными отличительными особенностями судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, следует назвать еще одну, которая является определяющей. При рассмотрении этих дел арбитражный суд занят не только разрешением заявленного спора, но и проверкой законности оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц.

Читайте так же:  Момент привлечения лица к административной ответственности

В силу указанного обстоятельства арбитражный суд не связан доводами сторон, основаниями заявленных требований, поскольку обязан проверить законность оспариваемых актов и действий (бездействия) в полном объеме.

Иногда специалисты обращают внимание на сокращенные сроки рассмотрения и разрешения заявленного спора как особенность административного судопроизводства. Сокращенные сроки имеют отношение лишь к тем категориям дел, которые указаны в гл. 23 — 26 АПК. Все другие административные дела рассматриваются в общем порядке.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, арбитражный суд имеет возможность чаще всего признавать явку сторон обязательной, а за нарушение возложенной судом обязанности назначать установленные судебные штрафы.

Действующий арбитражный процессуальный закон довольно противоречиво указывает на вид судопроизводства, который используется при рассмотрении этих категорий споров. В ч. 1 ст. 29 АПК содержится указание на административное судопроизводство. В гл. 22 и всем разделе 3 АПК — на производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

По сути дела речь идет об одном и том же. Для единообразного понимания следует принять во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9, которым данный вид судопроизводства назван административным, его действие распространяется на дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности, о судебном контроле за законностью принятия иными органами актов индивидуального регулирования, их действиями (бездействием), о проверке арбитражным судом нормативных правовых актов, обладающих меньшей юридической силой, чем федеральные законы.

В частности, по правилам административного судопроизводства рассматриваются дела о возврате налогоплательщику излишне уплаченных налогов и неналоговых платежей, ликвидации юридических лиц по установленным законом основаниям, приостановлении и прекращении их деятельности в связи с нарушением порядка утилизации отходов, а также многие другие категории дел.

По общему правилу в административном судопроизводстве бремя доказывания перекладывается на так называемую сильную сторону . Это закономерно, поскольку арбитражный суд содействует слабой стороне в защите ее нарушенного права. Даже в частноправовых отношениях стороны далеко не всегда одинаковы. Судебная практика исходит из того, что на продавца следует возложить больше обязанностей применительно к знаниям о продаваемом товаре, чем на покупателя.

См.: ч. 6 ст. 194, ч. 5 ст. 200, ч. 5 ст. 205, ч. 4 ст. 210, ч. 4 ст. 215 АПК.

Исключением являются дела об административных правонарушениях, в которых вместо оказания содействия слабой стороне арбитражный суд озабочен принятием такого разумного решения, которое бы отражало адекватную меру ответственности и, одновременно, послужило бы предупреждению правонарушений в дальнейшем.

Для рассмотрения арбитражным судом дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, исковое производство является базовым.

Однако законодатель указывает на две существенные оговорки. Во-первых, особенности рассмотрения дел названной категории предусмотрены разд. III АПК (гл. 22 — 26 АПК). Во-вторых, иные правила судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, могут быть предусмотрены другими федеральными законами.

Особенности административного судопроизводства закреплены в разд. III АПК и разд. I АПК, определяющем общие положения. Эти категории споров не могут рассматриваться коллегиальным составом суда с участием арбитражных заседателей (ч. 3 ст. 17 АПК), указанные в арбитражном процессуальном законе категории дел рассматриваются арбитражным судом независимо от того, является ли заявителем организация, индивидуальный предприниматель или гражданин (ч. 2 ст. 29 АПК), заявители по административным делам несут права и обязанности стороны по делу, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 45 АПК), каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказывать обстоятельства, послужившие основанием требований и возражений, при наличии особым образом обозначенной обязанности по административным делам на стороне органа либо должностного лица (ч. 1 ст. 65 АПК), арбитражный суд вправе истребовать доказательства по административным делам от органов и должностных лиц, на которых возложено бремя доказывания, по собственной инициативе (ч. 5 ст. 66 АПК).

2. Подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений, также определяется общими правилами искового производства и особенностями, которые установлены законодателем в разд. III АПК.

Общие правила устанавливают родовую подсудность для ряда категорий административных дел.

Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, если они затрагивают экономические права и интересы. Кроме того, Высшему Арбитражному Суду РФ подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по осуществлению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

Федеральным арбитражным окружным судам подсудны по первой инстанции дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, которым охватывается и право на исполнение судебного акта, вступившего в законную силу (ч. ч. 2, 3 ст. 34 АПК).

Все остальные административные дела рассматриваются арбитражными судами субъектов России по правилам территориальной подсудности, которая применительно к отдельным категориям дел может иметь изъятия (ч. 1 ст. 208 АПК), предусмотренные законом, содержать альтернативу.

3. Доказывание правомерности оснований для принятия оспариваемого правового акта, законности принятых решений, совершенных действий либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций с делегированными государственными полномочиями, их должностных лиц возлагается арбитражным процессуальным законом на них самих.

Заявитель обязан указать лишь на факт нарушения его субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это процессуальное правомочие не запрещает заявителю в ходе состязательного процесса также представлять доказательства незаконности обжалуемых правовых актов либо действий (бездействия) управомоченных органов, организаций, их должностных лиц. Более того, арбитражный суд обязан оказать заявителю, как слабой стороне спорных правоотношений, всяческую помощь в истребовании и собирании доказательств, необходимых для правильного рассмотрения заявленного спора.

Судебной практике известно лишь одно исключение из общего правила, когда заявитель имеет обязанность доказывания юридически значимых фактов. Речь идет о наличии у него льгот и привилегий.

Читайте так же:  Торговый сбор последние

Если гражданин или организация действуют не в общеустановленном порядке, а в качестве субъектов с заявленными льготами, то на них возложена обязанность по фактическому обоснованию этих льгот (например, в налоговых правоотношениях).

Применительно к проверочным судебным инстанциям действует общее правило: сколько жалоб, столько и решений. Поскольку оно имеет специфику реализации в арбитражном суде первой инстанции, постольку эта специфика должна адекватно восприниматься и в проверочных судебных инстанциях.

Источник:

Статья 205 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

2. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

3. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

5. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.

6. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Комментарии к ст. 205 АПК РФ

1. Законодатель предусмотрел единоличный состав суда для рассмотрения дел о привлечении участников предпринимательской или иной экономической деятельности к административной ответственности. Это вполне закономерно, поскольку для коллегиального состава суда в первой инстанции действующим арбитражным процессуальным законом предусмотрены весьма ограниченные основания.

По общему правилу дело о привлечении субъекта экономической деятельности к ответственности за административное правонарушение подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня его поступления в арбитражный суд. Иной (обычно годичный) процессуальный срок установлен федеральным законом для отдельных составов административных правонарушений и длящихся административных правонарушений.

Следует иметь в виду, что срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, в отличие от дел искового характера, включает в себя и подготовку дела к слушанию. За его пределами остаются по международным меркам лишь те действия, которые связаны с исполнением принятого судебного решения.

2. Арбитражный суд уполномочен на продление срока рассмотрения дела о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности как по ходатайству лиц, участвующих в деле, так и по собственной инициативе. Последняя уместна в том случае, когда арбитражный суд придет к выводу о необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела, без которых невозможно принятие окончательного решения.

Продление срока рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности возможно лишь сроком до одного календарного месяца. Этот срок следует признать разрешенным законодателем. Дальнейшее отложение дела слушанием, например, в связи с неявкой лиц, участвующих в деле, отсутствием возможности для преодоления пробелов выясняемых обстоятельств, будет оцениваться с точки зрения соблюдения арбитражным судом разумных сроков и специфики дел об административных правонарушениях, требующих разрешения в сжатые сроки.

3. Арбитражный суд обязан известить лиц, участвующих в деле о привлечении виновного лица к административной ответственности, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Следует придавать особо важное значение первичному их извещению, поскольку о дальнейшем движении дела стороны могут узнавать на официальном сайте арбитражного суда (при его постоянном нахождении в актуальном состоянии, то есть при своевременном размещении всех необходимых сведений о принятых судебных актах).

Поэтому арбитражный суд должен принять меры к фиксированному извещению заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, о назначенном судебном заседании. Это могут быть не только способы традиционной почтовой связи с уведомлением о вручении корреспонденции адресату (надежный способ, но не всегда эффективный и затратный по времени), но и извещение телеграммой, посредством передачи факса, телефонограммы, электронной почты.

Однако для этого редко имеются достаточные условия, поскольку необходима добросовестная, профессиональная и тщательная подготовка материалов к слушанию. Даже по уголовным делам, не говоря об административных правонарушениях, уполномоченные следственные органы практикуют направление в суд дел без надлежащих доказательств, с невыясненными обстоятельствами, непроверенными версиями.

4. Арбитражный суд может признать явку заявителя, лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательной. Обычно это вызвано необходимостью в заслушивании дополнительных объяснений, представлении дополнительных доказательств, отсутствующих в материалах дела.

Читайте так же:  Имущественный налоговый вычет заявление на возврат ндфл

Уклонение от явки в судебное заседание влечет наложение судебного штрафа, оплата которого не освобождает обязанное лицо от явки во вновь назначенное судебное заседание.

Наложение судебного штрафа производится по правилам, установленным гл. 11 АПК (см. комментарий к ней), то есть в другом судебном заседании с выяснением причин неявки. Судебный штраф может быть наложен за неявку без уважительных причин как лица, привлекаемого к административной ответственности, так и представителя административного органа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для участия в судебном заседании представителя (защитника) лица, привлекаемого к административной ответственности, необходимо предъявление арбитражному суду не доверенности, а ордера адвоката на ведение дела .

См.: п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Такой порядок, установленный процессуальным законом, объясняется публичным характером правоотношений, наличием возможности привлечения к ответственности, что требует создания условий для гарантированной профессиональной защиты от предъявленных обвинений.

5. Обязанность доказывания факта совершения административного правонарушения, виновности в его совершении лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена законодателем на уполномоченный административный орган.

Арбитражный процессуальный закон запрещает возлагать обязанности по доказыванию фактов, связанных с совершением административного правонарушения, на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Это обстоятельство не создает препятствий для представления лицом, привлекаемым к административной ответственности, доказательств в подтверждение отсутствия факта правонарушения, состава правонарушения либо его виновности в совершении административного правонарушения.

При отсутствии в материалах дела доказательств, достаточных для принятия решения о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд уполномочен на истребование дополнительных доказательств у административного органа, составившего протокол о совершении административного правонарушения.

Это обстоятельство еще более отдаляет арбитражный суд от свойственных для него функций по отправлению правосудия, но является необходимым в современных условиях звеном для окончания производства по делу о привлечении субъекта экономической деятельности к административной ответственности.

6. Законодатель определяет перечень вопросов, на каждый из которых в обязательном порядке должен ответить арбитражный суд, находясь в совещательной комнате по итогам судебного следствия. Все вместе взятые вопросы нацелены на конкретизацию предмета доказывания по делам об административной ответственности.

Перечень вопросов отражает специфику рассмотрения дел о привлечении субъектов экономической деятельности к административной ответственности:

— имелось ли событие административного правонарушения. Если арбитражный суд не установит, вопреки мнению административного органа, события правонарушения, то должно последовать решение об отказе в привлечении виновного лица к административной ответственности. По существу лицо, которому вменялось совершение административного правонарушения, будет оправдано (по аналогии с уголовно-правовыми категориями) по так называемым реабилитирующим основаниям, которые для принятия судебного решения не имеют никакого особого правового значения, но могут отражаться на его деловой репутации;

— имелся ли факт совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого административный орган составил протокол об административном правонарушении. Отвечая на этот вопрос, арбитражный суд указывает на причастность либо непричастность к административному правонарушению лица, привлекаемого к ответственности за его совершение. Ответ на второй вопрос потребуется только в том случае, когда арбитражный суд вынужден будет положительно ответить на первый вопрос;

— имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении. Ответ на третий вопрос потребуется от арбитражного суда только в том случае, когда он придет к положительным ответам на первые два из числа поставленных вопросов. По существу здесь арбитражный суд должен провести разграничение между административным правонарушением, с одной стороны, и уголовно-наказуемым деянием (при его наличии составление протокола об административном правонарушении не имеет смысла), а также малозначительным деянием, похожим по признакам на административное правонарушение, однако в силу малозначительности таковым не являющимся, с другой стороны;

— имелись ли у административного органа, составившего протокол об административном правонарушении, полномочия на его составление. Для ответа на четвертый вопрос потребуются положительные ответы на три предыдущих вопроса. Проверка наличия или отсутствия полномочий на составление протокола потребуется для установления границ (пределов) компетенции профильного административного органа;

— предусмотрена ли административная ответственность за совершенное правонарушение. Для ответа на этот вопрос потребуются положительные ответы на четыре предыдущих вопроса. Проверка наличия либо отсутствия вменяемого в вину состава правонарушения потребует анализа составов правонарушений, предусмотренных федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации в соответствии с той их нормотворческой компетенцией, которая закреплена в Конституции Российской Федерации;

— имеются ли основания для привлечения субъекта предпринимательской деятельности к административной ответственности. Для поиска таких оснований потребуются положительные ответы уже на пять предыдущих вопросов. Основания для привлечения к административной ответственности весьма разнообразны (специальный субъект, наличие вины, всех признаков состава административного правонарушения, наступление вредных последствий), и все они нуждаются в проверке;

— какая мера административной ответственности является адекватной совершенному правонарушению. Этот вопрос является финальным, направлен на учет всех обстоятельств, связанных с установлением меры ответственности. К таким обстоятельствам следует отнести установленные законодателем минимальные и максимальные пределы санкций, масштабы вредных последствий, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Источник:

Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (ст.ст. 189 — 216)

Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

>
Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ст.ст. 189 — 190)
Содержание
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Налог на прибыль организаций подлежит уплате

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

Читайте так же:  Предельная сумма имущественного вычета

20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.

Источник:

Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Процессуальные особенности

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании НПА и иных актов федеральных органов исполнительной власти , если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам ;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. об административных правонарушениях , если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций , если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл. 22-26 АПК РФ.

Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

    • рассматриваются по общим правилам искового производства , если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
    • заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом;
    • обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) .

Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем

    • заключения соглашения или
    • с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Арбитраж административные дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here