Административный орган по делам несовершеннолетних

Важный материал по теме: "Административный орган по делам несовершеннолетних" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Основные задачи и полномочия комиссии по делам несовершеннолетних

Основными задачами комиссии являются:

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством области, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений

— осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Комиссия осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2. принимает участие в разработке программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних;

3. разрабатывает программу профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, контролирует ее реализацию;

4. принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

5. рассматривает вопросы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, по которым принимает постановления с указанием сроков выполнения мероприятий и ответственных за их реализацию;

6. запрашивает в пределах своей компетенции необходимую для осуществления своих полномочий информацию и безвозмездно получает ее;

7. приглашает на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов, граждан;

8. извещает прокурора г.Балаково о месте и времени проведения заседания комиссии;

9. организует оперативные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

10. создает межведомственные рабочие группы для проведения проверок при подготовке к рассмотрению на заседании комиссии вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, в том числе для координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

11. вносит в установленном законом порядке в органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

12. вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссии и непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии;

13. анализирует состояние преступности, правонарушений несовершеннолетних в муниципальном образовании;

14. рассматривает представление руководителя образовательного учреждения и дает согласие по результатам его рассмотрения:

— на исключение несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;

— на оставление несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста 15 лет до получения общего образования;

— принимает совместно с родителями или законными представителями, а также органом местного самоуправления или органом управления образованием меры по трудоустройству либо продолжению обучения в другом образовательном учреждении несовершеннолетнего;

15. принимает решение по результатам рассмотрения информации работодателя на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также рассматривает информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе и в случае необходимости принимает меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего либо поступлению его в образовательное учреждение;

16. участвует в рассмотрении судом дел, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

17. осуществляет организационно-методическую работу с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Балаковского муниципального района, общественными комиссиями;

18. ведет статистический учет категорий несовершеннолетних, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также:

— детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих жилья и состоящих в очереди на его получение;

— учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины;

— детей от 1,5 до 6,5 лет;

— ведет списочный учет несовершеннолетних:

— совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

— совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

— освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

— совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

— обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

— условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

— получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

— освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа;

— осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных* судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

— осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

— употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих спиртные напитки в случае, если употребление несовершеннолетним указанных веществ выявлено каким-либо органом или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;

— объявленных в розыск, найденных, находящихся в розыске;

19. принимает постановления о постановке на учет с составлением и утверждением межведомственной индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в

Читайте так же:  Уклонение от налогов какая статья

социально опасном положении, а также осуществляет контроль за

выполнением соответствующих мероприятий программы;

20. рассматривает дела о несовершеннолетних:

-не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

— достигших возраста, предусмотренного частями первой и второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, но не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

— совершивших административные правонарушения, но не достигших возраста привлечения к административной ответственности;

— совершивших иные антиобщественные поступки;

— совершивших административные правонарушения;

21. принимает меры воздействия к несовершеннолетним, совершившим административные правонарушения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении остальных категорий несовершеннолетних — в соответствии со статьей 18 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних,

утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967 года;

22. принимает меры воздействия, руководствуясь Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении следующих лиц:

— родителей или иных законных представителей, не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;

— руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиесябез попечения родителей, либо должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение порядка, сроков, предоставление заведомо недостоверных сведений, совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в определении форм жизнеустройства;

— родителей или иных законных представителей, других лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

— родителей или иных законных представителей в случае появления несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в состоянии опьянения, а равно распития ими алкогольной и спиртсодержащей продукции, потребления ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

— применяет следующие меры воздействия в случае систематического неисполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних:

— обращается в орган опеки и попечительства администрации Балаковского муниципального района с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;

— обращается в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;

23. в случае вынесения постановления об освобождении несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей от административной ответственности при малозначительности совершенного ими административного правонарушения вправе применить меры воздействия, предусмотренные статьями 18, 19 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06. 1967 года;

24. направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы в случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении комиссия обнаружит в действиях (бездействии) несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей признаки административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции комиссии, или признаки состава преступления.

В соответствии с п. 2 Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 № 796:

Комиссия принимает решение в отношении следующих категорий граждан:

1. имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести против:

  • жизни и здоровья;
  • свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения и общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • общественной безопасности;
  • Мира и безопасности человечества.

2. уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда) за преступления небольшой и средней тяжести против:

  • жизни и здоровья;
  • свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения и общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • общественной безопасности.

Источник:

Административная деятельность полиции

Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних

Система аппаратов и подразделений по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Система состоит из трех звеньев.

Первое звено — федеральный уровень — отдел, который выполняет задачи по координации деятельности и методическому обеспечению работы всех территориальных подразделений полиции по делам несовершеннолетних. Отдел входит в структуру Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России.

В структуре Главного управления на транспорте МВД России, которое организует, координирует и руководит деятельностью ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, имеется также специализированный отдел, выполняющий аналогичные задачи.

Второе звено — подразделения аппаратов МВД, главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации по делам несовершеннолетних. Подразделения этого звена в пределах предоставленной компетенции осуществляют общее руководство, организационно-методическое обеспечение и контроль за деятельностью соответствующих аппаратов ОВД районов, городов и иных муниципальных образований (управлений, отделов) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Третье звено — соответствующие подразделения территориальных ОВД (по муниципальному поселению, административному округу города Москвы, сельскому поселению и т.д.) по делам несовершеннолетних, а также ОВД на транспорте.

Размеры и границы территории (объектов, транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), определяются начальником органа внутренних дел по району, городу, иному муниципальному образованию либо начальником линейного подразделения (отдела или отделения) внутренних дел на транспорте с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ПДН, предусмотренной штатным расписанием горрайлиноргана, установленных нормативов.

Читайте так же:  Налоговый вычет какой размер

Аппараты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних первого и второго звеньев в основном осуществляют организаторскую деятельность, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно-методического руководства подразделениям и подведомственной службе на местах. Функции по непосредственному практическому осуществлению профилактики выполняют в основном подразделения третьего звена.

Задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Задачами ПДН по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  2. выявление и устранение условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
  3. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4. социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  5. выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

ПДН проводят профилактическую работу в отношении двух категорий лиц: (1) несовершеннолетних; (2) их родителей и иных лиц.

Категории несовершеннолетних, подлежащих профилактическому воздействию ПДН

Иные категории лиw, с которыми ПДН проводят профилактическую работу .

  1. родители или законные представители несовершеннолетних, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними;
  2. лица, в отношении которых есть основания полагать, что они имеют отношение к вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий или совершению в отношении несовершеннолетних других противоправных действий, а также родители несовершеннолетних или их законные представители и должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудники ПДН в отношении указанных ранее в лиц вносят в установленном порядке предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ПДН осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Кроме того, ПДН рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

ПДН также участвуют в подготовке материалов на несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры ОВД для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

ПДН вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Федерации.

  1. информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
  2. принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий;
  3. в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Тактика деятельности ПДН при получении информации о совершении несовершеннолетним преступления имеет свои специфические черты. Так, при проведении проверки по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должностным лицом ПДН изучаются:

  1. учетно-профилактическая карточка или учетно-профилактическое дело на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН;
  2. материалы о совершенном преступлении;
  3. объяснения несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей по факту совершения преступления и его мотивов;
  4. материалы, полученные из комиссии по делам несовершеннолетних;
  5. акт обследования семейно-бытовых условий несовершеннолетнего;
  6. характеристики с места жительства или учебы (работы);
  7. справки об индивидуально-профилактической работе, проводившейся сотрудниками ПДН и других подразделений с несовершеннолетним (если он ранее состоял на учете в органе внутренних дел);
  8. иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания.

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

  • ст. 5.35 КоАП — Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
  • ст. 5.36 КоАП — Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;
  • ст. 20.20 КоАП — Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;
  • ст. 20.22 КоАП — Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Далее видится обоснованным сделать вывод, что предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детскими беспризорностью и безнадзорностью являются одними из важнейших задач повседневной деятельности полиции.

Источник:

Административно-процессуальное право

Как заводят дела на несовершеннолетних?

Есть ряд законодательных документов, на основании которых работают инспекторы ПДН:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

  • Федеральный Закон №120;
  • УК РФ, главы 14 и 20;
  • УПК РФ, главы 73, 420, 421;
  • УИК РФ, статьи 183, 187-190;
  • Административный кодекс, статьи 5 и 20.

Конкретно процесс оформления дела включает следующие стадии:

  • Оформление карточки учёта и дела подозреваемого;
  • Сбор объяснений сторон конфликта, преступления;
  • Сбор материалов;
  • Оформление акта об условиях проживания ребёнка;
  • Сбор данных, справок о работе с ребёнком и его родителями, опекунами;
  • Характеристики на ребёнка.

По результатам проводится беседа и выдаётся документ по делу и проведённой работе. Контроль над подростком в дальнейшем также ложится на плечи инспекторов ПДН.

Читайте так же:  Протокола об административном правонарушении банка

Через полгода, родители могут подать заявление о снятии подростка с учёта, при условии отсутствия у него новых правонарушений.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции

Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ и Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 319-Ф3) определяет административную правосубъектность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в ст. 11, в которой говорится, что они создаются на территории субъекта Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

В качестве примера можно привести Закон Санкт-Петербурга «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 8 мая 2007 г. № 160-32 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 2013 года № 345-61).

Закон устанавливает, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (городская и районные) создаются в целях реализации задач по решению проблем беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов (ст. 1). В ст. 4 Закона излагаются основные направления деятельности комиссий

Статья 4. Направления деятельности комиссий.

1. Комиссии в пределах своей компетенции:

Комиссии принимают постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении. В качестве одного из таких направлений — «Применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга».

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, ответственный секретарь, инспектор по работе с несовершеннолетними и иные лица — в их числе может быть социальный педагог, представитель отдела опеки, попечительства и патронажа, работник здравоохранения.

Административная юрисдикция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Статья 23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав») устанавливает, что районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

  • дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
  • дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

  1. неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов.
  2. нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних нрав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.
  3. повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.

Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.
  2. совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах.

Наряду с указанными делами комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав могут рассматриваться:

  • дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 («Безбилетный проезд») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • дела об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Читайте так же:  Кбк административный штраф 09611690040046000140

Данные дела рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Методические рекомендации Федеральной службы судебных приставов от 29 сентября 2011 г. № 04-15 «О порядке применения ч. 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержат разъяснение о том, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут совершить уступку юрисдикции, которое сформулировано следующим образом: «Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса, комиссии по делам несовершеннолетних, а в случае если комиссия по делам несовершеннолетних, к которой поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, дела об административных правонарушениях данной категории рассматривают судьи».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность освобождать определенную категорию несовершеннолетних от административной ответственности. В данном законе закреплена следующая правовая норма:

«1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность»)».

Меры воздействия, применяемые вместо мер административной ответственности, изложены в указе Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. Закона РФ от 25 февраля 1993 г. № 4549-1).

В ст. 18 данного Положения определено, что комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

Комиссия рассматривает дела о правонарушениях несовершеннолетних на закрытом заседании. Если обсуждение обстоятельств дела может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия может удалить его из зала заседания.

К комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть применено положение, предусмотренное ст. 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом»). В соответствии с ним член комиссии, на рассмотрение которой передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело, если он:

  1. является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  2. лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Источник:

Административная деятельность полиции

Всегда ли инспектор прав?

Бывают ситуации, когда инспектор принимает неправомерное решение по причине введения его в заблуждение или по иным причинам. В таком случае родители подростка могут попытаться обжаловать решение инспектора ПДН.

Работа инспектора ПДН

Поскольку для проведения профилактических бесед очень важно психологически воздействовать на подростка, инспектор должен расположить его к себе. Поэтому часто в этой должности видят, главным образом, женщин. Дети чувствуют себя рядом с ними более спокойно.

Важно, чтобы инспектор разъяснял им всё на понятном языке, но с соблюдением правовых аспектов. А вот родителям правонарушителей обязательно нужно разъяснить все юридические нюансы действий их детей и возможные правовые последствия.

Поскольку одной из важнейших задач инспектора ПДН является наладить контакт с детьми и объяснить большое значение воспитания их родителям или опекунам, то важно наличие у него психолого-педагогической подготовки. Но при этом основой должно быть профильное юридическое образование.

Инспектор должен не только пресекать преступления, но и выяснить причины, по которым подросток их совершил.

Заседание комиссии

Все дела, связанные с правонарушениями, рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних на специальном заседании. В процессе заседания ведётся протокол. По его итогам принимается документ о дальнейших действиях в отношении правонарушителя.

Рассмотрение материалов проходит в присутствии ребёнка и его родителей. Рассматриваются административные материалы, исключение из школ и взаимоотношения в семье.

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Что такое ПДН в полиции? Расшифровка проста – по делам несовершеннолетних. В обязанности такого инспектора, главным образом, входят профилактические беседы с целью профилактики правонарушений среди детей и подростков.

Также инспекция по делам несовершеннолетних занимается контролем противоправных действий в их среде. Такие инспекции входят в систему МВД, и отличаются по уровню подчинения:

  • Муниципальные, городские, районные;
  • Управления внутренних дел и административных образований;
  • Транспортные подразделения.

Инспекторы ПДН в школе и иных детских учреждения ведут дела, в которые заносятся все правонарушения. Эти сведения в будущем передаются в военкоматы и высшие учебные заведения.

Среди полномочий инспекторов не только сбор информации и профилактические беседы. В случаях серьёзных преступлений он вправе направить ребёнка в специальные учреждения закрытого типа (изоляционные центры, спецшколы).

Также в обязанности инспектора входит правовая защита подростков, которых склоняют к преступной деятельности.

Что касается профилактики девиантной и преступной деятельности, то она распространяется, главным образом, на несовершеннолетних:

  • Употребляющих наркотики;
  • Освобождённых, помилованных;
  • Нарушивших закон;
  • Обвиняемых в преступной деятельности, но находящихся на свободе;
  • Нуждающихся в реабилитации после освобождения;
  • Условно осужденных и отправленных на исправительные работы.

Важно и то, что нерадивые опекуны часто негативно влияют на своих подопечных. И инспектор ПДН должен работать также и с ними, чтобы снизить такое влияние.

Как стать инспектором?

Каждый инспектор закреплён за конкретной территорией. Размеры этой территории назначает глава отдела МВД, к которому относится данный инспектор. Его инструктируют о положении дел на данной территории.

Согласно приказу МВД №845 для устройства на должность инспектора ПДН нужны следующие документы:

  • Гражданство РФ;
  • Военный билет;
  • Юридическое или педагогическое образование;
  • Медкомиссия;
  • Отсутствие судимостей у родственников.

Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Правовое регулирование предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних имеет огромное значение, поскольку во многом именно в правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, их права и обязанности.

Читайте так же:  Предпенсионный возраст налог на имущество

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права. Это положение в полной мере относится к нормам международного права, регулирующим отношения в сфере предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних.

Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). Конвенция признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения, и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

В Российской Федерации сложилась определенная система правового регулирования деятельности подразделений ОВД по делам несовершеннолетних.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другими нормативными правовыми актами подразделения полиции осуществляют работу, которая направлена на предупреждение безнадзорности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, предупреждению с их стороны совершения правонарушений, квалифицируемых как административные правонарушения и преступления. Кроме того, деятельность подразделений полиции направлена на предупреждение и пресечение бродяжничества со стороны несовершеннолетних.

Для координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации .

Также созданы комиссии по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения и комиссии при городских, районных, районных (в городе) администрациях. Главная их функция — взаимодействие между органами государственной власти субъектов Федерации.

Несмотря на то что подразделения полиции являются лишь элементом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основной объем работы но выполнению названных выше задач, как и прежде, лежит на полиции.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения полиции. Так, служба ГИБДД осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (например, операция «Внимание, дети!», «Соблюдайте скоростной режим» и т.д.). Личный состав аппаратов оперативных подразделений предупреждает и пресекает правонарушения несовершеннолетних, разоблачает и выявляет организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних, а также тех, кто вовлекает их в бродяжничество, пьянство, попрошайничество и прочее. Участковые уполномоченные полиции осуществляют профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на детей, а дети совершают правонарушения 1 Административное право и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: МосУ МВД России, 2006. .

Задача предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних является, несомненно, важной, но не единственной для перечисленных служб и подразделений полиции. В это же время в составе полиции имеются структуры, занятые решением только данной конкретной задачи.

Непосредственное выполнение этих задач и координация усилий иных служб ОВД возложены на подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПДН), а также Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) территориальных ОВД и ОВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

В настоящее время на территории 72 субъектов Российской Федерации функционирует 79 ЦВСНП ОВД, рассчитанных на единовременное пребывание 2,7 тыс. несовершеннолетних и малолетних лиц. Для этих двух структур (ПДН и ЦВСНП) осуществление мероприятий по профилактике и пресечению правонарушений несовершеннолетних является основной задачей. В своей деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних руководствуются различными нормативными правовыми актами, в том числе:

  1. конституцией РФ;
  2. федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  3. федеральным законом от 24 июня 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»;
  5. указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»;
  6. приказом министра внутренних дел РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» (с последующими изменениями), а также иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти и ведомственными правовыми актами и т.д.

Анализ насильственной преступности несовершеннолетних на сегодняшний день свидетельствует о том, что смягчение негативных тенденций, способствующих ее росту, невозможно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах, без последовательного проведения законодательной и судебно-правовой реформ, реализации программ, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений, без целенаправленной работы всех служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению насильственных преступлений среди несовершеннолетних.

Источник:

ПДН: что это такое?

Преступления совершают не только взрослые. К несчастью, всё больше становится малолетних правонарушителей. Для борьбы с этим явлением и существует должность инспектора по делам несовершеннолетних.

Права инспектора

Инспектор в праве:

  • Вызвать подростка и его представителя для беседы;
  • Задавать вопросы, касающиеся ребёнка и его поступков;
  • Доставить подростка в полицию на три часа для личного досмотра.

Все дела инспектор заносит в специальный журнал. Хранятся дела три года. Потом ещё два года они хранятся в архиве. После этого уничтожаются.

Используются данные журнала для отслеживания подростка, в случае повторного совершения преступления.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

Для обжалования необходимо подать жалобу на имя начальника инспекции по делам несовершеннолетних. В случае неудовлетворительного решения по жалобе, можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию или в суд.

Защита прав детей и подростков

Нужно помнить, что инспектор ДПН занимается не только расследованием и наказанием малолетних преступников, но и защитой детей. Во-первых, тех, кто стал жертвой преступления или подвергается угрозам со стороны преступника. Во-вторых, защитой тех детей, которых вовлекают в преступную деятельность уговорами или угрозами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административный орган по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here