Административные правонарушения лекция

Важный материал по теме: "Административные правонарушения лекция" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Лекция 8. Административная ответственность

8.4. Административное наказание и его виды

К лицам, совершившим административное правонарушение, применяются меры принуждения, именуемые административными наказаниями. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем. Обычно предупреждению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с часто встречающимися устными замечаниями, сделанными на месте нарушения сотрудником милиции в адрес лиц, нарушивших, к примеру, правила дорожного движения).

Предупреждение тогда является административным наказанием, когда зафиксировано каким-либо способом. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления. Предупреждение применяется в случаях, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения, а не вместо другого административного наказания;

2) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ. Это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения. Он может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Кодексом установлены минимальный и максимальный размеры административных штрафов: он не может быть менее одной десятой МРОТ, и более двадцати пяти МРОТ — для граждан, пятидесяти МРОТ — для должностных лиц, одной тысячи МРОТ — для юридических лиц. Особые размеры штрафов предусматриваются для отдельных видов административных правонарушений п. 3 и 4 ст. 3.5 КоАП РФ.

В настоящее время расчет административных штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3) ВОЗМЕЗДНОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Это принудительное изъятие указанных объектов. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Этот вид административного наказания назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Возмездное изъятие предмета существенно отличается от реквизиции. Последняя имеет в виду изъятие государством имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой стоимости изъятого имущества. Реквизиция не является административным наказанием и может быть временной мерой, применяемой к гражданам, государственным, частным предприятиям и общественным объединениям,

4) КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Конфисковано может быть не любое имущество, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право собственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфискация назначается судьей

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию следует отличать от внешне схожего с ней изъятия предмета как меры пресечения противоправного поведения и предотвращения опасных и иных нежелательных для общества последствий;

5) ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА. Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин. Данный вид административных наказаний распространяется на специальные права граждан (право управления транспортными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств) Лица, которые злоупотребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 2 лет. Ограничения применения этого вида административного наказания установлены п. 3, 4 ст. 3.8 КоАП РФ;

6) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ. Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

Данное административное наказание применяется в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, близких к преступлениям. Решение о назначении административного ареста принимается судьей Срок административного задержания входит в срок отбытия административного ареста.

Административный арест не может применяться:

— к беременным женщинам,

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет,

— к лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— к инвалидам I и II групп.

7) АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу России, за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых лиц из России.

Данный вид административного наказания может быть назначен судьей или соответствующими должностными лицами (если правонарушение совершено при въезде в РФ);

8) ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ. Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в случаях, предусмотренных законодательством РФ Данный вид административного наказания может быть применен только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Читайте так же:  Заявление образец на оскорбления соседа

Дисквалификация назначается только в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.

Административные наказания выражаются в моральном либо материальном воздействии на правонарушителя и в известной мере выполняют функцию предупреждения правонарушений и преступлений. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Источник:

Лекция 8. Административная ответственность

8.2. Административное правонарушение и его признаки

Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок.

Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т. е. являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению проф. Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различия сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия.

В совокупности указанные признаки характеризуют совершенное деяние как административное правонарушение.

Источник:

Лекция № 7. Тема: «Административное правонарушение» (. )

Понятие и признаки административного правонарушения, его отличие от иных видов противоправных деяний. Виды административных правонарушений. Юридический состав административного правонарушения. Виды составов административных правонарушений. Предмет административного правонарушения, виды предметов. Множественность административных правонарушений. Длящиеся административные правонарушения.

Лекция № 8. Тема: “Административные наказания” (4 часа)

Административные наказания: понятие. сущность, цели применения, виды. Административные наказания: понятие, сущность, цели применения, виды. Административные наказания по субъекту установления, по периоду исполнения, по обязательности применения. Система административных наказаний. Административные наказания морального, имущественного и личного характера, их отличия. Отличие административных наказаний от дисциплинарных взысканий и уголовных наказаний. Правила, принципы и порядок назначения административных наказаний. Сроки назначения административных наказаний и сроки их погашения. Состояние административной наказанности: понятие, сущность, срок, правовое значение, отличие от судимости. Особенности назначения административных наказаний при множественности административных правонарушений.

Лекция № 9. Тема: Производство по делам об административных правонарушениях (6 часов)

Лекция № 10. Тема: Административно-правовые формы деятельности органов государственного управления (2 часа)

Лекция 11. Тема: “Производство по обращениям граждан”. (2 часа).

Основы правового регулирования права граждан на обращение. Обязанности государства по обеспечению права граждан на обращение. Правовая основа работы с обращениями граждан. Виды обращений. Работа с предложениями, заявлениями, жалобами граждан во внесудебном порядке. Порядок, стадии и сроки производства по предложениям, заявлениям, жалобам граждан. Формы и реквизиты обращений. Особенности производства по обращениям военнослужащих. Производство по жалобам граждан на незаконные действия (бездействия) и решения, нарушающие права и свободы граждан, в судебном порядке. Основания и давностные сроки обжалования. Действия (бездействие) и решения, которые могут быть обжалованы в суде. Форма жалобы и ее содержание. Порядок, стадии и сроки производства по жалобе в суде. Решение суда по жалобе. Контроль и надзор за соблюдением законодательства при производстве по обращениям граждан. Возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) и решениями должностных лиц органов государственного управления.

Лекция 12. Тема: “Государственная служба в РФ”. (4 часа).

Институт государственной службы в системе административного права: понятие, структура, значение. Правовые источники и конституционные основы государственной службы. Понятие, значение и виды государственной службы. Принципы государственной службы. Государственная должность государственной службы: понятие, значение, виды. Категории и группы государственных должностей государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы РФ. Государственные служащие: понятие, виды, права и обязанности, ограничения и запреты. Квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим. Квалификационные разряды государственных служащих. Поступление на государственную службу. Прохождение государственной службы. Аттестация государственных служащих. Ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность государственных служащих, виды дисциплинарных взысканий. Поощрение государственных служащих, виды поощрений. Льготы государственным служащим. Прекращение государственной службы. Основания для прекращения государственной службы. Управление государственной службой в РФ.

Читайте так же:  Заявление на возврат налога усн ип

Лекция 13. Тема: “Регламентация общественно-политической деятельности”. (2 часа).

Лекция 14. Тема: “Административно-правовые основы безопасности и способы ее обеспечения” (4 часа).

Понятие и сущность безопасности. Нормативная основа безопасности. Система и структура органов обеспечения безопасности. Руководство органами обеспечения безопасности. Совет Безопасности при Президенте РФ. Формы и методы деятельности органов, обеспечивающих безопасность. Контроль и надзор за деятельностью органов, обеспечивающих безопасность. Оперативно-розыскная деятельность. Правовые основы борьбы с терроризмом. Государственная граница РФ: понятие, значение. Правовой режим Государственной границы РФ. Пограничная полоса. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Охрана Государственной границы РФ. Государственная тайна: понятие, сущность, перечень сведений. Режим чрезвычайного положения: понятие, сущность, основания и порядок введения. Органы, обеспечивающие режим чрезвычайного положения. Регламентация частной детективной и охранной деятельности. Оружие в РФ: понятие и виды. Оборот оружия, запрет на оборот отдельных видов оружия. Владение гражданским оружием. Применение гражданами оружия.

Лекция 15. Тема: “Управление в области обороны” (2 часа).

Организационно-правовые основы управления обороной. Оборона РФ: понятие, сущность. Организация обороны, способы обеспечения обороны. Угрозы обороне. Принципы управления в области обороны. Оборона как функция государства, физических и юридических лиц. Органы управления в области обороны. Вооруженные силы РФ. Руководство вооруженными Силами РФ. Гражданская оборона в РФ. Воинская обязанность граждан. Поступление на военную службу. Прохождение военной службы. Сроки военной службы. Воинская присяга. Состав военнослужащих и воинские звания. Увольнение с воинской службы. Правовое положение военнослужащих. Права, обязанности, ответственность военнослужащих. Служба в запасе и воинских учет.

Лекция 16. Тема: “Управление в области внутренних дел” (2 часа).

Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел. Понятие и значение общественного порядка. Структура, система, задачи органов внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ: задачи, функции, полномочия, структура. Полиция в РФ: понятие, задачи, виды, правовая основа деятельности. Прохождение службы в органах полиции. Поступление на службу в органы полиции, увольнение со службы. Права и обязанности сотрудников органов полиции. Применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, оружия. Контроль и надзор за деятельностью полиции. Внутренние Войска МВД РФ: цели деятельности, порядок комплектования, права и обязанности, правовой статус служащих.

Лекция 17. Тема: “Основы управления образованием, промышленностью, транспортом, связью” (2 часа).

Административно-правовая организация в отраслях материального производства. Основные положения административно-правового регулирования в сфере промышленности, транспорта, связи и образования в современных условиях. Система федеральных министерств и ведомств, осуществляющих управление в сфере промышленности, транспорта, связи и образования. Понятие и значение промышленности, транспорта и связи для экономики России. Отрасли промышленности. Органы государственного управления отдельными отраслями промышленности. Органы государственного управления транспортом и связью. Учреждение образования: понятия и типы. Государственные образовательные стандарты. Государственное регулирование естественных монополий. Государственное регулирование в отраслях топливно-энергетического комплекса.

В качестве основной литературы для изучения курса рекомендуется:

Административное право России. Основные понятия и институты : учеб.для юрид.вузов и фак. / под ред. А. П. Алехина; МГУ им. М. В. Ломоносова. Юрид.фак. — М.: Зерцало, 2010.

Административное право : учеб. для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов . — М.: НОРМА, 2011.

Административное право : учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский . — М.: Проспект, 2009.

Рекомендуемая дополнительная литература и источники к практическим занятиям:

Административное право : учеб. для вузов рек. МО РФ / А.Б. Агапов . — 4-е изд., перераб., доп. — М., 2009.

Административное право Российской Федерации : Учеб.для юрид.вузов и фак. / Под ред. А.П.Алехина; МГУ им.М.В.Ломоносова. Юрид.фак. — 4-е изд.,испр., доп. — М.: Зерцало-М, 2010.

Административное право: Практикум. Нормативные акты / Б.В. Россинский . — М.:2005

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее трудных вопросов учебной дисциплины, выработки навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства.

Процесс подготовки к семинарским занятиям студент должен начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала. Затем студенту целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому обсуждаемому на семинаре вопросу.

Кроме рекомендованной литературы, студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные законодательные акты и результаты обобщения местной практики. В ходе семинарского занятия студент должен принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов и приводить примеры из практики.

На семинарских занятиях студенты могут выступать с тематическими рефератами по обсуждаемым проблемам. Сообщения или рефераты могут готовиться по инициативе самого студента, а также по заданию преподавателя. Тема выступления должна быть согласована с преподавателем. Продолжительность выступления не должна превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный характер содержать анализ, выводы и примеры. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный материал и конспект своего ответа.

Выполнение данных рекомендаций поможет получить твердые знания по курсу «Административное право».

7. Программа практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения

ТЕМА 1: Понятие административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации. (6 часов)

1. Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации. Функции и принципы административного права.

2. Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления.

3. Исполнительная власть. Система исполнительных органов.

4. Предмет административного права. Совокупность общественных отношений, регулируемых административным правом.

5. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Цели административно-правового регулирования.

6. Система административного права.

7. Административное право как наука.

8. Соотношение отрасли административного права с другими отраслями права.

9. Роль административного права в создании правового государства. Основные направления административной реформы в РФ.

Читайте так же:  Порядок и сроки административного задержания

Задание для самостоятельной работы:

Задание №1. Чем отличается Административное право от Государственного права.

Задание № 2. Написать доклад на тему «Роль административного права в современной жизни общества».

Тема 1. Понятие административного права. Место административного права в правовой системе российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное право как отрасль российского права является областью публичного права. Слушателям надлежит уяснить, что административное право как отрасль права есть совокупность юридических норм, регулирующих опре­деленную область общественных отношений.

Глубокое и основательное изучение данной темы слушателями является важной задачей, поскольку, не разобравшись в вопросах о понятии, предмете и системе отрасли административного права, невозможно уяснить отдельные правовые институты, взаимосвязь между ними. Эти вопросы имеют исходное значение и дают ключ к правильному пониманию сущности всей отрасли права в целом.

Узловым является вопрос о предмете отрасли. Предметом административного права являются административно-правовые отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления го­сударственной власти и ее взаимоотношений с субъектами административного права.

Необходимо обратить внимание на методы административно-правового регулирования и цели. При подготовке вопроса о системе административного права необходимо обратить внимание на понятие и сущность системы, назвать основные элементы системы. Роль административного права в создании правового государства сложно переоценить и потому при подготовке на данный вопрос необходимо дать понятие правового государства, рассмотреть историю возникновения и становления правового государства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

Источник:

Лекция 8. Административные правонарушения и административная ответственность

1. Административное право как отрасль права

Административное право называют правом управлен­ческим, организационным, поскольку оно регулирует отношения, связан­ные с управленческой деятельностью.

Под государственным управлением понимается специфический вид государственной деятельности, осуществляемый в различных сферах общественных отношений: в сфере экономики и народного хозяйст­ва, в сфере социально-культурного и административно-политического строительства.

регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях;

устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополу­чия, торговли и т.д.).

Одной стороной административно-правовых отношений всегда является орган исполнительной власти или другой исполнительный орган 50 , наделенный властными полномочиями, поэтому такие отношения никогда не возникнут между гражданами или общественными объединениями или внутри них. В административно-правовых отношениях отсутствует равенство его субъектов, т.к. одна сторона в этих отношениях наделена соответствующими властными полномочиями, а другая на основании норм административного права, не имеющая такие полномочия или имеющая их, но в меньшем объеме, обязана подчиняться стороне, обладающей большей властью.

Субъекты административного права — органы и лица, которые в соответствии с законодательством могут быть участниками регулируемых административным правом управленческих отношений. Выделяют:

1) индивидуальных субъектов (граждане РФ, иностранные граждане, апатриды, должностные лица);

2) коллегиальные субъекты (государственные 51 , муниципальные и негосударственные 52 организации)

Административноправовой статус указанных субъектов определяется объёмом и характером административной правосубъектно­сти (административной правоспособности и администра­тивной дееспособности.

2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Административная ответственность

Административным проступком (правонарушением) признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным или законодательством субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Признаки административного проступка:

1) конкретное деяние (действие или бездействие), акт волевого поведения физическо­го или юридического лица;

2) противоправность выражается в нарушении установленных общеобязательных правил, норм, требований, порядка и т.д. Противоправное деяние считается оконченным с момента его соверше­ния и не связывается с его вредными последствиями. Это означает, что для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта совершения того или иного запрещенного законом деяния — нару­шение правил или их невыполнение;

3) виновность лица, совершившего административный проступок. При отсутствии вины привлечение к администра­тивной ответственности недопустимо. Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. Только умышленно совершаются мелкое хулиган­ство, мелкое хищение, сокрытие страхового случая и др.;

4) наказуемость выражается в том, что за конкретное деяние, признанное административным проступком, предусмотрена административная ответственность в виде соответствующих мер наказания.

«Необходимо различать понятия – административные нарушения и административные правонарушения. Первые отражают только то, что не соблюдена, нарушена норма административного права. Но такое деяние может быть совершено лицом неделиктоспособным, невменяемым, в условиях крайней необходимости, т. е. невиновно. А правонарушение – это неправомерное, виновное деяние. К тому же административное правонарушение может быть не только административным, но и финансовым, земельным и проч.» 53 , — пишет Д.Н. Бахрах.

Юридический состав административного правонарушения — совокупность признаков, наличие которых даёт основание при­знать совершенное деяние административным проступком. 54 Элементы состава 55 :

1. Объект административного правонарушения общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)), являются права граждан;

2. Объективная сторона выражается в конкретном противоправном деянии, запрещенном нормами права, и в насту­пивших вредных последствиях в связи с совершением такого действия (без­действия). Однако не всегда совершение административного проступка связано с вредными последствиями;

3. Субъектами административного правонарушения являются физиче­ские и юридические лица. Применительно к физическим лицам субъектом административной ответственности являются лица, совершившие административные правонарушения, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Применительно к юридическим лицам субъектом административной ответственности являются лица, имевшие возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).

4. Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям, т.е. вина субъекта правона­рушения, которая выражается в форме умысла или неосторожности.

Читайте так же:  Штраф за неисполнение решения суда физическим лицом

Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, ареста и т.д.) к лицу, совершившему административный проступок. Объектом посягательства в большей степени являются отношения в сфере государственного управления. В то же время административная ответственность устанавливается и за правонарушения, совершенные в других сферах общественных отношений, в частности в сфере налоговых и та­моженных отношений, торговли, здоровья населения и т.д.

Цель применения мер административной ответственности — не только наказание виновного, но и его воспитание в духе уважения к закону и правопорядку, предупреждение совершения им не только административных, но и других видов правонарушений.

При малозначительности деяния лицо, совершившее административный проступок, может быть освобождено от ответственности (ст. 2.9. КоАП РФ).

Ограничение административной ответственности связано с особенностями субъектов административных правонарушений. Так, арест не может быть применен к беременным; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; несовершеннолетним и инвалидам 1-й и 2-й групп. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случа­ев управления ими в состоянии опьянения; уклонения от прохождения ме­дицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставления в нарушение установленных правил места ДТП, участником которого они являются. Определенные ограни­чения предусмотрены и в отношении применения конфискации орудия со­вершения или предмета административного правонарушения. К военно­служащим, проходящим военную службу по призыву, не применяют­ся наказания в виде административного ареста и штрафа.

Ограничение оснований для применения административных наказаний установлены в отношении военнослужащих; судей; прокуроров; лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью; иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдик­ции на территории России.

Источник:

Административные правонарушения лекция

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 1 сентября 2008 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения административного права слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная книга является электронной версией издания:

Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Источник:

Н. В. Макарейко. Административное право. Конспект лекций. 2009

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Административное право России».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Источник:

Лекция: Административное правонарушение.

Общие признаки (возраст и вменяемость)

Специальные (несовершеннолетние – комиссия по делам несовершеннолетних, военнослужащий и служащие правоохранительной службы – дисциплинарная ответственность, устанавливается спец указами – Дисциплинарный устав сотрудников ОВД, они не подлежат административному аресту, а те, кот призваны на службу по призыву, то они не подлежат и штрафу. Должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ) – как представление власти, и кот наделены гос властными полномочиями – совершение правонарушения. ИП и руководители иных организаций, кот выполняют властные полномочия (конкурсные комиссии, директора и т.д.) Иностранные граждане и лица без гражданства – несут ответственность, как гр-не РФ).

Новые изменения – ад от-ть транспортных средств. Установлен особый порядок привлечения их к оит-ти: в области дорожного движения (н-р: нарушение превышения скорости), в области благоустройства территории, предусмотренное суб РФ. Предусмотренное тр средством, в случае фиксации этих правонарушений техническими средствами. Везде создаются центры фиксации. В случае такого правонарушения – идет упрощенный порядок (ст. 28.6 Ко АП РФ – протокол не составляется, выносится постановление без участия владельца д-т средства).

Содержание указано в Постановлении. В любом постановлении указывается идентификатор материала, идентификатор прибора, кот зафиксировал (н-р: превышение скорости). Нарушение правил дорожного движения, документы владельца транспортного средства.

Порядок назначения наказания ст. 4.1. Ко АП РФ (п. 3.1). наказание назначается в виде предупреждения или штрафа, дб наименьшим в виде санкции. В случае, когда санкции статьи содержится альтернативная штрафу, установлена санкция другая, тогда санкция устанавливается в наибольшем размере. Штраф дб уплачен на основании ст. 32.2 Ко АП РФ, штраф перечисляется в кредитную организацию. Одновременно суд приставы составляют протокол на основании ст. 20.25 Ко АП РФ в случае неуплаты штрафа, в случае неуплаты штрафа – арест на 15 суток.

ПП от 12.11.2012 № 1156 – отмена доверенности – водительское удостоверение, регистрация транспортного средства, страховка. Данным постановлением увеличен срок регистрации ТС – раньше 5 суток, то теперь в течении 10 суток. Доказательства невиновности – явка лица, кот управлял ТС во время фиксации правонарушения и в отношении владельца снимается правонарушение.

Административная ответственность юр лиц – специальные субъекты ад правонарушения.

1). Подлежат от-ти прямо предусмотренных законом. По остальным разделам – применяются и к физ и юр лицам.

2). В Ко АП РФ применяются особенности приемлемости (в случае слияние – новое, в случае разделения – согласно разделительному балансу. В Ко АП РФ установлено то, что данная норма применяется не зависимо от того знал он об этом или нет).

Читайте так же:  Какие организации платят налог на прибыль

3). 4 вида наказания применяются- предупреждение, штраф, приостановление деятельности

4). Если б установлена вина физ лиц, то это не лишает его от ответственности

Объективное сторона – действие (бездействие). Последствия между причинно следственной связи. Факультативные признаки –

Длящиеся деяния – момент прекращения – момент пресечения правонарушения.

Субъективная сторона — вина. Форма вины – умысел и неосторожность. Мотивы – корыстные и иные виды мотивов.

2.Освобождение от административной от-ти.

Ст. 2.9 Ко АП РФ при малозначительности совершенного деяния. Согласно ст. 24.5 Ко АП РФ – нет в перечне, ст. 29.9. Ко АП РФ – дол лицо вправе вынести постановление прекращения производства по делу при малозначительности совершенного деяния. Ст. 30.7 Ко АП РФ – судья либо вышестоящий орган м вынести постановление прекращения производства по делу при малозначительности совершенного деяния. При совершении д лица. Понятие малозначительности совершенного деяния нет, поэтому в практике возникли вопросы. ПП ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г. при квалификации право-я в качестве малозначительности судам необходимо отталкиваться от самого дела (сути дела) (п. 10). ПП ВС РФ № 5 от 24.03.2005г. ПП ВС РФ от 24.10.2006г. – указал ряд конкретных составов, по кот не мб применен данный состав ст. 1.8 и ст. 12.26 Ко АП РФ. ПП от 22.11.2003 № 27 – добыча водных биологических ресурсов. Определил ряд составо, по кот не мб применена ст. 2.9 Ко АП РФ, 8.17 и ст. 8. 31 Ко АП РФ. На практике ОГВ самим приходится разъяснять нижестоящим органам. Ст. 2.9 Ко АП РФ.

ü Формальное наличие состава

ü Отсутствие каких-либо вредных последствий

ü Не причинение вреда гр-м, обществу, гос-ву

ü Антимонопольное обстоятельство

ü Штраф несоразмерен совершенному правонарушению

ü Административное правонарушение совершено впервые

Ст. 1.31, ст. 14.32, ст. 14.33 – недобросовестная конкуренция.

Ст. 3.1 0 мера от-ть, кот установлена гос-ом за совершение ад правонарушения. В Ко АП РФ – 9 админ наказаний, но 8 действуют (их применяют).

3. Штраф – денежное взыскание, кот взыскивается с физ и юр лиц и вносится в бюджет. Макс штраф – 5 тыс руб (было), до 50 тыс руб (ст. 14.1.2 Ко АП РФ). На юр лиц, макс (раньше) до 1 мил руб, то сейчас до 5 мил руб.

4. Лишение спец права, достав физ лицу (инвалиды мб лишены права управления ТС).

5. Дисквалификация (применяется к гражданской службе) от 6 мес до 3х лет.

6. Арест (до 15 суток, если контр террористические положения, то до 30 суток, не применятеся к несовершеннолетним, к военнослужащим, служащие правоохранительной службы, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет).

7. Приостановление дея-ти юр лица (срок 90 суток)

8. Административное выдворение иностранных гр-н (принудительное выдворение и добровольное)

9. Обязательные работы (от 08.06.2012г. введены, вступают в силу только с 1 января 2013г. работа бесплатно в свободное от работы и учебы время, срок от 20 до 200 часов, не более 4х часов в день). Не применяется к беременным женщина, к женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 лет, служащие правоохранительной службы, военнослужащие и инвалиды).

Содействие органом (д.л.) (помощи) в чем либо

Ст. 4. 2 Ко АП РФ – добровольное исполнения до вынесения постановления предписания

Обстоятельства, отягчающие от-ть (он закрыт):

1). Совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (иногда м и не признать в качестве отягчающего, т.е. по усмотрению лица)

2). В качестве отягчающих признаются те, у кот не указывается квалифицирующий признак

Ст. 4.4 Ко АП РФ – назначает наказания по совокупности.

ст. 4.5 Ко АП РФ – сроки привлечения к административной от-ти. Были внесены изменения. Установлены общие сроки – 2 мес, 2 срок, если дело подлежит рассмотрение судьей – 3 мес, со дня обнаружения правонарушения. По ряду правонарушений сферы кот обозначенных в ч.1 ст. 4.5 Ко АП РФ установлен годичный срок (1 год). За нарушение в сфере таможенного регулирования установлено – 2г., в сфере коррупции – 6 лет. В сфере правонарушения, где наказание лишение дисквалификации – 2 года.

Порядок исчисления – со исчисления либо со дня обнаружения. в настоящее время сущ ч.4 ст. 4.5 Ко АП РФ, кот позволяет определяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела – начинает исчисляться с момента отказа уголовного дела. Данная норма б обжалована в КС РФ (П КС РФ от 13.07.2010г. № 15) и была признана недействительна.

Ст. 6. 18 Ко АП РФ – предусматривает состав правонарушения – нарушение зак-ва в сфере допинга (ФЗ от 06.12.2011г.) – исчисляется срок, со дня получения всероссийской антидопинговой организации получение допинга спортсменом.

Антимонопольное законодательство – ст. 14.9, ст. 14.31 – 14. 33 Ко АП РФ – ограничение конкуренции – срок – с момента вступления решения комиссии антимонопольного органа (н-р: злоупотребления доминирующим положением на рынке).

Возмещение имущественного ущерба – 2 варианта – если нет спора между потерпевшим – одновременно с нарушением наказания (судьей этот вопрос решается). Ст. 4.8 Ко АП РФ (ФЗ от 06.12.2011г.) – порядок исчисления сроков – ПП ВС и ПП ВАС РФ. Течение срока – на следующий день после календарной даты или наступления событий.

Ст. 20.4 Ко АП РФ – административная от-ть юр лиц за нарушение дисциплины пожарной безопасности – штраф от 600 тыс руб до 1 млн руб. и административное приостановление деятельности до 90 дней (изменения были внесены от 06.12.2012г.)

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административные правонарушения лекция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here