Административное задержание как мера обеспечения производства

Важный материал по теме: "Административное задержание как мера обеспечения производства" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В соответствии с требованиями ст. 27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.

Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Законодательством предусмотрены ряд особенностей применения административного задержания.

Так, по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник, при этом подлежат разъяснению его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Следует обратить внимание на то, что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, подвергнутые административному задержанию, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Источник:

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

>
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

Читайте так же:  Окончание производства по делу об административном правонарушении

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Источник:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования административного задержания. Автором предлагается понятие административного задержания, определяется правовой статус задержанного, сравниваются уголовно-процессуальное и административное задержание. На основе проведенного анализа предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное задержание, правовой статус задержанного, основания административного задержания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание является одной из ключевых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административных принуждений. Применение рассматриваемой меры значительно ущемляет такое конституционно закрепленное право граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность. Необходимо заметить, что в ряде диссертационных исследований анализировалась правовая природа данной меры обеспечения производства, изучались особенности и основания ее применения . Интерес к проблеме законодательного регулирования административного задержания не ослабевает и в настоящее время, что доказывают периодически появляющиеся на страницах научных журналов публикации . Однако, несмотря на активность ученых в изучении отмеченной проблемы, единства мнений относительно некоторых аспектов применения этой меры обеспечения производства до сих пор не наблюдается.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. При осуществлении административного задержания таким нормативным правовым актом является только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ .

———————————
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: с изм. от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2015. 6 марта.

Смысл слова «задержать» означает временно лишить свободы до выяснения причастности к нарушению порядка, преступлению , а задержание — мера, осуществляемая представителями органов правопорядка, состоящая в лишении человека свободы, заключении его под стражу .

———————————
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 203.
Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 2005. С. 744.

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении .

Читайте так же:  Административные штрафы накладываются

Длительный период времени административное задержание относилось к мерам административного пресечения, и лишь отдельные ученые считали данную меру административно-обеспечительной. Например, В.П. Кудрявцев утверждает, что «административное задержание есть единая мера административного принуждения, которая служит достижению нескольких целей… Данной мере присущ внутренний универсализм: действия правоприменителя, с одной стороны, направлены на прекращение противоправного поведения, с другой стороны, они создают условия для привлечения виновных к ответственности. Таким образом, эти действия отражают единство и неразрывность воздействия материального (пресекательного) и обеспечительного (процессуального)» . Дальнейшее развитие науки административного права привело к тому, что административное задержание теперь находится в самостоятельной группе мер административных принуждений — мер обеспечения производства.

Кудрявцев В.П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 10 — 11.

Правовой статус задержанного в юридической литературе трактуется неоднозначно. Одни ученые считают, что в случае административного задержания речь идет об ограничении свободы лица , другие полагают, что суть такого задержания состоит все же в лишении свободы . Личную свободу характеризует свобода действий, поведения и передвижений, а рассматриваемая мера предусматривает полную подневольность задержанного лица на протяжении всего времени его содержания в специально отведенном для административно-задержанных помещении или учреждении. В пользу такой позиции свидетельствуют и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых указывается, что «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы» . В международных нормативных правовых актах под задержанным лицом также понимается лицо, «лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения» . Полагаем, что в данном случае целесообразно руководствоваться указанными нормативными правовыми актами, в которых считается, что в случае задержания лица оно лишается на какое-то время свободы, а не ограничивается в ней.

Несколько противоречиво, на наш взгляд, определение административного задержания как кратковременного ограничения свободы. Действительно, КоАП РФ предусматривается применение административного задержания сроком до 48 часов, а это достаточно продолжительный период времени. При этом следует заметить, что с позиции Конституционного Суда Российской Федерации такое продолжительное задержание может применяться «лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста» . Таким образом, подчеркивается, что далеко не в каждом случае возможно продление срока административного задержания до 48 часов, а в большинстве случаев такой срок не должен превышать трех часов.

———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П // Российская газета. 2009. 3 июля.

В связи с этим небезынтересной представляется позиция Л.Л. Попова, понимающего под административным задержанием принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, применяемое с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя . Вместе с тем автор рассматривает административное задержание как ограничение свободы лица, что, по нашему мнению, как уже ранее было указано, является не совсем верным.

———————————
Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 305.

В соответствии с вышеизложенными соображениями предлагаем ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица…».

———————————
Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2004. С. 58.
Еропкин М.И. Методы и формы государственного управления. М., 1967. С. 114.

Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, «анализ правоприменительной практики, а также специальной юридической литературы позволяет судить о некоторых проблемах применения административного задержания» . Так, например, возникает ряд вопросов относительно оснований, предусмотренных для применения административного задержания. Исходя из содержания ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что любое лицо, совершившее административное правонарушение и доставленное в ОВД, может быть подвергнуто административному задержанию по имеющимся основаниям, ведь необходимость «…обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» может возникнуть практически в любой ситуации, по любому административному правонарушению. Не ясно, почему необходимость таких действий возникает лишь «в исключительных случаях» и какой смысл вложил законодатель в понятие «исключительные случаи». В связи с этим правоприменитель вынужден при осуществлении административного задержания руководствоваться своими субъективными знаниями и опытом, что не способствует объективному применению административного задержания.

———————————
Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003. С. 122.

Применительно к установлению оснований для административного задержания показателен опыт законодателя, четко и понятно изложившего основания для уголовно-процессуального задержания лица. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ предусматриваются конкретные, четко сформулированные основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

———————————
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ: в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 47-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря; 2015. 11 марта.

Читайте так же:  Образец заявления обжалования постановления об административном правонарушении

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, или следователем, или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу .

Думается, что и в случае с административно-процессуальным задержанием основания такого задержания должны быть конкретизированы и исключать двойственность их толкования.

В целях наиболее эффективного обеспечения правоприменительной практики полагаем, что целесообразно закрепить в КоАП РФ основания административного задержания и изложить ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ в следующей редакции: «Административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица, может быть применено при наличии одного из следующих оснований:

1) для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

2) для установления личности правонарушителя и составления необходимых по делу об административном правонарушении процессуальных документов;

3) при наличии достаточных данных полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности;

4) если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства».

По нашему мнению, совершенно прав Ю.Ф. Решетник, полагающий, что в настоящее время положение ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ исполняется весьма формально и сотрудниками полиции без какого-либо разъяснения прав и обязанностей задержанному в протокол об административном задержании автоматически вносится запись о таком разъяснении. Полагаем, что с целью соблюдения прав и свобод лица, подвергнутого административному задержанию, необходимо, чтобы данное лицо собственноручно вписывало в соответствующую графу протокола об административном задержании о разъяснении ему прав и обязанностей и расписывалось об этом. Для этого необходимо ввести такую запись в протокол об административном задержании. Соглашаясь с позицией Ю.Ф. Решетника , считаем необходимым ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…5) задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем задержанный собственноручно делает запись в протоколе об административном задержании».

———————————
Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 19 — 23.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то обстоятельство, что нормы административного права, регулирующие основания и порядок применения административного задержания, рассматриваются учеными-административистами уже длительный период времени, до сих пор имеются существенные разногласия, касающиеся целого ряда позиций, причем как теоретического плана, так и практической направленности. В законодательном уточнении нуждаются основания, предусмотренные для применения административного задержания. Существует необходимость проведения дальнейшего научного исследования с целью определения более конкретных критериев вытрезвления задержанного лица, а также решения ряда других проблем, связанных с применением административного задержания.

«Административное право и процесс», 2016, N 2

Источник:

Применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях– вид мер административного принуждения, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке для достижения целей производства по делам об административных правонарушениях.

Такими мерами считают доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности.

Цели применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:

  • установление личности нарушителя;
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • исполнение принятого решения по делу об административном правонарушении.

Доставление

— принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Административное задержание

— кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки административного задержания:

1. до трех часов (общий срок);

2. до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3. до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице,

т. е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случаях необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Читайте так же:  Срок уплаты административного штрафа по решению суда

Досмотр транспортного средства

, т. е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в случаях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документовпроизводится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Изъятие вещей

, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, полномочными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протокол об административном правонарушении.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, полномочными составлять протокол об административном правонарушении.

Отстранение от управления транспортным средством

применяется к лицу, которое управляет транспортным средством, при наличии определенных оснований до устранения причин задержания.

Основания отстранения от управления транспортным средством определенного вида:

  • имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения;
  • управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе автопоезда;
  • управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласия указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения

применяется к лицу, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения.

Задержание транспортного средства

, т. е. помещение транспортного средства соответствующего вида на стоянку, хранение до устранения причин задержания при нарушении правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством при наличии определенных оснований.

Основания задержания транспортного средства:

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод

примененяется к физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законному представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелю в определенных случаях.

Привод осуществляется тогда, когда рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, установленных КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Временный запрет деятельности

заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности устанавливается на срок, не превышающий пяти суток. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник:

Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).

Читайте так же:  Заявление на возврат налога усн ип

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Порядок задержания

Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.

Задержание вправе осуществить:

  1. Сотрудники полиции:
  • по делам, которые рассматриваются полицией;
  • по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
  • в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
  1. Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ).

По факту задержания:

  • составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
  • уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
  • уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
  • уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
  • уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.

При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.

После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.

Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):

  1. нарушение госграницы;
  2. нарушение таможенных правил;
  3. если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  4. если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.

Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):

  • с момента доставления;
  • с момента вытрезвления.

К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности.

На практике возможны различные ситуации применения задержания.

Типичная ситуация:

  1. Выявляется правонарушение.
  2. Лицо доставляется в отдел полиции.
  3. Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
  4. Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
  5. Принимается решение по административному делу.

Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.

В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник:

Источники

Административное задержание как мера обеспечения производства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here