Административное задержание как мера государственного принуждения

Важный материал по теме: "Административное задержание как мера государственного принуждения" с полным раскрытием сопутствующих вопросов. Если у вас есть дополнительные вопросы, то вы всегда можете обратиться за помощью к дежурному юристу.

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения (ст.ст. 14 -17)

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

>
Задержание
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/bab98b384321e6e745a56f88cbbe0486/

Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией

(Попов А. И.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 3)

ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПОЛИЦИЕЙ

Попов Александр Иванович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России, капитан полиции.

В статье рассматриваются вопросы применения сотрудниками полиции задержания как меры государственного принуждения. Исследуются проблемы соотношения специального законодательства с уголовно-процессуальным и административным законодательством при применении задержания.

Ключевые слова: полиция; закон; меры государственного принуждения; задержание; сотрудники полиции.

Detention as a measure of the state coercion, applied by police A. I. Popov

Popov Aleksandr Ivanovitch, candidate of laws, senior lecturer of the operational investigation search activities department of Ryazan branch of the Moscow university of the MIA of Russia, captain of police.

In article questions of application by police officers of detention, as measures of the state coercion are considered. Problems of a ratio of the special legislation with the criminal and procedural and administrative legislation are investigated at detention application.

Key words: police; law; measures of the state coercion; detention, police officers.

Конституция РФ гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное конституционное положение провозглашает одно из наиболее важных личных прав человека — право на личную неприкосновенность. Наиболее часто применяемой мерой государственного принуждения, ограничивающей право граждан на свободу передвижения, в том числе и на личную неприкосновенность, является задержание. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон), который детально регламентирует порядок осуществления сотрудниками полиции такой меры государственного принуждения, как задержание. ——————————— СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания задержанные лица подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании. Целью данного осмотра будут являться обнаружение различного рода телесных повреждений и обязательная их фиксация. В заключение хотелось бы отметить, что в настоящий момент наряду с уголовно-процессуальным и административным законодательством порядок осуществления задержания также детально регламентирован и в специальном законе, регламентирующем деятельность одной из основных правоохранительных структур — полиции.

Источник: http://center-bereg.ru/m520.html

Задержание как мера государственного принуждения

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, а также уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, в том числе его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Читайте так же:  Срок давности оплаты административного штрафа

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Протокол подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

По общему правилу, срок задержания не может превышать 48 часов.

Заместитель Новомосковского горпрокурора А.Г. Полуэктов

Источник: http://www.prokuror-tula.ru/prosecutors-office/explanation/novomoskovsk/28898/

Тема 8. Убеждение и принуждение в сфере государственного управления

1. К какому понятию относится следующее определение: «Активное моральное, психологическое и материальное воздействие на сознание и поведение людей с целью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм»?

2. Определение «Способ воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей государственно-управленческой деятельности, средство практического осуществления ее функций» относится к понятию

1. метод государственного управления>

3. Административно-правовое принуждение может применяться:

4. во всех перечисленных случаях>

Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, запрещение (ограничение) движения автотранспорта и пешеходов, периодический государственный технический осмотр транспортных средств — подберите для этих мер общее родовое понятие.

3. меры административного предупреждения>

5. Обобщающим термином для обозначения двух понятий «меры административной ответственности» и «меры административного пресечения» является

6. К какому понятию можно отнести следующую классификацию: общие — требование должностного лица о прекращении противоправных действий, отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения и т.д.; специальные — применение огнестрельного оружия, резиновых палок, наручников, физической силы?

Для таких мер, как установление карантина, комендантского часа, запрещение движения автотранспорта, общим родовым понятием является

8. Синонимом понятию «административные наказания» является понятие меры

3. административной ответственности>

9. Из перечисленных мер воздействия: 1) административные наказания; 2) административно-предупредительные меры; 3) правовое воспитание; 4) моральное наказание; 5) меры административного пресечения — к мерам административного принуждения относятся:

К какому виду мер административного принуждения принадлежат: административное задержание, привод, личный досмотр, изъятие вещей и документов?

1. меры административно-процессуального обеспечения>

11. Из перечисленных мер: 1) требование должностного лица о прекращении противоправных действий; 2) проверка документов; 3) применение наручников; 4) изъятие вещей и документов — к мерам административного пресечения относятся:

Из приведенных мер воздействия: 1) предупреждение; 2) строгий выговор; 3) лишение права на охоту; 4) лишение свободы; 5) административный штраф; 6) административное задержание — мерами административной ответственности являются

13. Определение «кратковременное ограничение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» — относится к понятию

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел или судьи, то его можно подвергнуть

15. Из перечисленных групп лиц: 1) психически больные; 2) заразные больные; 3) больные алкоголизмом и наркоманией — принудительное лечение может осуществляться в отношении следующих категорий граждан:

В отношении кого применяется привод: 1) физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности; 3) свидетеля; 4) потерпевшего?

17. Из перечисленных видов субъектов права: 1) работники предприятий, учреждений, организаций; 2) военнослужащие; 3) государственные служащие; 4) учащиеся и студенты — дисциплинарную ответственность по нормам административного права несут:

18. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, не должно превышать:

Какие административные наказания, из числа перечисленных, могут применяться в отношении юридического лица: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) лишение специального права; 4) административный арест; 5) дисквалификация?

Лишение специального права применяется на срок

По общему правилу административный арест применяется на срок до

22. Административный штраф как мера административного наказания может выражаться в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) должностному окладу; 4) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате, сумме незаконной валютной операции:

Тема 9. Административная ответственность

1. Из двух понятий «административная ответственность» и «административное принуждение»

1. более широким, обобщающим понятием является административное принуждение>

2. Из перечисленных видов юридической ответственности: 1) административная ответственность физических и юридических лиц; 2) дисциплинарная ответственность государственных служащих, учащихся; 3) материальная ответственность военнослужащих; 4) общественно-правовая ответственность — нормами административного права регламентированы:

3. Определение «Назначение уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение» соответствует понятию

2. административная ответственность>

Не позднее какого срока со дня совершения административного правонарушения влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении со дня его обнаружения, лицо может быть привлечено к административной ответственности?

Читайте так же:  Акт налоговой проверки после возражения

Из перечисленных групп субъектов административного права: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства; 4) должностные лица; 5) юридические лица – субъектами административного правонарушения по Кодексу об административных правонарушениях РФ могут быть

По истечении какого срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении со дня его обнаружения, по общему правилу, не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении?

Такие признаки состава административного правонарушения, как деяние (действие или бездействие), неблагоприятные противоправные последствия и причинная связь между деянием и последствиями, находят свое отражение в его

3. объективной стороне>

8. Из перечисленных элементов состава административного правонарушения: 1) противоправное деяние; 2) размер причиненного им вреда; 3) субъект правонарушения; 4) форма вины; 5) способ совершения правонарушения; 6) время и место совершения правонарушения — к объективной стороне состава правонарушения относятся:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/7xa260.html

Административное задержание как мера административного принуждения в деятельности полиции

Процессуальное содержание, общие и отличительные признаки административного задержания и доставления как меры государственного принуждения. Тактические приемы процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2011
Размер файла 67,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

28. Сазонов, М.Я. Доставление административного нарушителя в органы внутренних дел как самостоятельная мера административного принуждения [Текст] М.Я. Сазонов // Производство по делам об административных правонарушениях: КВШ им. Ф.Э. Дзержинского. — Киев, 1983.

29. Сафронов, А.Д. Проблемы риска в деятельности органов МВД [Текст] А.Д. Сафронов // Социс. № 11, 1997.

30. Смирнов, В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников милиции по нетрадиционным восточным психотехникам к действиям в экстремальных условиях [Текст] В.Н. Смирнов: Методические рекомендации. — М.: МВД России, 1999.

31. Субъекты административного задержания и их полномочия [Текст] // Управление и право. — М.: МГУ им М.В. Ломоносова. 1982.

32. Тарасов, Н.В. Нарушения законности в деятельности милиции: причины и пути предупреждения [Текст] Н.В. Тарасов // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (28 — 29 ноября 2001 г., — Москва — Брянск: ЮИ МВД России, 2002.

33. Тюрин, В.А. Меры административного пресечения как средство предупреждения преступлений и административных правонарушений [Текст] В.А. Тюрин // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах: Материалы международной научно-практической конференции (4-5 июля 2000 г.). — М.: МА МВД России, Изд-во «Щит-М», 2001.

34. Тюрин, В.А. Задержание как мера административного и уголовно-процессуального пресечения [Текст] В.А. Тюрин // Российский следователь. 2001. № 4.

35. Шейфер, С. Доказательственное значение задержания подозреваемого [Текст] С. Шейфер // Соц. законность. 1972. № 3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основы правового регулирования административного принуждения в РФ. Система мер административного принуждения в РФ: административно-предупредительные; административного пресечения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

курсовая работа [30,5 K], добавлен 18.01.2011

Анализ системы мер административного принуждения: доставление, административное задержание. Рассмотрение институтов задержания и доставления. Задержание и доставление как виды административного принуждения. Особенности процессуального порядка доставления.

курсовая работа [66,0 K], добавлен 29.07.2012

Место и роль мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения. Обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, применяемых в отношении физических, юридических лиц.

реферат [70,7 K], добавлен 09.03.2009

Правовая природа административного принуждения, классификации мер, признаки, цели и стадии его применения. Административное предупреждение, пресечение, наказание, административно-процессуальное обеспечение. Административные правовосстановительные меры.

курсовая работа [75,0 K], добавлен 09.12.2015

Классификация мер административного государственного принуждения. Признаки и методы правового регулирования административного принуждения. Характерные признаки административного принуждения как самостоятельного вида государственного принуждения.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 14.11.2017

Понятие административного принуждения. Виды административного принуждения, их правовая характеристика. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Меры взыскания.

курсовая работа [20,2 K], добавлен 07.08.2003

Раскрытие сущности административного принуждения как социально-правового явления и меры государственного принуждения. Правовая квалификация административно-предупредительной меры. Система мер административного пресечения и административного взыскания.

контрольная работа [25,8 K], добавлен 24.10.2014

Соотношение задержания с иными мерами уголовно-процессуального принуждения. Процессуальный порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Основания освобождения задержанного. Процессуальные действия, выполняемые при задержании.

дипломная работа [139,5 K], добавлен 21.10.2014

Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и основания применения. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения. Задержание подозреваемого, меры пресечения. Меры государственного принуждения как составная часть государственных функций.

курсовая работа [41,1 K], добавлен 07.11.2010

Понятие, значение и сущность задержания в уголовном судопроизводстве. Основания и мотивы задержания, его процессуальный порядок проведения правоохранительными органами и реальные отступления от процедуры. Отличие задержания от меры принуждения.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 30.04.2011

Источник: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625b2bd78b5c53a88421206d27_2.html

Применение огнестрельного оружия как мера государственного принуждения

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами, ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Читайте так же:  3 ндфл год не подала декларацию

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Административное задержание как мера государственного принуждения

КоАП РФ, Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции —

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной

(см. текст в предыдущей редакции)

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов,

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

31. Принудительное лечение как мера административного принуждения

Сейчас в России осуществляется принудительное лечение хронических алкоголиков, лиц, страдающих психическими заболеваниями, и некᴏᴛᴏᴩых заразных больных.

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения’ страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Стоит заметить, что оно может быть проведено без согласия лица или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает дейсгвия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, кᴏᴛᴏᴩое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи;

г) если обследуемый находится под диспансерным наблюдением в связи с хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи будет то, что обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство лица будет тяжелым.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, кᴏᴛᴏᴩая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случае если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения. В заявлении должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. К нему прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом стационаре.

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении. При ϶ᴛᴏм гражданину должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. В случае если психическое состояние не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении.

Читайте так же:  Период истечения административного штрафа

Участие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении кᴏᴛᴏᴩого решается вопрос о госпитализации, обязательно.

Постановление судьи об удовлетворении заявления будет основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в психиатрическом стационаре. Стоит заметить, что оно в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано госпитализированным, его представителем, руководителем психиатрического учреждения в порядке, установленном ГПК РСФСР.

Все пациенты стационара будут обладателями специального административно-правового статуса. В частности, они вправе:

— обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав, предоставленных законом;

— встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

— подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

— исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в т.ч. пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

— выписывать газеты и журналы;

— получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет.

32. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения как административно-процессуальная мера

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 299 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/9_63971_primenenie-ognestrelnogo-oruzhiya-kak-mera-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya.html

Задержание как мера государственного принуждения, детерминирующая правовой статус лица, подозреваемого в совершении преступления

Государственное принуждение по своему характеру и целям применения разнообразно. Разнородность общественных отношений, а также посягательств на них обуславливает необходимость применения различных видов государственного принуждения, которые по своему содержанию, причинам (основаниям) и порядку реализации имеют определенные отличия. Оно может выступать и выступает не только в виде мер уголовно-правового, гражданско-правового, административно-правового, дисциплинарного воздействия. Разновидностью государственного принуждения является и уголовно-процессуальное принуждение, представляющее собой совокупность всех предусматриваемых нормами уголовно-процессуального права мер принудительного воздействия. Как подчеркивает В.М. Коркунов, уголовная ответственность, меры административно-правового, гражданско-правового, дисциплинарного воздействия в сфере уголовного судопроизводства играют хотя и важную, но все же вспомогательную роль. Они дополняют меры собственно процессуального воздействия, предусмотренные нормами уголовно-процессуального права [1, с.7].

Принуждение, как в уголовном процессе, так и в административной или оперативно-розыскной деятельности всегда ограничивает в той или иной форме свободу личности. Подчеркивая объективную природу принуждения, В.М. Коркунов отмечает, что согласие участников правоотношений подвергнуться самоограничению не лишает меры процессуального принуждения их объективно-принудительного характера, а лишь устраняет субъективное чувство принуждения [1, с. 18]. Его правоограничительнная направленность с философских позиций в большей степени соответствует тому, чтобы рассматривать принуждение через взаимосвязь и взаимообусловленность таких понятий, как возможность и действительность, свобода и необходимость.

Философы под свободой понимают деятельность субъектов на основе познанной необходимости. Если необходимость еще не познана, то она вступает в противоречия с устремлениями субъекта. Соотношение этих категорий отражает внутреннюю субъективную сторону уголовно-процессуального принуждения. В категориях возможности и действительности заложено объективное начало, в соответствии с которыми в силу ряда обстоятельств из множества вариантов поведения субъекту предопределяется одно определенное, отвечающее интересам общества.

Процессуальное принуждение характеризуется диалектическим единством субъективной и объективной сторон принудительного воздействия. При объективном критерии на первый план выдвигается воля государства в лице уполномоченных лиц, осуществляющих досудебное производство. Она потенциально независима от воли принуждаемого лица. Субъективный же критерий абсолютизирует волю, сознание лица, подвергаемого процессуальному принуждению, определяя границы свободного поведения, устанавливая пределы применения мер процессуального принуждения.

Таким образом, иод процессуальным принуждением следует понимать метод процессуального регулирования, выражающийся в закрепленных правовыми нормами специфических способах воздействия на участников процессуальных отношений, направленный на беспрепятственное достижение целей судопроизводства. Юридическая природа мер процессуального принуждения характеризуется тем, что это не уголовно-правовые санкции, связанные с признанием лица виновным в совершении преступления. Они призваны обеспечить нормальную уголовно-процессуальную деятельность. Их применение в отличие от уголовного наказания, не предопределяется результатами разрешения дела, признанием лица виновным. Такие меры процессуального принуждения, как задержание, заключение под стражу по своему характеру очень схожи с наказанием в виде лишения свободы, что подтверждается и включением времени их применения в срок отбытия наказания. Применение мер процессуального принуждения обуславливается необходимостью обеспечения процесса доказывания, устранения возможных препятствий раскрытию преступления и установления истины по делу.

Меры уголовно-процессуального принуждения характеризуются следующим:

1) они используются только в сфере досудебного производства по делам о преступлениях;

2) применяются независимо от воли и желания лиц, в отношении которых допустимо их применение;

3) применение этих мер связано с определенным стеснением прав личности, в частности, права личной свободы, неприкосновенности, права свободного передвижения, неприкосновенности жилища и тайны переписки;

4) лица, к которым могут применяться данные меры, основания, условия и порядок их использования строго регламентированы уголовно-процессуальным законодательством;

5) законность и обоснованность их применения обеспечивается системой правовых гарантий.

Исходя из изложенного, меры процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке органном дознания (или лицом, производящим дознание в соответствии со ст. 65 Уголовно-процессуального кодекса РК), следствия, судом, прокурором в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса.

Государственно-правовая гарантия соблюдения прав и законных интересов личности подразумевает строгую регламентацию законодательством условий законности и обоснованности задержания; обязательность соблюдения предусмотренных законом сроков ограничения личной неприкосновенности; неукоснительное обеспечение процессуального порядка задержания подозреваемых; соблюдение презумпции невиновности и недопустимость возложения бремени доказывания на обвиняемого (подозреваемого). Кроме того, согласно ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, лицо может быть задержано в качестве подозреваемого только по следующим основаниям:

  • когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление либо задержат это;
  • когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
  • когда в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершенном или готовящемся им тяжком или особо тяжком преступлении.
Читайте так же:  Отчетность ип по инн

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо пыталось скрыться либо когда оно не имеет постоянного места жительства, или не установлена личность подозреваемого.

Задержание подозреваемого в совершении преступления как мера процессуального принуждения очень сходна с предварительным заключением под стражу. На задержанных по подозрению в совершении преступления распространяется специально установленный режим: их внешняя и внутренняя изоляция, а также постоянный надзор за ними. Оно, как и предварительное заключение, является ограничением свободы передвижения, но краткосрочным, продолжительность которого не может превышать 72 часов, и также направлено на пресечение преступной деятельности отдельных граждан. Задержание, как и арест, может иметь место в случае совершения преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Подозрение лица в совершении такого преступления является условием, при котором допустимо задержание. Если же лицо подозревается в совершении преступления, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, задержание недопустимо.

Причем, сам акт заключения под стражу именовался задержанием. Например, в ст.431 Устава говорилось, что при отправлении обвиняемого в места заключения ему предъявляется постановление о взятии под стражу до истечения суток с момента его задержания. Таким образом, фактически сложилась самостоятельная мера принуждения — задержание подозреваемого, применяемая полицией в строго ограниченных случаях до прибытия судебного следователя. Отдельное закрепление задержание подозреваемого получило в советском законодательстве, в частности, в ст. 105 УПК РСФСР 1922 г.: «Задержание органами дознания лица, подозреваемого в совершении преступления, допускается лишь как мера предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда. ». Задержание подозреваемого допускалось в тех же названных выше шести случаях.

Основы уголовного судопроизводства 1958 г. правом производить задержание подозреваемого наряду с органами дознания наделили следователя. В результате задержание подозреваемого превратилось в отдельную меру процессуального принуждения, которая стала выполнять роль своеобразного буфера, препятствующего скоропалительным, недостаточно обоснованным арестам. Если ранее следователь мог принять в отношении подозреваемого лишь одно из двух решений — арестовать или оставить на свободе, то действующее законодательство в экстренных ситуациях, когда отсутствуют достаточные основания для того и другого решения, предоставляет ему возможность принять третье -ограничить подозреваемого в свободе с тем, чтобы в установленные сроки обстоятельно разобраться и обоснованно решить вопрос о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения пол стражу либо его освобождении.

Дальнейшее развитие законодательства привело к созданию самостоятельного правового института задержания. Однако это не устранило соподчиненное™ задержания и ареста.

Во-первых, задержание, в отличие от ареста, не является самостоятельной мерой пресечения. Задержание подозреваемого в совершении преступления — мера процессуального принуждения, применяемая с целью выяснения его причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста.

Во-вторых, задержание применяется только в отношении подозреваемого (в то время как арест в качестве меры пресечения применяется к обвиняемым и лишь в исключительных случаях, к подозреваемым).

В-третьих, для задержания лица по одному из перечисленных оснований, не требуется специального постановления, санкционированного судом. При задержании подозреваемого составляется протокол задержания. Арест же обвиняемого лица санкционируется исключительно судом.

В-четвертых, в качестве процессуального принуждения задержание может применяться только при производстве дознания и предварительного следствия.

Таким образом, задержание — это мера государственного принуждения, применяемая в отношении лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, для выяснения причастности задержанного к преступлению и разрешения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде ареста. Процессуальное принуждение — это метод процессуального регулирования, выражающийся в закрепленных правовыми нормами специфических способах воздействия на участников процессуальных отношений, направленный на беспрепятственное достижение целей судопроизводства.

Литература

  1. Коркунов В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. -Саратов. 1978. -С. 136.
  2. Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. -М., 1968. 160 с.
  3. Ахпанов А.НЛроблемы уголовно-процессуального принуждения в стадии предварительного расследования. — Алматы, 1997. 176 с.
  4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января С 755.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997. № 206.
  6. Григорьев В.Н. Задержание подозреваемого органами внутренних дел: Учебное пособие. -Ташкент, 1989. 120 с.
  7. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г. //Бюллетень международных договоров РК, 2006 г., № 4, — С.30.
  8. Всеобщая Декларация прав человека //Права человека в международных документах: ее документов. 4.1. — Алматы:Ғылым, — С.8-16.
  9. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: Юридическая литература 1991. 160 с.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://articlekz.com/article/10506

Административное задержание как мера государственного принуждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here